Sign in to follow this  
Followers 0

Р-7 навсегда

146 posts in this topic

Posted

13 апреля 1961 года к сверхсекретному генеральному конструктору Сергею Павловичу Королеву явился незапланированный посетитель.

- ...! - В обычной своей экспрессивной манере сказал СПК - ты кто и кто тебя сюда пустил!?

- Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо - представился гость.

"Все нафиг бросаю пить и курить!" - подумал Генеральный, обратив внимание на темную радужку правого глаза гостя. В чем не было бы ни чего странного, не будь радужка левого зеленой. Однако прошедший Магадан Генеральный не боялся уже ни Бога, ни Черта, ни даже первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева, а потому довольно быстро перешел в наступление:

- Очень приятно. А я просто Генеральный Конструктор. Анонимус, значит. С чем пожаловали, милейший?

- Вот за что люблю вас, инженеров, так это за лаконичность. Я, увы, этого качества лишен и потому начну из далека. Вы, конечно, знаете, что человек не просто смертен, а внезапно смертен?

- Знаю - ответил СПК, невольно подобравшись.

- И как вы думаете, что будет с делом всей вашей жизни, если лет через пять вы внезапно умрете?

- Северный лис будет... Но вы уверенны?

- Абсолютно. И лучше бы вам мне поверить, товарищ инженер.

- А какая мне разница? Если вы правы, то это один черт неизбежно.

- Разница есть - улыбнулся разноглазый посетитель, продемонстрировав платинно-золотую челюсть - если вы согласитесь на мое предложение, внезапная и любая другая смерть не будет грозить вам еще несколько десятилетий. Точного срока сказать, увы, не могу, но лет 20 гарантирую.

- И почем это? - Скептически вопросил Королев.

- О, вовсе не то, о чем вы подумали! У меня этих душ и так девать не куда. Мне нужна всего-навсего ваша клятва не разрабатывать и не использовать в ваших пилотируемых программах новых ракет-носителей на химическом топливе. Но совершенствовать Р-7 вы можете, как вам заблагорассудится... Только стартовый стол не меняйте.

- ... себе! Да мне этой Р-7 хватит максимум лет на пять!

- Ну почему же? Вы же помните старика Циолковского? Вот он так не считает, простите, не считал бы. "Эфирные города", так кажется?

- На многопуск денег не дадут - попытался торговаться Королев.

- Это ВАМ-то да не дадут? Не смешите! Вы даже самого Сатану уговорите скидку сделать... Итак, если вы согласитесь обходиться одной только Р-7, я вам гарантирую не только долгую и плодотворную жизнь, но и то, что уже завтра в "Правде" выйдет интервью с вами... Под вашим настоящим именем.

- А в принципе 10 тонн с водород-кислородной третьей ступенью не так уж и мало - задумчиво протянул Генеральный - где и чем подписать?

- В самом конце – ответил Воланд, протягивая Королеву длиннющий свиток, - настоятельно рекомендую в начале ознакомиться с Лицензионным Соглашением...

Как и было обещано, уже 14 апреля 1961 года имя загадочного Генерального узнал весь мир. А 15го апреля на очередном совещании Королев сказал:

- Товарищи конструкторы, на тяжелую ракету денег не дадут... И правильно сделают. Потому что сборку на орбите осваивать один хрен придется и лучше начать ее осваивать раньше, а не позже. Кроме того, "семерка" свой потенциал еще совсем не исчерпала. Я тут посчитал, что если на верхнюю ступень воткнуть керосин-кислородник с УИ 350 секунд... Что значит "не хочу"? Ну и идите тогда к Челомею, Валентин Петрович. Заодно Кузнецов без дела не останется...

Весь 1963 год американскую службу контроля космического пространства нервировали запускаемые русскими цилиндрические шеститонные хреновины. Хреновины, называемые русскими "Полет", имели свойство изменять параметры орбиты, путая отчетность постам наблюдения. 10 октября 1964 года очередная хреновина вышла на стандартную "Востоковскую" орбиту. Два дня спустя к ней был запущен многоместный корабль "Восход-1" с первым в мире групповым экипажем на борту. "Полет" оперативно подрулил к "Восходу" и прицепился к первому в мире стыковочному узлу на спускаемом аппарате корабля. Стыковочный узел не имел переходного люка, но зато имел электрические контакты, позволявшие экипажу "Восхода-1" управлять двигательной установкой "Полета". Впрочем, на случай, если не законтачит, системой могли управлять с Земли по радио, но кому попало знать об этом было не обязательно.

Работа над новым пилотируемым кораблем "Союз" шла долго и нудно – корабли то сжигали раньше времени всю перекись в ДПО, то разбивались о степь с нераскрывшимся парашютом… Хорошо еще что благодаря доброй традиции Генерального не садить в корабль с космонавта пока он нормально не сядет без него обошлось без человеческих жертв. Потому "Восходы" и "Полеты" продолжали летать. Благо за счет отсутствия работ по Н-1 были построены новые линии производства и старты для "семерок". И, конечно же, многое дала конверсия снимаемых с вооружения Р-7А. Однако, "Восходы" летали, как правило, без "Полетов", но зато с выходом космонавтов в открытый космос. "Полеты" же стыковались с более крупными цилиндрическими объектами под названием "Прогресс". Эти летающие объекты представляли собой увеличенный «Полет» с пустыми баками главной двигательной установки. Точнее баки оставались пустыми только до первой стыковки с «Полетом». А еще точнее, до первой стыковки с «Полетом», у которого оказывалась исправной система перекачки топлива.

В ноябре 1967 года русские с размахом отметили юбилей своей революции. В начале шесть «Полетов» один за другим пристыковались к очередному «Прогрессу» и спикировали на остатках топлива в Индийский океан. Потом к освободившемуся узлу пристыковался космический корабль "Союз-3" с Комаровым и Леоновым на борту. Затем вся конструкция набрала вторую космическую скорость и отправилась к Луне. Конструкция вышла на вытянутую эллиптическую орбиту вокруг Луны, после чего Леонов повторил свой выход в открытый космос, а Комаров провел фотосъемку поверхности Луны и Леонова на фоне поверхности Луны. Тем временем, на околоземной орбите космический корабль "Союз-4" с экипажем в составе космонавтов Берегового и Шаталова пристыковался к орбитальной станции "Салют-1". Станция весила столько же, сколько и "Союз", и содержала фактически только систему жизнеобеспечения. Что не помешало прояснить вопрос влияния длительного (18 суток) воздействия невесомости на организм человека.

Но вот с высадкой на Луну вышел пролет. Советская многопусковая схема имела слишком много "узких мест", отказ каждого, из которых хотя и не приводил к завалу полета в целом, но вынуждал существенно сокращать программу. Один ЛК из-за неполадок в "Прогрессе" не набрал второй космической, второй сдох на окололунной орбите еще до прилета ЛОКа. Тем временем Аполлон-11 без особых эксцессов выполнил программу по втыканию флага и доставке грунта. Потому до доведения до ума водород-кислородных НК-3 решили обойтись орбитальной станцией "Селена", состыкованной из двух "Салютов". И, как показала практика, не зря.

В апреле 1970 года на борту космического корабля "Аполлон-13" произошел взрыв. Советское правительство тут же поставило американское в неудобное положение, предложив экипажу аварийного корабля убежище на «Селене». Американское правительство решило не оставаться в долгу и тут же ответило согласием. В политбюро метали молнии, но подавший идею поучаствовать в спасательной операции СПК знал, что ближайшие десять лет ему ни чего не грозит и сохранял олимпийское спокойствие. Ну и что, что секретная станция? Мы все равно скоро переходим на 10тонники, так что пусть себе смотрят... А зато нам "Водолей" достанется!

Конечно, стыковочный узел "Водолея" не был совместим с селеновским и потому Уоллесу пришлось подрулить на "Водолее" максимально близко к русской станции, после чего к нему подлетел на УПК дежуривший по станции Севастьянов, и пристегнул карабин фала к опоре посадочной ступени...

Операция по спасению экипажа "Аполлона-13" послужила делу разрядки и мирного сосуществования систем, а изучение лунного корабля "Водолей" - делу освоения космоса в интересах народного хозяйства.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Оно неплохо, но выходит тут у Апполо рвануло уже на орбите Луны ?

А вообще вариант вообще без Н-1 довольно интересный ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Оно неплохо, но выходит тут у Апполо рвануло уже на орбите Луны ?

<{POST_SNAPBACK}>

На подлете, как и в РИ. Выход на ОЛО "Водолей" даже с "Одиссеем" на прицепе потянуть должен, а без него тем более. А вообще сплошной детерменизм, конечно - видя куда клонят русские янки скорее всего сами сделают лунный "Джемини", но подробно его покурить я не успевал.

А вообще вариант вообще без Н-1 довольно интересный

<{POST_SNAPBACK}>

Очень интересный B) Так как мертвая масса системы ориентации на "кубиках" конструкторам очень быстро надоест, где-то в начале 70х начнут запускать просто баки со стыковочными узлами, которые затем будет ловить корабль-сборщик - в РИ к аварийному "Салюту-7" пристыковаться сумели. Ну а поскольку задача стыковки без содействия "пассива" достаточно нетривиальна, корабль-сборщик может быть только пилотируемый. Что вы там про про ПК говорили? ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

А Р-7 - это разве фатальный тупик по массе? Может все-таки делали бы более тяжелую ракету,но на керосине и с использованием отработанных технологий.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

А Р-7 - это разве фатальный тупик по массе?

<{POST_SNAPBACK}>

Ну примерно в 1,5 раза тяжелее, чем тандем с той же ПН. Это я о 3хступенчатой Р-7. Зато простая, надежная, и, особенно если наложить лапу на старты Р-7А, запускать можно часто - два "Востока" с интервалом в сутки были в РИ.

Может все-таки делали бы более тяжелую ракету,но на керосине и с использованием отработанных технологий.

<{POST_SNAPBACK}>

1) Вот в РИ и стали делать Н-1...

2) Тут Королеву договор с Воландом не дает новые носители делать. Только Р-7 модернизировать.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Ух ;)

Нетривиально мыслите, коллега.

Другое дело, что у мня сразу всплыл вопрос по продолжению... В 60-х обойтись семёркой можно вполне. А дальше...

Правда, пилотируемый корабль - сборщик из "кубиков" - это таки да. Полгода работы, двадцать пусков - и можно лететь к Марсу на ЯРДе, который РД-410.

Промежду прочим... B)

Кларк не только это предсказал. Капсула-"горошинка" из Космической одиссеи - это тот корабль-сборщик.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

В 60-х обойтись семёркой можно вполне. А дальше...

<{POST_SNAPBACK}>

А вечной жизни Королеву Воланд не обещал ;) Правда, пока жив, будет усиленно отпихиваться от "Протона" (который и тут будет ибо не СПК разрабатывал) в пилотируемых программах.

Капсула-"горошинка" из Космической одиссеи - это тот корабль-сборщик.

<{POST_SNAPBACK}>

В СССР, думаю, скорее нечто идентичное нашему "Прогрессу" - БО от "Союза" с постом управления и ракетный отсек. Базируется на ДОС. А американцы могут и "горошину" в 1-2 тонны сделать.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Да, а вот ещё момент.

Привычка СПК к электронному дублированию космонавта здесь отвалится. Слишком мал запас веса, чтоб дублировать электроникой. Особенно той.

Тут либо к американской модели переходить(космонавт рулит везде, где может), либо совершенствовать электронику. Электронику поначалу всё равно не докачать до нужных МГХ, поэтому космонавты будут рулить.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Привычка СПК к электронному дублированию космонавта здесь отвалится.

<{POST_SNAPBACK}>

Ну да. Это собственно цель.

Тут либо к американской модели переходить(космонавт рулит везде, где может), либо совершенствовать электронику.

<{POST_SNAPBACK}>

Для стыковки с "мертвым" объектом человек пожалуй и сейчас безальтернативен так что только космонавты.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Ну да. Это собственно цель.

Для стыковки с "мертвым" объектом человек пожалуй и сейчас безальтернативен так что только космонавты.

И беда в том что придется таскать с космонавтом и СА....

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

И беда в том что придется таскать с космонавтом и СА....

<{POST_SNAPBACK}>

СА вместе с 7К-Т пристыкован ко второму узлу той же ДОС, на которую базируется сборщик без СА.

Хотя в первоначальном проекте Л-1 сборщиком должен был быть "Восток" с многократной ДУ.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Воля ваша - но слишком многого хотите. И отказ от автоматики и полет на КК без СА, где случись чего и космонавт или дуба на орбите даст или сгорит в атмосфере...

Чтобы такое у нас утвердили - надо Воланда целой кучи народа посылать ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

слишком многого хотите

<{POST_SNAPBACK}>

Нормально хочу - Договор разрешал в том числе и "семерку" с ЯРД в центральном блоке и Н-1 с ядреной второй ступенью:

не разрабатывать новых ракет-носителей на химическом топливе.

<{POST_SNAPBACK}>

;)

И отказ от автоматики

<{POST_SNAPBACK}>

В том же объеме что был в РИ у американцев, причем вроде без Нечистой Силы.

полет на КК без СА, где случись чего и космонавт или дуба на орбите даст или сгорит в атмосфере

<{POST_SNAPBACK}>

А чего именно с ним может случится? Про атмосферу вообще не серьезно.

Чтобы такое у нас утвердили - надо Воланда целой кучи народа посылать

<{POST_SNAPBACK}>

У нас утвердили Пятилетний план освоения космоса на 1966-1971 год.

План 1966-1971 годов Фактически на 1970 год

1. 140 человек космонавтов 1. Имеем 47 человек

2 Облет Луны экипажем и 2. Не выполнено

экспедиция на Луну

3. Сформировать части 3. "Алмаза" и "ВИ" нет, нет и частей

для эксплуатации "Алмаза"

и "ВИ"

Отказ от Н-1 в пользу наращивания производства семерок гарантированно позволяет выполнить пункт 1. Второй пункт можно решить многопуском семерок (к 1971-то), благо такой проект был, третий пункт выполняется минимум на 1/2. А вот работы по Н-1, ценой в 20 семерок каждая, убивают пункты 1 и 3, при совсем не гарантированном выполнении пункта 2.

Ну а План - закон, выполнение - долг, перевыполнение - дело чести.©

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

А несерьезно в том плане, что сильно противоречит тогдашним воззрениям Королева и многих лиц его окружающих.

Тот же облет Луны по теме Союз - только на автоматическую стыковку и был рассчитан. Танкеры к разгоннику на чистом автомате стыковались, и собственно Союз в самый последний момент пришвартовывался. То есть - развилка с отказом от автоматики должна быть как то замотивированна.

Американцы изначально в людей больше верили - у них в космонавты не здоровый молодняк отбирали , а профи ;)

А про корабль без СА - у нас в первую голову спросят - обеспечивает ли он спасение на любом этапе полета? Нет? И простите.. Глупо но это так.

Но сама по себе идея опираться на монтажную ОС и непрерывный поток грузов на нее маленькими квантами - хороша и логична.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Тот же облет Луны по теме Союз - только на автоматическую стыковку и был рассчитан.

<{POST_SNAPBACK}>

Уже 10.03.1962 г. С.П.Королев утверждает технический проспект, озаглавленный «Комплекс сборки космических аппаратов на орбите спутника Земли (тема «Союз»)». В этом документе впервые дается обоснование возможности использования модификации КК «Восток–7» с космонавтом–«монтажником» на борту для отработки стыковки и сборки на орбите.
:P С беспилотными танкерами Л-1 стал в 63м.

Танкеры к разгоннику на чистом автомате стыковались

<{POST_SNAPBACK}>

Танкеры те были беспилотные так что иначе и не получится.

То есть - развилка с отказом от автоматики должна быть как то замотивированна.

<{POST_SNAPBACK}>

Замотивированна дальше не куда - СПК жив пока обходится семеркой. А в рамках семерки ни куда он с подводной лодки не денется. И всех остальных замотивирует, если жить хочет.

Американцы изначально в людей больше верили - у них в космонавты не здоровый молодняк отбирали , а профи

<{POST_SNAPBACK}>

Монопенисуально кого они отбирали - рефлексы пилота-атмосферника на орбите скорее мешают, чем помогают. Не монопенисуально как отобранных потом гоняют на симуляторах, но

1) Симулятор стоит в Звездном и по массе неограничен - уравнения движения интегрирует АВМ на операционных усилителях, визуализацию обеспечивают модельки на лесках. Инструкция по сборки подобного "орбитера", но с механическим интегратором в одном из ЮТ 80х была ;)

2) Для обучения чему-то принципиально новому лучше как раз здоровый и не отягощенный опытом молодняк отобрать. Естественно, молодняк о котором известно что он умеет не впадать в ступор в критической ситуации - летчики-истребители как раз подойдут.

А про корабль без СА - у нас в первую голову спросят - обеспечивает ли он спасение на любом этапе полета? Нет? И простите.. Глупо но это так.

<{POST_SNAPBACK}>

Обеспечивает - прилетает транспортник с ДОС и снимает пилота. И это намного лучше, чем аварийная посадка "Восхода" или "Союза" на территории вероятного противника или вовсе в Океан. B) А еще пилот имеет УПК, которую испытали в ходе продленной программы "Восход". Королев своим авторитетом мог что угодно продавить - в РИ продавил Н-1.

А несерьезно в том плане, что сильно противоречит тогдашним воззрениям Королева и многих лиц его окружающих.

<{POST_SNAPBACK}>

Судя по Л-1 обр. 1962 вы не совсем правы. Но в любом случае за такие воззрения конструкторов надо посылать на собеседование в КГБ. Ибо что американская электроника несколько лучше уже было известно и что они при этом пляшут от пилота то-же (у того же Кэйдина описано).

Танкеры к разгоннику на чистом автомате стыковались, и собственно Союз в самый последний момент пришвартовывался.

<{POST_SNAPBACK}>

Ну так

В начале в течении одной декады "Полет" собирал из трех "Прогрессов" и "Полета" с пассивным стыковочным узлом нечто вроде паровозика. Собрав паровозик активный "Полет" отстыковался и спикировал на остатках топлива в Индийский океан, а к освободившемуся узлу пристыковался космический корабль "Союз-3" с Комаровым и Леоновым на борту.

<{POST_SNAPBACK}>

"Полет" беспилотный, "Союз" стыкуется в последний момент.

Американцы изначально в людей больше верили

<{POST_SNAPBACK}>

Кстати, если верить отцу космической АИ Кэйдину, в людей они поверили после того как один из "Меркуриев" (реально летавших) в ручном режиме сел. А до того "шимпанзе"©.

Монтажный комплекс из ОК, ДОС и ТК появится далеко не сразу. В 60е будут материться на дикий расход "Игл" с танкерами или кубиками, которые отъедают ПН и деньги (но зато появится массовое производство достаточно качественной электроники :P ). А вот когда появятся космонавты с 4-5 полетами перейдут на монтажников. "Мы в космос вылетаем на работу - стыкуем на орбите корабли" и далее по тексту.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Месяцем ранее, 28 февраля 1970 года Николай Петрович Каманин написал в своем дневнике:

"Получил от Главкома указание подготовить соображения об очередной космической пятилетке (1971-1975 годы). Никаких исходных данных для составления плана нам не дали, да и дать никто не может. Единственной основой для работы над планом могут быть только решения ЦК и Совета Министров по изготовлению пилотируемых космических кораблей. При составлении последней пятилетки (1966-1971 годы) мы так и поступили. И хотя многим казалось, что в плане записаны совершенно нереальные вещи, так например:

Иметь к концу пятилетки:

План 1966-1971 годов

1. 140 человек космонавтов

2 Облет Луны экипажем и экспедиция на Луну

3. Сформировать части для эксплуатации «Алмаза» и «ВИ».

Фактически на 1970 год этот план был выполнен практически полностью:

1. Имеется 144 космонавта.

2. На окололунной орбите функционирует исследовательская станция, идет подготовка к высадке экипажа.

3. Части на «ВИ» и «Союз-Р» сформированы. Работы по пилотируемому «Алмазу» свернуты так как доказано, что те же функции могут выполнять «Союз-Р».

Основные планы пятилетки выполнены благодаря инициативе руководителя ОКБ-1 тов. Королева С. П. отказаться от разработки мощных носителей в пользу удешевления запусков уже существующей «семерки» и концентрации на решении проблемы сборки на орбите. Такой подход подвергался критике со стороны многих конструкторов ракетно-космической техники, но время показало его правильность.

Но даже этот, казавшийся нам когда-то нереальным, план мог быть перевыполнен, если бы не недоверие наших конструкторов к космонавтам. В то время как на американских космических кораблях электроника играет исключительно вспомогательную роль, у нас летчик-космонавт является резервом на случай отказа автоматики. В сочетании с нашим временным отставанием в области микроэлектроники, такой подход приводит к чрезмерному утяжелению системы управления космического корабля. Нужно как можно скорее отказаться от этой порочной практики, оставив за электроникой лишь роль советника пилота, как это делается на современных самолетах."

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Тут встают два интересных вопроса

Первый - почему Королев так верил в советскую электронику? Реальность то его должна была убеждать совсем в ином...

А вот верил. И сильно верил. Собственно говоря без суперэлектроники и Н-1 была невозможна. Когда в своем докладе Королев считает надежность многодвигательной Н-1 с резервированием - надежность системы КОРД у него принимается за единицу! странно вообщем.

Вторая странность - с 58 года он хочет делать ракету на 60 тонн ПН. Сразу после семерки. Для всех вокруг это дико и эти проекты вызывают сильное сопротивление - но он все равно проталкивает эту идею. Скажем предложение о создании ракеты с ПН тонн на 15 - вызвало бы всеобщее понимание и поддержку сразу - но нет , ему надо 60 тонн не меньше...

Прям таки можно подумать что СП - попаданец из мира где в СССР на рубеже 60 электроника совершила резкий скачек, а создание мощных РН - шло настолько беспроблемно, что он считал возможным выкинуть промежуточные этапы...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Первый - почему Королев так верил в советскую электронику?

<{POST_SNAPBACK}>

А верил ли? Он ведь сам летчик-планерист, между прочем. На "Востоках" и "Восходах" человеку рулить было особо не чем - "Меркурии" то же штатно должны были на автомате садится. А каким бы у него получился "Союз" нам не известно. Кроме того, в РИ пытались отработать стыковку одновременно с этапом беспилотных испытаний "Союза".

Когда в своем докладе Королев считает надежность многодвигательной Н-1 с резервированием - надежность системы КОРД у него принимается за единицу!

<{POST_SNAPBACK}>

Ну у собственно КОРДа она такой и была наверно ;) Требовать от АСУ чтобы она нормально работала под струей газов из ТНА ИМХО слишком.

Вторая странность - с 58 года он хочет делать ракету на 60 тонн ПН.

<{POST_SNAPBACK}>

Ну может кому-то что-то пообещал B) Или просто экстраполировал опыт скачка от Р-5 к Р-7.

Вообще же многопуск кроме преимуществ имеет и недостатки. Я когда считал многопуск к Луне обнаружил что требуется:

1) Для варианта со сборкой ускорителя из 1 двигательного модуля и 3 топливных массой ровно по семь тонн каждый очень оптимистичная сухая масса кубиков - 1 тонна у топливного и 2 у двигательного. Либо разгонный блок на керосин(гептил)-кислороде. Плюс сборщик и корабль - всего 6 пусков.

2) Для варианта с танкерами, запуск 6 7тонных танкеров с 4 тоннами топлива каждый. Итого 8 пусков.

Зато если в однопуске будет ситуация "все или ничего", то тут гарантируется хоть что-то. Особенно с советской традицией обзывать неудавшиеся запуски "космосами".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

В том то и дело что верил. Без надежной электроники (или веры в нее) - само рождение концепции Н-1 невозможно в принципе.

И почему неизвесно какой у него получился бы Союз - тот же что и в РИ. Все ключевые решения по нему приняты еще при его жизни.

Так что вопросики остаются.

Интересный вариант может получится если исходить из действий Королева обусловленных реальностью, а не мечтаниями...

Многопуск - основная проблема ресурса кубиков. То есть ресурса двигательного модуля - дотянет ли он до момента полной заправки и прихода Союза ? (опять наша электроника).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

почему неизвесно какой у него получился бы Союз - тот же что и в РИ. Все ключевые решения по нему приняты еще при его жизни.

<{POST_SNAPBACK}>

Потому что передумать мог еще раз десять. Например, после фэйла первого беспилотного не дать команду свинтить нафиг СБ и долить перекиси. Или сделать сделать маршевую ДУ и ДПО на все той же перекиси из единого бака, как на "Звезде". Кстати, прочитал совсем недавно воспоминания одного королевца - мужик утверждал что СПК заставлял их унифицировать ОК и ЛОК, прям как вы в соседней теме хотите, что он лично сабатировал.

В том то и дело что верил. Без надежной электроники (или веры в нее) - само рождение концепции Н-1 невозможно в принципе.

<{POST_SNAPBACK}>

Ну уж время жизни первой ступени советская электроника отработает. Если ее газом из ТНА не жечь, чего СП банально не учел. А еще можно заменить КОРД дистанционным управлением и специальным человеком в контрольном бункере.

Интересный вариант может получится если исходить из действий Королева обусловленных реальностью, а не мечтаниями...

<{POST_SNAPBACK}>

Да просто слегка альтернативный НСХ или любимый мной Молотов спускает ему ПЛАНЪ по выводу ПН. Который ему лучше-бы выполнить.

Многопуск - основная проблема ресурса кубиков. То есть ресурса двигательного модуля - дотянет ли он до момента полной заправки и прихода Союза ? (опять наша электроника).

<{POST_SNAPBACK}>

Вот именно поэтому я в конце концов выбрал Р-7 :) А не "Протон", Н-11, Р-56 или Н-1 обр. 1962 года. Эта ракета при вложении в ее производство и пусковую инфраструктуру ресурсов ушедших у нас на Н-1 и досрочном снятии с вооружения РВСН Р-7А позволяет обеспечить пулеметные темпы выведения (почти РИ, собственно). Я вижу "гатлинг" из 6 столов на Байконуре запускающий семерки в конвейерном режиме с частотой 1 штука в день. Ну а неделю-две модуль спокойно протянет - АМС ведь долетали. Лучше бы, конечно, тандем как у СерБа, но семерка уже отработана.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

К высказываниям о СП отдельных товарищей - на мой взгляд надо относиться очень осторожно. У меня сложилось впечатление что он расширял фронт работ как только мог. И в принципе поддерживал почти любые идеи - часто прямо противоположные. Не сработает одно - выгорит другое. И товарищи согут писать прямо противоположные вещи (в плане чего он поодерживал - они фронта работ не видели) И до определенного момента - это приносило успех. Но эта же метода завела в тупик, когда потребовалось сосредоточится на чем то одном (или на немногих темах).

Время жизни первой ступени электроника отработает, но с определенной надежностью. А внесение в расчеты надежности Н-1 еще и надежность КОРДа покажет неудачность ее схемы. То ли Королев этого не учел, то ли сознательно врал, как врал пробивая сборку на байконуре - сейчас понять сложно.

Можно и семерки - но для этого придется гнуть одну линию, что не в характере Королева.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

У меня сложилось впечатление что он расширял фронт работ как только мог. И в принципе поддерживал почти любые идеи - часто прямо противоположные. Не сработает одно - выгорит другое.

<{POST_SNAPBACK}>

У меня сложилось аналогичное впечатление.

Но эта же метода завела в тупик, когда потребовалось сосредоточится на чем то одном (или на немногих темах).

<{POST_SNAPBACK}>

С другой стороны сосредоточение на одной или немногих темах грозит эпическим провалом при неверном выборе направления, как с "Шаттлами" вышло.

Можно и семерки - но для этого придется гнуть одну линию, что не в характере Королева.

<{POST_SNAPBACK}>

Мест для расширения фронта работ и при семеркопанке хватит. Разгонные блоки, корабли... Одна ДУ для ТМК (который тут будет из кубиков) чего стоит. Н-1 не делаем, так что человеко-часов хватит. Собственно фронт работ он расширял для того что-бы удачный вариант найти, а в области ракет-носителей он уже найден - Р-7 называется. И таки расширял фронт работ он обычно на стадии кульмана - до железа доходило очень немногое, а если доходило то обычно спихнутым в другое КБ, как "Буря".

То ли Королев этого не учел, то ли сознательно врал, как врал пробивая сборку на байконуре - сейчас понять сложно.

<{POST_SNAPBACK}>

Ну так у него было всего два выхода:

1) Многодвигательная тяжелая РН

2) Многопуск.

Вариант решить проблему устойчивого горения сильно рискованный. Кроме того, американческий двигатель имеет смешной для ЖРД УИ.

В РИ он вроде в итоге зарезал первый (сборный Л-1) в пользу второго. Тут наоборот. Но с другой стороны Челомей с УРами и Янгель с Р-56 тут ни куда не делись.

Собственно говоря без суперэлектроники и Н-1 была невозможна.

<{POST_SNAPBACK}>

Или наоборот разработка Н-1 могла стать причиной появления в СССР суперэлектронники :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Я предлагаю более реалистичную развилку.

В 1957-8 году альт Королев задумывается - куды нам плыть? И решает прикинуть максимальный носитель без экстремизму. Выясняется, что на стендах без модернизации можно довести двигло в 150 тонн. Не выходя за критерии надежности таких двигателей можно одновременно 6-7 штук запустить. Это неплохо компонуется с первой ступенью из 7 блоков, которые можно по ЖД возить... Ну и выходит с предложением о создании такого носителя. Никто в общем то не против и его разработка начинается в 1958 году.

Этакий носитель с первоначальной ПН тонн в 15, но возможностью ее увеличения тонн до 30 - отсекает всякие Уры с 56 - их и не начинают создавать.

И все планы ОКБ-1 строятся на базе массовой семерки и редких пусков более дорого, но более грузоподьемного носителя.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Я подобное курил уже. В конечном итоге все упирается в наше все - стыковку. А так же низкую интенсивность пусков большой ракеты, загубившую в РИ многие начинания.

Для многопусковой космонавтики нужна большая частота запусков, для чего Р-7 практически вне конкуренции.

Ну и стыковка... Без нее даже в однопуске не обойтись, как выяснилось. И ускорить ее отработку можно пожалуй только разгрузив ОКБ-1 от разработки новых РН. Либо запустив в начале 60х заменитель семерки на 10 тонн ПН вроде Н-21 из таймлайна коллеги СерБа.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Не совсем так. Разгрузить ОКБ-1 можно альт Королевым. Человеком который не будет разбрасываться, а развивать дело последовательно и неуклонно.

То есть к моменту исчерпания резервов Семерки по ПН - 64 год - у него уже будет ракета с 15 тоннами ПН и возможностью развития. После - возможно и более грузоподъемная.

Он и ПК будет развивать так же - небольшими шагами, но неуклонно. Когда один шаг - логически вытекает из предыдущего. Что и позволит ту же стыковку раньше получить и без особых проблем. Не будет он от Востока сразу к Союзу прыгать.

Ну кучи других ошибок не допустит. Все дело в СП. Ежели разобраться - КПД у него не слишком велик был...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0