Sign in to follow this  
Followers 0

тихоокеанская конфедерация Handley Page "Meteor"


18 posts in this topic

Posted

Уважаемые коллеги, с удовольствием представляю вам новую "техническую" тему о Мире Тихоокеанской Конфедерации. Заранее сообщаю, что основная идея и инженерное исполнение принадлежало глубокоуважаемому коллеге Тангстену. Я лишь привел исторические подробности проекта.

Handley Page “Blue/Red Meteor”

post-130-0-33544800-1392640382.jpg

История

В конце 1950-ых Королевский Флот Великобритании (Royal Navy) был чрезвычайно озабочен проблемой усиления противовоздушной обороны своих авианосных эскадр. Суэцкий Кризис 1956 года, закончившийся очевидным фиаско британской внешней политики, заставил общество и правящие круги обратить пристальное внимание на состояние флота, который, по мнению британских адмиралов, “застрял в сорок пятом”. Было теперь очевидно, что старые корабли и старые самолеты не способны уже соответствовать условиям войны на море.

Основным объектом для беспокойства стала продемонстрированная советским флотом тактика совместного применения палубной истребительной и береговой ракетоносной авиации. В ноябре 1956 года, советские ракетоносцы Ту-16МР неоднократно проводили демонстративные полеты вблизи британских авианосных групп, прикрываемые трансзвуковыми истребителями Су-18КОР[1] с палубы нового советского тяжелого авианосца “Сталинград”. Британские палубные самолеты, представленные устаревшими истребителями “Си Веном”, оказались в безнадежно проигрышном положении – а ведь на них держалась противовоздушная оборона всего флота!

Выводы из конфликта были сделаны верные. Адмиралтейство инициировано масштабную программу усиления противовоздушной обороны британских военно-морских сил. Три легких авианосца типа “Колоссус” и три легких крейсера типа “Кроун Колони” были поставлены на экстренную модернизацию под зенитные ракеты GWS.1 “Sea Slug”. Принятие на вооружение трансзвукового палубного перехватчика DH.110 “Sea Wixen” было ускорено почти на два года. Наконец, в 1958 году RNAA[2] обратилось к фирме “English Electric” с запросом о возможности создания версии перехватчика “English Electric Lighting”, оснащенной шасси велосипедного типа и складывающимся крылом – будущей знаменитой “English Electric Sea Lighting”.

Однако, принятие на вооружение новых истребителей лишь частично решало проблему обеспечения флота должным воздушным прикрытием. Значительной проблемой являлось отсутствие для палубных самолетов должного противовоздушного вооружения. В арсенале Королевского Флота в начале 1960-ых находились только старые ракеты воздух-воздух “De Havilland Firestreak”, да несколько более современные “Hawker Siddeley Red Top”. И те и другие были ракетами малого радиуса действия, с инфракрасным наведением, и хотя “Red Top” обладал ограниченной всеракурсностью против сверхзвуковых целей[3], все же это было явно не то, что требовалось флоту. Теоретические модели и практические учения демонстрировали, что перехватчики, вооруженные только ракетами малого радиуса действия с ИК-наведением не способны эффективно защищать авианосное соединение от нападения тяжелых ракетоносцев, прикрываемых развернутой неприятельской палубной авиацией.

Проведенные в октябре 1962 года совместные учения RN и RAF наглядно продемонстрировали весь масштаб проблемы. На маневрах 28 октября, палубные истребители авианосца “Арк Ройал”, снаряженные только ИК-ракетами ближнего радиуса действия, оказались не способны предотвратить учебную атаку на авианосец девяти бомбардировщиков “Handley Page Victor”, прикрываемых всего шестью “English Electric Lighting”. Отчеты пилотов демонстрировали, что палубные перехватчики, вынужденные уклоняться от атак “неприятельских” истребителей, испытывали величайшие сложности при попытке зайти в хвост “неприятельским” бомбардировщикам. Даже когда условия учений были изменены, и летчикам истребителей RN разрешили “использовать” еще не принятые на вооружение ракеты “Red Top” (с большей дальностью) картина не изменилась существенно. Отчет по результатам учений был, в целом, негативен и настоятельно рекомендовал “сделать что-нибудь с нашими ракетами!

В качестве ответа, Королевский Флот развернул амбициозную программу создания авиационных ракет, способных поражать воздушные цели с любого ракурса на дистанции в 40-50 километров. Длительная программа разработки увенчалась принятием на вооружение в 1971 году “Bristol Blue Star” – первой в мире прямоточной УРВВ с активным наведением. Дальнейшая эксплуатация ракеты в британском флоте продемонстрировала ее достаточно высокую эффективность в том числе и в боевых условиях.

Тем не менее, в 1964 году, когда программа “Синей Звезды” еще только начиналась, сомнений в ее реалистичности было более чем достаточно. Ряд адмиралов высказывали серьезные сомнения в возможности создания дальнобойной активно самонаводящейся ракеты вообще, равно как и о применимости подобных тяжелых снарядов в боевых действиях. Главной причиной для критики служило то, что в случае неуспеха программы – возможность которого нельзя было не принимать во внимание – флот оставался без эффективного авиационного вооружения на неопределенно длительный период времени. Призывы “не класть все яйца в одну корзину” звучали как со стороны офицеров флота так и со стороны правительства. Активная поддержка бывшего Первого Морского Лорда адмирала сэра Каспера Джонса (в прошлом морского летчика) все же обеспечила в итоге проекту “Blue Star” зеленый свет, но вероятность провала также не была оставлена без внимания.

В 1965 году, в рамках подстраховки на случай неудачи программы “Bristol Blue Star” RNAA оформила технические требования на более простую авиационную ракету малого или среднего радиуса действия с полуактивным радиолокационным наведением. Первоначальные проекты предполагали нечто вроде американской AIM-7 “Sparrow”. Предварительная оценка показывала, что подобная ракета может быть создана в четырехлетний временной промежуток и в случае проблем с принятием “Звезды” на вооружение может быть доступна для развертывания уже в 1969 году.

Для ускорения и удешевления разработки, RNAA решило отказаться от создания нового твердотопливного двигателя (с чем у британцев были существенные проблемы). Вместо этого, флот заключил соглашение с американской корпорацией “Hercules Inc.,” о лицензионном производстве ее нового твердотопливного двигателя Hercules Mk.36. Аналогичный устанавливавшимся на “Сайдуиндеры” американского флота[4], этот компактный 40-килограммовый двигатель обеспечивал ракете дальность порядка 18 километров. Контракт на производство был заключен сравнительно легко (в обмен на значительный процент лицензионных отчислений с каждого произведенного снаряда): во многом это обуславливалось уверенностью американцев в превосходстве их технологии над британской[5].

В ноябре 1965 года, разработка “запасной” ракеты была передана фирме “Handley Page Limited”. Хотя эта корпорация не имела значительного опыта производства боевых управляемых снарядов, тем не менее, она не была новичком в этой области: в 1943-1946 году компания была субподрядчиком при производстве УРВВ “Artemis”[6]. После войны, компания принимала активное участие в изучении немецких технических архивов, посвященных различным образцам реактивного оружия (включая ЗРК “Шметтельринг” и ОТРК “Рейнботте”), и хотя не участвовала в крупных конкурсах на разработку ракетного вооружения, все же имела некоторый технический навык.

Но, прежде чем работы по новому снаряду успели продвинуться сколь-нибудь далеко, программа “Bristol Blue Star” продемонстрировала настолько обнадеживающие результаты, что флот счел излишним разработку ее дублера. В 1967 году контракт на разработку “запасной” ракеты (получившей обозначение “Handley Page Meteor”) был приостановлен, а весной 1968 года, после первых летных испытаний “Звезды” – полностью отменен.

Впрочем, история “Метеора” на этом не завершилась. Еще до того как флот снял контракт на разработку ракеты, новым снарядом от “Handley Page” заинтересовались Королевские Военно-Воздушные Силы (Royal Air Force). RAF – в чьи задачи входила как ПВО Метрополии так и обеспечение воздушного прикрытия британской Рейнской Армии в Европе – также были заинтересованы в разработке ракет, способных поражать цели на встречных ракурсах. Однако, программа “Синей Звезды” была сочтена командованием излишне амбициозной, а сама ракета тяжелой и неудобной в практическом применении. Некоторое время, RAF обсуждали возможность лицензирования американской AIM-7 “Sparrow”, но этот проект также не был поддержан из-за сложности синхронизации ГСН американской ракеты с британскими радарами.

В 1968 году, еще до расторжения контракта с флотом, “Handley Page Limited” начала искать подходы к RAF. Военно-воздушные силы заинтересовались новым проектом, но первоначально выражали сомнения в его эффективности и стоимости. Чтобы удержать внимание RAF, руководство фирмы предложило следующий ход: под эгидой “Метеора” разрабатывались две ракеты, различавшиеся головкой самонаведения – одна должна была получить полуактивную радиолокационную, вторая – пассивную инфракрасную. Перспектива “получить две ракеты по цене полутора” заинтересовала Министерство Авиации, и в конце мая 1968 года контракт был перезапущен уже под эгидой британских ВВС. В дальнейшем, по мере развития программы, ВМФ восстановил свой интерес к ней, рассматривая новую ракету как средство “дострела” бомбардировщиков противника на встречном курсе в случае промаха по таковым “Blue Star”.

Конструкция

post-130-0-85923800-1392640330.jpg

«Meteor» представляет собой самонаводящуюся двухступенчатую ракету «воздух-воздух», выполненную по последовательной схеме. Первая ступень является твёрдотопливным ракетным двигателем, с установленными на корпусе консолями Х-образного крыла. Стальной корпус выполнен в виде усечённого конуса (диаметр донцев 8” и 8,5” соответственно переднего и заднего), передний торец служит для крепления устройства расстыковки ступеней с пиротехническими разрывными болтами. Консоли оперения имеют небольшую отрицательную стреловидность по передней кромке, для обеспечения стабильности аэродинамических характеристик в большом диапазоне чисел Маха. Двигатель на смесевом топливе формуется непосредственно в корпусе, заливкой. Время работы двигателя составляет 3 (+/-0,25) секунды, за это время ракета разгоняется до скорости ~4,5М (при старте с носителя, летящего на высокой дозвуковой скорости), ускорение достигает 40G.

Вторая ступень предназначена для длительного полёта на этапе самонаведения и состоит из следующих отсеков:

325]1. Головной отсек, включающий обтекатель, ГСН и автопилот.

325]2. Предохранительно-исполнительное устройство с датчиком цели.

325]3. Боевая часть.

325]4. Отсек турбогенератора.

325]5. Маршевый двигатель.

325]6. Приводы рулей.

ГСН выполняется в двух вариантах – полуактивная радиолокационная или инфракрасная. Версии ракеты с полуактивной и инфракрасной ГСН, соответственно, названы “Blue Meteor”[7] и “Red Meteor”[8].

Радиолокационная ГСН выполняет коническое сканирование поля обзора, что несколько ухудшает помехозащищенность. Особенностью ГСН является то, что она выполнена на основе приёмной части ГСН ракеты “Blue Star” с широким использованием унифицированных узлов.

Инфракрасная ГСН выделяется применением чувствительного элемента из сурьмянистого индия, охлаждаемого сжатым аргоном (баллон с газом находится на пусковой установке). Обтекатель ГСН выполнен из сульфида цинка с высокой прозрачностью в широком диапазоне инфракрасного излучения. Первоначально обтекатели изготавливались из переплавленного очищенного кварца, но не смотря на высокую прозрачность, они ограничивали диапазон ИК излучения порогом в 4,5 мк.

Выполненный в едином блоке с ГСН, автопилот вырабатывает команды управления для рулевых машинок, и отвечает помимо наведения, и за стабилизацию ракеты. Оригинальная система стабилизации на парах аэродинамических поверхностей не требует наличия массивных гироскопов и связанных с ними проблем раскрутки и поддержания скорости вращения. Электрическая энергия для работы устройств ракеты вырабатывается турбогенератором с пороховым генератором давления. Продолжительность работы генератора – не менее 30 секунд.

Боевая часть стержневого типа приводится в действие предохранительно-исполнительным механизмом, снабженным ИК активными датчиками цели (шесть пар излучателей модулированного ИК сигнала и фотоприёмников). Зона чувствительности датчиков согласована с диаграммой раскрыва непрерывного кольца стержней и настраивается в зависимости от ракурса цели и предполагаемой скорости сближения (четыре фиксированных значения). Стержни квадратного сечения 1/8” уложены на демпфирующей прокладке в два слоя, образуя при полном раскрыве кольцо радиусом 10,65 метров.

Маршевый двигатель так же на смесевом топливе, продолжительность работы 7 (+/-0,5) секунд. Для облегчения конструкции, корпус выполнен гибридным – стальной цилиндр с обмоткой из углеродного волокна в отверженном полимерном связующем. На корпусе двигателя устанавливаются четыре консоли крестообразного крыла малого удлинения, с большой стреловидностью по передней кромке.

Непосредственно за двигателем расположен отсек рулевых машинок и проходящий через него газоход, заканчивающийся соплом. Питание приводов рулей и управляющие команды поступают по кабельной сети, проложенной на поверхности двигателя и прикрытой обтекателем.

Основные размеры:

post-130-0-33534300-1392640605.jpg

Длина полная – 173" / 4395 мм

Длина первой ступени – 51,5" / 1308,1 мм

Длина второй ступени – 121,5" / 3088,64 мм

Диаметр первой ступени – 8"-8,5" / 203,2-216 мм

Диаметр второй ступени – 5,25" / 133,35 мм

Размах оперения первой ступени – 30,8" / 782,32 мм

Размах крыла второй ступени – 18,25" / 463,55 мм

Размах оперения второй ступени – 23,25" / 590,55 мм

Массы и нагрузки:

Масса ракеты снаряженная – 385 lbs / 174,79 кг

Масса первой ступени – 202 lbs / 91,708 кг

Масса второй ступени – 180 lbs / 81,72 кг

Масса обтекателя разделителя – 3 lbs / 1,362 кг

Масса БЧ (без детонатора) – 25 lbs / 11,35 кг

Радиус раскрыва стержневой БЧ – 35’ / 10,65 м

Основные характеристики:

Время работы двигателя

первой ступени – 3 с

Время работы двигателя

второй ступени – 7 с

Продолжительность полёта – 30 с

Дальность полёта – 26 800 м (на высоте 6 км)

Максимальная располагаемая

перегрузка – 40 G (ограничение по прочности конструкции)

Максимальная скорость полёта – 4,5 М (4 800 fpm / 1465 м/с)

Развертывание:

Испытания начались в 1970 году, с бросковых тестов двигательной установки на наземных стендах. Первые запуски были неудачны из-за проблем с оперением ускорителя: опытные образцы демонстрировали недостаточную эффективность последнего на высоких сверхзвуковых скоростях, что приводило к потере ракетой стабильности. Проблему удалось решить приданием стабилизаторам ускорителя отрицательной стреловидности.

Первый запуск ракеты, оснащенной системой управления, состоялся 11 мая 1971 года. 18 августа была предпринята первая попытка перехвата летящей цели прототипом “Blue Meteor”, а 24 августа во время испытаний, был достигнут первый успешный результат – ракетой, запущенной с борта перехватчика “Gloster Javelin” был сбит телеуправляемый самолет-мишень “Москито”[9] на высоте около 12000 метров. После серии запусков по дозвуковым мишеням, серия испытаний была продолжена на более совершенных машинах. Наконец, серия полетных тестов увенчалась 28 августа 1972 года успешным последовательным перехватом двух сверхзвуковых мишеней AQM-37 “Jayhawk”, летящих на встречном курсе со скоростью 2,5 МаХа, и 1 октября 1972 года ракета была официально принята на вооружение.

post-130-0-48688600-1392640349.jpg

Первыми новую ракету получили эскадроны ПВО RAF, прикрывавшие территорию британской метрополии. 11 ноября 1973 года, строевые “Молнии” 19-го эскадрона провели первые успешные учебные запуски “Blue Meteor”, а уже 14 января 1973 года командованию RAF было доложено о достижении ракетой начальной боевой готовности. С 1972 по 1974 год перевооружение на новые ракеты прошли все восемь эскадронов RAF, осуществлявших прикрытие метрополии.

RNAA, возобновившее свой интерес к ракете от Handley Page в 1970 году, также заявила о готовности принять ее на вооружение эскадрилий флота. Однако, ввиду наличия у флота уже готовой “Bristol Blue Star”, обладавшей большим радиусом действия и по мнению RN – более эффективной, предложение долгое время встречало сопротивление командования флота (в частности из-за нехватки средств). В результате, хотя формально ракета “Blue Meteor” была принята на вооружение флота в 1974, до 1976 года было закуплено лишь несколько образцов для учений.

post-130-0-16177600-1392640019.jpg

Работа над инфракрасной версией ракеты – обозначенной как “Red Meteor” – поначалу также продвигалась сравнительно быстро. Однако, необходимость разработки полностью новой ГСН на сурьмянистом индии, существенно затормозила программу в период 1970-1972 года. Только в конце 1972 года, наконец, начались боевые пуски и лишь 8 мая 1973 года был достигнут первый успех – поражение ИК-ракетой беспилотной мишени Meteor TT.20.

11 октября 1973 года, “Red Meteor” был одобрен к принятию на вооружение, и RAF оформило первый заказ на 400 ракет. Однако, как оказалось, специалисты RAF сильно поспешили – “красная” версия ракеты страдала множеством недоработок. Вскоре от осваивающих “Red Meteor” пилотов посыпалась масса жалоб на то, что новая ракета не соответствует заявленным характеристикам: “дальность захвата цели уступает спецификациям”, “надежное сопровождение возможно на расстоянии не более 5 километров”, “ракета склонна терять цель в процессе разгона”.

Причина этих неприятностей выявилась довольно скоро: неудачная конструкция головного обтекателя ракеты, вкупе с сильным нагревом от трения при разгоне до скорости 4,5МаХа приводили к значительному снижению чувствительности инфракрасной ГСН. Фактически, из-за перегрева при разгоне, ГСН могла захватывать цели на большой дистанции только в кормовой проекции. Кроме того, запаса жидкого аргона на борту ракеты просто не хватало для надежного охлаждения головки самонаведения, и к концу траектории фоновая засветка практически лишала ракету возможности что-либо увидеть. Все это оказалось достаточным, чтобы принятие ракеты на вооружение было приостановлено. Из 400 заказанных ракет, было изготовлено менее 240. Командование RAF, пытаясь замаскировать свою ошибку, немедленно начало предлагать не принятые на вооружение ракеты на экспорт: в 1974 году партию из 100 ракет закупил Израиль, стремившийся восстановить свои арсеналы после арабо-израильской конфронтации 1973 года.

Фирма “Handley Page” в кратчайшие сроки обязалась исправить ошибку, экстренно начав переработку “Red Meteor”. К концу 1974, фирма представила переработанную версию ракеты: систему охлаждения (ранее состоявшую из баллона с сжатым аргоном на пусковой направляющей) заменили более совершенной на жидком азоте. При этом, в то время как базовая модель охлаждалась только на балке, новая имела встроенный малогабаритный бак для жидкого азота, что позволяло поддерживать охлаждение ГСН в первые несколько секунд после старта.

Материал обтекателя был заменен и форма – пересмотрена с той целью, чтобы снизить сопротивление воздуха (и соответственно перегрев головки самонаведения). 11 декабря 1974 года, ракета продемонстрировала успешный перехват летящей цели в лобовой проекции на дистанции 15 километров от носителя (“English Electric Lighting” F.11). Однако, RAF на этот раз потребовали проведения полной серии проверок и тестовых испытаний перед принятием ракеты на вооружение. В результате, принятие “Red Meteor Mk.II” на вооружение состоялось лишь в 1976 году.

Модификации:

“Blue Meteor” GW.0 – прототип ракеты, производившийся для испытаний. Оставшиеся после принятия на вооружение ракеты прототипы использовались для отработки “Red Meteor Mk. II”

“Blue Meteor” GW.1 – первая серийная версия ракеты, поступившая на вооружение в 1972 году.

“Blue Meteor” GW.2 –версия с пассивной ГСН, для поражения наземных РЛС и истребителей противника с включенными радарами. Не реализована.

“Blue Meteor” GW.3A – версия ракеты с новой моноимпульсной ГСН, твердотельной электроникой и блоком селекции помех. В производстве с 1976 года, на вооружении с 1978.

“Blue Meteor” GW.3B – удешевленная версия GW.3A, предназначенная для экспортных поставок.

“Blue Meteor” GW.4 – версия ракеты 1984 года, с улучшенной электроникой и увеличенным до 32 км радиусом действия.

“Red Meteor Mk.I” IRW.1 – единственная серийная версия “Red Meteor Mk.I”. Выпускалась с 1973 по 1974 год, выпущено около 240 штук. Более 100 продано на экспорт.

“Red Meteor Mk.II” IRW.0 – прототип ракеты Mk.II, созданный на базе “Blue Meteor” GW.0 для отработки деталей конструкции.

“Red Meteor Mk.II” IRW.1 – первая серийная версия ракеты. В производстве с 1975 по 1978 год.

“Red Meteor Mk.II” IRW.2 – улучшенная версия, с переходом на твердотельную электронику. В производстве с 1977 по 1982.

“Red Meteor Mk.II” IRW.3A – версия ракеты с ИК-датчиком на арсениде галлия. 1982 год.

“Red Meteor Mk.II” IRW.3B – переделка ракет IRW.1 под новый ИК-датчик с сохранением прежней электроники. Активно поставлялась на экспорт в 1980-1988 годах.

“Red Meteor” IRW.4 – прототипная версия ракеты с ИК-матричным приемником из 16x16 элементов. Предполагалась как качественно новая ракета увеличенного радиуса действия но из-за множества недоработок не пошла в серию.

“Red Meteor Mk.II” IRW.4A – модификация IRW.3A под матричную ГСН.

“Red Meteor Mk.II” IRW.4B – улучшенная версия IRW.3A, производившаяся на экспорт.

“Land Meteor” – версия IRW.3A, разработанная для запуска с наземных пусковых установок.

“Pink Meteor Mk.II” – разрабатывавшаяся в инициативном порядке облегченная версия ракеты “Red Meteor Mk.II”, не имевшая стартового ускорителя. Дальность сокращалась до 8 км при скорости не выше 2,5 МаХа. Предполагалась для оснащения вертолетов и легких самолетов, но не была принята на вооружение

Боевое применение:

Первое боевое применение ракеты состоялось в Африке, в 1976 году, когда вторжение Южноафриканской Республики в Анголу было сорвано оперативным вмешательством советского флота и кубинского “добровольческого” контингента.

Годом ранее, партия ракет “Red Meteor Mk.I” была приобретена правящим режимом ЮАР через Израиль (в обход международной изоляции Претории). В ходе ангольского конфликта, эти ракеты были пущены в ход против палубной авиации с авианосцев “Советская Украина” и “Советская Белоруссия”, поддерживающих с воздуха действия советско-кубинского миротворческого контингента. Советские летчики были неприятно поражены наличием у южноафриканцев всеракурсных ракет: в воздушных боях, южноафриканские “Mirage III” выходили лоб-в-лоб на советские истребители, осуществляли пуски ракет с дистанции в 8-10 км и немедленно отворачивали, уходя на форсаже.

Всего за время конфликта ракетами “Метеор” были поражены два палубных истребителя Су-12Р[10] и один кубинский Миг-19. Однако, какого-либо значимого влияния на ход конфликта британские ракеты не оказали: во-первых, запас “Red Meteor” у ЮАР был слишком мал, а во-вторых после операции “Подсолнечник” – серии ударов советской палубной авиации по аэродромам в Намибии – авиация южноафриканцев вообще прекратила боевые действия. В дальнейшем (после завершения кризиса), ракеты “Meteor Mk.I” эпизодически применялись авиацией ЮАР во время периодических воздушных стычек над Анголой с военно-воздушными силами Республики Заир – опять-таки без особого результата. Интересно отметить, что Заир в этих пограничных столкновениях задействовал УРВВ “Blue Meteor”.

Первое полномасштабное применение ракет семейства “Метеор” было отмечено в Иране во время ирано-иракской войны 1980-1988 года. В конце 1970-ых, непосредственно перед Исламской Революцией, Иран закупил значительную партию ракет “Blue Meteor” и “Red Meteor Mk.II”, в первую очередь для вооружения палубной авиации[11]. Во время боевых действий, ракеты интенсивно применялись как морской, так и наземной авиацией Ирана против неприятельских самолетов и крылатых ракет. Иранские источники утверждают, что семейство “Метеоров” оказалось первым по эффективности среди ракет малого и среднего радиуса во время конфликта, претендуя на 48 сбитых и поврежденных иракских летательных аппаратов.

Помимо применения в воздушных боях, ракеты “Red Meteor Mk.II” также были адаптированы иранцами для применения в качестве средства ближней ПВО кораблей. Балочные спаренные пусковые при этом встраивались в систему управления огнем артиллерийских установок и наводились централизовано. Первым кораблем, получившим усиленное зенитное вооружение стал легкий авианосец “Аббас Великий”, на котором кормовую ПУ Mk-13 для ракет RIM-66 SM-1MR демонтировали для ремонта поврежденного противокорабельной ракетой эсминца “Бабр”[12].

В дальнейшем, Иран, посредством возвратной разработки воспроизвел конструкцию “Red Meteor Mk.II” и организовал в 1987-1990 малосерийное производство этих ракет под обозначением ???? ??? ???? (что и означало “Красный метеор”). Ряд источников предполагает, что в 1990-ых было заключено “задним числом” лицензионное соглашение правительства Ирана с фирмой “Handley Page”, во избежание дополнительных исков.

Первым эпизодом применения ракет “Метеор” собственно на британской службе, стала Фолклендская Война 1982 года. Во время авианосного сражения 1-го мая 1982 года именно “Метеоры” на двух патрульных “English Electric Star Lighting” сыграли решающую роль, позволив британскому воздушному патрулю (наведенному самолетом ДРЛО “Fairy Gannet AEW.8”) остановить атаку восьми аргентинских “Super Entendart”[13]. В дальнейшем, эти ракеты продемонстрировали себя наилучшим образом, поразив за время конфликта 42 аргентинских самолета. 8 мая 1982 года ракетой “Red Meteor Mk.II” была перехвачена аргентинская крылатая ракета, запущенная с берегового самолета.

В дальнейшем, британские “Метеоры” использовались в ливийской кампании 1986 года, в основном эскадрильями RAF на Мальте и в Гибралтаре. Ракеты применялись против ливийских Ту-22Р, которые Каддафи эпизодически использовал для запусков крылатых ракет по военным объектам НАТО в Средиземном Море. По крайней мере один Ту-22Р был перехвачен “Метеором” с “Стар Лайтинга”, взлетевшего навстречу ливийскому бомбардировщику и набравшему высоту столь стремительно, что ливийцы даже не успели уклониться.

Наиболее крупным экспортным покупателем ракет “Метеор” в итоге оказались ВВС США. В 1976 году, партия ракет “Red Meteor Mk.II” была закуплена для сравнительных испытаний, продемонстрировавших их превосходство над стоящими на вооружении ВВС США ракетами малого радиуса действия. В 1978 году, был заключен контракт между “Handley Page” и McDonnel Douglas на производство ракет “Red Meteor Mk.II” по лицензии. Американские ракеты широко применялись ВВС США в Ливане, но с появлением всеракурсной версии “Сайдуиндера” были оттеснены на вспомогательные роли.

post-130-0-73048800-1392640637.jpg

[1] Советский флот всегда присваивал истребителям “четные” нумерации, обычно на единицу превосходящие заводскую. Су-18 являлся развитием экспериментального сверхзвукового истребителя Су-17 1949-го года.

[2] Royal Navy Air Arm (англ.)

[3] Ракета могла наводиться на разогретые трением о воздух детали фюзеляжа.

[4] Вплоть до 1980-ых, американский флот и ВВС использовали разные модификации ракеты AIM-9 “Sidewinder”, в т.ч. с разными двигателями.

[5] Успех “Bristol Blue Star” в 1971 году оказался для США полной неожиданностью: американские военные еще в 1969 рекомендовали RN прекратить эту программу как “очевидно нереалистичную”.

[6] Первая в мире УРВВ, разработанная в Великобритании в 1943 году и активно применявшаяся в 1944-1945 во Второй Мировой Войне. Советские источники классифицируют ее как “корректируемый реактивный снаряд” (КУРС) ввиду особенностей конструкции. В Великобритании и США было выпущено более 180000 ракет, остававшихся на вооружении до 1959 года.

[7] В системе обозначений британских “Радужных кодов”, все ракеты с радиолокационным наведением обозначались как “синие” (“Blue”)

[8] В системе обозначений британских “Радужных кодов”, все ракеты с инфракрасным наведением обозначались как “красные” (“Red”)

[9] Эти устаревшие винтовые самолеты использовались в качестве мишеней потому, что их просторный фюзеляж позволял более эффективно расположить телекамеры и сканирующую аппаратуру, отслеживающую приближение ракеты к цели.

[10] Оба с авианосца “Советская Белоруссия”: один 5 января 1976, другой 8 января 1976.

[11] В 1970-1976 годах Великобритания построила для Имперского Флота Ирана легкий авианосец “Аббас Великий”, рассчитанный на 12 сверхзвуковых СВВП “Супер Харриер”. Заказ еще на два корабля этого класса был отменен после иранской революции.

[12] Один из двух эсминцев типа “Чарльз Ф. Адамс”, построенный в США для Ирана в 1968-1972 годах.

[13] Четыре самолета несли по одной AM.39 “Exocet”, еще четыре осуществляли воздушное прикрытие.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Особо подчеркиваю, что вся идея принадлежала коллеге Тангстену.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Коллеги?...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Дык эта... Так сходу и не найдём к чему придолбаться...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Понимаю, но коллега Тангстен приложил столько усилий к этому проекту!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Командование RAF, пытаясь замаскировать свою ошибку, немедленно начало предлагать не принятые на вооружение ракеты на экспорт: в 1974 году партию из 100 ракет закупил Израиль, стремившийся восстановить свои арсеналы после арабо-израильской конфронтации 1973 года.

Я так понимаю, в МТК отношение европейских стран к Израилю в целом лучше? В РИ европейцы после Шестидневной доолго называли его агрессором и не хотели сотрудничать по линии вооружений.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Прекрасная работа, прочитал с большим интересом. А теперь замечания:

1. Английские ВВС с 1959 по 1972 сидели без адекватных ракет?

2. При первом взгляде на ракету решил, что это ракета для ЗРК. Она под истребитель-то влезет? ИРЛ, Лайтнинг носил Firestreak и Redtop которые легче и заметно короче.

2а. Не слишком ли лёгкой получилась ракета? Редтоп при длине 3,27м весил 150кг.

3. Есть ли примеры реальных двухступенчатых ракет воздух-воздух? За исключением разрабатываемой УРВВ сверхбольшой дальности КС-172.

4. Для справки подыму старый вопрос: все советские палубные истребители, как серийные так и проекты с макетами имели нечётные индексы (у машин на базе сухопутным добавлялась буква К).

5. Не "возвратная разработка", а "обратная разработка".

6. Лично у меня хоть какая нибудь эффективность Артемиды, против чего либо меньшего, чем бэттлбокс вызывает большие сомнения. И, соответственно, сомнительно её производство в таких количествах.

Edited by Mihael

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

1. Английские ВВС с 1959 по 1972 сидели без адекватных ракет?

То же что и в РИ - "Файрстрики" и "Ред Топы".

2. При первом взгляде на ракету решил, что это ракета для ЗРК. Она под истребитель-то влезет? ИРЛ, Лайтнинг носил Firestreak и Redtop которые легче и заметно короче.

По весу должна. Как и по габаритам.

2а. Не слишком ли лёгкой получилась ракета? Редтоп при длине 3,27м весил 150кг.

Как объяснил мне Тангстен - у британцев были БОЛЬШИЕ проблемы с твердотопливными двигателями.

4. Для справки подыму старый вопрос: все советские палубные истребители, как серийные так и проекты с макетами имели нечётные индексы (у машин на базе сухопутным добавлялась буква К).

Я решил это пересмотреть. :) Все же хотелось бы больше отличий.

6. Лично у меня хоть какая нибудь эффективность Артемиды, против чего либо меньшего, чем бэттлбокс вызывает большие сомнения. И, соответственно, сомнительно её производство в таких количествах.

Вот тут у нас с Тангстеном есть разногласие - он считает ее неэффективной, я считаю, что она была бы по крайней мере более эффективна чем "Майти Маус". :) Но так как аргументов у нас обоих недостаточно, то мы остаемся при своем мнении.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Понятно.

Моё ИМХО по поводу Артемиды (учитывая, что её систему наведения и коррекции курса можно кратко описать как плюс-минус лапоть):

1. Массированный залп против бэттлбокса должен быть достаточно эффективен, как минимум что бы расстроить порядки.

2. Против одиночного тяжелого бомбардировщика - малоэффективна.

3. Против всего меньшего - бесполезна или почти бесполезна.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

2. Против одиночного тяжелого бомбардировщика - малоэффективна.

Ну а как тогда немцы своими НУРС кого-то сбивали? ;) Редко, но ведь сбивали же!

3. Против всего меньшего - бесполезна или почти бесполезна.

Фау-1 еще есть. Кстати, основной кандидат в цели. Опять же... даже сотня "Артемид" будет всяко дешевле чем зенитных снарядов, необходимых для поражения одной КР.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

2. При первом взгляде на ракету решил, что это ракета для ЗРК. Она под истребитель-то влезет? ИРЛ, Лайтнинг носил Firestreak и Redtop которые легче и заметно короче.

Там иллюстрация есть . Ракета не "под" , а НАД ;)

Влезает прекрасно - всяко меньше доп. бака .

post-9045-0-37166800-1392739478.jpg

2а. Не слишком ли лёгкой получилась ракета? Редтоп при длине 3,27м весил 150кг.

Диаметр "Рэдтоп" напомнить ? ;)

3. Есть ли примеры реальных двухступенчатых ракет воздух-воздух? За исключением разрабатываемой УРВВ сверхбольшой дальности КС-172.

"Файрфлэш" ? Британцы же ...

5. Не "возвратная разработка", а "обратная разработка".

Реверс инженеринг обычно вообще не переводится ...

6. Лично у меня хоть какая нибудь эффективность Артемиды, против чего либо меньшего, чем бэттлбокс вызывает большие сомнения. И, соответственно, сомнительно её производство в таких количествах.

И у меня тоже .

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

"Файрфлэш" ? Британцы же ...

Эм, она все же одноступенчатая - ибо вторая ступень вообще двигателя не имела. :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Там иллюстрация есть . Ракета не "под" , а НАД ;)

Точно! Забыл.

- Что это Бэрримор?

- Истребитель, сэ-эр.

- Почему ракеты находятся над крылом? У русских, французов, даже у шведов ракеты подвешены под крылом, а не над!

- Мы в Британии, а не на континенте, сэ-эр.

Диаметр "Рэдтоп" напомнить ? ;)

Такой же как у вас у первой ступени. Впрочем вторая диаметром меньше и составляет две трети длинны ракеты. Вопрос снят.

"Файрфлэш" ? Британцы же ...

Как граф написал выше, она одноступенчатая.

PS. В принципе её можно считать баллистической ракетой воздух-воздух, с отделяемой БЧ ;)

Реверс инженеринг обычно вообще не переводится ...

Согласен, но если уж переводить, то стоит посмотреть в словарь.

Edited by Mihael

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

PS. В принципе её можно считать баллистической ракетой воздух-воздух, с отделяемой БЧ

Эм, не. У нее крылья. Технически, это управляемый планер. :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Эм, она все же одноступенчатая - ибо вторая ступень вообще двигателя не имела. :)

Не имеет значения - имеет двигатель , или нет . По такой же схеме выполнены британская же "Старстрик" ( применяется и в качестве "В-В" ) и ракета 9М311 ( комплекса "Тунгуска" ) , и все они считаются двухступенчатыми .

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Ок. :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Точно! Забыл.

- Что это Бэрримор?

- Истребитель, сэ-эр.

- Почему ракеты находятся над крылом? У русских, французов, даже у шведов ракеты подвешены под крылом, а не над!

- Мы в Британии, а не на континенте, сэ-эр.

Если хочется ракет под крылом , то :

post-9045-0-67725500-1392832783.jpg

Как граф написал выше, она одноступенчатая.

Он ошибся . Она ( и куча других подобных ракет ) - самая настоящая двухступенчатая .

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Есть некоторые дополнительные идеи по применению этой ракеты... В частности:

- В ЗРК поля боя (как аналог "Чапаррал")

- В корабельных ЗРК (тайвань же "Си Чапаррал" купил?)

- В оборонительных системах модернизируемых в 1970-ых бомбардировщиков B-47

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0