Москитные истребители Сталина

56 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Любой человек, интересующийся историей авиации, безусловно слышал о самолете САМ-13, миниатюрном истребителе, которому закрыли путь в небо…

Если же не слышал, то гугль и педивикия в помощь…

Так вот, история об этом самолете в альтернативном мире двигалась по предначертанному пути до тех пор, пока летчик-испытатель Фиксон не решил испробовать, какую скорость на самолете можно достигнуть на максимуме тяги. Что интересно, двигатели Рено 453-05 (установленные вместо МВ-6 из-за меньшей массы) вполне тянули, но всё впечатление портило шасси, система уборки которого так и не довели до ума… по итогу летчик изрядно проставился перед работниками ОКБ-31, и они за одну ночь, «с помощью лома и какой-то там матери» довели до ума механизм, пообещав что 3-4 раза он сработает, зуб даём…

В общем, в солнечный апрельский день 1940 года самолет САМ-13 взлетел и показал скорость в 680 – 720 км/ч (база в 1 км давала большую погрешность)…

Эта новость многих обрадовала, даже парторга, который отправил восторженное письмо в Секретариат ЦК. Во многом из-за этого письма самолет САМ-13 получил дорогу в жизнь. Как результат, порученец Сталина приехал на завод как раз тогда, когда из наркомата авиационной промвышленности пришел приказ об отправлении самолета в ЦАГИ для опытов, чтоб определить «оно летает или нет»…

Дальше последовали оргвыводы, Яковлев заработал выговор по партийной линии, доработка самолета была взята на личный контроль Л.П. Берии и в итоге к осени 1940 года самолет МИ-1 (Москитный Истребитель, модель № 1, испытательное название САМ-13 сочли недостаточно красивым) в сентябре 1940 года был запущен в большую серию на заводах № 21, 31, 192, 301 и 153.

МИ-1 конечно отличался от опытного, во многом, САМ-13. Отечественный а не французский двигатель, радиостанция, отстрел заднего винта (чтоб пилота не порезало), бронеспинка, протектированные бензобаки, местная броня – всё это привело к ухудшению характеристик. В первую очередь скорости – 710… 700… 690… 680… 670… 660… Впрочем был и обратный процесс. Так аэродинамику самолета откорректировали после продувки в аэродинамической трубе. В этом помог и Бартини, которого вспомнили по самолету Сталь-8. Да и двигателисты, корячившиеся с движками Рено с 1937 года, не подвели – они обещали смонтировать двухскоростной ПЦН и довести максимальную мощность МВ-6 до 275 л.с. и своё обещание (после соответствующей ресурсной накачки, вплоть до полуподпольной закупки станков с заводов Рено) выполнили. Многое почерпнули и у немцев (Ме-109Е при испытании МИ-1 буквально изъездили). В общем, с августа 1940 года начался обратный процесс – на самолетах первой серии (выполненных грубовато, так как их будут строить реальные заводы) стала расти максимальная скорость – 660… 670… 680… 690… 700… 710…

По итогу самолет-эталон октября 1940 года развил 720 км/час на испытаниях, а серийные машинки выжимали ок. 710 км/час.

Самолет имел и неустранимые недостатки – малую высотность (так что он заменил лишь Як-1 и ЛАГГ-3, а Миг-3 на вооружении и в серии остался), и слабое вооружение (4 УльтраШКАС и никаких бомб или ПТБ), так что сразу после доведения самолета до ума начались новые разработки – МИ-2 размерами побольше и с 4 ШВАКами + 400 кг бомб (при участии Бериева) и МИ-3 «Пегас» (бронированный вариант САМ-13 конструкции Томашевича). Самолеты же МИ-1 были направлены в части, вооруженные самолетами с 2-4 ШКАСами (а их немало, одних только И-15бис и И-153 – 3040 ед. и ещё пулеметных И-16 не меньше 2000 штук)…

До конца июня 1941 года были построены 1893 самолета МИ-1. Это примерно в 2 раза больше, чем истребителей у немцев на всём Восточном фронте…

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну проблемы с организацией на первом этапе войны он не устранит, а вооружение не слишком мощное. Как с маневренностью у него?

В целом большого значения развилке не придаю, замена для Як-1 и ЛаГГ-3 не самая лучшая, КМК, а сам по себе он роли не сыграет. Будет просто новый неплохой самолет, не более.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну проблемы с организацией на первом этапе войны он не устранит

Да.

вооружение не слишком мощное

И это да.

Как с маневренностью у него?

Думаю неплохо. И главное скорость на 90-100 км/ч выше, чем у лучших немецких истребителей.

а сам по себе он роли не сыграет.

А в комплексе с МИ-2 и МИ-3 блицкриг то притормозит...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

вооружение не слишком мощное

И это да.

А насколько вообще запас конструкции позволяет поставить что-то более мощное пулеметов винтовочного калибра?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

А вот как у этого чуда с живучестью, с надёжностью, с дальностью, с боезапасом?!....

chr1-3-6.gif

bbc751b8c3f4.jpg

Как попаданец на попаданческой технике:

g38-box.jpg

"Эмиля" сбил... А "Эмили" к началу ВОВ вроде как были уже почти сняты с вооружения.... или это он на финском фронте?!....

.

Изменено пользователем Звёзды Светят

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А насколько вообще запас конструкции позволяет поставить что-то более мощное пулеметов винтовочного калибра?

А у него нет запаса конструкции ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А насколько вообще запас конструкции позволяет поставить что-то более мощное пулеметов винтовочного калибра?

Ненасколько. 4 пулемета и то с трудом поставили.

А вот как у этого чуда с живучестью, с надёжностью, с дальностью, с боезапасом?!....

Живучесть и надежность на серийных будут не хуже, чем у Яков и ЛАГГов. Дальность нормальная, боезапас приемлим.

вроде как были уже почти сняты с вооружения

Только осенью 1941

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ненасколько. 4 пулемета и то с трудом поставили

Никаких пулеметов на построенной машине не было. И у меня большие сомнения что их вообще можно было поставить.

В принципе все чудо рассказы о этом самолете - от самого Москалева. А он по моему свистит как не знаю кто ;)

Схемка этого самолета вызывает большие сумления в плане достижения заявленных характеристик.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Угу...

28 мая 1943 года.

Имею честь доложить, что сегодняшнего числа, в 10 часов 45 минут и 31 секунду вверенная мне саперно-тыловая рота резерва 2-ой степени во время работ на железнодорожном полотне подверглась массированному нападению летных сил русских - так называемой "сверхлегкой" авиации. Несмотря на отсутствие в нашем распоряжении зенитных средств (а также, собственно, какого-либо стреляющего оружия вообще, исключая мой табельный пистолет, к которому я давно уже забываю получить патроны) мои бойцы доблестно сражались, и отразили вражескую атаку с большими потерями.

Излагаю подробно.

В 10 часов 45 минут ровно, когда ввереная мне часть приступила к запланированному уставом от 1922 года "пятиминутному перекуру военного времени" (т.е. сокращенному до 4,5 минуты), из соседнего леса донеслись некие звуки, поначалу паникерски принятые унтер-офицером Фридрихом на рычание стаи волков, митингующих по вопросу улучшения рациона. Не имея информации, позволяющей решительно опровергнуть данную версию, я отдал приказ ввереной мне части приступить к поискам укрытий типовых от хищных зверей, модели "береза развесистая".

Но не успели мои бойцы приступить к занятию позиций на верхних ветвях (заметка на полях: по мере углубления вермахта в русские леса совершенно необходимо ввести нормативы по древозалезанию в целях звереизбегания) как из соседнего леса в нашем направлении вылетел отряд летательных аппаратов, по неграмотности принятых унтер-офицермо Фридрихом за ведьм на помелах. Должен признать, что определенные причины для подобного мнения у него были. С некоей совершенно неясной целью, русские прикрепили к нижней части летательного аппарата своего рода дрын, в полете цепляющийся за землю. При определеннмо угле обзора сходство с летящей ведьмой в аппарате серии "ступа" наблюдается совершенно очевидное.

Авиация атаковала нас на средней высоте от 0,5 до 1,5 метра. Количество атаковавших аппаратов составляло 20 штук, но реально в атаке приняли участие не более 10. Это объяснялось наличием между нами и лесом достаточно густых зеленых насаждений (в просторечии - кустарников) в которых, как и следовало предполагать, дурацкие палки внизу аппаратов застревали просто великолепно. Не менее пяти машин были нами захвачены после боя целыми, очевидно, потому что выпутать их из кустов русские не смогли.

Атакуя нас, русские с громовым кличем "мать-мать-мать!!!" летели прямо на наши позиции, норовя больно ударить своими палками по голове. Другого вооружения, очевидно, не было. По крайней мере один аппарат, кажется, попыался обстрелять нас из чего-то напоминающего автоматические пушки, но отдача первого же выстрела пересилила тягу двигателя, и боеле таких попыток аппарат не предпринимал. Еще один сбросил на некотором расстоянии от нас бомбу с околокатастрофическими последствиями как для себя так и для трех соседних машин.

Мои бойцы не сплоховали, и похватав шанцевый инвентарь (лопаты) дали русским достойный отпор путем бития инструментом по фюзеляжам.

Особую храбрость в отражении атаки проявил унтер Фридрих. В самом начале боя, Фридрих ловким броском настиг один русский аппарат, и изловил его за свисающую палку. В попытках набрать высоту, русский пилот выбросил из кабины пулемет, кресло, сапоги и пилотку (головной убор системы "фуражка", а не то, что подумал ротмистр Мюллер!), но пересилить лейтенанта Фридриха не смог. Унтер Фридрих приписал честь победы плотному завтраку, который надежно удержал его на земле. Орудуя захваченным средством как дубиной, унтер Фридрих подбил еще один летательный аппарат, но тот сумел убежать.

В 10 часов 50 минут русские отступили, потеряв не менее пяти летательных аппаратов.

Ввиду очевидности освоения русскими новых способов атаки, считаю совершенно необходимым разработать и принять на вооружение аналогичные по классу истребители которые могли бы эффективно действовать на высотах от 0,5 до 5 метров над землей....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

http://hobbytrade.or...amp/amp7202.jpg

САМ-23 в бою ! :rofl:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вячеслав сказал: а сам по себе он роли не сыграет. А в комплексе с МИ-2 и МИ-3 блицкриг то притормозит...

Ненамного притормозит. Были у нас хорошие самолеты, особого замедления не было. Проблем у немцев прибавится, не спорю, но и у наших тоже. С обеспечением этих самолетов и их быстрым устареванием в районе 1943 года. По вооружению прежде всего.

Но конструкция красивая.

Создать из него разведчик возможно? Тут скорость была бы весьма полезна.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

До конца июня 1941 года были построены 1893 самолета МИ-1. Это примерно в 2 раза больше, чем истребителей у немцев на всём Восточном фронте…

Вы и участники обсуждения главного незаметили... Самолет с ДВУМЯ двигателями...

Дальше пояснять надо? Даже при максимальном удешевлении, эти ДВА двигателя будут дороже чем один для Як и МиГ/Ил... А истребителей раза в 1,5-2 меньше чем МиГ, Як и ЛаГГ

Изменено пользователем Иван Ермаков

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кроме того, винтовой двигатель, расположенный в хвосте - это качественная мясорубка для пилота на истребителе не оборудованном катапультой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Никаких пулеметов на построенной машине не было.

Как минимум были массогабаритные макеты.

принципе все чудо рассказы о этом самолете - от самого Москалева. А он по моему свистит как не знаю кто

Чтож тогда самолет гробили как реального конкурента.

С обеспечением этих самолетов

Топлива жрут меньше, в чем проблема.

Дальше пояснять надо? Даже при максимальном удешевлении, эти ДВА двигателя будут дороже чем один для Як и МиГ/Ил...

Добавте цифру. Стоимость 1 М-105П и 1 МВ-6. Тогда поверю. А так это просто слова.

это качественная мясорубка для пилота на истребителе не оборудованном катапультой.

отстрел заднего винта (чтоб пилота не порезало),

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

отстрел заднего винта (чтоб пилота не порезало),

А освоим? У нас даже отстрел фонаря не применяли, хотя казалось бы ни чего сложного. К тому же отвалившись винт может отрезать одну из балок, что приведет к неуправляемому полету, что опять же может повредить пилота.

Изменено пользователем Mamay

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

У машин конца 30-х - 40-вых с таким расположением винтов был неприятный и неустранимый без длительной экспериментальной отработки дефект - из-за взаимовлияния винтов и крыла они были нестабильны на курсе. Т. е. если сильно упростить, то их болтало по спирали. Во всяком случае немцы (если верить некоторым мемуарам) со своим монстром похожей схемы на скоростях выше 600 км/ч не могли обеспечить приемлемые условия стрельбы из бортового оружия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да где то встречал про голландский шаг на До-335.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Любой человек, интересующийся историей авиации, безусловно слышал о самолете САМ-13, миниатюрном истребителе, которому закрыли путь в небо…

Вообще в реальной истории САМ-13 стоит разобраться.

Идея москитного истребителя появилась у нас с подачи французов. У нас решили закупить линейку авиамоторов Рено и самолеты под них. 4, 6 и 12 цилиндровые моторы стали осваивать, но вот еропланами вышла загвоздка - все Кодроны которые купили или облетали во Франции - нас по разным причинам не устроили.

В числе этих самолетов прикупили и истребитель Кодрона под 12 цилиндровый мотор. У нас его планировали вооружить 4 ШКАСами. Но испытания наших разочаровали и от его производства отказались. Французы от этого Кодрона уже в войну отказались...

Но для нас далее интересно что это был одномоторный истребитель нормальной схемы . Имел полетную 1700 кг и при моторе в 440 давал 470 км в час.

Итак моторы потихоньку запустили в серию но самолетов под них не было. Их стали разрабатывать самостоятельно. 12 цилиндровый мотор у нас как то не пошел - в наличии были с 6 и 4 цилиндрами.

Так что в принципе предложение по истребителю с 2 ми 220 сильными моторами и 4 ШКАСАМи от Москалева было вполне в струю. Тем более он обещал запредельные для такой мощности ЛТХ.

Но вот мог ли он их получить?

Схемку самолета коллега Звезды Светят привел.

Ее минусы.

Двухвостка тяжелее однохвостого самолета.

Шасси с носовой опорой тяжелее чем с хвостовой.

Задний винт работает в струе от носового, что приводит к потерям тяги.

Есть и еще один минус - редукторов на моторах не было. Диаметр винтов был относительно невелик и задний винт затенялся корпусом самолета.

Из плюсов - по идее сопротивление моторов расположенных гуськом меньше ( но для движков воздушного охлаждения тут еще много от капотирования зависит)

Как видим - минусов много, а плюсов не очень... В принципе И-12 у нас уже эту схему имел и особо не блистал... Спаренные тандемом моторы применяли на бомбовозах и имели ощутимые потери тяги...

Самолет Москалева был экспериментальным и не имел рации вооружения и тд. В принципе при частично убранной носовой стойкой он 520 мог бы и дать... Но явно не больше. Дальнейшие эксперименты в аэродинамических трубах - явно попытки как то улучшить обтекаемость и достичь заданной скорости.

Англичане писали что самолет испытывал Галлай и достиг 607 км в час - подработать аэродинамику и отполировать самолет - и это выдающийся результат при таких моторах. Но для опытного истребителя - ничего особенного. Полированный первый ЛАГГ выдал 605 км в час. Так что отказ от дальнейших работ - вполне обоснован, тем более что шасси у самолета действительно было мудреное и взлет с посадкой были трудны.

Бисноватовский СК-2 при М-105 (1050 лс) влетном весе в 2300 кг и вдвое большей нагрузке на крыло чем у САМ-13 выжимал 660 км в час. Это оценивали как максимум для такого мотора.

Сделай из САМ-13 истребитель - получилась бы машина с мах скоростью км 520 в час, малой скроподьемностью и слабым вооружением. А оно нам надо ? Тем более что и серийные МВ -6 при минус 5 уже плохо заводились....

Так что чуда не случилось. И не могло бы случиться....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Хорошо звучит "с частично убранной стойкой...", а сколько дал в таком случае ЯЧк или тот же ЛАГГ? При том что мощность САМ-13 была меньше?

Насчет двухвостки - самолет был однохвостым, с двумя соединительными балками, и в отличие от До-335, который сделали весьма неплохо соображающие в аэродинамике немцы, это оперение было в потоке от обоих винтов.

при этом два винта вокруг гондолы использовал и Бартини, тоже не последний человек в авиации, да и сейчас контрвращение винтов перспективный вариант движителя

шасси с носовой опорой на американском самолете хорошо, на советском плохо, где правда, брат? :this:

взлет с посадкой это мнение иностранцев, не знавших подробности судьбы машины.

с доведенным убирающимся как положено шасси машина и 600 км/ч нормально выдала бы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Хорошо звучит "с частично убранной стойкой...", а сколько дал в таком случае ЯЧк или тот же ЛАГГ? При том что мощность САМ-13 была меньше?

Так он и весил меньше и габариты имел малые :)

А частично убранная - это скорее всего не дожатая до упора. Носовая стойку у него дивной конструкции была...

А Лагг в реале выжал 605. Так что 520 с частично выпущенными шасси тоже дал бы...

Насчет двухвостки - самолет был однохвостым, с двумя соединительными балками, и в отличие от До-335, который сделали весьма неплохо соображающие в аэродинамике немцы, это оперение было в потоке от обоих винтов.

Ну так как не называй - две балки тяжелее одного хвоста - сопромат потомушта...

А в потоке хвост или нет - об это речи не шло.

при этом два винта вокруг гондолы использовал и Бартини, тоже не последний человек в авиации, да и сейчас контрвращение винтов перспективный вариант движителя

Бартини поставил два мотора нос к носу. И крыло изогнул - и получил эффект Бартини. Вполне себе объясненный.

Дорнье - вынесли задний вид на конец длинного физюля - уменьшив потери от завихрения воздуха носовым винтом и от затенения.

Москалев ничего этого не сделал - в результате потери тяги заднего винта....

шасси с носовой опорой на американском самолете хорошо, на советском плохо, где правда, брат?

А шасси Москалева не имело поворотной передней стойки - отсюда все проблемы...

взлет с посадкой это мнение иностранцев, не знавших подробности судьбы машины

Это мнение подтверждает сам Москалев.

Но вот что про САМ-13 у Шаврова - сложный влет и посадка, длинный разбег и пробег, плохая скороподьемность и маленький потолок. Он то не иностранец ?

с доведенным убирающимся как положено шасси машина и 600 км/ч нормально выдала бы.

Так она скорее всего 607 и выдала. Но это очень мало для экспериментального самолета.

первый ЛАГГ столько же давал. А он имел и вооружение и бронеспинку, да и ЛТХ лучше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кто-нибудь из компетентных коллег может ли просветить, в те времена были ли технические условия, чтобы создать по типу тандема тяни-толкай истребитель с двумя двигателями М-105, весом 4200 кг, скоростью 670 км час на высоте 5000 метров, вооруженного тремя пушками ШВАК? Дальность полета - 800-900 км.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Посмотрел я,и подумал.

Единственное условие применения-замена И-153.ИстребительПВО.

В СССР беда-нет мощных двигателей!И бензина высокооктанового!

Ещё одно условие-Яковлев не замнаркома!

Двигатели можно по пальцам пересчитать.Водяные М-100,М-105.АМ-35 Воздушные М-25,М-63,АШ-82фн.

Если эти движки по 220 л.с. технологичны...

С покиданием кабины действительно надо что-то делать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ещё одно условие-Яковлев не замнаркома!

+++100. Поставить на эту должность Поликарпова, а Яковлев пусть свои яки вылизывает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну вы и извращенцы....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Если есть назначенец получше, предложите...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас