Перспективы образования в МПВ2

23 сообщения в этой теме

Опубликовано:

Попалась на глаза прекрасная обзорная статья по высшему (и частично среднему) образованию в Российской Империи (в аттаче). Что в ней особенно прекрасно - на мой взгляд достаточно чётко очерченная потребность в среднем профессиональном образовании.

Подробнее: поскольку предприятия и сооружения 19го века не требовали сложного ежеминутного обращения, а лишь сложного проектирования и, возможно, ухода, то развивалась сегрегация на инженеров и простых работяг. Последним хватало 3-4 класса образования; первые заканчивали гимназии и затем вузы. Но - укрупняющееся производство предъявляет требования к массовому недорогому специалисту, который бы занимал промежуточную ступень между инженером и работягой - наладчику, мастеру участка, итп. При постепенном расширении производства это решается естественным отбором, взрывной рост и тем более освоение новых технологий возможны только при наличии системы (пере)подготовки среднего технического персонала - ФЗУ, ПТУ, техникумы.

Для проверки этой гипотезы надо получить что:

1. Цифры по бюджету министерства образования на 1910е годы, какой-нибудь.

2. Цифры выпускников гимназий.

3. Количество поступающих в вузы.

Для подтверждения гипотезы будет достаточно, что либо траты будут на школы и вузы только, либо что п2 и п3 примерно одинаковые.

Как бороться, если оно верно. При этом не увеличивая бюджет. Сходу в голову приходят школы при фабриках и заводах - в обмен на налоговые льготы. Школа с обязанностью ученика отработать потом на производстве некоторое время за фиксированную зп либо оплатить стоимость обучения. Развитие института образовательного кредита (выяснить, что препятствовало в РеИ).

По начальному же образования ссылка на ЖЖ коллеги БашМАк:

http://bash-m-ak.livejournal.com/2058.html

как можно видеть, подрастающие поколения были достаточно грамотными. Приведённый там же состав городского населения по возрасту позволяет предположить, что мигрировали в город на заработки люди до 30 лет, т.е. к 20средним годам бОльшая часть мигрантов в город будут грамотными, и вечерние школы как явление не очень-то потребуются. Разве что семилетки для доучивания, как в РеИ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В РИ, кстати организовывались рабфаки и курсы по повышению квалификации.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Недостаточно массово, к сожалению.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Массовость - дело наживное. ФЗУ, рабфаки и различные курсы нужно законодательно прописать в Законе о промышленности (Один из "Десяти Столыпинских").

Изменено пользователем Борисыч

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ФЗУ однозначно.

Плюс нужно свести начальное образование и среднее в единую систему, чего не было. Возможность поступления в гимназию и реальное училище ограничивалась недостаточность подготовки в большинстве начальных школ. Без нормальной системы образования никаких социальных лифтов не будет.

Ну и конечно, всеобщее начально обязательно нужно вводить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

ФЗУ однозначно.

Плюс нужно свести начальное образование и среднее в единую систему, чего не было. Возможность поступления в гимназию и реальное училище ограничивалась недостаточность подготовки в большинстве начальных школ. Без нормальной системы образования никаких социальных лифтов не будет.

Ну и конечно, всеобщее начально обязательно нужно вводить.

Кстати за это военвд и мормин и в реале стояли за это горой.

Изменено пользователем Cobra

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ФЗУ однозначно.

Плюс нужно свести начальное образование и среднее в единую систему, чего не было. Возможность поступления в гимназию и реальное училище ограничивалась недостаточность подготовки в большинстве начальных школ. Без нормальной системы образования никаких социальных лифтов не будет.

Ну и конечно, всеобщее начально обязательно нужно вводить.

Кстати за это военвд и мормин и в реале стояли за это горой.

Хм. Повесить на эти ведомства нечто вроде "суворовских училищ для солдат"? чего-то предельно дешёвого и сердитого, с малым государственным коштом итп? всё меньше на бесполезные кораблики да пушечки уйдёт : )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Без суворовско-нахимовских училищ молодых офицеров, желающих служить не вырастишь, да и детей-сирот военнослужащих надо куда то пристраивать. Или в училища или на Хитров рынок

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не училища для офицеров, конечно, а нечто вроде военных дет.домов для сирот, откуда - сразу отдавать долг Родине. А потом в гражданскую жизнь. Ну или - если девочка - в сёстры милосердия в госпитали. Чтобы дёшево и сердито было.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

я и сказал что без таких училищ офицеров не вырастишь. Суворовско-нахимовское для сирот

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не училища для офицеров, конечно, а нечто вроде военных дет.домов для сирот, откуда - сразу отдавать долг Родине. А потом в гражданскую жизнь. Ну или - если девочка - в сёстры милосердия в госпитали. Чтобы дёшево и сердито было.

Кантонистов возродить?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Коллеги, выскажу ряд мыслей для обсуждения:

1. Для быстрого повышения образовательного уровня взрослого населения надо в армии вводить школы для рядовых. Минимум службы - три года, значит успеют получить началку. Для сверхсрочников уже среднее. Не знаю насколько это реал, но в "Порт Артуре" есть описание попытки создания такой "воскресной школы". А дальше не покупать атестаты, как у Борисыча в тексте, а экзамены на прапора.

2. Военные кафедры при ВУЗах обязательны. И введение НВП в гимназиях (школах).

3. Масовое женское высшее образование крайне необходимо.

4. Для нацменов срок службы четыре года, год учим русский а дальше см. 1.

5. Платное высшее образование это хорошо для бюджета , но плохо для страны. Как альтернатива для бесплатников - распределение (аналог СССР), а для платников - свобода выбора трудоустройства. Совсем прижимать привилегированные сословия смысла нет.

Изменено пользователем Беловчанин

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

1. Реал. Не школы формальные, но неграмотные служили дольше, и их за это время грамоте обучали.

2. Не уверен в качестве образования. Но можно.

3. Реал.

4. Реал с точностью до подлежащих призыву.

5. Для страны платное очень хорошо, оно окупалось менее чем за год. К тому же было значимое бесплатное образование, а также оплата образования отлично успевающим студентам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

3. Масовое женское высшее образование крайне необходимо.

А смысл?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

2. Военные кафедры при ВУЗах обязательны. И введение НВП в гимназиях (школах).

зачем?

. Для нацменов срок службы четыре года, год учим русский а дальше см. 1.

и так прием крайне ограничен.

мусульман практически не призывают.

Платное высшее образование это хорошо для бюджета , но плохо для страны. Как альтернатива для бесплатников - распределение (аналог СССР), а для платников - свобода выбора трудоустройства.

зачем?

РИ--правовое государство.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

зачем? РИ--правовое государство

а чего тут неправового? отучился - отработай, вполне практикуется и сейчас в правовых государствах

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ну если есть контракт, то как бы и так все едут.

если какая фирма оплатила обучение, то и вопросов нет.

А так высшее платное. а бесплатное для особо одаренных и бедных.

стипендии есть.

не вижу проблем

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Коллега Кобра, женское образование, по-моему, весьма отвлекает от дурных мыслей. Если в сегодняшнем реале, сидя дома и не работая, прекрасная половина от скуки додумывается только до необходимости развестись (при наличии детей и мужа) или до предания всем видам порока (если еще не замужем и сидит на папиной шее), то в начале века это нигилизм, социализм, феминизм - оно нам надо? :agree:

Коллега Женя, именно что не для страны - а для бюджета. Сколько способной молодежи (твердых хорошистов) не потянут плату за ВУЗ? Потеря новых Ломоносовых нам нужна? Тут предпочтительне не опыт СССР а , как ни странно, РФии. Вот только правильно организовать все , тут думать надо. :)

Коллега Визард, с недавних пор из всей моей библиотеки настольная книга одна - Головин "Наука о войне". Острая нехватка офицеров в армии и невозможность их быстрой подготовки в реалиях Российской Империи заставляют искать выход. В данном случае послевоенный опыт СССР вполне уместен. Второй нюанс у Головина это разрыв между "амбюске" интеллегенцией и армией, будем преодолевать по рецепту указанному автором. С нацменами еще проще. Коллега Борисыч провозгласил всеобщее равенство в стране - значит все равны в обязанности умереть на войне. Но чтобы суметь умереть надо уметь понять команду "в атаку". У того же Головина есть вывод что пока у всех россов гибли лучшие и накапливалась усталость от войны приведшая к революции, всякие фины, поляки, туркестанцы и иже с ними готовились бунтовать. Так что служат все и Дикая дивизия в ПМВ тому лучший пример.

С мусульманами еще такая мысль в области образования.

Необходимо всячески поддерживать Исмаил-бея Гаспринского и Мусу Багиева. Почитайте про джадидизм конца 19 начала 20 века в Российской империи и их проекты реформирования медресе и перевода Корана на национальные языки. К примеру, Крывелев "История религий" Т2.

И, по ходу, надо такого Гаспринсконго для РПЦ и церковно-приходских школ найти

Изменено пользователем Беловчанин

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега Женя, именно что не для страны - а для бюджета. Сколько способной молодежи (твердых хорошистов) не потянут плату за ВУЗ? Потеря новых Ломоносовых нам нужна? Тут предпочтительне не опыт СССР а , как ни странно, РФии. Вот только правильно организовать все , тут думать надо.

Ничего не смог понять. Сформулируйте тезис и его логическое обоснование яснее, плиз.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Формулирую четче, пытаюсь

1. Деньги на образование идут или из госбюджета или со студентов. Если деньги из госбюджета то их необходимо перекрыть налогам поступившими в бюджет. Если деньги идут со студентов то налоги тратятся на другие цели. Любой бюджет стремится расходы минимизировать или совсем избежать их.

2. Теперь представим сколько инженеров предстоит подготовить в ближайшие пятилетки - однозначно много, больше чем в реале. Где взять студентов? Борисыч снимает ограничения на поступление в ВУЗы - прекрасно! Вузы при поддержке промышленников готовы всех принять. А сколько молодых людей сможет проучится 5 лет без посторонней поддержки? У большинства родители явно не богатые и не смогут платить за обучение. Даже прокормить ребенка студента уже трудно для крестьян и рабочих. Да сколько примеров из реальной истории начала века когда талантливые молодые люди не могли продолжить образование по финансовым причинам. Хотите примеры, пожалуйста - революционер С.М. Киров и конструктор минзага "Краб" Налетов. Не получит страна своих инженеров, не будет необходимых темпов индустриализации.

СССР не зря ввел в послевоенный период бесплатное высшее образование, хотя рвался в космос и к коммунизму. Довоенное платное высшее образование похоже не решило проблем подготовки кадров, опыт был утчтен.

3. В современной России была хорошая задумка - снять часть нагрузки с госбюджета за счет частичного введения платного образования. Мы поступим также - ряд вузов или факультетов оставим платными пусть учатся дети привелегированных сословий, попутно и проблемму социальной несовместимости частично решим. Не надо забывать про конфликты с мажорами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Давайте попробую переформулировать:

1. Количество студентов будет больше. Да, согласен. На десятки процентов. Первые десятки. 12%. 15%. Не более того. Не хватает внятной профессуры потому что.

2. Среди "новодобавленных" будет ниже процент "богатых" и выше процент "бедных" студентов. Потому что все богатые уже учатся. Спорно - в смысле утверждение достаточно умозрительное, но пусть так.

3. Чтобы "бедные" смогли доучиться, надо не забыть повысить количество стипендий за успеваемость, которые были в реале, несколько более, чем повысить количество мест в вузах.

В деньгах это - первые десятки процентов стипендиальных денег для первых десятков процентов новопришедших студентов. Т.е. 2-3% от всех стипендий. Которые меньшая часть вузовского содержания, которое менее трат на начальные школы. Т.е. это порядка 0,1-0,15% от бюджета министерства образования. В общем не стоящая упоминания мелочь, сделают и без нас : )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Колебания во взглядах на образование туземцев в Туркестанском крае (история)

КАУФМАНСКИЙ СБОРНИК

ИЗДАННЫЙ В ПАМЯТЬ 25 ЛЕТ, ИСТЕКШИХ СО ДНЯ СМЕРТИ ПОКОРИТЕЛЯ И УСТРОИТЕЛЯ ТУРКЕСТАНСКАГО КРАЯ ГЕНЕРАЛ-АДЪЮТАНТА

К. П. ФОН-КАУФМАНА I-го

Типо-литография Т-ва И. Н. КУШНЕРЕВ и Ко Пименовская ул., с. д.

МОСКВА 1910.

Колебания во взглядах на образование туземцев в Туркестанском крае.

(хронологическая справка)

В широкий план перваго туркестанскаго генерал-губернатора, генерал-адъютанта К. П. фон-Кауфмана по устроению Туркестанскаго края входили и заботы его о русском образовании туземцев. К этому трудному и сложному вопросу покойный генерал отнесся с полным вниманием и осторожностью. Не будучи надлежащим образом осведомлен о современном ему положении туземных школ (мактабы и мадрасы) и о действительном влиянии их на туземное население, покойный устроитель края, отчасти по указанному недоразумению, а отчасти и по недостатку лиц, хорошо осведомленных с этим специальным вопросом,1 решил на первых порах игнорировать упомянутыя туземныя школы, в предположении, что эти школы, как остаток давней мусульманской старины, не жизнеспособны и потому сами собою замрут, не имея в себе необходимых элементов для дальнейшаго развития. Во внутреннюю силу мусульманства покойный генерал-губернатор не верил, отчасти под влиянием господствовавшаго тогда представления о Турции, как о больном организме, и считал вообще мусульманскую культуру отжившею свой век и неспособною к пробуждению и дальнейшему прогрессу. Придавая значение только европейскому образованию, он верил только в это образование и, как убежденный русский администратор, имевший уже административный опыт по своей службе в северо-западном крае, в котором он отстаивал русския образовательныя и школьныя идеи от польской пропаганды, он и в Туркестанском крае был намерен держаться обрусительной политики при посредстве русской школы. В этих соображениях покойный генерал-губернатор, представляя косность мусульманскаго образования, не надеялся на проведение своего русско-государственнаго взгляда в среду туземцев через туземныя мусульманския школы. В то же время он знал, что в Туркестанском крае существует многочисленное киргизское население, составляющее самостоятельную этнографическую группу, которая, хотя и близка сартам и татарам по происхождению и языку, но еще не забита одностороннею, исключительно религиозною мусульманскою школьною мудростью и потому жизнеспособна и восприимчива в отношении образования. Поэтому он решил сосредоточить все свое просвещенное внимание на устройстве в Туркестанском крае русских школ именно для детей киргизов и разсчитывал, что дети киргизов в русских школах обрусеют и примкнут к русской гражданственности, после чего узкое одностороннее мусульманство не будет уже в состоянии оказывать на них своего влияния, не соответствующаго идеям и принципам европейской цивилизации 2.

При таком взгляде на мусульманство и на киргизов, покойный генерал-губернатор находился под влиянием авторитетнаго профессора истории Востока В. В. Григорьева 3 и практическаго деятеля среди казанских инородцев Н. И. Ильминскаго. К сожалению, с Ильминским К. П. не мог войти в более подробныя объяснения по столь серьезному и сложному вопросу, а о взглядах проф. Григорьева только слышал от его бывшаго слушателя по восточному факультету А. Л. Куна, прибывшаго на службу в Туркестанский край, который сам отчетливо и основательно не представлял порученнаго ему учебнаго дела в новом крае. В министерстве народнаго просвещения к тому времени (1876 г.) также не было определенных и устойчивых взглядов на образование инородцев России. В Казани в это время только начали пробовать систему (В. В. Радлов) подготовления учителей для татарских (мусульманских) школ, но и к этой пробе относились неуверенно, а скоро и совсем разочаровались в ней. Что же касается христианской системы школьнаго образования среди крещенных инородцев, руководителем которой был Н. И. Ильминский, то она к Туркестанскому краю прямо не подходила, а на месте (в Казани) вызвала горячую полемику среди местных деятелей 4.

Неудивительно, что при таких условиях первому туркестанскому генерал-губернатору, озабоченному многочисленными и разнообразными вопросами по устроению новозавоеваннаго и еще не замиреннаго края, некогда было самостоятельно изучить в деталях вопрос об инородческом образовании в России и о применении внутренне-россииской школьной практики к туркестанской окраине. Это должен был сделать тогдашний главный инспектор училищ, г. Кун, но он ограничился только усвоением случайнаго решения генерал-губернатора относительно организации русских школ для детей киргизов: в 1879 году была учреждена в Ташкенте учительская семинария, в которой вместе с русскими должны были обучаться дети местных киргиз 5. В согласии с этим взглядом на инородческое образование в курс вновь открытой семинарии было введено обучение воспитанников ея киргизскому языку, при посредстве русской транскрипции, оправданием которой служит киргизская хрестоматия, сост. преподавателем киргизскаго языка Я. Лютшем 6 (Ташкент, 1883 г.)

При неустойчивости местных административных взглядов на образование туземцев Туркестанскаго края, препринятый опыт с обрусением киргиз скоро изменился: в 1883 было введено в курс семинарии преподавание сначала сартовскаго языка, а с 1885 г. и персидскаго. Преподавание арабскаго языка - о чем тоже хлопотали - не было разрешено, а преподавание сартовскаго и персидскаго при посредстве арабскаго алфавита окончательно установилось взамен киргизскаго языка с русской транскрипцией. Но в семинарию продолжали поступать почти исключительно киргизы, которых таким образом, вопреки прежнему проекту, обучали мусульманской письменности на сартовском и персидском языках...

19 декабря 1884 года, под влиянием новаго взгляда на русское образование туземцев, в Ташкенте была открыта первая русско-туземная школа для детей туземцев 7. Этой новой школе была указана задача - дать туземному населению гор. Ташкента (сартам) возможность обучать своих детей русской грамоте и русскому языку, в чем сарты, как торговцы, чувствовали большую потребность. При этом детям туземцев, записанным в эту школу, была предоставлена возможность изучать арабско-персидский алфавит и мусульманское вероучение.

Открытию этой школы, придавалось столь большое значение, что генерал Н. И. Гродеков 8, в присутствии котораго происходило открытие этой школы, сказал тогда почетным туземцам: "Счастлив, для вас этот день вашей жизни! Да будет же благословен и тот час, когда последовало у вас открытие этого училища!" 9 Тогдашний директор семинарии Ю. Ф. Крачковский в своей речи, сказанной на том же торжестве, сказал, что вновь открытое училище, как прототип всех других подобных училищ, является маленьким зерном, роскошные и желанные всходы котораго должны все более и более покрывать дикия духовныя пустыни и дебри и повести к слиянию Азии с Европой, к удалению нравственнаго и духовнаго застоя и к вступлению (сартов) на путь истинной культуры, истиннаго прогресса...

Несмотря на это, уже в 1886 году генерал - адъютант Н. О. Розенбах нашел нужным подтвердить начальникам областей Туркестанскаго края, что открытием русско-туземных школ он желал способствовать зарождению и укреплению русскаго духа в туземном населении и развитию его в материальном и нравственном отношениях, чтобы поставить туземцев в наиболее выгодныя условия для развития их естественных способностей, сгладить им путь, предоставив средства и все необходимыя и полезныя орудия прогресса для нравственнаго материальнаго роста. Эти школы должны были ближайшим и самым верным путем объединять бытовые и экономические интересы всех народностей Туркестанскаго края с общегосударственными и содействовать прочному и окончательному слиянию всех этих народностей с великой семьей коренного русскаго народа в нашей могущественной метрополии. Генерал Розенбах верил, что в туземцах сказалось сознание того, что русская государственная власть - родная для них власть, что русский язык должен сделаться родным их языком. В то же время он надеялся, что приютившийся в мусульманских школах сепаратизм будет лишен почвы и что русско-туземная школа поведет к слиянию с ними старых мусульманских школ. Он думал также, что при помощи новых правительственных школ можно будет установить действительный и постоянный контроль за направлением мусульманских школ вообще, делать им необходимыя указания, помогать в их нуждах, а в случае и противодействовать злонамеренным проповедникам, которые среди кочевого населения проводят обманныя идеи и неправильно истолковывают распоряжения правительственной власти 10.

Вскоре затем была учреждена должность инспектора мусульманских школ, но была скоро снова закрыта... Вера в русско-туземныя школы росла, хотя рост самых школ подвигался вперед медленно, почему новый туркестанский генерал-губернатор 11, в конце 1891 года, нашел нужным предписать губернаторам областей края, что настоящим положением русско-туземных школ довольствоваться нельзя и оставлять их в таком положении не следует. Число учащихся в каждой школе незначительно, даже в городах и кишлаках с населением в несколько тысяч человек. Ученики посещают русскую школу крайне неаккуратно, и многие, не утвердившись в знаниях, перестают учиться, когда хотят. Результаты от такого учения, за немногими исключениями, ничтожны и не соответствуют затрате значительных сумм (свыше 23.000 руб. в год), которыя расходуются на содержание туземных школ из государственнаго казначейства и из сбора с местнаго населения.

Еще большая разница во взглядах двух генерал-губернаторов на одне и те же школы усматривается из дальнейших разсуждений барона Вревскаго 12, высказавшаго в своем циркуляре: "Предполагать и надеяться, что жители Туркестанскаго края сами сознают пользу и восчувствуют удовольствие от изучения русскаго языка, от тех знаний, которыя сообщаются в русско-туземных школах, значило бы оставлять дело в обычной косности, надолго задерживать обрусение или духовное общение средне-азиатской окраины с русскою народностью и тем самым затруднять слияние этой окраины с империей. С другой стороны, привлечение туземных детей в школу только через посредство волостных управителей и аксакалов не приводит к желанной цели: дети, приступая к учению не по желанию родителей или родственников, а по внешнему понуждению, учатся неохотно, подневольно и безуспешно. Способ этот не соответствует достоинству русской школы и русскаго правительства. Настало время поставить дело так, чтобы в русской, и только в русской, школе туземцы видели носительницу и насадительницу знаний, необходимых для всякаго рода общественной службы и деятельности, чтобы знали о неприложимости к настоящему государственному и общественному строю их быта тех знаний, которыя выносятся из мадрасы и мактаба. Быт этот сам собою, силою неотразимых обстоятельств, предъявляет требования на такия знания и умения, которых не дают и не могут дать школы мусульманския. А туземцы, как и все простые люди, прежде и больше всего интересуются утилитарной стороной книжнаго учения, его приложимостью к практическим целям"... В этих соображениях ген. губернатор просил военных губернаторов принять настоятельныя меры к тому, чтобы туземцы, знающие руский язык, избирались и назначались на разныя административныя должности и службы, предпочтительно пред незнающими русскаго языка... 13

Изложенныя выше надежды и чаяния двух преемников К. П. фон-Кауфмана (генерала Розенбаха и барона Вревскаго) на обрусение туземцев Туркестанскаго края, на слияние туркестанской окраины с метрополией не оправдались: в 1892 году произошел крупный скандал среди туземцев гор. Ташкента 14, а в 1898 году вся Ферганская область была охвачена возстанием, угрожавшим спокойствию всего края... Тогда-то в первый раз и вспомнили, между прочим, о коренных туземных школах, оказавшихся не только не вымиравшими, как надеялись русские администраторы новозавоеваннаго мусульманскаго края, не признававшие мусульманскую культуру жизнеспособною. Была образована специальная комиссия в Ташкенте для выяснения вопроса о том, как на будущее время относиться к мусульманским школам в крае. Были запрошены три военные губернатора коренных областей (Сыр-Дарьинской, Самаркандской и Ферганской), и все разсуждения были сведены в главном к тому, чтобы продолжать политику невмешательства во внутреннюю жизнь мусульманских школ и придерживаться устарелых статей и положений закона. А выработку новых норм и правил по надзору и управлению этими (нужно заметить - многочисленными) 15 школами считали излишнею.

Новый инспектор (потом директор) народных училищ Сыр-Дарьинской области С. М. Граменицкий, улучшивший методу преподавания русскаго языка в русско-туземных школах и составивший для них учебники, естественно не только отстаивал status quo, но и возражал против возстановления прекращеннаго надзора за мусульманскими школами, ссылаясь на краткий опыт такой специальной инспекции в Казани и Туркестане. Как математик по образованию и русский по убеждениям, он правильно думает, что обучение детей туземцев русскому языку в русско-туземных школах имеет для них культивирующее значение, но он продолжает ошибаться, не сознавая необходимости в установлении надзора за мадрасами и мактабами, в 30-ть раз превышающими своею численностью русско-туземныя школы.

Управление Туркестанским краем генерала С. М. Духовскаго, которому выпало на долю усмирять "андиджанское возстание", не изменило существенно прежняго взгляда на отношение русской администрации края к мусульманским школам, хотя в своем всеподданнейшем докладе, составленном в 1899 году, он отчетливо изобразил значение ислама в Туркестане. Он правильно также разсуждал, что русские чиновники, состоящие в штате управления краем, обязаны иметь общее представление о верованиях, нравах и обычаях туземцев-мусульман, и с этою целью предпринял издание "Сборника материалов по мусульманству" 16. На мусульманския же школы он предполагал распространить закон 1 марта 1893 года о еврейских хедерах, в этом пункте сказалось непосредственное влияние его помощника, а затем преемника - генерала Н. А. Иванова, как лично известно автору настоящих строк. Грустную улыбку вызывает такая мера после только что пережитаго возстания, и она совсем не вяжется с другими серьезными мероприятиями, изложенными в том же докладе.

При генерале Н. Н. Тевяшеве также не обращалось внимания на мусульманския школы, а была возбуждена переписка о распространении среди киргиз аульных школ по образцу таковых школ в Ханской ставке Астраханской губернии 17. Одновременно с этим в 1905 году была собрана особая комиссия в министерстве народнаго просвещения по вопросам образования восточных инородцев, под председательством члена совета министра А. С. Будиловича, которая выработала общия правила для начальнаго образования детей инородцев разных племен и религий 18; но правила этой комиссии не были введены в действие, по искусственному протесту инородцев-мусульман, и подверглись пересмотру в другой комиссии, созванной также при министерстве в 1907 году. К инородческим школам Туркестанскаго края правила означенной комиссии не применялись, и вопрос как об образовании детей туземцев в русско-туземных школах, так и о надзоре за мусульманскими школами оставался в прежнем положении. Но жизнь туземцев не стояла, а развивалась и поддавалась влияниям не только естественным, но и искусственным. Под последним я разумею начавшееся давно, с 70-х годов прошлаго столетия, но не замеченное русскими администраторами пробуждение передовой части российских татар, которые решили завладеть туземной школой (мактабы и мадрасы) и дать ей свое направление. Под влиянием и прикрытием политических "свобод", передовые татары стали издавать газеты, учебники, брошюры, организовали разныя просветительныя и благотворительныя общества 19 и, наконец, открыли в разных местах России и в Туркестанском крае так называемые "новометодные" мактабы, которые открывались без разрешения подлежащих властей и существовали вне всякаго надзора со стороны учебнаго начальства, как во внутренней России, так и у нас, в Туркестанском крае. Между тем движение, по внешнему виду только образовательное, стало принимать формы политическаго, панисламскаго характера. Тогда только было обращено внимание на это движение в Ташкенте, в связи с несомненным характером пропаганды политической, и при окружном штабе туркестанскаго военнаго округа, в конце 1908 года, была образована особая комиссия, на заседаниях которой был затронут и вопрос о старых мусульманских школах края, при чем представители учебнаго ведомства разделились в своих взглядах на этот безспорный вопрос 20. Затем, по предложению генерал-губернатора, в управлении местными учебными заведениями были выработаны новыя правила по надзору за мактабами и мадрасами и отправлены в министерство, которыя до сих пор не санкционированы.

В 1909 году прибыл в край новый генерал-губернатор, генерал А. В. Самсонов, который обратил серьезное внимание на постановку образования туземцев края и подверг этот вопрос сначала личному обсуждению, и в приказе по учебному ведомству от 8 августа того же года, по поводу некоторых дефектов в деятельности русско-туземных школ Ферганской области, писал: "Русския и русско-туземныя училища, являясь разсадниками русскаго просвещения и проводниками русской культуры в новозавоеванном Туркестанском крае, должны вместе с тем служить первым и верным средством к сближению туземцев с русским народом и русским государством. Поэтому учителя, руководящие этими школами, должны проникнуться сознанием важности возложеннаго на них правительством учебно-воспитательнаго дела и употребить все усилия к поддержанию учебнаго дела во вверенных им школах на высоте, соответствующей важности государственной задачи, осуществляемой этими школами. Они должны убежденно относиться к своему учительскому назначению, усердно выполнять лежащия на них преподавательския обязанности, заботясь в то же время о привлечении во вверенныя им училища возможно большаго числа детей, как русских, так особенно туземцев. При фактическом выполнении школьной программы народные учителя должны заботиться о развитии в учащихся не только умственных способностей, но и нравственных качеств, о воспитании детей вообще, в широком смысле слова. В этом последнем отношении народные учителя в школах обязаны подавать пример личным своим поведением не только детям, но и всему населению данной местности. Являясь почти единственными представителями русской образованности, учителя русских и русско-туземных школ на своих уроках обязаны стремиться к закреплению в умах и сердцах детей туземцев мысли о величии и могуществе России, принявшей под свое покровительство малокультурный, но многообещающий Туркестанский край, который пользуется внешним спокойствием и материальным благосостоянием"...21 В виду важности вопроса о народном образовании в Туркестанском крае, новый главный начальник края просил инспекторов народных училищ усилить наблюдение за низшими школами края, указывать и исправлять недостатки, замеченные в школьном деле, и побуждать учителей относиться к своим обязанностям не формально, но по сознанию лежащаго на них нравственнаго и служебнаго долга.

В созванной затем комиссии 22 вопрос о туземном образовании обсуждался в более широкой программе, при чем директор народных училищ отстаивал свою точку зрения на русско-туземныя школы, в курсе которых было предложено расширить программу туземнаго класса, что и было выполнено в начале 1910 года подкомиссией с участием туземных представителей. О надзоре за мактабами и мадрасами подкомиссия не разсуждала, и будет жаль, если этот центральный вопрос останется неразрешенным, ибо жизнь мусульман не стоит в одном положении, а движется вперед. Для русскаго правительства не должно быть безразлично, в каком направлении продолжается это движение. Я с своей стороны могу только указать, что мусульманския школы, предоставленныя самим себе, продолжали жить и расширяться, а одушевляющий их ислам крепнет и предъявляет христианскому меру свою силу в форме открытаго перехода христиан в ислам. В газете "Каспий" недавно была напечатана выдержка из немецкаго журнала с добавлениями мусульманина Везирбея в следующих выражениях:

"Если ислам достиг расцвета во времена халифов внешним путем завоеваний, то успехи его распространения в настоящее время являются результатом интеллектуальной работы и духовной эволюции. Насколько сильно повсеместное распространение ислама, видно из статьи в № 47 немецкаго журнала "Ueber Land und Meer", которую мы приводим с дополнениями г. Везирбея в газ. "Каспий".

"В Германии ислам имеет передового борца в лице германскаго уроженца Мухаммед-Адиль-Шмица-де-Мулэн, который после долгаго пребывания на Востоке, в качестве инженера, женился на мусульманке и принял ислам. Он написал в защиту ислама труды: "Ислам", "В гареме" и "Стамбул", т. е. город веры, в которых он указывает, что ислам ближе стоит к идеям христианства, чем т. н. "христианский мир", со своей погоней за наживой и наслаждениями, с нищетой, бедствиями и пороками.

"Вслед за Мухаммедом-де-Мулэн весьма видными распространителями ислама являются Елена Фолау и ея муж Омар-Рашид-Бей в Мюнхене.

"Во Франции недавно образовалось общество под названием: "Мусульманское братство", в котором принимает горячее участие г-жа Азиз-де-Рошельрун, недавно принявшая ислам.

"Под ея же редакцией на французском языке издается журнал "Обозрение Востока", цель котораго - ознакомление французов с исламом и содействие культурному развитию мусульман.

"Более значительные успехи ислам делает в англо-саксонском мире, где возникла в течение последних 10 лет масса мусульманских обществ в среде жителей британских островов и английских колоний. Ими выстроены великолепныя мечети в Лондоне, Ливерпуле и многих других городах, основаны мусульманския духовныя учреждения, детские воспитательные дома; издаются периодическия издания, газеты, журналы; открываются школы, организуются общества и союзы, так, например: детский приют "Медина", "Братство Ислама", "Братство полумесяца" и "Панисламское общество". Последнее является центральным союзом английских мусульман; цель его - содействие религиозным и социальным интересам мусульман и развитие в мусульманском мире борьбы против заблуждения и непонимания ислама.

"Самым видным представителем новаго мусульманскаго движения в Англии является прис. пов. Мухаммед-Абдулла-аль-Мамун-Сахраварди, индиец по происхождению. Он написал на английском языке "Изречения Магомета", "Начала мусульманской юриспруденции", "Начала мусульманской теологии", "Шекспир и восточная литература", "Терпимость в исламе".

"Из англичан высшаго общества, принявших ислам, назовем наиболее видных: лорда Стэнли оф-Альдерлея, депутата верхней палаты Паркинсона, адвоката Ле-Мезорье, А. Браунинга, Калита Шендрека, М. Леона.

"Видными последовательницами ислама являются англичанки: композиторша Дельбаст, художница А. Шлорнет. Но особеннаго внимания заслуживает г-жа Кваллеам, принявшая ислам со взрослыми дочерьми и сыновьями, из коих один - Ахмед Кваллеам-бей - турецкий консул в Ливерпуле, другой Сейки Кваллеам-бей - шейх-уль-ислам всех английских мусульман. По его стараниям издаются журналы: "The Crescend", "The Islam World". Он же написал массу книг: "Этюды Ислама", "Вера Ислама", "Фанатики и фанатизм" и т. д.

"Не менее значительны успехи ислама в Америке. Глава американских мусульман, шейх-уль-ислам Мухаммед Александр Руффель-Вебб, посвятил свою жизнь, силу и капиталы на пропаганду ислама в Америке. Он читает лекции, издает книги, в которых знакомит американцев с мусульманством; с этою же целью он издает весьма распространенную газету "The Muslim World".

"Число последователей ислама быстро возрастает и в силу этого в Нью-Йорке строится мечеть.

"За последнее время Австралия также обнаруживает большой интерес к мусульманству.

"Таковы результаты духовнаго влияния ислама в христианских странах".

К этому нужно прибавить, что и в нашем православном отечестве в последнее пятилетие ислам проявил если не силу, то во всяком случае необыкновенную энергию к обнаружению своей внутренней силы: десятки тысяч прежде крещеных инородцев обратно перешли в ислам; много инородцев-язычников вновь завербованы исламом и, - что особенно печально, - некоторые коренные русские люди принимают ислам, чему были примеры и в Туркестанском крае... Я боюсь быть плохим предсказателем, но думаю, что модные примеры перехода христиан и христианок в мусульманство в Западной Европе и Америке могут соблазнить, пожалуй, и каких-нибудь русских кавалеров и дам, когда в Петербурге будет окончена постройкой обширная и красивая татарская мечеть... Преосвященный ректор Казанской духовной академии, епископ Алексий, недавно участвовавший в комиссии, под председательством гофмейстера А. Н. Харузина, образованной при министерстве внутренних дел, для выяснения положения инородческаго населения в поволжском крае в культурном отношении, в своем докладе, представленном в комиссию, отстаивал то положение, что было бы большой ошибкой полагать, будто ислам дремлет, и что близок час его предсмертной агонии. Влияние Магомета на его последователей, как было, так и остается могучим, выдвигая время от времени из среды их целыя толпы вдохновенных проповедников ислама, сильных сознанием своего религиознаго единства, которые с дикой энергией стараются противодействовать распространению христианства и начал его культуры в Африке, в Азии и у нас в России. Такое именно пробуждение мусульманства наблюдается в последния 25 - 30 лет. Можно не соглашаться относительно размеров этого явления, и принципов, на которых оно развивается и проч., но самаго факта отрицать нельзя. "Мусульманский мир, говорит один из современных мусульманских публицистов, Ахмед-бек-Агаев, - идет по пути преобразовавания. Кто не признает этой истины, кто не соглашается с ней, - тот слеп. Всюду и идеи, и политическия партия сменяются новыми идеями, новыми партиями. Почему же один ислам мог бы избежать этого закона? Почему он должен оставаться без изменения? От Китая до Марокко, от Каира до Уфы ислам находится в движении. Период невежества сменяется эпохой просвещения, угнетение и произвол уступают свое место свободе и справедливости. Мусульмане всего мира должны воспользоваться этим моментом: от этого зависит судьба их религии: или - возрождение, или полное разрушение". Другой мусульманский публицист, известный поборник идей панисламизма, Измаил Гаспринский, в своем органе (Возрождение) обращается ко всему мусульманскому миру с таким патетическим вопросом. "Мусульманский мир существуешь ли ты? Конечно, ты существуешь. Желаешь ли ты пробудиться и прогрессировать? Без сомнения, ты желаешь этого. Стремишься ли ты к цивилизации, жизни, долгоденствию? Да, ты стремишься ко всему этому, потому что от тебя требуют этого человечество и ислам. Религиозный и социальный долг мусульман всего света требует от них помощи всеми зависящими от них средствами созыву конгресса (всемирный мусульманский конгресс в Каире). Откликнитесь на призыв, апостолы блага и реформы!". В России это движение охватило все 30-тимиллионное мусульманское население: оно замечается в сильной степени на Кавказе, в Крыму, в Волжско-Камском районе и в некоторых городах, напр., в Одессе 23. Заграничными газетами в свое время было замечено, что в связи с движением в среде русских мусульман находилось и то обстоятельство, что Турция в 1907 г. сосредоточила свои войска на кавказской границе. Но чтобы дать надлежащую оценку изучаемому движению, вполне его понять и определить его историческое значение, необходимо знать те принципы, около которых оно сосредоточивается, те идеи, которыми вдохновляются главные деятели и которыя они усиливаются привить сознанию народной массы мусульман, далее - самих этих деятелей, чтобы знать, в какия руки попало такое огромной важности дело, и, наконец, с какими практическими последствиями для общественно-политической жизни России соединяется изучаемое явление... Главный принцип, около котораго оно сосредоточивается, составляет душу его, - это объединение всего мусульманскаго мира под эгидой Турции, т. е. панисламизм... Выдающиеся турецкие и русские мусульманские публицисты в последнее время усиленно занимаются "открытием" племен, принадлежащих к одной с ними расе, чтобы присоединить их к обще-мусульманской федерации. Как на средство к достижению объединения всех мусульман, указывается на образование, которое должно быть религиозным и светским 24. Гаспринский советует учредить особое общество для объединения всех мусульман и сближения с Турцией, именно в Каире и Константинополе. Ахмед-бек Агаев (в Баку) в 1908 г. писал, что ислам некогда исчез из этого мира; теперь он снова возвращается сюда. Государственная жизнь мусульман должна быть проникнута духом пророка. Мусульманам, если они желают создать из себя всемирное мусульманское царство, нужны две вещи - армия и деньги. Соединенные единством веры и узами братской любви, мусульмане составляют армию, а деньги для содержания армии могут быть собраны в виде священной подати. Для этого необходимо возвратиться к прошлым временам и вдохновиться истинными принципами ислама, столь долгое время находившимися в забвении 25.

Так взывает мусульманский публицист, ратующий за веяния свободы и за эмансипацию мусульманских женщин и неприлично отзывающийся о покойных и живых русских деятелях, коль скоро их взгляды не совпадают с его взглядами 26. Не нужно напоминать здесь, что значит для мусульманина возвратиться к прошлым временам мусульманскаго могущества, когда война с врагами ислама была "священною войной", когда весь человеческий род делился на два враждебных лагеря и когда права христиан учитывались по особому регламенту, не допускавшему равноправия между мусульманами и кяфирами не только в суде, но и на улице, на базаре и даже в бане 27.

Чтобы затемнить русским читателям глаза, мусульманские публицисты очень усердно печатают и распространяют свои излюбленныя идеи не только в России, но и в Константинополе и даже в Париже. В обоих названных городах русскими мусульманами издаются особые еженедельные журналы, в которых они желают познакомить с своими прогрессивными задачами российских же читателей, при чем не скрывают и своих надежд на Японию. В парижском "Мусульманине" (№ 1, 1910 года) это высказано без всяких оговорок, - с уверенностью, что японцы примут ислам и примкнут к всемирному союзу мусульман 28. Тогда еще больше получит значения "Последнее слово ислама Европе", из котораго некоторыя мысли были опубликованы в Ташкенте, но не были достаточно оценены. И здесь не место повторять это 29. Нам отнюдь не следует забывать в настоящее время, что Турция ввела у себя конституцию; ея примеру последовала Персия; в соседних Бухаре и Авганистане были, по слухам, распространяемы прокламации, а в Индии внутреннее движение серьезно безпокоит английское правительство. И в Туркестане мы не можем считать себя застрахованными от подобнаго движения, в смысле панисламских вожделений, если не в скором времени, то не в отдаленном будущем. Это - мое личное убеждение, не претендующее на всеобщее признание.

Какими же средствами располагаем мы для борьбы или пока для противодействия надвигающейся грозе, именно грозе? Школы, и прежде всего школы, могут помочь нам, как правителям обширной, разноплеменной и иноверной окраины, соприкасающейся с Турцией, Персией, Бухарой, Хивой, Авганистаном, Кульджей, Кашгаром и, пожалуй, Индией 30. Новый начальник края, по примеру своих предшественников, придает особенно важное значение начальному школьному образованию, считает его важным русско-государственным делом, от надлежащей постановки котораго зависит дальнейшее культурное развитие Туркестана, а вместе с тем и мощь России, принесшей столько жертв на овладение и устроение края. Но можно ли довольствоваться в этом случае только русско-туземными школами, игнорируя гораздо более многочисленные и, несомненно, более влиятельные среди населения мактабы и мадрасы.

Другого ответа, как отрицательнаго, в этом случае быть не может и не должно. К 1 января 1909 г. во всех областях Туркестанскаго края русско-туземных школ не насчитывалось и одной лишь сотни с самым большим числом учащихся в них детей туземцев до трех тысяч 31, а мактабов считается 5543 с круглым числом учащихся в них до 70 тысяч. Кроме того, нужно иметь в виду 311 мадрас с 9 тыс. взрослых, иногда пожилых, учащихся. Я думаю, что всех старо-мусульманских школ (мактабы и мадрасы) в крае можно предполагать шесть тысяч с 80 тысячами учащихся, а может быть и более, особенно если принять в расчет незарегистрованные так называемые "ново-методные мактабы" и школы для девочек, обыкновенно учету не поддающияся. При этом соображении во всем Туркестанском крае можно считать до ста тысяч детей и взрослых обоего пола учащихся в старых мусульманских школах, на самое большое 3 тысячи мальчиков, обучающихся в русско-туземных школах. Прибавьте к этому несравнимое влияние учителей тех и других школ на туземное население: в одном случае - люди взрослые, иногда весьма ученые и авторитетные, а в другом - молодые юноши, редко взрослые и почти все русские, не могущие оказывать влияния на мусульманское население, да и не стремящиеся к этому, как почти все русские чиновники в крае.

Да простят мне соотечественники мое искренно-скорбное заключительное слово: огромное большинство нас - плохие культуртрегеры, не только не подготовленные к своей службе в иноплеменном и иноверном крае, но и не стремящиеся выходить из узкой рамки чиновников, смотрящих на службу в Туркестане, как на этап в своей служебной карьере. Особенно это замечается в последнее десятилетие, когда даже генерал-губернаторы сменяли один другого очень часто. Покойный устроитель края, К. П. фон-Кауфман, помимо своих выдающихся личных заслуг, дорог краю и своею долгой службой в нем, смертью и своею могилой: он находил для себя почетным быть похороненным в Ташкенте, так как и тут - "русская земля" и в ней "не стыдно лежать русскому человеку"...

Итак, возвращаясь к началу, скажу, что нельзя оставлять без внимания и без надзора многочисленные мусульманские мактабы и мадрасы. Пора сознаться в своей ошибке относительно их предполагавшейся нежизнеспособности и взять их в свои руки; под влиянием ошибочнаго взгляда на туземныя школы, мы не охранили киргиз от влияния сартов и татар, а в будущем можем не удержать под своим влиянием и сартов; если же мы, русские, откажемся от мусульманских школ, то оне подпадут под влияние татар и притом не тех старых татар, которых знал покойный К. П. фон-Кауфман, а новых татар, младо-татар, стремящихся к прогрессу и единению с мусульманами всего мира 32. Первый генерал-губернатор мог об этом и не думать, а нам, современникам "турецкаго единения и прогресса" нельзя закрывать глаза на действительный и грозный факт и не принимать соответствующих мер; иначе мы останемся при одних словах, а татары сделают за нас дело, котораго поправить будет уже нельзя.

Н. Остроумов.

Ташкент 25 февраля 1910 года.

Примечания.

1. См. об этих школах наши статьи в "Журнале Министерства Народнаго Просвещения" за 1906 год (№ 2, 10, отд. 3) и за 1907 год (№ 1, отд. 3). В этих статьях указаны статьи и др. авторов, писавшие о том же предмете.

2. См. "К истории народнаго образования в Туркестанском крае. Константин Петрович фон-Кауфман. Личныя воспоминания Н. Остроумова". Ташкент, 1899.

3. Вас. Вас. Григорьев по его письмам и трудам (1876 - 1881 г.), состав. Н. И. Веселовский (С. Петербург, 1887).

4. См. Сборник материалов и статей по вопросу об образовании инородцев (С.-Петербург, 1869 г.); Воспоминания об И. А. Алтынсарине, Н. Ильминскаго (Казань, 1891); Письма Николая Ивановича Илыминскаго. Изд. П. Знаменский (Казань, 1895); Участие Н. И. Ильминскаго в деле инородческаго образования в Туркестанском крае. Состав. П. Знаменский (Казань, 1899); С. Граменицкий. Очерк развития народнаго образования в Туркестанском крае (Ташкент, 1896).

5. См. Отчет туркестанской учительской семинарии за 25 лет, ея существования. Состав. Н. Остроумов. (Ташкент, 1904).

6. Ныне российский императорский политический агент в Бухаре.

7. Главным инспектором училищ был тогда А. И. Забелин, врач по образованию, не имевший яснаго представления ни об одном из туземных языков.

8. В то время военный губернатор Сыр-Дарьинской области.

9. См. Туркест. Ведом., 1885 г. № 1.

10. См. Сарты. Этнографические материалы. Общий очерк - Н. Остроумова, (Ташкент, 1908), стр. 177 и след.

11. Барон А. Б. Вревский.

12. Главным инспектором училищ в то время был Ф. М. Керенский.

13. См. цитир. кн. Сарты, стр. 181 - 184.

14. Разумеется холерный бунт, причем был избит начальник города, полковник Путинцев.

15. См. в конце статьи.

16. Было издано два небольших тома: том первый - в 1899 году и том второй - в 1900 году.

17. Этот вопрос в истории туркестанскаго образования является случайным. Генерал Н. Н. Тевяшев служил в 1892 году в Астрахани одновременно с Вл. М. Лазаревским, переведенным затем в Турк. край. Здесь прежние сослуживцы по Астрахани вспомнили астраханския инородческия школы, и генерал-губернатор хотел пересадить школы астраханского типа на туркестанскую почву. Но пока шла переписка по этому вопросу, генерал Тевяшев заболел и скончался.

18. См. Труды особаго совещания по вопросам образования восточных инородцев. С.-Петербург, 1905 г. и ст. М. А. Миропиева "Русско-инородческия школы системы Н. И. Ильминскаго" Жур. М. Н. Пр., февраль 1908).

19. См. ст. А. Е. Алекторова "Новыя течения в жизни магометанских школ". (Журн. М. Н. Пр., апрель 1909)

20. Автор настоящей статьи стоял за фактический надзор над мусульманскими школами, а главный инспектор училищ и директор народных училищ не находили в этом надобности.

21. См. "Туркест. Ведом." от 21 августа 1909 г. № 177.

22. В августе 1909.

23. В Туркестанский край это движение также проникло, но пока резко не обозначилось.

24. О школе в Турции см. ст. Н. Каринцева в "Рус. Школе" за февраль 1909 г.

25. Желающие познакомиться с содержанием доклада преосв. Алексея могут прочитать его полностью в "Правосл. Собеседнике" за текущий год, а выдержки из него в "Колоколе" за 1910 год № 1150 - 1157.

26. Имеется в виду грубая статья Агаева, напечатанная в газете "Каспий" за 1908 год.

27. См. Права христиан на Востоке по мусульманским законам, сост. Вл. Гиргас. С.-Петербург, 1865.

28. Чтобы уяснить значение этого издания и то чувство, с каким относятся к нему российские мусульмане, приводим одно из писем в редакцию этого журнала, напечатанное в № 5-м от 2-го марта 1910 года:

"Дорогие единоверцы! Не нахожу слов выразить то чувство глубокаго удовлетворения, которое охватило меня при чтении вашего письма. В Париже, в мировом центре человеческой культуры и цивилизации, издается мусульманский журнал.

Какое великое, светлое дело!

Мусульманство, могучим потоком разлившись по всем частям света, имело и продолжало иметь противников, всеми силами стремящихся затемнить самыя светлыя стороны мусульманства. Благодаря отсутствию защиты, нападки противников крепнут и, надо сознаться, имеют успех. Необходимо дать отпор этим нападкам, нужно им ответить: нет, вы ошибаетесь, заранее торжествуя победу; мусульманство не кончило своей мировой роли, мусульманство не умрет, а напротив, возродится на новых основах и вернет свое былое величие. В нашем веке расцвета науки и интеллигентной мысли такой отпор, конечно, может дать только печатное слово, - слово, сказанное не на одном лишь нашем родном языке, но и на языках, завоевавших себе мировое распространение. Одним из таких языков в последнее время является также русский. Вы, дорогие единоверцы, являетесь пионерами в этом великом деле в одной из самых культурнейших стран - во Франции. За это вам спасибо и душевное машалла... Тысячу тысяч пожеланий успеха. Работайте на объединение интеллигенции, работайте в пользу наших единоверцев, нашего миллета - Миллете хизмет бошкитмез!".

29. См. "Коран и прогресс", изд. в Ташкенте в 1901 году. Больше всего хлопот от этого движения мусульман приходится на долю России, самой историей и географическим положением поставленной в тесное соприкосновение с миром ислама.

30. Автор ст. "Фабричное производство и кустарное изделия" (№ 5 журн. "Мусульманин") говорит: "нужно позаботиться о молодом поколении и подготовить его к борьбе социальной. Самое верное средство, это - школы, школы и еще раз школы. Кроме научных предметов, в них должны изучаться ремесла, способныя дать окончившему курс средства к жизни"...

31. Точной статистики нет, потому что во многих школах число учащихся детей в течение года очень заметно колеблется, а в некоторых многие ученики только числятся, как приходилось слышать.

32. Полезно при этом иметь в виду ст. Багина о деятельности татар в последния пять лет (напечатана в "Прав. Собеседнике", 1909 г. июль - сентябрь).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ОБСУЖДЕНИЕ ЗАВЕРШЕНО. КОММЕНТАРИИ БОЛЬШЕ НЕ ОСТАВЛЯТЬ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Эта тема закрыта для публикации сообщений.