Мир Победившего Максенция

4 сообщения в этой теме

Опубликовано:

Итак, прекрасная развилка - переигрываем исход битвы у Мульвийского моста

Битва у Мульвийского моста — сражение Максенция с Константином 28 октября 312 г. н. э., в результате которого последний стал единоличным правителем западной части Римской империи. Мировое значение битвы в том, что она привела к легализации христианства и его превращению в государственную религию.

Максенций поначалу решил придерживаться стратегии, которая помогла ему в 307 г. против Галерия. У императора имелось множество забитых до краев зернохранилищ в Риме на случай продолжительной осады, укрепления города были в отличном состоянии, кроме того преторианская гвардия, приведшая его к власти, по-прежнему сохраняла верность Максенцию. В результате император приказал разрушить Мульвиев мост на пути соперника, что в итоге сослужило ему самому очень скверную службу.

Многим тогда и теперь казался странным стратегический пируэт Максенция, отказавшегося от надежной позиции и рискнувшего биться с врагом в поле. По словам христианского писателя-панегириста Константина, Евсевия Памфила: «будто какими цепями, Бог… увлек его далеко от городских ворот». Некоторые склонны приписывать опрометчивый шаг императора магии, которой тот увлекался и которая, возможно, давала ему какой-то обнадеживающий намек на благоприятный исход противостояния. Вместе с тем истинная причина была, скорее всего, куда более прозаичной. Максенций опасался окончательной потери поддержки со стороны населения и опасности повышения популярности Константина у римлян, которые фактически принудили императора выйти из города тем, что собирались у дворца и упрекали его в трусости.

Сначала разрушив Мульвиев мост, а потом решив биться с Константином на правом берегу Тибра, Максенций оказался перед необходимостью переправляться туда, для чего велел навести немного ниже по течению понтонную переправу из связанных между собой лодок. Римский император располагал большим, но довольно неравноценным по своим составляющим войском (даже и после всех поражений на севере Италии у него, по оценкам современных исследователей, было от 75 до 100 тыс. воинов против примерно вдвое меньшего их количества у Константина). Армия включала грозные ударные части тяжелой конницы, отряды преторианцев (отборных гвардейцев-профессионалов), вполне боеспособную легкую пехоту из также подвластной Максенцию провинции Африка, но, кроме того, слабые части гарнизонной службы и легионы, набранные из италиков, давно уже отвыкших воевать и не горевших желанием рисковать биться с победоносным врагом. Для управления такой армией требовались очень высокие лидерские качества и большой талант полководца. Войско Константина, напротив, одержало с ним не одну победу в северо-западных областях империи как в боях против варваров, так и в междоусобных противостояниях с конкурентами. Одним словом, несмотря на малую численность, оно было закаленным и послушным умелому и предприимчивому командиру, к тому же горело воодушевлением и жаждало битвы.

Боевое соприкосновение оказалось непродолжительным. Максенций построил преторианцев и сырых итальянских призывников в центре боевых порядков, дислоцировав на флангах конницу в качестве сил прикрытия. Константин осознал степень угрозы и противодействовал ей самым решительным образом. Он лично возглавив проверенную в деле кавалерию в ударном броске на врага, захватил инициативу и довольно быстро смял вражескую конницу на левом крыле противника. Она первой обратилась в беспорядочное бегство к деревянному мосту, по которому накануне боя переправилась на Сакса-Рубра. Увидев, что происходит, италики и солдаты гарнизонной службы, теснимые бывалыми пехотинцами Константина, предались панике и отрядами и поодиночке стали покидать места в строю. Очень скоро бегство стало всеобщим. Охватило оно в том числе и Максенция, который нашел смерть в водах Тибра, как и значительная часть его армии. Уцелевших победитель миловал и включил в состав своего войска.

Одни преторианцы оправдали веру в них Максенция, они держались дольше всех и, окруженные противником, продолжили биться до тех пор, пока усталость и превосходящие силы противника не сделали свое дело. После своей победы Константин упразднил преторианскую гвардию, заменив ее другими дворцовыми отрядами.

итак, развилка - Максенций действует более решительно, и, хотя ему не удаётся осуществить полный разгром войск Константина, ему удаётся сделать главное - преторианцы изрубили Константина в капусту, а его тело упокоилось на дне Тибра...

итак, мятежник, установивший в РИ гос.религией христианство в этой АИ упокоился на дне Тибра

*напевает - "Идеальный мир, он большой такой, в нём нам все сулят и радость и покой..."*

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

итак, мятежник, установивший в РИ гос.религией христианство в этой АИ упокоился на дне Тибра

Это в какой АИ Константин сделал христианство государственной религией? :crazy: Константин, который продолжал госфинансирование языческих культов, оправлял обязанности понтифекс максимус, принимал божеские почести в рамках императорского культа (с тем нововведением что христиане стали допускаться к дожности фламинов императорского культа и отнюдь не гнушались этим), а к Солнцу обращался как к "видимому образу Бога"?

в этой АИ упокоился на дне Тибра

Коллега, не верьте Евсевию и его пиару - де Константин прижизненный святой, а все его враги антихристы. Максенций вовсе не был противником христианства. Именно он прекратил политику преследования христиан в Италии и вернул Церкви все имущество, конфискованное при Диоклетиане и Максимине (что фактически означало признание легального статуса христианской Церкви), Миланский эдикт просто распиарен лучше. :rolleyes:

Максенций встречал оппозицию как раз со стороны язычников (в частности, центром агитации против него был Cенат и шедшие за ним элементы старой аристократии), ставивших ему в вину "измену" диоклетиановской антихристианской политике. Единственное его деяние, который пытались истолковать как антихристианское - высылка им двух епископов из Рима - объяснялась раздорами между группировками христианского населения Рима. Как всегда после преследований, вопрос о падших и о раскаявшихся принимал острый характер, и "снисходительный" епископ делался предметом таких же ожесточенных выпадов со стороны "ревностных и строгих". При таких обстоятельствах "тиран-узурпатор" Максенций прибег к решительной мере - высылке главных зачинщиков гражданских столкновений. Это было простой мерой общественной безопасности.

Вообще после гибели Максимина Дайи среди тогдашних цезарей не осталось ни одного противника христианства. Лициний на востоке находился с христианами в не менее хороших отношениях чем Константин. Лактанций приводит в своем труде монотеистическую молитву Лициния (Lact. De mort. persecut. X. 6), которую ему продиктовал явившийся во сне ангел. Таким образом, Лактанций видит в Лицинии практически такого же христианского императора, как и в Константине. Как пишет Джонс, эта молитва несет замечательное сходство с той молитвой, которую Константин позднее приказал использовать своим солдатам-язычникам и которая приведена у Евсевия в «Жизнеописании Константина» (Euseb. V.C. IV. 20).

Те якобы "гонения", которые имели место при Лицинии, были не более чем внутрихристианскими разборками, в которых Лициний встал на сторону "лукианистов", будуших "ариан", во главе которых стоял Евсевий. Эта группировка целенаправленно взращивалась Лицинием, так как последний стремился поставить на ключевые посты в Церкви своих людей. Константин писал что Евсевий и прежде уже держался стороны тирана (т.е. Лициния) и интриговал против Константина (Sozomenus E.H. I. 21). Феодорит полностью приводит текст этого письма, из которого становится ясно, что Евсевий Никомедийский был доверенным лицом Лициния и, пользуясь его защитой и поддержкой, инспирировал убийство неугодных ему епископов (Theodoretus. E.H. I. 20).

После победы Константина Евсевию пришлось выслуживаться, и потому Лициний оказался злобным язычником и гонителем веры. :grin:

Победи Лициний - победило бы христианство, с той лишь разницей что арианского толка. Победи Максенций - было бы то же самое что в РИ, но через поколение. Последний бой был дан Диоклетианом и проигран - репрессиями остановить распространение христианства не удалось, а иных методов в руках языческих императоров не имелось. Христианство будет распространяться теми же темпами, и не в этом, так в следующем поколении очередной император оценит выгоды союза с Церковью.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

а жаль, такая развилка пропала...

а вот, всё-же интересно, какая должна быть развилка, при которой бы христианство так и осталось бы оппозиционной правительству сектой?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

а жаль, такая развилка пропала...

а вот, всё-же интересно, какая должна быть развилка, при которой бы христианство так и осталось бы оппозиционной правительству сектой?

ИМХО самая поздняя где-то здесь: http://fai.org.ru/forum/index.php/topic/18934-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%BE%D0%B4-%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%B9-%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80/

Тема там обширная, но почитать стоит. А развилок к ней может быть несколько, мы их там разбирали.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас