Король-философ

6 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Коллеги, сам я именно испанской темой не занимался, так что интересуюсь вот каким экспериментом:

В мавританской Испании сравнительно мирно (по меркам Средневековья. а не сегодняшнего дня) уживались три авраамических конфессии: Ислам, христианство и иудаизм. Были периоды вражды и периоды религиозного мира, но вцелом диаспоры выживали вместе. И мавретанская Испания выглядела как довольно развитое в плане культуры и науки государство. После падения Гранады, Арагон и Кастилия частично изгнали мавров, частично принудили их (ри аристократов до простолюдинов) принять католичество. Но витоге не помогло и это, новообращенных в христианство мусульман и иудеев просто изгнали из Испании.

В общем это сказалось на будущем Испании скорее плохо, ушли успешные торговцы, хорошие ремесленники, строители, кузнецы, ученые, которые в итоге стали фундаметом развития других стран. А Церковь продолжала всё усердно искать крамолу, и в итоге искала её почти до конца 19 века. Не то чтобы так уж много сожгли, но атмосферу и славу Испании создали - врагу не пожелаешь.

Я в курсе что такой ревностный католицизм испанцев выработался от многовековой Реконкисты, но всё думаю: А можно ли было его избежать?

На Руси тоже долго было Тат-Монг. Иго, но никому в голову не пришло потом изгнать татар Поволжья из Московского государства, или хотя бы поголовно крестить. Татарские мурзы-мусульмане веками служили русскому царю-христианину. Аналогично в норманнской Сицилии феодалы-норманы вполне уживались с чиновниками-мусульманами. Да и турецкий султан не ставил задачу поголовно обратить в ислам всех своих подданных. Так что прецеденты есть.

А в Испании есть прецедент многовекового совместного проживания мусульман, иудеев и христиан, это уже сформировавшаяся Традиция, причем традиция приносящая практическую пользу державе на взгляд любого прагматичного и нефанатичного короля.

С персоналиями у меня здесь не важно, тк нужно тогда убирать и Фердинанда с Изабеллой (точнее её духовника Фому Торквемаду), на троне Испании (или как там будет называться христианское государство контролирующее Иберийский полуостров) должен быть человек сильный, прагматиный, не слишком религиозный, но склонный к философии.

Сперва хотел Генриха Наваррского, но он слишком поздно приходит. Теперь вот думаю не стоит ли дать португалам одолеть арагонцев в борьбе за кастильское наследство.

А что, в Академии Соагреш португальцы держали и мусульманских, и иудейских специалистов, опять же беглым тамплиерам дали убежище от церковных трибуналов Европы.

Но если Вы предложите свой вариант для эксперимента, то я только "за".

И так к власти на большей части Иберийского полуострова приходит христианский король-философ. Он не слишком ортодоксален и даже разрешает маврам и иудеям присягнувшим ему сохранить свою веру и после падения Гранады. Восхищенный поклонник философии, король собирает в Университете Саламанки ученых и мыслителей со всей Европы. Преследуемые в других странах алхимики-естествоиспытатели, астрологи-астрономы, различные вольнодумствующие философы и безобидные оккультисты (в смысле без человеческих жертв) стремятся в Испанию (будем так её условно называть, но не Арагон-Кастилия) где смогут найти покровительство и работу. Иудейские ростовщики и маврские купцы не бегут из Испании с деньгами, а продолжают там жить, торговля и вообще третее сословие не приходит в упадок. Более того, купцы-мусульмане из Испании имеют доступ торговле с мусульманскими владениями в Африке, свободно ездят в Турцию за индийским товаром. Строго говоря и морской путь вокруг Света испанцам не остро нужен.

Конфликты религиозных общин конечно бывают, но Король старается их сдерживать в зародыше, будучи беспристрастным судьёй. За такую доброту к иноверцам и еретикам соседние христианские государи его не любят, но тк Испания становится всё богаче и сильнее, то уважают. Церковь с огромным трудом выпросила для себя разрешение на Аутодафе, но вышел конфуз. Король разрешил сжигать, но только соломенные чучела еретиков. В плане зрелищности для толпы - не хуже, а жертв намного меньше. Вот такой шутник был добрый король. Вместе с усилением купечества усилились и города, в частности городские кортесы стали сильнее многих христианских и мавретанских грандов.

Вообще на фоне остальной Европы Испания смотрелась как очень цивилизованная и просвещенная страна, фактически "просвещенный абсолютизм" наступил там раньше срока.

Когда же испанцы к середине 16 века всё же соизволили доплыть до Юкатана (здесь неважно кто первым открыл Новый Свет, пускай даже англичане), то к индейцам и их культам отнеслись без непримиримого религиозного рвения. Отдельные одиозные ритуалы своих новых вассалов конечно запретили и стали распространять христианство, но индейских хроник и записей не уничтожали, а тщательно переводили и отвозили копии в университеты Испании. Вскоре и вассальные инки тоже предстали перед своим испанским государем, причем монахи-крестители во всю доказывали что Всевышний Господь и раньше посылал апостола Варфоломея ( зовущегося у них Виракоча) к индейцам, но те по простоте своей природной перепутали всё в его проповедях, а сейчас христианские монахи разьяснили им правильный Канон.

И так, во-первых, что можно сделать чтобы такая альтернативная Испания возникла?

Во-вторых, сможет ли она сохранить динамичное развитие и не отстать от соседей в плане экономики?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Картина маслом-испанский король христианин принимает присягу на Коране.Король в теории принимает помазание от Христа на владение королевством. После такого акта его помазание не стоит и гроша.

Что касается разорения Испании то оно произошло не из-за изгнания кого то было, а из-за борьбы за всемирное владычество .

Индейцев надо было резать потому что иначе испанцев выкинули бы через некоторое время.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

На Руси тоже долго было Тат-Монг. Иго, но никому в голову не пришло потом изгнать татар Поволжья из Московского государства, или хотя бы поголовно крестить. Татарские мурзы-мусульмане веками служили русскому царю-христианину.
православное и католическое отношение к крещению принципиально различно что исходит из особенностей вероучения.Кои особенности убрать невозможно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Будет что-то в духе Рудольфа II Австрийского. Не справится с подданными и тихо свихнётся, а на его место найдут более решительного.

Филипп II начал зверствовать не от личных качеств, а пытаясь построить из Испании полноценную национальную монархию вместо рыхлой конфедерации.

Попытки чрезмерной веротерпимости приведут к:

1. Сильной оппозиции католической церкви и радикально настроенного дворянства - "за що ж мы страждали, за що ж мы проливали нашу кровь"

2. Усилению позиций ислама в Северной Африке и возникновению достаточно сильного и влиятельного исламского меньшинства в Испании вполне благосклонно смотрящего на идею "отреконкистить" Гранаду обратно и готовых позвать братьев Барбаросса или турок это сделать.

3. Ослабление и разобщение испанской экономики со смещением экономического, а в перспективе и политического центра державы во Фландрию.

4. Прекращение формирования испанской нации.

5. Утрата колоний в Америке в пользу немецких и фландрских банковских домов

Преследуемые в других странах алхимики-естествоиспытатели, астрологи-астрономы, различные вольнодумствующие философы и безобидные оккультисты (в смысле без человеческих жертв) стремятся в Испанию (будем так её условно называть, но не Арагон-Кастилия) где смогут найти покровительство и работу.

Это реал, только в Чехии и Австрии при Рудольфе:

Император занимался также различными «оккультными науками», в частности, пытался найти философский камень. В то время граница между астрономией и астрологией, минералогией и алхимией ещё была нечёткой. Рудольф II покровительствовал странствующим алхимикам, а его резиденция представляла центр алхимической науки того времени. Императора называли германским Гермесом Трисмегистом.

К нему были приглашены английские астрологи и алхимики Эдвард Келли и Джон Ди (который в 1584-м и 1586-м жил в Праге), занимавшиеся также и вполне серьёзными с современной точки зрения изысканиями в области математики и астрономии. Алхимиком был и работавший при его дворе (и умерший в Праге) великий астроном Тихо Браге.

Основное.

При такой политике Испания не станет богаче, а вот бардака из-за постоянных трений и разборок между католиками, протестантами (которые при такой политике будут плодиться там как кролики) и муслимами будет море.

Изменено пользователем Lestarh

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

"Почему в Англии нет антисемитизма? Потому что англичане не считают себя глупее евреев". Так вот, испанцы тех времён считали себя глупее. Еврейские и мусульманские купцы, ремесленники, специалисты в разных областях деятельности были слишком опасными конкурентами для христиан, чтобы их можно было терпеть. Не всё от личности короля зависит. В других европейских странах того времени евреев иногда терпели, потму что они были маргиналами (полезными, но маргиналами), а в Испании иноверцы были слишком многочисленными и слишком сильные позиции они занимали.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

У коллеги Георга в теме про Австо-Венгрию 16 века, кажется Испания біла более веротерпимой чем в РИ, и біло пояснение за счет чего єтого можно добится

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас