Раннее применение концепции УРМ (боковые ускорители, аналогичные первой ступени)

14 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

"Универса?льный рaке?тный мо?дуль («УРМ») — блок первой ступени ракеты-носителя, который, благодаря заложенным в него конструкторским решениям, может быть также использован в качестве бокового ускорителя в составе стартующей системы. Используются также названия Универсальный ракетный блок («УРБ»), Унифицированный ракетный модуль и другие похожие наименования.

Дополнительные УРМ присоединяются к ракете по бокам в случае необходимости увеличения массы полезной нагрузки, выводимой в космос. Так как первая ступень РН является наиболее массивной частью любой космической системы, унификация компонентов позволяет удешевить изготовление ракеты и упростить процедуру подготовки к старту."

Американские ракеты-носители по принципу УРМ нам обычно малознакомы - это Атлас V Хеви, Дельта IV Хеви с тремя унифицированными блоками, «Фалькон 9 Хеви» с тремя блоками.

В будущем такой будет Русь и Ангара.

Как известно, в СССР шли по пути установки формирования первой ступени из "боковушек" вокруг центрального блока - что 4 РД-107 в Р-7/Союз, что 4 РД-170 в Энергии. похоже на УРМы, но не то.

Ясно, что применение УРМ требует увеличенной прочности центрального блока, что снижает возможность унификации с боковыми ускорителями, которые делать усиленно прочными нецелесообразно.

Предположим, что видя упорство Глушко в создании более мощных кислород-керосиновых двигателей и не желая ввязываться в создание новых у Кузнецова, Королев начинает создание УРМов из 4-5 РД-107.

То есть, в виде теоретической альтернативы видится тяжелая ракета с первой ступенью из центрального УРМа и 2..3..4..5 боковыми ускорителями-УРМами.

Грузоподъемность на НОО предполагаю возможной с 2 боковыми УРМ приблизительно 20+-5 тн. Т.е. Протон не нужен.

С 4-5 УРМ (и другой II ступенью) ГП ориентировочно 30-35-40 тн (что выливается в 15-20 тн на ГПО-лунную).

LOR все равно не удастся, но куча высвобожденных ресурсов от протона и Н-1 пойдет на возможность отработки орбитальных стыковок, Салютов, лунной программы.

PS развилка может быть вообще в истории Р-7 - после многократных увеличений Политбюро нагрузки и дальности, Королев решил перекомпоновать Р-7 как набор УРМов (чтобы быть готовым к любым нагрузкам от партии - хоть 5-тонную водородную бомбу, хоть 50-100-тонную царь-боеголовку, исключив из конкуренции всякие челомеевские УР-500)

PPS Естественно продолжением является альтернатива с Луной - даже с УРМовой ракетой необходим многопуск - и ранняя отработка многофункциональной станция типа Мир на НОО (т.к. отработанная "Р-8" с УРМ позволит раньше заняться орбитальными комплексами), затем еще одна такая же станция на лунной орбите (максимально облегченный корпус с аппаратурой стыковки отправлен туда предполагаемой ракетой с УРМами, затем заполнена несколькими рейсами Прогрессов). Затем после опробывания экипажем околоземного Мира отправляется экспедиция на лунный Мир. Лунный модуль посещает Луну.

Даже если американцы "огромным прыжком для человечества" попрыгают до Луны и быстрее обратно, то долговременная советская станция на орбите с возможностью посещения в любой момент времени любой точки будет выглядеть преимущественно.

Изменено пользователем YYZ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А лунная станция кроме дополнительных расходов что дает? УРМ как мне кажется позволит СССР создать более многочисленную космическую группировку, только как бы он не загнулся от таких возросших расходов раньше чем в РИ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А лунная станция кроме дополнительных расходов что дает?

<{POST_SNAPBACK}>

возможно более надежное средство высадки (если на не решатся)

а так не настаиваю.

очевидно вариант просто полета+высадки дешевле.

мне как лунонавту было бы спокойнее, что на орбите есть что-то серьезное, чем большой орбитальный корабль.

но в целом космическая программа с УРМами чуть подешевле будет - теоретически ангару/русь можно получить еще при разработке Р-7. все остальное - луна, орбитальная, более серьезный марс - финансируется из экономии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

не загнулся бы- величина космических расходов по сравнению с воеными и кормлением разных уродов была ничтожна.....

так что не сделали б 10-к тысяч танков бесполезных но программу вытянули бы..... Предметов экономии в СССР тьма....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Предположим, что видя упорство Глушко в создании более мощных кислород-керосиновых двигателей и не желая ввязываться в создание новых у Кузнецова, Королев начинает создание УРМов из 4-5 РД-107.

То есть, в виде теоретической альтернативы видится тяжелая ракета с первой ступенью из центрального УРМа и 2..3..4..5 боковыми ускорителями-УРМами.

Грузоподъемность на НОО предполагаю возможной с 2 боковыми УРМ приблизительно 20+-5 тн. Т.е. Протон не нужен.

С 4-5 УРМ (и другой II ступенью) ГП ориентировочно 30-35-40 тн (что выливается в 15-20 тн на ГПО-лунную).

<{POST_SNAPBACK}>

Копирую свою линейку ракет из соседней темы коллеги ВВВ:

Получается вот такая вот линейка ракет носителей со стандартной первой ступенью из пяти девяток (точнее первых ступеней девяток):

Кирдык-1

Стартовая масса ~377 тонн, две ступени. Вторая ступень: 60/5 тонн УИ=330 сек (та же первая ступень девятки с вакуумной версией РД-111) ПН=9 тонн

Кирдык-2

Стартовая масса ~400 тонн. Представляет собой Кирдык-1 с 20тонным РБ в качестве третьей ступени. ПН=12 тонн.

Кирдык-3

Стартовая масса 500 тонн. Вторая ступень 100 тонн, третья 50 тонны, четвертая 25 тонн (ну не получилось по-другому). ПН 17 тонн

Дешево (в разработке) и сердито, только вот название как бы намекает на возможные проблемы с надежностью.

Это с двигателем РД-111, который имел большую тягу и удельный импульс, но и доводили его долго. РД-107 уже в целом доведен, но УИ, а главное тяга меньше. Так что при первой ступени из 5 УРМ получите где-то ПН 15 тонн в максимуме.

А лунная станция кроме дополнительных расходов что дает?

<{POST_SNAPBACK}>

Уменьшение расходов в пересчете на миссию если этих миссий больше чем 1-2 штуки.

так что не сделали б 10-к тысяч танков бесполезных но программу вытянули бы..... Предметов экономии в СССР тьма....

<{POST_SNAPBACK}>

Если верить Вэйду, один запуск Н-1 по деньгам выходил как 20 семерок.

Естественно продолжением является альтернатива с Луной - даже с УРМовой ракетой необходим многопуск

<{POST_SNAPBACK}>

В РИ на полном серьезе обсуждался вариант полета к Луне многопуском на семерках :) Даже целая тема есть :victory:

Тут проблема такая. Для многопуска требуется что-бы корабль не пришел в негодность во время сборки. Решить это ресурсом агрегатов сложно даже сейчас - две трети массы составляет топливо, а оно либо испаряется, либо с невысоким УИ, плюс микрометеориты и солнечные вспышки не способствуют долгой работе остальной трети. Потому требуется минимизировать время сборки, а это можно обеспечить:

1) Дублетом-триплетом тяжелых (в случае Луны примерно 50-60 тонн) носителей с разных стартов.

2) Очередями легких ракет для которых можно свести к минимуму интервал между пусками.

В РИ была возможность реализовать второй вариант: так получилось что семерочных столов понастроили много (правда в самом Байконуре всего 2, но это поправимо) и в 69м звено из трех союзов с интервалом между стартами около суток подняли. Удалось бы обеспечить такую частотность запусков для новой ракеты хотя бы и на семерочных агрегатах не известно.

Изменено пользователем Че Бурашка

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

РД-111, который имел большую тягу и удельный импульс

<{POST_SNAPBACK}>

странно, УИ не сильно больше. тяга да.

Удельный импульс в пустоте двигателя РД-107 , применяемой в космических исследованиях с 1957 г., составляет 314 сек. при тяге 102 т и давлении в камере сгорания 60 ата

РД-111 с четырьмя качающимися камерами для первой ступени ракеты, разработанный в 1959 — 62 гг. на кислородно-керосиновом топливе. В пустоте тяга двигателя 166 тонн, удельный импульс 317 сек. (у земли 275 сек.), при давлении в камере 80 ата.

Более высокое давление значит большую эффективность, поэтому можно конечно развивать Р-8УРМ на РД-111.

Даже целая тема есть

<{POST_SNAPBACK}>

видел видел. поэтому и упоминаю как реальное.

и на протонЕ ... ;-)

1) Дублетом-триплетом тяжелых (в случае Луны примерно 50-60 тонн) носителей с разных стартов.

<{POST_SNAPBACK}>

УРМовую на 50 тн можно как-то сделать ?

кислород-водородную II ступень наверное смысла и времени нет делать.

все-таки путь сатурна-5 и Н-1 - это чрезмерно и показушно. потом ему применение найти сложно, особенно когда в дружественном вьетнаме дети голодают.

при первой ступени из 5 УРМ получите где-то ПН 15 тонн в максимуме.

<{POST_SNAPBACK}>

Вы правильно поняли мои расчеты и предложения ?

1 УРМ - 4-5 двигателей.

т.е. 5 УРМов (1 центральный) - 20-25 двигателей

Изменено пользователем YYZ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

УИ не сильно больше.

<{POST_SNAPBACK}>

А он (точнее скорость истечения) в показателе экспоненты.

тяга да.

<{POST_SNAPBACK}>

А тяга первой ступени задает нам стартовую массу ракеты (из оптимального отношения тяги двигателей к весу 1,5) и значит опять ПН.

видел видел. поэтому и упоминаю как реальное.

<{POST_SNAPBACK}>

Так там хотели именно на семерках. В те времена Королеву и прочим казалось что если уж и делать новую ракету, то лучше сразу сразу на 60 тонн ПН (это потом пришлось увеличить до 75, а затем уже и до 90) что бы два раза не вставать.

и на протонЕ ... ;-)

<{POST_SNAPBACK}>

На ПротонЕ таки не получится, увы. Он тогда летал раз в год по обещанию.

УРМовую на 50 тн можно как-то сделать ?

<{POST_SNAPBACK}>

Можно. Как в таймлайне коллеги СерБа - ставить на УРМ счетверенные НК-15/33. Или как ниже описано.

Вы правильно поняли мои расчеты и предложения ?

1 УРМ - 4-5 двигателей.

т.е. 5 УРМов (1 центральный) - 20-25 двигателей

<{POST_SNAPBACK}>

Ухтыш... :) В начале хотел написать что не впихают в ЖДгабарит, но посмотрел диаметр именно РД-108, а не семеркиного блока и понял что возможность упихивания есть.

Тогда при 20 двигателях имеем стартовую массу в 1300 тонн (2000 тс/1,5) и до 40 тонн ПН. Это пока грубая прикидка без развесовок по ступеням.

Изменено пользователем Че Бурашка

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

не впихают в ЖДгабарит

<{POST_SNAPBACK}>

я не в курсе как сейчас УРМы и боковые ускорители Шаттлов монтируют к центральному блоку, но имхо должны на месте.

Так что 1 УРМ даже поуже должен быть, чем р-7/Союз

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В начале хотел написать что не впихают в ЖДгабарит,

Есть повод построить грузовой дирижабль.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

построить грузовой дирижабль.

<{POST_SNAPBACK}>

и сразу с него запускать ;-)

усе помещается

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Есть замечания :(

1. Теоретически можно построить РН из семи УРМ - число Пи позволяет: один блок в середине и шесть по кругу.

2. Но вот ПН вырастет не в семь раз. Недостатки пакетной схемы - низкое конструкционное число и энергомассовое совершенство. Расчётов не делал, но на пальцах кажется, что на 20 т ПН можно особо не рассчитывать. С шестью-семью УРМ разве что, и стартовой массой под тысячу тонн... Это окупается при массовом производстве стандартных блоков - "как сосиски на конвейере", и 1 кг ПН всё равно в принципе может выйти дешевле. Но как таковой, положительный эффект масштаба на пакетах не очень виден :drinks:

3. Монтаж. В РИ боялись, что Р-7 повалит ветром! Здесь парусность однако побольше. Силовой набор так же придётся менять, "боковушки" крепятся за талию, а потом пожалуй всё равно подвешивать всю эту байду на фермах...

4. Но есть и плюсы. Запуск в пустоте. Оригинальная Р-7 запускала сразу все двигатели, на 1-й и 2-й (или 0-й и 1-й) ступенях т.к. не было уверенности в запуске в пустоте. К началу и особенно окончанию разработки УРМовой концепции, думаю, уже все убедились в надёжности двигателей. Итак, берём по максимуму - 7 УРМ, из них 4 запускаются на земле, двигатели оставшихся 3-х (центрального блока и 2 боковушек) снабжены высотными соплами и работают уже по сути в пустоте, где УИ выше. За счёт этого поднимаем ПН.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Насчет масштабируемости

http://en.wikipedia.org/wiki/Falcon_9

9 Merlin 1C * 5,000 kN УИ 255s/304

Тяга 45 MN

Payload to LEO 10,450 kg

http://en.wikipedia.org/wiki/Falcon_Heavy

(9 Merlin 1D +( 9 Merlin 1D + 9 Merlin 1D))*5,600 kN УИ 275/304

Тяга 151,2 MN

Payload to LEO 53,000 kg

вторые ступени идентичны

в общем получается более чем линейный рост ПН на LEO

Для УРМвой Королевской конечно материалы послабее (сплавы , сварка - не трением).

В принципе проблемой является и 4-камерность РД-107, увеличивающая чрезмерно ширину.

РД-111 тоже с четырьмя качающимися камерами.

Лучше бы 1-камерный.

И, вообще, 27 двигателей Falcon Heavy все более похож на H-1 ;-(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

в общем получается более чем линейный рост ПН на LEO

<{POST_SNAPBACK}>

По Вэйду ПН Фэлкон-Хэви 28000, а не 53000 кг, и масса тоже почти вдвое меньше (что неудивительно - из трех 330-тонных ступеней полторы с гаком тысячи тонн никак не выйдут).

Линейность да, наблюдается. Но это всё же не Р-7 1960-х. И кроме того:

27 двигателей Falcon Heavy все более похож на H-1

<{POST_SNAPBACK}>

Ну если взять семь центральных блоков "семёрки", получаем 28 двигателей :rolleyes:

Проблема в том, что сам по себе блок "А" взлететь вообще не мог - тяги не хватало. Даже с заменой РД-108 на РД-107 на РН из семи блоков получаем 700 т массы и всего 585 т тяги...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Недостатки пакетной схемы - низкое конструкционное число и энергомассовое совершенство.

<{POST_SNAPBACK}>

А это НЕ пакетная схема. Это тандем с первой ступенью из "универсальных блоков"*

*Дело в том что поскольку РД-107 не предусматривал управления рассогласованием, как на Н-1, а переработка в плане изменяемой тяги приводит к новому двигателю, блоки будут различаться по количеству и расположению рулевых камер.

Расчётов не делал, но на пальцах кажется, что на 20 т ПН можно особо не рассчитывать.

<{POST_SNAPBACK}>

Я делал. Если нет задачи упихаться в старый стол и 400-500 тонн как в соседней теме, то 20 тонн не проблема.

3. Монтаж.

<{POST_SNAPBACK}>

А это надо смотреть любимую книгу коллеги ВВВ какие там возражения по поводу полиблочного варианта Н-1 были кроме теоретически большей цены.

Проблема в том, что сам по себе блок "А" взлететь вообще не мог - тяги не хватало.

<{POST_SNAPBACK}>

Дык обрезать. Как у МБР "Партизан" коллеги хамелиона.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас