СССР имеет "Звено-СПБ" (Цирк Вахмистрова) в товарных количествах.

26 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Думаю, что никто не будет спорить, что самым экзотичным советским самолётом было "Звено-СПБ" (Составной Пикирующий Бомбардировщик.

Подробно о нём здесь http://www.airwar.ru/enc/bww2/zveno.html

Применение СПБ отличалось высочайшей эффективностью и малыми потерями. Естественно, сказывалась неожиданность и эффект "Неуловимого Джо".

А если предположить, что работы по "Звену" не свернули в 39-м? Посмотрели на применение "Штук", потом на толпу слонопотамов (ТБ-3), потом на СБ, потом опять на толпу слонопотамов, потом на ДБ-3, потом опять на толпу слонопотамов, а потом товарищ Ворошилов, которого укачало, нашептал что-то товарищу Сталину, тот вызвал товарища Шахурина и Вахмистров получил таки заказанные 20 ТБ-3 и 40 И-16. Часть переоборудовали ещё в ходе Зимней войны, что позволило проверить их в боевых условиях. Я не нашёл сходу информации о действиях нашей авиации по финскому флоту и инфораструктуре, но пусть пара СПБ разобъёт какой-нибудь мост или положит пару 250-кг бомб в Ильмаринен. Утопить не утопят, а в полезности СПБ, как паллиатива нормальному пикировщику военное руководство окончательно убедится.

Таким образом, СССР может иметь от 20 до 30-40 комплектов "Звена" на начало войны. То есть будет иметь возможность относительно эффективно изолировать ТВД на ограниченных участках и наносить удары по рейхсмарине на Балтике. Правда сточатся СПБ примерно с той-же скоростью, что в РИ - примерно к октябрю-ноябрю 1941. Но крови немцам попортят изрядно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Проблема в носителе. ТБ-3 все-таки слабоват.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Если собрать воздушную эксадру и применять - 10 ТБ-3 с истребителями, 10 ТЮ-3 с бомбардировщиками - можно!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ТБ-3 все-таки слабоват.

<{POST_SNAPBACK}>

В смысле? Имели месть случаи рассыпания СПБ в воздухе? Или имеется в виду низкая живучесть против авиапушек? Это вопрос тактики применения. К тому же И-16 после сброса бомб становились нормальными истребителями, хуже, чем Ме-109, но за неимением гербовой...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

10 ТБ-3 с истребителями, 10 ТЮ-3 с бомбардировщиками - можно!

<{POST_SNAPBACK}>

Достаточно 1:3, а то и к 4. От перехвата группой не спасёт и 10, а дежурный патруль отогнать можно и парой. Можно вообще не брать истребители, а отцеплять 1-2 пары бомберов, бросать бомбы и отбиваться ими.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В смысле? Имели месть случаи рассыпания СПБ в воздухе? Или имеется в виду низкая живучесть против авиапушек?

Не удовлетворяет требованиям!

К тому же И-16 после сброса бомб становились нормальными истребителями, хуже, чем Ме-109, но за неимением гербовой...

Проблема в том, что ДО сброса бомб они очень уязвимы. То есть при обнаружении носителя в отдалении, собьют.

Фактически:

1) Носитель уязвим ОЧЕНЬ с прицепленными истребителями

2) Носитель уязвим, когда истребители ушли на задание

3) Носитель малоуязвим, когда истребители вернулись

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Достаточно 1:3, а то и к 4. От перехвата группой не спасёт и 10, а дежурный патруль отогнать можно и парой. Можно вообще не брать истребители, а отцеплять 1-2 пары бомберов, бросать бомбы и отбиваться ими.

Лучше брать!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не удовлетворяет требованиям!

<{POST_SNAPBACK}>

Господин граф, поподробнее, пожалуйста. Каким требованиям?

1) Носитель уязвим ОЧЕНЬ с прицепленными истребителями

2) Носитель уязвим, когда истребители ушли на задание

3) Носитель малоуязвим, когда истребители вернулись

<{POST_SNAPBACK}>

В РИ, ЕМНИП, ни одного носителя не потеряли.

1) Сброс производится в десятках километров от цели (При бомбёжках моста через Дунай бросали в 40 километрах)

2) См пункт 1. Плюс что мешает сопровождать сколько можно истребителями?

3) Он уже в аэродрому будет подлетать ;)

И-16 достигал скорости до 650 км в пикировании, так что если сбрасывать повыше и идти к цели на пологом снижении, то можно и обогнать мессеры.

Важно что СССР получает довольно эффективную "длинную руку" для авиации РККФ плюс инструмент точечных ударов по военной инфраструктуре. Конечно дневные массовые вылеты на поддержку войск приведут к жутким мясорубкам...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Советский Мистель, причем при переходе на Пе-8 ОЧЕНЬ неплохой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Советский Мистель

<{POST_SNAPBACK}>

"Мистель" - это наоборот - это как если бы ТБ-3 телеуправляемый (были!) управлялся с И-16.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

при переходе на Пе-8

<{POST_SNAPBACK}>

Что-то я сомневаюсь, что штучный аэроплан кто-то даст курочить.

И немного в сторону - как известно, ничего из ничего не берётся. Чего не досчитается СССР, получив "Звено"? Полсотни Пе-2? Несколько десятков неотремонтированных самолётов?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А если применять, как носитель "летающих бомб"?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

При начале работ ажно в начале тридцатых, к 41-му можно просто создать нормальный пикировщик.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Звено - это еще и дозаправщик, и "летающая платформа" для дальнего сопровождения тех же ТБ-3...

И главное, при наличии у советских ВВС в начале войны таких полков имеем реальные шансы раздолбать многие тыловые аэродромы гансов и прочие мосты и заводы шарикоподшипников и синтетического горючего.

Т.е. целей для дальних рейдов СПБ тьма-тьмущая, нет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Увы, описание встречи реального Звена с допоставленными румынам немцами Мессерами совсем не в пользу наших.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Т.е. целей для дальних рейдов СПБ тьма-тьмущая, нет?

<{POST_SNAPBACK}>

Вот только при нашем умении применять... Боюсь к зиме останется штук 10 носителей и столько же И-16

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Если бы всё так было хорошо, то бомбардировки Германии выглядели бы приблизительно так: бомбардировщики несли бы истребители прикрытия и одномоторные пикирующие бомбардировщики. Использование пикирующих бомбардировщиков на порядок увеличило бы точность бомбометания, и союзники перешли бы от ковровых бомбардировок к точечным, не по городам, а по заводам, и прочим военным объектам.

Американцам понадобилось бы гораздо меньше авианосцев на Тихом океане, чем в РИ. Бомбардировщики строились быстрее авианосцев и догнать их японским кораблям было бы невозможно.

Подцепить несколько истребителей под бомбардировщик не такая уж большая техническая проблема. Значит, были другие причины, из-за которых больше не применяли подобную сцепку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Большинство присутствующих здесь, видимо, слишком идеализирует "звено". Давайте разберемся, что это такое?

А поскольку уважаемые участники не имеют возможности непосредственно общаться с Михаилом Масловым, Мирославом Морозовым и Вячесловом Кондратьевым, станем соображать и отделять зерна от плевел силой своего соображения, а не авторитета авторов.

zveno-i.jpg

Сначала ряд аксиом:

1. В качестве ударного самолета (а именно - пикирующего бомбардировщика) используется И-16.

2. И-16 в войну мог на маршруте отцепиться от носителя - ТБ-3, но не подцепиться обратно.

3. И носители ТБ-3 и бомбардировщики И-16 к войне были сильно изношенными.

4. Создать "звено" перед войной и тем более в ходе войны из подручных материалов с более современной базой (типа ЛАГГ-3 под крыльями ПЕ-8) - утопия.

Итак. Сначала разберем И-16.

Тезис первый - агромадная дальность цели. Ничего агромадного в ней нет. Она соизмерима с дальностью полета И-16. А так как никаких подвесных бачков к нему в войну не было, то придется ограничиться предельными табличными значениями в 700-1000 км. Правда, при налете на Чернаводский мост, истребители получили дополнительные баки в фюзеляже, но с ними самолет стал еще более строг в пилотировании и потому впоследствии от них отказались. Если вы вспомните, как возвращались наши И-16 из Констанцы, то вспомните, что для дозаправки они садились в Одессе и никаких рекордов перелета не совершали.

Тезис второй - И-16 - хороший пикирующий бомбардировщик. Тезис очень спорный. Нет, И-16 пикировать, конечно, мог. Но без большой бомбовой нагрузки и под сравнительно небольшими углами. Ведь у него во-первых, не было тормозных щитков и во-вторых, прочность его конструкции была слабее, чем у Пе-2.

Тезис второй с другого бока. И-16 не был бомбардировщиком. Он мог в принципе нести 500 кг груза, но конструкця (особенно центроплан и крылья) расшатывались и для нормальной экуплуатации истребитель мог нести на двух узлах подвески по одной бомбе от 25 до 100 кг каждая. То есть от 50 до 200 кг в сумме. Правда, в первых налетах Шубикову подвешивал под крылья И-16 2 бомбы по 250 кг, но если даже забыть о прочности, то надо вспомнить, что они создавали большое лобовой сопротивление и с ними путевая устойчивость И-16 стала никуда не годной. И без того вертлявый самолет стал еще более "танцующим". Точность бомбометания значительно упала. Еще до войны было доказано, что для И-16 (и большинства других бомбардировщиков) предельный калибр авиабомбы на снешней подвеске - 100 кг. Кстати, на фото под И-16 подвешены далеко не 250 кг бомбы :angry:

Возможно, путем выпиливания лобзиком по шаблону каким-то неведомым прогрессорам удастся усилить его конструкцию и разместить еще два узла, на которые можно будет ставить еще две бомбы по 25 или 50 кг (такое предложение рассматривалось перед войной). И таким образом, его загрузка составит 2х100+2х50=300 кг, кои он сможет сбросить в лучшем случае с пологого пикирования. Таких пикировщиков в составе звена имеется 2 шт, то есть их суммарная бомбовая нагрузка 2х300 кг.

Зачем так сложно, если один ДБ-3 несет от 1000 кг?

Теперь по эффективности.

Будь указанное звено "вундерваффе", его бы эксплуатировали долго и с любовью, но... Известно, что всего все "Звенья" совершили около 30 вылетов с июля 1941 по май 1942 г., но удачными считаются только четыре, который обошли все страницы советских книг - это налет на портовые сооружения Констанцы, разбомбление Чернаводского моста (2 налета), уничтожение плавучего дока в Констанце и переправ через Днепр. Все эти налеты были в 1941-м. А в 1942-м ни одного громкого налета в активе "Звеньев" нет. Теперь пройдемся по указанному.

1. Чернаводский мост был уничтожен в самом деле, но налет на него производился при полном отсутствии какого-либо противодействия. Правда, пилоты отмечают какой-то плотный зенитный огонь, но там было всего 2 зенитные пушки.

2. Налет на Констанцу 26 июля имел главной целью - нефтеперегонный завод и хотя бомбометание было удачным, завод сохранился и после проведения небольших ремонтных работ продолжил свою деятельность. "Мессершмитов", про которые доносят пилоты, у немцев тут не было.

3. Удачный налет 17 августа на плавучий док в Констанце не привел к его затоплению. Док работал и после налета.

4. Несмотря на то, что 29 августа все переправы через Днепр по донесению пилотов, были разбиты, немцы почему-то не прекратили своего наступления. Более того, когда 8 сентября "звено" даже с прикрытием ЯК-1 (которые действовали с наземных аэродромов) попытались разбомбить переправы у Берислава, немецкие истребители не позволили этого сделать, сбив один И-16 из четырех и еще один ЯК-1 из прикрытия.

А с сентября звезда "Звена" закатилась. Во-первых, двигатели и конструкция носителей - ТБ-3 изнашивалась очень интенсивно (гораздо интенсивнее, чем при обычных бомбардировочных вылетах и перевозке грузов). Во-вторых, немцы уже разобрались с советскими самолетами и у них стали появляться истребители прикрытия, против которых ни ТБ-3, ни И-16 с бомбами под крыльями, "не тянули". И в-третьих, стала остро сказываться нехватка подготовленных для сброса бомб с И-16 пилотов.

Гораздо более эффективной могла стать бомбардировка целей в немецком тылу с пикирования на обычном ДБ-3 (каковая была успешно опробована в ходе Финской войны). Но для которой (как и для многочисленных ПЕ-2, Ил-2, Т-34, ЗИС-3 и т.д.) просто не хватало кадров.

Так что вундервафели у нас были. И ничуть не худшие, но наоборот, лучшие, чем допотопное "Звено". Но не хватало главного - подготовленных кадров.

А без них любой эскалибур превратится в перочинный ножик.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вот тут: http://ef.1939-1945.net/002_tb3_01.shtml

Рассказывается, что и без И-16 ТБ-3 прекрасно воевали в начале войны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ув. ФАИ-Сименс. Вы совершенно правы.

Причем по эффективности в начале войны иные эскадрильи и полки на ТБ-3 не уступали самым современным с матчастью ДБ-3Ф, которые тоже бросали среди бела дня без истребительного сопровождения бомбить переправы через тот же Днепр.

А еще были дальнебомбардировочные полки на ЛИ-2, которые оказывались порой эффективнее ИЛ-4 и ЕР-2 (во всяком случае даже по поднимаемой бомбовой нагрузке, дальности полета и удобству пилотирования они были однозначно круче).

В этом-то и суть сермяжная правда любой войны, что при надлежащем умении - любое оружие будет высокэффективно. И наоборот. При надлежащем неумении будут бросаться без боя (или после безграмотного боя) десятки КВ, встретив против себя десяток-другой "праг".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ув. ФАИ-Сименс. Вы совершенно правы.

Причем по эффективности в начале войны иные эскадрильи и полки на ТБ-3 не уступали самым современным с матчастью ДБ-3Ф, которые тоже бросали среди бела дня без истребительного сопровождения бомбить переправы через тот же Днепр.

Да, уж это тот случай, когда 0=0!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Создать "звено" перед войной и тем более в ходе войны из подручных материалов с более современной базой (типа ЛАГГ-3 под крыльями ПЕ-8) - утопия.

<{POST_SNAPBACK}>

А почему? Я думал, там главное отработать технологию, а потом систему подвески можно практически на любой самолёт ставить...

Она соизмерима с дальностью полета И-16.

<{POST_SNAPBACK}>

А почему? Разве в полёте И-16 не питался топливом от носителя?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А почему? Я думал, там главное отработать технологию, а потом систему подвески можно практически на любой самолёт ставить...
Потому, что скорости разные. На 100-150 км/ч можно было башкой крутить и вытаскивать ее в любую сторону, а на 300 км/ч это было уже проблематично. Это все равно, что говорить, что шасси, отработанное на По-2, потом поставить на МиГ-3. Потому вовсе не факт, что замки, расцепляющиеся на 200 км/ч расцепятся на 300, стойки, что нормально несут И-16 на ТБ-3 вовсе не факт, что понесут МИГ-3 на ПЕ-8. Их хотя бы подкреплять придется. А за этим полезет еще куча переделок. Но главное - зачем оно нужно?

А почему? Разве в полёте И-16 не питался топливом от носителя?
В полете "туда" он мог питаться от чего угодно. Главное, чтобы он ОБРАТНО вернулся на своих баках. А это опять те же удаление порядка 700-800 км.

А теперь считайте сами. Два И-16 с 200 (пусть даже с 500 кг каждый) - это 400 кг (пусть даже в пределе 1000 кг) удаление до цели до 1000 км (практическая дальность носителя 2000 км, дальность истребителя 700 км), или один ТБ-3 с загрузкой 2000 кг на удаление порядка 1100 км (практическая дальность с М-17 2250 км). Или даже ДБ-3 который может пикировать (финская это доказала) с нормальной загрузкой до 1000 кг на удалении 1900 км (практическая дальность 3800 км)?

Мне больше нравится вариант ТБ-3 без И-16 а еще больше - ДБ-3.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Полностью согласен:

"...У нас на ДБ-3 проводили пикирование ПОД УГЛОМ 80њ (!),

скорость пикирования была 500 км/ч (139 м/с)...

Чрезвычайно малая эффективность бомбометания с горизонтального полета по узкой и малой цели, требующая большого количества самолетов.... все это вызвало к жизни бомбометание с пикирования.

Естественно, что оно повышает не только результаты попадания, так как по некоторым данным и по нашим исследованиям оно в три раза выше, чем с горизонтального полета, увеличивается и пробивная сила бомбы...

Недавно летчики которые присутствовали на сборе, заверяли меня, что они всегда попадут в линкор с пикирования. Конечно в известной мере они бахвалятся, но все же это имеет под собой некоторые основания. Они проводили бомбометание по катеру ВУ (волнового управления) на Черном море с пикирования и это бомбометание показало довольно высокий результат.

Фотоснимки подтверждают это. Правда в катер они не попали, но бомбы ложились рядом с катером. Так что все будет зависеть от смелости и решительности летчика.

Практика (финской) войны показала, что в этом недостатка не было. Летчики выходили БЕЗ ШАССИ, шасси оставляли на воде. Один летчик дважды сбил столб, который стоял у нас в центре полигона.

Это говорит об известной точности бомбометания..."

генерал лейтенант авиации С.Ф. Жаворонков, "Русский архив. Великая отечественная. Том 12.

"Материалы совещаний высшего командного состава ВМФ" (1997г) стр 111.

С уважением, Андрей

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Известно, что всего все "Звенья" совершили около 30 вылетов с июля 1941 по май 1942 г., но удачными считаются только четыре, который обошли все страницы советских книг - это налет на портовые сооружения Констанцы, разбомбление Чернаводского моста (2 налета), уничтожение плавучего дока в Констанце и переправ через Днепр. Все эти налеты были в 1941-м.

А потом успешно долбали батареи при обороне Крыма (по Мирославу Морозову). Еще один фактор - быстрое продвижение вермахта заставит переключаться на важнейшие тактические цели.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас