Протестантская Польша


16 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Эхо выступлений Лютера и религиозные «новшества» быстро достигли Польши благодаря немецкому населению городов и молодежи, обучавшейся в немецких университетах. Лютеранство получает распространение уже после 1520 г., а в 1522 г. издается королевский эдикт, направленный против реформирования костелов. После 1540 г. популярность завоевывает кальвинизм, в первую очередь в шляхетской среде. Наиболее широкое распространение кальвинизм получил в Литве, где он пользовался покровительством могущественного рода Радзивиллов. Переходя в протестантизм, шляхта переделывала католические церкви в протестантские, а местное население фактически не могло выбирать вероисповедание.

Быстрое распространение реформации только отчасти было связано с кризисом религиозных убеждений. Гораздо чаще от католицизма отворачивались по причине его глубочайшего упадка, а распространение идей гуманизма еще более обнажило низкий уровень культуры католического клира. Высшее духовенство вело светский образ жизни, с небрежением относясь к своим церковным обязанностям. Шляхта неодобрительно смотрела на налоговые льготы католической церкви. Всем вероисповеданиям в начале XVI в. был присущ антиклерикализм; многие представители епископата, бывшие в большей степени гуманистами и политиками, чем духовными лицами, способствовали своим образом жизни и взглядами распространению протестантских тенденций. Шляхетская реформация, в свою очередь, была явлением поверхностным, не имела под собой серьезного теологического фундамента. И именно это считается причиной того, почему многие представители шляхты возвращались в лоно католицизма. На общеевропейском фоне была особенно удивительной незначительная эмоциональная вовлеченность в религиозные дела, в Польше отсутствовала открытая религиозная конфронтация. Реформация была тесно связана с движением, выступавшим за «экзекуцию прав», для которого сотрудничество с католиками было вещью нормальной.

Такие протестанты, как Рафал Лещинский, Иероним Оссолинский или Миколай Сеницкий, были в середине XVI в. предводителями посольской избы, выступавшей за реформирование Речи Посполитой. Они боролись и за создание независимой от Рима национальной церкви. Протестанты-экзекуционисты выступали против магнатов или сторонников сильной королевской власти, но не католиков как таковых. Шляхта защищала Речь Посполитую, а в ней — свое право на религиозную свободу; свобода же как высшая ценность принималась всеми. Поэтому не исполнялись королевские эдикты (например, 1551 г.), и шляхта всех религиозных ориентации поддержала в 1563—1565 гг. отмену права церковных судов принимать решения по светским делам. Католики выступали категорически против преследований на религиозной почве, понимая, что если начать с плебеев, то дело скоро дойдет и до шляхты. Поэтому продолжались ожесточенные дискуссии, доходило даже до острого противостояния, но религия так и не стала ареной насильственной борьбы. Общее дело, каким было государство, в достаточной степени поглощало внимание шляхты; ее материальное положение, в свою очередь, не способствовало распространению радикальных настроений. Необходимо также отметить, что реформация шла «снизу».

Власть ей не противодействовала, но также не могла воспользоваться ею в своих интересах. Речь По-сполитая осуществила секуляризацию Тевтонского ордена и заключила вечный мир с Турцией; принимала наиболее радикально настроенные диссидентские группы и обеспечивала сосуществование всем известным вероисповеданиям. Отсутствие преследований за веру могло шокировать современников, но для польской шляхты это было поводом гордиться и чувствовать собственное превосходство.

Возникает вопрос, мог ли протестантизм укрепиться в Польше, напрмер при активном содействиии Сигизмунда II Августа. Какие могли быть мотивы и какаую можно придумать развилку? Потенциальные претензии Польши на короны Венгрии и Чехии, и как следствие ссора с Священной Римской Империей?

Изменено пользователем Telserg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ага-в каждом шляхетском маетке будет своя секта.Запорожцы курят махорку под стенами Варшавы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Лютеранство и кальвинизм это мелко. Нету славянского размаха...

Предлагаю победу унитарианства в Польше и Литве.

Будет Речь Посполитая государством, где церковь отрицает божественность Иисуса Христа :rolleyes:

Москали их будут громить и справедливо обзывать нехристями...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Давайте и у поляков поинтересуемся. Узнаем мнение польских коллег по ФАИ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

стрёмно будет, протестанты еще более непримиримые чем католики... литва и украина будут залиты кровью по колено... или польша.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Давайте и у поляков поинтересуемся. Узнаем мнение польских коллег по ФАИ.

А есть и такие?

Ага-в каждом шляхетском маетке будет своя секта.Запорожцы курят махорку под стенами Варшавы.

В принципе да, с другой стороны король может использоватья протестанство в своих целях, а еще например, мне видиться вариант с локализацией протестантских владений в какой-нибудь части государства, и появления протестанского княжества

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Насколько помню - они как бы и почти, правда не в Великопольше, а в Литве, иезуиты еле втащили обратно в католический мир, так что развилка возможна.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

стрёмно будет, протестанты еще более непримиримые чем католики... литва и украина будут залиты кровью по колено... или польша.

А что делать? АИ, есть АИ...

Тут еще вопрос сложиться ли уния в таком случае? Хотя в Литве позиции протестантов были достаточно крепки

Изменено пользователем Арман Жан

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Небольшое кол-во новообращенной шляхты не называется крепкими позициями.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

thrary

Активно распространялось новое учение и в Великом княжестве Литовском. В 1547 году на литовский язык Мартинасом Мажвидасом был издан евангелический катехизис. Как это часто бывало, он стал вообще первой книгой на литовском языке, так что автору помимо собственно перевода пришлось создавать литовский алфавит и основные правила чтения. В 1550 году Аугсбургское исповедание принял Каунас. На какое время вся Литва стала протестантской (преобладающими конфессиями стали лютеране и реформаты), однако помимо этого здесь началась активная проповедь социнианства, что, во многом облегчило задачи Контрреформации
.

Таки позиции были крепки, и в условии если этот процесс будет запущен на государтсвенном уровне, то реформация вполне может победить окончательно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Таки позиции были крепки

Там был взрывной рост примерно в течение жизни одного поколения, а потом столь же быстрое падение, считать ли такое модой или крепкими позициями - каждый решает для себя.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Там был взрывной рост примерно в течение жизни одного поколения, а потом столь же быстрое падение, считать ли такое модой или крепкими позициями - каждый решает для себя.

По крайней мере потенциал был хороший

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Речь Посполитая принимает протестантизм, а через несколько веков Максимильян Веберский пишет свой труд "Протестантская этика и дух капитализма"))))

Работающая шляхта это ПЯТЬ.)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Насколько помню - они как бы и почти, правда не в Великопольше, а в Литве, иезуиты еле втащили обратно в католический мир, так что развилка возможна.

да, примерно к 1550-м - 1560-м Вел.кн.Литовское уже было практически протестантской страной

у меня в МСВП протестантское ВКЛ сохранилось (в унии со Швецией) по причине того что в этой АИ Сигизмунд Третий оказался протестантом

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

При вильнюском дворе Сигизмунда-Августа лютеранские проповеди читали. В 1545 и 1546 юного в.кн. посетил Альберт (Прусский). Авраам Кульветис и Станислав Раполенис помогли с организацией в Кенегсберге школы/университета. 1547 в Кенегсберге вышел литовски лютеранский катехизис (куда включили букварь).

Радзивилы и Николай Черный - примерно в 1550 удалили из своих владений католических священников.

И т.д. и т.п.

Но тут каждый пан стал сам за себя, и сам трактовал веру :)

P.S.

Ну и забавное - 1568 синод протестантов Литвы обсуждает как уничтожить крепостное право - панам оно надо ???

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас