Совершенно особое Техническое Бюро


127 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Совершенно Особое техническое бюро.

ОТБ было создано в 1921-м году известным разработчиком Владимиром Ивановичем Бекаури и включало отделы морского, самолётного и телемеханического вооружения, позже к ним в 1930-м добавились специальный, взрывчатых веществ и экспериментально-исследовательский отделы. Фактически именно усилиями разработчиков ОТБ в СССР за первые пятилетки появилась стратегическая авиация, торпедное и управляемое оружие.

Но всё это было бы вовсе невозможно без уникальнейших людей, составивших «ведущее трио ОТБ». Владимира Бекаури, Роберта Бартини и Георгия Лангемака.

Владимир Бекаури, основоположник ОТБ, изобретатель и организатор, родился в 1882 году в селе Али в 90 км от Тбилиси. В 1905 году закончил Михайловское техническое железнодорожное училище в Тифлисе. С 1907 года жил в Санкт-Петербурге, занимался конструированием и изготовлением металлических сейфов. Автор нескольких изобретений в области телеграфии и железнодорожного транспорта. В конце 1920 года В. И. Бекаури вместе с академиком В. Н. Ипатьевым организовал Экспериментальную мастерскую по новейшим изобретениям (Эксмани) при Государственном научно-техническом институте. С 1921 года неразрывно связан с ОТБ. О нём неоднократно отзывались, как о великолепном организаторе, хотя значительно чаще - как об авантюристе.

Роберт Бартини, итальянский эмигрант, лётчик, физик, философ и конструктор, родился в 1897 году в Фиуме, Италия, участвовал в Первой Мировой Войне, после неё получил диплом авиационного инженера Миланского политехнического института в 1922-м году и иммигрировал в СССР в 1923. Успешно трудился в СССР: на Научно-опытном аэродроме ВВС, с 1928 года возглавил экспериментальную группу по проектированию гидросамолетов, имел должности военного лётчика и звание комбрига. С 1929 становится авиаконструктором. В 1932 году под его руководством на заводе № 240 ГВФ были начаты проектные работы по самолету Сталь-6, на котором в 1933 году был установлен мировой рекорд скорости - 420 км/ч. Гениальный конструктор и философ, опередивший своё время - так нередко называли его.

Нет сомнения, что такая разнородная пара - гений-искатель и авантюрист-организатор - сама могла бы достичь значительных высот. Если бы не распалась сразу же. И здесь очень к месту оказалась инициатива начальника вооружений Красной Армии М. Н. Тухачевского.

Во-первых, уже известный Тухачевскому Р. Л. Бартини, «не вписавшийся по тематике» в работу КБ завода Гражданского Воздушного Флота, как гласило заявление конструктора, был направлен в ОТБ как эксперт в отдел самолётных вооружений.

А во-вторых, в конце 1933 года в Москве на базе Газодинамической лаборатории и МосГИРД в системе Наркомвоенмора, к которой принадлежало и ОсТехБюро, был создан первый в мире Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Директором института был назначен И. Т. Клейменов. От института в ведущую организацию, то есть ОсТехБюро, был направлен начальник сектора пороховых ракет Георгий Лангемак.

Лангемак Георгий Эрихович родился в г. Старобельске Харьковской губернии в 1898 году. Неоднократно пытался начать учёбу на филолога, чему мешали Первая Мировая Война, призыв во флот и революционные события. Служил в береговой охране, имел звание мичмана, в июне 1919 вступил в Красную Армию. В 1923 году Георгий Лангемак поступил в Военно-техническую академию РККА, с 1928 года работал в Газодинамической лаборатории.

Как видно, у слуха про иностранцев в рядах ОсТехБюро есть некоторые основания, ведь именно тройка ведущих была наиболее заметной частью ОТБ. Но вернемся к теме.

Таким образом, впервые триада будущих «экспертов» ОсТехБюро собралась в Ленинграде в сентябре 1933-го года. И именно тогда были заложены основы их дальнейшего эффективного и плодотворного сотрудничества, как-то: разделение собственно ОсТехБюро и подчиненных институтов различной проблематики, применение новейших методов организации научной работы, а так же многое другое.

В 1936-38-м сотрудники и руководство институтов, входящих в ОТБ, подвергались репрессиям. Само ОсТехБюро на протяжении 1937-1939 подвергалось ряду ведомственных переименований и преобразований. Итоговым преобразованием стала передача организации в ведомство НКВД летом 1938-го, вернувшая ОсТехБюро оригинальное название, и возвращение в её состав множества репрессированных кадров, например, Роберта Бартини и Георгия Лангемака. Это позволило продолжить прерванные и приостановленные в 1937-1938 работы.

В 1930-е в ОТБ были созданы управляемые бомбы типа ПСН. Непосредственным инициатором работ по планирующим торпедам с наведением по ИК-лучу являлся С.Ф.Валк из лаборатории № 22 научно-исследовательского морского института связи. Осенью 1933-го под его руководством уже велись разработки планеров специального назначения ПСН, способных нести бомбовый груз весом до 1 тонны или торпеду, но не имелось возможности одновременно вести разработку аппаратуры управления, и именно с этой целью было подключено ОсТехБюро, точнее, самолётный, торпедный и телемеханический институты, а также РНИИ.

В результате уже в 1934-м году в плане работ имелись такие варианты планеров, как ДПТ(дальняя планирующая торпеда), ЛТДД(летающая торпеда дальнего действия с ракетным или реактивным двигателем), и БМП(буксируемый минный планер). Взамен из планов исчезла как класс авиационная торпеда - использование ПСН дало возможность использовать в качестве авиационной корабельную 450-мм торпеду(лицензию с итальянского образца 1932 года). Аппарат ПСН предназначался для вооружения тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, а схема подвески ПСН была в значительной степени унифицирована с подвеской системы «Звено» инженера Вахмистрова.

Первые полёты безмоторных планеров в пилотируемом варианте начались в 1935-м, к концу того же года поступили и первые упрощённые системы управления.

В 1938-м планер типа ПСН-1 был рекомендован в серию в качестве торпедо-бомбового вооружения самолётов ТБ-3 и ДБ-3. Предлагались как вариант с наведением по ИК-лучу, что требовало оснащения самолётов-носителей системой ИК-подсветки «Квант», так и вариант с радиоуправлением с самолёта-носителя при наличии у него аппаратуры управления, а также простое инерциальное наведение, не требующее никаких дополнительных систем. В отличие от двух первых, значительно более дорогих вариантов, требующих сложных приборов и ухудшающих лётные характеристики самолётов-носителей, третий вариант и стал основой для массовой серии ПСН-1.

В 1939 в серию был запущен планер типа ПСН-2 для самолёта-носителя ТБ-7. Так же с тремя вариантами систем управления, но в отличие от неуправляемого ПСН-1, массовой серией выпускались ПСН-2Р(радио), и незначительной - ПСН-2Т(тепловой).

К сожалению, РНИИ не сумело обеспечить планеры к моменту запуска в серию надёжными и испытанными ракетными двигателями достаточной мощности. Но в 1941 году такой двигатель был готов, и с этого момента большая часть планеров ПСН выпускались в варианте ПСНР(планер специального назначения реактивный).

Впервые в боевых условиях ПСН были применены во время советско-финской войны в феврале 1940 по финским броненосцам Вяйнемяйнен и Ильмаринен. Как известно, в результате четырех налётов ДБ-3 один из броненосцев был потоплен, а второй серьёзно поврежден. Кроме ПСН, с самолётов-носителей ТБ-3Н применялись и И-16 в варианте СПБ, скоростного пикирующего бомбардировщика, успешно атаковавшие защищённые батареи береговой обороны и доты линии Маннергейма.

Во время Великой Отечественной Войны простые и надёжные план-торпеды ПСН применялись дальней и тяжелой бомбардировочной авиацией регулярно как на сухопутных ТВД, так и на море. Основными целями на суше были мосты и прочие относительно малоразмерные цели, а также транспортные узлы, заводы и фабрики на территории противника. На море главным противником тяжелых бомбардировщиков были корабли, причём наиболее крупной целью, уничтоженной управляемыми бомбами, был «карманный линкор» «Адмирал Шеер». Под конец войны, во время штурма Кенигсберга ПСН применялись для ударов по фортам, прикрывающим город, наравне со сверхтяжелыми бомбами ФАБ-5000. На вооружении ВВС планеры семейства ПСН состояли до начала 1950-х.

К слову, в зарубежных источниках регулярно упоминалось применение пилотов-смертников на планерах ПСН. Это ошибочное утверждение связано как с героическими поступками лётчиков, таких, как Н. Гастелло, так и с тем фактом, что на серийных планерах ПСН-1 и ПСН-2 сохранялась в упрощённом виде кабина пилота, лишённая приборов и органов управления, применявшаяся во время испытаний планера. Кроме того, ряд планеров ПСН выполнялись в варианте БМП, вследствие чего имели полноценную кабину при отсутствии автоматики и применялись для доставки специальных грузов в тыл врага наряду с другими десантными планерами, перед которыми имели преимущество за счёт возможности штатного приводнения на практически любую водную поверхность.

Вторым кладезем инициатив по управляемому оружию, воплощенных ОсТехБюро, стал заместитель директора РНИИ С. П. Королёв. По его предложениям Ракетный институт за первое десятилетие своего существования разработал ряд уникальных ракетных двигателей и систем. В НИИ телемеханики и самолётном отделе ОсТехБюро для данных ракетных систем были разрабатывались автоматика управления и планеры. Данная кооперация, первая в СССР, позволила добиться ошеломляющих результатов, многократно превосходящих результаты, чем были получены за рубежом к началу Войны, как, например, при создании и массовом производстве пороховых ракетных снарядов РС или стартовых самолётных ускорителях. Но в РНИИ-ОТБ были разработаны и куда более сложные системы.

Первые опыты со сложными ракетными системами проводились на малоразмерных опытных ракетных снарядах с ЖРД, они же жидкостные торпеды типа 06, в конце 33-го - 34 годах. Аппараты типа 06 предназначались для испытания ракетных двигателей в реальном полёте, а также перспективных исследований различных автоматов управления. Запускались аппараты как с наземной пусковой установки, так и с борта самолёта-носителя Р-5. Наибольшим успехом являлся полёт одной из последних ракет на расстояние около 1 км до прогара сопла.

В 1935-м начинаются опыты по крылатым ракетам с жидкостными и пороховыми РД, а также по созданию пилотируемых летательных аппаратах с ЖРД, ракетопланов и ракетопланеров. В опытах с ракетопланерами использовались опытные экземпляры планеров ПСН, но мощности имеющихся в РНИИ ракетных двигателей с тягой до ста пятидесяти кгс для обеспечения взлётной тяговооруженности аппарата весом более тонны не хватало, и в результате в 1937 году был разработан лёгкий ракетоплан РП-318 и началась разработка ЖРД с тягой 1000-1100 кгс.

Опыты с малыми крылатыми ракетами показали их перспективность, но ниша разработки крылатого аппарата, запускающегося с самолёта-носителя, уже была занята ПСН. В итоге среди проектов ракетных систем остались только тяжелый пилотируемый ракетоплан с двигателем тягой в 1 тонну, ракеты «земля-воздух» с ПРД, крылатые ракеты «земля-земля» с ЖРД и ВРД и ракеты класса «воздух-воздух» с ПРД и ЖРД. Но во втором и третьем случае для достижения достаточно полезных на практике результатов также требовались достаточно мощные ракетные моторы. Но тем не менее опытные экземпляры можно было разработать на текущих платформах - и они были разработаны.

Опытные крылатые ракеты 212, ставшие последними в ряду довоенных крылатых ракет, испытывались весной 1936 года. Опытные зенитные ракеты 217-1 и 217-2 испытывались с октября 1936 года. Противосамолётные ракеты 301 испытывались с 1937 года. В том же году совершил первый полёт ракетоплан РП-318.

Если опустить долгую историю развития и доводки довоенных проектов ракетопланов, ЗУР и УР В-В, то можно подвести краткий итог предвоенной деятельности РНИИ.

Основным и самым широко применяемым результатом работы РНИИ стали реактивные снаряды РС разных типов и калибров, применявшие как с авиационных установок РО, так и с наземных пусковых «Катюша» и «Ванюша». Но были так же и менее известные результаты.

Во-первых, в 1941 году успешно прошёл испытания первый высотный ракетоплан-перехватчик РП-1. Первое фактическое боевое применение ракетоплана случилось в первый налёт на Москву 22 июля 41-го. Ракетоплан, в качестве оружия оснащённый только 4-мя реактивными орудиями РО-82 со снарядами РС-82, перехватил и успешно атаковал строй немецких бомберов, повредив несколько самолётов противника. В последующие месяцы ракетопланы-перехватчики, неоднократно совершенствуясь, участвовали в защите многих стратегически важных городов СССР. Да, довольно высокая аварийность и стоимость как самого ракетоплана, так и его снаряжения, были против масштабного применения РП, но скорость полёта и скорость реакции предтечи настоящей зенитной управляемой ракеты перекрывали с лихвой его недостатки, а применение залповой стрельбы РС по строю самолётов противника - недостатки пилотов. В результате различные модификации РП в малых количествах стояли на вооружении ВВС до конца войны и первые годы после, пока их не сменили настоящие ЗУР.

Во-вторых, опыты с прототипами зенитных ракет к 41-му увенчались некоторым успехом, но как таковые ЗУР типа 218 не применялись во время войны, из-за недостаточной надёжности и невысоких характеристик. Вместо этого наработки по приборному оснащению ЗУР использовались для повышения надёжности и эффективности истребителей-перехватчиков, в том числе ракетопланов РП. После окончания войны и получения информации о германских разработках ЗУР опыт и знания трудовых коллективов позволили практически без потерь времени продолжить их разработку и развитие.

В-третьих, прототипы управляемых ракет «воздух-воздух» тип 301 1937-го к 1941-му году превратились в «воздушные торпеды» 304 с радиокомандным управлением, пригодные для боевого применения. В 1942-м они были приняты на вооружение тяжелых истребительных полков ПВО. Документальных случаев применения в бою не зафиксировано. УР В-В «304» оснащались ночные радарные барражирующие перехватчики Пе-2Р и А-20И. Для ракетоплана-перехватчика, к сожалению, вес ракеты(200 кг) и вес оборудования(ещё ~350 кг) были чрезмерными. Ракеты типа 304 находились на вооружении всю войну, а более совершенные УР 300-й серии - до середины 50-х.

Кроме всего вышеупомянтого, работы РНИИ послужили толчком к разворачиванию работ на тему компактизации радиоэлектронных элементов, и как следствие - к появлению в 1942 году т.н. стержневых радиоламп. А также работы по управляемому вооружению и непосредственное участие конструктора Бартини значительно повлияли на разработку самолётов в ЦКБ-29 НКВД конструкторами Петляковым(проект 100) и Мясищевым(проект 102).

Проект 100 известен нам под именем истребителя-бомбардировщика Пе-2. Тяжелый двухмоторный истребитель сопровождения и барража, оснащённый как управляемыми ракетами воздух-воздух, так и снаряжением для бомбометания с пикирования, вошёл в историю войны как два разных самолёта. Пе-2, тяжелый истребитель, и Пе-3, лёгкий пикирующий бомбардировщик, спроектированный из истребителя за рекордный месяц в горячее лето 1941-го для компенсации огромных потерь бомбардировщиков.

Роль, которую сыграли ракеты в судьбе «Пешки», не столь заметна, но кто знает, может, именно они обеспечили этому самолёту такую универсальность? А может, эту роль сыграли разработчики из института радиотехники ОсТехБюро, предложившие Петлякову, кроме управляемый ракет, самолётный радиолокатор.

Разработка первого бомбардировщика типа ДВБ, он же самолёт 102, началась в 1939 году. Стоит упомянуть, что в разработке широко использовались новейшие методы, разработанные в отделе ОТБ Бартини, и сам Роберт Людвигович неоднократно участвовал в работе КБ Мясищева. И далеко не последней причиной создания именно такого самолёта были испытания первых управляемых бомб. До этого, как например на ТБ-7, одним из ключевых параметров бомбардировщика дальней авиации была величина бомбовой нагрузки. Как известно, большой вес и количество бомб использовались для компенсации их невысокой точности. Но появление управляемых бомб позволяло значительно уменьшить величину бомбогруза - от исходно планируемых 4 тонн до 2 с половиной - при сохранении той же вероятности уничтожения цели и даже некотором её повышении. И в отличие от ТБ-7, самолёт получался значительно менее тяжёлым и дорогим, а также менее требовательным к моторной части. Даже несмотря на требования по скорости и дальности, значительно превосходившие требования к ТБ-7. Скорость в 500 км/ч на крейсерском режиме, радиус действий не менее полутора тысяч километров, а качество и количество радиоэлектронного оборудования на борту самолёта должно было значительно превысить обычный уровень для самолётов ВВС РККА. Как нам известно, задача была успешно решена.

Первый полёт ДВБ-102 совершил в июне 1941 года. Последующие известные события и переезд КБ изрядно затормозили разработку очень удачной машины, но тем не менее зимой 41-42 испытания возобновились на новом месте. Одной из крупных проблем самолёта было отсутствие изначально запланированных двигателей, но продуманность конструкции позволила выпускать «102-й» с другими двигателями, такими, как АМ-37, М-88, М-71 и М-82. Исключительная аэродинамика позволила бомбардировщику даже с менее мощными моторами, чем запланированные, превзойти требования техзадания, и поздней осенью 1942-го аппарат, пройдя испытания, был запущен в серию, опередив ранее подготовленный к серийному производству фронтовой бомбардировщик Ту-2. Фронтовые испытания первых серийных бомбардировщиков прошли в наиболее напряжённые моменты конца 1942-го, массово же самолёты стали поступать в части АДД с весны 1943 года.

Как известно, тяжелые Ту-4 и средние ДВБ-102, оснащаемые сначала бомбами ПСН-2, а позже ПСН-3, стали основой советской стратегической авиации в последние военные и первые послевоенные годы, пока им на смену не пришли более совершенные бомбардировщики с ещё более совершенным оружием.

Очень интересна история самолёта Ту-4. В 1938-м году конструктор Туполев из ЦКБ-29 предложил идею самолёта-агрессора - дальнего пикирующего бомбардировщика. После представления руководству бомбардировщик стал тяжелым, получил четыре мотора и имя ПБ-4. После ознакомления с работами по управляемым бомбам необходимость в бомбометании с пикирования исчезла. Эскизный проект бомбардировщика Б-4 был предложен осенью 1939-го. Осенью 40-го был закончен макетный образец, а первый полёт самолёт Б-4 должен был совершить осенью 41-го. Но проблемы с моторами, эвакуация КБ и ряд других проблем, например, загруженность КБ работами по фронтовому бомбардировщику Ту-2 и выводы по результатам первых испытаний ДВБ-102, привели к значительным изменениям в проекте и его торможению. Бомбардировщик обзавёлся гермокабинами, радиооборудованием, не уступающим оборудованию 102-го, и рядом другим изменений, но обновленный Б-4 смог выйти на испытания только в конце 1942-го года, а к серии был допущен только в конце 43-го, как и фронтовой бомбардировщик Ту-2.

Б-4, получивший в серии имя Ту-4, стал на долгое время основным тяжелым бомбардировщиком ВВС СССР. Производство было развёрнуто на заводе, ранее производящем Пе-8. Существовал ряд модификаций самолёта с разными вариантами двигателей - М-82, М-71, АШ-73 и АМ-42.

Оснащение ТБ-7 и ДВБ управляемым оружием незначительно менялось в течение войны. Первые самолёты-носители ТБ-7Н оснащались в 1940-1941 одной-двумя бомбами ПСН-2 на подкрыльевых и внутренних узлах подвески.

Позже появившиеся самолёты ДВБ-102 несли штатно одну план-торпеду ПСН. Стоит отметить, что для ТБ-7 почти штатной нагрузкой являлась также 1 ФАБ-5000. Собственно, именно из-за возможности штатного применения самого тяжёлого мобильного боеприпаса РККА ТБ-7 и не был снят с серийного производства в пользу ДВБ-102, более дешёвого, простого, и имеющего более высокие лётные характеристики при той же боевой эффективности. Только после появления в производстве Б-4 производство Пе-8 было окончательно прекращено.

Бомбардировщики Ту-4 могли штатно применять бомбы ФАБ-5000, план-торпеды ПСН и неуправляемые бомбы малого калибра. Число пятитонок в бомбовой нагрузке могло достигать двух, как и число ПСН, а максимальный вес бомб достигал 20 тонн! Единственным достойным конкурентом Б-4 во время войны и некоторое время после были только американские Б-29.

Отдельно стоит упомянуть радиолокационные системы, разработанные в ИРТ ОсТехБюро для установки на самолёты. Таких радиолокационных систем было создано две - радиолокатор Сигма для установки на истребитель Пе-2, и радиолокатор РБС для бомбардировщиков. Также радиолокационной системой можно считать приемник отраженного сигнала наземных РЛС Подсолнух.

РЛС Сигма была разработана в 1939-1940 годах для истребителя Пе-2 и позволяла обнаруживать самолёты противника на расстояниях до 3,5 километров с точностью до 5 градусов. К сожалению, производство РЛС для тяжелых истребителей до 1943-го года отставало от производства самолётов, поэтому ночные истребители Пе-2, оснащенные РЛС, обозначались отдельной литерой Р. Применение РЛС во время перехвата немецких бомбардировщиков в налётах на Москву и другие города позволило обеспечивать надёжный ночной перехват даже одиночных целей, что было бы невозможно без использования РЛС.

Радиолокатор РБС(радиолокационный для бомбометания в сложных условиях) был создан в 1940-1941 годах по опыту финской войны. Как показала практика применения ПСН-1, в сложных метеоусловиях, а точнее, при сколько-нибудь заметной облачности, наведение план-торпеды на цель, впрочем, как и обычное прицельное бомбометание, были практически невозможными. Конструкторы и эксперты предложили идею использовать радиолокацию для обнаружения наземных целей, точного прицеливания и наведения план-торпед. Фактически к осени 1941-го смогли сделать только относительно простой локатор крупных наземных целей - РБС-1л(окатор). Испытания локатора на бомбардировщике ТБ-7 внезапно дали ошеломляющий результат - радар позволил с некоторой долей точности обнаруживать крупные скопления техники. Информация об испытаниях дошла до Ставки.

Как следствие, радарная разведка стала основным занятием на протяжении всей войны самолётов ТБ-7, произведенных или модернизированных по стандарту ОН(особого назначения). С 1943-го года в качестве радарных разведчиков выступали также ДВБ-102, в чей комплект оборудования уже входил полноценный прицел для бомбометания свободнопадающими бомбами РБС-С. Система, позволяющая производить бомбовые удары управляемыми бомбами при наведении их по радару, РБС-У, была принята на вооружение только в 1945-м году.

Приёмник «Подсолнух» был разработан в 1941 году для лёгких истребителей. Простой малогабаритный приёмник позволял пилотам лёгких истребителей наводится на сигнал наземного радара «Редут», отраженный от самолётов противника. Применялся на протяжении всей войны относительно массово. Поначалу ими снабжали в основном истребительные части ПВО. к концу войны оснащение приёмниками велось всех истребителей новых типов.

Управляемое вооружение получило своё далеко не последнее место в ряду вооружений РККА, а позже СА именно в то время и этими незаурядными экземплярами.

Источники чисел и картинок:

Планирующие торпеды Валка http://eroplany.naro.../torp/index.htm

Валк ПСН http://www.airwar.ru...glider/psn.html

Валк ПСН-2 http://www.airwar.ru...lider/psn2.html

Модификация ТБ-7Т http://alternathisto...-nezvalya-1943g

Мясищев ДВБ-102 http://www.airwar.ru...ww2/dvb102.html

Ракеты РНИИ http://epizodsspace..../kryl-rak2.html

История ВНИИРТ(ТР потомок ОТБ) http://pvo.guns.ru/book/vniirt/

Совершенно Особое техническое бюро. Большие ракеты.

Первые работы по большим ракетам в ОТБ относятся к 1944-му, когда с территории третьего Рейха вёлся обстрел Лондона ракетами Фау-1 и Фау-2.

К тому моменту все работы по дальним крылатым ракетам «земля-земля» в ОТБ были давно закрыты, рассматривались только возможности дальних ракет «воздух-земля». Работа по баллистическим ракетам не велась вовсе. Но после сообщений об использовании немцами таких ракет эксперты ОсТехБюро были вызваны для консультаций.

- Это всё объяснимо, - пожал плечами Бартини: - Такое дальнобойное оружие обязательно будет очень не точным. Что и видно по этим сводкам - попасть с двухсот километров даже по такому большому городу, как Лондон, может только очень малое число ракет и скорее всего случайно. Поэтому все наши работы по этой теме были закрыты, как бесполезные, ещё пять лет назад. А единственным достоинством таких баллистических ракет является только их неперехватываемость.

Их выслушали, поблагодарили, но всё-таки просьба подумать, что можно сделать на эту тему и против них, прозвучала.

Результатом подумать стали эскизы двух больших сосисок - на жидком топливе с двигателем от ракетоплана-перехватчика и на твёрдом топливе, по сути, большой РС. Точнее, несколько РСов, поставленных друг на друга - «ракетный поезд».

Продолжение истории началось в 1945-м году, когда в руки советских инженеров попали заводы по производству Фау-2, ракеты и полигоны.

Ну и последний шаг на пути к дальним баллистическим ракетам случился в августе 1946-го года.

Из Германии уже год как вывезены Миттельверке и Фау-2 уже готовится к стартам в СовСоюзе. И уже год, как рванули ядерные заряды над Японией.

Бартини и Лангемак участвуют в совещании в Кремле.

Идёт горячее обсуждение ракет и перспектив их применения. А Бартини тихо рисует на листке расчёт для баллистической ракеты, сравнимой с Б-4. Его деятельность замечают и требуют пояснений.

Бартини, не особо нервничая, рассказывает "сказки" про ракету в 100 тонн, которая эквивалентна такому бомбардировщику. Его перебивают:

- 100 тонн?! Да огромная Фау весит всего десять! Да самый тяжелый бомбардировщик весит с грузом всего 50 тонн! И вы представляете, какой двигатель должен быть у такой ракеты!? Промышленность не может представить себе такой двигатель!

- Жидкостный - может быть. А твёрдотопливный...

- Ха! Вы представляете себе такую пороховую шашку!?

- Вполне отчётливо, - вклиниватся Лангемак: - Несколько лет назад в Артакадемии уже были разработаны комбинантные составы твёрдого топлива, из которых можно получать всего лишь литьём заряды любого требуемого размера. Размера, веса и мощности.

- Любого требуемого, говорите?... - прозвучал тихий голос(с грузинским акцентом): - Ну что ж, попробуйте показать нам такого же размера, как Фау.

РТ-1 на смесевом твёрдом топливе - нитрат аммония и поливинилацетат, разработано в 1942-м, тогда не пригодилось - вышла на испытания одновременно с "советской копией Фау" Р-1. В 1948-м. В 1950-м РТ-1 была принята на вооружение. «Механики» вырвались вперёд, делая и запуская Р-2 удвоенной дальности - но "химики" не отставали... И в 1953-м параллельно с Р-5 на испытания вышла РТ-2, превзошедшая её по всем статьям - дальности с тем же грузом, грузом с той же дальностью, да и по эксплуатации тож. Ну и что, что двухступенчатая?

У Глушко оставался последний шанс - межконтиненталка Р-7...

Изменено пользователем chameleon

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Это означает очень альтернативную индустриализацию. Чтоб для всех этих выдающихся достижений радиотехники была элементная база и производственные мощности.

Изменено пользователем Zlыdenь

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это означает еще и очень альтернативную радиотехнику.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А чтото из творений ОТБ в реале приняли на вооружение?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А чтото из творений ОТБ в реале приняли на вооружение?

Торпеду 27 года :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну учитывая что это перелицованная торпеда обр.1917 года то внушает...ИМХО банда мошенников

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну замах на рубль, удар на копейку. Кстати начал еще Ленин, создавая всякие КБ с техзаданиями на вундервафли. Чего стоят ресурсы брошенные разоренной страной на разработку тепловозовэлектровозов , когда с производством паровозов из за деградации профнавыков инженерных и рабочих были проблемы. Тот же Лосев со своими иследованиями полупроводников в НижнеНовгородской лабе, созданой под крышеванием ленина. Просто ОТБ самый яркий пример. Вот у немецких концернов и институтов по идее получится могло, хотя конечно тоже хватало провалов типа поезда на магнитной подушке или способа добычи золота из морской воды.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А чтото из творений ОТБ в реале приняли на вооружение?

Да, торпеды. А из авиатемы - разработка ТБ-1/3 инициировалась ОТБ. Да, не они сделали - но ТБ-1 заказали конкретно они и они же оплатили разработку и постройку. ТБ-3 уже частично и военные поддержали.

А вообще, по ссылке на историю ВНИИРТ есть.

ИМХО банда мошенников

А я про это написал уже ;)

Ну замах на рубль, удар на копейку.

Ну, здесь хоть копеек на 20. Про авантюры... Тема-то близкая к топику - научный поиск и затраты на него. Но про это куда лучше Дмитриев писал в своём многотомнике.

Это означает еще и очень альтернативную радиотехнику.

Коллега... Не сочтите за труд почитать.

Ссылка на ВНИИРТ в первом посте.

Книги про советскую радиолокацию - http://hist.rloc.ru/index.htm

Ну и статейку - http://www.airwar.ru/history/av2ww/soviet/rls/rls.html

Ну и выскажитесь аргументированно после...

Чтоб для всех этих выдающихся достижений радиотехники была элементная база и производственные мощности.

Про элементную базу - они же делали куда более сложные системы управления в реале. И не просто делали, а сделали, и даже применили. Один раз. Здесь они куда более простые, но разве что их есть.

Да, и по ТЛ - до конца 30-х только опыты и первые инерциальные системы управления(ТР). Первые ПСН с ними. Выпуск малой серией радиоуправляемых и ИК(ТР система сделана, не в серии) - с 40-41. После 41-го, после начала поставок из США - а их можно подкорректировать - массовый выпуск аппаратов управления во вполне доступных даже в ТР объёмах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А чтото из творений ОТБ в реале приняли на вооружение?

http://www.popmech.ru/article/3857-tanki-kiborgi-i-radioterror/

Наибольших успехов «Остехбюро» достигло в проектировании радиофугасов. 11 марта 1927 года специальная комиссия подписала акт о завершении испытаний радиофугасов, которым было присвоено обозначение БЕМИ (Бекаури, Миткевич). В связи с обострением ситуации на Дальнем Востоке 23 января 1934 года 50 радиофугасов БЕМИ в составе отдельной роты были отправлены в Особую Краснознаменную дальневосточную армию.

После разгрома «Остехбюро» радиофугасами занялся целый ряд организаций, в том числе Лаборатория военной академии связи и Центральная лаборатория проводных средств, которые разработали и другие приборы для управления взрывами по радио. К 1941 году на вооружение Красной армии были приняты тактические (ФТД) и стратегические (Ф-10) радиофугасы.

Первое боевое применение стратегических радиофугасов Ф-10 состоялось 12 июля 1941 года, когда взлетели на воздух три здания в поселке Струги Красные, где по данным разведки располагался штаб германского 56-го механизированного корпуса. Три фугаса типа Ф-10, содержавшие по 250 кг тротила, были заложены в подвалах при отходе наших войск. Шифрованные радиосигналы на подрыв радиофугасов были посланы на расстояние 150 км со специальной радиостанции, расположенной в глухом углу Гатчинского лесопарка.

24 сентября 1941 года в 4 часа утра в только что занятом немцами Киеве на Крещатике взлетел на воздух магазин «Детский мир», где расположилась городская комендатура. Вслед за ним взлетели в воздух, буквально рассыпавшись на мелкие обломки, кинотеатр Шанцера, считавшийся памятником европейской архитектуры, здания цирка, гостиницы «Континенталь», консерватории. Все это были здания еще дореволюционной постройки. Рвались мины под жилыми домами, из которых немцы еще не успели выселить жильцов.

Взрывами радиоуправляемых бомб был разрушен практически весь центр Киева. Немцы решили, что взрывы производят диверсанты, прячущиеся в городе. Немецкие власти напрямую через листовки и радиоустановки обратились к предполагаемым организаторам взрывов с требованием хотя бы предупреждать их о предстоящих акциях. Но не дождались. И тогда были расстреляны первые десятки заложников. Их тела и стали первыми захоронениями в Бабьем Яру. Но взрывы продолжались, и тогда нацисты приняли решение ускорить начало акции по уничтожению евреев, наметив для этого день 29 сентября.

3 ноября, накануне октябрьских праздников, был взорван до основания величественный Успенский собор Киево-Печерской лавры, сравнимый по своему величию и красоте с лучшими культовыми сооружениями мира, такими как Исаакиевский собор в Петербурге или собор Парижской богоматери.

22 октября 1941 года в Одессе был взорван радиофугасом дом № 40 на Марзлиевской улице (позже ул. Энгельса), где разместилась германская комендатура.

13 ноября 1941 года в 4 часа 20 минут в Харькове было взорвано несколько фугасов БЕМИ. На воздух взлетело несколько зданий, под обломками которых оказались погребенными десятки офицеров и важных чинов немецкой администрации. Были взорваны здания, которые до этого тщательно проверялись саперами и столь тщательно охранялись, что, казалось, мышь не могла проскочить.

Так началась уникальная по своему замыслу и техническому решению операция нашего Генштаба под кодовым названием «Западня», реализация которой была поручена НКВД. Шифрованные радиосигналы для харьковских фугасов подавались с радиостанции РВ-25, установленной на окраине городка Семилуки.

Однако вскоре взрывы стратегических радиофугасов прекратились. Немцы узнали принцип их работы и в нужное время организовывали мощное радиопротиводействие. Так, к примеру, германскими «заглушками» был сорван взрыв нескольких фугасов в Керчи.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Фентези конечно - но в книжке про попаданца - вполне потянет :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Для СССР подобное - оверкилл. Поверьте мне, я изучал историю управляемых вооружений. СССР в этой области до войны не особо продвинулся, добившись некоторого прогресса только в радиокомандном управлении с визуальным отслеживанием.

В-третьих, ракеты «воздух-воздух» типа 301 успешно применялись тяжелыми носителями ТБ-7Н и ДВБ во время дальних бомбардировочных рейдов для самообороны.

Коллега. Это нереально. ЕДИНСТВЕННОЙ УРВВ времен Второй Мировой, которая могла быть создана в разумные сроки и которая могла бы оказаться более-менее эффективной, была британская "Артемида". До нее СССР - как до Луны, только морем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

но в книжке про попаданца

С теми людьми - даже попаданцы не нужны. Всего один гений и один мастер из близких контор в дополнение к имеющемуся авантюристу - и всё :)

Поверьте мне, я изучал историю управляемых вооружений. СССР в этой области до войны не особо продвинулся, добившись некоторого прогресса только в радиокомандном управлении с визуальным отслеживанием.

Ну, во что верю я - я уже написал :) Вы тоже могли бы мне поверить.

Насчёт управления - согласен. Самонаведение даже после войны на "Крабе" не сумели сразу. Но систему "Квант" ИК-подсветки для ТБ-3 сделали, и наверняка как-то думали прикрутить к ней наведение. Тоже вряд ли б осилили, но ведь были теплодетекторы и даже приборы ночного видения в Союзе. А радиоуправление по трассерам и у меня здесь основное. И опять таки, оно было, куда более сложное - согласитесь, радиоТБ-3 и телетанки, что летали и ползали в Союзе к 41-му, малость посложнее планера, кому достаточно трёх каналов управления и дальности в несколько км. Ну и запас веса в 500 кг под аппаратуру есть.

В-общем, "может быть". Кривое, косое, но быть.

А вот с ракетой В-В...

ЕДИНСТВЕННОЙ УРВВ времен Второй Мировой, которая могла быть создана в разумные сроки и которая могла бы оказаться более-менее эффективной, была британская "Артемида".

Есть что почитать? Как и к предыдущему абзацу.

А что вы думаете на американские девайсы и немецкую Х-4?

Опять-таки, КМК, аппаратура для ракеты нужна аналогичная аппаратуре для планера. Да, она наверняка будет слишком тяжелой для малой ракеты, и делаться на эксклюзивных элементах, как первый Гнейс... Но опять-таки, в руководстве СССР не идиоты, и попробовать улучшить радиопромышленность германскими и американскими продуктами точно попробуют. А пока ракеты будут забавными, но будут. Хоть и мало.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но систему "Квант" ИК-подсветки для ТБ-3 сделали, и наверняка как-то думали прикрутить к ней наведение.

Нет. Самонаведение не планировалось. Планировалось наведение "по лучу", т.е. пытались заставить снаряд двигаться вдоль трассы, описываемой узким ИК-лучом. Откровенно говоря тупиковое направление.

И опять таки, оно было, куда более сложное - согласитесь, радиоТБ-3 и телетанки, что летали и ползали в Союзе к 41-му, малость посложнее планера, кому достаточно трёх каналов управления и дальности в несколько км.

Умоляю, уж что там в этих телетанках... Больше всего меня удивляет то, что СССР даже не дотумкал до идеи летающей мишени вроде американских и английских! Что-то явно было не то в КБ.

А что вы думаете на американские девайсы и немецкую Х-4?

Немецкая X-4 была бесполезна. Немцы придумали худшее из возможных решение - управлять УРВВ по проводам.

Американская "Тиамат" была слишком сложна для своего времени. Надежно она вряд ли бы стала работать. "Горгона" была абсолютно бесполезна в качестве УРВВ, так как ее телевизионное наведение просто не работало адекватно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А пока ракеты будут забавными, но будут. Хоть и мало.

В качестве меры защиты бомберов вообще бесполезны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

пытались заставить снаряд двигаться вдоль трассы, описываемой узким ИК-лучом. Откровенно говоря тупиковое направление.

Предтеча "лазерной тропы".

Коллега... Не сочтите за труд почитать. Ссылка на ВНИИРТ в первом посте. Книги про советскую радиолокацию - http://hist.rloc.ru/index.htm Ну и статейку - http://www.airwar.ru...et/rls/rls.html Ну и выскажитесь аргументированно после...

В реале авиабомбу с пассивным ИК наведением сделали. Чувствительность и надежность ГСН были на уровне плинтуса.

И это был конец 1930-х.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Нет. Самонаведение не планировалось. Планировалось наведение "по лучу", т.е. пытались заставить снаряд двигаться вдоль трассы, описываемой узким ИК-лучом. Откровенно говоря тупиковое направление.

Коллега, да у вас информация на тему есть. Дайте почитать.

Умоляю, уж что там в этих телетанках...

А что ж там было-то?

Больше всего меня удивляет то, что СССР даже не дотумкал до идеи летающей мишени

Сложная техника только для того, чтоб поломать... Не то.

Пускай по конусу стреляют.

В качестве меры защиты бомберов вообще бесполезны.

Ну, можно поспорить... Но не сейчас.

Так всё-таки, дайте ваши источники почитать.

В реале авиабомбу с пассивным ИК наведением сделали. Чувствительность и надежность ГСН были на уровне плинтуса. И это был конец 1930-х.

Линк, пожалуйста :) Было бы интересно почитать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Предтеча "лазерной тропы".

Да, но ОЧЕНЬ примитивно. Радионаведение "по лучу" работало лучше.

В реале авиабомбу с пассивным ИК наведением сделали. Чувствительность и надежность ГСН были на уровне плинтуса.

И это был конец 1930-х.

Японцы к 1945 склепали очень совершенную ИК-авиабомбу на никелевом болометре, которая вроде как чувствовала эсминец за 2 километра. Там идея была в сбросе бомбы с горизонтально летящего бомбардировщика, с рассчетом что упав на достаточную, высоту она уж сама наведется.

Сложная техника только для того, чтоб поломать... Не то.

Американцы так не считали. Потому и стреляли их зенитчики на Тихом Океане отменно...

Так всё-таки, дайте ваши источники почитать.

И-и-и-эх, этого много. В первую очередь - British Secret Projects 4: Hypersonics, Ramjets and Missiles, затем все статьи с Designation-Systems, также очень рекомендовал бы http://www.vectorsit...wcruz_3.html#m2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И-и-и-эх, этого много.

Ничего, хватит :) Так, эти источники - по бриттским девайсам.

По этой самой планторпеде с наведением по ИК-лучу, советской бомбе с ИК-наведением и телетанкам есть что-нибудь? Хоть ключевые слова.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

По этой самой планторпеде с наведением по ИК-лучу, советской бомбе с ИК-наведением и телетанкам есть что-нибудь? Хоть ключевые слова.

В основном отрывки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В основном отрывки.

Если отрывки в сети - то это тоже неплохо. Если бумажные... Хоть скажите откуда.

А вот по ИК-наведению бомб я как-то наткнулся на ваш пост.

http://alternathistory.org.ua/avtoshturmovik-krushinskogo-sssr-1944

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

и телетанкам есть что-нибудь

Да вроде по телетанкам в литературе довольно много... Опять же - машина наведения на база Т-26 на кубинке стоит :)

Но тут смысл всей этой машинерии не сделать, а освоить.

Реальное ОТБ со скрипом но хоть что то сделало, но вот освоение этого самого... Никто и не думал об этом - в том числе и само ОТБ.

То бишь надо кроме боевых делать и учебные изделия, постоянно тренировать персонал в войсках и тд. А так даже когда летчики в финскую эту самую вомизу получили - никто и не знал как ентой штукенцией пользоваться.

Так собственно и с телетанками. И так не вундервафля, а тут еще и навыков не имеется. И толку с этого ?

То бишь сделать - что нибудь да возможно. Но толку от этого не будет никакого. Куда более простые изделия благополучно не осваивали.....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Куда более простые изделия благополучно не осваивали.....

Да, это - проблема.

Но:

1)Лангемак в троице не просто так. Насколько я про него узнал - это самый подходящий из доступных для таких дел человек. Бартини способен придумать и сконструировать, Бекаури - организовать, а Лангемак - довести. В том числе - до конечных пользователей.

2)Здесь фактически доводкой "на месте" первых ПСН, которые являются АИ-вариантом авиаторпед, занимаются первые же торпедоносцы на первых(опять) ДБ-3Т. Ну, и ТБ-3 как носители тож в деле. Я надеюсь, что от них тем, кто потом будет летать на ТБ-7 и ДВБ, хоть что-то достанется.

3)АДД всё-таки не самая худшая часть авиации.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ОТБ выпускало недоделки с неплохими в теории данными, но к выпуску того что они поизобретали ничего не пошло. Все описания использования их якобы продукции послевоенный пиар.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

их якобы продукции послевоенный пиар

Если отзывы об их разработках - это пиар, то это чёрный пиар.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да, это - проблема. Но: 1)Лангемак в троице не просто так. Насколько я про него узнал - это самый подходящий из доступных для таких дел человек. Бартини способен придумать и сконструировать, Бекаури - организовать, а Лангемак - довести. В том числе - до конечных пользователей. 2)Здесь фактически доводкой "на месте" первых ПСН, которые являются АИ-вариантом авиаторпед, занимаются первые же торпедоносцы на первых(опять) ДБ-3Т. Ну, и ТБ-3 как носители тож в деле. Я надеюсь, что от них тем, кто потом будет летать на ТБ-7 и ДВБ, хоть что-то достанется. 3)АДД всё-таки не самая худшая часть авиации.

Так довести до конечных пользователей - самый главный проблем. Потому как на тот период конечный пользователь - он мягко скажем не того. Летчики не летают, танкисты не ездють на своих аппаратах....

Не зря перед войной одно из предложений по формированию АДД - привлечение летчиков из ГВФ - у них и налет куда больше и опыт полетов в разных условиях имеется. А у военных - совсем кисло.

Те же торпедоносцы все 30-е годы собственно непонятно чем занимались. Сброс реальной торпеды для них был целым событием. Да и отцы командиры части с легкостью невероятной перебрасывали. Сегодня вы торпедоносцы, завтра будите бомберами....

То есть в нашей ситуации надо разработать какую то управляемую штуку. Надо обеспечить ее выпуск. Кроме боевой - надо обеспечить выпуск практических изделий. И самое главное - обеспечить регулярные тренировки персонала. А на это просто нет денег, да и народец не привык.

Альтернативой будет как раз закрытие всевозможных спецКБ и значительной части не спец - но регулярное проведение учений и тренировок в армии, на сэкономленные средства.

Но - да , это практически нереально :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас