Министерство Внутренних Дел Российской Империи


74 сообщения в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Министерство Внутренних Дел Российской Империи

В теме обсуждаются вопросы по проектам документов по реорганизации Министерства Внутренних Дел и Государственной Безопасности

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Скорее не управления,а отделения.

До отдельного отделения(управления)научно-технической разведки далековато...

Изменено пользователем master1976

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

3-е отделение также никогда не занималось внешней разведкой

Разведка 3-го отделения

http://fai.org.ru/fo..._40#entry710717

По всей видимости в связи с отсутствием специального ведомства, заграничная агентура 3-го отделения занималась и политической разведкой (как свидетельствует приведенный мною материал).

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Скорее не управления,а отделения.

До отдельного отделения(управления)научно-технической разведки далековато...

1. Высочайшим Указом для упорядочения органов государственного управления установлена следующая иерархия для всех ведомств:

Департамент (в военном ведомстве - Главное управление)

Управление

Отдел

Отделение

(вместо делопроизводств, столов, экспедиций и др. К примеру 3-е отделение СЕИВК обладало вообще статусом, приравненным к министерству и т.д.)

2. Согласен, для научно-техническо разведки управление рановато...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Надо бы посмотреть аналоги соответствующих служб за рубежом на тот период времени...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Необходимость проведения реформы полиции

 Необходимость проведения реформы полиции признавалась многими деятелями. Московский генерал-губернатор, а впоследствии товарищ министра внутренних дел Джунковский, в своих воспоминаниях писал: «Россия ждала реформы полиции, не более и не менее как 50 лет... Когда в 1861 г. последовало освобождение крестьян от крепостной зависимости, то, казалось бы, одновременно следовало бы подготовить и реформу полиции, а между тем она оставалась с екатерининских времен только с некоторыми изменениями».

Строго говоря, Джунковский прав лишь наполовину, вопрос о преобразовании полиции в 44 губерниях России поднимался еще до реформы 1861 г. По высочайшему повелению от 27 марта 1859 г. при Министерстве внутренних дел была организована особая комиссия, которая составила проекты общего учреждения уездной и особого учреждения городской полиции, но в связи с подготовкой реформы губернских и уездных земских учреждений, издание полицейских проектов «в полном их объеме» власти решили приостановить. Правительство ограничилось тем, что 25 декабря 1862 г. Высочайше были утверждены «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах по общему учреждению управляемых».

Отдельные попытки реформирования полиции предпринимались и в последующие годы: в 1873 г., 1878 г. (учреждение урядников); в 1879 г., 1881 г. (проект реформы местных учреждений)...

Полицейская служба России ... представляла собой сложную организацию без единой и четкой законодательной регламентации. Как было показано выше, она складывалась постепенно и не по одному общему образцу. Входящие в ее состав организации образовывались разновременно, под влиянием потребностей данной исторической минуты, чем «в общем-то и объяснялась ее многосложность»3, бюрократичность и иерархичность. Лопухин, касаясь вопросов многообразия полиции, делит ее на виды, группы, типы, исходя из стоящих перед ними задач, места службы, способов организации: «Полиция в России делится на общую и жандармскую, наружную и политическую, конную и пешую, городскую и уездную, сыскную, фабричную, железнодорожную, портовую, речную, горную, волостную, сельскую, мызную, полевую и т.п. По способу организации полиция может быть подразделена на пять типов: военную, гражданскую, смешанную, коммунальную и вотчинную». Часто сами специалисты задумывались над определением видов полиции и даже над тем, что такое полиция.

Полицейское дело регулировалось множеством разновременно изданных, не всегда согласованных между собой и во многих случаях устаревших узаконений и распоряжения. Так, некоторые постановления «Устава о предупреждении и пресечении преступлений», которыми руководствовалась полиция, относились к XVIII и даже XVII в.

Говоря о существующем полицейском аппарате, царившей в нем «неразберихе», отсутствии четких положений, регулирующих и направляющих его деятельность, Лопухин писал: «Отсутствие специального сборника правил об устройстве полиции и ее службы, полицейского устава, составляет пробел в своде законов, особенно существенный ввиду исключительной сложности полицейских учреждений в России. ...Существовали, да могут и теперь оказаться такие, относящиеся до полиции распоряжения законодательной власти, которые в Свод законов и не вносились и даже не публиковались. Случайность их издания и беспорядочность кодификации привели к тому, что не только обывателю, но даже должностным лицам, даже центральному, ведающему дело полиции органу министерства внутренних дел нет иногда возможности определить для какой местности, какие полицейские власти в ней действуют».

Границы полицейской власти были более точно определены только по уголовным делам «Уставом уголовного судопроизводства»..."

 

Источник: Перегудова З.И. Политический сыск в России 1880-1917. М., Российская политическая энциклопедия, 2000.

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Организация, права и круг ведомства полицейских чинов и учреждений в иностранных государствах

1) В германских государствах.

В германских государствах исполнительная П. организована на французском принципе полного бюрократизма: «исполнять есть дело одного лица, обсуждать – дело многих». В Пруссии центральным учреждением по делам общей П. безопасности является министерство внутр. дел; административная П. (здравия, строительная, горная и т. д.) принадлежит другим ведомствам. В территориальном отношении полицейские учреждения разделяются на государственные (Laudesp.), местные (Ortsp.) и провинциально-окружные (Kreisp.). Столичные полицейские учреждения отнесены к местной П. Государственные полицейские органы подчинены Regierungspr?sident'am; они имеют главною задачей охранять государство и общество от грозящих им опасностей (общая и высшая П. безопасности). В чрезвычайных, указанных законом случаях, когда опасность грозит нескольким округам (Regierungsbezirke), полицейская власть переходит от президентов в руки обер-президента провинции. Местные полицейские учреждения распространяют свои действия на все почти области полицейского управления, кроме речного, горного, рыболовного и жел.-дорожного дела; они действуют от имени короля. В городах (старых прусских провинций) полиц. учреждения обыкновенно подчинены бюргермейстерам (о П. в больших городах см. ниже). Городские общины несут издержки на содержание полицейского учреждения в размере от 0,70 до 2,50 мар. на одного жителя. В сельских общинах восточных провинций образованы небольшие участки (Amtsbezirke), в которых полицейские функции отправляет Amtsvorsteber (почетная должность). В Познани, Вестфалии и Рейнской провинции соответствующие должности (Distriktskommissar, Amtmann, Landb?rgermeister) занимают лица, получающие жалованье от казны. В уезде (Kreis) полицейской властью является ландрат. Уже Фридрих Великий, подражая королям французским, лишил магистрат г. Берлина полицейских функций и назначил для Берлина полицейского комиссара, наподобие парижского lieutenant g?n?ral de la police. В настоящее время в Берлине и в 6-ти других больших городах учреждены Polizeipr?sidium'ы, а в остальных значительных городах – Polizeidirectionen, во главе которых стоят назначаемые королем Polizeihauptman'ы или Polizeipr?sident'ы. В Берлине содержание П. обходится (1894-95) в 3,5 марки на жителя. Исполнительный полицейский персонал в Пруссии составляют: 1) жандармерия, 2) полиц. стража (Schutzmannschaft) в больших городах и 3) обыкновенная полицейская стража во всех прочих общинах. Институт жандармерии, учрежденный в 1812 г., был реформирован в 1820 г., он действует и во всех новых провинциях Пруссии. Относительно содержания, дисциплины и суда жандармерия поставлена на один уровень с армией, но в отправлении полицейской службы она подчинена гражданским властям. Низший персонал жандармерии комплектуется из унтер-офицеров, прослуживших не менее 9 лет на военной службе. Содержание жандармерии обходится государству около 35 млн. марок. Наподобие прусской жандармерии организована жандармерия и в Баварии, Вюртемберге и нек. др. германских государствах. Полицейская стража была введена сначала в Берлине (1848), а затем и в других больших городах; она отличается от жандармерии только отсутствием военной дисциплины. Полицейский общинный персонал (Polizeisergeanten, Polizeidiener) подчинен надзору полицейских комиссаров или инспекторов. Полицейские учреждения вправе издавать с согласия провинциального, окружного и уездного советов (в городах – магистрата) так наз. обязательные полицейские распоряжения (Verordnungen), за неисполнение которых назначается денежный штраф. Суд рассматривает в случае жалобы частных лиц только законность постановлений, но не целесообразность или необходимость их. Полицейские учреждения вправе также издавать полицейские предписания (Verf?gungen), имеющие в виду конкретную цель, конкретные действия. На применение полицией непосредственного принуждения не допускается жалоба в суд, а только обжалование по начальству или в судебно-административном порядке. Сфера деятельности полицейских учреждений в отношении личной свободы точно ограничена лишь имперскими законами о передвижении и паспортах, промыслах, привитии оспы, предупреждении и пресечении чумы на рогатом скоте. Как прусские, так и другие партикулярные полицейские законы предоставляют полицейским учреждениям широкие права в отношении ограничения личной свободы, права собраний, союзного строя, ношения оружия и т. п.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

2) Во Франции

Во Франции начало новой организации полицейских учреждений было положено рядом законов конца XVIII ст. и Первой империи, разделивших П. на государственную (g?n?rale) и общинную (municipale). В настоящее время дела государственной П. ведает входящая в состав министерства внутренних дел direction de la s?ret? g?n?rale. В дирекции сосредоточены, главным образом, дела П. безопасности, надзор за иностранцами и политическая П. По бюджету 1892 г. расходы государства на секретных агентов общей безопасности составляли 1600 тыс. фр. В провинции агентами исполнительной власти служат префект (в департаменте) и мэр (в общине). Полицейскими органами являются полицейские комиссары, отправляющие также функции судебной и административной П. В 1891 г. их было 951, при среднем жалованье в 2 тыс. фр. Органы общинной П., подчиненные мэру: 1) полевые сторожа (gardes champ?tres), отправляющие также функции судебной П. (дознание по проступкам и нарушениям) и административной П. 2) Полицейские агенты (agents de police), напр. sergents de ville, gardiens de la paix – органы администрации, но не судебной П. Мэр вправе издавать полицейские предписания, нарушение которых влечет за собой 15 фр. штрафа или 5 дней ареста (maximum). В Париже (см.) полицейская служба, руководимая префектом П., разделяется на внутреннюю и внешнюю. К внутренней службе относятся меры государственной П., охрана президента республики, судебная П., надзор за иностранцами, ассоциациями, прессой, клубами и т. п. Внешнюю службу составляют: охрана публичной тишины и порядка в Париже, исполнение законов и ордонансов, розыски в интересах государства и отдельных лиц, розыск тайных игорных домов, надзор за разносной торговлей, проституцией и т. д. Все это входит в компетенцию П. муниципальной, ведающей также склады, базары, навигацию, муниципальные лаборатории и т. д. В состав муниципальной П. входят 6 бригад полицейской стражи для службы на улицах и публичных местах. От лиц, желающих поступить в состав полицейской стражи (gardiens de la paix), требуются определенный возраст, крепкое телосложение и военный ценз. Полицейская стража организована на военных началах. Для приготовления служащих учреждена специальная школа. К отправлению полицейской службы, по усмотрению префекта П. и мин. внутр. дел, может быть призвана и республиканская гвардия (3050 чел.). Расходы на муниципальную П. = 19 млн. фр., из которых 8 млн. дает казна (1890). Сыскная П. Парижа (service de la suret? ? la pr?fecture de police) в 1886 г. была подвергнута реорганизации. В настоящее время в состав сыскной П. входят: комиссар П., как начальник ее, его помощник и 59 инспекторов, бригадиров и т. д. Сыскная П. имеет и посторонних агентов (indicateurs), которые за их услуги получают вознаграждение сообразно важности доставляемых сведений. Служащие сыскного отделения имеют задачей розыск лихих людей (malfaileurs). Кроме того, они должны присутствовать на пожарах и других выдающихся происшествиях, охраняя личность и имущество. По зак. 27 мая 1885 г. (Art. 19, § 2), полицейский надзор (surveilance de la haute police) как уголовная кара и как мера полицейской безопасности, применявшаяся по зак. 3 янв. 1874 г. к бродягам и рецидивистам, отменен; за правительством сохранено только право указывать те районы и те местности, куда не могут являться рецидивисты. Пределы власти французской П. регулированы многочисленными законами, но права личности все-таки гарантированы недостаточно, ибо жалоба на беззаконные действия П. допускается только в административном порядке. К полицейскому исполнительному персоналу во Франции принадлежит также корпус жандармерии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

3) В Англии.

В Англии полицейская стража (constabulary) на началах военной дисциплины организована только в XIX столетии, прежде всего в Лондоне, где особенно часты были нарушения общественной и личной безопасности (Colguhoun, «On the police of the metropolis», 1796). Введению полицейской стражи в других местностях сильно противилось джентри многих графств. По закону 1856 г. правительство стало вводить ее принудительно, взамен «почетных констеблей», осмеянных уже Шекспиром. Заключительным моментом полицейской организации является закон 1888 г., в силу которого назначение полицейских инспекторов в графстве предоставлено особому комитету (standing joint committee). В Лондоне полицейские дела ведает Metropolitan police office, во главе которого стоят шеф (commissioner) и его два помощника, назначаемые короной. Только Сити сохранило свою полицейскую автономию (см. Лондон). Надзор за органами П. принадлежит статс-секретарю по внутренним делам. Города и графства, содержащие соответствующую законам и распоряжениям правительства полицейскую стражу, получают от казны ¼ часть расходов на содержание стражи, а остальные ¾ покрываются особым сбором (police rate). Подобным образом организована П. и в Шотландии. В Ирландии в 1836 г. организована жандармерия, получающая жалованье от казны. В Дублине П. организована так же, как и в Лондоне, но издержки на содержание П. несет казна. Главный начальник лондонской П. получает 2100 фн. ст., его помощники – по 1250, правитель канцелярии – 750 ф. В случае нарушения органами П. прав и интересов частных лиц последние вправе предъявить обвинение в общем судебном порядке; но подобные процессы требуют больших расходов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Организация, права и круг ведомства полицейских чинов и учреждений в Российской Империи

Центральные полицейские учреждения

Центральным полицейским учреждением является мин. вн. дел (Св. Зак. т. I ч. 2 ст. 308 и след.). Министр внутренних дел заведует корпусом жандармов на правах его шефа. В обстоятельствах чрезвычайных, сопряженных с охранением внутренней безопасности, он особенно уполномочен действовать всеми вверенными ему способами, не ожидая разрешения. Ему предоставляется временно удалять от исправления должности всякого, даже высшего чиновника, доводя о принятой мере до высочайшего сведения через комитет министров.

Ближайшее заведование государственной П. было возложено на одного из товарищей министра внутренних дел, считавшегося командиром корпуса жандармов (закон 25 июня 1882 г.) и имевшего высший надзор за всеми местами заключения, в которых содержатся государственные преступники и лица, обвиняемые в государственных преступлениях (прил. к ст. 319). В 1896 г. (закон 2 мая) «в видах установления единства высшей власти по управлению отдельным корпусом жандармов» министру внутренних дел предоставлены большие, чем прежде, права по управлению личным составом отделения корпуса жандармов и по назначению на различные в нем должности; учреждена должность помощника шефа жандармов взамен товарища министра внутренних дел, заведовавшего П. и командовавшего корпусом жандармов.

Департамент полиции ведает дела:

1) по охранению общественной безопасности и порядка и по предупреждению и пресечению преступлений,

2) по устройству полицейских учреждений и наблюдению за их деятельностью,

3) по определению на полицейские должности и увольнению от них,

4) по охранению государственных границ и о пограничных сообщениях,

5) о паспортах иностранцев и их высылке,

6) о разного рода русских эмигрантах,

7) об учреждении опек в особых случаях,

8/по надзору за питейными заведениями,

9) о мерах безопасности от огня и разного рода взрывчатых веществ, 10) по утверждению уставов разных обществ и разрешению публичных чтений, выставок и т. д.,

11) по наблюдению за исполнением паспортных законов и правил.

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Местные полицейские органы.

Высшим из них может считаться генерал-губернатор, затем идут губернаторы и губернские правления.

Уездное полицейское управление составляют с 1889 г. уездный исправник и его помощник. Исправник, получающий 1500 р. (помощник – 1000 р.) содержания, не включая квартирного довольствия, отопления и освоения, является начальником уездной П.

Полицейские управления и исправники подчинены непосредственно губернатору и губернскому правлению (т. II, ст. 694). Предметы ведомства полицейского управления:

1) наблюдение за исполнением законов, охранение безопасности и общественного благоустройства и надлежащего повиновения властям,

2) исполнение обязанностей по делам судебного ведомства,

3) исполнение обязанностей по делам казенного управления, военного ведомства и общественного хозяйства.

Центром фактической полицейской деятельности, особенно в области П. безопасности, следует считать станового пристава (600 р.), исполнителями приказаний которого служат пешие и конные полицейские урядники, сотские – в участках стана, десятские – в селениях. Становой охраняет безопасность, исправник наблюдает за безопасностью, губернатор отвечает перед правительством за безопасность в губернии.

В городах, посадах и местечках, не подведомственных уездной П., образованы городские полицейские управления, в состав которых входят полициймейстер и его помощник, где таковой назначен. Полициймейстер (содержание 1500-1000 р.) – начальник городской П. Городскому полицейскому управлению подчинены участковые пристава, городские пристава (600 р.), полицейские надзиратели (в некоторых городах – околоточные надзиратели, отнесенные решениями Сената к полицейским служителям) и городовые (полицейская команда). В городах, имеющих не более 2000 жит., полагается по закону 14 апреля 1887 г. не свыше 5 городовых. В городах, имеющих более многочисленное население, полагается не более 1 городового на каждые 500 чел. На каждых 4-х городовых полагается 1 старший. Содержание городовых: старшему не свыше 180, младшим не свыше 150 р., не считая 25 р. ежегодно на обмундирование. Расходы по содержанию полицейской команды производятся полностью на средства города, который отводит для нее квартиры с отоплением и освещением и дает также средства на вооружение (шашка и револьвер). На городовых не может быть возлагаемо исполнение обязанностей рассыльных или сторожей при полицейском управлении.

Законом 1884 г. была установлена нынешняя форма обмундирования чинов городской и уездной П. околоточные надзиратели, конные стражники и городовые обязаны иметь при себе шашку и револьвер, не обязательный для урядников.

В селениях полицейские функции отправляют волостные старшины и сельские старосты, исполняющие приказания старшин по делам П. (Св. зак., т. IX, Общ. пол. о кр., ст. 60 и 83). Волостные старшины и сельские начальства по делам полицейским находятся в зависимости от полицейского управления (II, ст. 459, п. 13), содействуя распоряжениям становых приставов и исполняя законные требования пол. урядников.

Земские начальники обязаны во время отсутствия исправника или станового пристава надзирать за действиями старшин и старост по охранению благочиния, безопасности и общественного порядка, по предупреждению и пресечению преступлений и проступков, а равно руководить действиями их и всех нижних чинов П.

В общем наказе чинам и служителям полиц. управлений выделены в отдельную рубрику «особенные» обязанности исправника, станового пристава и нижних чинов городской и уездной П.

Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Недостатки современных полицейских учреждений могут быть сведены к следующим основным пунктам:

1) степень власти, круг деятельности и особенно ответственность органов П. по суду и перед начальством недостаточно регулированы законом;

2) полицейские учреждения не поставлены в «гармонию» (проф. И. Андреевский) ни с судом, ни с органами общественных учреждений, всесословных и сословных;

3) недостаточно ясно определено отношение полицейских учреждений и органов к П. административной (напр. к полицейским органам горного дела) и военной;

4) для полицейских учреждений не введен принцип закономерного повиновения (проф. В. Ивановский);

5) полицейские органы по поводу отправления служебных обязанностей не поставлены в одинаковые отношения к лицам всех сословий и ко всем органам власти;

6) полицейские учреждения и органы принуждены в некоторых случаях отправлять функции, не свойственные органам П. безопасности; так, напр., в некоторых уездах они выдают удостоверения в беспорочном исправлении домашними наставниками и домашними учителями обязанностей их звания;

7) с ростом многих городов и с увеличением функций П. не увеличивается пропорционально ни полицейский персонал, ни вознаграждение его, тогда как полиц. переписка и делопроизводство достигли колоссальных размеров;

8/полицейские органы не получают соответствующего их трудной и разнообразной деятельности содержания, хотя за последние 10 лет этот недостаток до некоторой степени уменьшен постепенным утверждением постоянных штатов П. для некоторых городов и губерний;

9) многие полицейские станы слишком обширны;

10) наконец, от полицейских органов не требуется ни специальных знаний из области полицейского права и управления (кроме урядников в некоторых губерниях, полиц. чиновников и полиц. стражи в столицах), ни пробной службы (кроме околоточных и городовых столичных П. и причисленных к земской страже для испытания стражников в губ. Царства Польского); нет притом и хорошего практического руководства или сборника полицейских законов, решений 1-го дпт. сената, выдающихся казусов из судебной и административной полицейской практики. Хотя закон говорит о «четырехмесячном испытании губ. правлением способностей кандидатов на полиц. места», но это на практике мало применяется.

Источник: В. Безобразов, «О значении науки для образования должностных лиц в госуд. управлении» («Сб. гос. зн.», т. VII); Куплеваский, «Госуд. служба etc.» (1888).

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Полицейские учреждения и органы в губерниях Царства Польского и Прибалтийских губерниях

В городах Царства Польского.

В губ. Царства Польского охрана общественного порядка, безопасности и благочиния (Учр. Управл. Цар. Пол., т. II, ст. 12 сл.) возложена на губернаторов и на особенное попечение варшавского ген.-губернатора, при котором состоят два помощника: один из них исполняет его поручения по всем частям гражданского управления края, другой заведует делами по предупреждению и исследованию государственных преступлений. Для местного надзора за порядком и охранением общественной безопасности в уездах учреждена законом 19/31 декабря 1866 г. (2-е Полн. Собр. Зак. 44013) земская стража. Начальником ее является уездный начальник (содерж. 1500 р.); один из его помощников (содерж. – 1000 руб.) ведает дела административные, другой – полицейские и военно-полицейские (военно-полицейское отделение уездного управления). В губернские и некоторые другие большие города назначаются полициймейстеры, на правах уездного начальника. В безуездных городах, местечках и селениях хозяйственная П. состоит в заведовании гминных войтов и солтысов. Каждый уезд делится на полицейские участки, в которые назначается команда из старшего (оклад 200 руб.) и младших стражников (оклад 120 р. и 40 р. на обмундирование). Чины команды, носящие шашку и револьвер, размешаются в местечках и селениях, где есть гминные управления. Чины команды, не находясь под начальством бургомистров и войтов, исполняют, однако, их законные требования. Земская стража организована на началах, во многом сходных с началами воинской дисциплины и службы; напр. оскорбление стражника при исполнении служебных обязанностей приравнивается к оскорблению часового.

В Прибалтийских губерниях

В Прибалтийских губерниях (Св. Зак., т. II, ст. 832 сл.) уездным начальникам присвоены права и обязанности уездных исправников. Помощники уездных начальников, с разрешения мин. внут. дел, могут получать на правах становых приставов отдельные участки в уездах. В Риге, Ревеле, Митаве, Либаве и Юрьеве учреждены городские полицейские управления под начальством полициймейстеров. В уездах полицейские учреждения разделяются на волостные и мызные. Волостной П. заведуют волостные старшины и его помощники; они вправе избирать одного десятника на 8-15 хозяев, для надзора за общественным порядком и спокойствием. В мызах и казенных имениях полицейские функции отнесены к обязанностям владельцев и арендаторов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Столичные полицейские учреждения (в С.-Петербурге и Москве) и полицейские учреждения Варшавы

Полицейское управление С.-Петербурга

в течение XIX ст. подвергалось множеству преобразований. В 1835 г., при 444960 жителях, полицейские части были обременены перепиской (356 тыс. входящих и исходящих бумаг, 139 тыс. дел); кроме того, в особом производстве обер-полициймейстера было 35 тыс., в управе благочиния – 45 тыс. дел. Полицейское управление в это время составляли: 1) генерал-губернатор и 2) подчиненный ему обер-полициймейстер. К внутреннему отделению полиц. управления были отнесены: а) управа благоч., состоявшая из 3 полицийм., 3 приставов и 2 ратманов, и б) управления городских частей: 13 приставов, 56 квартальных надзирателей и 56 их помощников. В состав внешнего отделения входили: а) 3 полициймейстера, б) пешая военная команда (404 чел.), в) городская стража (963 чел.), г) пожарная команда (1137 чел.) и д) медицинская часть (17 врачей). Главнейшие недостатки полицейского управления до 1867 г. заключались в существовании излишних инстанций, в излишнем развитии письменности, в неудовлетворительности личного состава, зависевшей отчасти от отсутствия подготовки, отчасти от недостаточного содержания. В 1866 г. было уничтожено главное полицейское управление столицы с закрытием должности военного генерал-губернатора. Дела военного ведомства и комендантская часть были переданы в управление командующего войсками Петербургского округа, дела общего управления – петербургскому губернатору, а дела полицейского городского управления – обер-полициймейстеру, при чем П. была переустроена по варшавской системе. Обер-полициймейстер был подчинен министру внутренних дел (исполнительная П.) и III-му Отд. Собств. Его Имп. Величества Канцелярии (охранение общественной безопасности и порядка). При обер-полициймейстере состояли: канцелярия с иностранным отделением (выдача заграничных паспортов), сыскная часть и полицейская школа. Город был разделен по-прежнему на три отделения и на 12 частей, но последние не составляли более административно-полицейских центров, сохраняя прежнее значение лишь в отношении пожарной и медико-полицейской части. Учреждено было 38 участков, вверенных участковым приставам, и 93 околотка, в которых были назначены по 2 околоточных надзирателя (один для надзора за городовыми, другой – для принятия мер к предупреждению и пресечению преступлений).

Основу современного устройства с.-петербургских градоначальства и П. составляют три закона:

1) положение о С.-Петербургском градоначальстве 20 марта 1873 г. (2-е П. С. З., № 52032),

2) закон 9 апреля 1887 г. о порядке подчиненности градоначальника и об обязанностях его по охранению общественной безопасности и спокойствия в столице (3-е П. С. З., № 4339).

3) особенное учреждение С.-Петербургской П. 8 июня 1889 г. (3-е П. С. З., № 6085).

Управление С.-Петербурга в административно-полицейском отношении вверено градоначальнику, определяемому по непосредственному Его Императорского Величества назначению. В полицейском отношении градоначальнику подчиняются еще прилегающие к П. местности (пригороды) в границах, определяемых высочайшей властью. В 1896 г. непосредственное ведение столичной П. распространялось на площадь в 64492086 кв. саж. (или 256 кв. в.), на которой, по переписи 1897 г., обитало в 18202 домах 1267023 чел. (включая население пригородов).

Градоначальник, руководствуясь общими для губернаторов узаконениями, учреждением С.-Петербургского градоначальства и столичной П. (Св. Зак., II, изд. 1892, ст. 861 сл.), инструкцией мин. внутренних дел и, временно, Положением о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия 14 августа 1881 г. (усиленная охрана), является «главным и непосредственным начальником столичной П.». Хотя градоначальник и подчинен министру внутренних дел, однако он имеет право доносить непосредственно государю императору «о наиболее важных происшествиях в столице и о предметах полицейского управления». Управление, подчиненное градоначальнику, разделяется на общее, полицейское и медико-санитарное. В состав общего управления входит: 1) помощник градоначальника, 2) канцелярия, 3) адресный стол, 4) полицейский телеграф, 5) редакция «Ведомостей С.-Петербургского градоначальства и С.-Петербургской Городской П.», 6) полицейский архив, 7) совещательное присутствие, 8/ техническая часть, 9) инспекторский надзор за типографиями, литографиями и т. п. заведениями, а также за книжной торговлей, и 10) столичное по фабричным делам присутствие.

Обязанности помощника градоначальника подробно определены инструкцией министра внутренних дел, который распределяет также предметы ведомства и дела между полицейскими установлениями столицы. Канцелярия (около 300 тыс. входящих бумаг) разделяется на 12 отделений, или делопроизводств, из которых особенное значение имеют 8-е, 9-е, 10-е и 11-е. Восьмое отделение, заведующее исчислением запасных нижних чинов и ратников 1-го разряда, регистрирует их убыль, делая уездному воинскому начальнику ежегодно около 33 тыс. сообщений. На обязанности 9-го отделения лежит взыскание штрафов за нарушения обязательных постановлений, изданных градоначальником. Десятое отделение заведует борьбой с профессиональным нищенством, бродяжничеством и всякого рода мошенничеством. Предпринятая градоначальником в 1896 г. регистрация показала, что в СПб. существует около 10 тыс. уличных и квартирных нищих и около 15 тыс. чел., впавших в крайнюю бедность по той или другой причине. Преобладающим оказалось профессиональное нищенство; большинство нищих – не уроженцы Петербурга; в столице существуют обширные и прочно сложившиеся общества нищих; административная высылка нищих не достигает цели (ср. Нищенство, Нищие, Комитеты по разбору и призрению нищих; см. также ряд статей под заглавием «Этапные рецидивисты», помещенных в «Ведомостях СПб. град. и стол. пол.», 1895 г.). Одиннадцатое отделение ведает иностранцев, приезжающих в столицу (ок. 12 тыс. ежегодно); всего больше между ними прусских подданных (около 3700 чел.), затем идут французы (1300), великобританские подданные (1000), австро-венгерцы (600), швейцарцы (600) и т. д. Градоначальство ежегодно выдает русским подданным около 7 тыс. заграничных паспортов, а иностранным – ок. 3400. Адресный стол обходится в 17100 р. ежегодно; получая в год (1894-96) свыше 3 млн. адресных листков, он выдает справок частным лицам на бланках до 500 тыс. и на открытых письмах до 27 тыс., почтовому ведомству до 29 тыс., должностным лицам и присутственным местам до 50 тыс. Военно-полицейский и пожарный телеграфы, на содержание которых город дает 17070 р., действует и в пригородах. Телеграф состоит из подземных кабелей (54 в.) и воздушных проводов (600 в.). По этим телеграфам передается около 630 тыс. телеграмм всякого рода. «Полицейские ведомости» приняты на пять лет, с 1 января 1894 г., в хозяйственное заведование помощника градоначальника, с уплатой в городскую кассу 22 тыс. руб. Полицейский архив (около 400 тыс. дел и 50 тыс. книг) представляет богатый материал для истории столичных полицейских учреждений. Обсуждению совещательного присутствия, состоящего из помощника градоначальника (предстатель), управляющего канцелярию, его помощника, чиновника особых поручений по судебным делам и одного из полициймейстеров, подлежат, между прочим, следующие дела: 1) о предании суду полицейских чиновников (около 70 дел ежегодно), 2) о высылке беспаспортных, 3) о воспрещении жительства в столице лицам, состоящим под надзором обществ или П. на основании судебных приговоров; 4) об исключении из столичных сословий порочных членов (около 10 дел) и 5) о наложении опеки на имения расточителей (1 д.). Инспекторскому надзору подлежали в 1894 г. – 1743, в 1895 г. – 1861,в 1896 г. – 1269, в 1897 г. – 2071 типографий, литографий и т. п. В 1896 г. в 52 типографиях печатались 219 повременных издания. Число случаев незаконной торговли вразнос произведениями печати, возбуждаемых на основании 1018 ст. Ул. о нак., но превышает 30 в год; столько же приблизительно случаев задержки изданий по требованию главного управления по делам печати. Штрафы, положенные присутствием по фабричным делам (см. Фабричная инспекция), в 1894 г. не превышали 250 руб. Полицейское управление имеет задачей обеспечение общественного спокойствия и порядка и охрану личной и имущественной безопасности обывателей столицы и пригородов. СПб. и его окрестности в полицейском отношении делятся на 4 отделения, 12 полицейских частей, 38 городских и 4 загородных полицейских участков. Полицейские участки делятся на околотки, а околотки – на полицейские посты. Кроме общего наблюдения за торгово-промышленными заведениями и частными помещениями (около 44 тыс.), особенно бдительному фактическому надзору подлежали (1896): 49 гостиниц, 672 трактира и 2049 иного рода питейных заведений, 15 театров, 16 клубов, 15 увеселительных заведений, 70 домов терпимости, 26 ночлежных приютов, 133 постоялых двора и т. п. П. ежегодно (1894-6) задерживала около 46 тыс. прикосновенных к преступлениям, 23 тыс. беспаспортных, 16 тыс. нищих, 23 тыс. праздношатающихся, 7 тыс. тайных проституток, 200 бродяг и дезертиров, всего по разным причинам около 120 тыс. человек. Из числа возбуждаемых производств переходит в ведение общих судебных установлений 2 тыс., мировой юстиции – 46 тыс. В 1894-96 г. в участковых управлениях ежегодно было свыше 2 млн. входящих и исходящих номеров бумаг, 2 млн. видов на жительство, представляемых для прописки, 74 тыс. производств уголовного характера, из которых 33 тыс. были связаны с посягательствами на порядок управлении. 23 тыс. с нарушениями обязательных постановлений и 10 тыс. с нарушениями прав чужой собственности.

В состав полицейского управления входят: 1) отделение по охранению общественной безопасности и порядка, 2) полициймейстеры, 3) участковые управления, 4) полицейский резерв, 5) сыскная П., 6) тюремная часть, 7) речная П. и 8/ пожарная команда.

Несколько полицейских частей, образующих отделение города, вверено в отношении надзора за наружным порядком и благочинием полициймейстеру. Полициймейстер в качестве инспектора П.: 1) наблюдает за исправным отправлением полицейской службы и за исполнением правил обязательных постановлений; 2) руководит надзором за внешним порядком при многолюдных собраниях; 3) имеет надзор за содержанием арестованных в полицейских домах; 4) производит ревизию дел, денежных сумм и счетоводства участковых управлений и 5) наблюдает за казарменными помещениями городовых и полицейских служителей.

Важнейшим местным пунктом полицейской деятельности в столице является полицейский участок. Должности участковых приставов и их помощников должны быть замещаемы «с соблюдением постепенности прохождения службы в столичной П.». К составу участковых управлений, кроме пристава и его помощников (старших и младших), принадлежат полицейская стража (околоточные надзиратели и городовые), полицейские служители, письмоводители, их помощники, паспортисты и писцы. Кандидаты на классные полицейские должности в столице должны быть русскими подданными, иметь 25 лет от роду и получить образование, дающее право на льготу 1-го разряда по воинской повинности. Околоточные надзиратели должны иметь право по образованию на льготу 2-го разряда по воинской повинности или же приобретенную на государственной службе опытность. Околоточные и городовые, вооруженные по закону 1881 г. шашкой и револьвером, разделяются на три разряда, из которых в двух младших требуется прослужить по 5 лет. При канцелярии градоначальника существуют эмеритальные кассы пожарной и полицейской команд. В столице существует 27 казарменных помещений для городовых. В 1896 г. городовые были снабжены постовыми книжками нового образца, в которых описаны отдельные посты, указаны особенности каждого околотка, изображены схематические планы публичных зданий, напр. театров. В этом же году были утверждены новые правила о занятиях с околоточными и городовыми в участковых управлениях и издана книжка «Основы полицейской службы». Все «обязанности П. в СПб. по предупреждению преступлений и проступков против безопасности личной и безопасности имуществ» изложены в т. XIV Уст. пр. и прес. прест., изд. 1890, прил. к ст. 220, прим. I, 1-4. С 1-го мая 1898 г. в СПб. действует конно-полицейская стража из 150 конных городовых, трех вахмистров, трех каптенармусов и трех полицейских офицеров на правах помощников приставов. Назначение стражи – разъезды пикетами. Стража распределена в три полуэскадрона, по 52 чел. в каждом. Надзор за внутренним порядком в домах вверен владельцам недвижимой собственности (т. XIV, III, прил. к ст. 220, прим. VI, 1-6), а на деле почти всецело лежит на домовых дворниках и швейцарах. Регистрация тех и других ведется в особом отделении (12-м) канцелярии градоначальника. Круг обязанностей дворников и швейцаров, которых на учете числится около 20 тыс., определен рядом приказов градоначальника, установивших и лестницу взысканий, налагаемых на дворников и швейцаров в административном порядке. Наконец, в столице насчитывается около 1500 ночных сторожей.

Полицейский резерв в числе 336 чел. служит: 1) для теоретического и практического подготовления к полицейской службе и 2) для пополнения недостатка личного состава участковых управлений. При нем состоит подготовительная полицейская школа, в которой подвергались экзамену ежегодно (1894-96) в среднем около 400 человек. Кроме того, в круг обязанностей резерва входит надзор за извозным промыслом (около 22 тыс. извозчиков разного рода), испытание лиц, желающих промышлять извозом в столице, регистрация извозного промысла, надзор за велосипедным спортом (7500 велосипедистов) и выдача справок об извозчиках (ежегодно около 16 тыс. справок).

Сыскная П. имеет своим назначением: 1) производство дознаний по требованию судебных властей и административных учреждений, 2) розыск по сообщениям участковых приставов о кражах, грабежах и убийствах и 3) исполнение приказаний градоначальника по предупреждению и пресечению преступлений; она состоит из начальника, его помощника, чиновников, полицейских надзирателей и канцелярии. Кандидаты на сыскную службу подвергаются «особому испытанию». Деятельность сыскной П. ежегодно (1894-6) выражалась: 1) в обнаружении и задержании 8 убийц и 22 тыс. других преступников и 2) в наведении справок о судимости 20 тыс. человек. Для лишения рецидивистов возможности скрывать свою прежнюю судимость, равно для констатирования подозрительных лиц, желающих утаить свое прошлое и свое действительное звание, открыто с 1890 г. при сыскной П. измерительное (антропометрическое) отделение по системе Бертильона. До 1 января 1897 г. было измерено здесь 23 тыс. мжч. и 4 тыс. жнщ., из которых было обнаружено около 1700 рецидивистов и 180 рецидивисток; личность 39 рецидивистов и 3 рецидивисток была установлена единственно путем измерения.

Полицейские дома с арестантскими (т. XIV, IV, изд. 1890, ст. 45 сл.) и служительскими помещениями состоят в ведении смотрителей, и их помощников. При домах устроены приемные покои под ведением полицейских врачей. Нормальная вместимость арестантских камер = 940 мест, не считая камер, предназначенных для вытрезвления пьяных. Переполнение полицейских домов случается только после одновременных по всему городу полицейских обходов. Арестантов разных категорий ежегодно бывает около 100 тыс. человек, вытрезвляется в полицейских домах около 50 тыс. В покойницкие при полицейских домах ежегодно доставляется около 500 мертвых тел.

Речная столичная П., первая по времени возникновения в империи, учреждена законом 27 июня 1867 г. (2-е П. С. 3., 4774) на средства города (30 тыс. р.). В 1868-9 г. к предметам ведомства речной П. были отнесены обязанности упраздненной с.-петербургской городской верфи по освидетельствованию гребных и перевозных судов, затем обязанности брандвахт Средней и Малой Невы, береговые помещения и суда которых поступили в заведование речной П. В 1885 г. усилен личный состав речной П. и утвержден новый штат ее, в 78470 руб. (56350 руб. из доходов города и 22120 руб. из казны). Кроме того, в распоряжение градоначальника на приобретение судов и других принадлежностей речной П. было отпущено 48384 руб. (30966 руб. из доходов города). В 1887 г. надзор речной П. был распространен на Морской канал и Новый порт, при чем штат ее усилен на 7250 руб., из которых 3400 руб. отнесены на средства казны. По закону 10 марта 1895 г. СПб. порт вверен ведению портового управления, начальник которого (капитан над портом) является управляющим столичной речной П. (содержание 4340 р.). В состав речной П., кроме управляющего, входят его три помощника (содерж. 2900 р.), инженер-механик, корабельный инженер, старший машинист, письмоводитель, 20 старших и 75 младших городовых. Во время навигации прикомандировываются от морского ведомства два офицера, и штат речной П. увеличивается 88-ю городовыми и 20-ю машинистами, матросами и кочегарами. Флотилия состоит из 11-ти паровых судов и 35-ти гребных вельботов и шлюпок. Речная П. ведает: 1) реки и каналы в черте Петербурга и 2) прилегающие к материку воды в пределах, определяемых высочайшей властью (взморье до границ плавучих маяков). При речной П. состоит комиссия для освидетельствования пароходов, судов, яликов, пристаней и купальных ванн. В промежуток времени между закрытием одного и открытием другого навигационного периода речная П. наблюдает за исправным состоянием зимних дорог, спусков на реках и каналах, катков, за ограждением ледокольных майн, за выколкой льда, за зимующими судами, в которых находят приют бродяги. В 1894-6 гг. на водах столицы (не включая Морского канала и Нового порта) было средним числом ежегодно: 1) пожаров – 9; 2) падений в воду: а) по неосторожности – 358, б) намеренных – 95; 3) извлечения утопленников – 117.

Пожарная часть, на содержание которой в 1897 г. отпущено 442226 руб., вверена брандмайору и подчиненным ему 20-ти брандмейстерам. Она состоит из пожарного депо и пожарной команды, разделенной на 14 частей, с резервом при каждой. Состав вольнонаемной служительской команды к 1 января 1897 г. – 990 чел., из которых половина была нанята в 1895-6 г. Действующую часть составляют 8 подвод, в состав резерва входят 4 подводы. В зимнее время при сильных морозах на пожары вывозят чаны, в которых кипятится вода для отогревания труб и рукавов. Для тушения береговых и речных пожаров предназначены 3 парохода, снабженные всеми необходимым снарядами. Починка обоза и пожарных инструментов производится в пожарном депо. К 1 января 1897 г. имелось 360 электросигнальных пожарных звонковых аппаратов. Среди пожарной команды весьма велик процент заболеваемости (10-12%) и несчастных случаев во время пожаров (5%). Число пожаров в столице, принимая во внимание рост зданий, является более или менее устойчивым.

Среднее ежегодное число пожаров = 585. Сумма убытков, уплаченных страховыми обществами потерпевшим от пожаров в С.-Петербурге за 10 лет, представляет некоторые колебания. Возникают пожары главным образом между 6-ю и 12-ю часами вечера.

В 1897 г. – 2043058 руб., а с содержанием пожарной команды и речной П. – 2563548 руб.

Классных чиновников к 1 января 1897 г. было (не считая градоначальника, его помощника и полициймейстеров) 161. К 1 января 1897 г. значились налицо: градоначальник, его помощник, околоточных 341 и городовых 2020. Градоначальник получает 12000 руб., его помощник – 6500 руб., управляющий канцеляриею – 4000 руб., полициймейстер – 4500 руб., начальник сыскной полиции – 3500 руб., начальник полицейского резерва – 2800 руб., участковый пристав – от 2100 до 2300 руб. (все эти лица пользуются, сверх того, готовой квартирой), старший помощник пристава – 1800 руб., младший – 1260 руб., околоточный надзиратель – от 650 до 800 р., городовой – от 310 до 430 руб. На квартирное довольствие городовых отпускается 56518 p.

Медико-санитарное управление (т. XIII изд. 1892 г. Уст. Мед., ст. 153 сл.) состоит: 1) из совещательного по врачебно-санитарной части присутствия, 2) врачебного управления градоначальства и 3) врачебно-полицейского комитета. В состав совещ. присутствия, находящегося под председательством градоначальника, входят инспектор врачебного управления (содерж. 3600 руб.), член от мин. внутр. дел, член от городского общественного управления и старший врач П. (содерж. 2500 руб.). В совещ. присутствии обсуждаются, главным образом, мероприятия по предупреждению и борьбе с эпидемиями и эпизоотиями.

Столичное врачебное управление состоит из врачебного инспектора, старшего врача П., полицейских врачей (содержание каждого врача – 1700 руб.) и ветеринаров. Кроме того, в моменты особенно опасные, напр. перед появлением холеры, при врачебном управлении образуется «особое» присутствие под председательством помощника градоначальника для объединения всех сил и мер, направленных к борьбе с эпидемией. Управление распадается на части врачебно-полицейскую, судебно-медицинскую, административную, врачебную и ветеринарную. Управление ведет надзор: 1) за 67 аптеками (в том числе 4 гомеопатических) и 3 филиальными отделениями, в которых работает 475 человек и которые выручали ежегодно (1894-6) средним числом 1,8 млн. рублей, выпуская ежегодно 2,2 млн. номеров рецептов и 100 тыс. повторений; 2) 106-ю аптекарскими магазинами и складами; 3) 37-ю травяными лавками, из которых половина имеет право производить торговлю ядовитыми и сильнодействующими веществами; 4) 12-ю заведениями искусственных минеральных вод с годовым оборотом в 678 тысяч руб. и 5) 15-ю уксусными заведениями. Важнейшие судебно-медицинские, медико-полицейские и административные вопросы коллегиально обсуждаются и решаются во врачебном присутствии, состоящем под председательством старшего врача П. из врачей П. Одна из главных обязанностей последних – осмотры, имеющие целью борьбу с сифилисом. При 13 полицейских домах устроены приемные покои, в которых ежегодно находят призрение около 1200 человек, в течение 2 тыс. дней. Деятельность полицейских ветеринаров выражается, главным образом, в осмотре конюшен, в освидетельствовании лошадей (около 5 тыс.), доставляемых на городскую конебойню, и лошадей (30 тыс.), приводимых на Конную площадь. Врачебно-полицейский комитет, состоящий под председательством помощника градоначальника, направляет свою деятельность к возможному ограничению «любострастных болезней». Задачи комитета: 1) медико-полицейский надзор за проститутками; 2) разыскание и подчинение надзору женщин, занимающихся негласно проституцией; 3) наблюдение за гигиеническим содержанием домов терпимости и 4) осмотр лиц, среди которых особенно велика опасность распространения сифилиса. Сведения о тайно промышляющих развратом комитет получает главным образом через обходы смотрителей комитета, при ближайшем содействии которых ежегодно подчиняется врачебному надзору около 800 проституток. Обходами ежегодно задерживается около 6 тыс. проституток, из которых 2 тыс. бродячих. Из зарегистрованных проституток около 3500 уклоняются от явки для освидетельствований. Для призрения несовершеннолетних, вступивших на стезю разврата, и взрослых, решившихся оставить этот промысел, учрежден Дом милосердия, представитель которого принимает участие в заседаниях врачебного комитета.

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Управление Москвой в полицейском отношении было подвергнуто коренной реформе в 1881 г., когда была упразднена управа благочиния. В настоящее время полицейское управление Москвою под главным начальством генерал-губернатора возложено на обер-полициймейстера. В состав его входят общее управление и управления местные. Общее управление образуют обер-полициймейстер, управление обер-полициймейстера (его помощник, полициймейстеры, чиновники особых поручений), канцелярия, сыскная часть, адресный стол (содержание – 15 тысяч руб.), архив, врачебно-полицейское управление, врачебно-полицейский комитет, брандмайор, полицейский резерв и полицейский телеграф.

Обер-полициймейстер определяется по непосредственному усмотрению Его Императорского Величества. Ему подчинены все отдельные части полицейского управления, а также жандармский дивизион во время исполнения им обязанностей наружной П. При обер-полициймейстере состоят полициймейстеры (3) в качестве инспекторов П. При полицейском резерве состоит школа для приготовления кандидатов на низшие полицейские должности. Под надзором обер-полициймейстера издаются «Ведомости московской городской полиции».

Местные управления – управления полицейских участков и смотрители полицейских домов. Москва в полицейском отношении разделена на 17 частей и 40 полицейских участков. В составе московской П. образовано особое Петровско-Разумовское полицейское управление. В частях состоят полицейские дома с арестными помещениями, приемные покои для больных, полицейские врачи, повивальные бабки, фельдшера, служительские команды, равно пожарные команды под начальством брандмайора и брандмейстеров (19). В каждом участке состоят участковый пристав с помощниками и канцелярией, полицейская стража и служители. Полицейскую стражу образуют околоточные надзиратели и городовые. По штату 1881 г. (3-е Полное Собрание Зак., I, 1331) расход на полицейское управление установлен в 1075070 руб. (из казны 265 тыс. руб.). Затем этот расход постепенно увеличивался на средства государства (наприм. в 1887 г. на 24600 руб., в 1896 г. на 4070 руб.) и города (напр. в 1893 г. на 74180 р.). На содержание П. городское управление дало в 1896 г. казне 947250 р., а вообще содержание П. обошлось городскому управлению в 1125950 р., не считая 110 тыс. руб., расходуемых на содержание жандармского дивизиона. В 1896 г. городское управление отпустило на содержание пожарной команды (1370 чел. вольнонаемной прислуги) и пожарн. депо 370422 р.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

В Варшаве (Св. Зак. Т. II, Учр. Упр. Губ. Цар. Пол., ст. 152 сл.) и в 4-х прилегающих к ней пригородных селениях (с 1892 г.) полицейское управление и его начальник, обер-полициймейстер, подчинены в общем порядке мин. внутр. дел, а в местном – главному начальнику края. При обер-полициймейстере состоят два помощника, чиновники особых поручений, канцелярия, сыскное и резервное отделения и адресный стол. Кроме П. безопасности, обер-полициймейстеру подчинена Варшавская врачебная управа (т. XIII, Уст. Вр., ст. 190 сл.). Обер-полициймейстер и полиц. чины ведают торговую и строительную П. и ведут метрические книги нехристианских вероисповеданий. Обер-полициймейстер (содерж. 8500, помощники – 4000 руб.) имеет право налагать взыскания за проступки, указанные в правилах 20 сентября 1876 г. В 1874 г. был установлен штат управления обер-полициймейстера (2-е П. С. З., LXIX, 53, 274) в размере 99380 руб., не включая расходов на содержание участковых управлений и полицейской стражи. Затем штат постепенно увеличивался на средства города и казны. д) Специальные полиц. учреждения и органы.

Отдельно от столичной городской П. и притом самостоятельно действует дворцовая полиция, на содержание которой отпускается 100957 р. (31777 р. из сумм министерства внутр. дел, а остальное из сумм мин. имп. двора). Персонал дворцовой П. состоит из начальника (сод. 4777 р.), 15 младших и старших стражников, 10 младших и старших агентов, 2 околоточных и 98 младших, средних и старших городовых (см. 3-е П. С. З., I, № 846 и С. У. Р. Пр., 1894, ст. 620).

Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Гвардии-полковник (23 Июль 2013 - 12:41:18) писал: (вместо делопроизводств, столов, экспедиций и др. К примеру 3-е отделение СЕИВК обладало вообще статусом, приравненным к министерству и т.д.) 2. Согласен, для научно-техническо разведки управление рановато... Вообще говорить о научно-технической разведке рановато

Нет,ну скажем,возможно наличие некоторого количества(двух)делопроизводителей.составляющих предположим отчеты на основании газетных публикаций на военно-техническую тематику(из иностранных источников)...Для ГВИУ,ГАУ и пр.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Надо бы посмотреть аналоги соответствующих служб за рубежом на тот период времени...

http://fai.org.ru/forum/index.php/topic/32019-министерство-внутренних-дел-российской-импери/#entry714785

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Министерство Внутренних Дел Российской Империи

(проект)

Общий состав

Министр Внутренних Дел – Шеф Отдельного Корпуса Жандармов, Шеф Отдельного Корпуса Внутренней Стражи, Шеф Отдельного Корпуса Пограничной Стражи

Товарищ Министра Внутренних Дел – Шеф полиции

1. Канцелярия Министра Внутренних Дел

Начальник Канцелярии Министра Внутренних Дел

1-й отдел (кодификационный)

2-й отдел (законодательный)

3-й отдел (строевой)

4-й отдел (финансовый)

5-й отдел (приема и разбора просьб, подаваемых на имя Министра Внутренних Дел)

2. Департамент государственной безопасности

Директор Департамента государственной безопасности – Командующий Отдельного Корпуса Жандармов

Вице-директор Департамента государственной безопасности – Начальник штаба Отдельного Корпуса Жандармов

Канцелярия Департамента государственной безопасности

1-е управление (распорядительное)

1-й отдел (строевой)

2-й отдел (учетный)

3-й отдел (наградной)

4-й отдел (пенсионный)

5-й отдел (инспекторский)

6-й отдел (эмеритальный)

7-й отдел (финансовый)

8-й отдел (отчетный)

Архив Департамента государственной безопасности

2-е управление (высшей полиции безопасности)

1-й отдел (статистический)

2-й отдел (агентурный)

3-й отдел (заграничной агентуры)

4-й отдел (наблюдательный)

1-е отделение (по наблюдению за политическими партиями)

2-е отделение (по контролю за рабочим движением)

3-е отделение (по контролю за национальными движениями)

4-е отделение (по контролю за высшими учебными заведениями)

5-й отдел (наружного наблюдения)

6-й отдел (дешифровки и перлюстрации)

7-й отдел (розыскной)

3-е управление (по борьбе с террористическими организациями)

1-й отдел (статистический)

2-й отдел (агентурный)

3-й отдел (розыскной)

4-й отдел (оперативный)

4-е управление (иностранное)

1-й отдел (статистический)

2-й отдел (по наблюдению за иностранными подданными)

3-й отдел (по наблюдению за иностранными политическими организациями)

4-й отдел (по наблюдению за эмигрантскими организациями)

5-й отдел (дешифровки, перлюстрации и переводов)

6-й отдел (по связям с зарубежной полицией)

5-е управление (следственное)

1-й отдел (статистический)

2-й отдел (дознаний)

3-й отдел (следственный)

4-й отдел (надзорный)

6-е управление (государственной безопасности на транспорте)

1-й отдел (статистический)

2-й отдел (на железнодорожном транспорте)

3-й отдел (на морском транспорте)

Отделы государственной безопасности железных дорог, портов – сформированы из жандармско-полицейских управлений

7-е управление (государственной безопасности в Российской Императорской Армии и на Флоте)

1-й отдел (административный)

2-й отдел (политический)

3-й отдел (следственный)

Особые отделы штабов военных округов (в военное время - армий), флотов

Особые отделения штабов корпусов (эскадр)

– полевые жандармские эскадроны

Окружные управления государственной безопасности

– сформированы из губернских жандармских управлений 1-го и 2-го класса

Начальник окружного управления государственной безопасности – Командующий жандармского округа

1-й отдел (административный)

2-й отдел (политический)

3-й отдел (по борьбе с терроризмом)

4-й отдел (иностранный)

5-й отдел (следственный)

Губернские отделы государственной безопасности – сформированы из губернских жандармских управлений 3-го класса

– жандармские команды

Управления государственной безопасности Санкт-Петербурга, Москвы, Варшавы

– сформированы из столичных жандармских управлений

Начальник управления

1-й отдел (административный)

2-й отдел (высшей полиции безопасности)

3-й отдел (по борьбе с терроризмом)

4-й отдел (иностранный)

5-й отдел (следственный)

Отдельные жандармские дивизионы

3. Департамент полиции

Директор Департамента полиции

Вице-директор Департамента полиции

Канцелярия Департамента полиции

1-е управление (распорядительное)

1-й отдел (строевой)

2-й отдел (учетный)

3-й отдел (наградной)

4-й отдел (пенсионный)

5-й отдел (эмеритальный)

6-й отдел (финансовый)

7-й отдел (отчетный)

Архив Департамента полиции

2-е управление (законодательное)

1-й отдел (организационный)

2-й отдел (инспекционный)

3-й отдел (инструкционный)

4-й отдел (разрешительный)

5-й отдел (по рабочему законодательству)

6-й отдел (административных взысканий)

3-е управление (общей полиции безопасности)

1-й отдел (городской полиции)

2-й отдел (уездной полиции)

3-й отдел (фабричной и заводской полиции)

4-й отдел (дворцовой полиции)

5-й отдел (пожарной охраны)

4-е управление (сыскной полиции)

1-й отдел (статистический)

2-й отдел (по преступлениям против личной безопасности)

3-й отдел (по преступлениям против имущественной безопасности)

4-й отдел (по финансовым преступлениям)

5-й отдел (криминалистический)

5-е управление (исполнительной полиции)

1-й отдел (гласного надзора)

2-й отдел (негласного надзора)

3-й отдел (исполнения решений)

4-й отдел (контрольный)

7-е управление (транспортной полиции)

1-й отдел (статистический)

2-й отдел (железнодорожной полиции)

3-й отдел (портовой полиции)

4-й отдел (речной полиции)

Отделы полиции железных дорог, портов – сформированы из жандармско-полицейских управлений

Управления обер-полицмейстера генерал-губернаторства

Обер-полицмейстер

1-й отдел (распорядительный)

2-й отдел (административный)

3-й отдел (общей полиции безопасности)

4-й отдел (сыскной полиции)

5-й отдел (исполнительной полиции)

Губернские отделы полиции

Полицейские управления Санкт-Петербурга, Москвы, Варшавы

4. Департамент по охранению государственных границ

Директор Департамента по охранению государственных границ – Командующий Отдельного Корпуса Пограничной Стражи

Вице-директор Департамента по охранению государственных границ – Начальник штаба Отдельного Корпуса Пограничной Стражи

Канцелярия Департамента по охранению государственных границ

1-е управление (распорядительное)

1-й отдел (строевой)

2-й отдел (учетный)

3-й отдел (наградной)

4-й отдел (пенсионный)

5-й отдел (эмеритальный)

6-й отдел (финансовый)

7-й отдел (отчетный)

Архив Департамента по охранению государственных границ

2-е управление (охраны границ)

1-й отдел (статистический)

2-й отдел (оперативный)

3-й отдел (организационный)

4-й отдел (мобилизационный)

5-й отдел (инструкционный)

6-й отдел (инспекторский)

3-е управление (паспортно-визовое)

1-й отдел (паспортный)

2-й отдел (визовый)

4-е управление (морской охраны)

1-й отдел (статистический)

2-й отдел (оперативный)

3-й отдел (организационный)

4-й отдел (мобилизационный)

5-й отдел (инструкционный)

6-й отдел (инспекторский)

Окружные управления по охранению государственных границ

Начальник окружного управления по охранению государственных границ – Командующий округа пограничной стражи

1-й отдел (распорядительный)

2-й отдел (охраны границ)

3-й отдел (паспортного контроля)

4-й отдел (морской охраны) – в Финляндском, Санкт-Петербургском, Виленском, Одесском, Кавказском, Приморском округах пограничной стражи

Бригады пограничной стражи

5. Департамент почт и телеграфов

6. Департамент по делам печати

7. Департамент здравоохранения

8. Департамент исполнения наказаний

Тюремная стража

9. Отдельный Корпус Жандармов

1) Командующий Отдельного Корпуса Жандармов

2) Штаб Отдельного Корпуса Жандармов

3) Жандармские округа

10. Отдельный Корпус Пограничной Стражи

1) Командующий Отдельного Корпуса Пограничной Стражи

2) Штаб Отдельного Корпуса Пограничной Стражи

3) Округа Пограничной Стражи

11. Отдельный Корпус Внутренней Стражи

1) Командующий Отдельного Корпуса Внутренней Стражи

2) Штаб Отдельного Корпуса Внутренней Стражи

3) Округа Внутренней Стражи

4) Конвойная Стража

12. Технический строительный комитет

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Недостатки современных полицейских учреждений могут быть сведены к следующим основным пунктам:

Какие-либо меры для ликвидации сих недостатков планируются?Хорошо бы городовым для начала обмундирование за казенный кошт справлять(ну или как в армии).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Какие-либо меры для ликвидации сих недостатков планируются? Хорошо бы городовым для начала обмундирование за казенный кошт справлять (ну или как в армии).

"...по закону 14 апреля 1887 г. ... содержание городовых: старшему не свыше 180, младшим не свыше 150 р., не считая 25 р. ежегодно на обмундирование. Расходы по содержанию полицейской команды производятся полностью на средства города, который отводит для нее квартиры с отоплением и освещением и дает также средства на вооружение (шашка и револьвер)..."

Мундирное довольствие нижних чинов Отдельных Корпусов осуществляется по правилам, установленным для армии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Окружные управления по охранению государственных границ Начальник окружного управления по охранению государственных границ – Командующий округа пограничной стражи 1-й отдел (распорядительный) 2-й отдел (охраны границ) 3-й отдел (паспортного контроля) 4-й отдел (морской охраны) – в Финляндском, Санкт-Петербургском, Виленском, Одесском, Кавказском, Приморском округах пограничной стражи Бригады пограничной стражи

Не лишне ли это(при наличии ОКПС)?

Управления....Звучит несколько современно(для уха).Не лучше ли,дабы соответствовать эпохе,назвать управления делопроизводствами?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Добавить в структуру Департамента полиции еще несколько делопроизводств:6-е(справки о благонадежности)7-е(дознание по политич.делам.справочно-регистрационная и учетная работа),8-е(сыск),...А Особый отдел,имея в своей ОШС несколько отделений,как раз и направить в русло разведывательной и контразведыват.деятельности(со всеми подобающими атрибутами,как и было в реале-с перлюстрацией,с шифрами и пр.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

и на фига такой малоуправляемый монстр?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Окружные управления по охранению государственных границ Начальник окружного управления по охранению государственных границ – Командующий округа пограничной стражи 1-й отдел (распорядительный) 2-й отдел (охраны границ) 3-й отдел (паспортного контроля) 4-й отдел (морской охраны) – в Финляндском, Санкт-Петербургском, Виленском, Одесском, Кавказском, Приморском округах пограничной стражи Бригады пограничной стражи

Не лишне ли это (при наличии ОКПС)?

Управления... Звучит несколько современно (для уха). Не лучше ли,дабы соответствовать эпохе, назвать управления делопроизводствами?

В реальной истории терминология была достаточно запутанной. К 1888 году высшим органом управления было министерство, которые в свою очередь состояли из департаментов (военное министерство - из главных управлений и управлений), а вот дальнейшая структура не была однозначно определена. Департамент мог состоять из делопроизводств (отделений) под управлением чиновника IV класса, при этом у него в подчинении могли находится управления под управлением чиновника VI класса (пример: делопроизводства департамента полиции и уездные полицейские управления), наряду с отделениями могли одновременно создаваться отделы (пример: отделения департамента полиции и Особый отдел, так же состоящий из отделений). Таким образом термин "управление" в значении организации уже применялся. Логически напрашивается упорядоченье терминов. То, что министерства состоят из департаментов (военное министерство - из главных управлений) уже определено. Затем следует управление, как орган созданный для управления чем либо, затем отдел, как большая часть чего-либо, в данном случае управления, затем отделение, как меньшая часть чего либо. Это полностью соответствует значению слов и в тот период. Дело за решением и оно последовало.

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас