Крылатая противокорабельная ракета Х-12С - сверхзвуковой убийца авианосцев.

21 сообщение в этой теме

Опубликовано: (изменено)

 

 

Крылатая противокорабельная ракет ракета Х-12.

 

 

 

 

post-9045-0-64524800-1402861253.jpg

 

 

 

 

- С принятием на вооружение комплекса К-12, проблемы

 

 

 

американских авианосцев больше не существует.

 

 

 

Командующий авиацией Военно-морского флота СССР Борзов И.И.

 

 

 

 

- В своей жизни мне дважды пришлось пережить настоящий страх.

 

 

 

Ужас, парализующий тело и заставляющий переживать секунды,

 

 

 

длиною в вечность из-за осознания последствий происходящего

 

 

 

и абсолютного бессилия повлиять на ход событий:

 

 

 

первый раз, когда из окна своего дома наблюдал за тем, как

 

 

 

машина сбила моего 8-летнего сына, и второй раз, когда на мостике

 

 

 

USSIndependence” мне доложили, что «Барсуки»[1] вышли на

 

 

 

рубеж пуска, а радары их «селёдок»[2] переключились в режим захвата.

 

 

 

Командующий CVA 62 USSIndependence” Капитан Джим О’Грэди.

 

 

 

 

I. История создания.

 

 

Конец 40-х годов обозначил тенденцию к доминированию авианосных сил на морском театре военных действий, а появление тактических ядерных бомб для палубной авиации в начале 50-х, придало им стратегическое значение. Важность задачи борьбы с многочисленными авианосцами было трудно переоценить, так как вооруженные ядерными бомбами палубные штурмовики и истребители-бомбардировщики создавали реальную угрозу не только прибрежным городам и базам, но и объектам в глубине континента на значительном удалении. С другой стороны, наличие палубных перехватчиков придавало авианосной группировке высокую устойчивость к воздушным средствам нападения – прорыв пикирующих бомбардировщиков или торпедоносцев на рубеж атаки авианосца требовал неприемлемо большого наряда сил и сопровождался исключительно высоким уровнем потерь. Выход из создавшейся ситуации виделся в оснащении бомбардировщиков ракетным оружием, которое позволит атаковать крупные корабли вне зоны действия ПВО соединения.

 

 

 

post-9045-0-92738800-1402861277.gif

 

 

 

Постановление Совета Министров СССР о начале работ по ракетному вооружению.

 

 

Уже в 1946 году, постановлением Правительства СССР были начаты работы по созданию первой отечественной противокорабельной ракеты авиационного базирования. В связи с новизной и высокой сложностью поставленной задачи, был развёрнут беспрецедентный фронт исследовательских и опытно-конструкторских работ, давший в итоге результат, в виде принятия на вооружение третьего февраля 1953 года ракетной системы «Комета».

 

 

 

post-9045-0-39082300-1402861305.jpg

 

 

 

Бомбардировщик Ту-4 с двумя ракетами КС-1.

 

 

За время, потраченное на создание и доводку КС-1 (такое обозначение получила ракета), стремительно развивающаяся реактивная авиация успела значительно улучшить свои характеристики и «Комета» морально устарела, едва начав поступать в войска. Размерами с небольшой истребитель, дозвуковая ракета имела дальность полёта всего 90~100 километров – этого было вполне достаточно по меркам конца 40-х, но для середины 50-х годов подобная цель уже не представляла большой сложности для реактивных палубных перехватчиков. В 1955 году начинается работа по созданию ракеты, призванной заменить КС-1. Задание на проектирование включало в себя необходимость высокой сверхзвуковой скорости, увеличение дальности пуска по сравнению с КС-1 минимум вдвое и повышенную избирательность головки самонаведения (ГСН) для надёжного поражения главной цели в ордере. Весной 1958 года начались испытания ракеты, получившей индекс К-10, которые показали необходимость внесения многочисленных изменений в первоначальную конструкцию с целью достижения требуемых значений дальности, скорости, надёжности и эффективности системы. Но представленная на государственные испытания годом позже ракета К-10С так же не вполне отвечала техническому заданию, по ключевым пунктам и требовала повторной доработки.

В ходе работ по принятию на вооружение крылатой противокорабельной ракеты К-10С в составе комплекса Ту-16-К10 было выдвинуто предложение о глубокой модернизации проекта ввиду отмеченных недостатков – на государственных испытаниях все пуски на предельную дальность окончились неудачно, максимальная скорость ракеты на большой высоте более чем на 200 км/ч уступала проектной. Было получено только десять попаданий при двадцати пусках, что было много ниже требуемой величины технической надёжности комплекса в 0,8. Поддержал данное решение и представитель­­­ морской авиации генерал-лейтенант Борзов И.И., оценивший полученные результаты весьма скептически и акт испытаний не завизировавший. Комиссия признала, что в текущем виде комплекс Ту-16К-10 не имеет преимущества по фактической дальности пуска перед КС-1, на замену которому и создавался. Горячими противниками решения являлись представители промышленности, и их тоже можно понять – уже развёрнуто серийное производство ракет К-10С и полным ходом идёт переоборудование бомбардировщиков Ту-16 в носители комплекса. Конфликт был вынесен на уровень ЦК партии и был рассмотрен специальной комиссией с участием всех заинтересованных сторон. В результате было выработано следующее решение: продолжить доводку комплекса Ту-16К-10 (и в первую очередь – ракеты К-10С), завершив работы принятием на вооружение, а так же начать разработку уточнённого технического задания на проектирование улучшенной ракеты, с учётом достигнутых результатов и отмеченных недостатков.

Над уточнённым тактико-техническим заданием (ТТЗ) велась совместная работа представителей филиала №3 ОКБ-155 и объединённой комиссии, в состав которой входили ответственные лица из ГКАТ и морской авиации. Окончательный вариант документа был принят Постановлением Правительства от 17 октября 1959 года. В первую очередь требовалось повысить максимальную дальность пуска (при заданной вероятности поражения цели 0,75), для обеспечения безопасной удалённости носителей от рубежа ПВО. Так же следовало увеличить среднюю скорость ракеты, минимизировав время её пребывания в зоне действия ПВО противника. Третьим пунктом ТТЗ стояло требование повысить способность комплекса по селекции целей. Постановлением Правительства от 3 марта 1960 года начиналась разработка улучшенного комплекса Ту-16К-10У с ракетой, получившей первоначальное обозначение К-10У. Головным КБ по ракете назначен филиал №3 ОКБ-155 (позже переименованный в СКБ-303), ввиду большой загруженности ОКБ-155 и Дубненского филиала №2 другими работами.

Сразу прорабатывалось несколько вариантов компоновки ракеты с различными силовыми установками. Анализ эскизных проектов показал, что наиболее эффективным будет применение многокамерного ЖРД, но незначительный выигрыш данного типа силовой установке тянул за собой целый ряд проблем, связанных с применением агрессивных компонентов топлива, инциденты с которым чреваты тяжелыми последствиями, а так же коренной переделкой всей ракеты.

 

 

 

post-9045-0-53361500-1402861494.jpg

 

 

 

Заправленная токсичными компонентами ракета представляет серьезную опасность при различных инцидентах. На снимке учения по устранению последствий аварии при транспортировке ракеты.

 

 

Не желая рисковать связываясь с недоведённым пока прямоточным ВРД, конструкторы сосредоточились на проверенных временем турбореактивных двигателях. На рассмотрение были поданы четыре варианта:

№ VI-1 с одним новым двигателем КР-5-26 в корпусе и лобовым воздухозаборником

№ VI-2 с одним новым двигателем КР-5-26 в вынесенной гондоле

№ VI-3 с двумя двигателя М-9ФК в подвесных гондолах под крылом

№ VI-4 с двумя двигателя М-9ФК в вынесенной гондоле под хвостовой частью

Наиболее проработанным проектом сочли № VI-4, к тому же он требовал наименьшей переработки изначальной конструкции К-10С.

В целом, компоновка ракеты претерпела небольшие внешние изменения. Всё тот же веретенообразный корпус, стреловидное крыло и гондола силовой установки. Только теперь в ней размещались бок о бок два ТРД с форсажными камерами, и воздухозаборник стал эллиптической формы. Носовую часть занимала радиолокационная ГСН, за ней находился отсек боевой части, всю среднюю часть фюзеляжа образовывал основной бак-отсек. Кормовую часть занимали автопилот и аппаратура двусторонней связи с носителем, а так же различные вспомогательные системы и агрегаты. Стартовая масса ракеты заметно выросла, но не выходила за рамки, допускающие подвеску двух изделий при незначительной модернизации носителя (Ту-16).

И всё же объем работ оказался настолько велик, что ракета получила собственное обозначение «Х-12», и во многом этому способствовала обычная человеческая ошибка. В один из актов при перепечатке вместо «К-10/2» (двухдвигательная) было впечатано «К-12». Но так как в это же время шли работы над созданием другой ракеты, с похожим обозначением – К-12БС, индекс порекомендовали сменить на «Х-12», что и было сделано.

Совместные, а затем и Государственные испытания комплекса с ракетой Х-12 проходили в период с начала 1962 по середину 1963 года. В общей сложности было проведено 34 пуска, из которых 22 признали полностью удачными и три – частично. Шесть ракет не дошли до цели в результате отказов аппаратуры наведения, две из-за технических неполадок или производственных дефектов и одна ракета потеряна в результате ошибки оператора. Ощутимый прогресс по сравнению с К-10С, попадания которой отмечались только в каждом втором пуске, а так же достижение поставленных в уточнённом тактико-техническом задании параметров были особо отмечены приёмной комиссией, на этот раз подписавшей акт в полном составе и без замечаний. Постановлением Правительства от 13 сентября 1963 года комплекс «К-12» в составе самолёта Ту-16К-12 и ракеты Х-12 был принят на вооружение. Выпущенные ранее машины комплекса следовало довести до уровня эталона Ту-16К-10У №7203923. Фактически, ракета Х-12 сменила в серийном производству К-10С годом ранее, когда стало ясно, что улучшенная версия «полетела» и будет принята на вооружение.

 

 

 

II. Эксплуатация и дальнейшее развитие.

 

 

Первыми получили новую ракету полки 57-й МРАД[3] Краснознамённого Балтийского Флота и 5-й МРАД Северного флота. Учебно-боевые пуски начались уже в 1962 году на Каспии на полигоне «300» и в районе Новой Земли на полигоне «700». Учитывая опыт эксплуатации К-10, повышенное внимание было уделено наземному обслуживанию комплекса и обучению лётного состава специфике применения ракет Х-12, разработаны тренажерные комплексы и макеты для отработки навыков обращения с ракетой при обслуживании. Богатый опыт СКТБ[4] на базе 33-го центра боевой подготовки по освоению К-10 не был забыт, и внедрение комплекса уже не сопровождалось удручающим падением надёжности ракет и самолётного оборудования, как это имело место быть в 1960 году с Ту-16К-10. К 1964 году удалось оснастить обновлёнными машинами комплекса уже шесть авиаполков всех советских флотов, почти полностью вытеснив не вполне удачные ракеты К-10. Темп, с которым проходила подготовка экипажей, был беспрецедентным в истории советской МРА: за один только 1963 год произведено 189 пусков ракет, и более 200 в следующем! Низкий уровень технических отказов был обусловлен с одной стороны, пристальным вниманием специальной комиссии при ЦК, и с другой стороны, наработанным опытом внедрения в массовое производство К-10С.

При этом совершенствование комплекса продолжалось – было внедрено в производстве новых материалов: 7, новых технологических процессов: 2, освоено массовое производство носовых радиопрозрачных обтекателей из сотовой конструкции по новой технологии. Но при этом ракета стала дешевле на 12%, и цена продолжала падать, по мере наращивания темпов выпуска. Эксплуатация быстро выявила серьёзный недостаток комплекса – уязвимость ГСН к помехам и недостаточная разрешающая способность по азимуту, что нередко приводило к перенацеливанию ракеты на ближайшие створящиеся цели или облака дипольных отражателей. Для повышения точности был введён второй режим стрельбы – носитель, по завершению первичного прицеливания, какое то время сопровождал ракеты и по необходимости корректировал работу автомата сопровождения, если та переносила захват на другую цель. Помехозащищенность повысили при помощи быстрой перестройки рабочей частоты ГСН в случае обнаружения помех, а так же введением нового алгоритма сопровождения захваченной цели.

Так как применение ракет предполагалось залпом минимум полка МРА, для исключения взаимного влияния аппаратуры передачи данных и ГСН ракет, их РЛС выпускались в восьми вариантах с заранее заданными диапазонами частот. Одновременно это усложняло работу средствам РЭБ противника. Помимо выбора частоты РЛС подбором соответствующей ГСН, перед подвеской на носитель необходимо было выставить один из четырёх поддиапазонов (выбор «литеры), что давало возможность одновременного применения 32 ракет. К сожалению, наличие в производстве одновременно восьми ГСН усложняло снабжение и предстартовую подготовку в гораздо большей степени, чем это предполагалось при проектировании. Поэтому новая аппаратура наведения выполнялась в виде единой универсальной ГСН с возможностью изменения частоты непосредственно на аэродроме, перед подвеской ракеты (вместе с выбором литеры).

Следующим важным изменением стала станция постановки пассивных помех (СППП) «Фрактал», в состав которой входили два блока по 24 патрона с дипольными отражателями (металлизированное волокно типов «А» и «Б», для постановки помех в сантиметровом и дециметровом диапазонах), автомат сброса с несколькими программами, выбор которых происходил непосредственно во время предстартовой подготовки ракеты и аппаратура обнаружения работы радиолокационных средств. Были возможны следующие варианты работы:

- образование одного протяженного облака с плотностью 2 патрона на 100 метров пути в заданной точке траектории или при обнаружении облучения РЛС

- образование трёх облаков с плотностью 4 патрона на 100 метров пути

- образование одного компактного облака с плотностью 16 патронов на 100 метров пути

Ракета с улучшенной системой наведения и СППП «Фрактал» была принята на вооружение в 1968 году под индексом Х-12СП.

Параллельно с модернизацией ракеты шло создание «ракеты-лидера», не несущей боевой части, но обеспечивавшей прикрытие боевых ракет. Лидеры вместо радиолокационной ГСН и боевой части несла станцию постановки активных помех «Плюмерия» и четыре блока с дипольными отражателями. По замыслу, ракеты Х-12СЛ запускались в первой волне, широким фронтом (не менее четырёх штук в залпе), прикрывая боевые Х-12СП прицельными импульсными, шумовыми и уводящими помехами. Первоначальный проект предусматривал работу двух ракет Х-12СЛ в паре, с передачей информации о разведанных радиотехнических средствах противника, что должно было повысить эффективность комплекса, но из-за чрезмерной сложности от данной идеи пришлось отказаться. На вооружение ракета-лидер принята в 1969 году под индексом Х-12СЛ.

Следующей версией ракеты, принятой на вооружение в 1976 году, была низковысотная версия Х-12СН. Маршевый участок полёта устанавливался оператором в процессе подготовки старта в диапазоне от 500 до 15 000 метров (с шагом в 500 метров). На дальности 30~40 километров до цели ракета снижалась до высоты 150 метров, а на конечном участке выполняла один из противозенитных маневров (горка или змейка с двумя отворотами). Это была последняя принятая на вооружение модификация Х-12.

Хотя официально ракета К-10С с вооружения не снималась, они изымались со складов МРА и передавались на долговременное хранение в качестве резерва. Вскоре, однако, часть ракет была передана обратно – для использования при обучении лётного состава и первичного ознакомления с комплексом Ту-16К-12, так как и Х-12 и К-10С были совместимы по узлам подвески и самолётному оборудованию, что допускало применение К-10С, с рядом упрощений и ограничений. С 1965 года начинается мелкосерийная переделка ракет в летающие мишени К-10М.

Впервые с Х-12 западные специалисты ознакомиться в 1964 году, во время скандально провалившихся учений «Team Work-64». Один из полков, наносивший учебный удар по 401-й АУГ (во главе с авианосцем CV-62 “Independence”), был вооружен Х-12 и на отходе был сфотографирован поднятыми по тревоге перехватчиками F-4 Phantom-II.

 

 

 

post-9045-0-04048400-1402861568.pngpost-9045-0-69390600-1402861591.png

 

 

 

Частично рассекреченный отчёт с фотографиями К-10 и Х-12 (библиотека Конгресса).

 

 

Разведка уже сообщала о том, что русские разрабатывают новую модификацию К-10, но в отношении данной темы постоянно шла противоречивая информация. Так, в одних докладах фигурировала “K-10U”, в других “K-12” или даже “Kh-12”. По достоверным и перепроверенным данным было установлено, что работа над ракетой К-12 прекращена, поэтому появление рапортов о проходящих испытаниях вызывало недоумение. Фотографии уходящих после успешной имитации атаки Ту-16 хоть и были низкого качества и сделанные с неудачного ракурса, но позволили опознать наличие на ракетоносцах двух разных типов ракет – с одним или двумя двигателями. Предположив, что сведения о ракете К-12 являются дезинформацией, ракете был присвоен код “AS-2 Kipper-B”.

Следующее знакомство ВМС США с комплексом К-12 произошло при весьма драматических обстоятельствах. В ходе полномасштабных учений «Океан 77» самолёты МРА должны были выполнить стрельбы ракетами Х-12 в боевом снаряжении по учебным целям, расположенным в акватории полигона Тихоокеанского флота. Для выполнения боевой задачи выделялась пара бомбардировщиков Ту-16К-10У, один из которых являлся носителем ПКР, а другой обеспечивал наведение и контроль результатов. За ходом учений пристально наблюдал Седьмой флот ВМС США, вплотную приближаясь к району маневрирования советских кораблей, однако, не мешая проведению учений. После появления одиночного Ту-16 (самолёт обеспечения), атомный ракетный крейсер CGN-25 «Бейнбридж» отделился от группировки и направился в сторону полигона, с целью наблюдения за стрельбами.

 

 

 

post-9045-0-91477600-1402861248.jpgpost-9045-0-62571500-1402861767.jpeg

 

 

 

Ракетоносец Ту-16К-12 с ракетой Х-12С и атомный ракетный крейсер CGN-25 «Бейнбридж».

 

 

В 13:42 Ту-16 с одной ПКР Х-12 вышел в район выполнения упражнения и начал атаку. Обнаружив учебную цель с дистанции порядка 340 километров, ракетоносец сблизился до рубежа пуска и, выполнив все предстартовые процедуры, осуществил сброс ракеты на расстоянии 275 километров до цели.

После отделения ракеты произошел удар по её хвостовой части неустановленным посторонним предметом[5], что привело к разрушению антенн двусторонней связи и прикрывающего их радиопрозрачного обтекателя. По не установленной до конца причине, автопилот перестал выполнять заложенную программу и вместо набора высоты, ракета продолжила разгон в горизонтальном полёте, имея незначительный крен на правый борт, что заставило её двигаться по дуге радиусом около 50 километров.

Обнаружив нештатное поведение ракеты, экипаж Ту-16 предпринял попытку перехватить управление, однако никакой ответной реакции аварийной ракеты не последовало. Убедившись в отсутствии ответного сигнала, командиром принимается решение уничтожить ракету, передав команду на пикирование, но и эта попытка не увенчалась успехом – неуправляемая ракета продолжала полёт, всё больше удаляясь от намеченного курса. Повторно отправив команду на пикирование, и вновь не добившись желаемого результата, командир экипажа доложил о ситуации на борт обеспечивающего самолёта (на котором находился командир полка) и запросил дальнейших указаний. Получив приказ, проследить за ракетой и убедиться в её падении в океан по выработке топлива, Ту-16 произвёл маневр вслед за удаляющейся ПРК (которая к тому моменту уже достигла скорости 2М).

Наблюдавший за стрельбами крейсер тем временем углубился в воды, обозначенные как потенциально опасные на время проведения учений, непрерывно ведя радиотехническую разведку (РТР) и периодически уточняя положение ракетоносцев. Так как непрерывного кругового обзора воздушного пространства не велось из-за опасений внесения искажений в записи средств РТР мощным бортовым радиолокатором, о нештатной ситуации узнали не сразу. Во время очередного уточнения координат Т-16, было установлено, что ракетоносец совершает правый разворот и уже почти лёг на обратный курс. Быстрый поиск выявил скоростную высотную цель, идущую по странной траектории со стороны полигона, но пока потенциально не угрожающую крейсеру. Сопоставление полученной информации привело командование крейсера к выводу о наличии у русских беглой ракеты («loose missile»). На мостике происходит быстрое совещание и вырабатывается решение продолжить тщательное слежение за действиями ракетоносца. Уточнение параметров движения ракеты показало, что она пройдёт в стороне от крейсера, без входа в десятимильную «зону безопасности», в связи с чем, статус угрожающей цели ей не присваивался.

Х-12 продолжая полёт, вышла в итоге за пределы полигона и, подчиняясь программе, вела самостоятельный поиск цели, так как сигналов наведения с носителя не поступало. Пройдя более 200 километров, ракета захватила оказавшуюся на краю сектора обзора одиночную цель, которой и оказался CGN-25 «Бэйнбридж», после чего перешла в режим самонаведения.

Обнаружив радиолокационное излучение, исходящее предположительно от ракеты, крейсер немедленно взял её на сопровождение. Спустя несколько секунд оператор РЛС сообщил командиру, что цель изменила курс и теперь движется точно на перехват, операторы средств РТР[6] подтверждают факт работы ГСН ПКР в режиме самонаведения. На крейсере была объявлена боевая тревога, и предприняты меры по уклонению – ход поднят до полного и изменён курс корабля. Ввиду малого времени, остававшегося до удара, крейсер не успел пустить в ход ракетное вооружение, ограничив противодействие постановкой облака дипольных отражателей и открытием огня из зенитных орудий.

В 13:55 местного времени ракета Х-12 ударила в носовую оконечность крейсера под острым углом, перед пусковой установкой ЗУР «Терьер». Сработавшая с установленным замедлением боевая часть произвела огромные разрушения, вспучив палубу бака и проломив изнутри оба борта, образовав сквозную пробоину выше ватерлинии. Один из двигателей продолжая свой путь по инерции, пробил несколько водонепроницаемых переборок и застрял глубоко в недрах крейсера. Второй двигатель вышел через подводную часть борта, образовав длинную подводную пробоину с рваными, вывернутыми наружу краями.

Возникший в результате взрыва пожар погребов боезапаса носовой установки ЗРК «Терьер» вызвал дополнительные разрушения, а так же отрезал 11 оставшихся в живых матросов, находившихся в носовой части корабля от остального экипажа. Сильные сотрясения привели к аварийному глушению обоих реакторов, что значительно усложнило борьбу за живучесть корабля. Мощности водоотливных машин не хватало для контроля затоплений, и нос крейсера медленно погружался в воду. Аварийным партиям, часто работавшим в полной темноте, более получаса не удавалось взять под контроль огонь, охвативший магазин зенитных ракет и не дававший приступить к заделке пробоин. Во время одной из попыток добраться до подводной пробоины с целью оценки повреждений, аварийная партия оказалась в узком проходе перед проломом в правом борту, когда очередной взрыв боевой части «Терьера» пробил переборку и выбросил вспыхнувший твёрдотопливный ускоритель зенитной ракеты в коридор. Глав. старшина Бернард Каррингтон[7] сумел вытолкнуть объятый пламенем бустер за борт, ценой своей жизни предотвратив гибель подчинённых и дальнейшее распространение пожара. Его тело так и не было найдено, как и останки семи других погибших моряков. В общей сложности в результате взрыва и последовавшего пожара погибли 27 моряков, и двое утонули. 11 членов экипажа остававшихся в носовой части спасаясь от огня, выбросились за борт. Девятеро из них были подняты с воды советским спасательным вертолётом и доставлены на борт американского эсминца.

 

 

 

post-9045-0-22382900-1402861838.png

 

 

 

Горящий «Бэйнбридж», фотография с борта советского поисково-спасательного вертолёта (из частного архива, публикуется впервые).

 

 

На фоне наметившегося потепления отношений обе стороны не стремились предавать случившееся широкой огласке. Хотя в первые часы после инцидента были крайне напряженными, и состоялся третий по счёту сеанс прямой связи между Москвой и Вашингтоном, СССР и США удалось найти взаимопонимание и даже сотрудничать во время развёрнутой спасательной операции. Контактировавшие непосредственно американские моряки и советские лётчики палубной авиации (экипажи спасательных вертолётов) впоследствии вспоминали, что, не смотря на серьёзность потерь, они не встречали даже намёков на агрессию с противоположной стороны. Американские военные запомнились как собранные и высокопрофессиональные, но принимавшие постороннюю помощь с благодарностью, что шло вразрез с образом потенциального противника. Так же и советских лётчиков спасённые моряки запомнили скорее как ангелов-хранителей, явившихся с неба, когда надежды на спасение уже не было, но вовсе не кровожадными маньяками, сошедшими с пропагандистских плакатов 60-х годов.

Все события по обоюдной договорённости сторон были засекречены на 25 лет, и с участников взяты подписки о неразглашении. Для большинства советских граждан весной 1977 года не произошло вообще никаких значимых событий, кроме освещавшихся в прессе самих учений «Океан», американские же налогоплательщики могли узнать, если сильно интересовались, только о «пожаре, произошедшем на крейсере «Бэйнбридж» во время несения службы в Тихом Океане». Детали инцидента семьям погибших не оглашались. Причины столь плачевного вида вставшего в док на долгий ремонт CGN-25 и недовольства Партии уровнем подготовки МРА ТОФ остались достоянием только узкого круга посвященных на долгие четверть века.

После инцидента 1977 года, МРА находилась если не в опале, то под пристальным вниманием руководства страны и для восстановления доверия требовался громкий успех. Шанс ракетоносцам проявить себя выпал в 1980 году, на учениях «Север-80». По условиям учений должны были состояться самые масштабные ракетные стрельбы – полк Ту-16 должен был продемонстрировать залповую стрельбу двадцатью ракетами в сложной помеховой обстановке при реальном противодействии условного противника.

Для проведения стрельб на полигоне «700» близ Новой Земли оборудовалась мишенная обстановка, имитирующая типовую цель ракетоносцев – АУГ вероятного противника в составе одного авианосца (ядро ордера) и пяти кораблей охранения на удалении от двух до пятнадцати километров. Роль авианосца отводилась списанному после навигационной аварии танкеру «Пекин», на котором для увеличения ЭПР над палубой была растянута металлическая сеть и установлены уголковые отражатели. Подобным образом подготовили и остальные мишени, имитировавшие два крейсера и три эсминца.

 

 

 

post-9045-0-28260700-1402861961.png

 

 

 

Схема расположения целей на полигоне «700»: №№ 706 и 707 – имитирующие крейсера, №№ 708, 709 и 712 – имитирующие эсминцы и 710 – авианосец (из штурманского журнала).

 

 

Противодействие оказывала сформированная на базе 120-й бригады ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры Северного Флота Корабельная Ударная Группа ПВО в составе БПК «Стройный» и «Смышлёный» проекта 61-У, БПК «Адмирал Тимошенко» проекта 1134-А и приданного на время учений эсминца «Современный» проекта 956 (в рамках испытания зенитного вооружения). Согласно замыслу учений, ракетоносцы наносили удар по соединению условного противника с двух направлений с максимальной дистанции, в то время как КУГ ПВО располагалась между основными направлениями стрельбы и на удалении 45 километров от района целей, ближе к атакующим ракетоносцам. Таким образом, ЗРК пришлось работать по сложным целям – пролетающим с большим курсовым параметром и на большой высоте. Безопасность кораблей обеспечивалась удаленностью от основного направления стрельбы и уменьшением зоны поиска по азимуту ГСН ракет.

 

 

 

post-9045-0-82672700-1402861931.png

 

 

 

Схема построения ордера КУГ ПВО и основные направления ракетной стрельбы (из плана проведения учений).

 

 

Честь выполнения ответственного задания выпала 547-му Дважды Краснознамённому МРАП из состава 5-й Краснознаменной морской ракетной авиадивизии Северного флота. Разработанный план атаки предусматривал вылет полка в составе 26 машин, включая 20 ракетоносцев (по одной Х-12СН), 4 постановщика помех и два разведчика-целеуказателя. Ранним утром, самолёты полка взлетели с аэродрома Лахта под Архангельском, и взяли курс на полигон. К этому времени, вылетевшие несколько раньше разведчики Ту-16РМ уже обнаружили учебные цели и отряд кораблей противодействия и, находясь на безопасном удалении, начали наводить ракетоносцы. Двадцать Ту-16К-12 заходили на цель двумя колоннами, каждая из двух групп по 5 самолётов. Расстояние между группами ракетоносцев одной колонны составляло 8~10 километров, что позволяло, выполнив ракетный залп сначала замыкающей группы и через 30 секунд головной – сосредоточить все ракеты одной компактной формацией, максимально усложняя задачу кораблям ПВО.

 

 

 

post-9045-0-19744800-1402861941.png

 

 

 

Схема нанесения удара по авианосной группировке условного противника (из штурманского журнала).

 

 

Учебные цели были обнаружены бортовыми радиолокационными станциями «2Е» ракетоносцев на дистанции свыше 400 километров, и с расстояния в 380~350 километров взяты на сопровождение. В соответствии с планом атаки, первыми применили вооружение ракетоносцы отрядов №№ 3 и 4, находясь при этом в 330 километрах от усреднённого центра цели. Выполняя полёт по высокой траектории, через полминуты ракеты проходили над первым и вторым отрядами, которые так же выполнили пуск ракет. Для маскировки залпа приданные постановщики помех Ту-16П заранее начали работу по подавлению радиолокационных средств наблюдения кораблей противодействия и постановку завесы пассивных помех. После сброса ракет, Ту-16К-12 продолжали сближение с целью прежним курсом, выполняя контроль, за работой автомата сопровождения цели ГСН Х-12, и убедившись в устойчивости работы аппаратуры, выполнили отворот «все вдруг» вправо на 120°.

 

 

 

post-9045-0-83985100-1402861956.png

 

 

 

Экран РЛС, снятый фотоприставкой ФАМ во время нанесения удара: а) узкое поле обзора РЛС «2ЕН-I», видна групповая цель и корабли противодействия, б) изображение с ГСН ракеты Х-12, в поле обзора попали 4 цели (селекция по дальности), на самую крупную наложен электронный визир.

 

 

Отряд кораблей противодействия, выстроившись в боевой ордер, двигался навстречу атакующим ракетоносцам, развив ход в 20 узлов. ПКР были обнаружены на удалении 130~150 километров от БПК «Адмирал Тимошенко», выступающего уравнителем КУГ. Сразу же началась постановка ложных отвлекающих целей на трассе пролёта ракет комплексами ПК-2 (пусковые установки ЗИФ-121) с плотностью по два снаряда на одну ЛЦ. Система управления зенитным огнём «Гром» «Адмирала Тимошенко» взяла на сопровождение две цели на дальности 67 километров, и по достижению ими дальности 50 километров БПК открыл огонь комплексом М11 «Шторм», двухракетными залпами. Установленные на БПК проекта 61-У одиночные пусковые установки ЗРК М22 «Шквал» не могли вести залповую стрельбу, но компенсировали этот недостаток высокой скорострельностью – темп схода ракет с ПУ составил в среднем 15 секунд. Дождавшись вхождения ПКР в зону поражения, «Стройный» и «Смышлёный» открыли огонь, расходуя по две ракеты на цель. Последним вступил в бой «Современный» - пользуясь тем, что он оснащён двумя пусковыми установками комплекса М22, эсминец начал обстрел сразу двух целей и по мере их приближения задействовал обе башенные установки универсальной артиллерии на максимальном темпе. Всего за время прохождения ракетным залпом зоны действия ПВО ударной группы, «Адмирал Тимошенко» выполнил 8 пусков ЗУР «Шторм», добившись трёх попаданий. «Современный» сбил ракетным огнём три цели, при этом одна ПКР прекратила сопровождение цели, продолжая прямолинейный полёт до выработки топлива – она была засчитана как повреждённая огнём универсальных орудий. Расход ракет составил 9 штук, 130-мм снарядов израсходовано 67. «Стройный» и «Смышлёный» уничтожили две и одну ПКР соответственно, причём «Смышлёный» дважды обстреливал ракеты, уже взятые в работу другими кораблями группы, каждый раз поражая обломки. «Стройный» израсходовал пять ракет и «Смышлёный» - 7. Таким образом, КУГ ПВО уничтожила или вывела из строя 10 ракет залпа. Учитывая исключительную сложность условий стрельбы, результат был оценен как отличный, командиры кораблей и командующий бригадой были награждены ценными подарками с поздравительной надписью от главнокомандующего Военно-морским флотом, а личный состав отмечен в приказе по флоту главнокомандующим с вынесением благодарности.

Ракетоносцы во время стрельб оставались на значительном удалении, так как их крейсерская скорость более чем в три раза уступала скорости самих ракет. Наблюдая радиолокационную картину целей через ГСН, операторы не дали ракетам перезахватить ложные цели при воздействии активных помех со стороны КУГ ПВО. Одна ракета не достигла района цели из-за отказа двигательной установки, в то время как оставшиеся 9 успешно перешли в режим самонаведения по углу места, спикировав на выбранные цели. Одна ракета из-за ошибки автопилота ударилась о воду в 200 метрах перед «крейсером» условного противника, четыре ракеты поразили танкер «Пекин», две попали во второй «крейсер» и по одной ракете досталось «эсминцам». По оценкам, попадание трёх ракет Х-12 в авианосец с вероятностью 50% приводит его к гибели даже без применения спец. БЧ. Таким образом, авианосная ударная группировка получила тяжелейшие повреждения и полностью прекратила своё существование как боевая единица.

 

 

 

post-9045-0-62272300-1402862082.jpg

 

 

 

«Гром!» - ракета ведущего ударной группы уходит к цели (из частного архива). Обращает внимание плотное построение группы, самолёты находятся буквально в десятках метров друг от друга.

 

 

Блестяще выполненные ракетные стрельбы в условиях, максимально приближенных к боевым, доказали эффективность этого оружия и высокую выучку экипажей МРА. Командиры ракетоносцев и командование полка были отмечены ценными подарками и присвоением внеочередных званий, всему составу, принимавшему участие в учениях, была объявлена благодарность от командующего авиацией Военно-морского флота.

 

 

 

III. Оценка комплекса.

 

 

Являясь с середины 60-х годов и на протяжении почти четверти века основной противокорабельной ракетой МРА, Х-12 была окутана завесой строжайшей секретности. Цензура бдительно следила за тем, что бы в прессу не просочилось ни единого, даже самого неразборчивого фотоснимка или хотя бы названия ракеты или любой другой составляющей комплекса. Даже сейчас, много лет спустя после официального снятия комплекса с вооружения, далеко не все документы по Х-12 рассекречены (некоторые рассекреченные изъяты из архивов). Всё это создаёт определённые трудности при оценке комплекса, так как во многом приходится опираться на догадки и разведданные, не всегда совпадающие с реальностью. И всё же, собрав по крупицам все упоминания, можно составить общую картину событий, хоть и изобилующую недостающими фрагментами.

Появившись в наиболее напряженный момент противостояния, комплекс позволил получить паритет на морском театре военных действий, парировав развернутое США оснащение самолётов палубной авиации тактическим (номинально) ядерным оружием. События 1964 года наглядно показали, что к отражению такой угрозы авианосные соединения были совершенно не готовы, что в значительной мере охладило «ястребов» с Капитолийского холма. Таков был вклад К-12 на чашу весов стратегического противостояния.

С эксплуатационной точки зрения ракета выгодно отличалась высокой надёжностью – в среднем комплекс продемонстрировал 86,5% успешных пусков, причём за вычетом периода отладки и испытаний, надёжность составила более 91%, сделав, таким образом, Х-12 наиболее безотказной советской ПКР. Но интенсивная эксплуатация породила и ряд неприятных эпизодов, часть которых заканчивалась тяжелыми авариями:

 

21 июня 1963 года, во время проверки ракеты перед подвеской на носитель, произошел нештатный запуск двигателя. Закреплённая на транспортной тележке ракета, опрокинув тормозные башмаки, врезалась в стену ангара и загорелась. Пожар был ликвидирован только через 1,5 часа.

 

3 февраля 1969 года экипаж Ту-16К-12 под управлением заместителя командира полка Е.А. Серванова должен был выполнить пуск Х-12 со специальной боевой частью по полигону Новая Земля. Выйдя в заданный район и обнаружив цель, экипаж выполнил все необходимые предстартовые процедуры и попытался произвести пуск ракеты. По неустановленной причине, ракета не сошла с балки и осталась в выпущенном положении. Ситуация осложнялась тем, что отрывные разъёмы уже отошли и боевая часть поставлена на боевой взвод, возможности отключить ракету уже не было. Предприняв несколько безуспешных попыток сбросить «зависшую» Х-12, командир доложил на КП о чрезвычайной ситуации. Рассматривались варианты покидания борта экипажем, предлагали даже сбить самолёт при помощи зенитной ракеты с ядерным зарядом, но во всех случаях существовал риск дальнейшего ухудшения обстоятельств и перерастания их в катастрофу. В итоге было выработано решение, посадить самолёт на заброшенный аэродром близ п. Башмачный, в районе полигона. Самолёт благополучно сел на старую ВПП, и ракета была вскоре разряжена прибывшей командой техников.

 

22 декабря 1971 года во время проведения учебных стрельб, Х-12 из-за отказа автопилота сразу после отцепа перешла в резкий набор высоты и ударила носовой частью в крыло Ту-16. Лишившаяся носового радиопрозрачного обтекателя, ракета рухнула в море. Ракетоносец получил серьёзные повреждения крыла и с трудом управлялся по крену, большая часть механизации по левому борту не функционировала. Слив излишек топлива, экипаж попытался посадить аварийную машину, но левая основная стойка шасси не вышла. Уйдя на второй круг и убрав шасси, командир совершил аварийную посадку на брюхо. Никто из экипажа не пострадал, однако Ту-16 пришлось списать.

 

14 мая 1974 года в небе да Белым морем столкнулись Ту-16К-12(ЗА) и самолёт-заправщик Ту-16(З). Оба самолёта разрушились в воздухе, находившаяся на борту ракетоносца Х-12 со специальной БЧ отделилась от обломков и, спланировав на значительное расстояние, разбилась о воду. Свидетелями столкновения стали рыбаки, которые спасли из воды пятерых выживших членов экипажей и подняли тело одного погибшего. Два месяца военные водолазы поднимали со дна фрагменты самолётов и тела лётчиков, но ракета так и не была найдена, не смотря на привлечение к поисковой операции минно-тральных сил Северного флота и гидрографического судна «Вайгач». Информация о наличии спец. БЧ на борту ракеты была строго засекречена.

В сравнении с западными ПРК, Х-12 демонстрирует типичную советскую школу ракетостроения, основные отличительные качества которой которая как раз и закладывалась в годы принятия на вооружение комплекса.

 

 

 

post-9045-0-66925200-1402862112.png

 

 

 

Х-12С и AGM-35 “Wyvern”. Для сравнения слева – силуэт человека.

 

 

Обладая примерно такой же скоростью, как и американская авиационная ПКР AGM-35 “Wyvern” (принята на вооружение в 1964 году), советская ракета рассчитана на применение только с ракетоносцев наземного базирования. В связи с чем, она значительно тяжелее, имеет в несколько раз более мощную боевую часть и превосходит AGM-35 по дальности в три-четыре раза. Все последующие западные противокорабельные ракеты, как правило, были дозвуковыми, рассчитанными на прорыв ПРО на предельно малой высоте.

 

 

 

IV. Конструкция.

 

 

 

 

post-9045-0-73053100-1402861915.png

 

 

Крылатая ракета Х-12С представляет собой беспилотный самолет-снаряд со стреловидным крылом и оперением, отличающийся оригинальной компоновочной схемой с подфюзеляжным расположением двигателей.

 

 

 

post-9045-0-00423800-1402861927.png

 

 

Корпус ракеты конструктивно состоит из четырёх отсеков: носовой отсек с радиолокационной ГСН 2ЕС-I, отсек боевой части, центральный бак-отсек, хвостовой отсек с аппаратурой телеуправления 2ЕС-II. Силовая схема корпуса – полумонокок. В конструкции силовых элементов широко применяются титановые сплавы ВТ-5-1, магниевый литьевой сплав МЛ5 и нержавеющая стать марки 12Х2НВФА.

В носовом отсеке на силовой раме смонтирована аппаратура ГСН 2ЕС-I-1 и радиовысотомера 2-ЕС-III, параболическая антенна 2ЕС-I-2 прикрыта радиопрозрачным обтекателем сотовой конструкции. Отсек отделён сплошным силовым шпангоутом и герметизирован.

Второй отсек служит для установки боевой части, а так же в нём расположены антенны радиовысотомера. Фугасно-кумулятивная боевая часть ФК-12 массой 1079 килограмм подрывается по сигналу трёх контактных датчиков цели в основании радиопрозрачного обтекателя или двух контактных датчиков на законцовках крыла. Специальная боевая часть мощностью 50~350 килотонн приводится в исполнение командой предохранительно-исполнительного механизма при сближении с целью на 150~200 метров, либо контактными датчиками. Для ракеты Х-12СН была разработана облегченная боевая часть проникающего типа, массой 780 килограмм.

Центральный бак-отсек выполнен из нержавеющей стали и подкреплён набором из титановых шпангоутов и лонжеронов из магниевого сплава. На верхней части отсека расположены бугель и упорные площадки для подвески ракеты, а так же разъёмные клапаны арматуры воздуха высокого давления и топливной. Приёмники воздушного давления установлены по бокам передней части отсека, перед крылом. В нижней части находится турбонасосный агрегат подачи топлива. Полная заправка ракеты составляет 1873 литра горючего (авиационный керосин).

В хвостовом отсеке размещена аппаратура дистанционного управления, автопилот 2ЕС-V, антенны двусторонней связи и система энергоснабжения. На переднем гермошпангоуте отсека закреплены баллон сжатого воздуха, гидроаккумулятор и гидронасос. Антенны, находящиеся в задней части отсека, прикрыты радиопрозрачным обтекателем. Передающая антенна ответчика 2ЕС-IV-2 установлена в основании киля и так же закрыта радиопрозрачным обтекателем.

 

 

 

post-9045-0-22654000-1402861895.jpgpost-9045-0-67163000-1402861905.jpg

 

 

В целях улучшения условий работы воздухозаборника и упрощения расчётов, двигатели вынесены в отдельную гондолу с лобовым воздухозаборником. На подвеске воздухозаборник прикрыт сбрасываемым обтекателем. В качестве силовой установки используются два двигателя М-9ФКМ-1, созданные на базе РД-9. Главные отличия состоят в уменьшенном ресурсе, облегченной конструкции и отсутствии ряда агрегатов. На двигатели установлены стартер-генераторы для обеспечения пуска в воздухе и последующего снабжения электроэнергией систем ракеты в течение всего полёта.

 

 

 

post-9045-0-73325600-1402862544.jpg

 

 

Крыло площадью 4,85 м2 выполнено со стреловидностью 36,5° по ? хорд и толщиной 6%, размах – 4360 мм. Элероны площадь по 0,526 м2 расположены в средней части, с некоторым смещением к корню крыла, их отклонение составляет ±12,5°. Хвостовое горизонтальное оперение выполнено в виде литых панелей из магниевого сплава и является цельноповортным с углами отклонения +20° и -15°. Площадь хвостового оперения 1,14 м2, размах – 2520 мм, угол стреловидности по передней кромке – 48,6°, на концах установлены весовые компенсаторы. Вертикальное оперение выполнено так же цельнолитым, стреловидность киля по передней кромке – 25,6°, площадь – 0,912 м2.

 

 

 

post-9045-0-22395600-1402862577.png

 

 

Управление ракетой осуществляет аналоговый автопилот, построенный на базе трёхкоординатной гиростабилизированной платформы с двумя шарнирно соединёнными гироскопами, принимающий команды телеуправления по двусторонней линии передачи «борт-носитель» и сигналы радиолокационной ГСН. В состав бортового оборудования так же входят радиовысотомер, приёмник воздушного давления, датчики угла атаки и угла сноса. Для обеспечения сопровождения ракеты, под килем установлены остронаправленные антенны ответчика. Разнесение частот приёма и передачи транспондера в разные диапазоны исключает срыв сопровождения ракеты под воздействием ответных импульсных и шумовых помех. Приводы управляющих поверхностей электрические, с гидроусилителями в каналах крена и тангажа.

Радиолокационная ГСН работает в диапазоне частот 8~10 ГГц и служит для обнаружения, автоматического захвата и сопровождения надводной цели, а так же выдачи сигналов управления автопилоту. Определение угловых координат цели дифференциальным методом осуществляется благодаря моноимпульсной схеме построения антенны с четырьмя излучателями.

 

 

 

post-9045-0-38063100-1402861962.png

 

 

 

Принцип работы дифференциального метода определения угловых координат в одной плоскости (из учебника «Ракетный комплекс К-12»).

 

 

При работе РГСН на излучение формируется однолепестковая остронаправленная диаграмма, благодаря подбору длин волноводов излучателей. При работе на приём, формируются четыре лепестка, симметрично отклонённых от оптической оси антенны и пересекающиеся по уровню мощности 0,4. Угол рассогласования между осью равносигнальной зоны и направлением на цель вычисляется сравнением уровней сигналов, принятых противоположными приёмниками в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

При работе в режиме "поиск", антенна сканирует поле обзора размером ±10° по вертикали и ±15° по горизонтали, равносигнальная зона при этом совершает колебательное движение с частотой 3 герца по углу места и 0,5 герца по азимуту, описывая синусоидальную траекторию. Таким образом, полное сканирование поля обзора происходит один раз в секунду. В случае отсутствия сигнала обнаружения цели в течение определённого времени, по достижению крайнего положения оси равносигнальной зоны по азимуту, вырабатывается сигнал смещения поля обзора и сканирование происходит в секторе ±45° по азимуту за 3 секунды. Амплитуда колебаний по углу места так же увеличивается до +10°/-20°.

 

 

 

post-9045-0-01093800-1402861964.png

 

 

С целью улучшения селективной способности ГСН, захват цели на автосопровождение происходит в два этапа. На первом этапе запоминаются координаты четырёх обнаруженных целей и средняя мощность отраженного от них сигнала. При каждом походе сканирования информация о целях уточняется и усредняется. Запоминающее устройство состоит из четырёх прецизионных конденсаторов, заряжаемых током, пропорциональным мощности отраженного от цели сигнала. Компаратор попарно разряжает конденсаторы, до нулевого заряда в одном из сравниваемых. Таким образом, конденсатор, сохранивший ненулевой заряд и является номером приоритетной цели. В соответствии с полётной программой, на втором этапе происходит захват цели исходя из заданного приоритета (атака главной цели или вспомогательной). Управление антенной переходит к автомату сопровождения, который направляет её на выбранную цель. В режиме сопровождения ось равносигнальной зоны совершает только простые движения вверх-вниз и вправо-влево для обнуления угла рассогласования с направлением на цель, чем и осуществляется её сопровождение.

Помехозащищенность ГСН достигается введением стробирования сигналов по дальности и относительной скорости. Во время работы автомата сопровождения цели, селектор ложных целей получает непрерывные сигналы пропорциональные дальности и относительной скорости цели. В случае скачкообразного изменения сигнала или сигналов (как результат действия помех или ложных целей), происходит срабатывание режектора и команды управления антенной блокируются, вновь переходя к сопровождению истинной цели. Если истинная цель неразличима за помехой, селектор ложных целей продолжает выдавать в автомат сопровождения координаты мнимой цели (но последнему известному закону её движения) до момента вскрытия помехи.

Устойчивость к наиболее распространённым импульсным несинхронным помехам осуществляется линией задержки и схемой совпадения в независимом блоке селектора ложных целей. Принятый сигнал задерживается на время, точно соответствующее частоте повторения зондирующих импульсов, после чего поступает в сумматор с «чистыми» (не задержанными) ответными импульсами. В результате схему проходят только те ответные импульсы, период следования которых в точности равен периоду следования излучаемых сигналов, а помехи будут отфильтрованы.

В целом, не смотря на высокую эффективность, именно селектор ложных целей был наиболее проблемным блоком ГСН, ввиду высокой сложности поставленных задач и несовершенства аналоговой техники.

 

 

 

V. Основные тактико-технические характеристики:

 

 

Размах, м

 

 

4,25

 

 

Длина, м

 

 

10,5

 

 

Площадь крыла, кв.м

 

 

7,6

 

 

Размах горизонтального оперения, м

 

 

2,1

 

 

Высота, м

 

 

2,35

 

 

Диаметр корпуса, м

 

 

0,97

 

 

Масса стартовая, кг

 

 

4980

 

 

Масса БЧ, кг

 

 

1079

 

 

 

 

Или СБЧ

 

 

Дальность пуска, км

 

 

280

 

 

Высота пуска, км

 

 

1,5-10

 

 

Максимальная скорость на траектории, км/ч

 

 

3020~3050

 

 

 

 

(2,75 М)

 

 

 

 

 

VI. Иллюстрации.

 

 

 

 

post-9045-0-03639400-1402862668.png

 

 

 

Реконструкция внешнего вида Х-12С по имеющимся чертежам и материалам. На киле нанесён номер самолёта-носителя – ракеты заранее подготавливались для подвески к конкретным самолётам.

 

 

 

 

post-9045-0-55508000-1402862673.png

 

 

 

Х-12С со снятым радиопрозрачным обтекателем – видна антенна ГСН и первый шпангоут набора. Компьютерная реконструкция внешнего вида по имеющимся чертежам и материалам.

 

 

 

 

post-9045-0-90689700-1402862663.jpg

 

 

 

Х-12С в полёте. Компьютерная реконструкция внешнего вида по имеющимся чертежам и материалам.

 

 

 

 

[1] «Барсук» (Badger) – кодовое название бомбардировщиков Ту-16 в системе обозначений НАТО.

 

[2] «Копчёная селёдка» (Kipper) – кодовое название ракет К-10 и Х-12 в системе обозначений НАТО.

 

[3] Морская ракетоносная авиадивизия.

 

[4] Специальное конструкторско-технологическое бюро.

 

[5] Как позднее установило следствие, с наибольшей вероятностью это был обрывок троса из системы заряжания ракеты. Эксперимент показал, что при неправильных действиях расчёта во время подвески ракеты, возможно закусывание троса с последующим его обрывом.

 

[6] Редиотехнической разведки.

 

[7] Chief Petty Officer Bernard Carrington за этот поступок был удостоен Медали Военно-морского флота и Корпуса морской пехоты США (Navy and Marine Corps Medal), посмертно.

Изменено пользователем Neznaika1975

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Очень впечатляющая работа. Да.

Но... А почему только Ту-16?

Зачем бак из нержавейки для керосина? Он несущий? Синтин пробовали? Добавки в топливно, как для ту-22м3 вводили?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Работа великолепная. Единственно не понял - Х-22 и Ту-22 в альтернативе будут или нет? И если нет, то Ту-16 будет основной машиной МРА вплоть до 80-х?

Изменено пользователем Mihael

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Очень впечатляющая работа. Да.

Спасибо .

Но... А почему только Ту-16?

Не только , но комплекс К-12 состоит именно из Ту-16К-12 и Х-12С .

Зачем бак из нержавейки для керосина? Он несущий?

Да - несущий , с подкреплением .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Единственно не понял - Х-22 и Ту-22 в альтернативе будут или нет? И если нет, то Ту-16 будет основной машиной МРА вплоть до 80-х?

Х-22 не будет вообще , развитие ракет пойдёт по иному пути . Ту-22 будет , но несколько иной .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Штор надо поправить на Шторм.

Так понравилось но вроде как КСР-5 ИНТЕРЕСНЕЕ ВЫГЛЯДИТ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Штор надо поправить на Шторм.

Оппа , поправил .

Так понравилось но вроде как КСР-5 ИНТЕРЕСНЕЕ ВЫГЛЯДИТ.

При такой версии развития событий , После К-10 будут уже совсем другие ракеты ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

При такой версии развития событий , После К-10 будут уже совсем другие ракеты ...

На двигатели установлены стертер-генераторы для обеспечения пуска в воздухе и последующего снабжения электроэнергией систем ракеты в течение всего полёта.

Дас ист СТЕРТЕР?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

"Хвостовое горизонтальное оперение выполнено в виде литых панелей из магниевого сплава" и "Максимальная скорость на траектории, км/ч 3020~3050 (2,75 М)" ни хрена не сочетаются. Сгорит это оперение к бениной маме.

Изменено пользователем dragon.nur

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ни хрена не сочетаются. Сгорит это оперение к бениной маме.

Расскажите это ХВ-70 "Валькирии" . Она то не в курсе - летала на 3М и нагревалась всего до 300~330°С ( кромки , обшивка вообще 200~260°С ) и гореть решительно отказывалась . Термостойкие литьевые магниевые сплавы не редкость , к ним же относится и указанный в статье . К тому же имеются и термостойкие лако-красочные покрытия , сохраняющие свои свойства и при гораздо более высоких температурах .

Так что , решительно не вижу никакого несоответствия .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

"Валькирия" летала высоко, ракете на финишной стадии перед самым подрывом надо войти в плотные слои, а там кинетическим нагревом уже сильно поджарит. Но в целом не сочтите за придирку, очень хорошо проработанная история и железка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

"Валькирия" летала высоко, ракете на финишной стадии перед самым подрывом надо войти в плотные слои, а там кинетическим нагревом уже сильно поджарит. Но в целом не сочтите за придирку, очень хорошо проработанная история и железка.

На малой высоте у неё уже и скорость будет не 2,75 ( но около того ) . Но я что-то не помню , чтобы современные истребители на таких скоростях плавились и горели .

К тому же , реальные ракеты типа той же Х-22 вполне себе летают на подобных скоростях и выполнены из примерно тех же самых материалов .

Ракета изделие одноразовое , ей не надо выдерживать циклы "нагрев-охлаждение" сотни раз , на один полёт уж точно хватит .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Поздравляю! Отличная работа!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ракете надо попасть в эпсилон-окрестность цели, а 0.05 градуса разноточности установки рулей (самый мизер при неравномерном короблении/оплавлении рулей) при пологом пикировании на цель на 2.5 М и вхождении с 22 км в "условно плотные" с половины дистанции (с 11 км высоты, 10-15 дальности) могут дать аж 2-3 км промаха, причём СУ по сигналам ГСН может банально не успеть отреагировать, либо ракету волчком закрутит. Титаниум наше фсио, а у 22, КЯП, в оперении именно он :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ракете надо попасть в эпсилон-окрестность цели, а 0.05 градуса разноточности установки рулей (самый мизер при неравномерном короблении/оплавлении рулей) при пологом пикировании на цель на 2.5 М и вхождении с 22 км в "условно плотные" с половины дистанции (с 11 км высоты, 10-15 дальности) могут дать аж 2-3 км промаха, причём СУ по сигналам ГСН может банально не успеть отреагировать, либо ракету волчком закрутит. Титаниум наше фсио, а у 22, КЯП, в оперении именно он :)

Ну пусть носок будет из чугуниума как Миг-25, титан как-то дороговато.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну пусть носок будет из чугуниума как Миг-25, титан как-то дороговато.

Вот и мне подумалось , в крайнем случае - стальной носок , но вполне можно и без него обойтись .

Но на ракете же автопилот с инерциальной платформой , так что неизбежная асимметрия ракеты ( технологически невозможно сделать абсолютно симметричное изделие ) и разнотяг двигателей будет компенсировать инерциалка . Для того она там и стоит ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Здравствуйте. Очень интересные факты, но есть одно "Но" которое сильно портит всю работу. В тексте использована фотография с подписью: - "Горящий «Бэйнбридж», фотография с борта советского поисково-спасательного вертолёта (из частного архива, публикуется впервые)."

В тоже время существует и такая, где виден ракетный выстрел с вышеупомянутого крейсера. Т.е. налицо явный "фотошоп". Хотелось бы уточнений, иначе возникает сомнение в целом. Заранее спасибо.

Bainbridge_Terrier.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В тоже время существует и такая

в нашей АИ такой фотографии не существует

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Здравствуйте. Очень интересные факты, но есть одно "Но" которое сильно портит всю работу. В тексте использована фотография с подписью: - "Горящий «Бэйнбридж», фотография с борта советского поисково-спасательного вертолёта (из частного архива, публикуется впервые)." В тоже время существует и такая, где виден ракетный выстрел с вышеупомянутого крейсера. Т.е. налицо явный "фотошоп". Хотелось бы уточнений, иначе возникает сомнение в целом. Заранее спасибо.

Ха-ха-ха! Лучший пост года, я считаю. Добро пожаловать на форум альтернативной истории.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Здравствуйте. Очень интересные факты, но есть одно "Но" которое сильно портит всю работу.

Хотелось бы уточнений, иначе возникает сомнение в целом.

Считаю это лучшая оценка работы коллеге Вольфрама.

С его уходом форум оч много потерял:this:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

С его уходом

Знать бы куда

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас