Голосование по "17 мгновений весны"


20 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Макс Отто фон Штирлиц родился - по Юлиану Семенову - в 1900 году, легализовался в качестве главного советского разведчика в 1968 году, увидел свет в журнале "Знамя" на год позже, а всенародную славу получил в 1973-м. Его рождение было предопределено - хотя бы тем, что в те годы КГБ в очередной раз понадобился PR для романтизации своей деятельности. Тем паче, по части ведомственного PR его тогда на всех парах обошел основной конкурент - военная разведка. В этой последней обнаружился настоящий супергерой - Рихард Зорге! Кого же было выводить на сцену чекистам, как не разведчика. Правильно оценив потребности товарищей с Лубянки, Юлиан Семенов вовремя подоспел со "Семнадцатью мгновеньями весны". Можно считать, что Штирлиц родился, когда произведение Семенова прочел председатель КГБ Юрий Андропов.

Схематическую биографию Штирлица-Исаева можно составить, проштудировав "Альтернативу" - так назвал свой цикл сам Семенов: "Брилианты для диктатуры пролетариата", "Пароль не нужен", "Нежность", "Испанский вариант", "Альтернатива", "Третья карта", "Семнадцать мгновений весны", "Приказано выжить", "Экспансия I, II, III", "Отчаяние", "Бомба для председателя". Единой органичной фигуры этого человека не возникает. Но ясно, что он не Макс Отто фон Штирлиц, и дахе не Максим Максимович Исаев, а Всеволод Владимирович Владимиров, родившийся 8 октября 1900 года в Забайкалье, где его родители отбывали ссылку. Владимиров старший - особа, приближенная к "самому" Плеханову. Затем была эмиграция, и жили Владимировы в Цюрихе, где главный герой научился без акцента глаголить на шести европейских языках... Думаю достаточно.

В качестве прообраза Штирлица чаще всего называют агента "Брайтенбах" (позывной А210), Вилли Лемана, нашего человека в гестапо. Он был гаупштурмфюрером (капитаном), заместителем Вальтера Шелленберга и поставлял в Москву служебные документы гестапо. Судьба агента "Брайтенбах" очень напоминает судьбу Штирлица.

...В августе 1942 года в Германию для обеспечения надежной радиосвязи под видом солдат-отпускников были посланы немецкие антифашисты Хесслер и Барт. Это были хорошо обученные радисты, имевшие с собой портативные рации. Они благополучно добрались до Берлина и должны были поступить в распоряжение группы, работающей с Леманом. Но гестапо, обеспокоенное утечкой информации, раскинуло такую частую сеть сыска, что в конце концов напало на след этой группы, начало разрабатывать ее, и вскоре радисты были арестованы. 14 октября 1942 года Барт вышел в эфир и передал в Центр сигнал опасности – произвольное повторение нескольких отдельных групп текста. Это выглядело вполне естественной ошибкой, и немецких радистов не насторожило. А вот в советском радиопередающем Центре должны были забить тревогу, доложить руководству, что в шифротелеграмме из Берлина имеется повтор абзацев. Но произошла трагическая случайность. Дежурный радист не придал значения «сбивчивой» работе радиопередатчика. Сигнал тревоги оказался непринятым. Получив сообщение Барта о благополучно начатой операции и не подозревая о ее провале, Центр передал ему явки к нескольким агентам, в том числе и к Леману. Гестапо из расшифрованной радиограммы узнало способ связи с Леманом и пароль. Промозглым декабрьским вечером 1942 года в квартире Лемана раздался телефонный звонок. Хозяина квартиры срочно вызвали на службу, и он уехал. Больше его никто не видел. Вилли Леман был расстрелян в подвале гестапо сразу после ареста.

Напоминает "Семнадцать мгновений весны", не правда ли. Тот же провал радистов, те же неопровержимые улики, снова приглашение в подвал РСХА, но вместо пули в затылок - возможность оправдаться, служебная реабилитация, и даже новое поручение... Перед нами классическая альтернативная развилка - реальная история пошла своим путем, а Юлиан Семенов повел героя своим путем. По видимому, в его повести (черновике, а не чистовике) папаша Мюллер ел не яблоки, а персики. Придя от персиков в благодушное настроение, он дает Штирлицу время приготовить объяснение а потом кропотливо проверяет его. Это вместо того, чтобы подвесить его на вывернутых руках, и, прижигая сигаретой, вопрошать, что он, гад, успел сдать русским...

Уф... Упыхался, пока набирал...

В общем коллеги, объявляю голосование... Кто за то, чтобы считать "Семнадцать мгновений весны" произведением в жанре Альтернативной истории? В формулировках я попытался "закрыть" все возможные точки зрения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Прошу высказываться, коллеги! Я таки проголосовал второй пункт. :) :rolleyes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Скорее первый вариант... :rolleyes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А я считаю, что это детектив чистой воды и не имеет к АИ никакого отноения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Криптоистория с небольшими элементами АИ (без них впрочем в любой крипте никуда).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Криптоистория с небольшими элементами АИ (без них впрочем в любой крипте никуда).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это, конечно, криптоистория чистой воды. Нет главного атрибута АИ - развилки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это, конечно, криптоистория чистой воды. Нет главного атрибута АИ - развилки.

Ну как же! Есть документальный прототип персонажа. Судьба его трагична. Есть сам персонаж. Судьба его оптимистична. Оба спускаются в подвал... Один остается там, второй выходит из подвала.

Я согласен на криптоисторию с элементами АИ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Как минимум один АИ-момент точно присутствует. По фильму "старик Мюллер" по возрасту существенно старше Штирлица, о чём неоднократно ему напоминает. Реальный же Мюллер был 1900 года рождения, то есть одногодок тов. Владимирова.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, товарищи. Так любую историческую беллетристику можно к АИ причислить. Например, "Три мушкетёра". Художественная литература испокон веков обращается с историческими фактами весьма вольно, однако АИ - это всё таки нечто иное

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не-а, никакое это не АИ. Вот "Как размножаются ежики" и вообще весь цикл Асса и Бегемотова про Штирлица - это АИ стопроцентное. Там и немцы живут в Корее и еще много всего вкусного. А "мгновения" - чистейший четвертый вариант.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Крипитоистория - без сомнения. Как и любое кино "про шпионов". Развилка в судьбе реальных агентов не повлияла на "главное течение истории".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

п.1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В качестве прообраза Штирлица чаще всего называют агента "Брайтенбах" (позывной А210), Вилли Лемана, нашего человека в гестапо. Он был гаупштурмфюрером (капитаном), заместителем Вальтера Шелленберга и поставлял в Москву служебные документы гестапо. Судьба агента "Брайтенбах" очень напоминает судьбу Штирлица.
А Шелленберг возглавлял гестапо????

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Пункт 1.

Элементы АИ бросаются в глаза. Например, в "17 мгновеньях" Штирлиц ходит по некоторым зданиям, которые в нашей реальной истории к моменту действия событий были уничтожены бомбёжками.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Главная развилка - все офицеры Райха достигнув уровня капитана или майора (точно не помню) и соответственно в СС должны были представить родословную до 1750 года. А поскольку у Штирлица такого не могло быть, а создать такую легенду просто невозможно (вписать в нужных местах не получится и к тому же были перекрёстное копирование с другими архивами) то и русский разведчик просто не реален - значит тут АИ - Райх.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А Шелленберг возглавлял гестапо????

Дело в том, что до июня 1941 будущий бригадефюрер (а тогда регирунгс-унд-криминальрат, т.е штурмбаннфюрер или майор) Вальтер Шелленберг сам служил в гестапо и возглавлял там отдел IV-E, контрразведка. Так что никакого противоречия нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Шелленберг, сделал в своих мемуарах из этого криптоисторию, разоблачив зачем Семёнов состарил Мюллера, утверждая что Мюллер и есть настоящая фамилия Штирлица. :D Это может я криво сказал, но не гон; Семёнов использовал из мемуаров Шелленберга целые куски с эпизодами, но тему Шелленберга о том что Мюллер работал по его мнению на русских "почему то" опустил.

Хотя в фильме, эпизод с Мюллером ("Гитлер не способен принимать решения!!! Да, да я отдаю себе отчёт!!!...)- именно из этого разговора Мюллера с Шелленбергом из воспоминаний последнего. Только фраз Шелленберга "Ну тогда мы будем говорить Хай Сталин и вы будете начальником управления НКВД" в тексте Семёнова "почему-то" :rofl: нет.

п1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

п. 1

хотя скорее это крипта, особенно в вопросе с американо-немецкими переговорами с участием ЕМНИП Вольфа?...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

post-143-1225727629_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас