Культура , социальная политика, медицина, образование и наука Российской Империи


338 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Реформа образоваия. 1897

Для России ключевой вопрос качество и производительность труда в том числе инженерного корпуса.

Поэтому реальные училища бесплатные (не для всех) со льготами поступления в технические ВУЗы, а гимназии с гуманитарным уклоном платные(исключения будут), бесплатные и военные училища, там тоже коренные изменения.

Кадетские корпуса исчезнут, прием в военные училища после окончания либо гимназии , либо после реальных училищ.

Военное образование прописывается по германскому образцу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Правила о частных учебных заведениях, классах и курсах Министерства народного просвещения

");document.close();

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я не совсем понял. Закон о всеобщем начальном - это 1891, или 1895?

Или в 1891-м начинается реформа, а в 1895-м она вчерне заканчивается?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

1891-Указ о всеобщем образовании начальном.

Поскольку Указ был как выяснилось волюнтаристским и не учитывал возможносте реальных, то пришлось спасать лицо выпуская Постановление правительства растягивающее начальное всеобщее на большее количество лет. Молодой император, неопытный, с учителями средних и начальных школ не посоветовался. :)

бывает.

Реформа образования началась в 91 и будет идти до 1897, далее шлифовка и правка. Облик сложится в 97.

1898-реформа военного образования

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Согласно Постановления правительства о реформе образования:

вводились три ступени образования:

1.Начальное 4-летнее образование

1.1. Начальное училище

1.2. Начальное церковно-приходское училище

Обучались дети от 8 до 12 лет.

2. Среднее образование

2.1. Полное среднее 6-летнее образование

2.1.1. Реальное училище

2.1.2. Гимназия

2.1.3. Классический лицей

2.1.4. Императорские Училища

2.1.5. Духовные училища

2.1.6. Дома-корабли

2.1.7. Кадетские корпуса

2.1.8. Лицеи ведомства Императрицы Марии

Обучались дети от 12 до 18 лет

2.2. неполное 4-летнее среднее образование

2.2.1. Фабрично-заводское училище

Организовывались при фабриках и заводах.

Расходы на содержание ФЗУ вычитались из налогооблагаемой базы.

2.2.2. Ремесленное училище при Министерстве Торговли и промышленности или МПС.

2.2.3. Вечерняя земская школа с возможностью организации дополнительного 2-летнего образования с целью получения полного среднего образования по программе реальных училищ.

Обучались дети от 12 до 16 лет, в вечерней школе верхний порог по возрасту не устанавливался.

3. Высшее образование

3.1. Императорские университеты

3.2. Институты .

3.2.1. Технические училища при институтах с 3-летним сроком обучения для подготовки техников.

3.3. Заочные высшие курсы

3.4. Императорские лицеи

3.5. Духовные семинарии

3.6. Военные училища

3.7. Морские училища

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Положение о гимназиях Министерства народного просвещения

");document.close();

");document.close();

Положение решало следующие конкретные задачи:

1) объединение гимназий и реальных училищ в одну общеобразовательную группу гимназий с одинаковой продолжительность курса (10 лет), с близкими учебными программами;

2) введение гимназий в систему других общеобразовательных учебных заведений (в 1-й класс гимназий могли поступать те, кто прошел первые два класса высшего начального училища);

3) предоставление гимназиям учителей с необходимой педагогической подготовкой;

4) выделение для каждого класса отдельного классного наставника;

5) предоставление права оканчивающим курс всех видов гимназий на поступление в университет и высшие специальные учебные заведения.

Кроме того, согласно Положению о гимназиях, создавалось необходимое единство в руководстве учебной и воспитательной частью (в лице директора), при этом должность инспектора оставлялась только при гимназиях с пансионами, исключалась также должность помощника классных наставников как лишняя, круг обязанностей оставленного в штате инспектора распространялся не на педагогический надзор за учениками, а на ведение разнообразных списков (опоздавших, не явившихся на уроки), сообщения родителям тех или иных сведений; вводилась такое расписание недельных уроков (от 18 до 25, в зависимости от возраста учеников), которое:

во-первых, позволяло обратить серьезное внимание на физическое развитие учеников, а во-вторых, не препятствовало последовательно развивать самостоятельность учеников в приготовлении уроков и позволяло устраивать для них дополнительные занятия, в том числе и в гимназии

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Устав Художественного училища

");document.close();

Положение о студенческих организациях и об устройстве собраний в стенах высших учебных заведений

Совет министров полагал:

I. Относительно образования студенческих организаций и устройства в стенах высших учебных заведений собраний постановить следующие правила:

1. Студентам высших учебных заведений разрешается образовывать организации, преследующие цели, не противные существующим узаконениям и правилам. Уставы таких организаций утверждаются советом университета или соответствующею ему в других высших учебных заведениях коллегиальною или единоличною властью. Нехристиане не могут образовывать никакие студенческие организации и /или руководить ими.

2. Организации, не имеющие утвержденных установленным порядком (ст. 1) уставов, признаются незаконными.

3. Постановления, исходящие от студенческих организаций, уставы коих не утверждены (ст. 2), не могут быть принимаемы органами управления высших учебных заведений ни к сведению, ни к обсуждению, ни к разрешению.

4. Никакие отдельные студенческие кружки, общества и иные организации не могут быть признаваемы в качестве представительных органов всех студентов данного учебного заведения, и учебное начальство (советы, ректоры, директоры, деканы, профессоры и др.) ни в какие сношения с такими организациями по вопросам, заявляемым от лица всего студенчества, не вступает.

5. В стенах высших учебных заведений допускается в установленном порядке устройство:

а) публичных собраний и

б) частных собраний студентов данного учебного заведения.

6. Публичные собрания (ст. 5, п. а) могут быть только учебного характера или такие, которые разрешены действующими уставами учебных заведений или изданными о таковых собраниях правилами. Публичные собрания, уставами учебных заведений не предусмотренные, должны быть утраиваемы с соблюдением указанного в означенных правилах порядка.

7. На частных собраниях студентов (ст. 5, п. б) разрешается присутствовать исключительно учащимся данного учебного заведения. Разрешения на устройство частных собраний студентов выдаются ректором, директором или, по их уполномочию, проректором или помощником директора. Студенты, испрашивающие разрешения на собрания этого рода, расписываются в получении разрешения в особой книге и считаются устроителями собрания. Книга эта хранится у того начальствующего лица, коим выдается разрешение на собрание.

8. О разрешенных частных собраниях студентов, с обозначением предмета, места и времени собрания, вносится немедленно в особую книгу, хранящуюся в канцелярии учебного заведения. Книга эта должна быть предъявляема чинам полиции, на то уполномоченным, по первому их требованию.

9. В случае возникающих сомнений в законности собрания или получения сведений о последовавшем на оном нарушении порядка, полиция имеет право удостовериться в сем, при посредстве командируемых на собрания полицейских чинов, с одновременным уведомлением об этом начальства учебного заведения, и, в случае нарушения собранием требований закона или действующих правил, принимает все нужные меры к восстановлению порядка и к привлечению виновных к законной ответственности.

10. Устроители и участники частных собраний студентов за нарушение установленных для сего учебных начальством правил привлекаются к ответственности в дисциплинарном порядке; в случае же совершения устроителями или участниками студенческих собраний деяний, предусмотренных уголовным законом, означенные лица привлекаются полицией к судебной ответственности на общем основании.

11. За разрешение собраний и студенческих организаций с нарушением настоящих правил виновные в том начальствующие лица привлекаются в ответственности в установленном законом порядке.

12. Проступки студентов, нарушающих установленные для высших учебных заведений их советами или соответствующими им органами правила, подлежат ведению профессорского дисциплинарного суда , причем порядок рассмотрения этих дел определяется инструкциями, издание коих возлагается на советы университетов и соответствующие им органы других высших учебных заведений.

II. Поручить министрам и главноуправляющим отдельными частями, имеющими в своем ведении высшие учебные заведения, озаботиться:

1) изданием, по взаимному между собою соглашению, единообразных правил относительно выдачи учащимся бесплатных взамен паспортов свидетельств, с тем, чтобы последние выдавались на срок, не более полугода, и для проживания исключительно в той местности, где находится данное учебное заведение, и

2) использованием сумм, отпускавшихся на содержание в высших учебных заведениях инспекции, где таковая упразднена, на усиление в означенных заведениях способов надзора и охраны.

Устав Психоневрологического института

");document.close();

Постановление Правительства :

От отпуске из средств государственного казначейства дополнительного кредита на приготовление профессоров при университетах

I. В изменение и дополнение подлежащих узаконений предоставить министру народного просвещения устанавливать размер стипендий, назначаемых лицам, оставляемым при университетах для приготовления к профессорской деятельности, а также командируемым с этой же целью за границу, с тем, однако, чтобы размер сих стипендий для первых из означенных лиц был не менее одной тысячи двухсот рублей, а для вторых – двух тысяч рублей в год.

II. Отпустить из средств государственного казначейства в 1898 году на покрытие расходов по указанной (отд. I) надобности, в дополнение к суммам, ассигнуемым на сей предмет в настоящее время, сто тысяч рублей, с обращением части сего расхода, в сумме восьмидесяти тысяч рублей, на счет возможных сбережений от кредитов, ассигнованных по государственной росписи расходов на 1898 год по Министерству народного просвещения.

III. Размер кредита, необходимого для удовлетворения вышеуказанной (отд. I) надобности, определять, начиная с 1899 года, в сметном порядке.

Постановление Правительства:

Об отпуске в 1899-1909 году из государственного казначейства средств на устройство временных Заочных Педагогических курсов для подготовки преподавателей средних учебных заведений и на командировки учителей с ученою целью за границу.

I. Отпустить из средств государственного казначейства ежегодно в 1899-1909 году:

1) двадцать тысяч рублей на устройство временных Педагогических курсов для подготовки преподавателей средних учебных заведений и

2) четыре тысячи рублей на командировки учителей с ученою целью за границу.

II. Часть означенных в отделе I расходов, в размере четырнадцати тысяч рублей, отнести на счет возможных сбережений от кредитов, ассигнуемых Министерству народного просвещения по государственной росписи расходов на год.

Положение о Духовном училище

Духовные училища предназначены «для среднего образования и подготовления юношей к служению православной церкви». Как учреждения подготовительные для лиц, имеющих поступить в семинарии, училища находятся «в живой и нераздельной связи с семинариями». Они содержатся на 50% на государственные средства Министерства просвещения и на 50% на средства , изыскиваемые духовенством каждой епархии, и находятся в ведении епархиального архиерея,. под главным управлением Св. Синода. Ближайшее попечение о них вверяется местному духовенству. Учебно-воспитательная часть состоит под руководством местных семинарских правлений, a непосредственное управление вверяется смотрителю - (и его помощнику) и правлению (в составе смотрителя и учителей), ведающему дела по учебной, нравственной и хозяйственной частям. Число духовных училищ в каждой епархии зависит от средств ее и потребностей местного духовенства. В училища принимаются бесплатно дети всех сословий . Училища имеют 6 классов, программа которых приближается к программе 6 классов гимназий и с их правами.

Утверждено Положение о духовных семинариях

Духовные семинарии представляют собою «высшие учебно-воспитательные заведения для приготовления юношества к служению православной церкви». Семинарии, находясь под главным управлением Св. Синода, состоят в ближайшем ведении епархиальных архиереев, имеющих высшее наблюдение за направлением преподавания, за воспитанием учащихся и вообще за выполнением правил устава. Семинарии содержатся на средства Министерства Просвещения и Св. Синода и на пособия, отпускаемые из государственного казначейства. Непосредственное управление семинариею принадлежит ректору, инспектору и правлению, имеющему собрания педагогические и распорядительные. В семинарии принимаются молодые люди православного исповедания из всех- сословий. Преобладающее значение в учебном курсе их занимают богословские науки, но в значительном объеме преподаются и науки общеобразовательные, входящие в курс историко-филологических факультетов Университетов.. Обучение в семинариях бесплатное, при чем сироты и дети бедных родителей принимаются на казенное содержание. Лучшие воспитанники семинарий, по окончании курса, поступают в духовные академии; большая часть воспитанников определяются епархиальным начальством на места священно и церковнослужителей или же на должности учителей и надзирателей в духовно-учебные заведения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Создана Комиссия по реформе санитарно-врачебного и ветеринарного дела под председательством Председателя Совета министров гр. А.П.Игнатьева.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Новое! Дворцовый комплекс Царицыно: Дворцово-парковый ансамбль (добавлено 11.03.10)

<{POST_SNAPBACK}>

И стилистика хромает:

и до сих пор данная территория закрыта для посетителей, кроме организованных Управлением Дворцов организованных экскурсий, проводимых к тому же крайне редко.

(Блин, я после диссера потихоньку превращаюсь в граммар-наци).

Еще:

в разных концах бывшей Российской империи существует немало сооружений конца XVIII и начала XIX века, которые созданы под влиянием Царицына.

Так бывшей, или нет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

При гимназии может быть открыты и начальные четырехлетние училища.

<{POST_SNAPBACK}>

Могут быть открыты.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

по бывшей поправил.

Исправленное перевыложу вместе с тамлайном 98.

По организованным а как можно.

бюрократорусский язык, однако.

:grin:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ОК

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Положение о Экономическом институте:

");document.close();

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Закон «Об авторском праве»

");document.close();

3 ПСЗ. Т. 31. № 34935.

Собрание узаконений. 1901. 30 марта. Отд. I. Ст. 560

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

1899

Открывается первая в России и Петербурге станция «скорой помощи».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

1901

В Казани в присутствии Императора открыта Астрономическая обсерватория имени В.П. Энгельгардта.

Обсерватория была основана Д. И. Дубяго на средства, завещанные В. П. Энгельгардтом и оснащена оборудованием, переданным Энгельгардтом Казанскому университету в 1897 году. Причиной основания обсерватории было неудобство наблюдения в центре города (сильная засветка). Летом 1898 года, после передачи В. П. Энгельгардтом своих инструментов (12" экваториал Грубба, 6" экват-кометоискатель, 4" малый кометоискатель, пассажный инструмент Бамберга, универсальный инструмент Фенеля, часы Кноблиха и часы Тиде), ходатайство Д. И. Дубяго об отпуске средств и отводе земли для строительства обсерватории было удовлетворено. Закладка зданий обсерватории была произведена 7 марта 1899 года.. Конструкция меридианного зала позволяла быстро выравнивать внешнюю и внутреннюю температуру, что делало зал единственным в своём роде. Кроме основного здания обсерватории были построены два деревянных домика со сдвигающимися крышами для наблюдения на малых переносных инструментах.

В Хиве открыта лаборатория №2 по борьбе с Чумой и другими заразными болезнями.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

1901

Создан Варшавский филармонический оркестр, оркестр Варшавской филармонии — польский симфонический оркестр, базирующийся в Варшаве.

Оркестр дал первый концерт в специально построенном концертном зале, общий облик которого архитектор Кароль Козловский создал с оглядкой на здание парижской Гранд Опера; оркестр под управлением Эмиля Млынарского и пианист Игнацы Падеревский исполнили программу, целиком составленную из произведений польских композиторов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вот наткнулся Газета Гардиан 6 июня 1883года

Движение за высшее образование для женщин скоро получит новый сильный импульс от открытия известных «медицинских школ для женщин» в Санкт-Петербурге.

В стране царя велика необходимость в институте такого типа. Крестьянская Россия очень страдает от отсутсвия профессионалов в борьбе с заболеваниями. В некоторых уголках страны про хирургию не знают и вовсе, а ответственность за предписание лечения остается в руках деревенских шарлатанов. В этом случае создание образованного класса профессионалов, направленного, в-основном, на полезную деятельность в провинциальных городах и деревнях – это задача, в решении которой Россия стремительно продвигается вперед.

Но примечательно то, что такая крупная часть этой филантропической работы будет осуществляться женщинами. Удивительно то, что страна, которая находится в конце почти всех списков того, что придает силу и достоинство социальной сфере современного государства, достигла для своих женщин такого положения свободы и уважения, которому могут позавидовать даже самые «продвинутые» англосаксонские нации.

Антропологи могут спорить между собой о том, превосходит ли русская женщина по умственным показателям русского мужчину – что про нее часто говорится – но ясно то, что в поиске высших показателей расы в России, как умственных, так и физических, нужно обращаться к женщинам, а не мужчинам. Русская женщина начала отстаивать свои права со времен Петра Великого, который освободил ее от домашней тирании терема. Ее борьба за независимость не прекратилась с тем разочарованием, которое рано или поздно приходит ко всем, кто пытается построить идеальную систему на руинах естественных законов.

Она организовала для себя одну из самых лучших образовательных систем в Европе, ее возможности для обретения научного и технического знания даже лучше тех, которыми наслаждаются ее западные сестры. Само государство проявляет симпатию к ее похвальным амбициям, и теперь даже самые серьезные общественные позиции ей по плечу.

Однако правдой является и то, что русские женщины иногда сомнительно используют свободу, которую они частично завоевали, а частично получили в подарок. Крепкое вино западной культуры пьянит многих из них. Хоть и обладая тенденциями к идеализму, в глубине души русская женщина остается явной реалисткой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А будет ли введено совместное обучение мужчин и женщин, или нет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

нет, с средней школе ессно, в начальной и высшей да.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Школьная перепись 1902 январь.

Проведенная школьная перепись выявило положения школьного дела в России. «В день переписи в школах присутствовало 6180510 человек учащихся, что по сравнению с общим числом населения составляет 3,85%. А так как количество детей младшего школьного возраста (от 8 до 12 лет) определяют около 9% всего населения, то оказывается, что лишь около 51,5 % всех детей посещают начальную школу

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

число школ начальных Министерства народного просвещения и учащихся в них с 1889 по 1901

год школ учащихся (тыс. чел)

1889--24601 -- 1572

1890 26986 -- 1752,1

1891 27707 -- 1833

1892 28450 -- 1915,9

1893 29241 -- 1937

1894 29432 -- 2036,6

1895 33401 -- 2318

1896 38470 -- 2537

1897 40781 -- 3039

1898 43551 -- 3350

1899 47838 -- 3783,7

1900 50876 -- 3933

1901 59000 -- 4541

1902 64279 -- 4860

Рост числа церковных начальных школ за 13 лет (1889— 1902 гг.) и учащихся в них был весьма значительным. Если в 1884 г. в них насчитывалось около 100 тыс., а в 1889 г.— 181 тыс. учащихся, в 1896 году--1634,5 тыс, в 1902-- 2021,6 тыс учащихся..

«В 1891 г., — как отмечал Н. В. Чехов, — к числу школ духовного ведомства были причислены одним взмахом пера крестьян­ские школы грамоты, число которых тогда определялось несколькими тысячами»

Вследствие недостатка государственных и общественных школ сельское население вынуждено было прибегать к устройству так называемых домашних школ. Роль их была особенно значительной в местностях, где отсутствовали земские и церковно­приходские школы. Но располагая материалами для характеристики школ этого типа, отметим данные А. С. Пругавина, который определял число учащихся в домашних школах в первой половине 90-х годов примерно в 300—400 тыс. чел.

Итак к концу 1902 года чиисло учащихся в начальных школах составило 4860+2021,6+300=7 миллионов 181,6 тыс. чел., т.е. примерно 57 % детей младшего возраста.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

1902

Принят Закон о учителях начальных школ, в котором было совершенно недвусмысленно установлено, что размер учительского жалования должен быть "не менее" 460 руб. в год

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

1903

Открыт Костромской медицинский институт.

При нем открыто акушерское училище..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас