Танки Франции в МЦМ-4

5 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Начало:

На конец 1916 года (окончание ПМВ в МЦМ-4) Франция обладала лишь весьма небольшим количеством готовых танков "Шнейдер", ни разу не испытывавшихся в бою. Все прочие танки, включая будущий FT17 и сверхтяжелые машины типа С, ещё только разрабатывались. Перспективы нового оружия были туманны. Никакого опыта применения танков у французов не было. С другой стороы, успешные действия русских механизированных войск (оставим этот авторский произвол на совести коллеги Мухина) служили веским доводом в пользу развития бронетехники. Главным энтузиастом и организатором был, как и в реале, Этьен.

Для своих танков французы решили использовать артиллерийскую организацию, разделив их на батареи. Сначала планировалось, что каждая батарея будет иметь по 8 машин, но вскоре их число уменьшили до 4-х. Из трёх таких подразделений комплектовали танковую группу, именовавшуюся на британский манер “дивизионом”. Каждая группа получала индекс AS (штурмовая артиллерия) и порядковый номер.

В каждом дивизионе имелось три батареи по четыре танка, механизированное подразделение снабжения и ремонта (SSR), а также несколько резервных танков. Всего в дивизионе насчитывалось 16 танков, 18 офицеров и 74 унтер-офицера и солдата.

(РИ)

Так как война закончилась, разработку и производство танков осуществляли менее спешно и более тщательно, вдумчиво подходя к проектам. В первую очередь нужно было решить, как танки будут применятся, и исходя из этого сформировать требования к новым машинам. Этьен, как и в РИ, был сторонником масштабных и глубоких операций, но в отличие от РИ, здесь он мог опереться на положительный российский опыт (опереться скорее не в плане заимствования, а в борьбе с политиками и военными бюрократами).

Французские танки на тот момент относились к артиллерии, и использовать их планировали по-артиллерийски: концентрация в большом количестве на выбранном участке фронта, массированная атака прямо на вражеские позиции совместно с пехотой, прорыв фронта, выход самое большее до позиций вражеских полевых орудий. Вообще, тогдашние танки имели много общего с тогдашней артиллерией: неспособность перемещаться без дополнительного транспорта (из-за малой скорости, дальности хода и надежности), медлительность при самостоятельном передвижении, фактическая дальность действия около 10 км (у пушек это дальность стрельбы, у танков - дистанция, которую они могли расчитывать проехать). Да и вооружены "Шнейдеры" были 75-мм орудиями.

С другой стороны, артиллерийские начальники не видели смысла иметь в структуре своих войск части с новым оружием, которое ничем не помогает остальной артиллерии, но сильно отвлекает их снабженцев. Действительно, танки не заменяют артиллерию, так как артподготовку перед танковой атакой планировалось проводить столь же длительную и интенсивную, как и перед пехотной. С точки зрения артиллерийских начальников, танки скорее относились к пехоте, вместе с которой их планировалось использовать, тем более, что пехота и сама была больше заинтересована в таком средстве поддержки. Однако Этьен, не желавший для своего детища столь ограниченной роли, убеждал их, что батареи и дивизионы танков - это те же 75-мм орудия, только идущие непосредственно за пехотой туда, где обычные пушки не могут её сопровождать из-за уязвимости и низкой подвижности.

В результате было решено разделить танки на пехотные (будущие FT17) и артиллерийские ("Шнейдер" и проектирующийся "Сен-Шамон"). К последним теоретически относились сверхтяжелые танки типа С, но их будущность в новых условиях была под вопросом.

В 1917 году был закончен выпуск первой партии "Шнейдеров" (ограничившейся 118 танками), завершены и представлены на испытания "Сен-Шамон" и FT17.

Имеющееся количество "Шнейдеров" позволило провести с их участием первые масштабные учения. Планировавшие учения артиллерийские начальники, скептически относящиеся к танкам, устроили "Шнейдерам" такое испытание, какое не смогли бы и настоящие немцы, продержись они до 1917 года. В ходе учений из 112 танков лишь 68 смогли выйти на исходную позицию, остальные сломались и застряли ещё до начала боя. Атаковавшие танки завязли и были условно уничтожены артиллерией "восточных", самостоятельно смогли вернуться к своим три машины. Под конец был проведен демонстрационный обстрел (в присутствии генералов и депутатов) двух танков из 75-мм и 37-мм орудий. Результат был ужасен (для танков). Однако, к разочарованию артиллеристов, полностью избавиться от танков им не удалось - было решено совершенствовать тактику и матчасть, а танки "Шнейдер" в имеющемся виде больше не производить.

Опытная партия из шести FT17 показала на испытаниях те же проблемы с надежностью и ходовыми качествами, хотя и в не столь вопиющем виде. Было рекомендовано подвергнуть танк решительному улучшению, а до той поры отложить производство. Однако пехота не желала вовсе оставаться без новых машин, уже имеющихся в артиллерии, поэтому был сделан заказ на "ознакомительную" партию из 160 танков. Заказ был выполнен в 1918 году, тогда же стало ясно, что появление улучшенной машины несколько откладывается, и было дозаказано ещё 280 танков. Что касается "Сен-Шамона", то он вовсе не прошел испытания отправился в музей.

Использование пехотных танков виделось тогда довольно смутно. Все сходились на том, что в следующую войну, также как и в прошедшую, образуетс непрерывнуй статичный фронт, лишь несколько более уязвимый с учетом новых машин. Некоторые предлагали "подпереть пехоту броней", введя в каждую пехотную дивизию по 50 или около того танков. Однако от этого решено было воздержаться - не везде применение танков возможно и нужно, а их повсеместное внедрение создаст дивизиям много организационных и снабженческих проблем. Между тем в местах, где танки будут действительно необходимы (в местах своих или вражеских прорывов), желательно иметь более 50 машин. Большинство почему-то сходилось на числе 400. Таким образом, танки решено было вывести в отдельные от пехотных дивизий, но несамостоятельные части. Перемещаясь, так сказать, "за спиной" пехоты, они смогут концентрироваться в большом количестве в нужных местах. При этом, так как заранее неизвестно, какой дивизии придется действовать совместно с танками, этому следует обучать всю пехоту поголовно.

Исходя из этого, к пехотному танку были выдвинуты следующие требования: способность пройти 100 км по дороге со скоростью 20 км/ч и затем ещё 20 км по местности со скоростью 6 км/ч, защита от 37-мм пехотного орудия на 300 м, вооружение, достаточное для подавления пулеметных гнезд и поражения вражеских броневиков, преодоление траншей и воронок. Повышенные требования к дальности и скорости хода были обусловленны тем, что танки планировалось уже не только заблаговременно собирать для прорыва вражеского фронта, но и спешно направлять на ликвидацию подобных прорывов в своем. Опасение перед российскими механизированными частями (избыточное в тот момент) оказало на французскую доктрину достаточно благотворное влияние. Танки, едущие на встречу с врагом по железной дороге или даже в кузове тяжелого грузовика, казались слишком уязвимыми перед "летучим отрядом" прорвавшихся русских броневиков.

Таким образом, пехота желала получит тот же FT17, но с несколько более длинным корпусом, мощным двигателем, большим запасом топлива, более толстой (22-25 мм) лобовой броней. Небольшие споры вызвал вопрос вооружения - возникло мнение, что 47-мм пушка лучше годится и против огневых точек, и против бронированных целей. Однако это не только усложняло задание конструкторам, но и исключало возможность снабжение танков и пехоты одинаковыми снарядами. 37-мм орудие решено было сохранить. Такое задание в итоге и выдали промышленности, обещав победителю заказ не менее чем 600 машин.

Артиллерии сложнее было определиться в своих потребностях. Пока было лишь очевидно, что скорость, проходимость и надежность танков следует значительно повысить, а 75-мм орудие - сохранить. Все это обещала реализация проекта С, и до постройки первого образца разработку артиллерийской танковой программы отложили.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В 1917 году был закончен выпуск первой партии "Шнейдеров" (ограничившейся 118 танками), завершены и представлены на испытания "Сен-Шамон" и FT17.

<{POST_SNAPBACK}>

поэтому был сделан заказ на "ознакомительную" партию из 160 танков. Заказ был выполнен в 1918 году

<{POST_SNAPBACK}>

Не слишком ли большие "ознакомительные" партии? Война ведь закончилась, деньги экономить надо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не слишком ли большие "ознакомительные" партии? Война ведь закончилась, деньги экономить надо.

Вот именно, война закончилась, а танков нет. У англичан есть в количествах, у русских нет, зато есть пистолетные войска механизированные части. А у французов нет. Нужно срочно исправлять ситуацию.

плюс война закончилась в 1916, не успели влезть в огромные долги перед США, Россия не отказалась от своих долгов перед Францией, так что денег больше, чем в РИ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Браво! Продолжения!!!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В 1918 были представлены два первых опытных образца на конкурс по созданию легкого пехотного танка от фирм "Пежо" и "Деланэ-Беллвилль". Оба сильно напоминали FT17, имея вместе с тем ряд значительных отличий. Комиссия отметила среди положительных качеств машины "Пежо" более простую, чем у FT17, форму передней части корпуса, обеспечивающий больший внутренний объем, более совершенную подвеску и бортовые экраны, защищающие её уязвимые элементы. Однако, требуемые ходовые качества не были реализованы в проекте. Танк "Деланэ-Беллвилль", напротив, удовлетворяя требованиям по скорости, дальности хода и проходимости, по бронированию не превосходил FT17, к тому же имел избыточную для легкого танка массу. Комиссия отвергла оба танка, твердо заявив, что "задание состоит из требований, а не из пожеланий".

В том же 1918 году был испытан первый образец тяжелого 40-тонного танка фирмы FCM. Эта внушительная машина длиной 8,5 м и высотой 3,1 м испытывалась сразу с двумя вариантами вооружения - 105мм пушку затем сменили на 75мм. Танк произвел на комиссию самое благоприятное впечатление. "Танк преодолевает с величайшей легкостью различные препятствия - канавы до 2 м, траншеи шириной 3,5 м, вертикальные стены до 90 см, воронки 4 и 6 м в диаметре, валит сосны толщиной ствола до 35 см, толщиной до 28 см - ломает. Скорость по ровной поверхности достигает 6 км/ч. Испытания стрельбы из орудий обоих типов вполне удовлетворительны. Внутренние пространства очень хорошо продуманны и удобны для работы экипажа." Нарекания вызвало лишь некоторое неудобство при поворотах. Стоимость одной машины оценивалась всего в 600 000 франков (стоимость FT17 - 100 000). Комиссия, однако рекомендовала довести лобовую броню с 35 до 45 мм. Это привело к увеличению массы до 44 тонн и падению скорости и дальности хода.

Появление реального образца тяжелого танка привело к возобновлению дискуссии о роли артиллерийских машин. "Артиллерийский танк по своим задачам и конструкции должен отличаться от пехотного как сама пехота отличается от артиллерии. Артиллерийский танк должен достойно представлять артиллерию на самом переднем крае битвы. Роль его следующая:

- Следуя батареями и дивизионами за пехотой и пехотными танками, в любой момент оказывать массированную огневую помощь пехоте, уничтожая цели, с которыми она затрудняется справиться сама или при помощи легких танков, например, укрепления.

- Обеспечивать связь между наступающей пехотой и обычной артиллерией, вызывать и корректировать огонь обычной артиллерии на цели, против которых недостаточно огня собственных пушек.

- Вести навесной огонь по противнику, находящемуся за зданиями, склонами холмов и прочими укрытиями.

- Достигнув позиций вражеской полевой артиллерии, уничтожать орудия, пользуясь неуязвимостью своей брони."

Такие задачи, сформулированые артиллерийским начальством, поставили целый ряд технических вопросов. Как обеспечить связь артиллерийских танков друг с другом, с наступающей впереди пехотой и с обычной артиллерией в тылу? Как корректировать огонь обычной артиллерии? Какие орудия обеспечат одновременную возможность навесной стрельбы на близких дистанциях и быстрого огня прямой наводкой? Как вообще будет выглядеть подобный танк?

Вопросы связи с пехотой и артиллерией предполагалось решить с поиощью радио. Для этого к дивизиону или даже отдельной батарее артиллерийских танков придавался легкий радиотанк, который двигался впереди в пехотных порядках и через посредство которого держалась связь с пехотными командирами. Естественно, для этого требовалось оснастить радио и сами артиллерийские танки - оставалось только решить, делать это со всеми машинами, машинами командиров батарей или только командиров дивизионов. Возникла даже идея не держать связь по радио с пехотными командирами, а разместить их самих в башнях арттанков, где они смогут с высоты лучше обозревать свои и вражеские войска, имея перед глазами полную картну боя и оставаясь вмсте с тем под защитой брони. Связь же с подчиненными осуществлялась бы все теми же легкими радиотанками, оборудованными для такой цели громкоговорителями. От этой идеи по здравому размышлению отказались. Корректировку огня обычной артиллерии планировали осуществлять подобным же образом - на позиции артиллеристов отправлялась машина с радиостанцией, через которую командир танковой батареи или дивизиона, обученный искусству арткорректировки, передавал свои указания. Так как дальность тогдашних раций оставляла желать много лучшего, допускалась возможность эстафетной связи через промежуточную радиомашину на середине дистанции. Что касается вооружения, то было решено остановиться на 105 мм гаубице.

Много споров вызвала сама конструкция арттанка. Слишком тяжелую и дорогостоящую 44-тонную машину многие хотели заменить на усовершенствованное подобие отвергнутого ранее "Сен-Шамона", то есть безбашенный танк с пушкой в корпусе, то позволяло снизить вес, размеры и стоимость, облегчить установку орудия с большим возвышением, к тому же такая беззащитная с боков конструкция избавляла экипажи от соблазна выдвинуться вперед и заставляла их строго придерживаться своей роли, то есть следовать за пехотой и легкими танками. Вместе с тем, сторонники тяжелой башенной машины приводили свои аргументы - наличие башни позволяет быстро переносить огонь между целями, а её большая высота дает возможность стрелять прямой наводкой поверх голов пехоты и легких танков и, к тому же, хорошо обозревать поле боя, что особенно ценно при корректировке. В итоге решение было принято в пользу башни, причем некоторые энтузиасты выдвинули даже идею танка сразу с двумя башнями, расположенными ярусно, как на боевых кораблях. Это позволяло дать каждому танку двойную огневую мощь. Проект был отвергнут из-за нежелательного усложнения и утяжеления конструкции.

В результате был объявлен конкурс на артиллерийский танк с массой не более 45 тонн, лобовой броней 45 мм, вращающейся башней со 105-мм гаубицей, радиостанцией и ходовыми качествами не хуже, чем у машины FCM. Танк должен был оснащаться наблюдательной башенкой для командира с оптическими приборами на высоте не менее 3,7 м. Всего планировалось иметь 300 таких машин, для чего стоимость каждой не должна была превышать 700 000 франков.

Одновременно был объявлен конкурс на разработку 105-мм танковой гаубицы "насколько возможно компактной и легкой". В результате возникла ситуация, когда разные конструкторы одновременно делали танк под несуществующую гаубицу и гаубицу дл несуществующего танка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас