Культура , социальная политика, медицина, образование и наука Российской Империи


338 сообщений в этой теме

Опубликовано:

IMG_1899.JPG

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Женские институты — в России женские закрытые средние учебные заведения. Один из первых Женских институтов - Общество воспитания благородных девиц (Смольный институт), основан в 1764 по проекту И.И. Бецкого с отделением для девиц мещанского звания (с 1765 Александровский институт).

https://cont.ws/uploads/pic/2017/1/1280px-Воспитанницы_Смольного_института_благородных_девиц_на_уроке_танцев.jpg

Женские институты создавались как сословные (дворянские и мещанские) учебные заведения преимущественно для детей-сирот и девочек из малообеспеченных семей и относились к Ведомству учреждений императрицы Марии. В них дети были изолированы от окружающей жизни, родители подписывали обязательства не видеть детей до окончания курса. В 19 веке сословный критерий потерял своё значение, претерпели изменения и правила строгой изоляции. С 1864 узаконено проведение дома каникул и праздников. В начале 20 века имелся 31 Женских институтов (7500 воспитанниц).

 В учебные заведения зачислялись девочки 10- 13 лет на бесплатные вакансии и с 10- 16 лет на своекоштные. При поступлении требовалось знание молитв, умение читать, писать и считать. Заведения обеспечивали общее, религиозное и светское воспитание. В отличие от гимназий в Женских институтах наибольшее внимание уделялось изучению новых языков, искусству и домоводству. Девочки также получали педагогическую профессию (подготовка осуществлялась в пепиньерских классах, педагогических курсах, в музыкальных, рисовальных и чертёжных классах). Лучшие ученицы зачислялись в придворную службу. За воспитание учениц  несли ответственность начальница и классные дамы (две на класс).

29122_900.jpg

 

Женские гимназии - средние общеобразовательные учебные заведения в России, делились на гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии (Мариинские), гимназии министерства народного просвещения и частные гимназии.

Женские гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии (Мариинские). В 1862 Мариинское женское училище  для приходящих девиц было переименовано в Женские гимназии. До 1866 было открыто в Петербурге 7 гимназий (с 7-летним сроком обучения). По их образцу были созданы гимназии в других городах. Открывались они на средства Ведомства учреждений императрицы Марии. 

В них принимались девочки всех сословий и вероисповеданий, достигшие 8 лет. Принятая в 1905 «Нормальная учебная табель» окончательно уравняла учебный курс гимназий с институтскими курсами. Гимназии были платными учебными заведениями. К 1909 в России было 70 Мариинских Женских гимназий с 36 тыс. учащихся.

1366738555_kyshtym.-1917-god.-urok-domov

 

Урок домоводства в женской гимназии. Город Кыштым, Российская империя. 1917 год. 

Женские гимназии министерства народного просвещения. В 1870 женские училища были переименованы в гимназии и прогимназии. Женские гимназии предназначались для девочек всех сословий и вероисповеданий и состояли из приготовительного, семи основных классов, 8-го педагогического.

Курс обучения в Женской гимназии министерства народного просвещения был несколько выше, чем в Мариинских, но ниже, чем в мужских гимназиях. Окончившим 7 классов выдавали аттестат на звание учительницы начальной школы, окончившим 8 классов — домашней учительницы, а получившим при этом медаль — домашней наставницы . Окончание 8-го класса открывало доступ на Высшие женские курсы без экзамена. Все Женские гимназии министерства народного просвещения были платными.

В 1880 в России было 79 гимназий и 164 прогимназии; к 1909 число Женских гимназий и прогимназий составило 1958.

4ef43d1f9d5eca1db53f942a0899eba4.jpg

Частные женские гимназии придерживались правил и программ, установленных министерством народного просвещения, и подчинялись местному учебного округу. В 70-х гг. были открыты 23 такие гимназии, в том числе 7 в Петербурге, 5 в Харькове и 4 в Москве. В связи с высокой платой за обучение учиться в них могли только дочери состоятельных родителей. В лучших частных Женских гимназиях курс обучения соответствовал курсу мужских гимназий (например,  гимназия Стоюниной в Царском Селе, классическая гимназия С. Н. Фишер в Москве). Некоторые частные гимназии носили сословный характер, например Женская гимназия аристократического типа княжны Оболенской в Петербурге. В 80-х гг. некоторые частные Женские гимназии были преобразованы в министерские.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Sokoly.jpg

 

В 1844 году была создана Юношеская христианская организация, существующая и поныне. Появилась она в Лондоне усилиями обычного торговца Джорджа Уильямса и вскоре распространилась по миру – в России также появилась своя ячейка этой сети, с ней были связаны Рахманинов, Стравинский, Бунин. В чём основа движения? Конечно, в распространении и укреплении идей христианства, но большое внимание уделялось спорту (к примеру, баскетбол и волейбол возникли в среде ЮХА), изучались гуманитарные и точные дисциплины, члены ассоциации учились медицине и оказанию первой помощи.

В 1848 году в Европе начинают бурлить события Весны народов. Революции во Франции, Австрии, Германии, на Апеннинах и даже в Румынии выдвинули на первый план деятелей прогрессивных взглядов. В основе революционного движения стояли, в том числе, студенческие союзы – в Австрии был создан даже Академический легион из студентов Вены, легионеры принимали самое активное участие в событиях революции, сражаясь с силами реакции, правительственными войсками. Образованная молодёжь Австрии активно впитывала идеи свободы, особенно это распространялось среди народов, находящихся под иноземной властью Габсбургов – чехов, венгров, хорватов, поляков и других. К примеру, революция в Венгрии, ставящая одной из целей освобождение от германского господства, началась с восстания в Пеште венгерских студентов, всколыхнувшихся под влиянием воззвания своего товарища Шандора Петёфи.

Революции в большинстве своём были разгромлены, но они оставили неизгладимый след в европейских обществах. Идеи свобод и национального возрождения, в том числе, зарождавшегося панславизма, распространялись очень быстро. В 1848 г. в Праге даже состоялся Славянский конгресс, на котором обсуждались вопросы будущей славянской федерации, принимались варианты символики (сине-бело-красный флаг как общеславянский и гимн – песня Само Томашека «Гей, славяне!»). Под влиянием конгресса в Праге произошло восстание, которое было подавлено, однако для идеологии панславизма конгресс сыграл важнейшую роль.

В чешских землях идеи панславизма и национального возрождения были быстро подхвачены интеллигенцией и передовой молодёжью. Как грибы после дождя стали возникать разнообразные клубы и группы, опирающиеся на панславистские идеи в своей деятельности. Кроме того, всё более важную роль в жизни общества начинает играть спорт; активно стали распространяться спортивные кружки. Здоровый человек, да ещё и патриот – вот сила, с которой не справиться никому! Теперь уже совместить физическое с духовным стало одной из задач интеллигенции.

2-3.jpg

Славянский конгресс, Прага, 12 июня 1848 года 

Впервые подобные идеи были воплощены в студенческих ассоциациях Праги и Яблонеца, где одинаково занимались чешские и немецкие студенты. В 1844 г. учителем физкультуры Рудольфом Стефаны был создан публичный спортивный зал, который посещали около сотни молодых людей. Его вскоре заменил Ян Малыпетр, который стал первым чешским преподавателем физкультуры в гимназии Старого города в Праге. Одним из учеников его был Фридрих Тирш. При активном участии Тирша между чешскими и немецкими студентами были организованы состязания, которые положили начало новой эпохе в истории чешской педагогики и культуры.

Фридрих Тирш родился в 1832 году в немецкоязычной семье. Родители Фридриха умерли от туберкулёза, когда ему было 6 лет, и воспитывался он уже в семье дяди. Дядя привил ему трепетное отношение к чешской культуре, воспитал его в духе романтического национализма, и вскоре на месте Фридриха Тирша возник Мирослав Тырш: молодой человек настолько пропитался идеями панславизма, что вскоре сменил своё имя. Тырш участвовал в революционных событиях 1848 г. в Праге, затем обучался в знаменитом Карловом университете, получил степень доктора философии и даже опубликовал несколько статей в «Словнике научном» – первой чешской энциклопедии.

Тырш активно занимался самообразованием, достиг определённых успехов, но с академической работой не складывалось, и ему пришлось покинуть Прагу, занявшись воспитанием на дому. Тогда же он заинтересовался идеями античного воспитания – синтез спорта и образования. Параллельно он знакомился и укреплял связи с другими деятелями чешского национального возрождения, в частности, с Йиндржихом (урождённым Генрихом – происхождением они были схожи) Фюгнером, бывшим предпринимателем. Фюгнер оставил бизнес, но финансовое благополучие позволило ему предложить активному Тыршу свой проект возрождения идей калокагатии – сочетания духовного и физического воспитания, в основе которого лежит создание молодёжной организации.

Пока эта идея была в стадии зарождения, Тырш участвовал в другом деле. Первоначально усилиями академических товарищей Тырша был предложен проект создания гимнастического клуба на основе прошлого опыта. В феврале 1861 г. была создана «конституция» Подготовительного комитета, которая, однако, не имела финансовых средств и обратилась за помощью к директору филиала одного из крупных австрийских банков в Праге Эдуарду фон Зойттеру. Зойттер заявил, что деньги на столь важный прогрессивный проект у него найдутся, но… Это должна быть немецкая ассоциация. Немецкий устав, немецкая терминология, немецкая гимнастическая подготовка…

Это страшно возмутило Тырша. Его, пламенного чешского патриота, мечтающего о возрождении национального духа, пытаются заставить отречься от собственных взглядов и делать то, что, по его мнению, угнетало чешскую самобытность! Он категорически отказался участвовать в проекте, и варианты устава на чешском языке не были переведены на немецкий. Немцы, тем не менее, свою ассоциацию создали сами. 16 января 1862 г. появился «Deutscher Prager Turnverein», который и был профинансирован вышеуказанным банком, и с 1 марта того же года начали занятия в собственном спортивном зале на Бартоломейской улице.

Чехи взялись за свою организацию отдельно и своими силами. 16 февраля 1862 года Тырш и Фюгнер провели учредительное совещание в Малыпетровой чешской гимназии в Старом городе, где было создано «Пражское гимнастическое общество», символом же избрали изображение сокола в полёте. Устав был создан на основе прежнего, предлагавшегося Тыршем в предыдущий проект; поначалу это сильно сближало немецкую и чешскую ассоциации (в организационном плане, конечно).

Конечно, финансировать организацию должен был Фюгнер. К основному уставу Тырш сам разработал дополнения, которые должны были подчеркнуть самостоятельность чешского клуба. К примеру, к спортивным дисциплинам добавились пение и выходы на природу. Таким образом, 5 марта 1862 году усилиями двух соратников был создан «Чешский Сокол» – проект физического и духовного воспитания чешской молодёжи. Правда, «Соколом» он официально стал называться с 1864 г., сохранив всю инфраструктуру, руководство, символику и устав.

Кстати, отношения между «Соколом» и немецкой ассоциацией, несмотря на первоначальные размолвки, были довольно приятельскими. Немцы и чехи принимали совместное участие в организации различных культурных и спортивных мероприятий, в том числе, ежегодных городских празднествах.

Сокол расправляет крылья

Постановлением собрания старостой «Сокола» был избран Йиндржих Фюгнер, а его первым заместителем – Мирослав Тырш. В исполнительном комитете были собраны видные деятели чешской культуры: граф Рудольф Турн-Таксис (представитель известной династии Турнов, к которым принадлежал знаменитый Йиндржих Турн времён Тридцатилетней войны) – создатель «Глагола пражского», смешанного певческого хора; педагог Эмануэль Тоннер; врач и писатель Эдуард Грегр и его брат юрист Юлий Грегр (их усилиями была создана газета «Народны листы», издававшаяся на чешском языке); преподаватель Рудольф Скугерски, Фердинанд Напрстек, Томаш Черны, Ян Крышпин…

Фюгнер оплатил покупку земли под строительство спортивных залов, занятия предполагалось проводить с 18 часов до полуночи. По завещанию Фюгнера, после его смерти вся инфраструктура должна была перейти в собственность «Сокола». В декабре 1863 г., наконец, все постройки были завершены и введены в эксплуатацию.

«Чешский Сокол», или просто «Сокол», должен был стать локомотивом чешского национализма. Идеи нравственности, морали, глубокое изучение истории чешской культуры изучались наравне с занятиями по физической культуре. В какой-то мере это была одна из первых молодёжных организаций, в основе которой имелись военизированные черты.

У «соколов» была своя форма, созданная из элементов одежды разных славянских народов – русские штаны, польская куртка, черногорская шапка. Кроме этого, на волне популярности движения Гарибальди, красные рубашки также были включены в форму одежды членов «Сокола».

5-3.jpg

Члены клуба «Чешский Сокол» в форме, 1880-е годы 

Система проведения занятий тщательно разрабатывалась Тыршем. В основе, как он и планировал, были заложены античные подходы. Бег, прыжки в длину и высоту, метание диска, метание копья и борьба. Вскоре к ним добавились прыжки с шестом. В 1865 году в число дисциплин были включены плавание, гонки лодок, а также бокс. Также на базе «Сокола» стали преподавать верховую езду и стрельбу, притом объём стрелковой подготовки вырос пятикратно за два года! Отдельно совершенствовалась гимнастическая составляющая подготовки. В 1873 г. Тырш закончил разработку чешской гимнастической терминологии и выпустил работу «Основы гимнастики», которая вскоре стала популярна. Деятельность «Сокола» была настолько разнообразна, что члены общества даже получали противопожарную подготовку! Под лозунгом «Кто пожарный, тот сокол!» с 1868 г. были созданы специальные группы, обучавшие противопожарному делу. В состав общества быстро вливались и молодые рабочие из чешских промышленных городов. Помимо физической подготовки, молодые чехи получали образование на национальном языке, изучая историю, культуру Чехии, её перспективы. Всё это скреплялось националистической риторикой и пропагандой идей панславизма – то, о чём страстно мечтал Тырш и его соратники. «Сокол» был кузницей чешских патриотов. Духовное образование было бы неполным, если бы игнорировалась роль религии в становлении и развитии чешской культуры. Спортивные залы и классы для обучения были освящены. Выступая 6 сентября 1883 г. перед «соколами» в честь освящения символики общества в Хотеборе, известный чешский националист Франтишек Ригер сказал: «Как настоящие рыцари Христовы, в духе самых известных периодов нашей истории, везде вы стали защитники истины!». В 1871 г. «Сокол» принял участие в праздновании 900-летней годовщины основания Чешской епархии католической церкви. Участвовали «соколы» и в самом строительстве церквей, хотя в сокольской среде было много антиклерикалов, что привело даже к отделению от «Сокола» общества «Орёл», чьи принципы базировались на спортивном и религиозном обучении. В отличие от «Орла», «Сокол» зависим от католической церкви не был и занимал самостоятельную позицию.

6-2.jpg

Тырш считал, что «Сокол» мог и должен был стать основой для боевой подготовки чешской молодёжи. На волне событий, связанных с австро-прусской войной, Тырш предлагал дать «соколам» возможность военной подготовки и даже организацию патрулей без участия в боевых действиях. Какой был интерес у чешского патриота влезать в драку двух немцев? Вероятно, он считал, что это будет прекрасная возможность для «соколов» получить реальный военный опыт, что могло в будущем стать основой национальных вооруженных сил. В начале 1867 года «Сокол» утвердил подготовку в два этапа: зимнюю часть с октября по апрель (включала теоретическую подготовку, изучение оружия, патрулирование и безопасность службы) и летнюю (май-сентябрь), включавшую стрельбу, полевые выходы, строевую подготовку, штыковой бой и основы медицинской помощи.

Имперское правительство с сомнением отнеслось к такой инициативе, и, хотя Тырш даже предлагал охрану границ, предложение принято не было, «Соколу» была лишь выражена благодарность за «защиту монархии с оружием в руках». При поддержке Тырша на чешский язык переводились справочники по основам боевой подготовки. Лишь в 1909 г. Ландвер дал согласие на подобную подготовку, но реально она проходила и без этого. «Соколы» подготовили чешскую молодёжь к будущим баталиям на фронтах Первой мировой и революционной борьбы за независимость.

Популярность «Сокола» быстро росла. К 1867 году число членов общества приближалось к двум тысячам, а «гнёзда» появились в других городах, в том числе в Брно, Оломоуце, Кутна Горе и Прибраме. Это не могло остаться незамеченным со стороны австрийской полиции, и за «соколами» стали внимательно наблюдать. В 1875 году состав движения насчитывал почти 8 тысяч соколов, из них уже более тысячи прошли полный курс подготовки.

Стоит отдельно сказать про символику и принципы общества. Ещё 1 июня 1862 года чешская писательница Каролина Светла представила обществу знамя, созданное на пожертвования чешских женщин и девушек. Оно представляло собой красно-белое полотнище, украшенное славянским орнаментом и вышитым изображением летящего сокола. Главными принципами объявлялись «свобода, равенство и братство», а каждый член общества именовался «братом». Первоначальное приветствие «Да здравствует Бог!» было вскоре заменено на нейтральное «Nazdar!», что примерно переводится как «Будь здоров!». Популярна в рядах «соколов» была «Сила льва» – патриотическая чешская песня, написанная специально для общества. Часто использовались лозунги «Один за всех и всех за одного!», «Вечное движение, вечное беспокойство!», «Правда победит!», «За народ и дорогую Родину!», «В здоровом теле здоровый дух» и другие.

В среде «Сокола» шла и борьба взглядов между «младочехами» и «старочехами». «Младочехи» всячески ратовали за упрощение многих моментов, связанных с деятельностью «Сокола», в частности, за расширение базы за счёт вливания в него рабочих организаций. Предметом спора было даже неформальное обращение на «ты», принятое в обществе!

«Сокол» становился всё сильнее. С 1882 г. стали проводится «слёты» – «соколы» из разных городов «слетались» на массовые спортивные праздники, делились опытом, принимали решения по поводу дальнейшего развития общества, участвовали в митингах и демонстрациях. В первом слёте приняли участие 1572 человека.

https://fakel-history.ru/wp-content/uploads/2017/01/7-2.jpg

«Соколы» и верховая езда 

В 1887 г. имперское правительство наконец разрешило создание официального союза клубов «Сокол», это событие было большим успехом для всего чешского национального движения, а также дало импульс продвижению сокольских принципов среди других славянских народов. Было создано централизованное управление ячейками «Сокола» в Чехии, наиболее подготовленные «соколы» были отправлены в качестве инструкторов-специалистов в Краков, Любляну, Загреб, где были созданы свои сокольские «гнёзда». Целая сеть националистических ячеек, да ещё и с прекрасной спортивной и боевой подготовкой! Габсбургам, вероятно, было мало других проблем.

В 1889 г. «соколы» выступили на Всемирной выставке в Париже, где получили несколько медалей и установили тесные контакты с французскими спортивными обществами. В 1890-е на базе «Сокола» были созданы новые программы обучения, адаптированные для подростков и женщин, затем к идеям чешского национализма и панславизма добавились идеи улучшения труда рабочих (поскольку рабочий класс всё активнее участвовал в жизни «Сокола»). На третьем слёте было принято решение упростить формы тренировок и сдвинуть программу подготовки к эталонной «Сокольской гимнастике» Тырша, усилив духовно-образовательную сторону.

К этому моменту основателя движения «Сокол» уже не было в живых – в 1884 г. Мирослав Тырш погиб при невыясненных обстоятельствах, официально было объявлено, что он утонул в реке Эцталер-Ахе в Восточных Альпах. Однако столь неожиданная гибель Тырша вызывала подозрения к австрийской полиции.

«Сокол» добрался до Лейпцига, Гамбурга и Берлина, Львова, Белграда и Познани, Санкт-Петербурга, Одессы, Москвы и Тбилиси. Свои «гнёзда» появились в Будапеште, Копенгагене, Париже и Лондоне. «Сокол» перелетел океан и осел даже в США и Аргентине! Правда, в каждой из новых ячеек были свои взгляды на духовную сторону воспитания (в частности, польские «гнёзда» практически не использовали панславистскую идеологию, памятуя о недавно подавленных выступления против России), но основные принципы единства физического и духовного воспитания, а также свободы, равенства и братства нашли самую горячую поддержку в любой точке мире, где оставил свои следы «Сокол».

 

 

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

техническое  училище  при Богородско-Глуховской мануфактуре Арсения Морозова.
Архитекторы А.М. Марков, Карасев. 1908 год.

http://ic.pics.livejournal.com/mouse_margarita/31720144/94748/94748_original.jpg

99091_original.jpg

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Любопытно в связи с данным материалом. с  начала века мы культивируем по таким же принципам сумчатых волков.

а с 1904 красного волка.

http://inosmi.ru/science/20170730/239935036.html

Изменено пользователем wizard

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В 1904 году (по памяти) Максим Пешков ( псевдоним Горький ) был приговорен судом Российской Империи к 8 годам каторги за финансирование террористов и социалистических боеых дружин ( читай незаконных банд).

Император отверг все просьбы о помиловании.

В 1909 году Пешков скончался в лагере Нукус от дизентерии и прочих болячек. Место захоронения неизвестно.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Максим Пешков ( псевдоним Горький ) был приговорен судом Российской Империи к 8 годам каторги за финансирование террористов и социалистических боеых дружин

Это в какой Вселенной?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

тл1904

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

24 сентября 1909года.

премьера оперы Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок» в Большом  театре  в Москве.

На премьере присутствовала императрица и цесаревич, который однако вскоре покинул театр..

Все обратили внимание что одежды шемаханской царицы имели очевидно японское происхождение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Утверждены указом Императора  Общие принципы производства кинофильмов в Российской империи.

 

Общие принципы

1. Ни один кинофильм не должен снижать моральные устои аудитории.

Таким образом, симпатии аудитории никогда не должны быть на стороне преступления, недостойного поведения, зла или греха.

2. Представлению подлежит только правильный образ жизни, с учётом требований законов драматического и развлекательного искусства.

3. Недопустимо ставить под сомнение естественные и человеческие законы, а также вызывать сочувствие к фактам нарушения таких законов.

Конкретные области применения

I. Противоправные действия

Эти действия никогда не должны быть представлены таким образом, чтобы вызывать сочувствие к преступнику, выступающему против закона и правосудия, а также вызывать желания повторять такие преступления.

1. Убийство:

  • A. Способы убийства должны представляться таким образом, чтобы не вызывать желания их повторять.

  • B. Жестокие убийства не должны быть представлены в подробностях.

2. Способы совершения преступлений не должны быть представлены явным образом:

  • а. Кражи, грабёж, взлом сейфов, взрывы поездов, зданий и т. п. не должны изображаться в подробностях.

  • б. К поджогам должны применяться такие же ограничения.

  • в. Использование огнестрельного оружия должно быть максимально ограничено.

  • г. Недопустимо изображение способов осуществления контрабанды.

3. Незаконный оборот наркотиков не должен быть представлен в кинофильмах.

4. Не оправданное сюжетными соображениями или характером персонажей употребление алкогольных напитков не подлежит изображению.

II. Отношения полов

1. Необходимо всячески поддерживать священный институт брака и семейные ценности.

Из содержания кинофильмов не должно следовать, что низменные формы половых отношений являются приемлемыми.

2. Сцены страстной любви не должны представляться таким образом, чтобы вызывать в зрителях низменные чувства.

  •  

3. Соблазнение и сексуальное насилие:

  • а. Такие мотивы должны изображаться исключительно в форме намёков и только в случае их абсолютной необходимости для сюжета и никогда не должны быть представлены в явной форме.

  • б. Такие мотивы ни при каких условиях не являются приемлемой темой для комедий.

4. Сексуальные извращения и любые намёки на них запрещаются.

5. Рабство представителей белой расы подлежит изображению только в исторических фильмах и в случае крайней необходимости для сюжета.

6. Расовое смешение (половые отношения между мужчиной черной (желтой) расы и женщиной белой расы) запрещается.

7. Половая гигиена и венерические заболевания не должны являться темой для кинофильмов.

8. Сцены деторождения могут изображаться только в косвенной форме.

III. Вульгарность

Трактовка низменных, вызывающих отвращение, неприятных, хотя и не обязательно по сути злых, предметов и мотивов должна всегда быть основана на принципах хорошего вкуса и уважения к чувствам аудитории.

IV. Непристойность

Непристойные высказывания, жесты, цитаты, песни, анекдоты (даже в виде намёков, которые могут быть поняты только частью аудитории) запрещаются.

V. Кощунство и богохульство

Кощунство и богохульство, а также употребление  кощунственных или вульгарных слов и выражений запрещается.

VI. Костюмы

1. Полное обнажение недопустимо ни при каких обстоятельствах.

Это относится только  к непосредственному изображению обнажённого тела, а также к развратным и безнравственным замечаниям по поводу такого изображения, сделанным другими персонажами кинофильма.

2. Сцены раздевания необходимо использовать их только в случае  необходимости для сюжета.

3. Непристойное и неподобающее обнажение запрещается.

VII. Танцы

1. Танцы, изображающие сексуальные действия или намекающие на таковые запрещаются.

2. Танцы, при которых подчёркиваются непристойные движения, признаются морально недопустимыми.

VIII. Религия

1. Кинофильмы или эпизоды кинофильмов не должны высмеивать христианскую православную веру.

2. Священнослужители, выступающие в качестве таковых, не должны выступать в качестве комических или отрицательных персонажей.

3. Ритуалы христианства должны изображаться со всей возможной точностью и уважением.

IX. Места съёмок

При изображении спален необходимо руководствоваться соображениями хорошего вкуса и такта.

X. Национальное достоинство

1. Необходимо неизменно соблюдать уважение к Российской Империи.

2. Необходимо справедливо изображать историю, органы власти, выдающихся людей и всех граждан других стран.

XI. Титры и названия

Запрещается использование провокационных, непристойных или безнравственных названий кинофильмов.

XII. Предметы, вызывающие отвращение

Следующие предметы должно сообразовывать с принципами хорошего вкуса:

1. Казни  применяемые в качестве наказаний за преступления.

2. Жестокие методы допроса.

3. Сцены жестокости.

4. Клеймение людей или животных.

5. Явная жестокость по отношению к детям или животным.

6. Торговля женщинами или женщины, торгующие своей честью.

7. Хирургические операции

 

Обоснование положений

I. Кинофильмы для показа в кинотеатрах, то есть кинофильмы, предназначенные для показа в общедоступных кинотеатрах, в отличие от кинофильмов для показа в церквях, школах, лекториях, на образовательных или общественных мероприятиях и т. п., должны рассматриваться как развлекательные.

Человечество всегда признавало важность развлечения и его ценности для физического и духовного развития людей. Тем не менее также является общепризнанным и то, что развлечение может быть как полезным, так и вредным для человечества и, таким образом, необходимо проводить четкое различие между:

  • Развлечением, направленным на усовершенствование человека или, как минимум, на возрождение к полноценной жизни людей, униженных жизненными обстоятельствами;  и

  • Развлечением, развращающим людей и снижающим их нравственные устои и отношение к жизни.

Таким образом, моральная значимость развлечения также является общепризнанной. Развлечения вторгаются в личную жизнь людей и существенно влияют на них, они занимают их мысли и чувства в часы досуга и, в итоге тесно связаны со всей их жизнью. По качеству развлечений о человеке можно судить не менее точно, чем по качеству его работы.

Следовательно, надлежащие развлечения укрепляют моральные устои нации.

Ненадлежащие развлечения ухудшают жизнь нации и разрушают её моральные устои.

II. Кинофильмы, прежде всего, являются важными произведениями искусства.

Хотя кинематограф является новым видом искусства, а возможно, даже и сочетанием разных его видов, его предметом является предмет всех иных жанров — отображение мысли, эмоции и самой жизни человека, взывающее к душе через посредство чувств.

Таким образом, оставаясь видом развлечения, искусство непосредственным образом входит в жизнь человека.

Искусство может быть нравственным и возвышающим человека. Такое воздействие оказывают хорошая музыка, шедевры живописи, классическая литература, поэзия и драматургия.

Искусство может быть безнравственным по своему воздействию на людей.

Речь идёт о нечистом искусстве, непристойных книгах, развращающей зрителей драматургии. Эта продукция оказывает на людей очевидное отрицательное воздействие.

Примечание. Часто провозглашается, что искусство само по себе находится вне морали и не может быть ни хорошим, ни плохим. Это так в отношении самого предмета, которым является музыка, живопись, поэзия и т. д. Однако этот предмет является продуктом деятельности чьего-то ума, а намерения этого ума во время создания данного предмета были либо нравственными, либо безнравственными. Кроме того, данный предмет оказывает определенное воздействие на тех, кто с ним сталкивается. И в случае с намерением автора продукта и в случае с явным воздействием этого продукта, он приобретает глубокую моральную значимость и очевидные моральные качества.

Таким образом, кинофильмы, которые являются наиболее популярным видом массового искусства, обладают особыми моральными качествами, выражающимися в намерениях умов, их создавших, и в их воздействии на нравственность и реакции зрителей. Всё это придает им важнейшее нравственное значение.

1. Они воспроизводят нравственные устои людей, которые используют кинофильмы в качестве средства выражения своих мыслей и идеалов.

2. Они воздействуют на моральные устои тех, кто через экранные образы воспринимает эти мысли и идеалы. В случае кинофильмов это воздействие может особенно усиливаться вследствие того, что ни один другой вид искусства не затрагивает столь быстро столь широкую аудиторию. На протяжении очень короткого периода времени кинематограф стал искусством.

III. Кинофильм, вследствие своей важности в качестве развлечения и вследствие того доверия, с которым к нему относится человечество, имеет особые моральные обязательства.

1. Большинство произведений искусства предназначено для восприятия зрелыми людьми. Искусство кинематографа одновременно обращается к представителям всех классов общества, зрелым, незрелым, развитым, неразвитым, законопослушным и преступникам. В музыке есть разные жанры для разных слоёв общества, то же самое можно сказать о литературе и драматургии. Искусство же кинематографа, сочетающее в себе разглядывание изображений и прослушивание историй, обращается ко всему обществу в целом.

2. Вследствие простоты перевозки кинопленки и распространения кинофильмов, а также по причине возможности изготовления множества копий фильмов искусство кино достигает мест, недостижимых для других видов искусства.

3. По этим двум причинам сложно производить фильмы, предназначенные только для определённой категории зрителей. Кинотеатры построены для масс, как для культурных, так и для некультурных людей, для зрелых и незрелых, для достойных граждан и для преступников. В отличие от книг и музыкальных произведений, доступ к кинофильмам невозможно ограничить рамками избранных аудиторий.

4. Таким образом, то, что позволено в книге, не может быть позволено в кинематографе. Кроме того:

  • A. Книга описывает; фильм представляет в явном виде. В книге содержатся мёртвые страницы; в фильме действуют очевидно живые люди.

  • Б. Книга взывает к уму читателя только с помощью слов; фильм проникает в сознание зрителя через глаза и уши, через воспроизведение реальных событий.

  • В. Реакция читателя на книгу во многом зависит от богатства его воображения; реакция зрителя на кинофильм зависит от яркости представленных в нём образов.

Поэтому многие предметы, которые прямо или косвенно могут быть представлены в книге, не могут и не должны быть представлены в кинофильме.

5. Все эти утверждения также относятся и к сравнению кинофильма и газеты:

  • A.  Газеты описывают события; кинофильмы их непосредственно представляют.

  • Б. Газетные сообщения появляются после событий и представляют их в прошлом; кинофильмы показывают события в их развитии в явной и реалистичной форме.

6. Не всё, что возможно в театральной пьесе, также возможно и в кинофильме:

  • A. Вследствие большей широты и социального разнообразия аудитории кинематографа: с точки зрения психологии, чем больше аудитория, тем ниже её способность к сопротивлению моральным провокациям.

  • Б. Поскольку с помощью света, крупных планов персонажей, монтажа, акцентов на отдельных сценах и т. п. рассказываемая в кинофильме история оказывается ближе к зрителю, чем театральный спектакль.

  • В. Общественное почитание и интерес к киноактёрам и киноактрисам заставляют зрителей с заведомым сочувствием относиться к персонажам, которых они играют, и к историям, в которых они участвуют. Поэтому аудитория может с лёгкостью спутать актера или актрису с персонажами, которых они представляют, ведь зрители особенно восприимчивы к эмоциям и идеалам, представляемым их любимыми кинозвёздами.

7. В небольших населённых пунктах, отличающихся меньшей искушённостью их жителей и лишённых тех ограничений, которые зачастую формируют моральные и этические нормы в крупных городах, любые кинофильмы, тем не менее, столь же доступны.

8. Величие массовых сцен, масштабы экранного действия, живописные красоты и т. д. более интенсивно влияют на эмоции аудитории.

В целом, мобильность, популярность, доступность, чувственное воздействие, яркость, прямолинейность в изображении событий делают кинофильмы гораздо более близкими аудитории и производят на неё гораздо более сильное эмоциональное воздействие.

Из этого следует гораздо большая моральная ответственность кинематографа.

 

Обоснование основных принципов

I. Ни один кинофильм не должен снижать моральные устои аудитории. Таким образом, симпатии аудитории никогда не должны быть на стороне преступления, недостойного поведения, зла или греха.

Такое имеет место, когда:

1. Зло представлено в привлекательном или благоприятном свете, а добро представлено в отрицательном свете.

2. Сочувствие зрителей привлекается на сторону преступления, неподобающего поведения, зла или греха. Это же относится к ситуациям, когда зрителей настраивают против добродетели, достоинства, невинности, чистоты или честности.

Примечание. Сочувствие к человеку, совершающему греховное деяние, — это не то же самое, что сочувствие к греху или преступлению, в котором такой человек виновен. Мы можем с жалостью относиться к бедственному положению убийцы и даже понимать причины, приведшие его к преступлению, но мы не должны испытывать сочувствия к совершенному им злодеянию. Изображение зла нередко является необходимым в литературе и драматургии. Само по себе это не является недостатком, при условии что:

  • A. Зло не представляется привлекательным. Даже если далее в кинофильме зло оказывается разоблаченным или наказанным, оно никогда не должно изображаться в позитивном свете, вынуждающем зрителя сочувствовать или оправдывать его настолько сильно, что последующее разоблачение будет вскоре забыто, а в памяти аудитории останется только явная прелесть греха.

  • Б. Таким образом, на протяжении всего фильма аудитория должна чётко понимать, что зло — это плохо, а добро — хорошо.

II. Представлению подлежит, насколько это возможно, только правильный образ жизни.

Кинофильмы могут представлять самые разные стороны жизни в её широчайших проявлениях. При условии неизменного представления правильного образа жизни кинофильм может оказать сильнейшее воздействие на зрителя. Кинофильм укрепляет его характер, прививает правильные идеалы, устанавливает правильные принципы, причём всё это происходит в форме занимательной истории.

Если кинофильмы последовательно воспитывают восхищение высоконравственными персонажами и представляют истории, которые меняют жизнь зрителей к лучшему, они могут стать одной из самых мощных сил для развития человечества.

III. Естественные и человеческие законы не должны становиться предметом насмешки, а нарушения закона не должны вызывать сочувствия.

Под естественными законами здесь понимаются законы, которые записаны в сердцах всего человечества, — величайшие принципы правоты и справедливости, диктуемые нам нашей совестью.

Под человеческими законами здесь понимаются законы, принятые в цивилизованных странах.

1. Изображение преступлений против закона часто бывает необходимым для создания сюжета фильма. Однако такое изображение не должно вызывать чувства симпатии к преступлениям и чувства солидарности с преступником против тех, кто его наказывает.

2. Суды не должны изображаться как несправедливые. Это не значит, что нельзя изображать несправедливость отдельных судов и тем более отдельных судей. Однако достоинство и репутация всей судебной системы страны не должна страдать в результате такого изображения.

Пояснения к конкретному применению положений 

I. Грех и зло присутствуют в жизни людей и, таким образом, сами по себе являются правомерным драматическим материалом.

II. При использовании такого материала необходимо различать грехи, отталкивающие по самой своей природе, и грехи, которые зачастую могут выглядеть привлекательными.

  • К первому виду относятся убийства, большинство краж, многие преступления против закона, ложь, лицемерие, жестокость и т. д.

  • Ко второму виду относятся сексуальные грехи, грехи и преступления, связанные с явным геройским поведением, такие как бандитизм, дерзкие кражи, руководство силами зла, организованная преступность, акты мести и т. д.

К изображению грехов первого вида можно относиться с меньшей осторожностью, поскольку такие грехи и преступления непривлекательны сами по себе. Зрители испытывают инстинктивное отвращение к таким грехам и относятся к ним с возмущением.

При этом очень важно не сформировать у зрителей, особенно юных и впечатлительных, привычки к самой идее или факту преступления. Люди могут привыкнуть даже к убийствам, жестокости, зверству и отвратительным преступлениям, если они повторяются слишком часто.

К изображению второго вида грехов, однако, необходимо относиться с особой осторожностью, поскольку реакция человеческой натуры на них очевидна. Эта проблема более подробно рассмотрена ниже.

III. Можно провести чёткое различие между кинофильмами, предназначенными для широкого проката, и фильмами, направленными на ограниченные аудитории.

Темы и сюжеты, вполне приемлемые для последних, могут оказаться явно непригодными и опасными для первых.

Примечание. Практика показа фильмов в общественных кинотеатрах при условии допуска на просмотр «только совершеннолетних» зрителей является лишь отчасти удовлетворительной и лишь отчасти достигает необходимых целей.

Тем не менее более зрелые умы могут с легкостью понять и принять без какого-либо вреда для себя такие темы и сюжеты, которые нанесут более юным зрителям явный моральный ущерб.

Таким образом, теоретически возможно создание особого типа кинотеатров исключительно для совершеннолетних зрителей, которым показывались бы фильмы такого характера (острые темы со сложной аргументацией и способами представления материала, допустимыми только для взрослых), но учреждений для ограниченного проката фильмов в настоящее время не существует.

 

 

I. Противоправные действия. Изображение противоправных действий не должно:

  • 1. Обучать способам совершения преступлений;

  • 2. Подталкивать потенциальных преступников к повторению изображаемого;

  • 3. Изображать преступников в качестве героев и оправдывать их преступные действия.

Акты мести в современном обществе не подлежат оправданию. В менее цивилизованных частях мира и во времена иных общественных моральных устоев представление актов мести иногда возможно. Это особенно касается тех мест, где не существует законов, запрещающих преступления, которые послужили исходной причиной для актов мести.

Ввиду общественной опасности последствий торговли наркотиками эта тема не должна представляться в какой бы то ни было форме. Не нужно привлекать внимание зрителей к наличию таких фактов.

Употребление алкогольных напитков не должно изображаться чрезмерно. В сценах  жизни такое изображение может быть продиктовано только требованиями сюжета или характеризации персонажей, но и в таких случаях необходимо руководствоваться принципами сдержанности.

II. Отношения полов. Исходя из неизменного уважения к священному институту брака и семейным ценностям, «любовные треугольники», то есть любовь третьего лица к лицу, уже находящемуся в браке, необходимо изображать с максимальным тактом. Такое изображение никогда не должно ставить под сомнение ценность института брака как такового.

Сцены страстной любви должны представляться на основе честного признания особенностей человеческой природы и нормального поведения человека. Многие сцены не могут быть представлены без того, чтобы не возбудить в юной, незрелой или преступной аудитории нежелательных эмоций.

Даже в случае чистой любви некоторые факты находятся за пределами дозволенного для публичной демонстрации.

В случаях изображения нечистой любви, к которой общество всегда относилось с порицанием и которая всегда была запрещена божественным законом, необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • 1. Нечистая любовь не должна быть представлена привлекательной или красивой.

  • 2. Она не должна быть предметом комедии или фарса или использоваться для того, чтобы рассмешить зрителей.

  • 3. Она не должна быть представлена таким образом, чтобы вызывать возбуждение или нездоровое любопытство аудитории.

  • 4. Она не должна выглядеть морально приемлемой или допустимой.

  • 5. В целом, при изображении такой любви необходимо избегать каких-либоподробностей.

III. Вульгарность; IV. Непристойность; V. Кощунство и богохульство не нуждаются в более подробных пояснениях, чем указано в тексте.

VI. Костюмы. Основные принципы:

  • 1. Факт воздействия обнажённого или частично обнажённого тела на нормальных мужчин или женщин, а тем более на молодых и незрелых людей признаётся всеми законодателями и моралистами.

  • 2. Таким образом, тот факт, что обнажённое или частично обнажённое тело может быть красивым, не делает его использование в фильмах морально приемлемым, поскольку, кроме красоты, необходимо также учитывать воздействие обнажённого или частично обнажённого тела на нормального человека.

  • 3. Изображение обнажённого или частично обнажённого тела, используемое исключительно для добавления в кинофильм некой «остроты», признаётся аморальным. Его аморальность заключается в воздействии на среднюю аудиторию.

  • 4. Изображение обнажённого тела ни при каких условиях не должно считаться абсолютно необходимым для сюжета кинофильма. Частичное обнажение тела не должно оказывать на аудиторию неподобающего воздействия или изображаться непристойно.

  • 5. Прозрачные или просвечивающие одежды и силуэты зачастую более развратны, чем полное обнажение.

VII. Танцы. Танец как таковой признаётся видом искусства и прекрасной формой выражения человеческих эмоций.

Однако танцы, которые намекают на сексуальные действия или воспроизводят их, будь то сольные танцы или танцы с одним или несколькими партнёрами; танцы, направленные на возбуждение эмоциональной реакции аудитории; танцы с движениями груди или излишними движениями тела при неподвижных ногах нарушают правила пристойности и неприемлемы.

VIII. Религия. Священнослужители не должны представляться в качестве комических или отрицательных персонажей, по той причине, что отношение к таким персонажам может быть легко перенесено на отношение к религии в целом. Отношение к религии может умаляться вследствие умаления уважения зрителей к конкретным священнослужителям.

IX. Места съёмок. Определённые места настолько тесно и очевидно связаны с отношениями полов или с греховными отношениями, что их изображение должно быть в определённой степени ограничено.

X. Национальные чувства. К неотъемлемым правам, истории и чувствам любой нации необходимо относиться со всем возможным вниманием и уважением.

XI. Названия. Поскольку названия кинофильмов являются брендом для специфической категории продукции, они должны соответствовать этическим принципам, применимым ко всей добросовестно производимой продукции.

XII. Предметы, вызывающие отвращение. Изображение таких предметов иногда необходимо по сюжетным соображениям. Трактовка таких предметов ни при каких условиях не должна нарушать принципов хорошего вкуса или оскорблять чувства зрителей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

https://img-fotki.yandex.ru/get/4604/nilsky-n.0/0_3a093_e55c34b2_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/4601/nilsky-n.0/0_3a094_bc7502cb_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/4602/nilsky-n.0/0_3a095_5e5cc6f3_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/4508/nilsky-n.0/0_3a097_f77e5283_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/4505/nilsky-n.0/0_3a098_23a28050_orig

Источник: Отчёт Новгородской земской больницы за 1908 год. // Постановления Новгородского земского уездного Собрания и доклады земской уездной Управы ежегодной сессии и чрезвычайных созывов 28 мая и 22 декабря за 1909 год. - Новгород, Типография И.Я.Мастакова, 1910(с)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Понятие «содомии» встречается в древнерусских текстах церковного, нравоучительного характера, в особенности в специальных списках грехов, которые должны были помочь христианину подготовиться к исповеди, а священнику - правильно поставить вопросы, задаваемые кающемуся.

Допетровский период

Из этих текстов видно, что представления о содомии носили в допетровской Руси довольно расплывчатый характер и включали в себя любые отклонения от нормальных плотских утех. Содомитами считались не только мужчины, вступающие в интимные отношения с другими мужчинами, но, например, женщины и мужчины, предпочитающие позу «женщина сверху». Но в целом на Руси к этому относились терпимее, чем в странах Европы. Уголовного наказания за содомию не было вообще, предусматривалось исключительно церковное покаяние.

При этом, накладывая епитимью, священник принимал во внимание брачный статус грешника и его возраст, и учитывал, был ли он «пассивной» или «активной» стороной. В целом наказание за мужеложство бытовало в тех же пределах, что и за обычное распутство: накладывалось церковное покаяние сроком от одного года до семи лет. Покаяние заключалось, например, в отлучении от причастия на некоторый период времени, в определенном количестве земных поклонов, посте и т. п.

При этом если между мужчинами не доходило дело до анального контакта, то проступок квалифицировался как «рукоблудие», которое наказывалось мягче.

Период Петра I и XVIII столетие

В целом ситуация с законодательством относительно содомии в древней допетровской Руси говорит о том, что этот грех, хотя и бытовал, и даже довольно широко, он все же не получил чрезмерного распространения. Специалисты в области юриспруденции именно так трактуют ситуации, когда преступление в законодательных актах не детализируется или отсутствует вовсе.

При Петре I положение изменилось. Сам государь, отличавшийся широтой взглядов, был, как известно, весьма женолюбив, но при этом молва приписывала ему и контакты с мужчинами. Однако это не помешало ему в 1706 году принять воинский артикул (списанный со шведского воинского статуса), в котором «ненатуральное прелюбодеяние со скотиной», «муж с мужем» и «которые чинят блуд с ребятами» каралось ни много ни мало сожжением на костре.

Впрочем, в уставе от 1716 года положение о сожжении на костре исключено и заменено телесным наказанием, а в том случае, если соитие с мужчиной происходило с применением насилия, - вечной ссылкой. Распространялось это исключительно на военных. Гражданское население за такого рода прегрешения каралось по-прежнему церковным наказанием.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас