Наука и техника в МПВ II

36 posts in this topic

Posted

ЛЕБЕДЕВ, Сергей Васильевич

25 июля 1874 г. – 01 мая 1934 г.

Lebedev.jpgСергей Васильевич Лебедев – русский советский химик, академик АН СССР (с 1932). Родился в г. Люблине. Окончил Петербургский университет (1900). В 1900-1902 гг. работал на Петербургском жировом заводе (ныне завод им. Л. Я. Карпова) и в Институте инженеров путей сообщения. В 1902-1904 гг. – в Петербургском университете, в 1904-1906 гг. – на военной службе в Новоалександрии. В 1906-1916 гг. – вновь в Петербургском университете в лаборатории А. Е. Фаворского, одновременно в 1915 г. – профессор Женского педагогического института. С 1916 г. – профессор Военно-медицинской академии в Петрограде и одновременно руководитель организованной им в 1925 г. лаборатории нефти в Ленинградском университете, преобразованной в 1928 г. в лабораторию синтетического каучука, руководителем которой он оставался до конца жизни.

Основные научные исследования посвящены полимеризации, изомеризации и гидрогенизации непредельных соединений. Впервые исследовал (1908-1913) кинетику и механизм термической полимеризации диеновых углеводородов ряда дивинила и аллена, установил условия раздельного получения циклических димеров ряда циклогексана, с одной стороны, и полимеров, с другой; определил зависимость полимеризации от структуры исходных углеводородов.

Впервые получил (1910) образец синтетического бутадиенового каучука. Его книга "Исследование в области полимеризации двуэтиленовых углеводородов" (1913) впоследствии стала научной основой промышленного синтеза каучука. С 1914 г. начал работы по изучению полимеризации этиленовых углеводородов, которые легли в основу современных промышленных методов получения бутилкаучука и полиизобутилена. Разработал (1926-1928) одностадийный промышленный способ получения бутадиена из этилового спирта путем совмещенной каталитической реакции дегидрогенизации и дегидратации на смешанном цинкалюминиевом катализаторе. Получил (1928) синтетический каучук полимеризацией бутадиена под действием металлического натрия. На основе этого каучука разработал (1930) методы получения резины и резинотехнических изделий.

С 1932 г. по способу Лебедева в СССР начала создаваться впервые в мире промышленность синтетического каучука. Осуществил (1930-е гг.) цикл исследований в области гидрогенизации этиленовых углеводородов, установил зависимость скорости присоединения водорода по двойной связи от величины, природы и местоположения заместителей в молекуле этилена. Разработал способы получения из нефтяных фракций загустителей смазочных масел, используемых в производстве высоковязких смазок для авиационных двигателей.

Имя С. В. Лебедева присвоено Всесоюзному НИИ синтетического каучука (1945).

Как человек, связанный с МАИ, Петрович наверняка слышал про него на лекциях.

А вот очень важная персона - отец современного кораблестроения. Открыватель "теории качки корабля" - Выдающийся ученый и кораблестроитель А.Н. Крылов

http://flot.com/history/b-krylov.htm

Жизнь выдающегося советского ученого и кораблестроителя, заслуженного деятеля науки и техники, академика, Героя Социалистического труда Алексея Николаевича Крылова представляет собой замечательный пример беззаветного служения Родине, своему народу, флоту.

krylov.jpg

А.Н. Крылов

А.Н. Крылов родился 3 августа 1863 г. в селе Висяга Ардатовского уезда Симбирской губернии (ныне Порецкий район Чувашской республики).

В 1878 г. он поступил в Морское училище, которое окончил в 1884 г. с наградой. Фамилия его, в числе лучших выпускников, была занесена на мраморную доску. В том же году Алексей Николаевич Крылов поступил на службу в компасную часть Главного Гидрографического управления, где и началась его многогранная научная деятельность.

Желая применить свои математические способности в технике, А.Н. Крылов избирает своей специальностью кораблестроение. С этой целью он поступает на судостроительный завод и параллельно с технологической практикой выполняет научную работу по расчету подкреплений под орудийную башню для строившегося на этом заводе броненосца "Император Николай I".

Проработав год на заводе, А.Н. Крылов в 1888 г. поступил в Морскую Академию, которую окончил в 1890 г. одним из первых и был оставлен при Академии преподавателем математики и теории корабля. С этого года началась его преподавательская деятельность, продолжавшаяся почти до его смерти.

adm-mak1-1.jpg

С.О. Макаров

В 1900 г. А.Н. Крылов был назначен заведующим опытовым бассейном, построенным за несколько лет до этого по инициативе великого русского ученого Д.И. Менделеева. В этот период А.Н. Крылов совместно с вице-адмиралом С.О. Макаровым работают над проблемой непотопляемости кораблей.

В 1908 г. А.Н. Крылов был назначен главным инспектором кораблестроения, а вслед за этим - председателем Морского технического комитета.

В 1914 г. Московский Университет присудил Крылову почетную степень доктора прикладной математики. В том же году А.Н. Крылова избрали членом-корреспондентом, а в 1916 г. - действительным членом Академии наук.

Научная деятельность Алексея Николаевича Крылова, которой он посвятил шестьдесят лет своей жизни, охватывает многие отрасли физико-математических знаний. Кораблестроители справедливо считают А.Н. Крылова отцом современного кораблестроения. Математики произносят его имя с величайшим уважением. Много нового и оригинального внес А.Н. Крылов также в механику, физику, астрономию, баллистику, теорию стрельбы, геодезию и в другие отрасли науки и техники. Труды А.Н. Крылова подняли на небывалую высоту отечественную кораблестроительную науку, упрочили ее приоритет и превосходство над иностранной наукой, позволили решить такие проблемы науки и техники, которые оказались не под силу зарубежным ученым.

Какую бы проблему ни разрабатывал Алексей Николаевич, он всегда думал, как сделать ее доступной для практического использования.

Он выделялся среди крупнейших ученых всего мира тем, что обладал замечательной способностью просто подходить к сложнейшим и, казалось бы, неразрешимым задачам. В любой задаче, в любом вопросе он видел прежде всего физическую сущность, природу рассматриваемого явления, и благодаря этому безошибочно определял, куда и как направить логические рассуждения и математические выводы, чтобы быстро, с наименьшей затратой труда и в то же время с необходимой и достаточной точностью решить поставленную задачу.

А.Н. Крылов был выдающимся математиком. Он внес много нового и ценного в развитие этой науки, но никогда не считал работу в области математики самоцелью. В одном из автобиографических очерков он говорил, что его специальность - кораблестроение, т.е. приложение математики к различным вопросам морского дела. В математике Крылов видел могучее средство для решения разнообразных, большей частью технических задач, имевших актуальное значение для развития нашей страны.

За выяснение какой бы проблемы А.Н. Крылов ни брался, он давал оригинальное решение, которое всегда отличалось крайней простотой и ясностью и в то же время научной строгостью. В простоте этих решений сказывалась огромная сила таланта выдающегося русского ученого. Анализируя тот или иной вопрос и делая практические выводы, А.Н. Крылов смело восставал против догматизма в науке, вскрывал несостоятельность "незыблемых" утверждений зарубежных ученых.

Так, например, в 1930 г. А.Н. Крылов детально разобрал работу японского инженера Иоката "Новые формулы для нахождения статических моментов и моментов инерции площадей". Заканчивая свою статью по этому поводу для журнала "Кораблестроитель", А.Н. Крылов писал: "Я не потому вошел во все эти подробности, что формулы Иоката имели бы значение в кораблестроительных расчетах, - ими пользоваться не будут, а для того, чтобы предостеречь от имеющейся привычки считать все, что носит заграничный штамп, за непреложную истину, а это далеко не всегда правильно".

А.Н. Крылов смело и до конца вскрывал ошибки иностранных ученых, отстаивал приоритет своих соотечественников в науке и технике, неустанно пропагандировал заслуги наших ученых, подчеркивал превосходство русских ученых, инженеров, изобретателей. Ученый решительно восставал против рутины и косности чиновников, сидевших в управлениях морского и артиллерийского ведомств. С убийственной иронией А.Н. Крылов говорил, что все эти чиновники действуют по одному правилу: ко всякому делу применяют одно из трех "от" - отписаться, отмолчаться, отказать.

В этой борьбе А.Н. Крылов часто обращался за поддержкой к русским морякам, видя в них людей, которые могут понять и оценить пользу новшеств в военно-морском деле.

Один из своих докладов на многолюдном официальном собрании, на котором присутствовало много офицеров флота, А.Н. Крылов закончил словами: "Я уверен, что в той борьбе, которую я начал против рутины в кораблестроении, вы, господа адмиралы, вы, господа командиры, поддержите меня вашей властью, вашим авторитетом, вашим словом".

Между прочим, за этот доклад А.Н. Крылову в приказе по флоту был объявлен выговор "за употребление в служебном докладе выражений и тона, противных дисциплине и правилам воинского чинопочитания".

bubnov1.jpg

И.Г. Бубнов

Летом 1907 г. был объявлен международный конкурс на лучший проект линейного корабля. Всего было представлено сорок проектов русских кораблестроителей и иностранных фирм. Занимая пост главного инспектора кораблестроения и председателя Морского технического комитета, А.Н. Крылов вместе с другими инженерами признал наилучшим проект, разработанный на Балтийском заводе под руководством профессора Морской Академии, корабельного инженера И.Г. Бубнова. Под руководством А.Н. Крылова проект был осуществлен. Русский флот получил линейные корабли типа "Севастополь", оставившие далеко позади иностранные типы этого класса кораблей. Расчеты по этим кораблям, выполненные под руководством И.Г. Бубнова и составившие пять томов, являлись, по словам Крылова, "истинным руководством по строительной механике корабля и проектированию судов".

При проектировании этих кораблей произошел следующий любопытный случай. Механический отдел Морского технического комитета требовал установить на кораблях тяжелые котлы Бельвилля. А.Н. Крылов, возглавлявший комитет, настаивал на установке более легких и экономичных котлов, применявшихся тогда на эскадренных миноносцах. Эти котлы обеспечивали линейным кораблям скорость хода от 23 до 25 узлов, а котлы Бельвилля - 21 узел. Вопрос предстояло обсудить на заседании комитета. Не будучи уверенным, что вопрос разрешится удовлетворительно, Крылов обратился с просьбой к командующему Балтийским флотом прислать на заседание флагманских и дивизионных механиков. Корабельные инженер-механики прибыли, и их трезвый голос помог Крылову добиться на заседании наиболее правильного решения.

В области кораблестроения А.Н. Крылов больше всего занимался теорией корабля. Его можно смело назвать создателем современной теории корабля; он блестяще решил такие новые, выдвинутые жизнью проблемы, как качка корабля, его непотопляемость и другие, предложил новую методику решения почти всех задач теории корабля. Так, одна из старейших кораблестроительных дисциплин, долго находившаяся в бессистемном состоянии и имевшая немало ошибок и "белых пятен", приобрела благодаря трудам А.Н. Крылова стройный и строгий вид, была прочно поставлена на подлинно научную основу и превратилась в четкую систему научных положений и выводов. Капитальный труд А.Н. Крылова "Качка корабля", вышедший к 75-летию со дня рождения ученого, представляет собою результат 45-летних научных исследований.

Еще в девяностых годах прошлого века, будучи молодым ученым, А.Н. Крылов создал теорию качки корабля на волнении. Мировая наука получила классическое решение вопроса, казавшегося до Крылова неразрешимым. Попытки ряда иностранных ученых разрешить эту проблему были безуспешны. Английский ученый В. Фруд пытался дать "теорию", но вынужден был расписаться в своей беспомощности, заявив: "Я был не в состоянии преодолеть математические трудности". До него другой английский ученый Э. Рид пошел еще дальше в признании своей несостоятельности, заявив: "...можно выразить сомнение в том, что весьма разнообразные и постоянно изменяющиеся усилия, действующие на корабль на волнении, когда-либо будут полностью выражены математическим языком".

И вот приехал в Лондон русский, никому там дотоле не известный "капитан Крылов" и изложил в Британском обществе корабельных инженеров "теорию качки корабля", в которой с математической строгостью исчерпывающе была решена важнейшая проблема кораблестроения, проблема поведения корабля на волнении.

Англичане, не признававшие никаких иностранных авторитетов, не могли замолчать достижение и приоритет русского ученого. Больше того, они впервые были вынуждены присудить золотую медаль общества ученому-иностранцу А.Н. Крылову.

Адмирал С.О. Макаров заложил основы учения о непотопляемости и живучести корабля. А.Н. Крылов развил это учение, создал свои знаменитые таблицы непотопляемости, внес неоценимый вклад в обеспечение плавучести и остойчивости кораблей. Его выводами и предложениями, а также таблицами непотопляемости пользуются ныне во всех флотах мира.

А.Н. Крылов внес много ценного и в учение о прочности корабля. Среди работ, посвященных этому вопросу, следует назвать его труд "О расчете балок, лежащих на упругом основании" (1930 г.). Тираж первого издания этой ценной работы разошелся в один день. В 1936 г. был издан почти заново написанный Крыловым курс лекций "Вибрация судов". Книга содержит подробное изложение теории упругих колебаний и представляет большую ценность для практики кораблестроения.

А.Н. Крылов создал классические работы и по теории магнетизма. Этой теорией он начал заниматься еще в 1884 г., сразу же после окончания Морского училища. За первые же три года молодой ученый написал десять оригинальных работ по девиации. Всего по этому вопросу А.Н. Крыловым написано более пятидесяти научных трудов. За три из них - "Основания теории девиации компаса", "Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении" и "О теории гирокомпаса" - академик А.Н. Крылов был в 1941 г. удостоен Сталинской премии первой степени. Многие навигационные приборы, широко применяемые сейчас на флоте и в авиации, основаны на принципах, разработанных А.Н. Крыловым.

Известен А.Н. Крылов и как крупный специалист в области артиллерии. Он оставил многочисленные математические исследования, научные труды, имеющие большое практическое значение, а также разработку оригинального устройства для тренировки наводчиков, известного под названием "прибора Крылова".

С первых же дней Октябрьской революции А.Н. Крылов стал в первые ряды передовой русской интеллигенции, отдавая народу все свои знания и опыт. В 1919 г. его назначили начальником Военно-Морской академии. Он с честью оправдал столь высокое доверие и в трудных условиях гражданской войны и иностранной военной интервенции организовал подготовку командных кадров для молодого советского флота. Всей душой Крылов отдавался педагогической и научной работе, блестяще справляясь со всеми заданиями Советского правительства.

Академик А.Н. Крылов активно и плодотворно участвовал в восстановлении флота нашей Родины. Затем, когда развернулось строительство большого советского Военно-Морского флота, Алексей Николаевич со всей свойственной ему энергией и страстностью включился в решение всех важнейших проблем этого строительства. Он консультировал проектирование и постройку боевых кораблей, передавал кораблестроителям свой огромный практический опыт, предупреждал их от многих ошибок в столь сложном и ответственном деле. Ученый работал над многими теоретическими проблемами кораблестроения, неустанно двигал вперед отечественную науку.

До последних дней своей жизни А.Н. Крылов участвовал в работе многих научно-исследовательских институтов и различных комиссий. Он трудился не только в областях, близких ему, - математике и кораблестроении, но и во многих других отраслях науки и техники, вплотную занимался многочисленными вопросами строительства нашего флота и работы судостроительных предприятий. К Алексею Николаевичу обращались всегда, когда возникали труднейшие вопросы, которые даже опытным специалистам казались неразрешимыми.

В списке огромного и многогранного научного наследства А.Н. Крылова более 300 названий научных трудов. Сюда входят многотомные исследования, монографии, учебные курсы, журнальные и газетные статьи и т.д. Две трети этих работ выполнены ученым при Советской власти, когда талант Алексея Николаевича развернулся во всей своей силе.

Учащаяся молодежь всегда привлекала к себе А.Н. Крылова. Он охотно помогал советами и разъяснениями всем, обращавшимся к нему. Будучи весьма занятым, он тем не менее соглашался читать лекции слушателям разных факультетов Военно-Морской Академии. Его лекции, прочитанные на курсах комиссаров флота в 1919-1921 гг., являются непревзойденными по ясности и доходчивости изложения.

Наш народ высоко оценил заслуги академика А.Н. Крылова перед Родиной. В связи с 75-летием со дня рождения он был награжден орденом Ленина и удостоен почетного звания заслуженного деятеля науки и техники. В 1943 г., накануне 80-летия Крылова, ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Весной 1945 г., в связи с празднованием 220-летия Академии наук, старейший академик А.Н. Крылов был награжден третьим орденом Ленина.

Дожив до победного окончания Великой Отечественной войны, Алексей Николаевич Крылов с радостью видел торжество нашей великой Родины.

В августе 1945 г., чтобы быть ближе к научным морским организациям и к родному кораблестроению, он переехал в Ленинград.

26 октября 1945 г. после тяжелой болезни Алексей Николаевич Крылов скончался.

А.Н. Крылов похоронен на Белковом кладбище в Санкт-Петербурге, неподалеку от могил его великих современников И.П. Павлова и Д.И. Менделеева.

С. М. Прoкудин-Горский

1253932180_1.jpg

Сергей Михайлович Прокудин-Горский - основоположник российской цветной фотографии. Разработанная им уникальная технология цветной фотографии, превосходила на тот момент времени все имеющиеся мировые аналоги, позволяла снимать даже движущиеся объекты. Прокудин-Горский снял пол-России - Мариинский водный путь, районы Волги, реку Оку, Урал, Кавказ и Среднюю Азию.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский провёл своё детство в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора. По семейному преданию, учился в Александровском лицее, однако документами это не подтверждено. Закончил Технологический институт в Санкт-Петербурге, где посещал лекции Менделеева. Затем продолжил своё обучение на химика в Берлине и Париже. Сотрудничал с известными химиками и изобретателями: Момене и Мите. Вместе с ними занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.

Вернувшись в Россию в середине 90-х годов XIX века, женился на Анне Александровне Лавровой (1870—1937) — дочери известного русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя. В 1898 Прокудин-Горский становится членом фотографического отдела Императорского русского технического общества и выступает с сообщением «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Уже в то время он является крупнейшим российским авторитетом в области фотографии, ему было поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО.

2 августа 1901 года в Петербурге открывается «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где расположилась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель».

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии [1], а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Состав нового красочного вещества делал бромо-серебрянную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

В мае 1908 года Прокудин-Горский ездил в Ясную Поляну, где сделал цветной фотографический портрет Льва Николаевича Толстого. В своих записях Прокудин-Горский отметил, что писатель «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах». Кроме того, известны сделанные им фотографии Шаляпина и царской семьи.

30 мая 1908 года в залах Академии художеств прошёл показ цветных проекций фотографий, сделанных Прокудиным-Горским. Его снимки древних ваз — экспонатов Эрмитажа — впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.

Уже в то время Сергей Михайлович задумывает грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. Прокудин-Горский в 1909 г. получает аудиенцию у царя Николая II, который поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон(не подтверждено).

Чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях и не препятствовать даже в фотографировании стратегических объектов(не подтверждено), в том числе мостов, заводов и т. п. Всю съёмку Сергей Михайлович проводит на свои средства, которые постепенно истощаются.

..работа моя была обставлена очень хорошо, то с другой, она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий.

Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы.[2]

В 1909—1915 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. В эти же годы в Самарканде Прокудин-Горский испытывает изобретённый им киноаппарат для цветной киносьёмки; впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным. После начала Первой мировой войны Прокудин-Горский делал фотохронику боевых действий, но впоследствии был вынужден отказаться от дальнейших фотографических опытов и занялся цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года был сделан профессором учреждённого А. В. Луначарским фотокиноинститута. В последний раз его коллекция фотографий демонстрировалась в России 19 марта 1918 года, но вскоре после этого Прокудин-Горский покинул РСФСР, увезя с собой почти все сделанные фотопластины, за исключением изъятых у него фотографий царской семьи и стратегических объектов.

Оказавшись в эмиграции, фотограф некоторое время пробыл в Норвегии и Англии. Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер. В начале 30-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний. Эта идея была реализована сыном Прокудина-Горского — Михаилом.

Скончался Прокудин-Горский в Париже, спустя несколько недель после освобождения города войсками союзников. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Создание цветового изображения Прокудиным-Горским

Создание цветных фотографий в the early 1900's было технически и материально сложно. Для того, чтобы создать цветные изображения, Сергей Прокудин-Горский отделил основные цвета с помощью фильтров и, таким образом, запечатлел три черно-белых изображения на стеклянной пластинке. Сами пластинки не содержали цвета, а состояли из серии трех черно-белых изображений, расположенных одно под другим на каждой из этих узких пластинок длинной 9 дюймов.

Для передачи цветного изображения, маленький складной ручной фотоаппарат с вертикально скользящей пластинкой перемещал стеклянную пластинку три раза с интервалом в одну секунду. В каждой позиции экспозиция производилась через один из трех фильтров, соответствующих красному, зеленому и синему цветам. После каждой экспозиции, вертикально скользящая пластинка опускалась в следующее положение. Каждое изображение фиксировало количество цвета, имеющегося в подлиннике, при этом не допускалось какое-либо заметное движение. Использовались пластинки "с красными этикетами " фирмы "Ильфорд", но они были гиперсенсибилизированы благодаря специальному методу Горского. Каждый негатив за счет контактной съемки становился позитивом для проекции.

Для предоставления цветного изображения Прокудин-Горский проектировал каждое из трех позитивных изображений одно на другое, совмещая цвет. Для этого он использовал призму в проекторе собственной конструкции.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Простите великодушно, а каую цель носит данный копипаст отечественной ура-пропаганды? Особенно порадовал тезис про

линейные корабли типа "Севастополь", оставившие далеко позади иностранные типы этого класса кораблей
Может, лучше ограничится краткой справкой - ФИО, годы жизни, конкретные достижения? И всё это - со ссылками?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Может, лучше ограничится краткой справкой - ФИО, годы жизни, конкретные достижения? И всё это - со ссылками?

можно. сейчас добавлю

http://www.biografii.ru/biogr_dop/sechenov_i_m/sechenov_i_m.php

Сеченов Иван Михайлович

[13 августа 1829 — 15 ноября 1905]

sechenov_i_m.jpg

Детские годы Ивана Сеченова

Иван Михайлович Сеченов родился 13 августа 1829 года в селе Теплый Стан Курмышского уезда Симбирской губернии. Его отец, Михаил Алексеевич, в молодости был военным, служил в Преображенском гвардейском полку. После смерти отца материальное положение семьи ухудшилось, и мальчику пришлось азы науки познавать дома.

Годы учебы Ивана Сеченова

В 1843 году Иван Сеченов отправился в Петербург, где он сдал вступительные экзамены в Главное инженерное училище.

В чине прапорщика он был выпущен и направлен в обычный саперный батальон. Через два года Сеченов подал в отставку, ушел с военной службы и поступил на медицинский факультет Московского университета.

На старших курсах после знакомства с главными медицинскими предметами Сеченов разочаровался в медицине того времени и стал мечтать о физиологии.

Защита Иваном Михайловичем Сеченовым докторской диссертации

Окончив курс обучения, Сеченов сдавал не обычные лекарские, а докторские экзамены. После успешной защиты диссертации Сеченов отправился за границу "с твердым намерением заниматься физиологией". Начиная с 1856 года он несколько лет проводит за границей. Там же он пишет докторскую диссертацию "Материалы к физиологии алкогольного опьянения", опыты для которой ставит на себе.

Возвратившись в Россию после защиты диссертации 8 марта 1860 года, он становится профессором Петербургской медицинской академии.

Открытия и научные труды Сеченова

Сеченов открыл так называемое центральное торможение - особые механизмы в головном мозге лягушки, подавляющие или угнетающие рефлексы. Это было совершенно новое явление, которое получило название "сеченовского торможения".

Об этом Сеченов сообщил в работе, опубликованной в 1863 году сначала на французском, а затем на немецком и русском языках.

В том же году российский журнал "Медицинский вестник" опубликовал статью Сеченова "Рефлексы головного мозга". Ученый впервые показал, что вся сложная психическая жизнь человека, его поведение зависят от внешних раздражителей. Всякое раздражение вызывает тот или иной ответ нервной системы - рефлекс.

Открытое Сеченовым явление торможения позволило установить, что вся нервная деятельность складывается из взаимодействия двух процессов - возбуждения и торможения.

В 1866 году выходит из печати классический труд Сеченова "Физиология нервной системы". Особую важность в этой книге имеет высказанная здесь идея о саморегуляции и обратных связях, одна из генеральных сеченовских идей, развитая в дальнейшем кибернетикой. Эта идея привела Сеченова к понятию о сигнале и об уровне организации сигналов как регуляторов поведения.

Нервную систему изучал Сеченов и во время годичного отпуска в 1867 году; большую часть этого отпуска он провел в Граце, в лаборатории своего друга профессора Роллета. После десяти лет труда он ушел из Академии и некоторое время работал в лаборатории, которой руководил Д.И. Менделеев. Затем в течение ряда лет был профессором Новороссийского университета.

Стремясь раскрыть секреты важнейшего физиологического процесса поглощения кровью из тканей и отдачи углекислоты, Сеченов глубоко изучал его физико-химическую сущность, а затем, расширив рамки исследования, делает в дальнейшем крупные открытия в области теории растворов.

В сентябре 1869 года он стал членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук.

Весной 1876 года Сеченов вновь приехал в город на Неве и вступил в должность профессора кафедры физиология физико-математического факультета Петербургского университета. В 1889 году ему удалось сформулировать "уравнение Сеченова" - эмпирическую формулу, которая связывает растворимость газа в растворе электролита с его концентрацией.

В 1891 году Сеченов стал профессором кафедры физиологии Московского университета.

Сеченов начинает исследования по газообмену, конструируя ряд оригинальных приборов и разрабатывая собственные методы изучения обмена газов между кровью и тканями и между организмом и внешней средой. По-прежнему большое внимание уделяет он нервно-мышечной физиологии. Выходит из печати его обобщающий капитальный труд "Физиология нервных центров".

В декабре 1901 года Сеченов оставил преподавание на кафедре физиологии Московского университета и ушел в так называемую чистую отставку, то есть отказался читать даже частные курсы.

15 ноября 1905 года Иван Михайлович Сеченов умер.

http://123456789.com.ua/faq/pavlov.php

Иван Петрович Павлов (26 сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — один из авторитетнейших учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».

pavlov2.jpg

Иван Петрович родился (26 сентября 1849 года в городе Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви. Отец Пётр Дмитриевич Павлов (1823—1899), мать — Варвара Ивановна (урождённая Успенская) (1826—1890).

Окончив в 1864 рязанское духовное училище, Павлов поступает в рязанскую духовную семинарию, о которой впоследствии вспоминал с большой теплотой. На последнем курсе семинарии он прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И. М. Сеченова, которая перевернула всю его жизнь.

В 1870 поступил на юридический факультет (семинаристы были ограничены в выборе университетских специальностей), но через 17 дней после поступления перешёл на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета (специализировался по физиологии животных у И. Ф. Циона и Ф. В. Овсянникова).

Павлов, как последователь Сеченова, много занимался нервной регуляцией. Сеченову из-за интриг пришлось переехать из Петербурга в Одессу, где он некоторое время работал в университете. Его кафедру в Медико-хирургической академии занял Илья Фаддеевич Цион, и Павлов перенял у Циона виртуозную оперативную технику.

Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И. П. Павлов так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта — от слюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных. Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного сока.

За 10 лет Павлов, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения. В 1903 году 54-летний Павлов сделал доклад на XIV Международном медицинском конгрессе в Мадриде. И в следующем, 1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена И. П. Павлову, — он стал первым российским Нобелевским лауреатом.

В Мадридском докладе, сделанном на русском языке, И. П. Павлов впервые сформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и посвятил последующие 35 лет своей жизни. Такие понятия как подкрепление (reinforcement), безусловный и условный рефлексы (не совсем удачно переведённые на английский язык как unconditioned and conditioned reflexes, вместо conditional) стали основными понятиями науки о поведении.

В 1919—1920 годах, в период разрухи, Павлов, терпя нищету, отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой институт, какой он захочет. Павлов ответил, что из России он никуда не уедет. Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили великолепный институт в Колтушах, под Ленинградом, где он и проработал до 1936 года.

У меня такое предложение - Вадик передает Павлову все, что знает про рефлексы головного мозга.

А от Павлова требуется установить - "гомосексуальность - психическое заболевание, вызываемое нарушениями работы некоторых участков головного мозга".

Если в головах людей с 1905 будет установка - гомосексуалист = психически больной, то в наше время не будет такого засилья голубизны. Ведь великий И.П. Павлов и не менее великий И.М. Сеченов установили - "гомосексуализм - симптом глубокого поражения такого-то участка головного мозга и задача науки - изыскать способ лечения больного участка"

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

интересная мысль--обявить ВК Сергея Александровича в психическом нездоровье.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Ага.... и еще Эйленбурга шантажнуть, раньше чем Гольштейн догадается... Гуд!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Простите великодушно, а каую цель носит данный копипаст отечественной ура-пропаганды?

Этим людям даются деньги - а они придают блеск империи и добывают всякие приоритеты :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

продолжаю

http://vsempomogu.ru/sociolog/144-4.html

вот этот человек нам пригодится. Отец современной социологии.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог 20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.

Родился П.А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Яр­сенского уезда, Вологодской губернии. Отец был русским, ремеслен­ником, мать - коми, крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима, чей праздник приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом и старшим братом на реставрации церквей, и выполнял крестьянскую работу. Сам научился грамоте. Окончил сель­скую школу в селе Палевицы. Потом учился в Гамской второклассной школе. По окончании ее поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской работой, помогая своей тетке, крестьянке, в деревне Римье, Яреского уезда. В партию социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он вспоминал: «Я познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители культа, официальные лица, доктора, писате­ли...представители разных политических течений - эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики), монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных условиях. ...Мое интенсивное чтение доселе неизвест­ных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор»

В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме в п. Кинешме и был выслан оттуда после освобождения. Четыре месяца после освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г. «зайцем» проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах, таких, как «Вестник Знания», «Вест­ник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». В 1910г. Сорокину было сделано предложение стать по совместительству лекто­ром по социологии в Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы, когда студент был лектором.

За всё это время Сорокин не покидал революционной работы сре­ди студенчества, рабочих и крестьян. В 1911г. он вынужден был, в избежание ареста, бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913 г. был арестован снова. За всё это время Сорокиным был издан ряд научных работ, из которых многие, в частности книга «Преступление и кара, подвиг и награда», обратили на себя внима­ние, как русской, так и европейской науки. В 1917г. им была напи­сана целая серия политических очерков, среди них такие, как «Ана­томия национальностей и единство государства», «Формы правления», «Проблемы социального равенства», «Основы будущего мира» и др.

В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для под­готовки к профессорскому званию. После сдачи экзаменов в конце 1915г., с начала 1917г. он становится «приват-доцентом». Защита магистерской диссертации была назначена на март 1917г., но ее пришлось отложить в связи с Февральской революцией 1917г. Сорокин оказался в водовороте политических событий в стране. 1918г. - са­мый бурный год в жизни П. Сорокина.

В «Системе социологии» П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он раз­работал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.

«Социология представляет науку, которая изучает жизнь и дея­тельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». «Социология изучает общество с трех главных точек зрения:

1) его строения и состава

2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности

3) происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы ос­новные задачи изучения социологии»

П.А. Сорокин писал: «Наша потребность в социологических познаниях огромна. В ряду многих причин, вызывающих наши настроения и плохую общественную жизнь, немалую роль играет наше социологическое неве­жество… Голод и холод, разврат и преступление, несправедливость и эксплуатация продолжают быть спутниками человеческого общества. Только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями... Только знание здесь может указать...как нужно устроить совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы... Вот с этой практической точки зрения социология приобретает громадное значение».

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодейс­твия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяет­ся на:

  1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.
  2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия лю­дей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.
  3. социальную генетику; «Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей»

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

http://www.famous-scientists.ru/great/105/

Цвет Михаил Семёнович

i6077.jpg

Цвет Михаил Семёнович – русский ботаник-физиолог и биохимик. Михаил Семенович родился 14 мая 1872 года в интернациональной семье русского и итальянки в Италии. Образование он получил в Швейцарии, в Женевском университете. Уже в 1893 г., при переходе на третий курс университета, М. С. Цвет собрал материал для серьёзной анатомической работы по стеблю паслёновых. Несколько лет спустя М. С. Цвет опубликовал её в печати. В лаборатории общей ботаники М. С. Цвет работал и над своей докторской диссертацией, которую защитил в 1896 г. Тема диссертации была из области клеточной физиологии; в ней М. С. Цвет впервые столкнулся с вопросом о строении хлорофильного зерна, того органа клетки, который является единственным носителем хлорофилла - зелёной окраски растения. А с зелёной окраской неразрывно связана способность растения к образованию углеводов из углекислого газа и воды.

В 1897 году он переехал на историческую родину отца, в Россию. С 1896 г. работал в Лаборатории анатомии и физиологии растений Петербургской АН, с 1902 г. ассистент кафедры физиологии и анатомии растений Варшавского университета. К 1901 г. М. С. Цвет подготовил свою русскую магистерскую диссертацию "Физико-химическое строение хлорофильного зерна. Экспериментальное и критическое исследование".

В Казани он сдал магистерский экзамен и в сентябре защитил диссертацию. С 1908 г. преподаватель ботаники Варшавского политехнического института. В ноябре 1910 г. М. С. Цвет защитил диссертацию на степень доктора ботаники под заглавием "Хлорофиллы в растительном и животном мире". Работа эта была удостоена Академией наук большой премии имени Ахматова. В 1914 году Политехнический институт спешно эвакуировался из Варшавы в Нижний-Новгород. М. С. Цвет при этом потерял своё имущество и ценную библиотеку. 26 июня 1919 года ученый умер.

Метод Михаила Семеновича Цвета широко применяется во многих областях науки и техники. Появилась газожидкостная, бумажная, ионообменная хроматография, хроматография в тонком слое. С помощью ионообменной хроматографии можно избавить воду от жесткости или опреснить ее. Она же помогла разделить смесь изотопов редкоземельных элементов. Радиоактивность каждой капли раствора, вытекающего из ионообменной колонны, определяется отдельно. Оказалось, что чем выше порядковый номер элемента в таблице Менделеева, тем быстрее он выходит из колонны при хроматографическом разделении.

Цвет был первым, кому удалось установить, что существуют только две модификации (видоизменения) хлорофилла: хлорофилл А и хлорофилл В. Произошло это в 1903 году. До этого в науке считалось, что в каждом растении содержится свой вид хлорофилла: березовый, лишайниковый, фиалковый и т. д. Цвет сузил поиск хлорофиллов до двух форм. И сделал он это с помощью изобретенного им самим метода. Новый метод разделения сложных веществ на компоненты был назван хроматографией. Раствор смеси веществ, которые желают разделить, пропускают через стеклянную трубку, заполненную веществом, различно адсорбирующим эти вещества. Для многих пигментов, в частности для хлорофилла, наилучшей адсорбирующей средой является свежеосаждённый и тщательно в течение двух часов при 150° С высушенный порошкообразный углекислый кальций. Так же хороша для этой цели сахароза.

Своим адсорбционным хроматографическим методом М. С. Цвет исследовал целый ряд веществ, но особенно плодотворно он работал по установлению состава хлорофилла, т. е. всей смеси пигментов, которые содержатся в зелёном листе. Исследовал он также пигменты различно окрашенных цветных водорослей. С помощью хроматографического адсорбционного метода М. С. Цвета теперь производятся: определение степени чистоты индивидуальных продуктов; очистка их от примесей; разложение сложных естественных веществ на компоненты и выделение этих компонент; установление тождественности или различия весьма родственных веществ; контроль продуктов и товаров.

Главнейшие труды М. С. Цвета: Гемоглобин и хлорофилл. В каком направлений желательно изучение последнего тела, "Известия Спб. Биологической лаборатории", 1898, т. II, вып. 3; Хлорофиллины и метахлорофиллины, "Труды Спб. общества естествоиспытателей", 1900, т. 31, вып.I; Физико-химическое строение хлорофильного зерна. Экспериментальное и критическое исследование, "Труды Казанского общества естествоиспытателей", 1901, т. 35, вып. 3 (магистерская диссертация); Хромофиллы в растительном и животном мире, Варшава, 1910 (докторская диссертация); Современное состояние химии хлорофилла, "Журнал Русского физ.-хим. общества", 1912, № 44; Хроматографический адсорбционный анализ (Избранные работы), изд. АН СССР, 1946.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

В чем смысл раздела? В цитировании википедии?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Складирования персоналий, которых можно использовать...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Для чего использовать? Тут же вроде попаданчество, так что какой толк от устаревших ученых?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Для чего использовать? Тут же вроде попаданчество, так что какой толк от устаревших ученых?

Простите, Граф Цеппелин, а Вы сами таймлайн читали, или первую книгу ("Одиссея "Варяга") ?

Или делаете выводы с чьих-то слов?

С уважением....

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Граф, читайте внимательнее. Попаданцам надо будет ВЕРБОВАТЬ ученых, приглашать их работать, помогать деньгам интересным изобретениям. А моя тема нужна, чтобы автор книги мог ЗНАТЬ, кто сделал такое-то открытие, кто что изобрел.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Константи?н Эдуа?рдович Циолко?вский (5 (17) сентября 1857, Ижевское, Рязанская губерния, Российская империя19 сентября 1935, Калуга, СССР) — российский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель. Один из пионеров космонавтики. Обосновал вывод уравнения реактивного движения, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет. Автор работ по аэродинамике, воздухоплаванию и другим наукам.

Представитель русского космизма, член Русского общества любителей мироведения. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной.

Научные достижения

300px-Chertrg_Tsiolkovsky.jpg

magnify-clip.pngЧертеж первого космического корабля К. Э. Циолковского (из рукописи «Свободное пространство», 1883)

К. Э. Циолковский утверждал, что теорию ракетостроения он разработал лишь как приложение к своим философским изысканиям.[77] Им написано более 400 работ, большинство которых мало известны широкому читателю.

Первые научные исследования Циолковского относятся к 1880—1881 году. Не зная об уже сделанных открытиях, он написал работу «Теория газов», в которой изложил основы кинетической теории газов. Вторая его работа — «Механика животного организма» получила благоприятный отзыв И. М. Сеченова, и Циолковский был принят в Русское физико-химическое общество. Основные работы Циолковского после 1884 были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий.

В своей квартире Циолковский создал первую в России аэродинамическую лабораторию. Циолковский построил в 1897 первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней и в 1900 на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и других тел. Работы Циолковского в области аэродинамики явились источником идей для Н. Е. Жуковского. Циолковский описал обтекание воздушным потоком тел различной геометрической формы.

200px-%D0%91%D1%8E%D1%81%D1%82_%D0%A6%D0

magnify-clip.pngБюст К. Э. Циолковского, установленный на первом этаже Волгоградского планетария

Циолковский занимался механикой управляемого полета, в результате чего им был спроектирован управляемый аэростат (слово «дирижабль» тогда ещё не придумали). Циолковский первым предложил идею цельнометаллического дирижабля и построил его модель. Первым печатным трудом о дирижаблях был «Аэростат металлический управляемый» (1892), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. Прогрессивный для своего времени проект дирижабля Циолковского не был поддержан; автору было отказано в субсидии на постройку модели. Обращение Циолковского в Генеральный штаб русской армии также не имело успеха. В 1892 году он обратился к новой и мало изученной области летательных аппаратов тяжелее воздуха. Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. В статье «Аэроплан или Птицеподобная (авиационная) летательная машина» (1894) даны описание и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду и аэродинамической компоновке предвосхищал конструкции самолётов, появившихся через 15—18 лет. В аэроплане Циолковского крылья имеют толстый профиль с округлённой передней кромкой, а фюзеляж — обтекаемую форму. Но работа над аэропланом, так же как над дирижаблем, не получила признания у официальных представителей русской науки. На дальнейшие изыскания Циолковский не имел ни средств, ни даже моральной поддержки.

С 1896 года Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов. Мысли об использовании ракетного принципа в космосе высказывались Циолковским ещё в 1883, однако строгая теория реактивного движения изложена им в 1896. Циолковский вывел формулу (она получила название «формула Циолковского»), установившую зависимость между:

  • скоростью ракеты в любой момент
  • удельным импульсом топлива
  • массой ракеты в начальный и конечный момент времени

8f0dc6108597620466d1c05274396fe5.png

Закончив математические записи, Циолковский машинально поставил дату: 10 мая 1897. В этом же году вывод формулы для движения тела переменной массы был опубликован в диссертации русского математика И. В. Мещерского («Динамика точки переменной массы», И. В. Мещерский, СПб., 1897).

В 1903 году он опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где впервые доказал, что аппаратом, способным совершить космический полет, является ракета. В этой статье и последовавших её продолжениях (1911 и 1914) он разработал некоторые идеи теории ракет и использования жидкостного ракетного двигателя.

Результат первой публикации оказался совсем не тот, какого ожидал Циолковский. Ни соотечественники, ни зарубежные учёные не оценили исследования, которыми сегодня гордится наука. Оно просто на эпоху обогнало свое время. В 1911 году опубликована вторая часть труда «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Циолковский вычисляет работу по преодолению силы земного тяготения, определяет скорость, необходимую для выхода аппарата в Солнечную систему («вторая космическая скорость») и время полета. На этот раз статья Циолковского наделала много шума в научном мире. Циолковский обрел много друзей в мире науки.

В 19261929 годы Циолковский решает практический вопрос: сколько нужно взять топлива в ракету, чтобы получить скорость отрыва и покинуть Землю. Выяснилось, что конечная скорость ракеты зависит от скорости вытекающих из неё газов и от того, во сколько раз вес топлива превышает вес пустой ракеты.

Циолковский выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены: газовые рули (из графита) для управления полётом ракеты и изменения траектории движения её центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки космического аппарата (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла; насосная система подачи компонентов топлива; оптимальные траектории спуска космического аппарата при возвращении из космоса и др. [источник не указан 477 дней] В области ракетных топлив Циолковский исследовал большое число различных окислителей и горючих; рекомендовал топливные пары: жидкие кислород с водородом, кислород с углеводородами. Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя; в 1927 опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке. Он первый предложил «выдвигающиеся внизу корпуса» шасси. Космические полеты и дирижаблестроение были главными проблемами, которым он посвятил свою жизнь.

Циолковский отстаивал идею разнообразия форм жизни во Вселенной, явился первым теоретиком и пропагандистом освоения человеком космического пространства.

Проблемы со слухом не мешали учёному хорошо понимать музыку. Существует его работа «Происхождение музыки и её сущность». В семье Циолковских были фортепиано и фисгармония.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

для образования http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Учёные_XX_века

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Коллеги, ИМХО, а вот что реально надо изобрести пораньше - бензопилу "Дружба"

Ниже информация к размышлению

Статья №1 Изобретение и развитие бензиновых пил

Точных сведений о том, как и когда впервые появилась цепная бензиновая пила нет. Считается, что ее предок появился в начале 20-го века. Поэтому можно сказать, что данный инструмент в своем развитии прошел столетний рубеж.

Первая бензопила обладала шиной и цепью, которая вручную приводилась в движение. Известно, что в 1926 году немецкий инженер-механик Андреас Штиль создал и запатентовал цепную пилу с электромотором. Инструмент обладал мощностью 2,2 кВт и весил 48 кг.

В 1929 году все тот же Андреас Штиль создал бензопилу Stihl с мощностью 6 л. с. и весом 46 кг.

В 1950 году компания Stihl выпустила одноручную бензопилу с карбюратором и возможностью регулировки, весом 16 кг.

Четырьмя годами позже была изготовлена сенсационно легкая для того времени бензопила весом 11 кг. Ее стали использовать не только для валки и раскряжевки, но и для обрезки сучьев. Снизить вес бензоинструмента помог двухтактный двигатель, изобретенный братьями Эммерик. В 1958 году на бензопилах появился мембранный карбюратор, который позволяет использовать инструмент в любом положении.

Статья №2Российские инженеры в 1917 году предложили идею универсальной малогабаритной ручной бензопилы. Они предлагали лесорубам пилить деревья, вращая специальную ручку, которая приводила в движение цепь. Несколько лет спустя российские мастера разработали портативную пилу, работающую от электричества.

Официальная хроника истории бензопилы гласит, что этот инструмент был изобретен практически одновременно в двух странах: России и Германии. С одной стороны, немецкий изобретатель Андреас Штиль первым предложил использовать бензиновый мотор в качестве привода. Впоследствии он даже основал крупную, известную и по сей день компанию «Stihl», производящую современные профессиональные и бытовые бензопилы.

С другой стороны - наш соотечественник инженер Борис Кабук. Он, отбывая в 50-х годах наказание на севере, сконструировал прототип бензопилы «Тайга», переименованный позже в известную бензопилу «Дружба». Удивительно, что оба изобретателя предложили практически идентичные конструкции, позволяющие использовать бензиновый мотор в качестве основного источника силы, приводящего цепь в движение. В 60-е годы возрос спрос на пиломатериал, поэтому многочисленные инженеры вновь обратили свое внимание на доработку конструкции бензопилы. Инструменты становились мощнее, экономичнее и легче.

Статья №3Оказывается, на право считаться изобретателем бензопилы претендуют многие современные производители этой чудо-машины, но прав может быть только один из них. Пришлось искать самому.

Поиск по русско- и англоязычному интернету результатов не дал. Точнее почти не дал. Я узнал, что бензопилы появились в 1920-х и что именно в этот период их "первыми создали" большинство из тех, кто претендует на звание "Создатель бензопилы". Так же я узнал, что задолго до моего рождения очень солидные журналы писали о том, что бензопилы очень старое изобретение, и в подтверждение приводили фотографии.

Но тут возникала проблема. Те кто об этом рассказывал, могли точно назвать номер журнала, страницу, описать что изображено на фотографии и что написано под ней, НО самих фотографий не было (либо были, но их качество было даже хуже чем съёмки лунных экспедиций). Вобщем, пришлось брать дело в свои руки и шевелить мышкой.

Таинственное фото

Через полчаса и две чашки чая таинственная фотография была обнаружена.

Обложка еженедельника "Scientific American" за 22 января 1910: Saw-Driven Engine Cutting Redwood. Моё состояние: эйфория, граничащая с шоком. Оказывается, 100 лет назад люди жили уже не в каменном веке, а могли создавать весьма сложные агрегаты. А уж то, что шина цепной пилы была тогда такой же, как и сейчас, не лезло ни в какие ворота. Самый же важный вопрос: на чём она работает? На картинке не видно, а к тому моменту карбюраторному двигателю внутреннего сгорания было лет двадцать минимум.

Честно скажу, я не знаю на чём работала та пила, но обязательно узнаю. Ведь я уже прошёл значительную часть пути к этому Знанию.

В связи с невозможность обнаружить Творца пилы, я отправился окольным путём.

Ночь первая: Первопроходцы

С подачи коллег (подбросили идею, а сами ушли домой спать!) я начал патентные изыскания. Выяснилось, что в интернете можно получить доступ к патентной библиотеке США и ознакомится с документами, начиная с 1790 года.

В течении следующих часов я ознакомился с форматами американских патентов, с тем как в течении последних 100 лет менялись требования к оформлением патентов, с принципами построения классификатора патентов и выяснил какой раздел классификатора мне нужен. Я стал мастером по патентному поиску. Но я так и не узнал кто первым сделал бензопилу. Я даже не узнал кто её первым запатентовал. Но в результате почти написал обзор по истории бензопил.

Краткое содержание первого варианта первой части "Всемирной истории бензопиления", который был почти написан, но так и не увидит свет.

Бензопила по сути своей является "цепной пилой". Значит, чтобы найти изобретателя нужно всего лишь узнать кто первый присоединил к цепной пиле бензиновый двигатель. Осталось лишь проследить этапы эволюции цепных пил "от амёбы до человека"

- 1 сентября 1885 года некий Walter S. Shipe запатентовал цепную пилу. Он не удосужился указать как и к чему её крепить, но сообщил, что лучше всего к пиле подключать лошадь или паровую машину. Бензопила на лошадиной тяге? Всё-таки каменный век был не так давно!

- 7 октября 1902 хитрец John Arthur Brines получил патент на мобильную пилу. Она каталась на колёсике и вместо известной нам шины имела U-образную раму. Не слишком напрягаясь с двигателем, он дал расплывчатую формулировку, мол "подойдёт любой подходящий для нашего дела двигатель". К тому же название своему изобретению он дал "Sawing apparatus".

Признавать такий "аппаратус" первой бензопилой не хотелось и я сказал себе, что двигатель внутреннего сгорания в 1902 году должен быть размером с Зимний дворец и значит уместиться на каталке Джона не мог.

- Наконец, после Великой Октябрьской Социалистической Революции появилась на свет пила, достойная быть предком бензопилы.

Настоящая ручная компактная пила, с современной шиной и цепью. Причём ручная она в прямом смысле слова, потому как приводится в действие путём вращения ручки.

До заветной цели остаётся один шаг- прикрепить мотор.

- Вот ведь открытие. Никогда бы не подумал. Вот так дремучее средневековье.

Подумать только, уже в 1930 году, приличная пила с нормальной компоновкой и к тому же ЭЛЕКТРО. И кстати, бензиновых не видно ещё лет 5, а те, которые есть - на допотопной U-образной раме. Вот оно величайшее научное открытие современности: электрические цепные пилы появились раньше бензиновых.

Дойдя до открытия примата электропилы перед бензопилой, я подумал, что что-то делаю не так, и решил лечь спать, благо было уже утро и наступило время, когда нормальные интернетчики ложатся спать. К тому же машина 1910 года наводила на мысль, что прогресс шёл быстрее, чем мне виделось. Я решил утром копнуть поглубже. Лучше бы я этого не делал.

Гринпинская трясина: шаг вправо, шаг влево...

На утро/обед, не до конца проснувшись, я начал копать по сторонам. Первые же взмахи лопатой показали, что я очень мало знаю о классификаторе патентов, но зато много чего имею сказать об интимной жизни родителей создателей классификатора. Цепные пилы были рассредоточены равномерным слоем по всему классификатору и присутствовали везде, где только можно, за исключением той категории, где было написано "Chain Saw".

Сперва обнаружился патент 1911 года на цепную электропилу, потом в 1912-13 детально проработанные чертежи цепных пил с паровым и пневмоприводом. Они хоть и были на U-образной раме, но прорисованы до последнего винтика, что давало надежду, что данные агрегаты были воплощены в железе.

Потом обнаружился патент 1905 года на цепную пилу с пневмоприводом. И можно сказать, что конструктивно это была пила с шиной.

Мир рушился. В следующие полчаса я нашёл патент на шину от 1883 года (против первоначальной цепи 1885), а потом вообще полноценную пилораму на цепной пиле от 1868 года.

Вобщем, пришлось отказаться от почти написанного первого варианта "Всемирной истории бензопиления" и начать писать сразу второй вариант. Хочется надеяться, что я смогу это сделать до того как накопаю материалов на третий.

Статья №4Единой версии изобретения бензопилы не существует, поэтому на роль первопроходцев претендуют многие из современных производителей данной техники. Мы не будем брать на себя роль судей и присваивать титул "Изобретатель бензопилы", а попробуем лишь проследить основные вехи развития, столь полезного и популярного ныне инструмента.

По сути своей, ручная бензопила является цепной пилой (chain saw) у которой режущий инструмент представляет собой замкнутую гибкую ленту собраную из небольших элементов с зубъями. Замкнутость ленты избавляет от необходимости реверсировать ход инструмента, что в конечном итоге приводит к увеличению производительности.

На картике слева, можно увидеть изображение цепной пилы, установленой на рельсы для распиливания больших стволов деревьев. Общий размер пилы можно оценить благодаря фигуре рабочего. Формально, данная пила выходит за рамки нашего исследования этапов развития ручных цепных пил, но весьма показательно что уже тогда (Обложка еженедельника "Scientific American" за 22 января 1910 года) цепные пилы имели вполне привычную нам шину (схема внизу обложки).Однако, начнём с начала...

Главное - цепь.

Самая ранняя обнаруженая контрукция цепой пилы была без шины. Патент на неё был выдан в США, 1 сентября 1885 года на имя Walter S. Shipe. (за основу работы взяты патенты выданные в США, это обусловлено тем, что именно американские патенты представлены в сети Интернет наиболее полно) В нём автор подробно описывал устройство и преимущества цепи и прелагал использовать в лошадь или паровую машину для приведения пилы в действие.

В дальнейшем, изобретатели уделяли значительное внимание конструкции звеньев цепи, способам соединения их друг с другом и передачи движения с с ведущего колеса на цепь. Зачастую, заявленное изобретение представляло из себя лишь цепь с колесом или шиной.

Обретение подвижности

7 октября 1902 года, John Arthur Brines получает патент на перевозимую цепную пилу. Назывался патент "Sawing apparatus" и содержал описание весьма прогрессивного "аппаратуса".

За почти два десятилетия, прошедшие с 1885 года, цепная пила не только обрела мобильность, но и стала более универсальным инструментом. Так, если Вальтер Шайп предлагал использовать свою пилу для "валки деревьев и обрезки брёвен", то Джон Брайнс поставил задачей для собственного изобретения "поперечное разрезание брёвен и т.п., а также использование для других разнообразных целей, там где это может пригодиться".

Кроме того, новая пила сделала ещё один шаг по направлению к бензопиле. Если в 1885 года в качестве движущей силы предполагалось использовать лошадь или паровую машину, то в 1902 предлагалось использовать "мотор любого подходящего вида" (тёмный прямоугольник рядом с колёсами).

Приручение цепной пилы

Прогресс не стоял на месте. Принцип современной бензопилы "одна пила - один человек" уже тогда манил изобретателей. В результате, 28 октября 1919 года, Ole J. Kendon плучает патент на ручную цепную пилу "которая может быть использована одним человеком".

Как видно из приложеного к патенту рисунка, пила Кендона была "ручной" во всех смыслах этого слова, потому как цепь приводилась в движение посредством вращающейся ручки.

Тем не менее, это уже полноценная портативная ручная цепная пила с традиционной сегодня шиной. Тут надо отметить, что разработчики цепных пил ещё долго пытались сделать цепную пилу на базе U-образной рамы. Вот например патент от 15 апреля 1930 года, выданный на имя Arthur Kuenne. В патенте автор предлагал контсрукцию ручной пилы которую можно перемещатьс места на место.

В патенте не указан тип мотора который предлагалось использовать, но как и в случае с "Sawing apparatus" возникает сомнение в наличие в те годы мощных и доступных моторов, которые бы соответствовали пропорциям на рисунках. Однако сейчас это уже не важно, ручные пилы с U-образной рамой проиграли более лёгким и удобным пилам с шиной.

А вместо сердца - пламенный мотор

Лошади и паровые машины, предложенные в 1885 года Вальтером Шайпом в качестве источника энергии цепной пилы ушли в прошлое вместе с 19 веком. К тому же, они врядли могли быть использованы в ручных пилах. Наступало время двигателей внутреннего сгорания и электромоторов. Результат патентного поиска приводит к парадоксальному результату: ручные цепные пилы с электромотором появились раньше бензомоторных аналогов. Возможно, это связано с тем что при использовании электромотора нет необходимости псоздавать топливную систему - протянуть электрический кабель гораздо заманчивей. Однако, между получением патента и созданием действующей пилы есть существенная разница, и потому мы не будем выносить окончательный приговор.

13 октября 1925 года был выдан патент (сама заявка была подана 22 ноября 1924 года) на имя Richard F. Boerner, в котором предлагалась конструкция "моторо-приводной цепной пилы".

Можно легко увидеть что компоновка пилы уже приближается к современой схеме. Данная пила не имеет никакой системы защиты оператора в случае аварии пилы и имеет ручку сомнительной удобности, но она уже имеет корпус в который убран двигатель и всё механика, при этом двигатель лежит вне плоскости шины, что позволяет уменьшить габаритные размеры пилы.

Удобство данной схемы ясно видно в сравнении с другой электропилой, патент на которую был выдан 30 декабря 1930 года на имя Knute Berg (заявка от 4 сентября 1928 года).

Edited by Беловчанин

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

гы.... поищщите сколько для начала на год 12-й стоит банальный моторчик в одну л.с.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Коллега, а вспомните норматив на распил ствола диаметром 0.5 метра "Дружбой 2", и количество оных бревен на одной десятине. Прогрессорствовать похоже всетаки придется.(Тут был самайлик)

Edited by Беловчанин

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Еще раз! Так сколько будет стоить такой моторчик?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Если Вы настаиваете, поищу информацию ;))) Думаю стоит узнать цену "самоката", а они уже были довольно масов в частном пользовании. Грустно как то про цену моторчика, тут целые флоты бревноутов коллеги выносить собираются :rofl:

На Всероссийской автомобильной выставке 1907 г. в Санкт-Петербурге экспонировался двухколесный "лейтнеровский" мотоцикл "Россия". Однако спустя год эти машины уже не выпускалсь. В дальнейшем фирма строила только велосипеды и автомобили марки "Россия".Первый мотоцикл нашего производства назывался гордо и достойно «Россия». Его производили на Лейтнеровской фабрике в Риге. Мотоцикл был предельно прост и комплектовался одноцилиндровым двигателем, мощности которого хватало, чтобы разогнаться до 40 км/ч. В свои годы байк стоил 450 рублей, и это было очень дорого, поэтому выпускался он очень маленькой серией.

К 1910 году производство мотоцикла «Россия» прекратилось, а в ходе начала войны фабрику перенесли из Риги в Харьков, где в последствии и был сформирован Харьковский Завод.

Характеристики:

Двигатель одноцилиндровый, четырёхтактный. Рабочий объем – 433 см3.диаметр цилиндра – 82 мм. Ход поршня – 82 мм. Мощность – 1,75 л.с. Зажигание – батарейное. Длина – 1900 мм. База – 1260 мм.Высота по седлу – 970 мм. Ширина по рулю – 550 мм. Вес – 52 кг. Трансмиссия – клиноременная. Скорость – 35 км/ч. Цена – 400 рублей.

Царская Россия в основном импортировала мотоциклы. Правда, некоторые предприниматели пытались исправить такое положение дел. Например, в 1899 году компания "А. Лейтнер и К " приобрела лицензию на производство трициклов "Де Дион Бутон". Это предприятие возникло из велосипедной фабрики, основанной в 1886 году в Риге, на Гертрудской улице, Александром Лейтнером. Первое время трое рабочих собирали велосипеды "паук" с огромным передним колесом, спрос на них возрастал, фабрика расширялась, и спустя 13 лет на ней трудилось 194 человека, а в цехах работало почти две сотни станков. На них-то ежегодно делали по тысяче велосипедов марки "Россия".

Однако Лейтнер не упускал случая повысить квалификацию на заводах Германии и Швейцарии и старался ни в чем не уступать иностранным конкурентам. Так, помимо велосипедов, его компания освоила сборку автомобилей, между прочим, завоевавших высшую награду в 1901 году на Рижской юбилейной выставке. А потом предприниматель взялся и за мотоциклы и для начала наладил выпуск трициклов под названием "Россия". В принципе, эта машина представляла собой упрощенный вариант французской модели, но оснащалась немецким двигателем фирмы "Кудель".

Рижане построили 5 трехколесных и несколько двухколесных машин. Последние внешне походили на моторные бициклы, изготовленные в Париже эмигрантами из России, братьями Евгением и Михаилом Вернер. Кстати, именно они, оснастив велосипед двигателем внутреннего сгорания, назвали качественно новое транспортное средство "мотоциклетом".

Тем временем Лейтнер убедился в том, что его трициклы расходятся плохо главным образом из-за высокой стоимости и трудностей, связанных с их эксплуатацией. А убедившись, оперативно переключился в 1902 году на серийное производство конструктивно сходных с моделью братьев Вернер.

На новой машине применили двигатель немецкой фирмы "Фафнир", почти идентичный вернеровскому, но ценою подешевле. Три десятка таких мотоциклов, опять названных "Россия", продали главным образом на территории Лифляндской губернии, но с 1907 года и эти машины перестали рекламировать. Компания "А. Лейтнер и К " занялась более надежным делом - сборкой иностранных автомобилей и отечественных велосипедов.

Вторым очагом мотоциклостроения в России был Петербург. Здесь, на экипажной фабрике "Фрезе", известной не только пролетками и каретами, но и выпуском первого отечественного автомобиля, серийных грузовиков и пожарных машин, с 1903-го по 1908 год небольшими партиями из готовых комплектов собирали и мотоциклы. Сначала по образу и подобию бельгийских трициклов марки "Саролея", а потом и двухколесные, собственной конструкции, но с импортными двигателями. Именно изделия со знаком "фрезе" с успехом демонстрировались в 1905 году на Первой международной выставке автомобилей в Москве.

И, наконец, третьим центром нарождающейся отрасли промышленности стала Москва. Здесь в 1895 году Ю. А. Меллер основал фабрику, на которой предполагалось делать велосипеды марки "Дукс". Спустя шесть лет она превратилась в солидную фирму и изменила название на "Дукс Ю. А. Меллер".

Прежде всего москвичи изготовили небольшую партию трициклов с моторами "Де Дион Бутон". Однако к этому времени интерес к трехколескам уже спал, и Меллер, быстро разобравшись в конъюнктуре, взялся за более популярные двухколесные мотоциклеты. В качестве прототипа использовали модель английской компании "Мото-Рева", за границей же закупили двигатели и до 1909 года выпустили две небольшие серии.

И тут подоспел армейский заказ. Дело в том, что в войсках стали применять солдат-мотоциклистов (как тогда говорили, самокатчиков). Сначала они выполняли роль курьеров, связных, а с началом первой мировой войны и разведчиков. В течение четырех лет шел выпуск тяжелых мотоциклов марки "Мото-Рева Дукс", а потом и "Клено-Дукс". Эти машины оснащались двухцилиндровыми двигателями мощностью соответственно 6 и В л. с. Но с 1915 года производство было свернуто. Окрепшая фирма получила более выгодные заказы и принялась выпускать боевые аэропланы, аэростаты наблюдения, аэросани, моторные лодки, железнодорожные дрезины.

...Причины неудач, преследовавших пионеров мотоциклостроения в России, были сугубо экономическими. Прежде всего покупатели предпочитали импортные автомобили и мотоциклы, поскольку те были дешевле и надежнее отечественных. Ведь за рубежом эти машины строили крупными сериями на хорошо оснащенных, специализированных заводах, а в результате их себестоимость и, следовательно, цена, были ниже.

Преимущество импортных машии определялось и низкими ввозными пошлинами - в 1910 году они составляли всего 5% от стоимости продукции. В таких условиях нечего было и думать о равенстве в конкурентной борьбе русских промышленников с иностранными. Вот во что вылилась непродуманная внешнеэкономическая политика царского правительства.

В связи с этим напомним, что в США ввозная пошлина на автомобили и мотоциклы достигала 45%, а в Германии покупатель "своего" грузовика получал 5 тыс. марок премии и, кроме того, в течение первых пяти лет эксплуатации ему выдавали по V тыс. марок. Стоит ли удивляться тому, что те же Г. Форд и Г. Даймлер действовали в своих странах уверенно, не опасаясь иностранного соперничества.

...Из всех мотоциклов, построенных в России до революции, сохранились лишь две машины фирмы "А. Лейтнер и К ". Одну можно увидеть в экспозиции Московского политехнического музея, другая находится у активиста рижского клуба антикварных автомобилей "АКА" Юриса Рамбы.

Edited by Беловчанин

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Спасибо! Весьма ценные мысли и инфа!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Грустно как то про цену моторчика, тут целые флоты бревноутов коллеги выносить собираются

Ну вы ж не путайте фэнтези и АИ.. ДА и вообще мало ли какие у кого нездоровые фантазии............

Кстати спасибо за инфу по мотоциклетам. Вопросы по бензопиле думаю снялись?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Господь с вами! Здесь нечего вычислять. Это настолько банально, что никакого шума не могло быть. Всё это "вычислил" Ньютон

А еще Циолковский был сторонником евгеники и теории расового превосходства :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

А еще Циолковский был сторонником евгеники

Хм... Если поставить евгенику на разумные рельсы и вооружить ее исследованиями в области генетики... евгеника может стать полезной. Например, девушка или юноша в 16 лет получают специальную карточку, идут в консультацию и получают возможность выбрать кандидата.

Share this post


Link to post
Share on other sites
This topic is now closed to further replies.