Рвите ценный конский волос!

174 сообщения в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Вот был такой рассказ:

Илья Ильф, Евгений Петров «Разговоры за чайным столом»

В семье было три человека — папа, мама и сын. Папа был старый большевик, мама — старая домашняя хозяйка, а сын был старый пионер со стриженой головой и двенадцатилетним жизненным опытом.

Казалось бы, все хорошо.

И тем не менее ежедневно за утренним чаем происходили семейные ссоры.

Разговор обычно начинал папа.

— Ну, что у вас нового в классе? — спрашивал он.

— Не в классе, а в группе, — отвечал сын. — Сколько раз я тебе говорил, папа, что класс — это реакционно-феодальное понятие.

— Хорошо, хорошо. Пусть группа. Что же учили в группе?

— Не учили, а прорабатывали. Пора бы, кажется, знать.

— Ладно, что же прорабатывали?

— Мы прорабатывали вопросы влияния лассальянства на зарождение реформизма.

— Вот как! Лассальянство? А задачи решали?

— Решали.

— Вот это молодцы! Какие же вы решали задачи? Небось трудные?

— Да нет, не очень. Задачи материалистической философии в свете задач, поставленных второй сессией Комакадемии совместно с пленумом общества аграрников-марксистов.

Папа отодвинул чай, протер очки полой пиджака и внимательно посмотрел на сына. Да нет, с виду как будто ничего. Мальчик как мальчик.

— Ну, а по русскому языку что сейчас уч… то есть прорабатываете?

— Последний раз коллективно зачитывали поэму «Звонче голос за конский волос».

— Про лошадку? — с надеждой спросил папа. — «Что ты ржешь, мой конь ретивый, что ты шейку опустил?»

— Про конский волос, — сухо повторил сын. — Неужели не слышал?

Гей, ребята, все в поля

Для охоты на

Коня!

Лейся, песня, взвейся, голос.

Рвите ценный конский волос!

— Первый раз слышу такую… м-м-м… странную поэму, — сказал папа. — Кто это написал?

— Аркадий Паровой.

— Вероятно, мальчик? Из вашей группы?

— Какой там мальчик!.. Стыдно тебе, папа. А еще старый большевик… не знаешь Парового! Это знаменитый поэт. Мы недавно даже сочинение писали — «Влияние творчества Парового на западную литературу».

— А тебе не кажется, — осторожно спросил папа, — что в творчестве этого товарища Парового как-то мало поэтического чувства?

— Почему мало? Достаточно ясно выпячены вопросы сбора ненужного коню волоса для использования его в матрацной промышленности.

— Ненужного?

— Абсолютно ненужного.

— А конские уши вы не предполагаете собирать? — закричал папа дребезжащим голосом.

— Кушайте, кушайте, — примирительно сказала мама. — Вечно у них споры.

Папа долго хмыкал, пожимал плечами и что-то гневно шептал себе под нос. Потом собрался с силами и снова подступил к загадочному ребенку.

— Ну, а как вы отдыхаете, веселитесь? Чем вы развлекались в последнее время?

— Мы не развлекались. Некогда было.

— Что же вы делали?

— Мы боролись.

Папа оживился.

— Вот это мне нравится. Помню, я сам в детстве увлекался. Браруле, тур де-тет, захват головы в партере. Это очень полезно. Чудная штука — французская борьба.

— Почему французская?

— А какая же?

— Обыкновенная борьба. Принципиальная.

— С кем же вы боролись? — спросил папа упавшим голосом.

— С лебедевщиной.

— Что это еще за лебедевщина такая? Кто это Лебедев?

— Один наш мальчик.

— Он что, мальчик плохого поведения? Шалун?

— Ужасного поведения, папа! Он повторил целый ряд деборинских ошибок в оценке махизма, махаевщины и механицизма.

— Это какой-то кошмар!

— Конечно, кошмар. Мы уже две недели только этим и занимаемся. Все силы отдаем на борьбу. Вчера был политаврал.

Папа схватился за голову.

— Сколько же ему лет?

— Кому, Лебедеву? Да немолод. Ему лет восемь.

— Восемь лет мальчику, и вы с ним боретесь?

— А как по-твоему? Проявлять оппортунизм? Смазывать вопрос?

Папа дрожащими руками схватил портфель и, опрокинув по дороге стул, выскочил на улицу. Неуязвимый мальчик снисходительно усмехнулся и прокричал ему вдогонку:

— А еще старый большевик!

Однажды бедный папа развернул газету и издал торжествующий крик. Мама вздрогнула. Сын сконфужепно смотрел в свою чашку. Он уже читал постановление ЦК о школе. Уши у него были розовые и просвечивали, как у кролика.

— Ну-с, — сказал папа, странно улыбаясь, — что же теперь будет, ученик четвертого класса Ситников Николай?

Сын молчал.

— Что вчера коллективно прорабатывали?

Сын продолжал молчать.

— Изжили наконец лебедевщину, юные непримиримые ортодоксы?

Молчание.

— Уже признал бедный, мальчик свои сверхдеборинские ошибки? Кстати, в каком он классе?

— В нулевой группе.

— Не в нулевой группе, а в приготовительном классе! — загремел отец. — Пора бы знать!

Сын молчал.

— Вчера читал, что этого вашего Аркадия, как его, Паровозова не приняли в Союз писателей. Как он там писал? «Гей, ребята, выйдем в поле, с корнем вырвем конский хвост»?

— «Рвите ценный конский волос», — умоляюще прошептал мальчик.

— Да, да. Одним словом: «Лейся, взвейся, конский голос». Я все помню. Это еще оказывает влияние на мировую литературу?

— Н-не знаю.

— Не знаешь? Не жуй, когда с учителем говоришь! Кто написал «Мертвые души»? Тоже не знаешь? Гоголь написал. Гоголь.

— Вконец разложившийся и реакционно настроенный мелкий мистик… — обрадованно забубнил мальчик.

— Два с минусом! — мстительно сказал папа. — Читать надо Гоголя, учить надо Гоголя, а прорабатывать будешь в Комакадемии, лет через десять. Ну-с, расскажите мне. Ситников Николай, про Нью-Йорк.

— Тут наиболее резко, чем где бы то ни было, — запел Коля, — выявляются капиталистические противоре…

— Это я сам знаю. Ты мне скажи, на берегу какого океана стоит Нью-Йорк?

Сын молчал.

— Сколько там населения?

— Не знаю.

— Где протекает река Ориноко?

— Не знаю.

— Кто была Екатерина Вторая?

— Продукт.

— Как продукт?

— Я сейчас вспомню. Мы прорабатывали… Ага! Продукт эпохи нарастающего влияния торгового капита…

— Ты скажи, кем она была? Должность какую занимала?

— Этого мы не прорабатывали.

— Ах, так! А каковы признаки делимости на три?

— Вы кушайте, — сказала сердобольная мама. — Вечно у них эти споры.

— Нет, пусть он мне скажет, что такое полуостров? — кипятился папа. — Пусть скажет, что такое Куро-Сиво? Пусть скажет, что за продукт был Генрих Птицелов?

Загадочный мальчик сорвался с места, дрожащими руками запихнул в карман рогатку и выбежал на улицу.

— Двоечник! — кричал ему вслед счастливый отец. — Все директору скажу!

Он наконец взял реванш.

1934

Разговоры за чайным столом — Впервые опубликован в газете «Правда», 1934, № 138, 21 мая.

Печатается по тексту Собрания сочинений в четырех томах, т. Ill, «Советский писатель», М 1939.

В рассказе речь идет о педогогических извращениях в практике школьного преподавания. Он является откликом Ильфа и Петрова на постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 года «О структуре начальной и средней школы в СССР», «О преподавании гражданской истории в школах СССР» и «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР». В постановлениях говорилось о введении общего типа образовательной школы для всего Советского Союза: начальной, неполной средней и средней Группы переименовывались в классы, нулевая группа — в приготовительный класс Критиковалось преподавание в школах за то, что «связное изложение гражданской истории» подменяется «отвлеченными социологическими схемами», а «преподавание географии.. страдает существенными недостатками, крупнейшими из которых являются отвлеченность и сухость изложения, недостаточность физико-географического материала, слабая ориентировка по карте, перегрузка преподавания и учебников по географии статистико-экономическим материалом и общими схемами, вследствие чего учащиеся выходят из школы, не обладая зачастую элементарными географическими познаниями».

Вот и Развилка - Система образования осталась, как была.

И что дальше?!...

.

Изменено пользователем Звёзды Светят

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И что дальше?!...

Советский Союз не сможет совершить послевоенный скачок в науке и технике?

А вот интересный вопрос - если бы этой чепухой не занимались ДО 1934-го года, дура Крупская на пушечный выстрел не подходила к образованию, если бы не дурили с "комплекс-методом", а просто и тупо сохранили бы имперскую систему образования - что бы было?

Кстати - интереснейший вопрос.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

просто и тупо сохранили бы имперскую систему образования - что бы было?

Кстати - интереснейший вопрос.

Заодно просто и тупо сохранили систему армейских чинов, паспортную систему, банковскую и всё остальное, что революционные романтики отменили, а потом революционные прагматики обратно вернули...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

просто и тупо сохранили бы имперскую систему образования - что бы было?

Кстати - интереснейший вопрос.

Заодно просто и тупо сохранили систему армейских чинов, паспортную систему, банковскую и всё остальное, что революционные романтики отменили, а потом революционные прагматики обратно вернули...

Да и гражданочку воевать тоже не стоило. Жили бы при царе, горя не знали...Ладно, ладно. Февраль без октября. Демократическая Россия с 1917 года. Без потери территорий и с Константинополем, кстати.

Изменено пользователем Иван Ситников

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Февраль без октября.

А Октябрь без Февраля?!....

.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Старая система образования - это в несколько раз меньшее количество учеников. Описанные эксперименты - попытка повысить выпуск учеников при ограниченных ресурсах педагогов. Вот когда таким способом получили сравнительно массовый выпуск людей со средним (пусть и не вполне полноценным) образованием, из которых смогли отобрать пригодных - тогда и вернулись к обычной системе.

Педология, собственно, была заимствована в США, там, кстати, до сих пор один колледж выпускает "бакалавров педологии" (хотя это скорее школьная психология). Сортировка учеников на основе тестов и дифференцированное обучение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 года «О структуре начальной и средней школы в СССР», «О преподавании гражданской истории в школах СССР» и «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР».

Постановление явно опаздало, лет этак на 10...

Описанные эксперименты - попытка повысить выпуск учеников при ограниченных ресурсах педагогов.

Если учить всякой фигне, то толку от такого образования...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вот не надо в экспериментах положительный момент искать. Адаптировать гимназический курс для среднего ребенка, выкинув оттуда классику (можно в рамках соответствия эпохи заменить их марксизмом-ленинизмом) и сохранится традиция. Большой бонус для страны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

можно в рамках соответствия эпохи заменить их марксизмом-ленинизмом

Эти то и занимались в 20-е...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Старая система образования - это в несколько раз меньшее количество учеников. Описанные эксперименты - попытка повысить выпуск учеников при ограниченных ресурсах педагогов. Вот когда таким способом получили сравнительно массовый выпуск людей со средним (пусть и не вполне полноценным) образованием, из которых смогли отобрать пригодных

Насколько я помню, с "повышением выпуска учеников" и до революции справлялись без переноса образования из плоскости науки (Нью-Йорк стоит на побережье Атлантического океана) в плоскость идеологии (город, где вскрываются противоречия и который - типичный продукт). Были ссылки, в том числе и у нас на форуме - в МИГе.

А после статей Михаила Наконечного о "1800 инженерах" тему количества выпускников-специалистов до революции также можно считать закрытой. И опять же - при высоком качестве, но без рабфаков и прочей чепухи.

Реформа образования и ещё некоторые моменты - это то, за что я, лютый антисталинист, готов сказать Сталину спасибо, что намекает.

Изменено пользователем Kifa

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Насколько я помню, с "повышением выпуска учеников" и до революции справлялись без переноса образования

Так с этим у нас завсегда хорошо было :)

Проблемы имелись с выпуском хоть сколько го количества научившихся чему либо... :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ладно, ладно. Февраль без октября. Демократическая Россия с 1917 года.
так це-ж мой "мир президента Чернова", который я потихоньку пишу

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

так це-ж мой "мир президента Чернова", который я потихоньку пишу

Гляньте в личку

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

при высоком качестве, но без рабфаков

 

????

 

Рабфак - он не просто так......

В него загоняли, как в рекрутчину при царе......

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вы не забывайте про количество неграмотных при царе. И про кухаркиных детей.

Ликбез непросто так вводили.

При очень скромных ресурсах страны 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Реформа образования и ещё некоторые моменты - это то, за что я, лютый антисталинист, готов сказать Сталину спасибо, что намекает.

"Зачем тебе, Никита, вишневый сад, в нем кукуруза не растет"(Тимошенко, Березин).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Напомнили:

http://ivakin-alexey.livejournal.com/389822.html

Там еще комментарии неплохие.

 

Ильф и Петров одного из корифеев педологии под его собственной фамилией вывели в "Двенадцати стульях" - Залкинд.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

 Прикольные карикатуры времен СССР в журнале Крокодил.

Прикольные карикатуры времен СССР в журнале Крокодил.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:


"Партактив, на котором лежит нагрузка революционного строительства, быстро и резко изнашивается. 30-летний человек носит в себе болезни 45-летнего, 40-летний — почти старик. Причины А.Б. Залкинд видит в постоянном нервном возбуждении, перегрузке, культурном отставании и профнесоответствии отдельных работников, в нарушениях гигиенических норм. До 90 % пациентов-большевиков страдают неврологическими симптомами, почти у всех гипертония и вялый обмен веществ.

Люди реально горели на работе. Год за три-за пять за десять... Огромная ответственность и полное осознание ее...   Не зря Дзержинский незадолго до смерти сказал -мол если б мы знали с чем придется столкнуться -мы бы никогда не осмелились взять власть

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

юди реально горели на работе. Год за три-за пять за десять...

Любой бы сгорел, если вместо КРОМЕ работы - постоянные собрания, митинги, резолюции, живительные чистки трудколлектива, пятиминутки ненависти и требования расстрелять очередных взбесившихся собак.

Даже в вегетарианские позднесоветские времена это было дико утомительно.

 

Огромная ответственность и полное осознание ее.

Не смешите мои подковы (с) Кто из них когда понес ответственность за свои косяки? И главное перед кем? (Я не говорю - перед "норотом"ТМ). Перед доблестными чекистами, которые как один оказались врагами народа?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не смешите мои подковы (с) Кто из них когда понес ответственность за свои косяки? И главное перед кем? (Я не говорю - перед "норотом"ТМ). Перед доблестными чекистами, которые как один оказались врагами народа?

Я про ответствеость не в уголовном смысле а в моральном -понимание того насколько важно твое дело и как дорога цена ошибки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я про ответствеость не в уголовном смысле а в моральном

Мораль - буржуазная выдумка эксплуататоров и попов для одурачивания трудящихся (с) энциклопедический словарь "Прометей" 1921 года

понимание того насколько важно твое дело и как дорога цена ошибки.

Вы реально знаете кого-то из советских деятелей, кого бы это беспокоило? 

Весь СССР и шире - вся советская система строилась на ПОЛНОЙ безответственности и ПОЛНЕЙШЕМ пренебрежении к "щепкам, которые летят".

"Наша цель - оправдать наши средства" (с)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Взять того же Сталина. "Головокружение от успехов", голод 1932-33, потом в ходе войны он признал в беседе с Черчиллем (вроде), что коллективизация обошлась дороже, чем ГВ. И чо? Да ничо. Бабы еще нарожают.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Мораль - буржуазная выдумка эксплуататоров и попов для одурачивания трудящихся (с) энциклопедический словарь "Прометей" 1921 года

ИМХО -фейк типа "декрета о национализации женщин" и памятника Иуде

Весь СССР и шире - вся советская система строилась на ПОЛНОЙ безответственности

"Веру ибо абсурдно"(с)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ИМХО -фейк 

Ваши имхи очень ценны для нас. А на унцию забиться не побоитесь?

 

"Веру ибо абсурдно"(с)

Это факт, а факты - самая упрямая вещь на свете (с)

Еще раз - кто когда понес ответственность? "Моральные терзания" не предлагать - у утверждавших расстрельные списки "по первой категории" их по определению быть не могло.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас