Влиятельность государства и экспорт образования

14 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Я не уверен в месте создания темы, но попробую здесь...

Вопрос возник по прочтении цикла "Синто" Л. М. Пушкарёвой.

Итак, условия:

Предположим, что в некоем абстрактном мире существует совокупность человеческих государств. Чужих и внешних конфликтов нет, воюют между собой. Уровень развития - как минимум аналогичен современному, но глобальных информационных сетей практически нет. (В первоисточнике космоопера с невозможностью построения глобальной межзвёздной сети, так что - граничное отличие) Есть как минимум три сверхдержавы, находящиеся в динамическом равновесии друг с другом. Есть сателлиты и нейтралы, по суммарной численности населения даже превышающие сверхдержавы. В целом есть, хотя и заметно ограниченная, свобода передвижения между государствами. Есть международное признание дипломов. И есть некий уникальный нейтрал, с незначительным населением, промышляющий экспортом хай-тека и услугами образования. Своего рода город (страна/планета) - университет, который обеспечивает высшим образованием значимую часть жителей нейтралов, заметную часть жителей сателлитов и даже какое-то количество жителей сверхдержав. Т. е. примерно половина работающих обладателей дипломов в нейтральной зоне, четверть - в сателлитах и т. д. ездила получать вышку в этот самый уникальный нейтрал. И даже платила за это деньги. И не смотря на некоторое противодействие сверхдержав. При том подобная ситуация сохраняется как минимум третье поколение!

А теперь вопросы:

Возможно ли в принципе существование независимого (полностью не подконтрольного ни одной из сверхдержав) крупного (более чем сопоставимого с крупнейшими образовательными центрами сверхдержав) образовательного центра в условиях, сходных с условиями холодной войны?

Какие условия/события могли привести к подобному?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Такой ценый зверек является важнейшим ресурсом, и сверхдержавы явно постараются его под себя подмять. Как варинт существования, это метрополия\обломок бывшей сверхдержавы по примеру англии\западной европы сохранивший часть влияния на бывшие колонии и доминионы и довольно зубастый с выгодным месторасположением ( скажем на отдельном острове\материке\планете\системе). В общем типа супершведции\скандинавии не участвовавшей во 2мв.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Такой ценый зверек является важнейшим ресурсом, и сверхдержавы явно постараются его под себя подмять. Как варинт существования, это метрополия\обломок бывшей сверхдержавы по примеру англии\западной европы сохранивший часть влияния на бывшие колонии и доминионы и довольно зубастый с выгодным месторасположением ( скажем на отдельном острове\материке\планете\системе). В общем типа супершведции\скандинавии не участвовавшей во 2мв.

О том и речь, что постараются подмять. Но вариант с аналогом нынешней Англии/Зап. Европе не проходит - речь идёт о действительно независимом центре. Скандинавский вариант интереснее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Такой ценый зверек является важнейшим ресурсом, и сверхдержавы явно постараются его под себя подмять. Как варинт существования, это метрополияобломок бывшей сверхдержавы по примеру англиизападной европы сохранивший часть влияния на бывшие колонии и доминионы и довольно зубастый с выгодным месторасположением ( скажем на отдельном островематерикепланетесистеме). В общем типа супершведциискандинавии не участвовавшей во 2мв.

О том и речь, что постараются подмять. Но вариант с аналогом нынешней Англии/Зап. Европе не проходит - речь идёт о действительно независимом центре. Скандинавский вариант интереснее...

Вообще модель государство-университет, это один из наиболее прогрессивных вариантов для модели построение малого государства. На мой взгляд - самый прогрессивный. Для этого нужно проделать немалый путь, и вопрос даже не в деньгах. Нужно будет подключить армию ученых, создавать целые группы ученых по разным направлениям. Из всех министерств самым важным станет... Министерство образования. Затем скорее всего Министерство Экологии, потом Здравохранения и уже далее все остальные.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Самым важным ресурсом станут Люди. В них будут вкладываться все инвестиции. Дет. сады - школа - универ - после вузовское обучение станет основной темой обсуждения в СМИ. В то же время сама структура образования будет непрерывной испытательной площадкой. Самообразование, Образование, совершенствование станут религией.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Безопасность такого государства будет держаться на... авторитете и известности. К примеру, если я убью Далай Ламу, мне это даже атеисты не простят. Если я убью ученого, который предлагает супер технологию настольного планшета, позволяющего по настоящему творить чудеса и при этом очень дешёвая по цене... То похоронят меня и всю мою семью. И закапывать меня станут и Мусульмане, и Американцы и Русские и Китайцы. Так что Авторитет и известность - великая сила.

Вместо армии имеет смысл создать супер разведку. Внутреннюю и внешнюю. С самым компетентным персоналом. Что для Страны-универа не проблема.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Такая страна станет магнитом для свободных ученых. И действительно самой демократичной из всех. Из-за высокой образованности населения правительство будет вынуждено вытаскивать на общее обсуждение многие вопросы. Степень прозрачности политического аппарата будет беспрецедентной. Это рай. Но за этот рай надо будет платить тяжким трудом всех граждан. Умственным трудом. Нагрузка на учащихся, к которым будет относится 100% населения будет огромной. Пропускные показатели даже для дворника будут серьёзными. Огромный ум это не только тяжкий труд, это и ответственность, это смелость. От такого государства будут ждать мнения по любому животрепещущему вопросу. А с политикой шутки плохи, но от неё не уйти тому, кто больше всех знает. Нейтралитет должен быть мудрым. Как Япония уйти в себя не получится, это дорога в никуда. Но если будет соответствующая пропаганда и работа над населением в течении нескольких поколений, то и политика не проблема.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Такая страна возможна как акт мудрости народа и правящей верхушки в любой период истории. В том числе и в холодную войну.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Для этого нужно проделать немалый путь, и вопрос даже не в деньгах.

То есть деньги вам уже дали?

И не просто деньги, Очень Большие Деньги? Причём надолго и без отдачи?

Они, деньги, конечно, ещё не гарантируют, вы правы. Но их отсутствие или даже просто недостаток - гарантируют провал.

Современная наука - дорогая (да и всегда была дорогой, даже разорительной). Очень. Откуда у малого государства столько денег, причём свободных? (и кто мешает соседям их отнять?)

Я уж не говорю, что какой-нибудь коллайдер или космодром на территории малого государства тупо не поместится (реал, в средних-то не помещаются), подходящие места для обсерваторий - тоже (реал).

Увы и ах - ВСЕ известные нам Великие Научные центры, начиная с Александрийской библиотеки, да и раньше - были в сверхдержавах того времени. И посейчас так.

Единственное, что по плечу малому государству - это специализация в достаточно узкой нише, причем не имеющей уж очень прямого прикладного значения. Ну вот типа Морского Музея в Монако...

Что ещё? Остаётся что-то настолько фундаментальное, что требует в основном "головы без рук" - теоретиков без эксперимента, без инженеров. Но что бы это могло быть - такого всё меньше остаётся... Даже математикам нынче мало бумаги, карандаша и даже персоналки - им в массе суперкомпьютеры нужны, Перельман один на весь научный мир... Астрономы? - Им "Хабблы" подавай да всякие VLA (Очень Большие Антенны)... Остаются философы и богословами - ну и всякие политологии-болтологии. Вот только даже если считать этих наукой (что спорно) - ими не проживёшь...

Изменено пользователем Баловная Голь

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Для этого нужно проделать немалый путь, и вопрос даже не в деньгах.

То есть деньги вам уже дали?

И не просто деньги, Очень Большие Деньги? Причём надолго и без отдачи?

Они, деньги, конечно, ещё не гарантируют, вы правы. Но их отсутствие или даже просто недостаток - гарантируют провал.

Современная наука - дорогая (да и всегда была дорогой, даже разорительной). Очень. Откуда у малого государства столько денег, причём свободных? (и кто мешает соседям их отнять?)

Я уж не говорю, что какой-нибудь коллайдер или космодром на территории малого государства тупо не поместится (реал, в средних-то не помещаются), подходящие места для обсерваторий - тоже (реал).

Увы и ах - ВСЕ известные нам Великие Научные центры, начиная с Александрийской библиотеки, да и раньше - были в сверхдержавах того времени. И посейчас так.

Единственное, что по плечу малому государству - это специализация в достаточно узкой нише, причем не имеющей уж очень прямого прикладного значения. Ну вот типа Морского Музея в Монако...

Что ещё? Остаётся что-то настолько фундаментальное, что требует в основном "головы без рук" - теоретиков без эксперимента, без инженеров. Но что бы это могло быть - такого всё меньше остаётся... Даже математикам нынче мало бумаги, карандаша и даже персоналки - им в массе суперкомпьютеры нужны, Перельман один на весь научный мир... Астрономы? - Им "Хабблы" подавай да всякие VLA (Очень Большие Антенны)... Остаются философы и богословами - ну и всякие политологии-болтологии. Вот только даже если считать этих наукой (что спорно) - ими не проживёшь...

Ваш Скептицизм мне понятен и я не могу согласится с тем, что наука в наше время - удовольствие дорогостоящее. Но не всё так грустно мой уважаемый Коллега. Я по натуре оптимист. И свет в тоннеле в данном вопросе, я думаю, всё же есть.

Начну пожалуй с того, что Образование и Наука вещи очень близкородственные, но всё же разные. Для примера возьмём такие страны как Тайвань, Сингапур, Новая Зеландия, страны Скандинавии, Ирландия. Все эти страны маленькие как по численности так и по территории, но славятся очень высоким уровнем образования. Не всякое образование требует Лабораторий, НИОКР и прочего подобного. Такие отрасли как: образование на экспорт (Кембридж, Оксфорд), медицина на экспорт (Израиль), Консалтинговые услуги, ИТ сфера, и прочее подобное не требуют колоссальных инвестиций, но способны принести достаточно высокую прибыль.

Фишка заключается в том, что Держава на одних подобных сферах не выживет, а вот маленькая страна может). Япония живет за счет того, что КПД каждого работающего японца в отдельности и КПД в команде чуть выше чем в западных странах. Также японец меньше совершает преступлений, меньше бездельничает, меньше ест чем европеец. Вот и всё японское чудо. То что в Японии маленькая территория и её легче обслуживать, тёплый климат, легче отапливать, и маленькая дешёвая армия, вторично. Индивидуальное и коллективное КПД японцев - вот это главное. Каждый из нас способен дать больше, чем даёт сейчас. Каждый из нас способен быть более эффективным. К сожалению не многим хватает мудрости, смелости и главное, осознанного желания сделать сделать себя лучше и делать больше. У каждого из нас есть тысячи оправданий. Но! А что если создать условия жизни, в которой развитие себя и повышение личного КПД является единственным образом жизни? 95% людей идут по течению, так было всегда и везде, но что если взять это течение под контроль? Юго-Восточная Азия сильна именно этим. Там трудолюбие вживляется в костный мозги ещё глубже. Но почему бы не пойти ещё дальше?

Государство-университет, это и есть тот путь. Кроме трудолюбия рук (Азиатско-Тихоокеанский Регион) можно вживлять через Культуру (в самом широком смысле этого слова) ещё и трудолюбие ума. Совершенствуешь себя - ты человек, не совершенствуешь себя - убожество. Это целая философия. На ней выстроить можно всю социальную жизнь общества. Промывка мозгов в данном направлении начнется с момента рождения (если не с момента зачатия). И общество будет на это смотреть благосклонно, ибо всё ради совершенствования нации. Никакого насилия, это просто усилия ради себя и всего народа. И вовсе не обязательно для этого второй Синхрофазотрон строить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Так речь о высоком уровне науки, или образования?

Вот скажем в Российской Империи наука была вполне на высоте, а с образованием были проблемы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Скажем Индия уже давно является одним из лидеров в области программирования и создания виртуальных продуктов. И для этого им нужны только интернет, компьютеры и электричество. Всё. Более того, поддержку от правительства отрасль программирования стала получать только с недавних пор. До этого отрасль вполне себе жила только за счет частных средств.

Я хочу сказать, что не все направления развития умственной деятельности требуют огромной развитой инфраструктуры. Многие из тех, кто читает или будет читать эти строки являются детьми пусть и рухнувшей, но всё же Державы. И для многих читающих может показаться, что на одних IT, медицине, образовании, консалтинге и прочих подобных далеко не уедешь. Но это издержки великодержавного мышления, да ещё и с Советским налётом. Мир на самом деле не настолько враждебен, как многие из нас думают. И Американцы на нас смотрят так же, как на Китайцев, Японцев и прочих. "Ничего личного, детка, это просто бизнес". Таков их образ мышления. Нам ещё долго наверно придётся ждать, пока мы это поймём. В наше время Врагов как таковых почти не осталось. Есть интересы, которые совпадают, которые нейтральны друг другу и которые друг другу противоречат. Ничего личного, бэйби. Так что можно строить и малое государство в достаточной степени независимое, если ты не стоишь на пути у больших, но можно ведь и договориться с большими... И даже предложить Большим Рыбам что-то стоящее и взаимовыгодное... Не придавая при этом интересов и принципов своего народа и страны... При должном наличии глубины и гибкости ума.

Речь об образовании в первую очередь... нет... об Образовании.

В первую очередь Образование. Образование в Садике, Школе, Универе, на Фирме. И самое главное в Семье. В Газете, в Клипе, в Телике, в Спаме в компе.

Образование как фон, которым живут и потому не задумываются, нужно им заниматься или нет.

В более широком смысле это Самосовершенствование (как своими силами, так и под руководством Сенсея (Наставник, Мастер, Шифу, в общем, второй человек после Отца родного)).

Однажды у Японского Премьер-Министра в 1961 году спросили: "В чём секрет вашего чуда?"

Он ответил: "Мы поставили зарплату учителям как министров и дали статус, как у Императора".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Образование как часть культуры нации, как часть бытового мировоззрения. Как система и главный критерий самооценки и оценки от окружающих. Как то, В ЧЕМ живет народ. Засунь любой огурец в рассол... и она станет солёным. Даже идиот среди умных умнеем. Евреи говорят, скажи ребёнку 10000 раз, что он умный, и он станет умным, скажи ему 10000 раз что тупой... ну вы поняли). Если ребёнок родился в Государстве-Университете, то значит он умный, если же родился тупым, то просто надо чуток под напрячься (до первой крови из ушей и ноздрей) и ты обязательно поумнеешь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кстати, если такое государство - одновременно, страна - банкир, наподобие Швейцарии, то проблема финансирования отпадает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас