Ижора - МамонтоШилка

63 сообщения в этой теме

Опубликовано:

Тема навеяна, во-первых, просмотром какого-то танкофильского анимэ, во-вторых, немецким танковым наследием, и в-третьих - изучением истории флотской универсальной артиллерии. Плюс - в кои-то времена запомнившийся сон в виде фильма об действиях сабжа в Египте понятно когда...

Итак, сабж: Тяжёлая артиллерийская ЗСУ-57-8 (ЗиФ-105) "Ижора"

Появилась на свет, с одной стороны, как радикальная модернизация ЗСУ-57-2, а с другой стороны, как попытка конверсии флотских систем (радаров, установок ЗиФ-75, и, в какой-то мере АК-725) для нужд сухопутной армии. Предназначалась для прикрытия на марше и стоянке частей, снабженных тяжёлой (неавиатранспортабельной) техникой. (Ну, без персика тут явно не обошлось, но мне бы было крайне любопытно увидеть оценки реалистичности возникновения подобного чуда. Особенно, в Хрущёвском свете.)

Разрабатывалась в ЦКБ-7 (артиллерийская часть, башня), КБ-3 ЛКЗ (шасси).

Боевая масса: 70 т

Экипаж: 5 человек

В производстве: 1964 - 1983

Всего выпущено: 2300 шт

Основные операторы: СССР, Египет, Ливия, ГДР, Польша, Болгария, Югославия

Измерения:

Длина по корпусу - 11200 мм

Ширина по корпусу - 3550 мм

Высота по крыше башни - 4550 мм

Клиренс - 410 мм

Бронирование:

Стальное, разнесённое, обеспечивает защиту от 20-мм бронебойных снарядов вкруговую и 40-мм - в лобовой проекции и бункере боезапаса.

Вооружение:

4 двуствольных 57-мм автомата (баллистика и боеприпасы от С-60)

Скорострельность на автомат боевая - 240 выстр/мин, может регулироваться (120 при отключении второго ленточного механизма, 60 при дополнительном включении буфера-замедлителя)

Охлаждение - жидкостное, рубашка ствола

Система питания - ленточно-магазинная, по две ленты на автомат с возможностью селективного выбора боеприпаса.

Боезапас - 960 снарядов, по два 120-снарядных магазина на автомат

В систему питания включены автоматы выставления замедления на дистанционных взрывателях.

Вспомогательное вооружение - 2 14, 5-мм пулемёта, встроенных в основную систему, с боезапасом по 2000 патронов на ствол.

Скорость ВН - 45 град/сек

Скорость ГН - 50 град/сек

Угол ВН -5 .. +85 град

Угол ГН 360 град

Дальность стрельбы - 0.2 - 6,5 км

Системы наведения:

БИУС с СРП

Обзорная РЛС - на основе МР-302, на складной мачте

Прицельная РЛС - на основе МР-105

Система автоматической селекции, слежения за целью

Система опознавания свой-чужой

Система управления радиовзрывателями

Оптический и тепловизионный прицелы, оптический дальномер с базой в 2,6 м.

Двигатель - Дизель М-850, 1090 л. с.

Трансмиссия - гидромеханическая

Подвеска - торсионная, с гидравлическими амортизаторами на 1, 2, 3 и 10 опорных катках

Шасси разработано на основе тяжёлого танка "Объект 277".

Скорость по шоссе - 50 км/ч

Скорость по пересечённой местности - 30 км/ч

Запас хода - 550 км.

При создании установки возникло множество проблем:

- Охлаждение стволов, при отсутствии забортной воды.

- Для поражения низколетящих целей требовалась большая скорость наведения, особенно по горизонтали, что было нетривиальной, для такой-то массивной башни, задачей.

- Перевозка столь крупной техники вызывала множество затруднений, так же как и ремонт.

Цена одной установки, при серийном производстве в безналичных рублях в 1965 году - 3100000. Очень много, более чем на порядок по сравнению с "Шилкой".

И не смотря ни на что, (под давлением моей авторской воли :rolleyes: ) машина была принята на вооружение параллельно с "Шилкой". Участвовала в событиях конца шестидесятых в Египте, и дошла до Афганистана.

Вопросы:

Насколько эффективной, особенно по сравнению с "Шилкой" и С-125 может оказаться подобная система?

Как значимые количества такой тяжёлой ЗСУ повлияют на прогресс авиации поля боя? Ведь A-10, не смотря на броню, такими снарядами прошивается "на раз". Собственно, может хватить и разрыва рядом... И пресловутая реклама, о "непрошибаемости" A-10 Шилкой, окажется далеко не столь впечатляющей. Потом вертолёты и первые ПТУРы - что с ними? Ведь поначалу дистанция выстрела у них была маленькой, но достаточной для какой-никакой защиты от Шилок. Здесь же дальнобойность ЗСУ выше как минимум втрое...

Потом Афган. Окажется ли "Ижора" столь же эффективной, как и "Шилка"?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

При создании установки возникло множество проблем:

- Охлаждение стволов, при отсутствии забортной воды.

- Для поражения низколетящих целей требовалась большая скорость наведения, особенно по горизонтали, что было нетривиальной, для такой-то массивной башни, задачей.

- Перевозка столь крупной техники вызывала множество затруднений, так же как и ремонт.

Цена одной установки, при серийном производстве в безналичных рублях в 1965 году - 3100000. Очень много, более чем на порядок по сравнению с "Шилкой".

Вы сами назвали проблемы. Эти монстры в основном, будут стоять в резерве вместе с танками Т-10.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

может без особого фанатизма - четырех орудийную и пулеметы убрать

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

70 т - имхо, много.

Не лучше ли вместо увеличения числа автоматов взяться за систему с вращающимися стволами? А крупные цели на большой высоте и дальности оставить ЗУРСам?

Изменено пользователем SiMor

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

может без особого фанатизма - четырех орудийную и пулеметы убрать

Я впихнул восемь стволов из-за калибра и охлаждения при требуемой плотности огня. 57-мм автомат высокой баллистики (а тут - снаряд в 2,8 кг и нач. скорость 1020 м/с) с темпом стрельбы 200 и более выстрелов на ствол КРАЙНЕ требователен к охлаждению и имеет очень небольшой ресурс. Или же - стволы из никель-кобальт-вольфрамового сплава, по цене золота...

70 т - имхо, много.

Не лучше ли вместо увеличения числа автоматов взяться за систему с вращающимися стволами? А крупные цели на большой высоте и дальности оставить ЗУРСам?

Шасси "голое" - примерно 30 тонн.

Артсистема - 21 тонна.

Боезапас с системой подачи - 10 тонн.

Радары и БИУС, с генератором - примерно 7 тонн.

70 тонн - это ещё "впритык".

Вращающиеся стволы, в общем и целом, вещь относительно "паркетная". Да, некоторыми специальными мерами и снижением скорострельности вдвое по сравнению с морскими системами можно добиться достаточной надёжности. Но - до калибра где-то в 35 мм. Дальше такие автоматы трудноупотребимы, как из-за проблем с материалами, так и из-за гиромомента.

ЗУРСы в те годы имеют не слишком хорошую реакцию, не стреляют "с хода", и при использовании ИК-самонаведения - стреляются только "вдогонку". Так что в тот конкретный момент, разнокалиберные артсистемы с радионаведением вполне конкурентоспособны для обороны от низко- и средневысотных целей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Шасси "голое" - примерно 30 тонн.

Детский вопрос: зачем такому ЗСУ противоснарядное бронирование?

<br>Артсистема - 21 тонна.<br>Боезапас с системой подачи - 10 тонн.

АК-630 разве не легче?

Вращающиеся стволы, в общем и целом, вещь относительно "паркетная". Да, некоторыми специальными мерами и снижением скорострельности вдвое по сравнению с морскими системами можно добиться достаточной надёжности. Но - до калибра где-то в 35 мм. Дальше такие автоматы трудноупотребимы, как из-за проблем с материалами, так и из-за гиромомента.

Ну и остановиться на 30 мм. Для подвижных низколетящих.

Насчет паркетности - у НАТО был "Вулкан", однако.

ЗУРСы в те годы имеют не слишком хорошую реакцию, не стреляют "с хода", и при использовании ИК-самонаведения - стреляются только "вдогонку". Так что в тот конкретный момент, разнокалиберные артсистемы с радионаведением вполне конкурентоспособны для обороны от низко- и средневысотных целей.

Модернизировать уже имеющиеся ЗУ-57-2. Вывести из строя 4 машины сложнее, чем одну. Тем более, обойменное заряжание 8-ствольной установки... На один залп, что ли?

Изменено пользователем SiMor

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Детский вопрос: зачем такому ЗСУ противоснарядное бронирование?

Нет там противоснарядного бронирования. Просто шасси большое. Оно даже больше, чем у 2С7, "Пиона-М". И ответная часть механики башни много весит.

АК-630 разве не легче?

АК-630, считая систему управления (без радаров, только сама система), 1000 снарядов с системой подачи, систему охлаждения, но не считая помещение для персонала и генераторы - 12,5 тонн где-то. Если радары лепить на башню, как в "Фаланксе" и "Шилке", то будет минимум 15 тонн даже при необитаемой башне, что в те годы сделать слишком сложно и дорого.

Мало того, АК-630 - дитя других технологий, до него ещё лет 15 работы...

Ну и остановиться на 30 мм. Для подвижных низколетящих.

По-настоящему подвижных низколетящих ещё нет. А нормального ОФЗ и даже снаряда с радиовзрывателем в 30-мм калибре тогда сделать нельзя. 30-мм калибр в те годы - это чистое послезнание.

Насчет паркетности - у НАТО был "Вулкан", однако

20-мм. И надёжность в реальных условиях - та ещё. Жаловались. Вот флотский - это да, рабочая система.

Модернизировать уже имеющиеся ЗУ-57-2. Вывести из строя 4 машины сложнее, чем одну. Тем более, обойменное заряжание 8-ствольной установки... На один залп, что ли?

ЗСУ-57-2 практически непригодны для модернизации в те годы. Там надо менять заряжение и куда-то впихивать радар. Переделывать систему наведения, ставить полноценную защиту от ОМП... Вот в 90-е, ежели кому-то пришло-бы в голову такое сумашествие (ну или обстоятельства... стволы взять неоткуда, а хай-тек есть) - можно.

А в "Ижоре", собственно, как я уже писал, заряжение ленточное - если стволов не жалеть, можно весь боекомплект в одну очередь выплюнуть.

Изменено пользователем Marlagram

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Скорострельность на автомат боевая - 240 выстр/мин

<{POST_SNAPBACK}>

Общий темп стрельбы макс. 960 в/мин? Не ахти как густо.

автоматы выставления замедления на дистанционных взрывателях

<{POST_SNAPBACK}>

Надо вести с пережитками прошлого беспощадную борьбу и переходить на радио. Иначе у нас в зоне поражения 99% осколков мимо цели пойдёт.

Насколько эффективной, особенно по сравнению с "Шилкой" и С-125 может оказаться подобная система?

<{POST_SNAPBACK}>

Ну в принципе конечно, лучше, чем в реале... Зенитный дуплекс, аналогичный корабельному времён ВМВ, вместо Эрликон+Бофорс - Шилка+Ижора. Опять же из неё можно неплохо стрелять по бронированным целям и укрытиям.

Афган. Окажется ли "Ижора" столь же эффективной, как и "Шилка"?

<{POST_SNAPBACK}>

Гораздо более - глинобитные стены и строения она будет сносить с лица земли, да и из ущелья по засевшим на вершине "духам" стрелять куда приятнее, если есть хороший осколочный снаряд с дистанционным подрывом.

Но, однако, габариты и подвижность резко ограничат сферу её применения в горах. Скорее будут юзать как малоподвижную САУ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

АК-630, считая систему управления (без радаров, только сама система), 1000 снарядов с системой подачи, систему охлаждения, но не считая помещение для персонала и генераторы - 12,5 тонн где-то. Если радары лепить на башню, как в "Фаланксе" и "Шилке", то будет минимум 15 тонн даже при необитаемой башне, что в те годы сделать слишком сложно и дорого.

Городить целую батарею 57-мм автоматов на специальном шасси выйдет отнюдь не дешевле.

Мало того, АК-630 - дитя других технологий, до него ещё лет 15 работы...

Вообще-то стрелковые системы с вращающимся блоком стволов появились в СССР еще в 30-х годах, только они тогда еще не требовались.

По-настоящему подвижных низколетящих ещё нет.

Шипку приказали делать в 1957 году, АК-630 - в 1983-м. Заводские испытания А-213 начались в 1964 году.

Послезнание?

20-мм. И надёжность в реальных условиях - та ещё. Жаловались. Вот флотский - это да, рабочая система.

Avenger уже 30 мм.

А будет ли 8 автоматов на одной машине надежнее - большой вопрос.

Что-то не припомню таких у ПП...

ЗСУ-57-2 практически непригодны для модернизации в те годы.

Тем не менее, их пытались модернизировать.

А в "Ижоре", собственно, как я уже писал, заряжение ленточное - если стволов не жалеть, можно весь боекомплект в одну очередь выплюнуть.

Опять-таки, батарея из 8 стволов... Уже при 40 мм за рубежом выпускали разве что спаренные.

Изменено пользователем SiMor

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

1. К моменту разработки "Шилки" уже ясно, что ниша МЗА - малые и сверхмалые высоты, где ракетой достать трудно. Поэтому увеличение досягаемости по высоте - совершенно неполезное достоинство.

2. Несколько более полезно это для борьбы с вертолётами (хотя проблема ещё не осознана), благодаря больше досягаемости по дальности (4000м против 2500, при том, что TOW досягает до 3750м, Hellfire до 8000м). Однако тактика "выныривания" из-за складок местности защищает вертолёт столь же успешно, как и от "Шилки", а плотность снарядов по сравнению с "Шилкой" примерно втрое ниже.

3. Запредельная стоимость приводит к сокращению плотности зенитных установок, то есть ухудшению прикрытия войск, а масса крайне затрудняет транспортировку.

4. Для действий по наземным целям - пригодна, но избыточна. Уж лучше вытащить из мобрезерва ЗСУ-57-2.

И в качестве техноперсика. Современная модернизация ЗСУ-57-2.

Без радара и вообще прицела на машинах (ну, можно оптику оставить, для наземных целей и как "дублёр" для зенитных).

Комп, GPS и сервоприводы. Расчёт только заряжает. Радар на отдельной машине, распределяющей огонь по целям. Координаты машин определяются по GPS дифференциальным методом (то есть относительно машины управления погрешность меньше метра), цели назначаются машиной управления и она передаёт их координаты, а бортовой комп ЗСУ вычисляет углы наведения и открывает огонь. Связь по радиоканалу псевдошумовыми сигналами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В этой связи следует вспомнить и про западные эксперименты.

Сержант Йорк и Давид в серию не пошли. Им предпочли сначала ADATS, потом Эвенджер.

Гепард у немцев так и остался с 40мм, хотя были варианты с размещением 76мм. Остановились на Роланде.

Итальянцы Отоматик свой с 76мм протолкали. Ну это скорее от слабости развития именно ПВО-ного ракетостроения. И то не факт, что будут они скоро.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Сержант Йорк и Давид в серию не пошли

<{POST_SNAPBACK}>

"Дастер" пошёл, ближайший ЕМНИП аналог ЗСУ-57-2.

Засветился не только во Вьетнаме, но и в СССР (вернее в популярном у нас фильме Сэма Пекинпа "Конвой"...)

753px-M42-Duster-latrun-1.jpg

Расчёт только заряжает

<{POST_SNAPBACK}>

Тогда уж перевести на автоподачу и обойтись вовсе без расчёта. Получится нечто вроде итальянской "Бреды".

Гепард у немцев так и остался с 40мм

<{POST_SNAPBACK}>

35 мм вроде.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

35 мм вроде.

<{POST_SNAPBACK}>

Да, верно. Писал, торопился...

2 по 35мм. Что сути - не меняет...

Дастер" пошёл, ближайший ЕМНИП аналог ЗСУ-57-2.

<{POST_SNAPBACK}>

Там в пятидесятых еще много чего было и у них, и у англичан и у французов. Но вес это в пределах 30-40мм и по одному-два ствола. А через неокторое время их стали менять самоходные ЗРК. Чать - не зря?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

"Дастер" всё же 40мм и два ствола. И то вытеснили шестистволкой 20мм.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А противовертолётное ЗСУ - 57мм "на кота широко, на собаку узко".

Тогда уж 85мм, и управляемый боеприпас ("Кастет").

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И в качестве техноперсика. Современная модернизация ЗСУ-57-2.

Без радара и вообще прицела на машинах (ну, можно оптику оставить, для наземных целей и как "дублёр" для зенитных).

Комп, GPS и сервоприводы. Расчёт только заряжает. Радар на отдельной машине, распределяющей огонь по целям.

На 23-2 такое уже сделали, у меня где-то валялось видео с испытаний. Сомневаюсь, правда, что оно готово к серии и тем более закупается.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

предлагаю тогда к 70 тонной ЗСУ принять на вооружение 70 тонный ОБТ, чтоб наши мосты и железные дороги совсем офигели!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

система перетяжелена, предпочтительней смотрится ак-176 на танковом шасси

альтернативой шилке может быть енисей

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А как насчет счетверенного "Шквала"?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

какой из швалов?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

4?37-мм

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

вполне хватит спаренной установки

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я тоже за 85 мм или около того с радиовзрывателем или корректируемым снарядом, аналог Отоматика.Но это узкоспециализированное оружие сбивать вертолеты на дальних дистанциях,1 на 10 Шилок.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

.post-8192-1300302006_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Коллега tramp, спасибо. Я слегка позабыл про эту машину.

Я призываю обратить внимание на два принципиальных момента, которые отличают эту машину от "Шилки".

1. Боеприпас высокой мощности, к которому уже есть (на тот момент) снаряды с радиовзрывателями.

2. ДВА радара и БИУС. Машина - сама себе батарейный командный пункт, с радаром кругового обзора.

Потом, вполне понятно, что без персикового влияния подобная машина всё же нереалистична. Слишком большая, слишком дорогая. Если подойти к вопросу посерьёзнее, то следовало бы проработать что-то типа Супер-"Енисея": 4 37-мм пушки, прицельный и обзорный радары, вычислитель и комплекс приёма/передачи целеуказания, шасси скорее всего как у уже упоминавшегося Пиона-М - на основе Т-64, броня, держащая крупнокалиберный пулемёт. Стоить такая машина будет тысяч 700, весить - до 50 тонн и уверенно закроет противовертолётную нишу в 1970-х - начале 80-х.

И специально для коллеги SiMor. А если вспомнить шушпанцеры, то вот - ЗСУ Vigilante, великолепный монстр.

Изменено пользователем Marlagram

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас