Эскадры "боевых кротов"

9 сообщений в этой теме

Опубликовано:

post-8388-1310187100_thumb.jpg

С давних времен человека тянуло то подняться в воздух, то опуститься на самое дно, то достичь центра Земли. Но до поры это было возможно только в сказках и в фантастических романах. Например, у Жюля Верна в романе «Путешествие к центру Земли» (1864). Где герои запросто спустились в полый центр через жерло вулкана, для гения писателя нет неприступных областей. В книге некоего Шузи «Подземный огонь» (1883) герои, оставляя далеко позади стахановцев, элементарно работая кирками прокладывают шахту к центру Земли, правда там уже говорится о горячем ядре планеты. Большего успеха добился Алексей Толстой с «Гиперболоидом инженера Гарина» (1927), тот пробился практически насквозь, буднично и с некоторым цинизмом. Все строили гипотезы и тыкали наугад пальцем в землю. Дело оставалось за инженерами и изобретателями, этими властителями дум конца 19 начала 20 веков. Но Григорий Адамов в «Победителях недр» (1937), низвел проблему штурма земных глубин до обычных достижений советской власти, простой работы партийного человека в эпоху индустриализации. С толком, с чувством, расстановкой и со знанием дела, изложив конструкцию подземной лодки, словно списывал ее с рабочих чертежей секретного КБ.

Что лежало в основе смелых догадок Адамова сейчас вероятно никто не ответит, но судя по скупым данным основания такие имелись.

Якобы первым инженером который сделал чертежи подземного аппарата был инженер Петр Рассказов, которого в 1918 году убил агент немецкой разведки и похитил всю документацию. Хотя американцы утверждают - первые разработки в этой области начал Томас Алва Эдисон, но более достоверно то что, в конце 20-30 годов прошлого века в СССР некие инженеры А. Треблев, А. Кирилов и А. Баскин разработали конструкцию подземной лодки. Но для сугубо утилитарных целей в области нефтедобычи, облегчения этого процесса для нужд первого в мире социалистического государства. Взяли ли они за основу настоящего крота, либо ранние наработки отечественных или иностранных инженеров сказать сложно. Но, тем не менее, пробные «заплывы» подземной лодки проходили на Урале где-то в рудниках под горой Благодать. Конечно, это был опытный образец, скорее уменьшенная модель чем полноценный рабочий аппарат. Видимо он был похож на позднейшие угледобывающие комбайны. Естественно наличие недоработок, крайне медленной скорости проходки и как утверждается отсутствие надежного двигателя, работы по подземоходу были свернуты. Впоследствии грянула эпоха массового террора и многие специалисты участвовавшие в проекте были расстреляны. Но как говорится в поговорке, когда жареный петух клюнет из под сукна достают самые фантастические проекты, накануне войны, о стальном кроте вспомнили. В Кремль на ковер вызвали ведущего специалиста в этой области доктора технических наук П. И. Страхова. В то время он курировал строительство московского метрополитена, в беседе с главой комиссариата вооружений Д. Ф. Устиновым о боевом применении подземохода Страхов подтвердил это мнение и ему предложили или скорее приказали разработать экспериментальный усовершенствованный образец по сохранившимся чертежам. В срочном порядке были выделены средства, люди, необходимое оборудование. Но судя по всему начало Великой Отечественной войны оборвало работу и экспериментальный образец так и не был принят госкомиссией, и его постигла участь многих проектов – его распилили на металл, для обороны страны больше нужны были танки, самолеты и подводные лодки. А Страхова направили на строительство бункеров и дальнейшем к подземной лодке он не возвращался.

Естественно подобными конструкциями занимались и в Германии. Для руководства Третьего Рейха необходимо было любое сверхоружие, которое принесет ему мировое господство. По сведениям которые появились уже после окончания войны, в фашисткой Германии, имелись разработки военных подземных аппаратов под кодовыми названиями «Subterrine» (проект Х. фон Верна и Р. Требелецкого, некоторые исследователи утверждают что это тот самый инженер А. Треблев, бежавший из СССР при помощи абвера) и «Midgardschlange» ("Змея Мидгарда", проект Риттера). «Подземный аппарат «Midgardschlange» проектировался как сверхамфибия, способная двигаться по земле, под землей и под водой на глубине до 100 метров. Аппарат создавался как боевое универсальное транспортное средство и состоял из большого числа соединенных воедино отсеков, имеющих размеры в длину 6 метров, в ширину 6.8 м и в высоту — 3.5 м. Общая длина аппарата варьировалась от 400 до 524 метров, в зависимости от поставленных задач. «Водоизмещение» этого «подземного крейсера» составляло 60 тысяч тонн». По некоторым сведениям испытывать его начали еще в 1939 году. «Этот подземоход имел на борту большой запас мин и малых зарядов, 12 спаренных пулеметов, боевые подземные торпеды «Fafnir» и разведывательные «Alberich», малый транспортный челнок для сообщения с поверхностью «Laurin» и отделяемые снаряды для помощи в проходке трудных участков грунта «Mjolnir». Экипаж состоял из 30 человек, внутреннее устройство корпуса, напоминало схему расположения отсеков подводной лодки (жилые отсеки, камбуз, радиорубка, и т.д.). 14 электродвигателей мощностью 20 тысяч лошадиных сил и 12 дополнительных двигателей мощностью 3 тысячи лошадиных сил, должны были обеспечить «Змея Мидгарда» максимальной скоростью под водой в 30 км/ч, а под землей — до 10 метров/ч».

После окончания Великой Отечественной войны, недалеко от Кенигсберга, органами советской контрразведки были обнаружены штольни неизвестного происхождения, а рядом остатки взорванной конструкции, предполагалось что это остатки «Змея Мидгарда» — опытного варианта «Оружия возмездия» Третьего Рейха, некоторые беллетристы даже связывали это со знаменитой «Янтарной комнатой», которую нацисты спрятали в одной из таких штолен.

Упоминается и другой, более скромный чем «Змея Мидгарда», но не менее замечательный проект — «Морской лев» (иное название «Subterrine») и патент на него был оформлен еще в 1933 году немецким инженером Хорнером фон Вернером. По замыслу фон Вернера его подземный аппарат должен был обладать скоростью до 7 метров/ч, экипажем в 5 человек, нести боезаряд в 300 кг и передвигаться как под землей, так и под водой. Само изобретение было сразу засекречено и передано в военный архив. Если бы не начавшаяся война о проекте бы не вспомнили, но граф фон Штауфенберг курировавший некоторые военные проекты, извлек его из архива и предложил Гитлеру во время планирования вторжения на Британские острова, где подземная лодка могла бы очень пригодиться. Расчет заключалася в том, что подземная лодка с диверсантами на борту, могла незамеченной пересечь Ла-Манш и, добравшись до острова тайно пройти под английской землей в нужное место. Но этим планам не суждено было осуществиться. Глава люфтваффе Герман Геринг сумел убедить Гитлера, в том, что намного быстрее и дешевле одними бомбежками принудить Англию к капитуляции, тем более что одно сверхоружие реактивные снаряды «Фау» требовало огромных материальных средств. В конце концов операция «Морской лев» так и не была осуществлена, проект закрыли, хотя Герман Геринг так и не сумел выполнить своего обещания.

В 1945 году, после победы над фашисткой Германией, на ее территории разгорелось негласное соперничество с бывшими союзниками за обладание немецкими военными секретами и проект немецкой подземной лодки «Морской лев» в числе других разработок попал в руки генерала СМЕРШа Абакумова. Детальным изучением возможностей проекта боевой подземной лодки занималась группа под руководством профессоров Г. И. Бабата и Г. И. Покровского. В результате тщательных исследований и вынесли свой вердикт – что подземоход можно использовать в военных целях. Одновременно свой подземный снаряд создавал 1948 году инженер М. Циферов и даже получил авторское свидетельство СССР на изобретение подземной торпеды – аппарата, способного самостоятельно двигаться в толще земли со скоростью 1 м/с! Тем временем в СССР к власти пришел Хрущев и в начавшейся холодной войне нужны были свои козыри, как политические, так и военные. Ученые и инженеры, брошенные решить данную проблему, предложили новое решение, продвинувшее проект на новый уровень технологического развития — создания подземной лодки с атомным двигателем, по примеру первых подводных лодок с атомным реактором. Для первого опытного производства в сжатые сроки был нужен очередной секретный завод, в начале 1962 году по распоряжению Никиты Хрущева на Украине, у поселка Громовка начинают строительство завода. И вскоре глава СССР Хрущев публично заявляет «достать империалистов не только из космоса, но и из-под земли». И через два года в 1964 завод выпустил свою первую советскую подземную лодку с атомным реактором, получившая название «Боевой Крот». «Подземная лодка имела титановый корпус с заостренным носом и кормой, диаметром 3,8 м и длиной 35 м. Экипаж состоял из 5 человек. Кроме того, она способна была взять на борт еще 15 человек десанта и тонну взрывчатки. Главная энергетическая установка — ядерный реактор — позволяла ей развивать скорость под землей до 7 метров/ч». Для нее ставилась боевая задача - уничтожение подземных командных бункеров и ракетных шахт противника. В Генштабе витали планы о возможности доставки таких «субтерин», специально предназначенными атомными субмаринами к берегам США, конкретно в Калифорнию, где, высокая сейсмическая активность в связи с постоянными землетрясениями, что кстати поможет замаскировать движение подземохода . Кроме того «субтерина» могла бы установить подземный ядерный заряд и, дистанционно подорвав его вызвать искусственное землетрясение, последствия которого были бы списаны на стихийное бедствие. Что в свою очередь подорвало бы могущество США в материальном и финансовом отношении.

Испытание опытного образца «Боевого Крота» происходили ранней осенью 1964 года. Подземоход показал неплохие результаты, преодолев разнородный грунт и уничтожив подземный командный бункер условного противника. Опытный образец несколько раз представляли членам правительственных комиссий на Урале, в Ростовской области и в подмосковном Нахабино. Далее начинается таинственные события, якобы во время очередных испытаний атомоход взорвался в Уральских горах и экипаж под командой полковника Семена Будникова (не исключено что это вымышленное имя) геройски погиб, что там было внезапная поломка и «крот» был раздавлен толщей горных пород, диверсия иностранных спецслужб или по более фантастической версии аппарат угодил в аномальную зону и исчез – неизвестно. Возможно все, но после снятия Хрущева со всех постов, многие программы были свернуты, экономика СССР трещала по швам, и данный проект как и многие другие, например советские экранолеты, которые бороздили над Каспием в 60-70 годах, изображая целую эскадрилью для вражеских спутников-шпионов, тоже были заброшены. Если в идеологической войне Советский Союз мог тягаться с Америкой то в гонке вооружений он заметно проигрывал, экономили буквально на всем и простой народ ощущал это на себе – Брежнев это понимал. На кон было поставлено само существование государства поэтому все самые смелые и передовые проекты не сулившие быстрого превосходства были свернуты и надолго засекречены. Из материальных средств обещанных на построение коммунизма денег хватило только на Олимпиаду, шутили в народе.

А с 1976 году в целях военно-политической дезинформации, в прессу пошла утечка о подземном атомном флоте СССР, США попались на эту удочку и срочно ввели очередную расходную статью в свой бюджет на постройку подобных аппаратов. Обломки первого советского атомного крота тоже сыграли свою роль если не в боевых действиях, то в идеологическом противостоянии двух сверхдержав. Ведется ли сейчас разработка подобных боевых машин на Западе и в США - возможно, в родном отечестве как всегда денег не хватает на обычное перевооружение армии, а когда их где-то и хватает, то обычно их разворовывают еще до начала финансирования. Создать мощный подземный аппарат можно только объединенными научными и материальными усилиями развитых стран, как это продемонстрировали с международной космической станцией, одиночки рождают идеи, а воплощают их коллективы, это единственно верное решение на пути научно-технического прогресса.

Ну что , строим эскадры и достаем проклятых империалистов?

post-8388-1310187043_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

штука дико дорогая и практически бесполезная в маневренной войне. в позиционной - да, неплоха. но тут нужен именно стратегический тупик. я не очень представляю какими силами его можно огранизоваь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

штука дико дорогая и практически бесполезная в маневренной войне. в позиционной - да, неплоха. но тут нужен именно стратегический тупик. я не очень представляю какими силами его можно огранизоваь.

А какими силами организовали холодную войну? И "миролюбивый" СССР и "оплот демократии" , на оружие не скупились. Но , однако - ВЕЩЬ! Кто знает , может и не шибко альтернативная?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Эта идея давно носится в воздухе. Она так и просилась на перо Жюля Верна, который вслед за «Наутилусом» мог отправить в путешествие уже не подводный, а подземный крейсер. Увы, писатель поверил современным ему ученым, которые утверждали, что в Земле есть обширные полости (некоторые даже считали, что наша планета вообще полая), и отправил своих героев в путешествие пешком, без всякой подземной лодки.

Лишь когда теория полой Земли потерпела крах, а это случилось в ХХ веке, фантасты и ученые один за другим повели разговоры о том, что хорошо бы наряду с подводными лодками создать этакие «субтеррины», которые бы могли свободно бороздить не только водные, но и земные просторы. Однако если вода в 800 раз плотнее воздуха, то твердь нашей планеты такова, что далеко не всюду ее берет лопата – приходится прибегать к помощи кирки, отбойного молотка и алмазных буров.

От фантазий к реальности

Тем не менее желающие пофантазировать все-таки находились. Одним из таких фантазеров был наш соотечественник Петр Рассказов. Несмотря на свою фамилию, был он вовсе не литератором, а инженером и свою идею выразил не словами, а чертежами. За что, говорят, и был убит в смутные времена Первой мировой войны. А его чертежи таинственным образом исчезли и «всплыли» через некоторое время не где-нибудь, а в Германии. Но в дело так и не пошли, поскольку войну Германия вскоре проиграла. Ей пришлось заплатить победителям огромные контрибуции, и стране было не до каких-то там подземных лодок.

Между тем мозги изобретателей продолжали работать. Аналогичную конструкцию в США попытался запатентовать Питер Чалми – сотрудник «фабрики изобретений», которую возглавлял не кто-нибудь, а сам знаменитый Томас Алва Эдисон. Впрочем, он был не одинок. В списке изобретателей подземной лодки значится, например, некий Евгений Толкалинский, в 1918 году эмигрировавший из революционной России на Запад вместе со многими другими учеными, инженерами и изобретателями.

«Крот» под горой Благодать

Но и среди тех, кто остался в советской России, нашлись светлые умы, взявшиеся за это дело. В 1930-е годы изобретатель А. Требелев, конструкторы А. Баскин и А. Кириллов сделали сенсационное изобретение. Они создали проект некоего «подземохода», область применения которого обещала быть просто фантастической. Например, подземная лодка доходит до нефтяного пласта и плывет от одного «озера» к другому, разрушая на своем пути горные перемычки. За собой она тянет нефтепровод и, достигнув наконец нефтяного «моря», начинает оттуда качать «черное золото».

В качестве прототипа для своей конструкции инженеры взяли… обычного земляного крота. Несколько месяцев они изучали, как он проделывает подземные ходы, и создали свой аппарат «по образу и подобию» этого животного. Кое-что, конечно, пришлось переделать: лапы с когтями заменить более привычными фрезами – примерно такими же, как у угледобывающих комбайнов. Первые испытания лодки-крота прошли на Урале, в рудниках под горой Благодать. Аппарат вгрызался в гору, крошил своими фрезами крепчайшие породы. Но конструкция лодки оказалась все же недостаточно надежной, ее механизмы часто отказывали, и дальнейшие разработки были признаны несвоевременными. Тем более, что на носу была Вторая мировая война.

Тем временем в Германии

Однако в Германии та же самая война как раз послужила катализатором возрождения интереса к данной идее. В 1933 году изобретатель В. фон Верн запатентовал свой вариант подземохода. Изобретение на всякий случай засекретили и отправили в архив. Неизвестно, сколько бы оно могло там пролежать, если бы на него в 1940 году случайно не наткнулся граф Клаус фон Штауфенберг. Несмотря на свой пышный титул, он с восторгом принял идеи, изложенные Адольфом Гитлером в книге «Майн кампф». И когда новоявленный фюрер пришел к власти, среди его соратников был и фон Штауфенберг. Он быстро сделал карьеру при новом режиме и, когда ему на глаза попалось изобретение Верна, понял, что напал на свою золотую жилу.

Фон Штауфенберг довел суть дела до влиятельных чинов Генштаба вермахта. Изобретателя вскоре разыскали и создали все условия, чтобы он мог реализовать свою идею на практике. Дело в том, что в 1940 году Генштаб разработал операцию «Морской лев», главной целью которой было вторжение нацистов на Британские острова. Подземные лодки очень пригодились бы в этой операции: пропахав землю под Ла-Маншем, они могли бы беспрепятственно доставлять в Великобританию отряды диверсантов, которые бы сеяли панику среди британцев.

Изобретатель пообещал сделать аппарат вместимостью до 5 человек, способный двигаться под землей со скоростью 7 км/ч и нести боезаряд массой в 300 кг (этого вполне достаточно, чтобы провести внушительную диверсию). Однако время шло, а дальше чертежей и лабораторных экспериментов дело не двигалось.

В результате инициативу перехватил Герман Геринг, шеф люфтваффе. Он убедил фюрера, что не стоит заниматься «мышиной возней», когда доблестные асы Третьего рейха могут в считанные дни разбомбить Британию с воздуха. По приказу Гитлера работы над подземной лодкой были свернуты. В небе Британии началась знаменитая воздушная война, которую в конце концов выиграли британцы. Солдатам вермахта так и не было суждено ступить на британскую землю.

Мечта Хрущева

Однако идея создания подземной лодки не канула в Лету. В 1945 году, после разгрома фашистской Германии, по ее территории вовсю рыскали трофейные команды бывших союзников. Спецагенты ведомства Берии обнаружили чертежи и остатки странного механизма. Изучив находки, эксперты пришли к выводу, что перед ними аппарат для проделывания ходов под землей.

Проект отправили на доработку. Ленинградский профессор Г.И. Бабат предлагал использовать для снабжения «подземохода» энергией сверхвысокочастотное излучение. А московский профессор Г.И. Покровский произвел расчеты, показывающие принципиальную возможность использования процессов кавитации не только в жидкой, но и в твердой среде. Пузырьки газа или пара, по мнению профессора Покровского, были способны весьма эффективно разрушать горные породы. Говорил о возможности создания «подземных торпед» и академик А.Д. Сахаров. По его мнению, можно было создать условия, при которых подземный снаряд будет двигаться не в толще пород, а в облаке распыленных частиц, что обеспечит фантастическую скорость продвижения – десятки, а то и сотни километров в час!

Снова вспомнили и о разработке А. Требелева. С учетом трофейных наработок дело выглядело многообещающим. Тем более что проектом заинтересовался лично товарищ Хрущев, сменивший у руля государства умершего Сталина. Для серийного производства подземных лодок, испытания которых, по существу, еще и не начинались, в крымских степях срочно стали возводить огромный завод. А сам Никита Сергеевич публично пообещал достать империалистов не только из космоса, но и из-под земли!

Несколько вариантов созданных подземоходов отправили для испытаний в Уральские горы. Первый цикл прошел удачно – подземная лодка со скоростью пешехода уверенно проделала ход с одного склона горы на другой. О чем, естественно, тут же было доложено правительству. Возможно, именно эта весть и дала Никите Сергеевичу основания для его публичного заявления. Но он поторопился. Во время второй серии испытаний произошел загадочный взрыв, и подземная лодка со всем своим экипажем погибла, оказавшись замурованной глубоко в земной толще.

Вскоре на смену Хрущеву пришел Брежнев. Он тут же стал закрывать все проекты, пользовавшиеся благосклонностью Никиты Сергеевича. Постарались забыть и о подземной лодке, тем более, что никому не хотелось брать на себя ответственность за ее гибель. Глухой отзвук об этих работах остался лишь в романе Эдуарда Тополя «Чужое лицо», где мастер детективного жанра описывает, как субтеррину намеревались испытать у берегов Северной Америки. Ядерная подлодка должна была выгрузить там «субтеррину», и последняя своим ходом собиралась добраться до самой Калифорнии, где, как известно, довольно часто случаются землетрясения. В заранее рассчитанном месте экипаж оставлял ядерный боезаряд, который мог быть взорван в нужный момент. А все его последствия затем списали бы на стихийное бедствие… Но все это – лишь фантазии: испытания подземной лодки не были доведены до конца.

Сможет ли кто-нибудь в ближайшем будущем воссоздать проект «подземной лодки»? Если да, то заветная мечта фантастов прошлых столетий осуществится. А человечество получит возможность освоить еще один «океан» – подземный.

Апрель 2006 | Автор: Станислав Зигуненкоpost-8388-1310237728.jpg

И это тоже все о нем! (ней)?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

цена, скорость, заметность.

заметность подземной лодки значительно выше.

сейсмодатчки сейчас достаточно недороги. и просто расставив их можно запеленговать такую лодку. а там уже и подготовится встречать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Подземными глубинными бомбами? Набурить шурфов на предполагаемом маршруте?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

а почему бы нет? скорость движения невелика. далеко особо не продвинется.

применение в боевых действиях - ток на линии фронта. вы современную линию фронта которая статична в течении нескольких суток при активных боевых действиях с обоих сторон видели? а там расстояние в километров 5 будет проходится за сутки. оно надо?

наставить мин в районе выхода подлодки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А вообще, забавно представить мир, где весь этот наш сюр оказался бы действительно востребован. Мне мыслится нечто вроде огромной толщи горных пород неизвестной протяженности, с переменной по модулю и вектору силой тяжести. В ней существуют заполненная воздухом и водой система пустот, и какой-то (вулканический? радиоактивный?) источник тепла и света. В некоторых пустотах сочетание природных условий оказалось достаточным, чтобы там развилась жизнь и цивилизация...

Пардон , однако...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас