Чистую дорогу воздуху!

25 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

История сей альтернативы такова.

В 1940-м году началась разработка первого в СССР реактивного самолёта, имеющего - в теории - немалую практическую ценность. А именно - ракетного перехватчика БИ(от фамилий главных конструкторов - Березняка и Исаева). В 41-м разработка перешла из инициативных в плановые, а в 42-м что-то даже полетело. Впрочем, оно таки долеталось, когда в 43-м испытатель Бахчиванджи попробовал разогнаться как следует - ну и как полагается машине с прямым крылом на таких скоростях, ушёл в необратимое пикирование.

pF37VN6h.jpg

Ещё одним забавным моментом является то, что шестой прототип БИ в 44-м был(мог бы быть, потому как не полетел) первым самолётом - как минимум в СССР - утащившим на себе одновременно ЖРД и ПВРД. Просто запасов горючего для ЖРД хватало на считанные минуты, а установка прямоточников по идее позволяла поднять время болтания в районе перехвата в разы. Ну экономичные они... По сравнению с ЖРД, конечно.

Далее в ТР в 44-м вся программа накрылась медным тазом, по причине отсутствия необходимости в специфичном кинжальном перехватчике, производственный задел уничтожен, и усё.

Меж тем, для такого переватчика целей могло быть куда больше, чем они могли бы перехватить. Я имею в виду американские(и английские тож) стратегические бомберы.

В качестве первого приближения АИ используется вариант Бац коллеги СерБа.

Происходящее далее, вообще говоря, мне не особо интересно... Факт в том, что в 44-м программе БИ выдали последний шанс. "Крутитесь как хотите, но перехватчик чтоб был!"

Впрочем, до налётов белозвёздных Суперкрепостей всё же не дошло.

А вот товарищ Бондарюк со своим КБ(разработчик прямоточных и пульсирующих ВРД) таки спелся с товарищем Исаевым, который отвечал за ЖРД. Да к ним примкнул товарищ Лавочкин...

la160-2.jpg

Вот такой ИС - истребитель скоростной

После того, как заставить синхронно работать разнесённые неуправляемые ПВРД не удалось...

0f91dd043f4b.jpg

Мечты-мечты...

ПВРД остался только один и перекочевал в корпус. А ЖРД использовался только в качестве двигателя наддува - потому как у ПВРД нет возможности работать самому без набегающего потока воздуха. Зато если выхлоп ЖРД заставить работать как струйный насос для воздуха...

info_jet_pump.gif

Впрочем, турбореактивному движку эта монстра проигрывает по всем статьям... Кроме тяги и надёжности. Проблемная турбина ТРД здесь отсутствует в принципе - подача топлива в ЖРД и камеру ПВРД исключительно вытеснительная, при которой ломаться почти нечему... До боевых повреждений. А по тяге... Незначительный объём расчётов показывает, что при одновременном использовании ЖРД и ПВРД наблюдается тяга, соответствующая 2-5-кратной тяге ЖРД - это зависит от режимов и местных условий. А между прочим, ЖРД БИ 44-го года и сам давал хорошую тягу - больше тонны - при весе менее 100 кг, и при этом его считали перетяжелённым. В то же время ТРД с Ме-262 выдавал почти столько же(900-1050 кгс) - но он и весил в десять раз больше(800-1000 кг).

Истребитель с такой РЭС(ракетно-эжекторной системой) спокойно набирает высоту вертикально вверх, а в горизонтальном полёте, выключив наддув, способен довольно долго болтаться в воздухе. Не очень долго, но и не пять минут. С полчаса - вполне. До появления ТРД сойдёт, да и чуть попозже тоже - первые реактивные МиГ-9 и Як-15 этому перехватчику сливают.

Примерно году в 45-м такой кракозяблик вполне мог поспеть. Как раз к моменту Хиросимы.

Собственно, продолжение АИ говорит о том, что вывозить немецкую промышленность было бы кууда неудобней...

Короче, вторая компонента ракетной АИ такова - Фау-2 нам досталась исключительно фрагментарно.

Дальше, в-общем-то, идёт почти ТР. Послевоенное восстановление, создание советского ЯО, первые ракеты...

Ага, ракеты. Где-то году в 47-48-м разработки по программе ИС не очень аккуратно сворачиваются, потому как Лавочкин и прочие авиаконструкторы получают нормальные ТРД. "Куды бечь" слаженным командам двигателистов?

Нюанс с немецкими ракетами таков, что собрать из добытого г..на Фау-2 не получается. А свои детали таки похуже даже бракованных немецких с полигона. Но если системы управления и тому подобное ещё дёргаются, а практически - создаются заново, то ЖРД - труп-с.

Ну не повезло.

Товарищ Черток вспоминает свою работу над БИ... :) Фантастическое допущение, не правда ли?

В работу вместо РД-100(наш вариант двигателя Фау-2) принимается новая РЭС - УД-2+СПД-1. УД-2 - потомок опытов Исаева сотоварищи, упрощённый, облегчённый, с уменьшенным ресурсом - всё равно один раз лететь. СПД-1 - сверхзвуковой прямоточный - первый. Расчётный средний удельный импульс по сравнению с немецким ЖРД - в разы выше. От 600 секунд у земли с полным наддувом, до 2000 секунд на высоте при сверхзвуковой скорости без наддува.

Получившаяся ракета на пузырь А-4 не походила ни разу. Скорее - труба. В начале трубы - центральное тело, куда впихнули БЧ, систему управления и вообще всё остальное.

800px-Ramjet.png

Это даже не эскиз, это схема только двигателя.

Несмотря на воздушный двигатель, ракета являлась по-настоящему баллистической... Хотя РП-1 до Фау по мощности ЖРД, стартовому весу и прочему не дотягивала ни разу, но по весу боевой части и точности - соответствовала. Вот такой выкрутас :) А уж по возможности боевого применения эта ракета Фау превосходила на голову. Никакого жидкого кислорода - хоть азотка тоже не сахар, но хоть не выкипает.

Баллистики пищали, считая траектории - но вроде получалось.

Аппарат полетел в 49-м. В смысле - успешно полетел. Из опытной партии улетели все - но дошла до цели едва половина. Это было НАЧАЛО...

Ну, дальше всё так же - выше, быстрее, тяжелее. Кислородные ЖРД товарища Глушко работать отказывались... Впрочем, азотные ЖРД товарища Исаева, когда стали поднимать тягу, работали не особо лучше. Взрывались :drinks: Но добить дальность действия до 1000+ километров лет за пять можно, повторив достижения ракеты Р-5 нашего мира... А заодно и отработать отделяющуюся форсажную камеру - это вместо учетверения камер сгорания на наших двигателях, форсаж такой же, а эффективность в атмосфере растёт в разы.

Жизнь продолжалась... В политику середины 50-х мне лезть сейчас лень, потому как тема это флудогонная.

К посторонним моментам относится только активные исследования твёрдого топлива в середине 50-х. Когда поняли, что подводным лодкам ракеты лучше пускать из-под воды, а воздушно-ракетные из-под воды не взлетят. А то, что здесь проработка полётов всякой техники на высоких скоростях в атмосфере куда глубже, из-за особенностей основной ракетной ДУ - это не посторонний момент. Ракетопланы форевер.

Первая же межконтинентальная/космическая ракета СССР ака Р-7... Весила примерно в три раза меньше - 100-105 тонн. И ускорители боковые - на РЭС вместо ЖРД. И воздушно-форсажная камера на центральном стволе - потому как маршевый ЖРД центра слабый, не хватает его тяги при старте. И ракета, несмотря на такой вид, получается не параллельная, а параллельно-тандемная - ЖРД центрального ствола хоть и пашет с самого начала, но на высоте отваливается вся нижняя часть - боковики с РЭСами, нижняя половина центра с форсажной камерой, аэродинамика вся - рули, стабилизаторы... Остаток же с БЧ бодро прёт дальшё. Или со спутником вместо бч - разницы особой нет.

Короче, местная семёрка по схеме куда ближе к первым Атласам с их стартовыми ускорителями... Но не по виду. По виду она больше похожа на нашу семёрку - плюс воздухозаборники на боковушках и центре.

BLEB81LT.jpg

==

На данный момент тема дальше не проработана, призываю к дискуссии.

Изменено пользователем chameleon

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Забор окислителя при прохожднее плотных слоев атмосферы?

В однов из старых номеров ТМ(Техника-Молодежи) что-то подобное было... Надо поискать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

То есть фактически ракетно-прямоточный двигатель?

В той или иной форме к использованию ПВРД вполне могли прийти - Буря не даст соврать. Недостаток подхода для космонавтики - ограничение по максимальной ПН единичного носителя. Достоинство - со 100тонной на старте Р-7 оно и не надо :drinks:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Забор окислителя при прохождении плотных слоев атмосферы?

Он самый. А что там в Технике-Молодёжи было?

То есть фактически ракетно-прямоточный двигатель?

Ну да. Но при этом работает со старта - тяжёлое наследие авиаторов. И ЖРД вполне может на высоте отрубаться - перегрузку уменьшать, расход, траекторию пониже провести, чтоб за пределы работоспособности ВРД не выскочить...

Правда, я, когда импульс считал, особых плюсов от дожигания прошедшего через ЖРД керосина не насчитал - отдельный впрыск в КС ВРД эффективнее. И там, кстати, забавное следствие есть, если в РПД за РД работает твёрдофазный ЯРД с водородом... Самый эффективный РПД :drinks:

В той или иной форме к использованию ПВРД вполне могли прийти

Я и попробовал подобрать историю, чтоб пришли раньше. Чтобы ПВРД оказался "мейнстримом советской космонавтики".

Недостаток подхода для космонавтики - ограничение по максимальной ПН единичного носителя.

Да, супертяжей на этом не сделать... вроде бы. У меня даже с модернизацией семёрки до Луны/Востока и Молнии сомнения - аэродинамика меняется ведь, а ну как расчётные режимы воздухозабора поплывут? Всю ракету менять?!

Достоинство - со 100тонной на старте Р-7 оно и не надо

Ну это всё ж не совсем ваш мир семёркопанка. :) Как он, кстати, поживает?

Изменено пользователем chameleon

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Он самый. А что там в Технике-Молодёжи было?

Как раз эта идея для запуска грузовых кораблей. Буду искать номер, где описано.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Дохлое дело. Номер я не помню, только что искать надо примерно с 1965 по 1980-тые год(скорее всего в семидесятых).На всякий случай --небольшая статья с цветной иллюстрацией, сделанная в виде репортажа с космодрома.

Изменено пользователем Orc1166

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И ЖРД вполне может на высоте отрубаться - перегрузку уменьшать, расход, траекторию пониже провести, чтоб за пределы работоспособности ВРД не выскочить...

Правда, я, когда импульс считал, особых плюсов от дожигания прошедшего через ЖРД керосина не насчитал - отдельный впрыск в КС ВРД эффективнее.

<{POST_SNAPBACK}>

Там по идее можно выиграть на нагреве воздуха выхлопными газами. В итоге масса выбрасываемого газа увеличивается в разы, скорость падает, но поскольку большая часть газа берется из атмосферы итоговый баланс все равно положительный. И кстати потолок ПВРД должен подняться.

И там, кстати, забавное следствие есть, если в РПД за РД работает твёрдофазный ЯРД с водородом... Самый эффективный РПД

<{POST_SNAPBACK}>

Ну да. Там будет проблемой слишком большое отношение тяги в прямоточном режиме к тяге в ракетном.

У меня даже с модернизацией семёрки до Луны/Востока и Молнии сомнения - аэродинамика меняется ведь, а ну как расчётные режимы воздухозабора поплывут? Всю ракету менять?!

<{POST_SNAPBACK}>

Скорее сразу считать в расчете на длинную БЧ.

Как он, кстати, поживает?

<{POST_SNAPBACK}>

В очереди после дисера.

Забор окислителя при прохожднее плотных слоев атмосферы?

<{POST_SNAPBACK}>

Как раз эта идея для запуска грузовых кораблей. Буду искать номер, где описано.

<{POST_SNAPBACK}>

Забор именно окислителя был у Хоттола. У большинства ВРД забор скорее рабочего тела - масса сжигаемого топлива составляет проценты от продуваемого воздуха.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Открыл архив с Техникой-молодежи за те годы. Читаю. Все номера подряд ;)

И кстати потолок ПВРД должен подняться.

Там много чего интересного - что с постоянно работающим ЖРД, что с выключающимся... Мне, честно говоря, инфы не хватает для чёткого выбора схемы. Но вот мои расчёты РП-1 и местной Р-7 - я для простоты считал по нижней границе, с импульсом РПД - чтоб не маяться полноценным интегрированием по трассе...

Ну да. Там будет проблемой слишком большое отношение тяги в прямоточном режиме к тяге в ракетном.

Водой долить? В смысле бортовым кислородом, когда снаружи кончится.

Скорее сразу считать в расчете на длинную БЧ.

Ну... Разве что. И не БЧ, а ГЧ.

В очереди после дисера.

А как диссер поживает?

масса сжигаемого топлива составляет проценты от продуваемого воздуха.

5% для керосина :drinks:

Изменено пользователем chameleon

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Там много чего интересного - что с постоянно работающим ЖРД, что с выключающимся... Мне, честно говоря, инфы не хватает для чёткого выбора схемы.

<{POST_SNAPBACK}>

Для семерки в 50х скорее всего примут постоянно-работающий. По техническим причинам.

Водой долить? В смысле бортовым кислородом, когда снаружи кончится.

<{POST_SNAPBACK}>

Когда кислород кончится можно уже и тягу меньше единицы иметь (у третьей ступени Востока было 0,6). Я про старт.

Кстати, а где у центра Р-7 воздухозаборники?

Изменено пользователем Че Бурашка

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Для семерки в 50х скорее всего примут постоянно-работающий. По техническим причинам.

Всё может быть.

Кстати, а где у центра Р-7 воздухозаборники?

На виде сбоку ВЗ изображены чёрной линией... Вроде бы нормально. Продувок-то мне делать негде.

Изменено пользователем chameleon

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Всё может быть.

<{POST_SNAPBACK}>

Я о проблеме запуска второй ступени из-за которой в РИ и сделали пакет. Можно конечно включать на работающем ПВРД, но это резкое изменение режима работы и тяги.

А в режиме разогрева воздуха при снижении скорости истечения за счет разбавления с 3000 до 1500 м/с на килограмм азотки-керосина потребуется 3 килограмма воздуха. В итоге тяга (без учета потерь на торможение потока) подскочит в два раза при том же расходе топлива. Вроде каменный цветок вполне получается.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Я о проблеме запуска второй ступени

Блин, точно :) Забыл. Значит, работать жрд будет постоянно.. И это ещё не всё.

подскочит в два раза при том же расходе топлива.

Ааа. :) Вообще, на верхнем участке работы РЭСа(если прямоточная камера не просто дожигает избыток керосина в выхлопе, а имеет собственный впрыск)/РПД(наоборот) тягу увеличивать особо не нужно... Её в начале надо увеличивать - а под конец в-основном уменьшать надо.

Но вообще все мои прикидочные расчёты семёрки - при постоянно работающем ЖРД наддува.

Продолжаю:

==

Что стоит заметить... Ракеты с РПД/РЭС так просто, как ракеты с ЖРД или РДТТ, не апгрейдятся навеской дополнительных ступеней и бустеров. Бустеры поганят общий импульс, а надстройки поганят аэродинамику... за исключением тех случаев, когда подобное предусматривается. Как в случае с семёркой - я уже сомневаюсь в том, что предусмотревший подобный апгрейд в ТР Королёв не предусмотрит его там.

То есть, не глядя на отличия семёрки, мы все равно имеем её варианты "Луна"/"Восток" - 400 кг на отлёт, 4,5 тонны на орбите... Хорошо :)

Но там есть забавный момент.

Где-то в начале работ над суровой БРСД Р-5 наверняка будет отрабатываться - а поднимется тема ещё на Р-2/Р-3 - идея отделения ракетной части в процессе и использование её в роли этакой ступени №1.5 . Предполагаю наличие примерно такого диалога:

- Эх... Сопло мешает...

- А нафига нам вообще внутри сопло?!

Эта фраза может стать началом работ над темой клиновоздушного двигателя.

Но сия монструозная конструкция, с конусовидным центральным телом(конус, не клин) и маленькими, уже опробованными камерами вокруг него, станет маршевым ЖРД разве что на семёрке, когда будут выжимать доли эффективности.

Мда. В спутнике тоже есть нюанс.

Дело в том, что проект простейшего спутника родился после...ммм, недобора характеристик замечательного двигателя РД-107/108. Вообще это славная традиция первых опытов - недобирать характеристик до заявленных и запланированных.

Здесь же недобор импульса для ЖРД малость поменее критичен - ну пару кило дольём в баки прямоточек. Так что я сомневаюсь в запуске ПС. В дело пойдёт сразу "объект Д" - наш "Спутник-3". А он был готов... Ну, ускорим на пару дней процесс - в апреле 1958-го. Полноценный суровый тяжёлый спутник. И - таки похоже - первый!

Посмотрим за океан. Проект Вэнгард, на тот момент единственный реально планируемый аппарат, готовится на март. Уберем форсирование программы нашей ТР после пуска первого спутника - плюс месяц. Уберём проект Орбитер с Редстоунами - он развернулся только после спутника. Иии - остальные до спутников так и не дотянулись. Атлас - только начинает летать в роли МБР, первый спутниковый вариант - конец 58-го.

Другое дело, что здесь амерский сателлит полетит если не в тот же день или раньше, то на следующий. :gigi: Правда, будем сииильно меньше. На два порядка.

В любом случае, весело.

Далее орбитальная программа семёрки неизменна. Спутники(до 6-го включительно), Луны с первой по четвёртую, Восток. Вот с более тяжёлыми аппаратами я сомневаюсь... Хотя в-общем-то зря. Соберут разгонник, прикрутят АМС... И не улетят. Оптимисты.

Есть ещё момент. "Подстраховка", она же программа малых спутников ДС. В нашем мире - спутники серии "Космос" с одноимёнными ракетами летали с 61-го года. Здесь же...

Ракеты у Янгеля нет. Те БРСД, что есть - не адаптировать. Семёрка для лёгких аппаратов не годится...

Естественно, нужна новая ракета. Лёгкая, дешёвая, и весьма полезная. Начало работы над ней - 56-57-й.

И всё же обращусь к истории АИ. Сам факт обострения отношений между союзниками на год раньше ТР - весной 44-го - и отобранная по результатам войны в пользу США-Англии Германия целиком довольно сильно меняют расклад.

Да, в Восточном блоке куда интересней отношения - с одной стороны, силовое давление и принудительная смена власти на коммунистов в подсоветских странах нужна бы... С другой стороны, стимул в виде разобранной Германии и янкесов с дубинкой принуждает всякие Чехословакии и Польши совершенно самостоятельно бежать под крылышко к СССР. Мягко и ненавязчиво, без смен властей...

Опять же стык блоков идёт даже не по середине Германии, а по её восточной границе. Это... неприятно. Бомберам лететь куда меньше.

А уж то, что творится на востоке, не менее интересно, но это всё в Варианте Бац.

Собственно, есть один момент, и наверняка он завязан в АИ. Я имею в виду лето 53-го и товарища Берию. А именно - в июле того года сей замечательный человек наводил порядок в Германии, и собственно по германской причине имел недопонимание с товарищами по партии и правительству. С Молотовым, например. Ну и ещё из-за этой проблемы поимел проблему с т. Хрущёвым... Вполне возможно, что в той АР будут свои проблемы и свои непонятки - но мы против детерминизма :)

Короче. Постулирую правильный путь развития РКТ. Без Хрущёва. Вообще, такая АИ сама по себе сурова весьма, но я по-прежнему зрю только в корень...эээ, в ракеты.

Нюансы - т.Янгель остаётся руководителем ракетно-космического института НИИ-88, фактически объединяя КБ Королёва, Исаева, и т.п.

Опять же - куда ему идти? в ТР он ушёл в отдельное КБ делать нормальные боевые ракеты, а тут они исходно вполне годные. Да и слишком он полезен, пихать такого организатора всего лишь в ещё одно КБ. ПРавда, именно он может инициировать работы по твёрдым топливам - но это и хорошо, всё равно над ТТ работают другие.

Ещё нюанс :drinks: работы по высокоимпульсным топливам ака фторные пары т. Глушко начал ещё в начале 50-х. По-моему, к концу 50-х их здесь закроют в пользу ядерных, которых тоже потянуло его бедное нищщасное ОКБ.

По-моему, картинок не хватает.

Изменено пользователем chameleon

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это реал,но не в СССР.Самолеты Ледюка и Грифон во Франции.В общем это геморройная штука и не так проста как кажется.Серийный самолет с ПВРД - Ср-71.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В Союзе прямоточники тоже летали, и довольно успешно. МКР Буря, её предки и потомки, например. Просто здесь они не просто летают - а ключевая технология тяжёлых ракет. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Буря умерла когда появились МБР, оказалось запускать ракету через космос дешевле и она легче,чем тащить через атмосферу, несмотря на халявный окислитель.ГПВРД осначает сильный нагрев,с которым трудно бороться.Потом ПВРД возродился в ЗР от ЗРК Круг , и вроде всё.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Буря умерла когда появились МБР, оказалось запускать ракету через космос дешевле и она легче,чем тащить через атмосферу, несмотря на халявный окислитель.

<{POST_SNAPBACK}>

Так тут то-же через космос только с использованием атмосферного окислителя.

Потом ПВРД возродился в ЗР от ЗРК Круг , и вроде всё.

<{POST_SNAPBACK}>

ПКР Москит, Яхонт, Брамос, Блудхаунд, Талос.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

оказалось запускать ракету через космос дешевле и она легче

Не совсем :drinks: Цена оказалась примерно одной, но Буря всё же легче. Проблема в том, что атмосферный аппарат в конце 50-х перехватить куда легче, чем космический. Даже на 20-ти километрах.

А здесь - таки да, через космос, причём если выгорит - с огромной выгодой на самом первом, атмосферном участке.

РЭС/РПД имеет эффективность в 600-1000 кгс/(кс*с), самый эффективный из простых ЖРД - не выше 400 с, а до семидесятых пределом было 300 с.

ПКР Москит, Яхонт, Брамос, Блудхаунд, Талос.

Те же беспилотники Локхида

800px-Lockheed_D-21B_USAF.jpg

А вот SR-71 - это единственная машина, которая имеет комбинированный двигатель, работающий и как ТРД, и как ПВРД. Почти как ИС. Дорого, неэффективно, но уникально и работает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Меж тем, для такого переватчика целей могло быть куда больше, чем они могли бы перехватить. Я имею в виду американские(и английские тож) стратегические бомберы.

В качестве первого приближения АИ используется вариант Бац коллеги СерБа.

Происходящее далее, вообще говоря, мне не особо интересно... Факт в том, что в 44-м программе БИ выдали последний шанс. "Крутитесь как хотите, но перехватчик чтоб был!"

Впрочем, до налётов белозвёздных Суперкрепостей всё же не дошло.

НННШ. В серию пустят Ту-1, Як-3 с АШ-82 и прочие самолёты что в РИ не пошли в серию из-за ненужности. Потом их выпуск свернут, когда выяснится, что налёты Б-29 и коробочек Б-17/Б-24 неактуальны, и будут (вместе с чехами и французами) допиливать турбореактивные двигатели Юмо и БМВ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В серию пустят Ту-1, Як-3 с АШ-82 и прочие самолёты что в РИ не пошли в серию из-за ненужности. Потом их выпуск свернут, когда выяснится, что налёты Б-29 и коробочек Б-17/Б-24 неактуальны, и будут (вместе с чехами и французами) допиливать турбореактивные двигатели Юмо и БМВ.

Добавьте в список внесерийных перехватчиков тот самый БИ :cray:

И я буду с вами совершенно согласен.

А вообще говоря, там было куда побольше ускоренных перехватчиков с реактивной тягой.

И-250

mig-131.jpg

И-270

20091008-04_027.jpg

Ла-7Р

la_7rs.jpg

Як-3Р

yak3rs.jpg

Вообще, для данной АИ даже не особо нужен серийный перехватчик с РЭС - достаточно, что этот РЭС смогут создать и отработать на земле. А для этого нужно занять любимым реактивным делом коллег Исаева и Бондарюка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

chameleon

Первая же межконтинентальная/космическая ракета СССР ака Р-7... Весила примерно в три раза меньше - 100-105 тонн.

Никакой РН из этого не возникает,- возникает АИ аналог "Бурана 1ого"- КРБД, возможно улучшенный тем что в прямоточник встроен ЖРД.

В ЛКИ "Бурана" (1ого, тогдашнего) он был исправен, но недобрал по дальности треть (хотя рекорд где-то около 4000км на 5М на ГВПРД не превзойдён и по сию пору, няз).

Помогла бы конструкция ракетно-прямоточного двигателя, не знаю может ли и сейчас кто-либо достоверно посчитать.

Подыгрывание с неудачали тяжёлых баллистических ракет с ЖРД не очень достоверно, имхо.

Янгель ушёл из руководства НИИ-88, думается, по авиационному опыту - "захватывать серийный завод"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Помогла бы конструкция ракетно-прямоточного двигателя, не знаю может ли и сейчас кто-либо достоверно посчитать.

Или ЖРД+ПВРД=РЭС. Посчитать можно, к началу 60-х даже в ТР какой-никакой матаппарат имелся.

Но примитивные прикидки для жёстких условий, одной ситуации, и при наличии готовых параметров ЖРД лично у меня заняли полтора дня свободного времени... и я вам скажу, не очень хорошо получилось.

Подыгрывание с неудачали тяжёлых баллистических ракет с ЖРД не очень достоверно, имхо.

:) Где? Нет у меня тут баллист на чистых ЖРД, нет - потому как движок ФАУ-2 нам не достался, а что досталось, типа чертежей и обломков - в куда меньших объёмах. Те аварии Р-1, это аварии АИ Р-1 с РПД.

возникает АИ аналог "Бурана 1ого"- КРБД

О. Точно. Тема КР здесь не раскрыта.

Хм. Проработки РЭСа для ракетоплана в конце войны куда удобнее встают на чего-то крылатое, чем на баллистическое - да и баллисты там имеют немалую аэродинамическую зону разгона.

Кого там на немецкий "след" - фау-1 - поставили в ТР? Челомеевское кб, вроде. О, да ещё в конце 44-го, почти в момент развилки.

Но V-1 - это не прямоточник, это пульсирующий ВРД, низкоскоростной, но тупой до невозможности. Применение варианта с РЭС резко поднимает скорость КР - но и цену с прочими проблемами...

200px-Pulse_Jet_Engine.PNG

Схема ПуВРД. Схема ПВРД выше

В РИ связь ОКБ-52 и КР:

Первые опыты и попытка создать свои КР на базе фау - до 53-го, пытались прицепить к самолётам. Не получалось особо. В 53-м товарищей перегнали к Микояну под крылышко.

Главный косяк КР историчен до невозможности и углУблен - системы управления. Здесь с ними всё ещё хуже - поэтому лавочка дальних КР в ОКБ-52 накрывается раньше.

В 53-54м - подводники хотят ракет для себя - баллист и крылатых. На самолётных КР уже другая команда - тот самый Березняк из первого поста, а вот флотские ракеты получают эти самые товарищи... Тяжёлые КР делали авиационные конструкторы - Лавочкин, Мясищев, и т.д. Цитатко:

Ввиду занятости ОКБ-1 НИИ-88 работами по созданию и развитию боевых ракет Р-5 и Р-7 после выхода Постановления Совета Министров СССР от 20 мая 1954 года тематику по крылатым ракетам дальнего действия передали в Министерство авиационной промышленности

Что я могу заальтернативить.

Ну уж точно, такого извращенства, как на Буре, со стартом на отдельных разгонниках, не будет. Наверное :grin:

burya_2.jpg

Буря стартует

Стартовать оно будет цивильно, по-самолётному, с аэродрома, с использованием единственной РЭС... Не, вообще говоря, смысл есть. Импульс СПВРД таки повыше, чем импульс РЭС - раза в два больше, если взять мои отбалдовые расчёты и сравнить с реально достигнутыми характеристиками Бури. Другое дело, что общий расход топлива для прямоточника(крылатой ракеты) по сравнению с разгонным расходом баллисты с РЭС... Ну, не сказать, что есть особая разница. На межконтинентальных расстояниях разница уже довольно-таки мала. 100-тонная МБР РП-7(Это, между прочим, вес нашей Бури с разделением ЖРД и ПВРД) против, допустим, тонн 80-ти для МКР(их Буря). Но МКР имеет свои нюансы - та же система астроориентации, например, или горячая конструкция... А вот двигатели - ЖРД которые - ей послабже нужны, чем баллистам с их стартовой тяговооружённостью в 1,5-2. Короче, сходится оно примерно раз на раз.

Меня плющит только то, что от такой КР прямой путь к многоразовой первой ступени космического носителя. Неохота такое закрывать. В ТР проект Бури накрылся в 60-м, где-то вместе с жизнью Лавочкина...

Здесь Янгель занимает место координатора ракетных и стратегических технологий... По праву авторского произвола. Чтоб он, да проглядел ТАКОЕ?!

Так вот, во-втором моём посте в этой теме есть упоминание про малый носитель. Однако, он будет с первой ступенью на базе Бури. А вот отделять на высоте вторую ступень, запускать её двигатель в почти вакууме(впрочем, это обходится идеей семёрки, с работой второй ступени с самого начала и её долей тяги в разгоне ракеты)... Может, даже и возвращать Бурю можно будет. Мечты-мечты. Впрочем... :dance2:

В-общем, если в 56-57-м хитро поглядеть на такое и задумать доброе, то в 61-м(может, даже немного раньше, в 60-м, да, я оптимист) у нас появится лёгкий носитель(на полтонны груза на орбите) с потенциально многоразовой первой ступенью :) А ведь это и носитель ядерных зарядов стратегической дальности - если вместо спутника приткнуть ЯБЧ - куда лучший, чем просто КР, которой теперь не надо пыхтеть до цели целиком, можно на полдороги пальнуть недобаллистой и топать домой... Или тихой сапой, на 3-4-х Махах принести к цели вторую БЧ и добить поджаренных первым зарядом. :grin:

В-общем, что-то ИДЕОЛОГИЧЕСКИ близкое к Спирали, только первая ступень всё-таки Буря, и в полезном грузе не шаттл. По расчётам, для ЖРД конца 50-х - до орбиты хватит и двух ракетных ступеней на жидком топливе, причём мааааленьких. И, кстати, я не знаю, куда их пихать :( может, внутрь?

spiral1.gif

Спираль

Конечно, можно вспомнить амеровски-флотский аналог тех лет ака NOTSNIK. Тоже небольшая ракетка воздушного старта о 4-х ТТ ступенях, летала вообще очень плохо - ни одного полного успеха - и пн у ей 1(!) кг... Правда, её и сделали меньше чем за полгода...

notsnik2.jpg

Но я верю в наших :) и наши напильники. И, кстати, пользуясь диском Буран-ру и 3д оттуда, есть шанс собрать-таки модельку аппарата... Может, кто возьмётся? А то у меня руки для 3д сильно кривые...

Вообще, с таким профитом можно забить на тему альт-МБР... но жалко денег и прочего, что будет выброшено на попытку воссоздать немецкие технологии пятилетней давности. Да и профит такой... хитровыделанный. Поэтому - пусть будет так :) Попытку прихода к РЭС вместо чистого ЖРД я привёл.

Изменено пользователем chameleon

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Немного картинок.

Yxwkw0AJ.jpg

ЗУР 17Д

Примерно так выглядела первая советская тяжёлая ракета - толстый бочонок прямоточного двигателя с набитым всякими полезностями центральным телом. Впрочем, в нескольких последующих изменений было не слишком много.

hUxYDFWB.jpg

А вот примерно так могла выглядеть семёрка - четыре РЭС первой ступени на пилонах, длинная сосиска космической части второй ступени, толстая труба прямоточника её воздушной части.

tu121-1_small.gif

Крылья на месте, воздухозаборник присуствует... Эскиз советской тяжёлой крылатой ракеты "Буря". Оно же для мирных целей - ракетоплан "Буран".

r500-1_small.gif

Внешний вид летающей лаборатории Р-500. Использовалась для анализа темы "космической ракеты горизонтального старта и посадки"(HTOHL в английской аббревиатуре).

Изменено пользователем chameleon

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

История ракетоплана Ту-121 Буран началась в 1953-м, когда в результате исследований по теме крылатой ракеты стратегической дальности было принято решении о разработке беспилотного сверхзвукового самолёта-ракетоплана с ракетно-прямоточной системой в качестве ДУ, выбранной исходя из требований крейсерской скорости в 3,5М и необходимой расчётной дальности в 8000 км. За разработку столь важного объекта взялись две крупнейших в СССР авиастроительных корпорации - Мясищева и Туполева. В 54-м году, после представления предварительных проектов, был выбран Ту-121, значительно выигрывающий по массе полезного груза и простоте эксплуатации у М-44.

Семидесятитонный самолёт с дельтавидным крылом вполне успешно дошёл до стадии лётных испытаний всего через 3 года, летом 57-го.... Когда и возник вопрос о целесообразности развития темы. Как ударная стратегическая сила, аппарат несколько уступал новейшим баллистическим ракетам, точнее - прямому конкуренту Р-7, уже успешно полетевшему. Но он уступал и авиационному конкуренту 3М, тоже выходящему на испытания стратегу Мясищева! Тяжёлый беспилотный одноразовый бомбер, по сути - самолёт-снаряд, значительно уступал по своей сути тяжёлому бомбардировщику-ракетоносцу 3М, который, к тому же, вовсе не являлся одноразовым.. Конечно, в глобальной ядерной войне рассчитывать на повторные вылеты тяжёлых стратегов глупо... Но и это упало в копилочку факторов "против".

Но Туполев не был бы собой, если бы не предусмотрел несколько вариантов выхода из ситуации. И самый перспективный превратил тяжёлую ракету в не менее тяжёлый самолёт. Крейсерская скорость в 3,5 Маха и максимальная до 4,5 на высоте в 30 км. Дальность на испытаниях(без полезного груза) достигала 10 тысяч километров, или мог поднять 6 тонн, теряя в дальности примерно четверь от максимума(до 7 тысяч). Получившийся аппарат легко перескочил из группы МКР в группу стратегических самолётов, легко отодвигая назад как новейший мясищевский 3М, так и его же перспективный М-50.

Вдобавок, периодически совершаемые американцами полёты стратосферных разведчиков У-2 над советской территорией несколько напрягали советское руководство... Было желание немного напрячь и их.

В-общем, ракетоплан Буран стал одной из самых замечательных машин ВВС СССР.

Стратегический разведчик - до появления спутников-разведчиков очень неприятная головная боль для Америки. Тяжёлый носитель - на нём впервые были отработаны операции разделения с полезным грузом на скоростях выше 3М. Сверхперехватчик - если в качестве полезного груза установить тяжёлые ракеты В-В или даже В-К. Основной компонент ракетно-космической системы Туполева - если ракету Воздух-Космос оснастить вместо боеголовки полезным грузом, вроде малого спутника серии МС. Исключительные в своей удивительности случаи использования Ту-121 как пассажирского ракетоплана, каждый из которых достоин отдельной книги.

Ракетопланы Буран летали долго. Почти двадцать лет в новостях - или докладах - мелькали его имя и индекс. Конечно, каждый полёт Бурана обходился недёшево - но они окупались сторицей. Очередным небольшим спутником, приносящим немало пользы. Седыми волосами американских контрразведчиков. Гробанувшимися Валькириями Б-70, чей проект всё-таки дошёл до серии. Уникальными данными, полученными в полётах. Нет, Бураны не были идеальными, и тоже порой попадали в катастрофы - особенно при посадке, в самый неудобный для прямоточных двигателей момент. Но всё ж пользы они принесли куда больше проблем.

Последний полёт Бурана закончился в ноябре 1970-го. Всего было построено полтора десятка машин.

Космическая программа Туполева - точнее, его часть советской космической программы - заключалась в замечательной серии ракет 9Р и немалом вкладе в программу малых спутников серии Космос. Ракеты 9Р "Бычок", вообще говоря, стали основной рабочей лошадкой советской спутниковой программы 60-х - по крайней мере, по количеству :rofl:. Основное же достоинство первой советской космической ракеты воздушного старта заключалось в её универсальности - "Бычка" разных модификаций могли поднимать совершенно разные самолёты. Стартовый вес, в зависимости от варианта, менялся от 5-ти до 25-ти тонн - вообще говоря, эти разные модификации могли отличаться, и отличались друг от друга куда сильнее, чем ракета Р-1 от ракеты Р-7. Двигатели, конструкции, полезный груз - менялось всё. И неудивительно - за десятилетия менялось многое и в точках зрения на космос.

Между прочим, прозвище Бычок ракета заполучила за свой внешний вид от остроумных лётчиков строевых полков ВВС после одного из неудачных первых испытаний. Тогда вернувшийся на аэродром с неотделившейся из-за взрыва двигателя испытываемой первой ступенью при попытке старта бомбардировщик был внимательно осмотрен комиссией, в том числе - экипажем этого самого бомбера, командир которого и заявил:

- Окурок прямо... Обгорелый и курится.

А при повторной встрече с той же командой ракетчиков не постеснявшейся напомнить:

- Неужто новых бычков привезли?

Так и прижилось.

Бычки, вообще говоря, разрабатывались по программе "Подстраховка" с 57-го года. Всё ж таки чересчур жирно тяжёлую МБР для малых спутников гонять. А для запуска Бычка могли использоваться довольно разные самолёты - например, почти все бомбардировщики-ракетоносцы "Ту". Возможностью подстраивать проект ракеты под свои носители Туполев пользовался активно.

Самой лёгкой и простой ракетой выводилась пара центнеров(но её особо не использовали), средней, основной - полтонны, тяжёлой, с мясищевского стратега - полторы. Но вот о точности выведения можно было бы слагать баллады... матерные. Точностью баллистических ракет тут и не пахло, погрешность выведения поначалу, до наработки опыта и методик, была в пределах - "вверх или вниз". Сами лётчики шутили "Раньше у наших бомб была точность повыше - все попадали в землю." Впрочем, лёгким одноразовым(^_^) спутникам первой серии особой точности не требовалось - лишь бы на первом витке через атмосферу не прошёл. Отработка базовых комплексов связи, электропитания и тому подобного шла ведь.

Первый старт полноценного Бычка с полноценным спутником МС-1(Космос-1) состоялся летом 1960-го, несмотря на то, что ракета была готова уже за год до того - спутник ведь тоже надо сделать.

Схема Бычка - многоступенчатый тандем. Две-три-четыре ступени, отсек управления на верхней, на нём - полезный груз. Топливо - керосин-азотка. Двигатели - чисто ЖРД, но с прямоточной форсажной камерой на первой ступени. Впрочем, на Бурановских ракетах камеру не ставили - разгон до сверхзвука уже имелся.

Космические программы СССР конца 50-х особо не пугали. Программа возвращаемого спутника(фоторазведка, опыты в невесомости, космонавт etc), программа малых специализированных спутников(Туполев был готов делать платформы под задачи хоть вояк, хоть Института космических исследований), космонаучная программа Келдыша сотоварищи(Луна, планеты, всякие телескопы и регистраторы частиц), и мелкая кучка всяких прикладных программ. Связь, например. Вот, связь и была самой интересной темой.

Опыты по спутниковой связи проводились ещё на первых платформах "Космосов". В декабре 60-го Космос, кажется, три - платформу МС заранее планировали под немаленькую серийность - провел первую пробную ретрансляцию. Кларка народ читал, про геостационарную связь слышал - но пока до геостационара было не дотянуться. Туполевские ракеты даже в самом тяжёлом, заперегрузочном варианте для 3М и дополнительной апогейной ступенью могли доставить на геостационарную орбиту(изменение орбитальной скорости для запуска с Байконура/КапЯра 4500-4750 м/с - очень нехило, до окололунной орбиты меньше, хоть и ненамного - 4400) всего пару сотен кг... Конечно, америкосам это годится - их первые геостационарные ретрансляторы SynCom и среднеорбитальные TelStar укладывались в 39 и 55 кг, впрочем, это было уже в 63-м и позже. А вот советские спутники такого не терпят. Впрочем, первый забугорный эксперимент летом/осенью 1960-го с активным спутником связи - Сourier - уложился в те самые два с половиной центнера, хоть и выводился на низкую орбиту. Советский аналогичный эксперимент уложился бы, ПМСМ, аккурат в полтонны стандартной платформы. А вот выше и дальше...

Чего там в связи с коммуникационными спутниками интересно - во-первых, что с этого можно поиметь? Во-вторых - как это можно заставить работать.

Работать-то заставить можно... СинКом обходился 6 Ваттами на ретрансляторах с геостационара, такой ретранслятор ужать в пару сотен кг советского железа реально. Стандартная платформа в полтонны вполне себе забрасывается немного доработанной семёркой - с двухразовым разгонником на АК-НДМГ. Он, кстати, вполне может заменить «наш» блок Л исходно и полноценно. А если использовать высокую полярную орбиту, вроде той, на которой летали Молнии - то и поболе раза в два. Опять же, районы Крайнего Севера нуждаются в связи...

Хм. А вот теперь о потенциальных пользователях. Ну, непобедимая и легендарная - само собой. Как и правительство итд. Опять же, морфлот, авиация - но это по большей низкоорбитальники, им ГСО не нужен. ГСО нужен для международной, межокеанной и межконтинентальной связи.

А кто у нас за рубежом? Ну соцблок, это да. Китай, Вьетнам, Куба... Опять же, коммунисты в той же Франции и Штатах прямо-таки умоляют. Короче, есть с кем за рубежом поговорить. Но то свои. А может...

Короче, в 62-м ТР Кеннеди подписал забавный документ об использовании спутников связи. В 64-м появился ИнтелСат, эту самую связь реализующий по розничным ценам - при помощи первого реального спутника связи «Ранняя пташка». В Союзе свой орган тоже образовался, при появлении своей связи - уже в 70-х - названный тупо Интерспутник.

А ведь продавать советскую связь за бугор таки вполне возможно. Даже в ТР в американском ИнтелСате под СССР были выделены квоты... Ну, 5-6%. Правда, там было много проблем в истории с непростыми отношениями между США и подлежащими США странами...

Короче, успеют раньше - будет у нас Интерспутник. Свой, с рулеткой и акробатами. Круче американских. А успеть могут, тема-то интересная, а если за неё правильно взяться... То Молния для своих будет одним вариантом - не ГСО, зато полюс; а лёгкие Горизонты для чужих - другим. Причём не факт, что здесь Молния будет такая же - хоть и вес, забрасываемый семёркой на молниевскую орбиту, здесь отличается на считанные кг.

Тема с прикладными спутниками вообще хорошо крутится на той технике. Метеоспутники, связь, навигация... Правильное руководство, нормальная бухгалтерия - и... Хм, что-то я размечтался. Но профит получать можно успешно.

Там я насчитал только один забавный нюанс. РП-7 здесь оказывается чуть-чуть помене модернизируемой. Короче, предел РП-7К - аналог Востока по ПН - 4,5 тонны, даже не 5. Союза с его 6+ тоннами тут нету >__<.. Формула Циолковского против. Но тема разработок возвращаемого аппарата и ракетопланов цветёт и пахнет. Ракетопланы - Туполеву. Спускачи - Тихонравову и Мясищеву - второму ещё крылатики разрабатывать.

Дальше имеется забавная коллизия тем. Интересных и флудогонных. А именно - крылатики vs баллистики, и БОЛЬШАЯ ракета.

Изменено пользователем chameleon

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Поток сознания хлещет дальше. Потом руки дойдут, сведу всё в нормальный вид, с иллюстрациями и таблицами :)

= = =

Сколько нам открытий чудных...

Вот например, проект Горизонт. Малый спутник на платформе МС, точнее, доработанной МС-С - главной новинкой которой было электропитание от солнечных батарей. Меньше полутонны весом, что дало возможность вывести его на стационарную орбиту запуском всего лишь семёрки. Вообще говоря, там было несколько вариантов выведения - например, с использованием тяжёлого блока Л, использовавшегося для запусков межпланетных аппаратов - но однократный запуск его двигателя и большой вес не позволял вытащить на стационар более 100 кг. Доразгон собственным двигателем требовал очень серьёзной переработки спутника, что не позволяли сроки... В результате был реализован вариант с апогейным доразгонным блоком, когда на высокоэллиптическую орбиту спутник и РБ выводятся третьей ступенью, а уже наверху, в 36 тысячах км от Земли, эллипс орбиты округляется и поворачивается одним импульсом. Просто такая конфигурация давала - из-за не слишком высокого импульса разгонника - увеличение полезного груза у цели примерно на 10%... Работа была выполнена вполне в срок, и в 62-м первый испытательный образец Горизонта вышел на стационарную орбиту, отстав на месяц от заокеанского конкурента СинКом-1.

Межпланетными миссиями, в-основном - лунными, можно было заслуженно гордиться. Луна-1 в 58-м, 2 в 59-м, 3 и 4 в 60-м... Келдыш радовался как ребёнок. Янгель, впрочем, тоже - выделенные в отдельную команду асы-межпланетники потирали лапки и готовили новые межпланетные проекты. Королёвское предложение "запульнуть чего-нибудь к Марсу в 60-м и Венере в 61-м" после долгих колебаний и консультаций было отвёргнуто Янгелем сотоварищи - наземная инфраструктура к работе на сверхдальних расстояниях готова не была, что сводило выгоды от успеха к нулю, да и успех был не стопроцентен - от идеи до первого пуска должно было пройти всего полгода, и это при общей загрузке подразделений НИИ-88.

Первые настоящие межпланетные миссии было решено готовить на 62-й. Два полноценных аппарата в каждую сторону, под тяжёлый разгонник Л, по тонне каждый, с телефотометрами и прочими радостями жизни. И что-то же близкое к ним - к Луне. А туполевские серийные спутники натолкнули на идею - подготовить общую, можно сказать, единую платформу...

Единая платформа не получилась - слишком разные условия были у Марса, Земли и Луны. Но что-то общее в аппаратах прослеживалось.

Особенностью местного блока Л и апогейного А - да и третьей ступени семёрки - являлось использование долгохранимого топлива - после проблем с клиновоздушным кислородником второй ступени РД-106 товарищ Глушко несколько охладел к идее кислорода как окислителя, а товарищ Исаев к этой теме и не обращался.

Но если в двигателе третьей ступени выжимали эффективность, то для обеспечения надёжного запуска двигателя четвёртой - он же тормозной двигатель возвращаемых спутников - пришлось немного пожертвовать импульсом.

В результате межпланетные аппараты успешно улетали в сторону планет. Ошибки блоков Л и А по причине двигателей за всё время их работы можно пересчитать по пальцам одной руки - всего один раз этот двигатель рванул, похоронив на орбите потенциальную Луну-5.

Возвращаемый спутник, он же - фоторазведчик Зенит, он же - корабль Восток, он же проекты 1К-2К-3К - как и в нашей истории, начал свой путь в 57-м, с исследований на тему возвращения с орбиты. После исследований и т.п. были получены два забавных пути - быстрый и удобный. Быстрый, с использованием сферического СА, и удобный, с крылатым аппаратом управляемого спуска. Первый разрабатывался Тихонравовым, второй - Мясищевым.

С чувством, с толком, с расстановкой, объекты 1К и 3К(Зенит 2К так же, как и в ТР, отстал из-за разведывательной аппаратуры) вышли на испытания в 60-м. Юрий Гагарин так же на месяц опередил суборбитальный прыжок Шепарда...

А вот с Зенитом был затык. Точнее, не то, чтобы затык... В одну щель попытались пролезть очень похожие по типу и задачам М-48 и 2К. По сути, крылатик Мясищева по космическому оборудованию был полной копией Востока и Зенита, отличаясь только многоразовостью и меньшими раза в два перегрузками на спуске, но взамен требовал участия пилота при посадке. А готовы они были оба к концу 62-го... Впрочем, Зенит пару раз таки слетал. Но потом все Востоковые и Зенитные задачи пересели на "Зарю". Та же семёрка, тот же груз... И регулярные полёты лётчиков "космической эскадрильи". "Гагарин был первым, героем, испытателем - а мы просто работаем".

Неосмотренными остались четыре темы. Челомей сотоварищи - а что, он успешно занимается крылатыми ракетами малой дальности для флота. Своя ниша, хоть и небольшая. А сын Хрущева здесь ЧСВН.

Остались тема большой ракеты... И Луна. Ну, и ещё тот самый HTOHL.

Тема большой ракеты и дальних полётов - тяжёлый межпланетный корабль, облететь Луну-Марс-Венеру - поднялись и тут. А как же без них, при неудержимом полёте фантазии и кружении голов от первых побед.

Здесь нюанс забавный - ну нет здесь даже таких двигателей, на каких в нашей реальности учились двигателестроители. Пределом тяги на одну камеру остаётся 25 тонн - и это военный азотный двигатель для баллисты средней дальности товарища Исаева. Пределом кислородных камер остаётся - по исключительным причинам - что-то вроде десяти тонн, именно из таких набирали Клин.

Естественно, 100 тонн на камеру, что прикидывал тащ Глушко в 58-м, и тем более 150, что он же и тащ Кузнецов взялись делать в 60-м - здесь недостижимая мечта. Даже РД-111 с его почти полустами тоннами тяги на камеру, чересчур далёк от текущих возможностей. Нет, форсажные прямоточные камеры никуда не делись - но их пределом является пятикратное усиление ЖРД.

Каким же может получиться местная Н-1 и местный ТМК? От этого вопроса зависит ответ на вопрос про Луну.

Ну и местные многоразовики... Как бы не крутились, как бы изгалялись над летающей лабораторией, но всё одно - многоразовый HTOHL получается очень хреновым многоступенчатым, и никак не получается одноступенчатым на обычной технике. Может быть, получится многоразовый VTOHL - взлетаем вертикально, садимся горизонтально - но тут тоже в одну ступень не уложится, да и в две сложновато.

Вообще, некоторые преимущества давали ядерные двигатели. ЯРД стоял даже в планах, в 58-м насчитали аж три проекта МБР с ним. Ядерную семёрку, одноступ и суперракету - гибрид оченьмногодвигательной первой ступени Н-1 и пачкой ЯРДов на второй. Правда, считался опасным радиоактивный выхлоп твёрдофазника...

Но в ТР потом товарищ Королёв принял решение обойтись пока ЖРД, благо их мощи вроде бы как хватало... А здесь? Жрд+ВРд, как и работаем? А ведь ещё вояки и моряки понемногу ракеты на твёрдом топливе получают, и Туполев Бычка сделал, правда, по той же эжекторной схеме.

Выход здесь запрятан в самой идее клиновоздушного двигателя. А если быть точным, то в его клиновом варианте, когда вместо одной кольцевой камеры сгорания вокруг основания клина размещают большое количество небольших цилиндрических или прямоугольных камер - причём нужно как минимум три, но лучше 4, 6, 16 и более. В идеале - одна большая коническая КС, но чем больше камера - тем сложнее её делать.

А конус центрального тела можно охлаждать, например, используя абляционное покрытие - и делать его многоразовым :) .

В двигателе семёрки КС нужно было штук 10, учитывая достигнутую тягу камеры в 8 тонн - и необходимую общую максимальную тонн в 70. Возьмём те же камеры, поставим их 16 штук - имеем КРД на 144-160 тонн. Имеем аналог РД-111-го. Ставим три с лишним десятка камер... 32 штуки - 288-320 тонн тяги. Три таких движка эквивалентны 6-ти Рд-253 ака первая ступень Протона... Это если без форсажных камер.

Блин. Опять семёрка. Пересчёты движков дают возможность забить на боковые дополнительные модули РЭС, и обойтись исключительно прямоточной форсажной камерой для КРД второй ступени. Ешё б - при менее сотни тонн стартового веса - и 70 тоннах веса второй ступени при переходе с прямоточной на ракетную стадию, что даёт не менее 70 тонн тяги чистого жрд... и даже особый форсаж внизу не нужен. Всего-то раза в 2-2,5 - это норма. Короче, здесь вполне бы хватило обычного РД-108... если бы это сцуко имелось. Но у нас нет 20-ти-тонных КС на ЖК-Керосине! У нас только 8-тонные...РД-107 и предшественникиПосему - тема Клин.

Берём удвоенный по тяге Клин - итого 150 тонн - 16+ камер. На кислороде. Параллельно выводим второй вариант - на гидразине, для военных ракет - жк всё ж не очень хорош. РП-7Д, долгохранимая - малость подороже, но...

Так вот, имеем движок в 150 тонн вакуумной тяги - и 300-450 тонн на форсаже у поверхности. На фоне атласовых однокамерных ЖРД в 150 тонн - ух и ах. При стандартной доле ПГ в 4% и стартовой тяговооружённости в 1,35-1,5... Та-дам - примерно 10 тонн на орбите. Ну, от 8 до 13. Расширяем Клин. Допустим, тонн до 300-т. Тогда форсаж даёт 600-900 тонн - и 15-30 тонн на орбите. Правда, есть нюанс - прожигать целиком 300-тонники негде. 150-тонники ещё можно - если со стендами та же история, что и в нашей истории. Вот тут не факт во-первых.

С пакетированием, конечно, интересно... Но широкое дно Н-1 с десятками обычных движков здесь не появится :grin: ! Да и пакет особо не соберёшь - выхлопы рядом стоящих КРД да в вакууме... Прижимать друг-друга будут :( Эффективность ниже, вдобавок неплановые нагрузки на разрыв блоков. Неудобно.

Так вот, новая тема ракет - больших ракет - под всякие полезности вроде Луны и станций - пойдёт линейкой. Не унифицированные блоки, о чём вы? Разные ракеты. Совсем.

Отдельные ракеты. Н-1 - двигатель-150, 10(15) тонн на орбите. Н-2 - двигатель-300, 20(30) тонн. Н-3(хотелка промежуточная) - двигатель-600, 40(60) тонн. Н-4(хотелка главная) - двигатель-1200, 80(120) тонн.

Тут, хоть и хочется разом 80 тонн - и айда к Марсу - не выйдет. Нужно понемногу, помаленьку... Стыковку вспомнить, может, обойдёмся меньшими блоками. Зато есть куда Восток-Ж, почти он же - Север 5К, и чуть попозже - Союз 7К - приткнуть. И прочие интересные проекты, которые не умещаются на надёжную, полезную, но уже маленькую семёрку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас