Танк Михаила

249 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Собственно в названии темы всё сказано. Тов. Великий Князь сгласно источнику загорелся, и танчиков ему хочется уже...

ЗЫ. я понимаю, что подобные темы были сто миллионов раз. Но "подобные"- не значит "такая именно".

скрыть

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну у ув. Глебыча вроде сказано что те машины что изобразил Балк на броне бронепоезда похожи на Т-28 и Т-26.. Ну значит как только технологии позволят - таким первым танкам и быть.. Что интересно с названием - "современникам" танк конечно привычней, но для знающих английскую мову название боевой машины "емкость" ИМХО будет резать слух..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Тов. Великий Князь сгласно источнику загорелся

<{POST_SNAPBACK}>

Опытный образец шасси - году к 10-му. Размер вес и вооружение - см Рено-ФТ. 3-х дюймовку можно будет водрузить на тяжёлый бронегрузовик с ходовой Кегресса или трёхосник с 2-мя задними ведущими.

Т-26 и Т-28 - для технологических возможностей России неподъёмны.

Сто раз обсуждалось.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Собственно, масса танка (а следовательно, бронирование и вооружение) определяется двигателем.

Я сейчас прикидываю "послевоенную" судьбу Руднева с его 1.5 млн (это очень много!) призовых.

И думаю, что просчитав все, бывший выпускник МАИ займется моторостроением.

Пара фактов.

http://www.misto.zp.ua/article/partners208.html

Кроме того, правление фирмы решило открыть специализированный авиазавод где-либо вне Петрограда. По ряду причин — удаленность от линии фронта, наличие квалифицированных инженерных кадров и рабочих рук, а также довольно приличного Технического училища — выбор пал на уездный город Александровск Екатеринославской губернии, ныне индустриальный мегаполис Запорожье. Осенью 1915 г. здесь за 320 тысяч рублей был куплен основанный в 1907 г. завод сельхозтехники братьев Мознаим, который новые хозяева заново перестроили и оборудовали новейшими американскими станками общей стоимостью 500 тысяч рублей.

Производились копии двигателя «Мерседес» («Аргус»?) 100, затем до 168 л/с, госзаказ на 2 половину 16 года — 120 двигателей с полным комплектом запчастей

Т.е. на авиамоторный завод хватит ПОЛОВИНЫ капиталов Руднева, даже без привлечения внешнего финансирования и примерно 1 года для разворачивания производства

И второе

http://www.major-journal.ru/index.php?opti...05&Itemid=6

«16 августа 1902 года на заседании наблюдательного совета фирмы «Даймлер Моторен-Гезельшафт» было заслушано письмо Луцкого, в котором он настаивает: все двигатели, продаваемые в Германии Даймлером, должны носить наименование «Даймлер-Луцкой». Немцы молчат. Спустя два месяца следует официальный отказ: фирма не намерена вносить имя инженера в название своей продукции»

Т.е. Достаточно вовремя сыграть на самолюбии, пообещав, что уж русские-то моторы уж точно будут носить торговую марку «Луцкой», да предложить приличный оклад — и, думаю, Луцкой не устоит.

Итого, полагаю, аналог 30-40-сильных "мерседесовских" движков, в разработке которых Луцкой также примнимал учатие, Руднев и Луцкой запустят в 1906-м, а 100-сильные аналоги "Аргусов" - в 1909-м.

Итого уже с 1906 можно строить аналог РеноФТ-17, а вот с 1909 можно начинать экспериментировать уже с чем-то класса Т-26.

Остается извечная проблема гусеничных пальцев - но любой ольтернативщик (к коим относится и Карпышев) уже знает, как ее решать :-)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Остается извечная проблема гусеничных пальцев - но любой ольтернативщик (к коим относится и Карпышев) уже знает, как ее решать :-)

токами высокой частоты что ли? http://militera.lib.ru/tw/svirin_mn1/08.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

токами высокой частоты что ли?

<{POST_SNAPBACK}>

Ну даром что ли Глебыч "кандидата в доктора" в Лейкова отправил? :-D

... или, если Лейкова таки скосит шиза - цементированием в струе светильного газа :-)

Есть еще проблема КПП и фрикционов - но ее в общем тоже можно решить - Холт же решил, а трактора Холта в Россию поставлялись

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

3-х дюймовку можно будет водрузить на тяжёлый бронегрузовик с ходовой Кегресса или трёхосник с 2-мя задними ведущими.

<{POST_SNAPBACK}>

можно и на рено-фт в неподвижной рубке.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

можно и на рено-фт в неподвижной рубке.

<{POST_SNAPBACK}>

Проблема вот в чем. 100-сильный движок, "внезапно" оказавшийся в распоряжении любой, кто бы ни занимался танками - не использовать просто не может. Соблазн слишком велик.

Значит, неизбежно будет шасси с массой от 6 до 10 тонн. Рено ФТ такой движок порвет как тузик грелку.

И ничего тут не попишешь.

А 100-сильного движка просто не может не оказаться - выпускник МАИ понимает его абсолютную необходимость для авиастроения (как промежуточный этап, естественно)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

в первую очередь нужен не танк а тяжелый арттягач, для корпусной и осадной артилерии. Если удастся иметь к началу ww1 несколько сотен надежных тягачей в армии и месячное производство в несколько десятков штук, то можно побаловатся в маневреный период с внезапным сосредоточением тяжелых орудий и ввести нечто вроде артбригад рвгк.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

в первую очередь нужен не танк а тяжелый арттягач, для корпусной и осадной артилерии. Если удастся иметь к началу ww1 несколько сотен надежных тягачей в армии и месячное производство в несколько десятков штук, то можно побаловатся в маневреный период с внезапным сосредоточением тяжелых орудий и ввести нечто вроде артбригад рвгк.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

в первую очередь нужен не танк а тяжелый арттягач,

так от артягача на гусеничном ходу да танка один шаг...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Как назовем машину? Танк... неудачное слово. Панцер? Увы, немецкое... Может панцирь?

Кирасир, катафракт, бочка...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Борть, лохань, колесница, телега...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Лодья!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Бронеход.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

"Балк".

В честь первого конструктора и за-ради той же секретности

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

"Балк".

В честь первого конструктора и за-ради той же секретности

но это собственное, а как машины обзывать? Читал ли Вадик про бронеходы?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Итак, как могут выглядеть русские танки дальной реальности?

Примем, что в 1906 "Бюро особых конструкций" (Остехбюро) капитана 2 ранга Балка (под патронажем Вееликого Князя, а то уже и регента Михаила) получает задание на разработку "пулеметной повозки" под 30-сильный двигатель "Луцкой-406" (4 цилиндра, обр. 1906 года)

Масса танка установлена в 3 т (минимальная тяговооруженность - 10 л/с на тонну), экипаж 2 чел, бронирование противопульное, вооружение - 1 пулемет 7.62мм (Балк попытается воспроизвести ПК, но , думаю, промышленность не осилит). В реале массу не удержат (3.5 т, но и мощность двигателя вырастет до 40 л/с.

Бронекорпус простой формы, с вертикальными стенками и минимумом отверстий. Лобовая броня БЕЗ рациональных углов наклона 8мм, бортовая, днище, корма и верх корпуса - 6мм. Люк механика-водитея 2-створчатый, смотровые приборы отсутствуют, наблюдение через смотровую щель.

Башня кругового вращения, 6-гранная, лоб и бок 8мм, верх и тыльная часть - 6мм.

Подвеска предполагается торсионной, но ее тоже не осилят, будет пружинная по обр. Т-18. Компоновка классическая - отделение управления впереди, боевое за ним, МТО - сзади. Двигатель поперечного размещения (Балк помнит только Т-55 и далее, плюс первый советский танк ЕМНИП также имел двигатель поперечного размещения). Гусеничные цепи крупнозвенные, гребневого зацепления (цевочное опять-таки не осилят). ртаки из стали Гарфилда.

Главный и бортовые фрикционы - кожа по чугуну, ресурс до замены дисков фрикционов - ок. 100 км. Ресурс двигателя - 150 моточасов.

Топливные баки - за МТО (горелый Балк отодвинет их как можно дальше от экипажа).

Доступ к двигателю, трансимссии и бакам - через откидывающуюсья бронекрышку МТО (6мм).

Максимальная скорость 20 км/ч, запас хода 100 км по топливу, средний пробег до обрыва гусеничного пальца 30 км.

Первый экземпляр поступает на испытания летом 1907 года. По результатам испытаний вводится противоокопный хвост. в декабре 1907 года "пулеметная повозка №1" принимается на вооружение с условием устранения недостатков, связанных с малым ресурсом двигателя, трансмиссии и гусеничных цепей.

1908 год - на Запорожском моторном заводе открыт участок специальной закалки для термообработки гусеничных пальцев. Вариант 1 (Лейков не сходит с ума) - токами высокой частоты, вариант 2 (шиза таки косит ряды засланцев) - цементированием в струе светильного газа. В варианте 1 ресурс гусеничных цепей растет до 300 км "без единого разрыва" (с), в варианте 2 - до 150 км.

Проблема фрикционов решилась закупкой у американского предпринимателя Генри Фруда лицензии на производство Ферродо - материала на основе асбеста и хлопкового волокна, что позволило довести ресурс главного и бортовых фрикционов до 200 км. Добавление, "по наитию" Руднева в состав ферродо стальной стружки позволило не только обеспечить ресурс главного и боковых фрикционов в 300 км, но и частично отбить затраченные на покупку лицензии средства, продав патент на усовешенствование тому же Фруду.

Ресурс сорокасильного двигателя поднят до 250 моточасов "естественным" путем

всего в 1907-1910 годах выпущено 130 "пулеметных повозок"

Изменено пользователем SerB

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

По результатам испытаний пробегом и обстрелом, а также учебной эксплуатации "пулеметной повозки №1" и в связи с началом выпуска на АМЗ (Александровский моторный завод) 100-сильного двигателя "Луцкой 609" Комиссией по особым конструкциям при активном участии Балка (нажившего себе во время работы комиссии изрядно врагов) выданы требования к "пулеметной повозке №2", "орудийной повозке №1", "Орудийной повозке №2" и "Транспортной повозке №1".

"Пулеметная повозка №2"

Боевая масса - 2.5 тонн при двигателе 40 л.с.

Вооружение - 1 7.62мм пулемет в лобовом листе

Максимальная скорость по дороге - 40 км/ч

Запас хода по бензину и маслу - 180 км, межремонтный пробег 360 км, ресурс двигателя 300 моточасов

Экипаж 2 человека.

Задача - ведение разведки и сопровождение кавалерии, а также использование в качестве мобильного пулеметного усиления пехоты как в обороне, так и в наступлении.

"Орудийная повозка №1"

Боевая масса - 7 тонн при двигателе 100 л.с.

Вооружение - малокалиберная пушка и 1 7.62мм пулемет в башне кругового вращения

Максимальная скорость по дороге - 30 км/ч, запас хода по бензину и маслу - 120 км, межремонтный пробег - 360 км, ресурс двигателя - 300 моточасов

Бронирование - противопульное и противошрапнельное.

Экипаж 3 человека

Задачи - поддержка пехоты в обороне и наступлении, действие по тылам противника как совместно с кавалерией, так и самостоятельно, для чего предусмотреть перевозку штурмовиков пехотной поддержки на броне.

"Орудийная повозка №2"

Боевая масса - 7 тонн при двигателе 100 л/с.

Вооружение - 1 76.2 мм пушка либо 122мм гаубица в неподвижной полуоткрытой рубке

Максимальная скорость, запас хода и пробег аналогичны ОП-1

Бронирование - противопульное, с противошрапнельным козырьком

Экипаж 4 человека

Задача - поддержка мобильных сил в наступлении, а также мобильный артиллерийский резерв в обороне.

"Транспортная повозка №1"

ТТХ в целом аналогичны "Орудийной повозке №2", экипаж 1 человек. Вместо орудия и боекомплекта предполагается размещение 8 штурмовиков-"маузеристов", либо 2 раненых на носилках либо 800 кг груза

К этому времени инженерное бюро и опытное производство бронированных боевых машин компнии Руднева было отделено от моторного и перевезено в Харьков, где на средства, полученные за выполнение первого заказа был построен специальный завод.

Если разработка и постановка в производство "пулеметной повозки №2" не вызвало затруднений (двигатель и трансмиссия при сниженном относительно "пулеметной повозки №1" весе позволили быстро достичь требуемых показателей), то при разработке машины на базе 100-сильного двигателя столкнулись с серьезными проблемами.

К началу Мировой войны (когда бы она в реальности Глебыча не началась) ни харьковская машина, ни полугусеничные машины Путиловского завода не достигли требуемого уровня надежности. Основной проблемой харковской машины оставалась трансмиссия. В результате разработка КПП была заказана группе инженеров Холта (на полученные за разработку деньги они на 4-6 лет раньше реального 18 года образовани фирму "Катерпиллер"), а проблему фрикционов решили за счет перехода к многодисковой конструкции.

В результате менее чем за месяц до войны были одобрены Комиссией как харьковский образец бронехода (все же логику истории никуда не денешь - примерно в то время слово "аэроплан" директивно меняли на "самолет"), так и путиловский полугусеничник.

Путиловская машина, поулчившая индекс БХ-1, примерно соответствовала реальному "Гарфорд-Путиловцу" с 76мм пушкой в кормовом листе и пулеметом во вращающйся башне, так и харьковский БХ-2 (бывш. ОП-2). Учитывая, что скорость "Путиловца" не соответствовала ТЗ, а вооружение было значительно мощнее требований, эти машины использовались в основном как поддержка пехоты.

Харьковская машина сохранила схему с кормовым размещением МТО и поперечное размещение двигателя. В отличие от ПП-1 крутящий момент передавался на КПП через повышающую "гитару". КПП имела 3 скорости веперед и 1 назад. Главный и бортовые фрикционы - многодисковые.

Ходовая часть состояла из мелкозвенчатых гусениц цевочного зацепления, подвеска - пружинная зависимая (по типу Т-18 и Т-24) - торсионы с приемлемыми характеристиками - идефикс Балка - удалось создать только после войны.

Вооружение размещалось в 2-местной башне кругового вращения. Оно состояло из 47мм орудия из арсеналов хранения флота (некоторые поговаривают, что харьковчане дали изрядную взятку, приобретя орудия по цене металлолома, но скорее сыграли роль связи Балка во флотской среде) и спаренного 7.62мм пулемета. Боезапас хранился частью в нише башни, частью - в стеллаже рядом с водителем. Приборы наблюдения - смотровые щели, сменные стеклоблоки из бронестекла введены только в 1915 году, после освоения соответствующе технологии.

Бронирование - лоб корпуса и башня 15мм, борт и корма корпуса 12.7мм, крыша корпуса и башни 10мм, днище 6мм. Броня цементированная, крепилась к стальному каркасу на заклепках. Отверстия под заклепки сверлились до цементирования, что, кстати говоря, потребовало жесткой производственной дисциплины для соответствия заклепочных отверстий в каркасе и броневых листах. (Кого поставить на организацию производства - представляю с трудом. Хотя есть один выпускник Томского технологического института с завидными организаторскими способностями, которому из-за другого хода РЯВ не придется бросать учебу и заниматься революциями - Костриков его фамилия)

Электрооборудование танка - 12-вольтовое, по однопроводной схеме, включало в себя генератор, электростартер, работающий от свинцово-цинковых аккумуляторов, электрические фары и электровентилятор принудительного охлаждения, позволявший двигателю работать без перегрева даже на самой тяжелой местности. Пуск двигателя мог осуществляться с помощью заводной рукоятки, вставлявшейся в прикрываемое бронекрышкой отверстие в левом борту. Для зимних условий по редультатам эксплуатации ПП-1 был предусмотрен предпусковой подогреватель в виде отверстия для паяльной лампы и системы воздуховодов к картеру двигателя и КПП.

Машина получилось значительно дороже "путиловца", но полностью соответствовала ТТТ. Однако из-за высокой цене вопрос о принятии на вооружении и оплате заказа (было изготовлено 12 машин, из которых 2 уничтожены и 2 изношены на испытаниях) был решен только личным давлением Михаила - уж больно зартковский БХ-2 напоминал врезавшийся ему в память рисунок на броне.

БХ-2 производились в Харькове с темпом 5 машин в месяц и сводились в отдельные бронебатальоны резерва Главного командования. Производство этих машин было с началом войны передано также на Обуховский и сормовский заводы, что вкупе с расширением мощностей харьковского завода позволило ко 2 году войны довести месячный выпуск до 20 машин.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Разработка "Орудийной повозки №2" началась уже на фоне Мировой войны и была закончена в очень короткий срок (4 месяца), что было вызвано широким использованием узлов и агрегатов БХ-2.

Компоновка машины была существенно изменена - МТО было перемещено в носовую часть машины, а радиатор и баки располагались рядом с водителем.

Бронирование по кругу составило 10мм, верхняя броня также составляла 10, а нижняя - 6мм.

В кормовой части машины размещалась открытая сзади и сверху в задней части рубка, в которую могли устанавливаться как качающаяся часть 3дм пушки обр. 1902, так и 122мм гаубицы обр. 1909 года. Угол вертикального наведения для пушки составлял -7-+20 град, для гаубицы - 0-45 град. Угол горизонтального наведения без поворота машины - +-5 град для обоих вариантов.

Расчет пушки и гаубицы составлял 3 человека, возимый запас снарядов - 36 для 76мм и 12 для 122мм варианта. Такой запас снарядов был сочтен военным ведомством недостаточным, а его увеличение сильно перегружало и так утяжеленную до 9 тонн машину. Харьковский завод выступил с предложением придавать каждой самоходной батарее бронированный транспортер боеприпасов на том же шасси, однако в связи с резкой нехваткой БХ-2 орудийная повозка №2, получившая таки инармейский индекс СУ-1 в пушечном и СУ-2 в гаубичном варианте, была выпущена лишь ограниченной серией - 16 пушечных и 8 гаубичных установок.

Транспортной установке на том же шасси повезло и того меньше. Всего было выпущено 12 машин, из них 6 были переданы в самоходные дивизионы в качестве транспортеров боеприпасов, а остальные 6 были переделаны в командно-радийные машины бронедивизионов.

На фоне выпуска более 250 БХ-2, почти 400 БХ-1 "Путиловец", 600 ПП-2 ("танкеток") и 2000 ПП-1 (из них более 1700 компаниями "Катерпиллер", "Рено" и "Гочкисс" по лицензии) это, конечно, совсем не впечатляет.

После Великой Войны к идее вернулись - но уже на качественно другом уровне.

(продолжение следует)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кстати, можно изготовить до войны несколько сотен механических драг, бульдозеров и экскаваторов, для золотых присков на колыме и прочих местах. Конечно лопата, кирка, тачка и просто коробка с сеткой с китайцем или руским мужиком в качестве двигателя надежней и дешевле на то время, но надо отробатывать навыки конструирования и эксплуатации тяжелой механизированой техники.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

полкапитала Руднев потратит на моторостроение, понятно

а не организовать ли ему станкостроение и завод оптических приборов?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Итак, продолжаем хулиганство.

Дисклеймер - зесь и далее я предполагаю, что ПМВ начнется как и в реале - в конце лета-начале осени 1914 года и будет происходить в том же составе сторон (Это Глебыч уже подтвердил)

БХ-1 "Путиловиц) (отражение "Гарфорд-Путиловца"), хотя и высоко ценился в армии, не до конца удовлетворял амбициям Михаила. Кроме того, после первых восторгов, недостатки БХ-1 стали очевидны - ограниченный сектор огня основного орудия, недостаточная проходимость и слабая броневая защита.

Харьковский "Костриковский" завод был занят на производстве БХ-2 и ПП-2, а расширение его мощностей могло быть произведено не ранее 1916 года (приоритет был отдан срочному строительству снарядных заводов). "Руссо-Балт" и "Лесснер" производили грузовики и БА (Руссо-балт -еще и авиа - и автомобильные моторы и тяжелые бомбардировщики Сикорского) и также были загружены на 100%

Поэтому уже в начале 1915 года Путиловскому заводу на внеконкурсной основе было выдано задание по разработке усовершенствованной модели с 76мм пушкой, аналогичной орудию "Путиловца", 1 пулеметом системы Балка в башне кругового вращения и 2 аналогичными пулеметами в малых башнях. Бронирование предполагалось 25-30 мм (противоосколочное), скорость - до 25 км/ч. Масса машины должна была составитьт не более 20 тонн (грузоподъемность стандартной 2-осной жд платформы)

В общем, эскиз поразительно (для тех, кто в теме) напоминал набросок, сделанный более 10 лет назад на закопченной броне бепо Балком.

Первоначально путиловцы ориентировались на мотор "Луцкой 1212" мощностью (в дефорсированной танковой версии) 210 л/с, однако расчеты показали, что для достижения заданных в ТТТ характеристик мощность этого двигателя недостаточна.

Тогда было решено ориентироваться на 12-цилиндровый же мотор Руссо-Балта - РБМЗ-V.

История создания этого мотора также любопытна. Попытки председателя Руссо-Балта Шидловского переманить Луцкого к себе закончились конфузом. Луцкой в умеренно-вежливой форме отказался от перехода прямо на фуршете, устроенном в честь первого полета четырехмоторного бомбардировщика Сикорского с моторами Луцкого. Последовала едкая перепалка между престарелым, но не потерявшим остроты языка Рудневым и Шидловским. "Не можете констуруировать моторы сами - наймите десяток толковых американцев, заприте их в отеле и не выпускайте, пока не получите мотор, причем такой, который который сами сможете строить серийно." Возможно, Руднев не предполагал, что закусивший удила Шидловский последует его совету буквально. Однако, когда осенью 1913 года сконструированный именно таким образом в рекордный срок (всего 6 месяцев) мотор мощностью 420 сил против 320 у новейшей конструкции Луцкого поступил в производство, Руднев прислал Шидловскому поздравительную телеграмму и зарезервировал сразу сотню двигателей для киевского самолетного завода Гаккеля, входящего в "корпорацию" Руднева-Банщикова.

Так или иначе, дефорсированная версия РБВЗ-V мощностью 300 л/c оказалась для путиловцев наилучшим вариантом. Однако если с мотором все было в порядке, то с машиной в целом у них не заладилось. Серьезные проблемы с трансимссией, надежностью гусеничных цепей, подвеской и погоном главной башни большого диаметра приходилось преодолевать упорным "вгрызанием" вместо кавалерийского наскока. Первый прототип "Путиловца-2" был подан на заводские испытания только в начале лета 1919 года. Доводка машины заняла еще 3 года. По совету Балка и с неохотоно полученного согласия лично Михаила пулеметные башенки были убраны, вместо в них в лобовом листе установили 1 курсовой пулемет. Водитель был смещен к левому борту машинв, пулеметчик - к правому. Это позволило сократить длину машины почти на метр с соответствующим облегчением конструкции.

"Путиловцу-2" был присвоен индекс БХ-4, т.к. еще в 21 году Костриков сдал ГАБТУ новую харьковскую машину - БХ-3

Примерные ТТХ "БХ-4" (обр. 1922 года)

Боевой вес - 20 тонн

Бронирование - лоб корпуса 30-15-30мм

Борта корпуса - 20 +10 мм экран.

Корма корпуса - 20мм

Крыша корпуса и башни - 15мм, днище 10мм.

Башня - лоб и борта 30мм, корма 20мм

Двигатель - РБВЗ-V-дф, 300 л/с, продольного размещения

Трансмиссия - многодисковый главный фрикцион, КПП с 4 передачами вперед и 2 назад, бортовые многодисковые фрикционы.

Гусеничная цепь - мелкозвенчатая, шириной 380мм, цевочного зацепления

Подвеска - блокированная, по типу БХ-2.

Вооружение - 76.2 пушка с длиной ствола 16.5 калибров, 3 пулемета системы Балка, танковых (1 спаренный с пушкой, 1 курсовой, 1 в кормовой нише, с возможностью установки на противоаэропланной полутурели на крыше башни.

Экипаж 5 человек, из них 3 человека - во вращающейся башне, 2 (водитель и пулеметчик) - в носовой части корпуса

Скорость по шоссе - 30 км/ч, по проселку - 20 км/ч, запас хода по шоссе 180, по проселку - 120 км.

В производстве с 1922 по 1939 год. Состоял на вооружении в различных модификациях с 1922 до 1948 года. Часть машин ранних выпусков при капитальном ремонте переоборудовалась в штурмовые машины пехоты, 152мм гаубичные и 122мм пушечные САУ и 122мм штурмовые гаубичные САУ.

Тем временем, наряду с выпуском БХ-2 Костриков в Харькове получил от куратора броневого направленя концерна контр-адмирала Балка задачу - провести глубокую модернизацию основного выпускаемого заводом бронехода. Основное внимание следовало уделить повышению защищенности машины от обстрела легкими пехотными пушками 37-37мм, и повышению мобильности.

Костриков довольно быстро понял, что в рамках модернизации решить поставленную задачу невозможно и начал разработку абсолютно новой машины с той же компоновкой.

В качестве двигателя был принят V-образный "Луцкой 1212" мощностью в 210 (к концу работ - 240) л.с. Двигатель устанавливался аналогично БХ2 - поперечно, в кормовой части корпуса. Была разработана новая КПП с 4 передачами вперед и 1 назад, усилены фрикционы и тормоза.

Вооружение было оставлено прежнее - 47мм/43 орудие и спаренный пулемет.

Погон башни увеличили, в ней теперь размещалось 3 человека. Был внедрен электродвигатель для быстрого поворота башни. Вооще характерной чертой хартковской школы до сих пор остается высокий уровень электрификации механизмов боевых машин и насыщенности их электроникой.

Бронирование лба и бортов корпуса составило 30-15-30мм, корма 20мм, верх корпуса 15мм, днище 10мм. Балк настаивал на клиновидной конструкции носа из 2 30мм броневых деталей с большими углами наклона к вертикали, однако такое решение не прошло. Ходят слухи, что лично Руднев одернул своего бывшего офицера - "не спеши". Нос конструкции Балка был внедрен только на машинах "большой модернизации" 1935 года.

Однако Балк отыгрался на подвеске. Он ультимативно потребовал использовать в качестве упругих элеметнов торсионы, что радикально затормозило работы по танку. Торсионы с требуемыми характеристиками были поставлены смежниками только в 1920 году. До того межремонтный пробег до поломки торсиона редко превышал 50 км.

Гусеницы - мелкозвенчатые, цевочного зацепления, шириной 300мм.

В 1917 году к работам совместными усилиями Кострикова, Руднева, Балка и Банщикова был подключен преподаватель Киевского политехнического института Е.О.Патон. Его работы позволили к 1920 году отказаться от крепления брони на заклепках и перейти к технологии броневой сварки, что резко удешевило производство машины.

Масса образца 1921 года составила 15 тонн. Скорость на шоссе - 40 км/ч, по проселку - 30 км/ч. Запас хода - 200 и 150 км/ч соответственно.

Экипаж - 4 человека, из них 3 (командир машины, наводчик орудия и заряжающий) - в башне.

В 1924 году на базе агрегатов БХ-3 были наконец созданы удовлетворяющие военных 76мм пушечная и 12мм гаубичная САУ, а в 1928-м, на базе непосредственно БХ-3 - штурмовая САУ с 16.5 калиберной 76мм пушкой. На аналогичном шасси выпускалось относительно небольшое количество штурмовых транспортеров пехоты, бронированных подвозчиков горючего и боеприпасов, бронированных санитарно-эвакуационных машин, БРЭМ и командных радийных машин бронедивизионов.

В 1935 году была проведена "большая модернизация". Новая машина получила 6-цилиндровый 300-сильный рядный дизель РД-6 завода "Русский Дизель" и новую КПП, бронирование выросло до 45-37мм. Лобовая броня размещалась под большими углами наклона к вертикали. Люк механика-видителя раммещался на крыше корпуса, что потребовало ввода перископических приборов наблюдения для боя и 2-позиционного кресла для марша.

Вес машины вырос до 19.5 т, что потребовало изменения конструкции ходовой части - были усилены фрикционы, также траки гусеничных лент расширили до 380мм и унифицировали с БХ-4. Башня получила командирскую башенку с 6 перископическими приборами и увеличенную кормовую нишу, в которую устанавливалась радиостанция.

Было усилено вооружение - 47мм/43 пушку заменили на 47мм/63, на крыше башни "ввиду усиления воздушной опасности" устанавливался зенитный пулемет.

Штурмовые САУ получили 40-калиберную 76мм пушку и также зенитный пулемет на крышу.

На машинах старых выпусков, транспортерах и "обычных" САУ ограничились заменой двигателя и трансмиссии при капитальном ремонте. Часть БХ-3 первых выпусков ввиду все того же "усиления воздушной опасности" было переоборудовано в 37мм и 4х7.62мм (позднее 2х14.5мм) ЗСУ.

Производство БХ-3М было прекращено в России только в 1942 году, когда он был сменен БХ-5 той же компоновки на последнем из 4 производивших его заводов. Различные машины на его базе производились вплоть до начала 1950 года.

По состоянию на ноябрь 2008 года в РИА до сих пор числятся 4 БХ-3М, 12 122мм САУ, 8 2х14.5мм ЗСУ и более 200 различных транспортеров на этой базе. Точное количество машин, до сих пор состоящих на вооружении инфх государств, неизвестно, но вряд ли их менее 500.

Всего, с учетом лицензионного производства, в мире выпущено более 40 тыс. БХ-3 разных модификаций и различных боевых бронированных машин на этой базе.

Всего опоздавшие на Вторую Отечественную БХ-3 учавстввали в 2 больших и 8 малых войнах, не считая бесчисленных мелких вооруженных конфликтов

Столь долгая и славная служба одной из первых конструкций бронехода не может не привлекать внимания исследователей. Нет сомнения, что основным создателем машины были гениальный тактик и конструктор вооружения Балк и гениальный инженер, технолог и организатор Костриков. Впрочем, биографии как Балка, так и, в меньшей степени, Кострикова (в молодости - активного деятеля РДСРП) настолько загадочны и интересны читателям, что порождают самые активные сплетни, будоражащие публику вот уже более 100 лет

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега SerB а нарисовать??? :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

К Ser B у...

Ну в одну затею ты меня уже втянул - если бы не ты.ю Варяг бы до печати точно не дошел... Не со всем согласен, но в принципе интересно... А по названию -

по полю Балки грохотаали)))

Три БАЛКИСТА, три веселых друга!!

Даже рифмы у песен менять не придется)).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах