Гунны не пришли в Европу.

283 сообщения в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Основной территорией империи Гупт была долина Ганга; прежние царские династии, правившие здесь, были истреблены или изгнаны, а их владения включены в состав государства в качестве провинций, управлявшихся непосредственно гуптской администрацией.

К началу царствования Чандрагупты, империя распространилась на весь северный Индостан, за исключением западной части, где еще во время правления его предшественника, Гупты проиграли войну Западным Кшатрапам. Для дальнейшей борьбы с последними, махараджадхираджа решил укрепить свои южный фланг, выдав свою дочь Прабхавати замуж за Рудрасену II, правителя государства Вакатаков. В 385 году Рудрасена скоропостижно скончался, не оставив совершеннолетнего наследника. Его вдова стала править в качестве регента, при своих малолетних сыновьях, получив т.о. контроль над большей частью Декана. Внешнюю политику государства она всецело подчинила интересам отца, тем самым увеличивая влияние Гуптов на юге.

Для Чандрагупты, завоевание государств Западных Кшатрапов, помимо всего прочего было необходимо и с торгово-экономической точки зрения. Они перекрывали прямой выход к Аравийскому морю и мешали установлению непосредственных связей со странами Ближнего Востока. Основным противником, в новой, тяжелой войне, как и в прошлый раз, был правитель саков Рудрасимха III, потерпевший окончательное поражение лишь в 395 г.

Было несколько факторов позволивших Гуптам, выйти из лесов долины Ганга, и нанести поражение кочевникам в степях Раджастана. Это и перенятое обмундирование кушанской конницы, и грамотное тактическое использование различных родов войск и элитное подразделение, вооруженных стальными луками.

Стальной лук сравнимый по силе с мощью композитного лука, в то же время обладал одним несомненным преимуществом, в областях с высокой влажностью он исключал проблему деформации. Сложность и высокая стоимость изготовления, ограничивали его применение. И хотя основная масса пеших лучников и использовала длинные бамбуковые луки, но воины со стальными луками, прикрытые пехотными соединениями со щитами, отбивали всякую охоту у легкой сакской конницы, приближаться на расстояние возможного выстрела.

*Индийская сталь была создана в Тамилнаде в период между 300 г. до н.э. и началом эры. Стальное оружие местного производства высоко ценились в Европе и на Ближнем Востоке.

В результате завоеваний в империю вошли новые богатые территории, а Удджайн, являвшийся крупным торговым центром, был объявлен второй столицей. Благодаря этой победе Империя расширила свою территорию от Бенгальского залива до Аравийского моря. Все это дало дополнительный толчок развитию торговли, ремесла и культуры. Огромное количество золотых монет, выпущенных в этот период, свидетельствуют об имперском величии государства.

Единственным направлением дальнейшей экспансии гегемона индийского субконтинента был северо-запад. Здесь на крайнем востоке Иранского нагорья в Гандхаре образовался еще один кочевой очаг, откуда воинственные варвары совершали набеги на оседлое население долины реки Инд. Для империи не было тайной, что в Бактрии кермихионы увязли в сражениях с другими более могущественными кочевниками. Чандрагупта II решил воспользоваться ситуацией и взять под свой контроль перевалы ведущие в Центральную Азию. Начало похода выдалось многообещающе, Пенджаб покорился с неожиданной легкостью. Вначале 398 огромная индийская армия «переправившись через семь потоков Инда», вторглась в Кабулистан. Кермихионы, предложили мир, но Чандрагупта уверенный в будущей победе отверг предложение. Через месяц он дошёл до Кабула и, несмотря на новое предложение о заключении мира, сжёг город. Спустя три дня император, оставив разорённую и подвергнутую пожарам столицу противника, выступил обратно.

Тем временем кермихионы, собрав свои силы, преградили путь императору в Хайберском проходе. На заре, варвары напали на индийцев, остановившихся на ночлег при входе на перевал…

Только меньшей части армии во главе махараджадхираджей удалось дойти до Пурушапуры. Не прошло и полугода после этого события, как в ставке кагана Айбарса появились агенты Чандрагупты с предложением союза.

В 17 марта 394 сын императора Тимасия - Сиагрий был провозглашён соправителем с титулом Августа на Гебдоме (Военное поле) в Константинополе. В том же году супруга Сиагрия, исповедовавшая арианство, скончалась после тяжёлых родов. Возможно, из-за этого события единственная выжившая новорождённая дочь царственной четы, названная в честь матери Галлой, была крещена никейским епископом столицы Иоанном Златоустом. Что привело к взлету влияния последнего при императорском дворе.

Мир на границах позволил кесарю, обратиться к внутренним проблемам государства, на первом месте из которых были церковные споры. Для их разрешения, императором был созван собор. Это собрание епископов, также было необходимо Тимасию, для урегулирования практических вопросов на Востоке, начиная с вопроса ? замещении столичной кафедры, которое он учинил пока своей волей, поставив Иоанна Златоуста и которое осуждалось Александрией. У александрийцев и стоявшего во главе них епископа Феофила, отличавшегося большим честолюбием, кроме борьбы против возвышения епископа “Нового Рима” был лозунг борьбы за само православие (тень Великого Афанасия), за выкуривание арианского духа, который свил себе гнездо в Константинополе. Хотя никейство уже взяло морально перевес на Востоке, но было еще много неясностей в отдельных областях и епархиях. Нужно было восторжествовавшей ортодоксии дать общеобязательную соборную санкцию.

Заранее было ясно, что конфликты в подобной ситуации неизбежны. Поэтому заседания Собора открывшегося в мае 397 под председательством самого императора, были взяты под жесткий контроль правительства. Прежде всего, рассматривался вопрос о константинопольской кафедре, где несмотря на все усилия Феофила, законным епископом был признан Иоанн Златоуст.

Догматические вопросы на соборе не обсуждались, констатировано было только осуждение евномиан, ариан, полуариан, савеллиан, маркеллиан, фотивиан, аполлинаристов. И конечно, вновь подтверждена никейская вера. Во-вторых, собор запретил вмешательство епископов одних диоцезов в дела других. Указано многозначительно и поименно: Александрийский управляет только Египтом; Антиохийский только Востоком. Третье правило собора звучало так: “Константинопольский епископ да имеет преимущества чести после Римского епископа, так как Константинополь есть Новый Рим”. Тут делался акцент не в борьбе с Римом, a в возвышении над Александрией. Но этим молча, понижалась также и первенствующая для всего Востока Антиохия. Последнее правило было неприятно Александрии, как и само собрание собора в Константинополе.

Император утвердил соборные постановления и издал декрет: “Передать тотчас все церкви епископам, исповедующим одно величие и силу Отца, Сына и Святого Духа, одну славу и одну честь”.

Отвлечемся на то чтобы понять, что представляла собой Александрийская церковь, создававшая наиболее мощное противодействие церковным планам императора. Роль, которую играли в христианской Церкви александрийские епископы, им создало значение города, который до появления Константинополя был бесспорно вторым центром Империи после Рима; ее создавало и личное влияние и общепризнанный авторитет Афанасия Великого, огромное богатство Египетской церкви и, наконец, научный и интеллектуальный потенциал этого города. Потенциал этот был особенно полезен для вычисления дат Пасхи, что стало привилегией александрийских епископов и предоставляло им возможность ежегодно посылать энциклики епископам всего мира. Другой значительной чертой египетского христианства была почти исключительная власть александрийской кафедры над всеми египетскими епископами. Эта власть, исключавшая существование местных митрополитов, была формально признана Никейским собором (6-е правило) (как исключение в системе провинциальных митрополитов, существовавшей повсюду) и простиралась на Ливию и Пентаполис. В результате все египетские епископы, которых было около ста, рукополагались Александрийским патриархом, зависели практически во всем от его руководства и суждений и следовали за ним в его богословских и церковных решениях.

Эта всеобъемлющая власть выражалась в титуле "папа", который постепенно стал привилегией епископов Рима и Александрии. Однако, когда закончились арианские споры, выскочка, епископ Константинополя, "нового Рима", бросил вызов власти восточного—александрийского—"папы". Ему Константинопольский собор дал те же "привилегии", какие имел "ветхий" Рим, четко поставив его выше Александрии (3-е правило). Египетский первосвятитель не участвовал в этом решении и формально его отверг. Феофил не признавал законности этого собора. Александрийцы последовательно отрицали новоустановленный авторитет Константинополя, который являлся прямым вызовом александрийскому первенству на Востоке.

Целью египтян было не просто сохранение автономии "национальной" Египетской церкви, а сохранение своей собственной власти внутри имперской Церкви. Этот авторитет они, по их мнению, заслужили героической борьбой святого Афанасия против ариан; он оправдывался культурным наследием Александрии и подтверждался непоколебимым православием Александрийской церкви среди общего отступничества в арианство в IVв. Александрийские архиепископы, вероятно, думали, что само местоположение их церкви вдали от императорских резиденций давало им больше свободы действий и вероучительной стойкости. Однако эти "вселенские" взгляды и амбиции александрийских епископов, египетским народом по существу не понимались; он следовал за ними не потому, что разделял их богословские взгляды, а потому, что папа стал символом египетской самобытности, растоптанной и попираемой иностранцами. Когда приходилось выбирать между папой и императором, простой народ в Египте никогда не колебался и поддерживал нового "фараона" (как называли александрийского епископа его враги). Нравственный авторитет епископа только возрастал, когда ему угрожало физическое насилие.

В египетской Церкви образовалась настоящая династия архиереев, в которой должность передавалась от дяди к племяннику: Афанасию Великому наследовал его племянник Петр, Петру – его племянник Феофил. Нельзя забывать и об экономической ценности Египта. Он был чрезвычайно важен для государства, провинция давала 3/8 налогов империи и 240,000 тонн пшеницы ежегодно. Поэтому усмирение своеволия «восточного папы», стало первоочередной задачей центрального правительства.

И очень скоро удобный случай представился. В Египте настоятелями скитов были четыре праведных мужа — Диоскор, Аммоний, Евсевий и Евфимий. Родные братья по рождению, они назывались длинными, по высоте телесного роста, и славились как жизнью, так и ученостью, отчего в Александрии были предметом частых разговоров. Александрийский епископ Феофил весьма любил и уважал их, так что одного из них, Диоскора, вызвав из пустыни, сделал епископом в Гермополисе, а двух других, употребив для этого власть епископа, возвел в достоинство клириков и вверил им хозяйственную часть в своей церкви. И хотя они находились при нем не по своей воле, однако хорошо вели церковное хозяйство. Когда же впоследствии они заметили, что для их душ вредно видеть в епископе человека корыстолюбивого, слишком заботящегося о приобретении денег, то отказались долее оставаться при нем, говоря, что они любят пустынножительство и предпочитают его жизни в городе. Феофил, человек горячий по природе, воздвиг на них гонение и старался всеми средствами вредить им. Он возненавидел также и брата их, гермопольского епископа Диоскора. Ему было весьма неприятно, что к Диоскору сохраняли преданность и питали особенное уважение сподвижники. Феофил знал, что может навредить этим мужам, только вооружив против них монахов. Он вовлек в обман множество монахов, людей простых и неученых, из которых многие были неграмоты, и писал скитам в пустыне, что они не должны верить Диоскору и его братьям. Александрийский епископ с многочисленной толпой прибыл в Нитрию, где было много скитов, и вооружил монахов против Диоскора и его братьев, так что они с трудом избегли угрожавшей им опасности. Об этих событиях в Египте скоро стало известно и в Константинополе.

Церковь имела свои права, и нельзя было удалить епископа с кафедры административным порядком, без суда собора. Поэтому для низложения Златоуста правительству необходимы были орудия в лице епископов. Их не трудно было подобрать. Отсутствие строгих юридических норм касательно порядка созыва и состава собора, открывало для этого полную возможность. Собор, собранный в 399 г. в столице под председательством префекта претория Востока, был составлен из врагов Феофила, которые были его судьями, обвинителями и свидетелями.

Но так как Феофил, видел в судьях своих противников, то и не шел на этот суд. Епископы же, не обратив на то внимания, звали его еще четыре раза, и когда он не хотел идти и повторял одно и то же, осудили его и низложили, поставив ему в вину только одно, что он не послушался призывавших. В тот же вечер от императора вышел указ, повелевавший как можно скорее взять епископа и отправить его в ссылку в Пицунду.

Догматическая деятельность Собора нашла своё выражение в составлении символа, ставшего известным в истории церкви под именем Никео-Цареградского. Он не был направлен на отмену или изменение по существу Никейского символа, но лишь на более полное и определённое раскрытие содержавшегося в нём учения.

Под контролем префекта августала в Александрии прошли выборы нового предстоятеля, которым стал сторонник центрального правительства архидьякон Тимофей.

Монахи составляли силу, которая под предлогом благочестия часто нарушала общественный мир и устраивала различные беспорядки. Их дерзкое поведение, побудили императора принять закон запрещавший всем, кто находился в монашеском звании вход в города. Повелевалось, чтобы они, держались и обитали в пустынных местах и на уединенных территориях. Закон также ограничивал численность парабаланов в Александрии - 500-ми, в Константинополе - 800-ми.

Изменено пользователем Gusdini

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Победы Гуптов над легкой сакской конницей, стали возможными благодаря изобретению стального лука. Данное оружие сравнимое по силе с мощью композитного лука, в то же время обладало одним несомненным преимуществом, в областях с влажностью высокой оно исключало проблему деформации. Этот невероятно мощный лук, мог на значительном расстоянии пробить толстую броню. Сложность и высокая стоимость его изготовления, ограничивали его применение только армиями больших и богатых государств.

Откуда дровишки про "стальные луки"???

Я понимаю стальные пружинные арбалеты и стрелометы - римляне в то время кажется сами делали их из импортной индийской стали: http://xlegio.ru/sou...cis/oliver.html

Но это - изделия более так сказать громоздкие, в то время как эффективный стальной лук, легкий, скорострельный, удобный для ручного использования - слишком "ювелирная работа" даже для индийской средневековой металлургии. Это были штучные изделия, выковываемые не один месяц, дорогущие шедевры - точно так же как знаменитые "сгибающиеся в кольцо" клинки из индийского булата. На такое был способен только талантливый мастер, а не рядовой ремесленник. О каждом таком уникальном изделии ходили легенды.

Дошедшие до нас из эпохи уже Великих Моголов стальные луки - это богато украшенные позолоченные, выкованные из дорогущего булата парадно-боевые экземпляры. Ими была вооружена горсть высшей знати, а никак не масса воинов. Поэтому сведения о решающем влиянии стального лука на победы Гуптов вызывают обоснованные сомнения.

Войска подавили Александрийское восстание ценой 20 000 жертв.

Не слишком кровожадно? :grin:

Такая масса горожан за Феофила никак не вступится. Одно дело когда язычники "наших бьют", тащат в Серапеум и там пытают, и другое - когда епископ, репутация которого в то время не безупречна, поссорился с императором. Даже если нитрийские монахи припрутся в город - столько не выйдет. А опираться на цифры, имевшие место после Халкидонского собора, не стоит - и упертых христиан в Александрии еще столько нет, и такого национального унижения, каким был для Египта Халкидон, здесь не было.

И наконец, коллега. Правительство у вас действует против Феофила слишком дуболомно. Вы посмотрите как в РИ сживали с кафедры Афанасия при Константине и Констанции. Собирается компромат - благо злоупотреблений за Феофилом достаточно - организуется судебный процесс, предъявленные обвинения выносятся на собор епископов (не египетских!) которые осуждают преступника, среди его паствы меж тем организуется пропагандистская кампания, вносится раскол в их ряды - и уж тогда проводится ограниченная силовая операция. Такой сценарий срабатывал даже против Афанасия, за которым неблаговидных и откровенно незаконных действий числилось куда меньше чем за Феофилом.

И уж конечно этим делом не занимался бы официальный преемник правящего императора. Нахрена ему выполнять грязную работу и портить имидж?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Поэтому сведения о решающем влиянии стального лука на победы Гуптов вызывают обоснованные сомнения.

Может быть не правильно выразился, но было несколько факторов позволивших Гуптам, выйти из лесов долины Ганга, и нанести поражение кочевникам в степях Раджастана. Это и перенятое обмундирование кушанской конницы, и грамотное тактическое использование различных родов войск и элитное подразделение, вооруженных стальными луками. Хотя основная масса пеших лучников и юзала длинные бамбуковые луки, добрая сотня снайперов со стальными луками прикрытых пехотными соединениями со щитами, может ведь отбить всякую охоту у легкой сакской конницы, как правило не бронированной, приближаться на расстояние возможного выстрела.

А инфа отсюда http://www.ancientmi...ia-military.htm

Не слишком кровожадно?

Урежем осетра.

Правительство у вас действует против Феофила слишком дуболомно. Вы посмотрите как в РИ сживали с кафедры Афанасия при Константине и Констанции. Собирается компромат - благо злоупотреблений за Феофилом достаточно - организуется судебный процесс, предъявленные обвинения выносятся на собор епископов (не египетских!) которые осуждают преступника, среди его паствы меж тем организуется пропагандистская кампания, вносится раскол в их ряды - и уж тогда проводится ограниченная силовая операция. Такой сценарий срабатывал даже против Афанасия, за которым неблаговидных и откровенно незаконных действий числилось куда меньше чем за Феофилом.

Пример Афанасия, как раз говорит о том, что эта мера временная и через год другой неугодный эпископ может вернуться, или что еще хуже, произойти избрание очередного племянника, РИ- Кирилл. Ведь претензии о «вселенской» роли Египетской церкви, вместе с Александрийским епископом, разделяло и большинство церковного клира провинции. И эти амбиции подкреплялись финансовой мощью кафедры.

Все- таки одно дело убрать нежелательного епископа и другое взять под контроль всю епархию, ведь нет уверенности в том, что после ухода войск на юг, в тылу у них не восстановиться династия «фараонов». Нельзя скидывать со счетов и поддержку местного в основе своей неграмотного, но фанатично настроенного коптского населения. При таких факторах, лояльность кафедры к Константинополю, приобретает стратегический характер.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Пример Афанасия, как раз говорит о том, что эта мера временная и через год другой неугодный эпископ может вернуться

Если это допустит правительство. Афанасий возвращался именно с попустительства властей: при Констанции - когда тому пришлось уступить требованиям Константа; при Юлиане - которому было пофиг и который терпеть не мог противника Афанасия, Георгия Каппадокийца, "врага богов"; и при Валенте, который сознательно проводил компромиссную политику. При единой и четкой правительственной линии никакое "возвращение" невозможно. Здесь наличие взрослого дееспособного преемника такую преемственность обеспечивает.

произойти избрание очередного племянника, РИ- Кирилл.

На то, чтобы не допустить "избрания очередного племянника" - есть нумерии, дислоцированные в Никополе и подчиненные комиту Египта, а так же нужна своя "колонна" среди местных христиан. Припомните что к примеру нападение монахов на префекта-августала Ореста отбила толпа горожан, которая перебила монахов.

Кирилл конечно имел за собой большинство христиан Александрии, но ни за что бы не смог удержаться при жесткой правительственной линии. Если бы пришедшая в критический момент к власти в Константинополе Пульхерия не признала Кирилла и не слила Тимофея с Орестом.

Ведь претензии о «вселенской» роли Египетской церкви, вместе с Александрийским епископом, разделяло и большинство церковного клира провинции.

В случае использования дуболомных методов - оный клир не перестанет разделять эти претензии. Только уйдет в глухую оппозицию (вплоть до партизанщины и индивидуального террора, как в РИ Шенуде с братией), а имперский ставленник окажется в изоляции.

и другое взять под контроль всю епархию

Коллега, я вас умоляю. Это Протерий или Тимофей Салофакиол, не показывавшиеся на улицах Александрии без конвоя, держали под контролем епархию???

И не кончилось ли все это при Зеноне и Анастасии сливом и компромиссом?

поддержку местного в основе своей неграмотного, но фанатично настроенного коптского населения.

Оная поддержка в вашем варианте и тут никуда не денется. Как в РИ, когда во всех провинциальных церквях Египта продолжали поминать во епископах Диоскора и Тимофея Элура, хотя на кафедре сидели имперские ставленники.

Но впрочем главное не это. Это мы тут с послезнанием можем рассуждать как лучше, но современники будут мыслить так как им свойственно. В РИ ситуация с "20 000 жертв" имело место в виду явного бунта, когда Александрия не признала Льва императором. Но провоцировать бунт чтобы потом устроить кровавую баню никто в здравом уме не будет.

У тогдашних римских политиков есть отработанный шаблон устранения неугодных епископов - "афанасиевский". Именно по этому сценарию в РИ во время оно убирали Иоанна Златоуста. ИМХО совершенно очевидно, что по этому же сценарию будут в АИ убирать Феофила. Иные варианты просто не придут никому в голову. ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Georg, спасибо за тапки. Придется вносить изменения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Правитель Кабулистана Кунха отправил посольство в Персию с изъявлением покорности и признанием власти шахиншаха. В качестве подарка Кунха послал Варахрану двух захваченных им в плен индийских раджей. Он обязался повиноваться верховной власти шахиншаха не только за страх, но и за совесть и взамен просил о помощи против гунно-гуптского союза.

Шахиншах Варахран был правителем, пренебрегавшим своими обязанностями. При нем аристократия смогла в полной мере восстановить своё влияние, потерянное во времена правления Шапура II. Поэтому в предложении о вассалитете кермихионов он увидел реальную возможность укрепления своей пошатнувшейся власти. И под лозунгом «враги окружили Иран, как тетива — концы лука», было принято решение о дополнительных мерах по укреплению северных рубежей государства и выступлении 10-и тысячной армии в Кабулистан. Но эти взгляды Варахрана не разделял офицерский корпус его армии, которая должна была выступить в Бактрию. И в конечном итоге все это вылилось в то, что он был убит своими же войсками. Конные лучники окружили его и осыпали тело шахиншаха стрелами.

Знать и маги, попыталась отстранить от власти всех сыновей Шапура III и посадить на престол Йездигерда, отпрыска боковой ветви династии Сасанидов, получившего прозвище кроткий. Инициативу ктесифонского двора не оценил другой Йездигерд, сын Шапура III прозванный зороастрийцами «грешником», который воспитывался при дворе Имру аль-Кайса правителя Лахмидов. Персидская аристократия опасалась его; он как воспитанник арабов, слишком похожий на них всей своей внешностью, образом жизни, вкусами и к тому же симпатизировавшим христианам был нежелательным кандидатом на престол.

Йездигерд решил заявить свои претензии на трон и воззвал к помощи своего опекуна. Имру аль-Кайс не отказал ему, дав воинов во главе со своим сыном, воинственным Ан-Нуманом. Один отряд его войска состоял из персов, другой — из арабов племени танух. Обе группы войск находились под началом арабского принца. Частью танух были оседлым населением, земледельцами, другая их часть была кочевниками; они располагались в областях на запад от Евфрата, в нижнем его течении.

Под началом Ан-Нумана персидские и арабские войска расположились лагерем неподалёку от столицы, Йездигерд начал переговоры со знатью. Они завершились в пользу Йездигерда грешника. Первым делом новый шахиншах, амнистировал персидских солдат, убивших Варахрана, что расположило их к нему. Также он продемонстрировал добрую волю, простив должникам недоимки казне.

Йездигерду пришлось вступить в управление государством в новых, изменившихся условиях, когда усилилась роль местных владетельных князей и зороастрийского жречества. Аристократия свергла Шапура II, также как и его брата Арташира (378-83), известного своей благотворительностью, когда он попытался пресечь выступление знати. Они также убили Шапура III (383-89), обложившего налогами князей, справедливого и сострадательного правителя, любимого народом, который остановил преследование христиан. Его сын Варахран (389-99), был застрелен, когда попытался укротить своих командиров. Вполне естественно, что его брат и преемник, не мог доверять благородным семействам, решившим получить огромные привилегии и подорвать тем самым власть шахиншаха. В борьбе с ними шах старался опереться на торгово-ремесленное население городов, среди которого было широко распространено христианство и иудейство. Вследствие этого гонения на последователей этих религий, которые имели место ранее, сменились терпимым отношением.

В благодарность за содействие в получении отцовского престола новый монарх передал Имру аль-Кайсу власть над всеми арабами Сасанидского государства, а его наследника Ан-Нумана назначил великим визирем.

Для налаживания добрососедских отношений с ВРИ, Йездигерд официально разрешил христианам отправлять свой культ и восстанавливать разрушенные церкви. Шахиншах освободил христианских узников и позволил им хоронить покойников, то есть, по воззрениям зороастрийцев, осквернять «благую землю». Все это породило слухи о том, что сам шахиншах является последователем назарейской ереси. Эпитеты, которыми персидские маги и знать наградила Йездигерда: «грешник», «предатель», «безбожник» и пр., объясняются религиозной терпимостью царя и его браком с Шушандухт, дочерью эксиларха - политического лидера вавилонских евреев. Персидские христиане свидетельствовали, что он выступал в защиту "бедных и обездоленных", иудейские лидеры приветствовали его как нового Кира.

Иудаизм в это время, ожидал еще один успех на другом конце аравийского полуострова. Южная Аравия в это время славилась сложной системой орошения, которая включала массивную Марибскую плотину и удивительную систему дамб, плотин и шлюзов, которые орошали обширную территорию вдоль границ пустыни Руб аль-Хали.

Возвысившееся в III веке н. э. царство Химьяр постепенно объединило под своей властью весь Йемен. Экономика объединенного государства зиждилась на транзитной торговле южноаравийскими благовониями и ароматическими веществами, которая осуществлялась по так называемой «дороге благовоний», пересекавшей весь Йемен с востока на запад и уходившей на север в сторону Хиджаза и Палестины. На последнем своем отрезке эта важнейшая торговая артерия Древного мира пересекала Негев и оканчивалась в порту Газы, откуда аравийские благовония экспортировались во все страны Средиземноморья.

К началу IV века Химьярское царство пришло в упадок, что было вызвано преимущественно экономическими изменениями, связанными с кризисом средиземноморской рабовладельческой цивилизации. Упадок международной торговли повлек за собой сокращение земледелия, что в свою очередь привело к запустению земель, разрушению ирригационных систем, эрозии почвы и т. д. Сам Химьяр попал в более чем полувековую зависимость от африканского царства Аксум. В такой сложной политической обстановке группа кахтанидских племен, союзников Химьяра – Кинда, была вынуждена двинуться на север в области, занятые маадеями.

Вновь усиление Йемена произошло в последней трети IV в. Тубба Маликкариб Йухамин(тубба – титул царей Химьяра) восстановил независимость Химьяра около 375 г., после того как было свергнуто господство царей Аксума.

Химьярские цари были естественным образом заинтересованы в установлении контроля над теми землями, по которым проходил маршрут «дороги благовоний». Поэтому они предпринимали завоевательные походы на север с целью покорения оазисов Хиджаза, часть которых была заселена евреями. Именно с одним из таких походов связывается обращение химьярского царя Абу Кариб Асада, сына и преемника Маликкариб Йухамина, в иудаизм.

Тубба, в конце 390 года выступил с большим войском. В походе участвовали кроме Химьярских племен также племена Хадрамаута, Сабы и «бану Мариб», арабы Кинда и Сауд. Во время марша на север, племена достигли Ясриба. Не встречая сопротивления, они прошли через город, оставив одного из сыновей туббы на посту губернатора города. Однако, через несколько дней жители Ясриба убили своего нового губернатора. Получив это известие, Абу Кариб повернул свои войска, чтобы отомстить за смерть сына и разрушить город. Он приказал, чтобы все пальмы вокруг города были вырублены, т.к. деревья были основным источником дохода жителей города, а затем осадил город.

Евреи Ясриба сражались рядом со своими языческими арабскими соседями пытаясь защитить свой город. Во время осады Абу Кариб заболел. Два местных раввина – наиболее ученных еврея из клана Бану Курайза, названные Kaaб и Ассад, воспользовались возможностью поехать в лагерь Абу Кариба и не только убедили его снять осаду, но и уговорили принять иудаизм. Взяв с собой этих двух раввинов, царь обратил в иудаизм всю свою армию.

Группировка кахтанидских племён, дошли до северной Аравии и там расправились с теми, кто притеснял путешественников, грабил караваны и принуждал их откупаться. Поход и пребывание в этой области должны были прекратить эти губительные для торговли Йемена действия.

По соглашению с представителями племени Кинда, тубба Абу Кариб, поставил в Хиджазе над племенами Маад бану Аднан своего племянника, сына сестры, Худжра Акил ал Мурара, основателя новой династии Кинда на севере. Худжар направленный туббой в земли Маада, утвердил свою власть над маадеями, покорившимися ему. Воцарение Худжра было обусловлено: победами и успехом похода, стремлением химьяритов иметь своего ставленника и сторонника в качестве правителя сильных и воинственных маадеев и киндитов. Племенной союз, который он возглавил, стал самым могущественным в Центральной Аравии.

Выход империи Гупт к Аравийскому морю, и укрепление экономики Римской империи привело к увеличению товарооборота между ними. Это имело своим следствием активизацию соперничества за контроль над римско-индийской торговлей. Обострилось не только традиционное соперничество за караванным путем через Хиджаз и Асир и морским вдоль западноаравийского побережья Красного моря между Химьяром и Аксумом. На рубеже веков выявилось новое противостояние, союза Йемена с Киндой с одной стороны и Лахмидов с империей Сасанидов – с другой. Их противоречия лежали не только в торговой плоскости. Ан-Нуман, великий визирь Ирана, ставший в 400 году после смерти отца еще и царем Хирты, также как и тубба Абу Кариб, стремился к гегемонии среди арабов. В этих условиях правительство Йездигерда было вынуждено отказаться от поддержки оказываемой в предшествующее время Хорезму в его войне с каганатом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В конце 398 года, на военном совете собранном каганом, было решено, основной удар нанести по потрепанному, но все еще мощному Хорезму. Вспомогательные удары планировались и на южном фронте в Бактрии.

Гуннское воинство во главе с каганом, весной следующего года, не задерживаясь для захвата пограничных укреплений, прошло в самый центр Хорезма и осадило Кят. Это был богатый город, с цветущей, изобилующей водой округой.

"И счастливый город постигала беда: из пустыни пришли полчища кочевников, разрушая все на своем пути. Гунны опустошили цветущие поля и сады и плотным кольцом охватили город. Мужественно оборонялись жители, и враги были не в силах преодолеть их сопротивление. Прошли месяцы, и на помощь завоевателям пришли еще более страшный враг — голод. Иссякли запасы. Люди умирали на улицах. Поредевшие защитники с трудом держали оружие в ослабевших руках. Созвал тогда Саххасак на совет своих вельмож и полководцев.

И нашелся среди них один, предложивший испытать последнее средство спасения. Это был хитроумный план. Осаждённые, привели во дворец лучшего из сохранившихся еще нескольких быков, досыта накормили его пшеницей из царских закромов и выпустили за городскую стену. А от голода страдали не только осажденные, но и осаждавшие. Опустошив округу, гунны за четырехмесячную осаду съели всё, что можно было съесть, и в лагере их начали подумывать о неизбежности снятия осады. Голодные кочевники поймали и убили быка, и когда увидели, что желудок его набит отборным пшеничным зерном, пришли в смятение: «Если они скотину так кормят, какие же еще у них запасы! — кричали воины — осада безнадежна, город неприступен, надо уходить, пока мы не умерли с голода».

Так и решил каган. В лагере начались сборы в обратный поход. Но иначе решила дочь шаха. Много недель наблюдала она со стен за иберийским принцем, молодым красавцем, облаченным в золотые доспехи, смелым витязем Фарсманом. В сердце ее вспыхнула неудержимая страсть к воину врагов ее народа. И когда увидела она, что хитрость осажденных удалось, что над лагерем врага стоит рев нагружаемых верблюдов, одна за другой исчезают сверстываемые бесчисленные юрты гуннов, что не пройдет и несколько часов, как они уйдут и навсегда удалится с ними красавец-царевич, свершила она недостойное дело: с преданной служанкой послала она иберийскому витязю письмо, где описала свою страсть к нему и выдала тайну хорезмийцев: «Подожди еще один день, — писала она, — и ты увидишь сам, что город сдастся».

Гунны развьючили своих верблюдов, и вновь в ночи загорелись бесчисленные лагерные костры. И когда на рассвете Саххасак увидел, что враги еще теснее охватили город, что не увенчалась успехом его хитрость, он пришел в отчаяние, и по его приказу вся его семья, в т.ч. и предательница-дочь были умерщвлены и сам он покончил с собой. А страдающий от голода город сдался на милость победителя. Город был разграблен и сожжен, жители частью перебиты, частью уведены в рабство."

Хорезм как государство перестало существовать, и было присоединёно к каганату как одно из наместничеств. Во главе области был поставлен Алчагыр из племени альчиагиров, женатого на старшей дочери Айбарса. А земли по левобережью устья Амударьи, были отведены для кочевий гуннского племени.

Победа каганата, прежде всего, стала возможна, благодаря заинтересованности верхушки городов Средней Азии в безопасности транзитной торговли, возможной только в рамках единой державы. Что предопределило поражение хионитов, ведь ни один из крупных оазисов региона не перешел на их сторону. Под давлением гуннов, мятежники были вынуждены покинуть Мавераннахр и перебраться в Бактрию и далее в Гандхару, подчинившись своим сородичам правителям Кабула. Создавшееся положение в среднеазиатском междуречье, отрезало им пути к реваншу.

Постоянная угроза гуннских набегов заставила хионитов искать убежища на юге. Они влились в состав государства Кунхи, именовавшего себя «Великим кушанским царем», для того чтобы придать вес своим претензиям на наследие Канишки, а воины беженцев пополнили ряды его армии. Воспользовавшись моментом, пока Чандрагупта воссоздавал свою армию, объединённое войско смогло покорить Кашмир.

Итак, вдоль Шелкового пути вновь установилось доминирование гуннов и купцов Согда. Но, в то же время Бактрия по обеим сторонам реки Окс; бывшая важнейшим центром, сосредоточием богатства и влияния в западной части Центральной Азии, оставалась вне контроля кагана. Земля здесь была богата и плодородна, а стратегически Бактрия располагалась на торговых путях, ведущих в Индию.

Кермихионы владея Балхом, могли контролировать всю левобережную Бактрию, являвшуюся санитарным поясом, прикрывавшим центр Кабулистана. Ожидая удар с севера, они все свое внимание уделяли переправам через Амударью. Но отряд под предводительством Курсиха, наместника кагана в Таримском бассейне, перешел по Шёлковому пути в Бактрию через Вахан. К западу от Балха, гунны захватили караван, шедший из Персии. Высыпав содержимое тюков, и посадив туда воинов, Курсих переодевшись купцом, смог проникнуть в город. Ночью по условному сигналу, гунны проникшие в город овладели западными воротами и впустили поджидавшую за крепостными стенами Орду.

После падения Балха, кермихионы были вынуждены очистить Бактрию, которую заняли отряды подошедшего кагана.

Кунха, понял, что война проиграна, когда одновременно с продвигавшейся из Раджастхана армией Чандрагупты, через Панджшерское ущелье лавиной хлынули северные кочевники. Кунха смог увести большую часть восточно-иранских племён по долине реки Гильменд в Систан, подчинившись там сасанидскому наместнику.

Армии кагана пройдя Кабул, вышли к реке Инд, заняв ключевые города и заменив большинство кушанских династий гуннскими правителями.

Чандрагупта, установив контроль над Кашмиром, у Пурушапуры вновь встретился с млеччхами. Но в этот раз ими были союзные гунны. Каган был приглашен в лагерь императора, где был одарён прекрасными тонкими тканями, танцовщицами, ароматическими смолами и другими ценными товарами. Кроме того, Айбарсу, ягбу-кагану Батбаяну и ещё 20-и тарханам – командующим тысячей воинов, были преподнесены ценные стальные луки.

Северо-западным пределом империи Гупт, отныне являлась долина реки Инд. С каганатом был заключен договор, разрешавший среднеазиатским купцам торговать в индийских портовых городах западного побережья. Гавани в устье Инда были чрезвычайно важны для торговли с Ближним Востоком. Так Барбарикон, удачно расположенный и защищённый природой от муссонов, связанный рекой Инд с Гандхарой, а через нее и с Центральной Азией, являлся важным центром индо-римской торговли ещё со времён описания «Перипла Эритрейского моря». В результате южная ветвь Шелкового пути открылась для согдийских купцов, перевозивших свои товары в гавани на западном побережье Индии.

После гуннского завоевания, все княжества Кабулистана находились под управлением ягбу-кагана Бактрии, резиденция которого находилась в Кундузе. Армия гуннов состояла из племенных вооруженных сил, следовательно, постоянное размещение войск в гарнизонах можно было организовать лишь при условии переселения всех племенных групп целиком вместе с их скотом, обеспечивая им экономическую базу. В княжества Капиша, Кабула и Забулистана, обладающих большим экономическим и политическим весом, правителями были поставлены сыновья и племянники кагана. В эти области были переселены племена ишкили и чуми; также как и ранее в Хорезм, перекочевало племя алчиагир.

Присоединенные территории Кабулистана, обогатили каганат. Гандхара и Бактрия имели древние культурные традиции, развитое сельское хозяйство, основанное на орошении и дополняемое кочевым скотоводством

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

См. судьбу "Рязано-окской культуры" реала. Явно складывалось протогосударство (на старте - под сильным готским влиянием), с военной дружинной знатью, обладавшей яркой "корпоративной" культурой. И вся эта красота испарилась после похолодания.

вы сейчас тоже придерживаетесь этой точки зрения?

 На мой взгляд КРОМ, как и многие протогосударства 7-го века, включая державу Само рухнули  изза отсуствия покупателей "колониальных товаров" на юге и невозможности получать "прибавочный продукт" и кормить дружинную элиту

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас