Российский Императорский Военно-морской Флот


33 сообщения в этой теме

Опубликовано: (изменено)

В теме рассматриваются:

1. История Российского Императорского Военно-морского флота.

2. Организация и корабельный состав Российского Императорского Военно-морского флота.

3. Проекты и тактико-технические характеристики кораблей и судов.

4. Основы морской стратегии, оперативного искусства и тактики.

5. Выдающиеся сражения и операции Российского Императорского Военно-морского флота.

(До начала XX века - Российский Императорский Флот)

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Положение России на море к 1880-му году

 

Крымская война... привела к разгрому ее морского имущества. Черноморский флот, оказавшийся не в состоянии бороться с противником в море, был затоплен при входе в Севастопольскую бухту. Балтийский — был заблокирован в портах, предоставив господство в Балтике Англо-Французскому флоту.

Парижским договором, заключившим эту войну, Россия была лишена права содержать в Черном море военный флот, а в Балтике строить укрепления в важнейшем стратегическом пункте — на Оланде.

Отсталая в техническом отношении, с неразвитой индустриальной промышленностью, терзаемая неурядицами бюрократического «николаевского» режима, бедная финансовыми ресурсами, царская Россия не могла иметь флота, способного конкурировать с флотами Англии и Франции. Та пора была переходной эпохой, когда деревянные парусные корабли решительно вытеснялись паровыми и железными; их типы быстро прогрессировали, стремительно совершенствовалось и оружие (нарезная артиллерия, бомбические снаряды). Флот для своего развития требовал технической базы, каковой у России не было; Франция же и Англия ею обладали. В Крымскую войну наши деревянные и устарелые суда встретились с флотами, в состав которых входили в большей части современные корабли, что определило громадное неравенство сил и имело следствием поражение русского флота.

Первые годы после войны положение России на море было весьма тяжелым. Балтийское побережье оставалось почти беззащитным, а лишение права иметь флот на Черном море — влекло за собой не только ликвидацию всех исторических стремлений к обеспечению выхода в Средиземное море, но вызывало опасение за южные области, совершенно не защищенные со стороны моря. Между тем политические отношения с Францией и Англией, в особенности с последней, продолжали оставаться тревожными.

Тотчас по заключении мира Россия предприняла вновь постройку флота. Ему ставились задачи преимущественно оборонительные. Большинство первых серий железных кораблей (башенные лодки, броненосцы береговой обороны) строились прежде всего для этой цели.

Были также приняты меры для создания собственной судостроительной и механической промышленности, В 60-х годах основаны заводы (Ново-Адмиралтейский, Балтийский судостроительный и механический, Обуховский орудийный, Ижорский и др.), и, как принцип восстановления флота, была положена идея постройки судов на отечественных верфях.

Однако, в виду общих тяжелых экономических условий, возрождение судового состава подвигалось крайне медленно.

После Франко-Прусской войны 1871 г., воспользовавшись поражением Франции, Россия, при поддержке Германии, отказалась от выполнения некоторых статей Парижского договора, в частности от лишающих ее права иметь военный флот на Чёрном море.

В начале 70-х годов было приступлено к постройке кораблей для Черноморского флота, но в очень скромных размерах.

Доставшаяся дорогой ценой победа русской армии в войну 1877–78 г. не дала результатов, которые были бы достойны жертв, принесенных Россией, Отсутствие сильного флота на Черном море, беспомощность перед угрозой Англии лишили русские войска возможности задержаться на Босфоре, берегов которого они достигли. Морские силы были совершенно недостаточны для закрепления успеха.

Неудача в войне 1854–55 г., бесплодность войны 1877–78 г. явились следствием слабости России на море.

К 1880-му году Черноморский флот был в зачаточном состоянии, Балтийский же состоял из судов всевозможных типов. Идеи береговой обороны, господствовавшие в 60-х г.г., сменились идеями крейсерской войны в океане (имея в виду Англию). К броненосным оборонительным судам постройки 60-х годов были добавлены корабли крейсерского типа (корветы и фрегаты). В целом — флот был слаб и не способен удовлетворительно разрешить ни задач обороны Балтийского моря, ни крейсерских операций в случае войны с Англией.

Между тем, к этому времени в военно-политической обстановке сложились условия, которые вызвали ряд требований, явившихся новыми заданиями для развития морских сил России.

С одной стороны, надо было учесть усиление Германской империи и твердо заявленное ею желание иметь собственный военный флот той силы, какая обеспечивала бы безопасность ее побережья. Это не были еще широкие замыслы, которые сложились в Германии несколько позже, они пока носили лишь оборонительный характер. Но для России, до сих пор господствовавшей на Балтийском море, располагавшей флотом, превосходившим таковые других прибрежных государств Балтики, факт усиления Германского флота представлял событие чрезвычайной важности. Охлаждение между Россией и Германией после Берлинского конгресса давало основание считать последнюю вероятным противником, что должно было найти себе отражение в задачах русского Балтийского флота. До того времени вероятным врагом считалась Англия, и все оперативные предположения были построены против нее. Теперь же надо было ориентироваться и на Германию, что являлось уже новым заданием.

С другой стороны, на Дальнем Востоке начиналось военное возрождение Японии и Китая. Они не представляли еще реальной силы, которая угрожала бы непосредственно России. Но дальневосточный вопрос мог дать повод конфликту между европейскими державами, на почве столкновения их экономических интересов, и Россия могла быть втянута в войну ходом событий.

Указанные обстоятельства побудили царское русское правительство согласовать развитие флота в соответствии с новыми условиями, что вызвало, в первую очередь, необходимость установить его новые задачи.

 

Источник: Петров М. А. Подготовка России к мировой войне на море / С предисловием М. Павловича. — М-Л.: Государственное военное издательство, 1926. — 272 с. — Штаб РККА. Управление по исследованию и использованию опыта войн.

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Задачи Российского Императорского Флота

 

В 1881 г. под председательством вел. кн. Алексея Александровича было образовано особое совещание из министров военного, иностранных дел и управляющего морским министерством для выяснения вопросов будущего развития флота, в связи с политическими и военными требованиями момента.

Это совещание установило следующие задачи для флотов Черного, Балтийского морей и Тихого океана.

 

Черное море. «Первою заботой по восстановлению морских сил должно быть возрождение Черноморского флота, а затем уже развитие флота и на других морях».

Совещание свое решение обосновывало тем, что Россия более чем кто-либо заинтересована в восточном вопросе, который ходом исторических событий казался приближающимся к развязке, мыслившейся в виде раздела Турции. «Поэтому, безусловное превосходство на водах Черного моря представляет для нас задачу первой важности, и Черноморский боевой флот должен иметь безусловное господство над морскими силами Турции, чтобы к моменту наступления развязки овладеть устьем Босфора, укрепиться на обоих его берегах, для чего он должен располагать достаточным транспортным флотом, чтобы быстро поднять и привести к Босфору корпус в 30.000 человек».

 

Балтийское море. «Основной задачей для Балтийского флота является доведение его до первенствующего значения сравнительно с флотами других держав, омываемых тем же морем, обеспечив его надежными базами в наименее замерзающих частях Финского залива».

«Самая оборона Балтийского моря должна быть активной, не допускающей блокады и готовой воспользоваться всяким удобным случаем, чтобы перейти в наступление».

 

Дальний Восток. «Военное положение на Дальнем Востоке находится в зависимости от развития сил Китая и Японии, делающих за последнее время быстрые успехи на море, с которыми трудно да и излишне было бы соперничать сибирской флотилии, тем более, что в случае разрыва с Китаем и Японией к ним легко могут присоединиться флоты западных держав».

1. «Ограничивая поэтому наши задачи в Тихом океане лишь обороной важнейших пунктов побережья, признается возможным достигнуть этого даже без боевого содействия флотом, одними инженерно — артиллерийскими средствами и минными заграждениями, и лишь для обеспечения сообщения между этими пунктами, а равно и для разведывательной службы, представляется необходимым иметь небольшую военную флотилию из вполне надежных судов».

2. «Затем, в случае отдельных столкновений с Китаем или Японией при мирных отношениях с европейскими державами, предстоит откомандирование в воды Тихого океана эскадры из состава Балтийского и Черноморского флотов. Для ограждения же общих интересов, политических и торговых, России необходимо располагать в водах Тихого океана достаточным количеством крейсеров, которые могли бы, в случае столкновения с европейскими державами, серьезно угрожать торговле, нападая на их коммерческие суда, склады и колонии».

 

На основе вышеизложенных общих указаний задач флота морским ведомством были выработаны принципиальные положения для программы судостроения. Главнейшие из них сводились к следующему:

1) «Балтийский флот должен состоять из броненосцев, без разделения их на ранги и категории, вполне пригодных для посылок в случае надобности, в отдаленные воды».

2) «Броненосцы должны строиться не как единичные суда с огромной наступательной и оборонительной силой и служить не для исключительных специальных назначений, а должны совмещать в себе, по возможности, больше современных боевых качеств, соответствующих вполне нашим военно-морским и стратегическим соображениям».

3) Углубление должно быть таково, чтобы они имели возможность проходить Суэцким каналом.

4) Число броненосцев, принимая в расчет силы соединенных флотов германского и шведского, установлено 18, с водоизмещением в 8.400 т. каждый.

5) Что касается крейсеров, то комиссия высказала мнение, что «крейсерская война будет единственным активным средством для нанесения вреда торговым интересам, колониям неприятеля, как, например, Англии», а потому постановила обратить особенное внимание на скорейшее оборудование Владивостока, как военного порта, так как «он является единственным пока портом открытого моря, способным быть базой для крейсеров».

6) Оборону рейдов и шхер комиссия постановила возложить на отряды миноносцев и канонерские лодки.

7) По вопросу о передовой базе для Балтийского моря, чтобы не быть связанным в зимнее время с замерзающим Кронштадтом, комиссия высказалась за создание в Балтийском порте зимней стоянки для судов, перенося, однако, их базирование во время войны на Свеаборг, который должен быть оборудован «как оперативный базис в военное время».

8/ По Черному морю комиссия определила, что главная сила Черноморского флота должна состоять из броненосцев, пригодных для действий не только в пределах Черного и Средиземного морей, но и позволяющих, в случае необходимости, послать их в океан.

9) Относительно Тихого океана комиссия высказалась, что «Россия не может иметь трех флотов в каждом море, а потому надлежит хорошо оборудовать Владивосток для тех эскадр, которые в случае надобности могут быть посланы из Балтийского и Черного морей».

 

В докладе комиссии при представлении составленной судостроительной программы Александру III было высказано, что «Россия не может играть на море той же роли, как в последнюю русско-турецкую войну. Она должна быть готова встретить неприятеля за пределами своих вод, у его берегов, будь это в Балтике или в Черном море... Политические надобности рождаются быстро; при трудности постройки современных судов России нельзя уже будет ничего прибавить к тем силам, которые мы будем иметь в момент объявления войны».

 

Эти постановления, как особого совещания, так и комиссии морского ведомства, наметили путь, по которому должно было идти развитие флота.

Таким образом, основными положениями были: 

1. Главная задача была признана за Черноморским флотом, и она формулирована вполне определенно «завладеть устьем Босфора», для чего флот должен быть доведен до состава, дающего возможность выполнить такую операцию. Однако, роль Черноморского флота не ограничивалась этим; он должен был служить резервом для действий в других морях и в океане. (Это свидетельствует, насколько недооценивалось положение в проливах, проходить которые флот не имел права).

 2. Задача Балтийского флота — оборона Балтийского моря и преобладание его над флотами других прибрежных государств Балтики, предрешала вопрос о конкуренции с Германией. В то время (1881-й г.) было трудно предвидеть, в какой мере последняя будет стремиться к созданию сильного флота и насколько эта задача будет посильна для России. Отправные же точки для таковой конкуренции были весьма неблагоприятны.

Германия быстро развивала свою промышленность; она вышла из войны 1871-го года значительно усиленной, делала большие успехи в области экономических достижений. В 80-х годах она уже обладала громадными ресурсами как в отношении финансовых средств, так и в смысле технического оборудования. Количество заводов, в том числе и судостроительных, быстро увеличивалось, организация и постановка дела на них являлись образцовыми.

Совершенно иным было положение России. Война 1877-го года расшатала финансовое хозяйство. Судостроительная промышленность, поддерживаемая почти исключительно казенными заказами, имела оборудование, оставлявшее желать многого. Вынужденная создавать флот одновременно и на Черном и на Балтийском морях, а вскоре (с середины 90-х годов) и на Дальнем Востоке, Россия не была в состоянии сосредоточить все свои усилия на Балтике против Германии, да первое время и не ставила себе этого целью. Наоборот, как видно, первенствующей была признана задача Черного моря, а Балтийский флот должен был, кроме того, служить резервом для действий в океане и на Дальнем Востоке.

Масштаб и размах германского военного усиления, несомненно, не были предугаданы, что можно заключить хотя бы из того, что в основу воссоздания Балтийского флота клалась идея преобладания не только над германским, но и над шведским флотами одновременно.

Однако, на протяжении первых десяти лет идея морской конкуренции с Германией является основой всех судостроительных планов Балтийского флота.

 3. Флоту было решено придать активный характер, что видно из основных указаний и в заданиях к судостроительной программе. Вопросы обороны Балтики, поставленные в основу директивы Балтийскому флоту, уже в ближайшем толковании их морским ведомством как бы затемняются активными задачами. Суда должны были быть океанского типа, выдвигалась идея крейсерской войны. Россия «должна быть готова встретить неприятеля за пределами своих вод» — это как бы становится принципом воссоздания флота.

 4. Учитывая сложность и двойственность задачи Балтийского флота, мы вправе были бы ожидать и в дальнейшем разработки положений, которая бы уточнила требования к судовому составу и организации флота, из них вытекавшие. В частности, параллельно с развитием судостроения должны были бы установиться и планы использования флота, в кругу его предвидимых боевых задач. Но эта часть работы оставалась в тени. Неясности и противоречия, которые возможно усмотреть в перечисленных заданиях флоту, таковыми остались в течение ряда лет, предопределив несоответствие принимаемых мероприятий с общей политической и стратегической обстановкой, какая складывалась для русского флота.

 

Источник: Петров М. А. Подготовка России к мировой войне на море / С предисловием М. Павловича. — М-Л.: Государственное военное издательство, 1926. — 272 с. — Штаб РККА. Управление по исследованию и использованию опыта войн.

.

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Сделаете ревизию наличия имеемого состава флота. (см.Моисеева к примеру.)

определитесь по ведомственной принадлежности приморских креопстей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Кораблестроительная программа 1882 года

 

Осенью 1881 г. особое совещание под председательством генерал-адмирала провело несколько заседаний, на которых были сформулированы новые направления морской политики страны. Утверждение новой программы и ее финансирование легло на плечи вице-адмирала И. А. Шестакова, избранного великим князем Алексеем Александровичем на должность управляющего Морским министерством.

 В апреле 1882 г. И. А. Шестаков, убедив главного начальника флота в опасности промедления с усилением морской мощи страны, доложил Александру III проект 20-летнего плана строительства флота, составленный в ходе работы особого совещания.

11 апреля Император одобрил проект «в подробностях», но вопрос об изыскании 242 млн руб. на его осуществление предложил обсудить на заседании особой комиссии с участием министра финансов. 13 мая И. А. Шестакову при поддержке великого князя Алексея Александровича удалось преодолеть возражения членов особой комиссии К. П. Победоносцева и Н. X. Бунге, по обыкновению сетовавшего на «горестное положение финансов». [РГАВМФ. Ф. 26. Оп. I. Д. I, Л. 37-37 об.] Результатом заседания стало решение о выполнении 20-летнего плана Морского министерства и об установлении «нормального» морского бюджета в 36 млн руб.

 В основу новой кораблестроительной программы были положены соображения оперативно-стратегического характера и штатная численность корабельного состава к 1903 г. Первоочередной задачей признавалось возрождение Черноморского флота, который в случае войны должен был высадить десантный корпус на берегах Босфора. Балтийский флот следовало довести «до первенствующего значения с флотами других держав» с задачей не уступать, а возможно и превосходить военно-морские силы Германии. [РГАВМФ. Ф. 417. Оп. I. Д. 689. Л. 18.] Балтийский флот сохранял значение резерва для Дальнего Востока, где в мирное время решили ограничиться обороной побережья при сложившейся практике содержания там эскадры или отряда крейсеров. Ядро флотов на Балтике и на Черном море о плану составляли мореходные броненосцы – броненосные корабли, дополнявшиеся броненосцами прибрежной обороны, крейсерами, канонерскими лодками и миноносцами.

 

post-9382-0-60299800-1375007392_thumb.jp

 

Очевидно, что 20-летний план предусматривал создание сбалансированного флота «открытого моря», в котором броненосцы «прибрежной обороны» не получали дальнейшего развития. Постройка новых броненосных кораблей была строго запланирована по отдельным верфям: 21 единицу предстояло построить в России и три – за границей. Предполагалось, что балтийские броненосцы будут водоизмещением по 8400 т, мощностью машин 7 тыс. л. с., с четырьмя 305-мм и четырьмя 254-мм орудиями, черноморские – по 8500 т, 6 тыс. л. с., с четырьмя 305-мм орудиями каждый, но с более мощной броневой защитой.

При всех достоинствах программы 1883-1902 гг. в ней недостаточно учитывалось устаревание кораблей и перспективы их совершенствования, что вызывало неизбежный рост стоимости постройки. Особенно консервативной она оказывалась по отношению к легким носителям минного оружия, в считанные годы прошедшим развитие от прибрежных минных катеров до мореходных миноносцев. Это отчасти объяснялось тем, что план усиления флота составлялся администрацией А. А. Пещурова на основе расчетов С. С. Лесовского, сделанных еще в конце 70-х годов, когда миноносцы были по существу, опытными кораблями.

Эта программа, если ее сопоставить с программами того времени Германии, действительно превосходила предположения последней, и, будучи осуществлена, давала бы России преимущество перед ней на Балтийском море.

Одобренная Александром III, она подверглась обсуждению в особой комиссии, составленной представителями различных министерств, которая постановила:

«1) Хотя настоящий расход и является весьма тяжелым для государства, однако, признается необходимым.

2) Представленный на рассмотрение план судостроительных работ утвердить и приводить в исполнение, соображаясь со средствами государственного казначейства.

3) Назначить теперь же в распоряжение морского министерства кредит в три миллиона рублей на выяснение надобностей флота, подготовку проектов и т. п.

4) Управляющему морским министерством к 1883 году представить соображения по вопросам переформирования флота и усиления самого судостроения.

5) Постройка судов должна, по возможности, производиться на отечественных верфях, для чего оказать возможное содействие судостроительным заводам, казенным и частным.

б) Выполнение программы произвести в 20-ти летний срок, так как более короткий срок непосилен для средств государственного казначейства».

 

Источник: Грибовский В.Ю., Черников И.И. Броненосец "Адмирал Ушаков"

http://keu-ocr.narod.ru/Ushakov/

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

В 1883 году заложены:

1. Для Балтийского флота: 1 броненосец («Император Александр II»), 1 броненосный крейсер («Адмирал Нахимов») и 2 бронепалубных крейсера («Витязь» и «Рында»).

2. Для Черноморского флота: 3 броненосца («Чесма», «Синоп», «Императрица Екатерина II») и 4 миноносца.

 

Источник: Петров М. А. Подготовка России к мировой войне на море / С предисловием М. Павловича. — М-Л.: Государственное военное издательство, 1926. — 272 с. — Штаб РККА. Управление по исследованию и использованию опыта войн.

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Кораблестроительная программа 1885 года

Однако, быстрое усиление флота Германии не давало возможности ждать истечения 20-ти летнего срока, установленного для программы 1881 года. Уже в 1885 году морское ведомство было принуждено поставить вопрос о необходимости ускорить судостроение. А так как для линейных судов это представлялось невозможным, то были выдвинуты паллиативные идеи создания в короткий срок минного флота, более дешевого и скорее могущего быть построенным.

Начальник главного морского штаба адмирал Чихачев доказывал, что постройка минного флота является единственной возможностью борьбы с быстро растущим германским флотом. Он указывал, что при господстве последнего на море участь войны будет зависеть от исхода борьбы на сухопутном театре военных действий, задача же Балтийского флота сведется к недопущению высадки десанта, и что это может быть выполнено минным флотом самостоятельно.

Отметив быстрое развитие германского минного флота, управляющий Морским министерством адмирал И. А. Шестаков уже в марте 1885 г. подал Александру III записку о пересмотре 20-летней программы. [РГАВМФ. Ф. 417. Оп. I. Д. 67. Л. 14- 15 об.]

Созванное по инициативе управляющего Морским министерством особое совещание 28 марта 1885 г. постановило:

а) Политическое положение России требует немедленного создания оборонительного флота;

б) программа 1881 года не вполне отвечает морским потребностям государства;

в) необходимо озаботиться постройкой минного флота, дабы не оказаться слабее в этом отношении морских соседей, в особенности Германии, которая уже ассигновала кредит на постройку 150 миноносцев; в соответствии с этим, выстроить:

1) 55 миноносцев,

2) 10 контр-миноносцев,

3) 1 крейсер,

4) 6 канонерских лодок для Черного моря и Владивостока;

г) приступить к их постройке немедленно и выполнить ее в срок не более 5 лет, как на русских (преимущественно), так и на иностранных заводах;

д) изменить программу 1881 года, уменьшив ее на 8 броненосцев (6 от Балтийского моря и 2 от Черного), продолжая строить остальные;

е) ассигновать 22 миллиона на немедленное выполнение постройки минного флота, распределив их на 5 лет.

Особое совещание одобрило все предложения И. А. Шестакова, увеличив морской бюджет до 40 млн руб. на период с 1886 по 1895 год. 25 апреля 1885 года программа утверждена Императором.

Добившись своей цели, И. А. Шестаков заявил, что в это десятилетие «все ближайшие потребности нашего флота будут удовлетворены» и тогда можно предполагать сокращение бюджета, исключив из 20-летнего плана шесть балтийских и два черноморских броненосца. В дополнение к плану совещание утвердило немедленную постройку 56 миноносцев, десяти контрминоносок (минных крейсеров), шести канонерских лодок и одного бронепалубного крейсера новейшего типа. Предполагалось продолжить и плановое сооружение броненосцев – девять на Балтике и шесть на Черном море. Тогда же, по настоянию военного ведомства в черноморскую программу была включена постройка 6 миноносцев и 6 канонерских лодок.

Программа судостроения 1885 года

Для Балтийского флота:

Броненосцев – 9

Броненосных крейсеров – 4

Бронепалубных крейсеров – 9

Минных крейсеров – 1

Контр-миноносцев – 10

Миноносцев – 40

Канонерских лодок – 11

Примечание. Число миноносцев уменьшено за счет улучшения их типа.

Для Черноморского флота:

Броненосцев – 6

Крейсеров – 3

Миноносцев – 6

Канонерских лодок – 6

Источник: Петров М. А. Подготовка России к мировой войне на море / С предисловием М. Павловича. — М-Л.: Государственное военное издательство, 1926. — 272 с. — Штаб РККА. Управление по исследованию и использованию опыта войн.

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

К 1890 году было построено:

Для Балтийского флота

2 броненосца («Император Александр II» и «Император Николай I»)

1 минный крейсер («Лейтенант Ильин»)

12 миноносцев

3 броненосных крейсера («Адмирал Нахимов», «Адмирал Корнилов» и «Память Азова»)

2 бронепалубных крейсера («Витязь» и «Рында»)

Находились в постройке 2 броненосца («Гангут» и «Наварин») и 1 канонерская лодка.

Для Черноморского флота:

3 броненосца («Чесма», «Синоп», «Екатерина II»)

2 крейсера [в энциклопедии «Корабли Российского Императорского Флота. 1892-1917 гг.» отсутствуют]

6 канонерских лодок

6 миноносцев

Кроме того, находились в постройке 2 броненосца («XII Апостолов», «Георгий Победоносец»).

Источник: Петров М. А. Подготовка России к мировой войне на море / С предисловием М. Павловича. — М-Л.: Государственное военное издательство, 1926. — 272 с. — Штаб РККА. Управление по исследованию и использованию опыта войн.

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Корабельный состав Российского Императорского Флота в 1890 г.

 

Балтийский флот (1700).

 

Эскадренные броненосцы

1. Петр Великий (1869, 1872, 1876)

2. Император Александр II (1885, 1887, 1889-1893)

3. Император Николай I (1886, 1889, 1891-1892)

4. Гангут (1889, 1890, 1894)

5. Наварин (1889, 1891, 1896)

 

Броненосцы береговой обороны

1. Адмирал Грейг (1865, 1868, 1869)

2. Адмирал Лазарев (1865, 1867, 1869)

3. Адмирал Спиридов (1866, 1868, 1869)

4. Адмирал Чичагов (1866, 1868, 1869)

5. Броненосец (1863, 1864, 1865)

6. Вещун (1863, 1864, 1865)

7. Единорог (1863, 1864, 1865)

8. Колдун (1863, 1864, 1865)

9. Кремль (1863, 1865, 1866)

10. Лава (1863, 1864, 1865)

11. Латник (1863, 1864, 1865)

12. Не тронь меня (1863, 1864, 1865)

13. Первенец (1861, 1863, 1864)

14. Перун (1863, 1864, 1865)

15. Русалка (1865, 1867, 1868)

16. Смерч (1863, 1864, 1865)

17. Стрелец (1863, 1864, 1865)

18. Тифон (1863, 1864, 1865)

19. Ураган (1863, 1864, 1865)

20. Чародейка (1865, 1867, 1868)

 

Крейсера 1 ранга

 

Броненосные крейсера

1. Князь Пожарский (1864, 1867, 1873)

2. Минин (1866, 1869, 1878)

3. Генерал-адмирал (1870, 1873, 1875)

4. Герцог Эдинбургский (1870, 1875, 1877)

5. Владимир Мономах (1881, 1882, 1883)

6. Дмитрий Донской (1881, 1883, 1885)

7. Адмирал Нахимов (1883, 1885, 1887)

8. Память Азова (1886, 1888, 1890)

9. Рюрик (1889, 1892, 1895)

 

Бронепалубные крейсера

1. Витязь (1883, 1884, 1886)

2. Рында (1883, 1885, 1886)

3. Адмирал Корнилов (1886, 1887, 1889)

 

Крейсера 2 ранга

1. Азия (1874, 1874, 1878)

2. Африка (1877, 1877, 1878)

3. Вестник (1878, 1880, 1881)

4. Джигит (1874, 1876, 1877)

5. Забияка (1878, 1878, 1879)

6. Крейсер (1873, 1875, 1876)

7. Наездник (1877, 1878, 1879)

8. Опричник (1879, 1880, 1881)

9. Пластун (1877, 1879, 1879)

10. Разбойник (1877, 1878, 1879)

11. Стрелок (1878, 1879, 1879)

 

Минные крейсера

1. Лейтенант Ильин (1885, 1886, 1887, 1907 посыльное судно, 1911 исключен)

 

Мореходные канонерские лодки

1. Бурун (1878, 1879, 1880)

2. Буря (1879, 1880, 1881)

3. Вихрь (1878, 1879, 1880)

4. Град (1879, 1880, 1881)

5. Гремящий (1890, 1882, 1893)

6. Гроза (1879, 1880, 1881)

7. Грозящий (1889, 1890, 1892)

8. Дождь (1878, 1879, 1880)

9. Ерш (1873, 1874, 1875)

10. Мина (1861, 1861, 1862-1883 Опыт)

11. Отважный (1890, 1892, 1893)

12. Снег (1879, 1880, 1881)

13. Туча (1878, 1879, 1880)

 

Миноносцы

1. Або (1885, 1886, 1886)

2. Биэркэ (1890)

3. Борго (1890)

4. Экенес (1890)

5. Виндава (1885, 1886, 1886)

6. Выборг (1886)

7. Гапсаль (1891)

8. Даго (1890, 1891, 1892)

9. Кодор (1885, 1886, 1886)

10. Котка (1890, 1891, 1892)

11. Котлин (1884, 1885)

12. Лахта (1886)

13. Либава (1885, 1886, 1886)

14. Луга (1887)

15. Нарва (1887)

16. Ревель (1886)

17. Роченсальм (1886)

18. Свеаборг (1886)

19. Сунгари (1888, 1889, 1890)

20. Уссури (1888, 1889, 1890)

...

 

Минное судно

1. Взрыв (1877)

 

Учебные суда

1. Баян (1857 корвет)

2. Витязь (1861 корвет)

3. Березань (1870 Тюрингия, 1878 Петербург)

 

Транспорты

1. Компас (1859)

2. Секстант (1859)

3. Красная горка (1861 Бритомар)

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Черноморский флот (1783).

Эскадренные броненосцы

1. Екатерина II (1883, 1886, 1888)

2. Чесма (1883, 1886, 1889)

3. Синоп (1883, 1887, 1889)

4. Георгий Победоносец (1890, 1892, 1893)

5. Двенадцать апостолов (1888, 1890, 1892-1894)

Броненосцы береговой обороны

1. Новгород (1871, 1873, 1874)

2. Вице-адмирал Попов (1874 Киев, 1875, 1876)

Крейсера 1 ранга

Броненосные крейсера

1.Память Меркурия (1879, 1880, 1882, 1883 Ярославль)

Мореходные канонерские лодки

1. Черноморец (1886, 1887, 1889)

2. Запорожец (1886, 1887, 1888)

3. Кубанец (1886, 1887, 1887)

4. Терец (1886, 1887, 1888)

5. Уралец (1886, 1887, 1888)

6. Донец (1886, 1887, 1889)

Транспорты

1. Ингул (1872)

2. Гонец (1875)

Миноносцы

1. Адлер (1889, 1889, 1890)

2. Ай-тодор (1890, 1892, 1892)

3. Анакрия (1889, 1889, 1890)

4. Анапа (1890, 1891, 1891)

5. Батум (1879, 1880, 1880)

6. Гагры (1883, 1883, 1884)

7. Геленджик (1883, 1883, 1884)

8. Измаил (1884, 1885, 1886)

9. Килия (1885, 1886, 1886)

10. Новороссийск (1886, 1886, 1886)

11. Поти (1883, 1883, 1883)

12. Рени (1885, 1886, 1886)

13. Сухум (1883, 1883, 1883)

14. Чардак (1885, 1886, 1886)

15. Ялта (1885, 1886, 1886)

...

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Рекомендую МОисеева "Список паровых и броненосных Судов РИФ" там и цены указаны за тонну в/и.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Сибирская военная флотилия (1856).

Мореходные канонерские лодки

1. Бобр (1884, 1885, 1885)

2. Сивуч (1884, 1884, 1884)

3. Манджур (1886, 1886, 1887)

4. Кореец (1885, 1886, 1887)

Транспорты

1. Тунгуз (1869, 1870, 1870, 1887 к порту, 1887 транспорт СФл)

2. Ермак (1869, 1870, 1870, 1887 к порту, 1887 транспорт СФл)

Миноносцы

1. Сунгари (1888, 1889, 1890 БФ, 1893 СФл)

2. Сучена (1887, 1887, 1889)

3. Уссури (1888, 1889, 1890 БФ, 1893 СФл)

4. Янчихэ (1887, 1887, 1889)

Каспийская военная флотилия (1722).

Мореходные канонерские лодки

1. Карс (1865, 1866, 1872)

2. Секира (1865, 1866, 1872)

3. Пищаль (1865, 1866, 1872)

Транспорты

1. Геок-Тепе (1882, 1882, 1983 Воткинск)

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ПОсмотрел в архиве своем 134 мб Моисеев............ Если надо закину куда нить на файлообменник.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ПОсмотрел в архиве своем 134 мб Моисеев............ Если надо закину куда нить на файлообменник.

Благодарю, уже нашел, изучаю...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Корабельный состав Российского Императорского Флота в 1890 г.

 

Балтийский флот

 

Эскадренные броненосцы

post-9382-0-27045500-1375036454_thumb.jp

post-9382-0-72719100-1375036474_thumb.jp

post-9382-0-04514000-1375036501_thumb.jp

post-9382-0-34771900-1375036522_thumb.jp

post-9382-0-33389400-1375036535_thumb.jp

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Крейсера 1 ранга

 

Броненосные крейсера

post-9382-0-83252300-1375036860_thumb.jp

post-9382-0-97426800-1375036872_thumb.jp

post-9382-0-61264100-1375036890_thumb.jp

post-9382-0-11534800-1375036903_thumb.jp

post-9382-0-90061500-1375036915_thumb.jp

post-9382-0-63108800-1375036930_thumb.jp

post-9382-0-72821800-1375036944_thumb.jp

post-9382-0-81055000-1375036959_thumb.jp

post-9382-0-64188800-1375036969_thumb.jp

 

Бронепалубные крейсера

post-9382-0-67989100-1375037045_thumb.jp

post-9382-0-91069800-1375037055_thumb.jp

post-9382-0-39983100-1375039545_thumb.jp

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Черноморский флот

 

Эскадренные броненосцы

post-9382-0-32143600-1375037281_thumb.jp

post-9382-0-11073400-1375037295_thumb.jp

post-9382-0-83849200-1375037304_thumb.jp

post-9382-0-97792500-1375037318_thumb.jp

post-9382-0-16183900-1375037338_thumb.jp

 

Крейсера 1 ранга

 

Броненосные крейсера

post-9382-0-76006200-1375037449_thumb.jp

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

3. Адмирал Спиридонов (1866, 1868, 1869)

"Адмирал Спиридов". Назван в честь героя Чесмы:

http://ru.wikipedia....горий_Андреевич

6. Вещун (1863, 1864, 1865)

7. Чародейка (1865, 1867, 1868)

8. Колдун (1863, 1864, 1865)

...

19. Ураган (1863, 1864, 1865)

20. Единорог (1863, 1864, 1865)

Порядок странный. Вроде по алфавиту, но почему "Чародейка" между "Вещуном" и "Колдуном"? "Единорог", вероятно, с Ятя писался, но сейчас-то зачем?

В перечне кораблей отстуствует броненосный фрегат "Петропавловск". Формально он все еще в строю, отправлен на слом в январе 1892 года. Деление крейсеров на ранги введено в нашей реальности только в 1892 году.

Изменено пользователем Вандал

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Адмирал Спиридонов

Спиридов

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Порядок странный. Вроде по алфавиту, но почему "Чародейка" между "Вещуном" и "Колдуном"? "Единорог", вероятно, с Ятя писался, но сейчас-то зачем?

В перечне кораблей отстуствует броненосный фрегат "Петропавловск". Формально он все еще в строю, отправлен на слом в январе 1892 года. Деление крейсеров на ранги введено в нашей реальности только в 1892 году.

1. Адмирал Спиридов, последовательность по алфавиту уточнена.

2. В списке кораблей БФ на 1.01.1890 броненосный фрегат "Петропавловск" отсутствует.

3. В программе 1882 года крейсера указаны "фрегатского" и "корветского" ранга, по спискам 1.01.1890 г. "Витязь" и "Рында" указаны как крейсера II ранга, а с 1892 г. - бронепалубные крейсера I ранга (в списке привожу их по окончательной классификации).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Принадлежность крепостей какова Военвед или морвед?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Принадлежность крепостей какова Военвед или морвед?

Морские крепости передаются морскому ведомству, только для этого необходимо военно-теоретическое обоснование по взглядам того времени...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Единоначалие... Пример осада Севастополя

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В "Морском сборнике" за 1881г. публиковалась работа "О блокадной службе" (точно могу найти). Там в 5 Гл. автор задавался вопросом насколько действительны мелкокалиберные орудия против миноносок. Его вывод примерно таков: зачем полагаться на огромное количество выстрелов на малой дистанции, из которых один,возможно, поразит котел и предлагал ставить 87мм в качестве ПМО.

М.б. провести опыты и по их результатам что-то решить с этим вопросом?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

10 августа 1891 года

Заключен договор с обществом «Forges et Chantiers de la Mediterranes», согласно которому Канэ представил чертежи 75/50-мм, 120/45-мм, 152/45-мм пушек, станков к ним, снарядов, гильз и трубок (взрывателей). Все три пушки приняты на вооружение Российского флота.

 

Nsz5U.jpg

 152-мм пушка Канэ

Особенностями устройства пушки Канэ являются:

1) затвор, требующий двух приёмов для открывания: нажатия ручки и поворота рукояти (первый приём производится так быстро и слитно со вторым, что практически можно эти два приёма считать за один); закрывание также производится в один приём;

2) патронное заряжание;

3) быстро и легко действующие механизмы наводки. Впервые, пожалуй, учтена необходимость большой скорости наводки при стрельбе по быстро двигающимся целям. Механизмы наводки в предшествующих системах мало удовлетворяли требованиям даже при малых скоростях движения, которыми обладали тогда корабли. Поэтому береговые мортиры преимущественно стреляли способом стрельбы «по времени», при котором не нужно было непременно следить за целью. В системе был принят тормоз отката с подвижным дном оригинальной конструкции.

Система очень компактная, удобная для обслуживания, была принята одновременно для вооружения флота и береговых батарей. Во флоте она так и устанавливалась на кораблях. На береговых же батареях её устанавливали за брустверами высотой в 7 фт (2,13 м). Для возможности стрелять прямой наводкой по быстро движущимся целям из-за столь высокого бруствера пришлось сконструировать особую тумбу, к станку приспособить платформу для орудийного расчёта и на ней кран для подъёма патронов на столь большую высоту. В результате всего этого получилось неудобное положение расчёта на тесной зыбкой платформе, расчёт не получил никакого закрытия, скорострельность несколько понизилась (7-8 выстрелов в минуту).

Первоначально заряжание было унитарным, но затем перешли к раздельному. Журналом МТК от 4 июня 1901 года для этого ввели укороченную на 19,3 мм гильзу, которая только касалась дна канала. Длина новых гильз составляла 1095 мм, вес от 14,5 до 15,46 кг. Интересно, что в береговых 152-мм/45-кал пушках оставили унитарное заряжание.

Береговые 152-мм пушки Канэ предназначались, главным образом, для содействия прочей артиллерии, имея задачей обстрел наиболее дальних и притом важных в боевом отношении целей и борьбу с дальнобойной и крупной артиллерией противника (наибольшая дальность пушки Канэ 13,2 км). Для разрушения окопов 152-мм пушки Канэ непригодны ввиду ничтожного фугасного действия бомбы (гранаты) – лишь 2,86 кг тротила.

Кроме флота пушки Кане применялись и в армии. Дело в том, что при крайне устаревших орудиях крепостной и осадной артиллерии, отсутствии новых орудий 6-дм калибра, русская армия оказалась в крайне невыгодном положении. Старые пушки обр. 1877 г. в 120 и 190 пудов имели недостаточную дальность стрельбы, значительный износ, что делало их практически бесполезными в борьбе с дальнобойной осадной артиллерией противника. Кроме как в крепостях, пушки Кане нашли применение и при атаке крепостей, но, в особенности, при обороне долговременных позиций и защите побережья. Дальнобойность и мощность огня этих пушек позволяла решать также задачи по поражению важных объектов, расположенных в тылу войск противника.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас