Тройка, «семёрка»... Туз?

214 сообщения в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Версия от 20.12

Точка бифуркации сей альтернативы советско-российской космонавтики скрывается в 1953-м. Именно тогда некий гениальный советский физик-атомщик посчитал предположительный вес термоядерного заряда для межконтинентальной ракеты и получил цифру в 5,5 тонн.

В другом мире всё было не так. Замечательный советский физик провёл расчёты и получил цифры, говорящие о том, что для десятимегатонного заряда хватит и трёх тонн веса. Товарищи, получившие к ним доступ, вздохнули с облегчением и не стали менять ТЗ на только-только поступившую в разработку ракету 8К71.

Товарищ Королев меж тем не собирался отступать от идеи Тихонравова с параллельным делением ступеней многоступенчатой ракеты, которое мы знаем как «пакет».

Научно-исследовательские работы по темам Т1 и Т3 привели к рождению проекта, который мы знаем как «семёрка». Трехтонная «семёрка», или «тройка» - дальше я буду называть её так.

Создаваемая на освоенных диаметрах и технологиях, ракета 8К71 представляла собой связку- пакет из 4-х блоков первой ступени и одного блока второй ступени, работающих параллельно с самого старта. Изначально предполагалось установить ещё и систему перелива топлива между блоками, чтобы к концу работы пакета во второй ступени оставалось 100% топлива.

Технологию производства ракеты предполагалось взять от ракеты Р-5 почти без изменений.

Была небольшая проблема с двигателем - коллега Глушко просто не мог сделать сейчас и в срок двигатель тягой более 20 тонн на камеру. А требовалось поставить на каждый блок двигатель тягой в 45-50 тонн, чтобы ракета полным весом в 170 тонн могла взлететь...

В результате доработок проекта систему перелива топлива сняли, а двигатели стали многокамерными... Но связка цилиндрических «сосисок» - центральная подлиннее, боковые покороче - всё же осталась и полетела. В 1957-м.

И забрасывать она реально могла 3-тонную БЧ на 8 тысяч километров, а не 5,5 туда же — но что важно, не полторы тонны на орбиту, а едва-едва 700 кило. Причём семьсот — это не на первой серии 1957-го года, для которой товарищ Глушко, сокрушаясь, поставил двигатели с удельной импульсом в вакууме на десять секунд меньше заданного значения. Первая серия могла вытащить едва сотню кг...

Но тем не менее могла. А поэтому и первый спутник, и даже собака Лайка слетали по расписанию нашего мира. И спутник-3 слетал по плану на ракете второй серии, просто он был в полтора раза легче... Что не помешало открыть с его помощью радиационные пояса.

А вот чуть позже начались проблемы. Уже с первыми Лунами. Всё-таки ракета была значительно слабее... Но всё-таки относительно простые шарики «Луны-1» и «Луны-2» сумели ужаться в предельный вес полезного груза для «тройки» с третьей ступенью. С Луной-3, фотографом, так не получалось... Но коллега Косберг, сделавший двигатель для третьей ступени, блока Е, тоже не сидел на месте, и сумел выжать из РД-0107 ещё чуть больше импульса — и Луна-3 тоже со скрипом влезла.

Впрочем, все эти достижения точно так же не избавили королёвцев от проблем с отработкой пакета и третьей ступени(ступеней). Что поделать, ракета-то была та же самая.

Проблема вылезла чуть позже. Не очень, но позже. И звалась проблема «Восток», ну, или «Зенит», в зависимости от цифры — 3К или 2К.

Корабль-фоторазведчик, он же пилотируемый корабль-спутник. Разработка спускаемого аппарата велась с 57-го, а сам ПКС вошёл в план в 59-м... И к тому времени товарищи уже давно представляли себе, что такое «весовой кризис». Ужать спутник меньше, чем в 4 тонны, они не могли. «Тройка» же с блоком Е вывести больше 3 с половиной тонн не могла в принципе. Не делать же новую ракету — тем более за год её и не сделать... И не говорите мне про «навесить ещё пару блоков» - натрахавшиеся с пакетом товарищи не имели желания влезать туда ещё раз... Тем более «ещё пара блоков» - это и переделанный напрочь центральный блок, и вообще новая ракета. И даже старт новый.

Выход знал коллега Глушко. Его двигатель на гептиле и жидком кислороде, опоздав к пускам первых «Лун» и не превосходя поначалу творение коллеги Косберга, пережил модернизацию и в 60-м стал выдавать огромный удельный импульс в 352 секунды — и с ним появилась возможность вытащить «тройкой» на орбиту больше 4-х с половиной тонн. С ним — и новой третьей ступенью, блоком Ж.

Блок был разработан и сделан меньше чем за год, и в 60-м же совершил первые полёты, подбрасывая в космос кораблики 1К, отработочные версии «Востока».

А Хитрый План отправить к Марсу и Венере «Зонды» с его помощью, увы, накрылся медным тазом — то есть, весовым кризисом. Не влазили проектируемые зонды... Даже с ещё одним блоком, 4-й ступенью Л - только тогда можно было отправить хоть что-то 400-килограммовое к другой планете.

Запуски 1М к Марсу 60-го не случились, к Венере в 61-м, тем не менее, что-то слетало — а что поделать, нужная скорость ниже, а дальность ближе - что-то сильно обрезанное от 1В. Лишь чуть больше, чем Луна-3.

Короче говоря, когда старт Гагарина в апреле 61-го прошёл не совсем по плану — товарищ Гагарин слетал не на орбиту, а практически как американские попрыгунцы, по суборбитальной траектории — товарищ Королёв знал, что так жить нельзя. И даже полёт товарища Титова летом 61-го, уже полноценно на орбиту, ситуацию не менял.

Нужна была достаточная ракета.

Королёва просто коробило ощущение «недостаточной мощности» тройки... И он не желал допустить такого ещё раз.

«Мне нужна достаточная ракета, » - говорил он: «- Без большой ракеты мы не долетим до Марса, а без достаточной — не построим большую.»

Достаточной он счёл ракету на 10-13 тонн полезного груза.

В работе в ОКБ-1 к тому моменту была «большая ракета» - на 40, 50 тонн полезного груза. Два десятка 150-тонных двигателей на первой ступени, управление разнотягом, три ступени...

Чтобы из большой Н-1 сделать достаточную, товарищ Королёв взял от неё две верхние ступени. Но там была проблема. По плану на второй и первой ступенях стояли 150-тонные двигатели. Их ещё не было, их только начинали разрабатывать... Зато в концепцию вписались 40-тонные двигатели НК-9 из ОКБ Кузнецова, которых на первую ступень достаточной Н-11 требовалось 16. Даже меньше, чем 150-тонников на 1-ю ступень большой Н-1. Третья(вторая) ступень всё равно летала на высотных НК-9В... Да, одной из фишек проекта была сборка не умеющающейся в ЖД-габарит ракеты прямо на космодроме.

Со всем возможным давлением товарищ Королёв продавил этот проект... Но его подсидели коллеги Янгель и Глушко.

Коллега Глушко тихой сапой делал для товарища Янгеля ЖРД на АТ-НДМГ, амил-гептиле. И доделался до того, что предложил ему 150-тонный двигатель. Однокамерный. От «большой ракеты».

А «тройка», напомню, летала на многокамерных 50-тонниках. А 4-камерник на Р-9 имел тягу в 144 тонны.

То есть, в 61-м, когда он выдохнул после гонки за первый пилотируемый полёт и продавливал проект Н-11, появились товарищи Глушко и Янгель с проектами ракет Р-46(сверхтяжелая МБР, почти такой ж достаточный десятитонник) и Р-56(та самая большая ракета). Ещё что-то предлагал Челомей — такое же, но чуть побольше... Но тащ Королёв приложил все силы и влияние на продвижение своей ракеты. Ему не отказали.

Впрочем, товарищ Брежнев не отказался и от ракеты, которую ракетный завод в Днепропетровске мог начать делать в течении пары лет. Если будет двигатель, конечно же — но двигатель тащ Глушко обешал к тому же времени. А чуть позже, собрав из таких блоков пакет, можно было сразу получить Большую Ракету Р-56. Даже несмотря на то, что пакет делать было сложнее, чем моноблочный тандем, который так же был возможной компоновкой Р-56 - по аналогии с Р-46.

Пока же... Пока же нужно было как-то выкручиваться. Выжимать крохи импульса из двигателей, килограммы лишнего веса...

Впрочем, ничего плохого о них сказать нельзя. Выжимали. Делали что могли. Но «весовой голод» был бичом всех королёвских проектов 61-65. Лунная станция мягкой посадки Е-6, спутник связи «Молния», межпланетные зонды 2МВ и 3МВ... И даже коллеги-конкуренты помочь не могли — их ракеты могли ещё меньше.

В 62-м к ракетоостроителям присоединился товарищ Челомей. Его предложение по серии универсальных ракет УР нашло отклик в сердце товарища Хрущева. Проще говоря, тяжелая ракета УР-500 тоже была в работе с 62-го... Как УР-200, нелицензионная копия Р-16, с 61-го. Впрочем, товарищ Челомей не унывал, и добавил в копилку малую МБР УР-100 - лёгкую и дешевую.

Но не суть. Все труды товарища Челомея на фоне трудов Янгеля не смотрелись...

А тем временем грянул август 64-го. Год и месяц, ознаменованные для советских ракетчиков фразой Хруща: «Луну американцам не отдавать!»

ОКБ-1 вздрогнуло. Работы по лунным кораблям не то чтобы велись... Под десятитонник уже год с лишним делался корабль. Но околоземный. 5К Север. Но вот дальше низкой орбиты глядели в основном на Марс... Да и лунная посадочная станция всё никак не долетала.

С ракетами было интересней - особенно докладывать по очереди коллегам Янгелю и Королёву.

У Янгеля всё было хорошо - ракеты уже освоены в производстве, старт на Байконуре готов, старт в Плесецке для особо хитрых разведчиков и баллистического варианта Р-46 строится, на Байконуре уже проведены тренировки расчётов с упрощённой ракетой и готовятся принять первую лётную ракету. Пуск под неё с очередным фоторазведчиком запланирован на конец года.

У Королёва, выступившего следом, всё было гораздо печальней. То есть коллега Королёв заявлял, что всё хорошо и уже почти уже... Но судите сами - старт перестраивается под очередное изменение проекта. Монтажно-испытательный, а по факту сборочный комплекс, ещё не достроен, вести в нём сборку ракеты невозможно. Двигатели для самой ракеты коллегой Кузнецовым ещё недопоставлены - их попросту не полный комплект даже для одной ракеты. Технологии сборки таких сложных и больших конструкций рабочие в Подлипках ещё только осваивают... Но пуск запланирован на 12 апреля 1965-го.

На них отечески посмотрели и предложили нарисовать лунные ракеты под проект лунной экспедиции.

Коллега Королёв честно выдал расклад по большой Н-1 и троепусковой экспедиции... Его не поняли.

Коллега Янгель предложил разрабатываемую Р-56 на 40 тонн под любой удобный вариант - многопуск или однопуск, неважно. Его тоже не очень поняли.

Работа над лунной программой закипела.

Р-46 «Рокот» стартовал в январе 65-го. Успешно. «Зенит-2» вышел на заданную орбиту.

Н-11 не успела к началу апреля 65-го... Только в начале мая Н-11 №2Л встала на старт с отработочным макетом корабля 5К Север(см. рис. выше).

Увы. Все планы Королёва и Мишина пошли прахом. 16 не очень хороших НК-9 и нюансы авральной сборки, сложившись вместе, дали очень печальный результат. Через три секунды после подъёма отказало 5 из 16 движков, через секунду - ещё 2. Ракета перевернулась набок и рухнула на старт. 400 тонн керосина и кислорода превратились в замечательную оксиликвитную взрывчатку, разнёсшую в хлам стартовый комплекс и даже выбившую стёкла в МИКе.

На фоне успехов Р-46 это было расценено правильно. Проект Н-11 был закрыт в пользу янгелевских ракет. Проект Н-1 для Луны был признан недостаточно надёжным. Р-56 оказалась нужна «как хлеб, как воздух».

Впрочем, не будем о грустном

Годы с середины 65-го до конца 68-го стали годами реванша. И спутники «Молния» залетали, и лунная станция новой, потяжелевшей раза в два версии сразу села, и даже межпланетные зонды улетали и почти не дохли по пути. Да и взлетевший в начале 66-го пилотируемый корабль 5К-ОК «Север» подлил масла. Полноценный пилотируемый корабль, маневрирующий и даже в чём-то просторный. И даже стыкующийся порой с орбитальной станцией 5К-Р «Сибирь».

Челомею - не повезло. В 65-м у него разом отобрали космические самолёты, закрыли ракеты УР-200 и УР-500. Всё, что ему оставалось - малые МБР УР-100 и проект большой военной ОС «Алмаз», копия американской MOL. А после полётов «Сибири» - и закрытия в Штатах MOL - закрыли и Алмаз.

Янгелю - повезло. Его Р-46 успешно летала, практически без провалов, а на месте разбитого в 65-м старта Н-11 городили старт для Р-56. Один из.

Сам проект Р-56 за осень 64-го и весну 65-го, да за консультации с ОКБ-1, претерпел некоторые изменения.

Теперь под ником Р-56 скрывались две ракеты. Исходный 4-блочный пакет был признан ненужным. Малый, 3-блочный пакет, был принят Королёвым для облёта Луны, темы Л-1, и высадки самоходной лунной станции, лунохода, Л-2. Большой, 5-блочный - для высадки, темы Л-3. Предположительно Р-56-3 с весом ПГ на НОО в 35 тонн готовилась к старту в начале 67-го. Р-56-5 с ПГ в 57 тонн - в 68-м, после окончания ЛКИ Р-56-3.

Сама тема Л-3 претерпела ряд изменений. От исходной трех(четырех)пусковой схемы - лунный корабль+ракетный блок и два танкера-заправщика, плюс один орбитальный корабль с экипажем - ушли сначала к однопусковой схеме, подсмотренной у американцев - лунный посадочный корабль плюс орбитальный корабль для возвращения плюс ракетный блок - а после перехода к Р-56-5 в качестве лунной ракеты - к двоепусковой схеме с сохранившимся разделением на орбитальный и посадочный корабль. Запущенные разными ракетами корабли стыковались на орбите Луны, экипаж лунника переходил из корабля в корабль, и лунник совершал посадку.

Стыковаться можно было и не только с лунником - тема Л-4 предполагала изучение Луны с окололунной орбиты при помощи усовершенствованной станции «Сибирь-Л»

Первый Р-56-3, получивший имя «Каскад», взлетел летом 67-го. Неудачно. Хорошо хоть не так, как Н-11 - отказал один из РД-253 первой ступени на боковом блоке, и ракета, хоть и пыталась вытянуть асимметрию тяги, не смогла.

Второй старт - через каких-то три месяца - тоже окончился нештатно. Отказала вторая ступень.

Первый успешный старт «Каскада» случился в феврале 68-го. Что удивительно - как раз к моменту готовности первого полноценного Севера-Л. Разгонный блок К на ЖК-НДМГ спокойно отправил на отлёт 12-тонный корабль...

Потребовалось ещё шесть полётов - почти в каждое стартовое окно - чтобы набрать необходимую надёжность в беспилотном варианте. В августе на Севере-Л - «Зонд-5» - слетали мелкие животные и командование дало добро. Октябрьский старт Каскада был пилотируемым. Первым пилотируемым.

И почти что первым пилотируемым за 68-й - изрядную долю пусков Рокотов пришлось сократить ради лунной гонки. Из-за этого даже было развёрнуто второе производство Р-46 на заводе «Прогресс».

Облёт Луны советские космонавты выполнили раньше американских.

Весной 69-го на старт встал Раскат, Р-56-5. Полезным грузом под него пока считали Север-Л на лунную орбиту. С лунником было пока тяжко - сложный аппарат.

Но чуть раньше, в феврале, Каскад отправил к Луне Луноход-1.

Mission complete.

Впрочем, что-то делать с американцами на Луне делать надо было, и проект Сибирь-Л, оно же Салют, двинули вперёд...

тема Подъём.

В АИ инициирована в 1968-м, когда производство Рокотов просело из-за лунной гонки в пользу Каскадов и Раскатов.

Коротким и быстрым способом решения проблемы стало разворачивание производства Р-46 на заводе "Прогресс".

А для длинного - инициирована тема перевода универсального ряда ракет Янгеля на минимум частичное повторное использование первых ступеней и перевод на менее нужное и более дешёвое топливо ЖК-керосин - "гептила, с учётом стремительно разворачивающихся количественно РВСН, не хватало"(с)SerB.

Работы по мягкой посадке блоков первой ступени пошли сразу и сурово, как в реале - и надолго, да.

А вот с переводом на керосин была засада - требовались многоразовые керосиновые двигатели для замены ставящихся на Р-46/56 глушковских РД-253/254.

ТЗ, немного поблуждав по кабинетам выползло наружу в виде требований на однокамерный двигатель 150-тонного класса в земном и вакуумном исполнении и двигатель 600-тонного класса для замены четвёрки РД-253 на боковых блоках Р-56.

Ответить на ТЗ вызвались ОКБ Глушко и Кузнецова.

Первый, недолго думая, предложил те же 253/254 на керосине, назвав их РД-153/154, а под второе требование выдвинул проект своего "близнеца F-1" РД-270, тем же способом заменив топливную часть и обозвав двигатель РД-270К. Правда, при этом немалая часть элементов движка, поодиночке отрабатываемых с 66-го, пришлось делать заново.

Кузнецов на тот момент тихой сапой наконец допилил свой 150-тонный однокамерный НК-15, который продолжал делать, несмотря на отмену Н-1. Но вот под требования многоразовости темы Подъём НК-15-й всё же не тянул - и потому коллега Кузнецов предложил в 150-тонном классе многоразовую переделку 15-го, обозвав его НК-33/43, а в 600-тонном, поскрипев зубами на возможности Глушко, счетверёнку тех же камер с новым единым турбонасосом, НК-46.

В дело пошли оба.

Со 150-тонником коллега Глушко справился раньше. Осенью 70-го РД-153 прошёл госиспытания. Весной 72-го с одного из рокотовских стартов, кое-как перестроенного под ЖК-керосин, ушёл в небо первый Рокот-К.

Осенью же 72-го прошёл госиспытания НК-33, не уступивший сопернику ни в чём, но попросту опоздавший.

В принципе переделывать все старты под более эффективную топливо и новые блоки уже можно было - но для больших ракет решили дождаться больших двигателей. А Рокотовские старты переделывали.

С большими моторами ситуация обстоялана тот момент невесело.

РД-270К, создаваемый по схеме с полной газификацией компонентов и очень высокими параметрами, работать не хотел, несмотря на доводку, ведущуюся с 70-го. НК-46 понемногу горел на стендах с 71-го, но при этом, несколько уступая по характеристикам - попросту более тяжелый и с меньшим удельным импульсом, пусть и незначительно: на 6 секунд у земли и на пару-тройку на высоте - работал.

К весне 74-го турбоагрегаты и прочую топливную систему многокамерника всё-таки довели, и НК-46 свои госиспытания прошёл. В тех же многоразовых условиях, как и НК-33.

Глушковский монстр на тот момент работал стабильно 50% времени... Остальные 50% - догорал после очередного непонятного взрыва вместе со стендом. Конечно, советская наука и советские инженеры изрядно обогатили свои знания и методику получения информации о внутренностях работающего ЖРД, но толку с того для РД-270 было не так много.

Инженеры с горя закапывались в макулатуру, посвященную испытаниям F-1 в Штатах, которые шли примерно таким образом первые лет пять... У них был повод - американцы-то свой F-1 довели. За 8 лет без малого. Вот только им никто эти 8 лет не дал.

После оценки ситуации товарищами возникла заминка.

Стопятидесятитонных двигателей готово два - то есть четыре: РД-153/154 и НК-33/43. Под первую пару из них уже производятся Рокоты...

А вот 600-тонник есть один. НК-46. Но есть.

Вопрос повис в воздухе...

Впрочем, 75-й год стал вообще щедрым на подарки.

КБХМ и Люлька выдали на-гора водородники на 7,5 и 40 тонн - причем первые вместе с разгонным блоком для Каскада.

Кузнецов выдал НК-46.

А ЦКБМ и лично товарищ Челомей выставили на испытания первую более-менее нормальную многоразовую систему возвращения блоков первой ступени, использовав наработки по крылатой ракете П-700, будущему Граниту. Да, тоже со складными крыльями и автопилотом. Предыдущие опыты с посадкой 1-й ступени Р-46 парашютно-реактивным методом не увенчались успехом.

В результате пошедшие в работу Рокоты-КВ, уже почти Подъём-1, несли всё так же 4 РД-153 или один НК-46 на первой и 1 РД-154 на второй ступени, а ещё блок СР с РД-56 вместо третьей ступени. На Каскадах-КВ и Раскатах-КВ первая ступень несла НК-46, вторая РД-стопятьдесятчетвёртые, а третья - водородный сорокатонник РД-57.

Работы по обеспечению многоразовости - а для начала хотя бы спасению, хотя бы первой ступени - РН Рокот начались в 1968-м году в ОКБ-1.

Представлялось, что проблема возврата с траектории первой ступени менее сложная, чем возврат орбитального корабля или верхних ступеней. Повышенные требования к двигателю этой ступени уже учитывались.конструкторами, а проблема управления ступенью после окончания работы главного двигателя и её посадка на поверхность Земли считалась простой инженерной задачей.

Анализ возможных вариантов спасения первой ступени, проводившийся на протяжении 68-70 гг, привел к выбору парашютной системы. Оценивались варианты спасения всей ступени или её части, например, главного двигателя. Оценивались способы спуска - с планированием ступени, с помощью парашютной системы, реактивной или парашютно-реактивной. Оценивались варианты по средствам управления: аэродинамическими рулями с использованием качества крыла или парашюта и корректирующими двигателями. Торможение в атмосфере - корпусом, крылом, парашютом, щитками. Посадка - горизонтальная, вертикальная, на шасси или амортизирующем устройстве. В конечном счете определились: спасение всей ступени, торможение, снижение и посадка в зону отчуждения с помощью парашютной системы с применением двигателей мягкой посадки на амортизационные стойки блока.

Схема посадки была близка к схеме посадки СА корабля "Север" и была уже достаточно проверена на практике. Как казалось

В 1971-1972 были проведены испытания первой ступени Рокота, оснащенной средствами спасения. Верхние ступени и полезный груз не устанавливались.

Испытания были частично успешными - снижение полезного груза ракеты за счёт оснащения РН средствами спасения(10 тонн! при сухой массе исходной ступени в 22 тонны) было признано чрезмерным(в потери ушло более двух тонн из 12, был потерян ряд ключевых возможностей системы, например, вывод фоторазведчиков "Зенит" на полярную орбиту из Плесецка), из пяти пусков только в одном первая ступень была спасена, с оценкой "удовлетворительно" - удалось спасти главные двигатели. Сохранить всю ступень не удалось ни разу.

Перевод РН семейства Р-46 на более эффективное топливо ЖК-керосин, проводимые в это же время, позволил бы поднять вес ПГ даже в варианте "Подъём-П" до стандартных 12 тонн, при достаточно высокой возможности спасения и повторного использования главного двигателя.

Но Т.З. на спасение всей ступени не выполнялось. ОКБ-52 вынесло предложение опробовать другой вариант спасения первой ступени - снижение, приведение и мягкая посадка на аэродром по трассе полёта при помощи крыла, колёсного шасси и возможно дополнительного воздушно-реактивного двигателя.

Разработку варианта системы спасения "Подъём-К" вели в ОКБ-52 с 72-го года. Испытания ракет-носителей "Подъём-1К" вели с 1975-го. Потребовалась разработка БЦВМ управления и приведения блока, системы раскрытия крыльев и лёгкого компактного шасси. Рассматривалось приводнение ступени, но конструкторы ОКБ-586 и ОКБ-1 заявили, что не гарантируют спасения систем ступени в этом случае.

Вес систем спасения в этом случае возрастал до 15(в других источниках 17) тонн. В таком случае обеспечить вес ПГ, выводимый одноразовой РН Рокот-К, можно было только с использованием новой второй, кислород-водородной ступени.

Разработка РН Подъём-1К2В, а так же многоразовых блоков первой ступени для РН Каскад-К, и их испытания проводились в 75-85-м годах. В 1983-м РН "Подъём-1К2В" и "Подъём-3К" были приняты в штатную эксплуатацию.

Производство многоразовых ступеней "Подъём-1К" окончилось в 1996-м году после нескольких катастроф подряд при запусках с их использованием.

На 2010-е годы ведутся работы по оценке возможного восстановления производства многоразовых ракетных блоков.

ПКК

На 1970-й год ситуация в советской пилотируемой космонавтике выглядела очень неплохо даже для взгляда со стороны.

Первые «Востоки» к тому времени уже давно ушли в историю. Основным и единственным кораблём советских космонавтов был 5К «Север», в двух вариантах - более лёгком орбитальном, 5К-ОК, и более тяжелым, с дополнительным запасом топлива, резервированием ряда систем и усиленной теплозащитой, 5К-ЛК «Север-Л».

Орбитальные полёты 5К-ОК обычно являлись относительно рутинными полётами к малым орбитальным станциям 5К-Р «Сибирь». Впрочем, не только к ним - самостоятельные полёты тоже не были чем-то необычным.

Лунная же версия, обеспечив при запуске на Каскаде облёт Луны с космонавтами в 1968-м, с 1969-го переселилась на Раскат и готовилась к окололунным полётам. Два испытательных пуска Раската в 1969-м с беспилотными кораблями по доброй традиции обломились на участке выведения, а в 1970-м на два успешных пуска пришёлся один неудачный. Отправленная первым удачным стартом лунная орбитальная станция 5К-ЛОС, переделанная из 5К-Р, в феврале 1970-го заняла место на низкой окололунной орбите. К июлю, пропустив мимо аварийный Аполло-17, станция всё-таки дождалась встречи с «Севером-Л». Беспилотный корабль, улетев со второй попытки, успешно состыковался со станцией и провёл довольно широкую программу фотосъёмки Луны с орбиты, обеспечив мягкую посадку Луноходу-2. В марте 1971-го ещё один корабль успешно отфотографировал Луну, так же успешно состыковавшись со станцией - но уже, увы, не той самой. Ресурса первого Салюта, скрывшегося под ником Луна-16, хватило на семь месяцев - немалый срок, пусть и закладывалось 12. Второй Салют фигурировал под своим именем, но номером 1.

В том же 71-м к «Салюту» успешно стартовал и первый пилотируемый Север-Л, запущенный на ракете Раскат. Космонавты успешно обжили станцию, изрядно усовершенствованную по данным с первого аппарата.

Данные, собранные на станциях «Салют» первого поколения, были изрядно другими, чем собрали Аполлоны. Первая, весьма примитивная, карта лунных масконов, спектральный состав поверхности, радар-высотомер, снятый почти без переделок с одного из околоземных спутников...

Программа «Салют-1» закончилась в 1973-м году, когда на испытания у Луны вышел лунный посадочный корабль(ЛПК).

Но это уже не совсем история пилотируемых кораблей.

В марте 1972 г., всего через месяц после принятия решения Президента США о начале широкомасштабных работ по системе Space Shuttle, в Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК) состоялось первое "официальное" рассмотрение вопросов многоразовой космической системы.

Уже давно идущие работы по обеспечению многоразовости ракеты «Рокот», наиболее широко используемой в советской космической программе, были вполне себе симметричным ответом на проект американской многоразовой системы. Причём в отличие от Шаттла здесь уже имелся практический опыт, показывающий сложности на этом пути. Впрочем, и выгода тоже была вполне видна.

А решения, принятые по Шаттлу в США, вызывали недоумение. Всё вызывало недоумение - и схема построения системы, и расчёты по её применению. Чего только стоило более чем 12-кратное превышение возможностей Шаттла(расчётных) над всеми потребностями американской космонавтики по выводу грузов в космос и ещё большее - над потребностями по возврату грузов. Вес, выводимый на орбиту при помощи одноразовых носителей в Америке, даже не достигал 150 т/год, а тут задумывалось в 12 раз больше; ничего с орбиты не спускалось, а тут предполагалось возвращать 820 т/год.

Общие выводы свелись к следующему:

- МКС, в отличие от МРКС, для вывода полезных грузов на орбиту неэффективны и существенно уступают по стоимости как одноразовым ракетам-носителям, так и МРКС;

МРКС - многоразовая ракетно-космическая система. Тема Подъём, да.

- на данный момент отсутствуют серьезные задачи, требующие возврата с орбиты космических аппаратов;

- по мнению ГУКОС и ВВС, создаваемая американцами МКС не несет непосредственной военной угрозы, однако МКС не как транспортная система, а как самостоятельная (в дополнение к существующим средствам) имеет право на существование;

- необходимо провести серьезную техническую проработку этой проблемы на уровне технических предложений, для чего нужно подготовить и выпустить решение ВПК, подключить НИИ и КБ, определить круг вопросов, которые потребуют своего решения при создании МКС, и задач, решаемых этой системой.

Жирным я выделил отличия выводов от нашереальных.

Более полутора лет ушло на обсуждение проблемы. В самом деле — ни авиации, ни космонавтам такое чудо, как Шаттл, было не нужно. Но сам факт многоразовости несколько влиял на умы.

Одно было ясно сразу — для вывода в космос чего-либо МКС не нужна, в отличие от МРКС. Однако ж, имелись и другие соображения. О возврате грузов — таких, как реакторы отказавших на орбите спутников радарной разведки УС-А, о возможности возврата для ремонта различных спутников... Да и тема ДОС нагло тыкала в глаза — для снабжения будущих долговременных станций ресурсами, запчастями и экипажами требовалось много одноразовых кораблей. Может, стоило бы сделать их не одноразовыми?

Решение ВПК "О разработке технических предложений по многоразовой космической системе" наконец было выпущего в декабре 1973 г. Это было первое Правительственное решение по МКС, предписывающее разработать технические предложения по многоразовым КК и КА в трех КБ — ЦКБЭМ(ОКБ-1) на базе разработок КК серии «Север», ЦКБМ(ОКБ-52) на базе проработок по темам ЛК-1 и ЛК-700(хоть и не вышедших за грани ЭП кораблей или их отдельных элементов), ОКБ Микояна - на базе недозакрытой в 1970-м "Спирали" и БОРов. РН для всех вариантов предполагалась из семейства Р-46/Р-56 с модификациями по теме «Подъём». Решением устанавливался и срок окончания работ - 1-е полугодие 1974 года.

Проработки по разным способам возвращения СА корабля 5К велись в ОКБ-1 в 1962-63, но тогда как наиболее простая была выбрана парашютная система с двигателями мягкой посадки. Меж тем эта схема отличалась относительно высокими перегрузками при посадке и невозможностью повторного применения СА из-за повреждения при посадке. Аналогичные же повреждения усложнили применение этой схемы при парашютно-реактивном спасении блока «Подъём-П». Результатом рассуждений теперь стало предложение нового многоразового пилотируемо-транспортного корабля «Заря» - http://www.buran.ru/htm/zarya.htm - на базе увеличенного СА от 5К с полностью реактивной системой посадки и небольшого одноразового орбитального отсека. После прохождения участка аэродинамического торможения и выпуска стабилизирующего парашюта и посадочных опор спускаемого аппарата по команде радиовысотомера вместо парашютной системы посадки на очень небольшой высоте за несколько секунд до касания земли должно было включиться большое количество ракетных двигателей, смонтированных по кольцу вокруг корпуса СА, и погасить скорость падения корабля практически до нулевой. Кроме функции торможения при посадке, эти двигатели могли выполнять роль двигателей ориентации и причаливания в космосе. Сопла двигателей были наклонены под углом к оси корабля с тем, чтобы их струи не повреждали обшивку аппарата.

Но уже по предварительным расчётам было понятно, что уложиться в ПГ Рокота, а тем более Подъёма такому МКК сложно. Недолго думая, разработчики предложили сдвоить первую ступень ракеты Р-46 типа «Рокот» или «Подъём»(установить два ракетных блока параллельно) для получения более грузоподъёмной ракеты, с ПГ более 15 тонн. Получившийся(в проекте) носитель неофициально назвали «Камбалой».

В ЦКБМ были более свободны в путях следования, да и разработки ракетопланов там успешно велись, пусть и несколько лет назад вся ракетопланная часть КБ отделилась, превратившись в ЭМЗ Мясищева. А ещё дух Протона, витающий над заброшенным стартом, намекал. Нарисованный проектантами небольшой аэрокосмический самолётик ЛКС в итоге умещался как раз в Протон, а с дополнительным одноразовым орбитальным модулем - на Каскад. Внешний вид не особо отличался от зарубежного Шаттла, кроме разве что двойного киля с V около 60 градусов. Возможности — до пяти тонн груза на орбиту и одну-две тонны вниз.

Лозино-Лозинский оставался верен Спирали - его крылатый космоплан легко умещался даже на Рокоте. Правда, на фоне других его проект не смотрелся, да и сами работы велись полуподпольно... Всё равно, к 72-му его опыты по крылатым космолётам были наиболее продвинутыми. Но и только. По возможностям разрабатываемый ОС «Спираль» уступала и Заре, и ЛКС, и даже уже давно летающему «Северу».

post-436-0-93743400-1386010696_thumb.gif

post-436-0-88643600-1386010968_thumb.gif

Изменено пользователем chameleon

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В другом мире всё было не так. Замечательный советский физик провёл расчёты и получил цифры, говорящие о том, что для десятимегатонного заряда хватит и трёх тонн веса.

Учитывая советские проблемы с ядерными боеприпасами компактных размеров, я бы на это полагаться не стал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Учитывая советские проблемы с ядерными боеприпасами компактных размеров, я бы на это полагаться не стал.

Всякое бывает.

А так - просто и элегантно.

Изменено пользователем chameleon

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А так - просто и элегантно.

Просто и элегантно - это, коллега, "Атлас". :) То, что вы предлагаете - просто "просто".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Просто и элегантно - это, коллега, "Атлас".
Фигня ваш Атлас... Титан!

Возникает лишь вопрос. Мог ли тут реализоваться сценарий коллеги ВВВ с королевым еще в 1959-1960 предлагающим делать ракету тонн на 10-20 силами своего КБ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Фигня ваш Атлас... Титан!

Ню-ню. :) Назвать другую ракету того времени с аналогичным соотношением полезной нагрузки к весу сумеете? ;) Или хоть одну ракету, которая могла сама вытащить себя на орбиту?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Мог ли тут реализоваться сценарий коллеги ВВВ с королевым еще в 1959-1960 предлагающим делать ракету тонн на 10-20 силами своего КБ?

Мог, но:

1)В 1959-1960-м ракетные силы ОКБ-1, кроме измывательств над "тройкой", брошены на Р-9 со 111-м. И погрязли в работе.

2)111-й на такой ракете - это пакет, а к пакетам Королёв уже питает нехорошие чувства, ибо заколебался уже с первым пакетом.

И в итоге у них есть только предложение сделать такую ракету, причём такое, к которому тащ Королёв относится подозрительно, а Янгель несёт уже какие-то проработки. А у ОКБ-1 и работы на Р-9 никто не снимал, и Зенит ещё не полетел, и Молнию с Лунами делать надо.

ПС. Внёс в первый пост поправки.

Просто и элегантно - это, коллега, "Атлас". :) То, что вы предлагаете - просто "просто".

Ну, элегантно - это в смысле развилка ;) А простоты здесь и не требуется... Поначалу.

Изменено пользователем chameleon

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Назвать другую ракету того времени с аналогичным соотношением полезной нагрузки к весу сумеете?
В смысле 1,2 %? Семерка с разгонником 1,5-2 %, Титан-2 - 2 %.

Или хоть одну ракету, которая могла сама вытащить себя на орбиту?
И нафиг этот рекорд нужен? При том что двигатели сбпрасывались.

2)111-й на такой ракете - это пакет
Было же предложение Глушко ставить РД-107 на моноблок.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Возникает лишь вопрос. Мог ли тут реализоваться сценарий коллеги ВВВ с королевым еще в 1959-1960 предлагающим делать ракету тонн на 10-20 силами своего КБ?

Тут есть положительный момент - Королев Н-1 планировал примерно в 10 раз боле грузоподьемной чем семерка по прикидкам.

Т.е здесь - это будет сорокатонник :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Было же предложение Глушко ставить РД-107 на моноблок.

Э... А это не наша-ваша проработка на тему "Партизан"?

Потому шо Глушко предлагал в 58-59-60 две ракеты - Р-10 и Р-20. Сводные братья Н-1, первый - десятитонник с РД-111, второй супертяж с 150-тонниками. Но над ним поржали в ОКБ-1.

Королев Н-1 планировал примерно в 10 раз боле грузоподьемной чем семерка по прикидкам. Т.е здесь - это будет сорокатонник

Есть один момент - "семёрки" ему хватало. А вот "тройки" уже совсем нет. Поэтому ему десятитонник будет важнее.

А Р-56 - ну, его тонн на 40 и нацеливали.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Э... А это не наша-ваша проработка на тему "Партизан"?
Не, другое

Потому шо Глушко предлагал в 58-59-60 две ракеты - Р-10 и Р-20. Сводные братья Н-1, первый - десятитонник с РД-111, второй супертяж с 150-тонниками. Но над ним поржали в ОКБ-1.
Походу с ними спутал. Имел в виду Н-1 с кольцом из РД-107, а он оказывается был 111.

Но над ним поржали в ОКБ-1.
Ну значит действительно пойдет к Янгелю.

Есть правда еще варианты неразъемного полиблока из 3-5 сосисок с РД-107 или 111. Но вроде такое начали курить несколько позже.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Короче говоря, когда старт Гагарина в апреле 61-го прошёл не совсем по плану — товарищ Гагарин слетал не на орбиту, а практически как американские попрыгунцы, по суборбитальной траектории

Слетает нормально, по плану, просто "Восток" будет иметь другую конструкцию - не с шарообразным СА, а с конусообразным. Соответственно, масса корабля будет в пределах 2-2,5 тонн.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Слетает нормально, по плану, просто "Восток" будет иметь другую конструкцию - не с шарообразным СА, а с конусообразным. Соответственно, масса корабля будет в пределах 2-2,5 тонн.
В РИ решили что не успеют сделать СУС с нужной точностью.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Соответственно, масса корабля будет в пределах 2-2,5 тонн.

Это вы на Меркурий намекаете, который в полторы тонны уложился?

А почему вы думаете, что он будет легче?

Нужно уместить в кораблик либо полтонны аппаратуры, либо человека в скафандре с катапультой(те же полтонны). Плюс оборудование самого корабля... В реале - 4,5-4,7 тонн. В этом мире - не больше 4 с мелочью, и непонятно за счёт чего так ужались.

И как не выбирай - остаётся баллистический спуск и гораздо больший вес советской техники.

Поэтому, кстати:

В РИ решили что не успеют сделать СУС с нужной точностью.

это не совсем верно. Конус тоже может падать по баллистической, без управлений. Вот только тогда это было не очень ясно, а аэродинамика шара примитивна донельзя - выбрали её.

Изменено пользователем chameleon

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А почему вы думаете, что он будет легче?

У реального "Востока" очень нерационально используется внутренний объём СА. Даже с учётом катапультируемого кресла там полно пустого места. Соответственно, без особого ущербы можно уменьшить объём раза в два (и, соответственно, вес СА, где-то в полтора раза). Меньший вес СА уменьшает запас топлива для схода с орбиты. То есть, "Восток" может полегчать в два раза. Наконец, коническая форма СА позволяет отказаться от головного обтекателя и увеличить долю ПН.

Само собой, этот "Восток" уже не получится трансформировать в "Восход", ибо никаких резервов для модернизации у корабля нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

3К Восток - ОЧЕНЬ маленький шарик. И места свободного там почти нет.

При этом я не отрицаю, что сделать подобие Меркурия при поставленной задаче ОКБисты бы смогли.

Но им такого никто не ставил >< Они делали фоторазведчик. А он - тяжелее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

3К Восток - ОЧЕНЬ маленький шарик. И места свободного там почти нет.

Вот, для наглядности:

4722356.gif

И места для фоторазведывательного оборудования (если кресло убрать) по-прежнему сколько угодно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

130-001.jpg

Таков нашереальный Восток. Относительно просторный.

Для примера Союз 7К-ОК:

05642595.jpg

Хотя здесь это не так уж видно... Вот здесь виднее(но это уже ТМА, антропометрический то есть):

56377.jpg

Впрочем, это говорит лишь о том, что ужать могли :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

========================================================

Долгое ожидание «достаточного носителя» принесло свои плоды. Кроме 5К Севера для Рокота в ОКБ-1 приготовили тяжелые межпланетные аппараты(чуть побольше нашереальных, но поменьше М-67/69) и лунники Е-8, и орбитальную станцию 11К под кодовым названием «Сибирь» - надо же с чем-то стыковаться Северу? Станция, между прочим, была очень похожа на ТГК Прогресс из будущего другого мира.

post-436-0-96948100-1386080777_thumb.gif

Тема облёта Луны дожидалась Протона... И успешных стыковок.

Первый «Протон» полетел в 67-м. Первая стыковка удалась чуть позже, но в том же году...

Но успешного облёта — а для посажения космонавтов внутрь требовалось два успешных — до конца следующего года так и не смогли. Лажал Протон, лажали стыковочные системы, лажал разгонник... Сам Север-Л1 тоже лажал. До полёта Аполлона-8 добиться двух полных успехов не смогли, причём последний провал был до жути обидным из-за небольшого косяка сборщиков.

А вот после полёта Аполлонов 8(и 9) в ОКБ-1 воцарилось смятение. Ну, то есть проработки были...

Но и только. Да, был корабль, способный вернуться к Земле с орбиты Луны — запас ХС чуть догруженного Севера-Л превышал 1000 м/с. На старт выкатывали первую лунную ракету Р-56, способную 4-й ступенью запнуть на ОЛО тот самый Север-Л без всяких стыковок... И только.

Лунный посадочный корабль, которого понемногу считали, в Р-56 не лез. Снова весовой кризис. Вылазила ещё одна стыковка, которых — при двоепуске! - становилось уже три, из них две около Луны, а меж тем и одна-то да у Земли не всегда выходила.

Не, они придумали. Маленькая бочка «Сибири» легко умещалась на месте Севера-Л на верхушке Р-56, да и по весу не сильно отличалась от него. А запихнув лунную орбитальную станцию на положенное место, орбиту вокруг Луны, да пригнав к ней Север-Л, да состыковав их, можно было бы отрапортовать о выполнении пункта плана «Луна». Правда, не Л-3(высадка), а Л-4. Л-1(облёт) и Л-2(лунные автоматы) можно было посчитать уже как бы выполненными — луноходы и облётная стыковка уже летали, правда, недоделанные. Правда, всё ж запускать облёт двоепуском не стали — решили дождаться однопуска на Раскате. А Л-2 вполне себе готовился.

Впрочем, до июля 1969-го они всё равно не успели. Р-56, несмотря на то, что была суммой пяти блоков Р-46 и довеска сверху, всё-таки являлась новой ракетой. И первых два старта(ноябрьский и февральский) прошли с обломами. Пакет, так его ети. И Протон подвёл, не дотащив луноходик даже до орбиты.

Чиновникам всё равно, на кого орать, что за бугром Сатурн крут, а наше(Ваше!) фигня. И даже то, что Сатурн тянет полторы сотни тонн, а Раскат не больше полтинника, было поставлено в вину.

Так или иначе, надо было выкручиваться.

Впрочем, здесь было легче. Лунная ракета не расколошматила старт при втором обломе, да и сама по себе была легче и проще. Следующий Раскат, с очередным Севером-Л, встал на старт через полгода. Сибирь-Л, оно же Салют, обещали ещё через полгода. Впрочем, управились раньше.

Изменено пользователем chameleon

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

как-то много писсемизма относительно пакета на 40-50 тонн, имхо он полетит раньше, так что облет мы скорее всего взять успеем, а вот посадка и правда будет американской, но это позитива при наличие облета, ЛОС и успешных автоматов, ничего не будет похерено и космос не выродится в фарс, но гонка пойдет конструктивно дальше.

А вот что на все это скажут американцы интересно? и какие дополнительные возможности/программы реалезует СССР в военном космосе?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

как-то много писсемизма относительно пакета на 40-50 тонн, имхо он полетит раньше

Ну точки ветвления такие:

1)постановление по Рокоту(и Северу) - середина-конец 61-го. Вообще историческое письмо про Р-46 и Р-56 датируется апрелем 61-го, но тогда Королёву было не до того... А нет, лажаю - "В июне 1960 г. ОКБ-586 представило техническое предложение по созданию ракеты Р-56 со стартовой массой 1200 т", как гласит книга "Призваны временем". То есть да, начало работы по Р-46 и Р-56 - это 60-61-й. В ТР 56-ю приняли на месяц раньше Протона...

2)постановление по Протону - весна 62-го. С учётом заявленной Р-46 УР-500-й как "носителю Кузькиной Матери" не светит, но как тяжелый носитель - это да. Пусть Протон и не очень вписывается в картинку, но Челомей вписывается лучше - и таки получает указ.

3)постановление по Луне(Протону-К и Раскату) - лето-осень 64-го. То самое "Луну американцам не отдавать!". До этого момента выжать ресурсы на 45-тонник почти невозможно, а после этого их просто дадут.

Из ограничений - готовность стартов и двигателей.

РД-253 Глушко для всех этих монстров делается с 61-го, и готов где-то ближе к концу 64-го.. Производство готово в смысле.

Старты для Протона(две штуки) сделали за 64-й(в марте 63-го есть одна площадка и один котлован, в марте 64-го на СК встает УР-500 №1П) - откопали и построили. Старт для Рокота проще(МБР же) и сделать их так же можно сделать меньше чем за год... Но двигателей нет.

Короче, Рокот пускать раньше 65-го - никак.

Протон... Здесь он приторможен. Приоритет до 64-го меньше. Плюс здесь он сразу трехступ... Ну ладно - год сбросить можно. Не больше. Но и проблем он соберёт полной мерой, за все три ступени.

Поэтому первый пуск Протона-К - в 66-м, но первый успех - всё равно 67-й.

С Раскатом така история.

Если проецировать на него историю Ня-1... То он проще и меньше. В смысле блоки отлетали, а яму под старт копать не такую глубокую. И сборка на космодроме ему не уперлась - это привозной полиблок.

То есть с конца 64-го(а реально не раньше 65-го) пойдёт финансирование. Да, его нужно меньше - но и просят меньше. Плюс ещё два отсутствующих в ТР старта...

Плюс зашивающийся работой Южмаш - что самое суровое, им делать Космосы, Рокоты, стопку МБР и ещё расширяться под Раскат. Короче говоря - 68-й и не раньше. Плюс своеобычная концентрация усилий - на двоепуске Протон-Рокот - и даже готовая ракета Р-56 стоит без ПГ(разгонника чуть другого, чем на Протоне и лишнего Севера-Л). Как в ТР, да...

Ну, ладно. Первый старт супертяжа можно перенести на полгода раньше. Когда уже будет совсем ясно, что не выходит двоепусковый облёт.

Но два первых облома - не отменить.

А вот решатся ли на попытку "облёт любой ценой" - это вопрос.

Благо и корабль(5К-Л), и двоепуск, и Раскат вполне готовы, и все будут живы, несмотря на возможный БАХ.

Изменено пользователем chameleon

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Есть один момент - "семёрки" ему хватало.

Это мы опять скатываемся к варианту Королев -прагматик ;)

У реального - к моменту полета семерки под 6.5 тонн - корабля под нее не было ( не считаем импровизацию с восходом) - в то же время Бугров со товарищи во всю рисовали всяки ТМК ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Если проецировать на него историю Ня-1...

а не надо проецировать)))

Да, его нужно меньше - но и просят меньше.

В итоге дадут сколько нужно да и занижать стоимость не будут, не вижу пречин, тем более при сравнении с Сатурном

им делать Космосы

а вот интересна позиция и заказ военных в этой альтернативе, они вполне могут пересесть на Рокоты и заказывать спутики потяжельше

Плюс своеобычная концентрация усилий - на двоепуске Протон-Рокот

как то несуразно, Раскат от протона почти не отстает, но работы над двупуском с УР-500 при своей бесперспективной показушности тормозят пуски на Раскате...

ИМХО двупуска с Протошей не будет. Разгонник сразу делать под Раскат, это и с точки практическоо/научнго/военного космоса оправдано, под Протон нормальную нагрузку на высокие орбиты и отлетки сделать не могут в то время

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это мы опять скатываемся к варианту Королев -прагматик ;)

Нет, это мы добавляем ему манию ;) "Больше ПГ! Ещё больше ПГ! Ещё больше ПГ для бога ПГ, мвахахаха!"... Извините :blush2:

В итоге дадут сколько нужно да и занижать стоимость не будут, не вижу пречин

Сколько нужно не дадут по определению. Занижать не будут... Но и завышать тоже - а потому облом-с.

За подробностями работы тех организаций - к Дмитриеву.

а вот интересна позиция и заказ военных в этой альтернативе, они вполне могут пересесть на Рокоты и заказывать спутики потяжельше

Не, Рокот это всё ж больше нашего Союза - а на Космосах в 60-х летала совсем мелочь. Низкоорбитальные спутники связи "Стрела", мишени для радаров... Десятки-сотни кг.

Да и потяжелее - это для каких целей-то?

как то несуразно, Раскат от протона почти не отстает, но работы над двупуском с УР-500 при своей бесперспективной показушности тормозят пуски на Раскате...

Реал матьиво. Точно также у нас работы над облётным Протоном-КД с Зондом 7К-Л1 при той же показушности(и большей нагрузке на ОКБ-1, корабль же совсем другой) тормозили работы по Н-1... И мало того, в результате ещё и Н-1 при первых пусках нагружать было тупо нечем. Макеты пихали.

Ну, здесь по крайней мере есть один плюс:

Разгонник сразу делать под Раскат

Могут офигеть и воспользоваться идеей, из которой родились блоки Бриз-М и Бриз-КМ.

То есть маленький (Бриз-КМ) делать для Протона, а потом навесить ещё один сбрасываемый топливный бак и получить большой(Бриз-М).

к моменту полета семерки под 6.5 тонн - корабля под нее не было

Гхм... А вы знаете, коллега ВВВ, что такая семёрка под ником Молния слетала ещё в 1960-м? ;) И корабль - ну, разгонник Л и дроны - для ней были.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Нет, это мы добавляем ему манию "Больше ПГ! Ещё больше ПГ! Ещё больше ПГ для бога ПГ, мвахахаха!"... Извините

Так она у него была :) Только у прагматика - она по кусочкам. Немножко , еще добавим и еще....

А у реального - шоб сразу у в десять раз больше !

Гхм... А вы знаете, коллега ВВВ, что такая семёрка под ником Молния слетала ещё в 1960-м? И корабль - ну, разгонник Л и дроны - для ней были.

Так не о дронах речь ;)

И реальный Королев постоянно декларировал что стыковка - это наше все. И это наше все уже на Молнии бы можно было и пускать - с того же 60 года. А в 64 - не Север , но что то и не Востокообразное запустить с людьми... Но в реале Союз уже без Королева полетел....

Вот и думай после этого что он реально считал приоритетом.....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас