Sign in to follow this  
Followers 0

Горькая судьба еврейского казачества

3 posts in this topic

Posted (edited)

Добрый вечер, дорогие радиослушатели. В эфире "Маяка" передача "Песни революции" и сегодня мы слушаем и вспоминаем песню посвящённую тяжелой судьбе дальневосточного еврейства во время революции.

Сперва немного окунёмся в историю. После подавления польского национально-освободительного восстания реакционный царский режим выслал в Сибирь множество польских революционеров и простых поляков. Однако действия бойцов за свободу серьёзно напугали царское правительство и в недрах министерства внутренних дел родился план, призванный обезопасить Западную Россию от "нежелательных элементов". Одним из пунктов этого плана стала борьба с еврейскими активистами.

Согласно плану на Дальнем Востоке, в районе слияния рек Бира и Биджан, создавалась очередная черта оседлости. Сотни тысяч людей были выселены со своих родных мест, а их имущество было продано царскими чиновниками ради собственной выгоды. Начался новый Исход. Только теперь евреям предстояло пересечь тысячи километров продираясь, порой, через леса и тайгу. Многие не дошли до своего нового дома. По оценка советских учёных в пути погибло около двадцати тысяч человек. Все эти ужасные события недаром были названы вторым Исходом, только это было уже не бегство из египетского рабства, а горький переход из одного рабства в другое.

Как бы то ни было к концу 19 века Биробиджан стал процветающим городом с населением в 200 тысяч человек. Именно тогда Еврейская Ассоциация обратилась к царскому правительству с предложением о создании Еврейского Казачества. События тридцатилетней давности уже порядком стёрлись из памяти, кроме того на Дальнем Востоке собирались грозовые тучи. Ещё не прозвучали первые залпы колониально-освободительного Боксёрского Восстания, ещё два империалистических хищника - Российская Империя и Япония не сцепились насмерть за право владения Кореей, но уже было понятно, что Дальний Восток ждут чудовищные потрясения. В этих условиях кровавому царскому режиму было нужно столько пушечного мяса, сколько он мог достать. Еврейской Казачество было создано 1 сентября 1892 года.

С тех пор прошло 27 лет. Отгремело Боксёрское Восстание, русско-японская война, над Европой пронёсся кровавый вихрь Империалистической Войны, и наконец грянул очистительный гром революции. Разумеется реакционные силы выступили против народной воли - началась Гражданская Война.

В Сибири власть взял кровавый палач Колчак, объявивший себя "верховным правителем" России. Но и его террору подходил конец, Красная Армия наступала по всему фронту, и был уже недалёк тот день, когда сибирский душитель ответил за свои преступления.

После захвата власти беляками еврейской казачество долго пыталось сохранять нейтралитет, но в конце концов было вынужденно признать "верховного правителя". Сразу после этого в Биробиджане начались репрессии против простого народа. На бытовой антисемитизм, распространённый в те годы среди реакционной части народа, особенно среди казачества, накладывалась ненависть к "недоказакам". Однако, терпение еврейского народа было небезгранично и расплата не заставила себя ждать.

Теперь перейдём к непосредственно анализу песни.

Вперёд, друзья! Вперёд - пора настала!

Канун исхода празднует народ.

Еврейское казачество восстало -

В Биробиджане был переворот.

Как мы видим автор в первой же строке описывает огромное возбуждение охватившее простой народ и еврейских казаков. "Вперёд, друзья, вперёд" прочь из векового рабства, разрушим цепи, сковывающие нас и после падения царской власти. Канун исхода, упомянутый во второй строке не что иное как начало выселения евреев из Европы. Эта кровавая страница истории затмила собой даже библейские страдания. Но хватит! Еврейский народ устал от порабощения. Казачество восстало, в Биробиджане переворот. Белое правительство свергнуто и Еврейский Революционный Комитет в радиообращении к Красной Армии призывает своих революционных товарищей прийти на помощь восставшим.

В казачий круг сошлись мы втихомолку,

Блюдя законы всех великих смут.

Как мы видим, восстание сопровождалось серьёзной подготовкой и истинно народной демократией.

Никто не шёл на должность атамана -

Ведь атаман поскачет первым в бой!

Потом избрали Лёву Пейзермана,

Он взял за это денег Б-же ж мой!

Но ничто не бывает идеально. Во имя исторической справедливости нужно остановиться и на причинах поражения еврейского казачества. Первая и главная в издевательской форме изложена в данном куплете. После восстания и ликвидации казацкой верхушки, запятнавшей себя сотрудничество с белыми началась грызьня за власть. "Никто не шёл на должность атамана" - пожалуй более ироничного описания ситуации и придумать сложно. В то время, когда на подавление восстания спешно выдвинулись каппелевские и унгерновские каратели, казаки не могла выбрать главу из десятка претендентов. В конечном итоге атаманом стал печально известный Лев Пейзерман. Запомнился он не своими боевыми подвигами, а повальным воровством. "Он взял за это денег Б-же ж мой!" Именно так. Только деньги и интересовали этого человека.

А есаулом выбрали мы Каца

За твердость духа и огромный нос.

Здесь же неизвестный автор рассказывает про другого командира восставшего еврейского казачества. Многие уже догадались, что речь идёт о будущем Маршале Советского Союза Самуиле Моисеевиче Каце. Уже тогда двадцатилетний Кац прославился своим железным характером и огромным носом. В последствии последняя черта стала объектом множества карикатур, как дружелюбных, так и враждебных.

Вот грянул бой - а что мы можем сделать?!

Кругом враги - а вдруг они сильней?!

И вот наконец бой. Беляки бросили против евреев все свои свободные силы и даже сняли фронта несколько дивизий. Это в результате серьёзно облегчило задачу Красной Армии, но погубило еврейское казачество.

Наш атаман догнал нас на кобыле:

“Я умоляю в бой вернуться вас!”,

А кони были в перхоти и в мыле,

И казаки не слухали приказ.

А это уже переломный момент в битве за Бирбиджан. Пейзерман пытается уговорить казаков вернуться в бой, но его авторитет уже не значит ничего. И тут вперёд выходит молодой Кац:

Тут вышел Кац: “Шалом, браты казаки!

Кто в бой пойдёть - представлю к орденам!

А тот, кто откупился от атаки,

Тот подвозить снаряды будет нам!”

Непререкаемый авторитет, который Самуил Моисеевич успел получить среди казаков на какое-то время сделал своё дело и Кацу удалось превратить беспорядочное отступление в организованный отход. Надо дать ещё одно пояснение - "откупившимися от атаки" называли легкораненых.

На нас врагов надвинулась лавина:

Ряды штыков, огня свинцовый шквал!

А вот и конец героической обороны Биробиджана. Беляки задавили еврейских казаков массой, закидали трупами и в конце концов взяли город.

Но враг силён – и были мы разбиты,

Едва успевши распродать обоз.

Здесь автор в очередной раз упоминает свою самую большую боль - воровство в тыловых частях было неописуемо, и даже во время последнего наступления в центре Биробиджана вполне открыто действовал черный рынок, где продавали и покупали военное имущество.

Мы записались все в антисемиты -

Так был решён еврейский наш вопрос.

И поминальный звон. Антисемитами называли популярный способ казни, придуманный белыми палачами. По аналогии с "антиподами", пойманных евреев связывали по рукам и ногам и подвешивали вниз головой и оставляли на улицах Биробиджана. Еврейский "вопрос" был "решён" тщательно. Когда Красная Армия освободила Биробиджан из 200 тысяч человек там оставалась в лучшем случае пятая часть жителей. И тысячи трупов, подвешенных вверх ногами. Хотя не все умерли. Среди выживших был и Кац. Его подвесили на главной площади всего за день до прихода Красной Армии. После реабилитации Самуил Моисеевич получил Орден Красной Звезды и записался в Красную Армию. Но это уже совсем другая история.

Мы прощаемся с вами, дорогие радиослушатели. Не забывайте подвиг еврейского народа. Погибшие не увидели рассвет нового, лучшего советского мира, но они приблизили его. Сегодняшний мир и завоевания революции стоят на могилах погибших защитников Отечества и Революции. Никто не забыт. Ничто не забыто.

ps "А людей без чувства юмора мы будем карать во всех подвластных провинциях" (с) Magnum

Edited by savage

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

:good: :good::grin:;))):haha::rofl: :good:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Коллега savage великЪ! :victory::good: :happy:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0