Чеченские евреи, еврейские чеченцы

19 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Просматривая самиздат наткнулся на

Зелев Андрей

http://zhurnal.lib.ru/z/zelew_a_j/chechenjew.shtml

Поскольку первоначальная идея его, честно сообщаю имя и адрес. Автор доказывает происхождение чеченцев от хазар с намеком, что чеченцы происходят от евреев. Общего они имеют приблизительно как ядвиги-язычники с современными белорусами-православными. Но я подумал, почему нет? Я ведь на ФАИ.

Итак. Разгромленные хазары-иудеи поразбежались в разные стороны. Потом еще Каспий добавил, жить в прежних местах стало невозможно. Часть, особенно городские подались в Крым, часть ассимилировалась. И только немногие, в основном слабые племена и осколки родов забились в горы и там отсиживались, пока буйные ветры истории гоняли туда сюда разных монголов.

История шла своим обычным порядком, особой религиозностью в те времена в горах, если не считать одно время мусульман никто не страдал. Мусульманство проникло на Кавказ достаточно поздно. В Дагестане ЕМНИП еще в 16 веке язычники нормальное явление. Турция до тех мест не дотянулась. Централизованного еврейства никогда не было, в каждом ауле был отдельный раввин (а в некоторых и не было), который исполнял необходимые обряды, вроде жениться/похоронить, но не очень-то понимал в разных книгах. Читать через столетия на святом языке они уже не умели, так что жили, как водится все больше по адатам и слову старейшины. Жили такой же жизнью как окружающие, а бытие как сообщили нам классики, определяет сознание. Так что пасли овечек, копались в огороде, очищая его от камней, и регулярно ходили украсть что-нибудь ценное у соседей. Не важно, какого рода, религии или племени те были. Горцы в этом смысле толерантны до безобразия. Соседи, естественно отвечали тем же.

Так они и жили, пока не настал век просвещения, а вместе с ним не появились русские. С одной стороны появилось, кого можно еще ограбить, с другой этих самых пришельцев становилось все больше, и они принеси с собой новые идеи. То есть контакты с более культурными народами, включая общины евреев проживающие в Турции, безусловно и раньше были, но единичные. Несколько раз даже ездили учиться в тамошние ешивы, но обычно ничего хорошего из этого не выходило. Гордые нохчи (тут маленькое отступление – чечены с ингушами родственные народы как в реальной истории, просто они ведут свое происхождение от разных ханов. У кагана было много жен) бесились от снисходительного отношения к ним этих живущих под властью мусульман евреев, не способных зарезать оскорбившего, не взирая на последствия.

Особенно неприятным был случай когда один умник, вернувшийся из Турции после обучения посмел возражать старому уважаемому раввину из тейпа, ведущего своего происхождение от самого хана Булана по какому-то вопросу который зазубрил в ешиве. Вместо того, чтобы почтительно слушать, он начал спорить, а на удар клюкой вынул кинжал и убил несчастного священнослужителя. Потом еще сто лет в ущельях качественно исполнялась кровная месть, пока наконец не помирились и не решили совместно не отправлять учиться в края, где такие испорченные нравы молодых людей. Жили себе по адатам и дальше проживем.

Но злые ветры перемен помешали всеобщему счастью. Русские все лезли и лезли, мешали жить, требовали дани и разных прочих глупостей. Свободолюбивые горцы ответили супостатам. Все шло как в обычной истории, если не считать удивления русских офицеров еврейством нохчей. Разные Пушкины с Лермонтовыми изливались про красавец Белл и в салонах недоуменно сравнивали собственных евреев с Украины и Польши с дикими горскими. Сравнение было не в пользу ашкеназов. Просвещенное общество в те времена умилялось дикарям, считая, что они ближе к природе и проще.

Но это было позже. Пока что началась Кавказская война, которая становилась все тяжелее. Чтобы сплотить всех для отпора захватчикам началось педалирование религиозного противостояния. Произошел подъем религиозной жизни на небывалую высоту. Танец в кругу с грозными выкриками в талитах до сих пор пугает соседние народы. Они знают, что будет большая кровь. Стали приглашать даже ученых раввинов из Турции. Османы вообще были заинтересованы нагадить России и помогали оружием и свитками Торы. В те времена евреев в Турецкой империи гоняли не больше чем других, так что и проблем особых не было.

Шамиль провозгласил себя мошиахом и мюриды с развевающимися пейсами нанесли поражение русским. Я далек о того, чтобы чеченцы взяли Москву, но в реале он при необходимости прекрасно сотрудничал не только с мусульманами. Даже был отряд из перебежчиков и специально церковь для них построили. Здесь Шамиль старался без необходимости не раздражать мусульман, для них тоже христиане враг. Разные Франции с Англиями засуетились. Шустрый корреспондент французской газеты с крайне подозрительной для русского уха фамилией проник в Чечню и написал несколько статей про уничтоженные русскими аулы. Слово «Pogrom» попало в европейские словари несколько раньше. Возмущенная Европа обсуждала события на Кавказе и царизму пришлось слегка придержать сильно ретивых полководцев.

Кончилось как водится полной победой РИ и Шамилем в Казани. Там ему не понравилось, и было получено разрешение перебраться в Вильно, где полководец на старости лет углубился в изучение Талмуда. Место, где он сидел в синагоге показывали любопытным до 2 мировой. Здание, к сожалению не сохранилось. Дети его дослужились до генеральских чинов в русской армии (один правда во Францию уехал). Горцы могли служить добровольно, а князья нередко имели офицерские звания. На них как бы законы об ограничении не распространялись. Цари тоже любили дикарей.

Вот здесь начинается самое интересное. Начались контакты нохчей с ашекназами. Нохчи естественно отделяли себя от этих в черте оседлости. Вроде как караимы. Для них и законы были другие, но без влияния никак не могло обойтись. В том числе и революционного.

Я могу и сам продолжить, но мне интересно что другие думают.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вроде как караимы

<{POST_SNAPBACK}>

Собственно, вот оно, ключевое слово. Будет ответвление от иудаизма, караимам подобное.

Кстати, в РИ крымские ханы отправляли своих отпрысков на воспитание к кавказским горцам. Здесь это будет? Или как?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Будет ответвление от иудаизма, караимам подобное.

<{POST_SNAPBACK}>

Так это естественно. Это не галактизм, а альтернативный реализм. Они по определению не выходцы из Палестины, а потомки хазар. Значит и различие имеется. Отторваность в течение столетий. Опять различие в обрядах. Напрашивается тенденции.

1. Отделение себя и через законы и через происхождение. Любой чеченский равин моментально покажет что в Торе у царя Соломона были сотни жен. Многоженство. Кстати у мароканских евреев еще в 20 веке практиковалось. Талмуд не признается, это гораздо более позднее происхождение имеет. Законы на кашрут непременно имеют различие. Свинину низя, а вот про остальное интересный вопрос.

2. Религиозные контакты на позднем этапе сближение. Священные книги общие.

3. Политические контакты. Ну как обойтись без этого? Мне ведь интересен как раз 20 век. Я себе представляю Дикую дивизию разгоняющую разных сицилистов по местечкам. В промежутках нохчи посещают местные синагоги и плюются с местной жизни. Куда там казакам.

4. Денежный вопрос. Тут всплывает нефть Грозного. Без еврейских денег и чеченских князей не обойтись.

Кстати, в РИ крымские ханы отправляли своих отпрысков на воспитание к кавказским горцам. Здесь это будет? Или как?

<{POST_SNAPBACK}>

Кавказские горцы это понятие расплывчатое. ЕМНИП они больше имели дело с Дегестаном.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

--

Го?рские евре?и (самоназвание — жугьур [джуhур], мн. ч. жугьургь, более традиционно также гьивр) — субэтническая группа евреев Восточного Кавказа. До середины XIX века жили преимущественно на юге Дагестана и севере Азербайджана, впоследствии стали расселяться сначала в города на севере Дагестана, затем в другие регионы России, а позже — в Израиль.

Говорят на диалектах татского языка иранской ветви индоевропейской семьи (в совокупности называемых также еврейско-иранским языком распространены также иврит, русский, азербайджанский, английский и другие языки, в диаспоре практически вытеснившие родной язык.

Mountain_jews_4.jpg

Общая численность около 110 тыс. чел.[источник не указан 37 дней] (2006, оценка), из них:

* в Израиле — 50 тыс. чел.;

* в Азербайджане — 37 тыс. чел.[1] (по другим оценкам — 12 тыс.), из них около 30 тыс. в самом Баку и 4000 в Красной Слободе;

* в России — 20 тыс. чел. (2006, оценка), в том числе в Москве — 10 тыс. чел., в районе Кавказских Минеральных Вод (Пятигорск) — 7 тыс. чел., в Дагестане — ок. 2 тыс. чел

* Горские евреи живут также в США, Германии и других странах.

Делятся на 7 локальных групп:[источник не указан 37 дней]

* нальчикские (нальчигё) — Нальчик и близлежащие города Кабардино-Балкарии.

* кубанские (губони) — Краснодарский край и часть Карачаево-Черкессии, большая часть кубанских евреев была убита, сначала во время раскулачивания, позже во время холокоста.

* кайтагские (кайтоги) — Кайтагский район Дагестана, особенно в Тубенауле и Маджалисе;

* дербентские (дарбанди) — Дербентский район Дагестана, включая село Нюгди.

* кубинские (губои) — север Азербайджана, в основном в посёлке Красная Слобода (Кырмызы Кесебе);

* ширванские (ширвони) — северо-восток Азербайджана, в прошлом село Мюджи Шемахинского района, а также в Баку;

* варташенские — города Огуз (ранее Варташен), Гянджа, Исмаиллы, Шемаха (около 2000 чел.).

* грозненские — города Грозный , (около 1000 чел.).

История

По лингвистическим и историческим данным, евреи начинают проникать из Ирана и Месопотамии в Восточное Закавказье не позже середины VI века н. э., где они селились (в его восточных и северо-восточных районах) среди населения, говорящего по-татски, и переходили на этот язык, вероятно, в связи с подавлением восстания Мар Зутры II в Иране (одновременно с движением маздакитов) и поселением его участников в новых укреплениях в районе Дербента. Еврейские поселения Кавказа были одним из источников иудаизма в Хазарском каганате. В состав горских евреев вошли также более поздние переселенцы из Ирана, арамееязычные курдистанские евреи.

Наиболее ранние материальные памятники горских евреев (надгробные стелы в районе города Маджалис в Дагестане) относятся к XVI веку. Существовала сплошная полоса поселений горских евреев между Кайтагом и районом Шемахи. В 1742 году горские евреи были вынуждены спасаться от Надир-шаха, в 1797—1799 — от Казикумухского хана. Вхождение Кавказа в состав России спасло их от погромов в результате феодальных междоусобиц и насильственного обращения в ислам. В середине XIX века горские евреи поселяются за пределами первоначальной этнической территории — при русских крепостях и админстративных центрах на Северном Кавказе: Буйнакске (Темир-Хан-Шуре), Махачкале (Петровск-Порт), Андрей-ауле, Хасавюрте, Грозном, Моздоке, Нальчике, Джегонасе и др.

В 1820-е годы отмечены первые контакты горских евреев с российскими евреями-ашкеназами, упрочившиеся в конце XIX века в процессе развития Бакинского нефтедобывающего района. В конце XIX века началась эмиграция горских евреев в Израиль. Впервые учтены как отдельная общность в переписи 1926 года (25,9 тыс. чел.). В 1920—30-е годы развивались профессиональная литература, театральное и хореографическое искусство, пресса. В середине 20-х годов XX века в Дагестане горские евреи проживали в селах — Ашага-араг, Мамраш (теперь Советское), Хаджал-кала, Хошмензиль (теперь Рубас), Аглоби, Нюгди, Джараг и Маджалис (в еврейской слободе). В этоже время была предпринята попытка переселения части горского еврейского населения в Кизлярский район. Там были образованы два переселенчиских поселка имени Ларина и имени Калинина, но большая часть жителей этих поселков вымерла.[источник не указан 296 дней] Татский язык в 1938 году провозглашён одним из 10 официальных языков Дагестана. С 1930 года создаются горско-еврейские колхозы в Крыму и Курском районе Ставропольского края. Все их жители погибли во время Холокоста в конце 1942 года. В послевоенное время преподавание и издательская деятельность на еврейско-татском языке прекращается, в 1956 году в Дагестане возобновляется издание ежегодника «Ватан советиму». Тогда же начинается поддержанная государством политика «татизации» горских евреев. Представители советской элиты, главным образом в Дагестане, отрицали связь горских евреев с евреями, регистрировались в официальной статистике как таты, составив подавляющее большинство этой общности в РСФСР.

Еврейское кладбище в Нальчике, 1993

В 1990-е годы основная часть горских евреев эмигрировала в Израиль, Москву и Пятигорск. Сохраняются незначительные общины в Дагестане, Нальчике и Моздоке. В Азербайджане в посёлке Красная Слобода (в черте города Куба) (единственное в диаспоре место компактного проживания горских евреев) воссоздаётся традиционный образ жизни горских евреев. Небольшие поселения горских евреев появились в США, Германии, Австрии. В Нью-Йорке (Бруклин) издаётся газета на русском и еврейско-татском языках.[источник не указан 296 дней]

В Москве община насчитывает несколько тысяч человек.[2]

Традиционная культура

До середины XIX века основным занятием были садоводство, табаководство, виноградарство и виноделие (особенно в Кубе и Дербенте), выращивание марены для получения красной краски, рыболовство, кожевенное ремесло, торговля (главным образом тканями и коврами), работа по найму. По материальной культуре и социальной организации близки к другим народам Кавказа.

До начала 1930-х годов поселения состояли из 3-5 больших 3-4-поколенных патриархальных семьей (свыше 70 чел.), каждая занимала отдельный двор, в котором каждая нуклеарная семья имела свой дом. Большие семьи, происходившие от общего предка, объединялись в тухумы. Бытовало многожёнство, помолвки в младенчестве, выплата калыма (калын), обычаи гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести (в случае неисполнения кровной мести в течение трёх дней семьи кровников считались родственниками].

В городах жили в отдельных кварталах (Дербент) или предместьях (Еврейская, ныне Красная слобода г. Кубы). Существовали 2 ступени раввинской иерархии: рабби — кантор и проповедник в синагоге (намаз), учитель в начальной школе (талмид-хуна), резник; даян — выборный главный раввин города, председательствовавший в религиозном суде и руководивший высшим религиозным училищем-иешивой. В сер. XIX века российские власти признавали даяна Темир-Хан-Шуры главным раввином горских евреев северного Кавказа, а даяна Дербента — южного Дагестана и Азербайджана.

Сохраняются иудейские обряды, связанные с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), праздники (Пасха — Нисону, Пурим — Гомуну, Суккот — Араво и др.), пищевые запреты (кашер).

Фольклор — сказки (овосуна), которые рассказывали профессиональные сказочники (овосуначи), песни (ма’ани), исполняемые автором (ма’ниху) и передававшиеся с указанием имени автора.

Известные представители

* Абрамов, Евда Сасунович — депутат парламента Азербайджана

* Абрамов, Шетиель Семёнович (1918—2004) — Герой Советского Союза[3]

* Адам (Адамович), Иекутиэль (1927—1982) — израильский генерал, заместитель начальника Генерального Штаба Армия обороны Израиля

* Агарунов, Альберт Агарунович — Национальный герой Азербайджана

* Амалдан Кукуллу (Амал Данилович Кукулиев) — писатель[4]

* Амирамов Ефрем Григорьевич (род. 11 апреля 1956 года, Нальчик, Кабардино-Балкарская АССР, РСФСР, СССР) — поэт, композитор, исполнитель песен и телевизионный продюсер

* Бабаев Леонид Измаилович — коннозаводчик

* Бабакишиева, Аян — азербайджанская эстрадная певица

* Гаврилов Борис Гаврилович (1908—1990) — поэт, писатель, драматург, автор первых азбуки и букваря на горско-еврейском языке (1940, дербентский диалект)

* Гаврилов Михаил Борисович (род. 29 декабря 1926 года) — поэт, писатель, первый главый редактор горской еврейской газеты «Ватан» (Дагестан), первый главый редактор «Кавказской газеты» (Израиль), заслуженный работник культуры Дагестана

* Гадилов Рахмани Бен Гадиил (1902—1995) — главный раввин города Дербента (1963—1993)

* Гилилов, Илья Менделевич — литературовед, автор книги «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого феникса»

* Дадашев, Михаил Борисович — писатель, автор русско-татского (горско-еврейского) словаря

* Дивилов, Семён (Залман) Ихиилович (1914—1988) — учёный-экономист, член коллегии ГОСПЛАНа Азербайджана

* Елизаров, Матвей Сафаилович — азербайджанский бизнесмен и меценат, вице-президент Всемирного Конгресса Горских Евреев

* Мушаилов Мушаил Ханухович — художник-живописец, член Союза художников СССР и Израиля

* Мирза Хазар — радиожурналист, публицист, переводчик Библии на азербайджанский язык

* Жасмин (Сара Львовна Манахимова) — певица

* Илиев, Зарах — московский предприниматель, владелец рынков

* Илизаров, Гавриил Абрамович — известный хирург-травматолог

* Иллазаров, Исай Иллазарович (1920—1944) — Герой Советского Союза[5]

* Исмаилов, Тельман Марданович — российский и турецкий предприниматель

* Год Нисанов — крупный московский бизнесмен, владелец торговых центров[6]

* Нисанов, Хайям — азербайджанский эстрадный певец

* Семендуева, Зоя Юноевна — еврейская советская поэтесса

* Сарит Хадад (Сара Ходедтов) — израильская певица

* Худатов, Манашир Иосифович (1945—2004) — художник, оформитель, автор портретов Расула Гамзатова

* Юсуфов, Игорь Ханукович — министр энергетики России (2001-2004)

* Яркони, Яффа (девичья фамилия: Абрамов) — израильская певица

--

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%...%80%D0%B5%D0%B8

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Хе Читатель вы думаете я не знаю? Имеется существенная разница.

1. нохчи аборигены, а не пришлые, хотя есть и версия что горские тоже потомки хазар, разбавленные пришельцами.

2. Численость, а значит и влияние намного выше.

3. Горские вполне могут превратиться в младший тейп нохчей. Значит и территория расселения шире.

4. В Кавказской войне горские как раз очень часто стояли за русских. Не из горячей любви, но мусульмане их достали. А здесь смотрится по другому.

Кстати при царях горские как раз по закону отделялись от ашкеназов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Караимы никакого отношения к евреям не имеют. Караимы это Иранский субэтнос. Изначально их связывало только общность происхождения, разъединило религиозные различия, просто пропасть. Но у обоих народов с прозелитизмом ужасно плохо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Караимы никакого отношения к евреям не имеют. Караимы это Иранский субэтнос. Изначально их связывало только общность происхождения, разъединило религиозные различия, просто пропасть. Но у обоих народов с прозелитизмом ужасно плохо.

<{POST_SNAPBACK}>

Вообще то имеют. Религиозное течение среде иудеев призываюшее забить на Талмуд и руководствоваться Торой. Одно из ответлений. Религиозные различия и желание не попасть под ограничения дало реакцию когда они утверждали что вовсе не евреи. В Израиль их без проблем пускают. На самом деле это превратилось в малочисленную секту, хотя когда-то имели большую силу. Если их сравнивать так с хасидами. Тоже отделились от общего течения и неизвестно что будет лет через 600. И точно также лаялись между собой.

Но я чеченцев не в караимы писал. Я писал вроде. Очень отдельная категория если хотите иудействующих. Талмуд не признают, происхождение местное, многоженство и совсем другие нравы. А предписания религиозные с этим всегда связаны. Но волнес-неволенс с попаданием в общий котел империи контакты будут. Учителя для чтения святых книг, подготовка равинов. Причем скорее начнут налаживать контакты с турецкой еврейской диаспорой, но сближение будет неминуемо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Чеченцев как бы не в шумеры записывают,очень уж экзотический язык.Горы - это убежище для разбитых народов, сбежавших туда от завоевателей, география способствует обособлению и сохранению языка.Последняя волна на Кавказ ушла от монголов - осетины. Евреи столько в изоляции в плохих условиях сидеть не могут : просочится информация, все кто плохо сидит уйдут к своим в другие места.Делать нечего, на склонах пасти овец и с трудом выращивать урожаи.Те же горские евреи были весьма богатые.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кошмар Брежнева : китайцы воюют как евреи, а евреи расплодились как китайцы

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

http://zhurnal.lib.ru/l/lerner_m_n/alxtern...storija-6.shtml

И как много работавший на благо альтернативной истории требую амнистии по разным ерундовым замечаниям :rolleyes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ааааааааааааа! Марик велик!!!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Марику кровную месть еще не объявляли? Зарэжут ведь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

gorskie.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Зарэжут ведь.

<{POST_SNAPBACK}>

Они там, а я здесь. Великая вещь Интернет! :blush2:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Они там, а я здесь. Великая вещь Интернет!

<{POST_SNAPBACK}>

Этушу после какого-то фильма сказали "Ты на Кавказ не езди теперь - убьют". А после "Кавказской пленницы" тот же человек заявил "А теперь тебе и на Кавказ ездить не надо, они тебя и в Москве убьют" :blush2:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

По слухам, в Израиле вродe тоже чеченцы живут, их, правда, называют черкесами :blush2:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Почему по слухам? Живут. Они по русски не читают. :blush2:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И ни у кого нет русской жены или русскоязычного сотрудника ? :blush2:

Слава, вот что губит людей ! :blush2:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Шамиль провозгласил себя мошиахом и мюриды с развевающимися пейсами нанесли поражение русским. Я далек о того, чтобы чеченцы взяли Москву, но в реале он при необходимости прекрасно сотрудничал не только с мусульманами. Даже был отряд из перебежчиков и специально церковь для них построили. Здесь Шамиль старался без необходимости не раздражать мусульман, для них тоже христиане враг.

Очень эпично коллега Марик! :good: Давайте ещё общий иудейско-караимский фронт от Одессы до Литвы (от Черного моря до Балтики), исторические претензии Новой Хазарии на Крым итд. Кстати, таты и в современном Дагестане довольно неплохо живут, и Москву осваивают.

Последняя волна на Кавказ ушла от монголов - осетины.

Авары, черкесы, ногайцы - тоже друзья степей изначально.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас