Авианосец Старый большевик

91 сообщение в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Год 1941.

Первые числа сентября. Операция Дервиш. Первый собранный с бору по сосенке конвой из Англии в Мурманск с номером PQ-0 выгрузился в Архангельске, по пути обратно собрашись отправить оставшиеся на борту Харрикейны 151-го крыла RAF своим ходом на аэродром под Мурманском... Не очень удачно получилось. Авианосец Аргус получил повреждения на переходе и был вынужден встать в Молотовске на ремонт. Кораблестроительный завод №402 обеспечил авианосцу ремонт повреждений (первый, но далеко не последний случай межрейсового ремонта конвойных судов на заводе №402) и в конце сентября, с обратным конвоем QP-1, Аргус вернулся в Британию. Но опыт и мысли большого числа умных и способных инженеров, задействованных в работе на Аргусе(68% кадров завода составляли репрессированные, и, порой, весьма творческие люди) никуда не делись.

Год 1942.

17 января. Прибытие конвоя PQ-8, потрепанного подводными лодками Кригсмарине. Поврежден торпедой советский транспорт «Старый большевик», ушедший в Англию с QP-1, потоплен корабль сопровождения «Матабель». Транспорт поставили на ремонт на том же заводе №402. Другого просто не было. А уже моряки, между прочим, рассказали инженерам о широко распиаренном в Британии недавнем подвиге авианосца Одэсити, переделанного из трампа Ганновер, который ценой собственной жизни спас конвой.

Несмотря на загрузку строительной и ремонтной программой, на заводе нашлись гении, которые предложили превратить Старого Большевика в авианосец по примеру Одэсити. Хватило только слухов и горячего желания сделать полезное. В итоге над довольно прочным и устойчивым кораблем появилась выставленная поверх палубы и даже рубки площадка из бревен и досок - а что, по проекту допускалась высота груза леса в 4 метра, а здесь было примерно столько же. Дополнительное оборудование отсутствовало.

Вообще идей было две - сделать авианосец для сухопутных машин или плавбазу для гидросамолётов. Но с гидросамолётами возник затык, и второй вариант тихо пропал. Авиагруппой предполагались пара-тройка У-2 в варианте легкого бомбардировщика с ленд-лизовскими 250-фунтовыми глубинными бомбами Мк-8 или Мк-9, «кукурузник» мог поднять одну такую или даже две. От атакующих подводных лодок этого было бы вполне достаточно.

Когда информация дошла до верхнего руководства, не то что был готов проект, а помост уже сколачивался на палубе ремонтируемого лесовоза, а на одну отмеренную на земле площадку ровно с помост размерами учились примащиваться самые безбашенные летуны на У-2. Зимой, в полярную ночь... Это им не мешало.

Вдобавок они изрядно дополнили проект. Дополнение было довольно важным и полезным: для защиты корабля и конвоя от вражеских самолётов, разведчиков и бомбардировщиков, в авиагруппу включались истребители, один или два поликарповских биплана. Но оно же сделало проект гораздо более сложным - «ушка» имела посадочную скорость в каких-то 70 километров, и палубы ей хватало за глаза. Истребитель И-15бис сесть на воду мог только один раз, а длины получающейся летной палубы ему хватало примерно на половину пробега. Корабельщикам и авиаторам пришлось изрядно потрудиться головой, чтобы решить проблему. Первые предложили переставить истребители с колес на поплавки, как уже делали с другими самолётами, например, с тем же У-2. Вторые, не желая становится морскими бакланами, стали конструировать хоть какую-то систему для торможения самолёта при посадке.

Летчики успели первыми. Их эрзац-аэрофинишер должен был состоять из прочного троса, серединой лежащего на летной палубе, а концами закрепленный на бортовых кранах. На самолёт снизу прицеплялся крюк(на жаргоне «грабли»), который и зацеплялся при пробеге за трос. Трос натягивался, краны поворачивались, самолёт тормозил.

Кораблестроители всё-таки были не авиаторами, и потому, изрядно посмеявшись над схемой, они взяли её в работу.

Наверху о проекте узнали уже в феврале. Проект, осведомившись о сроках реализации, всё-таки одобрили. И даже больше - такой модернизации был так же подвергнут ледокол «И. Сталин», попавший под бомбовый удар во льдах 15 января и с 26 числа стоявший там же на ремонте.

Каким образом всё это делалось?... Всяким. Кто хочет - ищет способы, кто не хочет - ищет причины. Те труженики искали способы.

К моменту доведения до готовности лесовоза и ледокола, к концу марта 1942-го, были подготовлены и самолёты - 5 У-2 и 7 И-15бис и И-153. На кораблях прочно обосновались авиатехники и механики с набором запчастей и топлива, а все пилоты изрядно налетали взлётов и посадок на макетах палуб и самих палубах новейших советских авианосцев, покуда не выходивших в море.

Конвой PQ-13 прибыл в Мурманск 30 марта, отставшие дошли 1 апреля, и ряд судов требовал срочного ремонта. Корабли отправили в Молотовск на завод №402, на ремонт, и прямо там потрепанные грузовозы встретились с советскими авиаматками. Капитаны конвоя, потерявшего от атак Люфтваффе и Кригсмарине по два торговых корабля, горячо одобрили идею и, узнав о сроках, осведомились, нельзя ли заказать такое обслуживание и им. Теплоходы «Эмпайр Купер» и «Ривер Афтон» получили и ремонт, и модернизацию.

Лесовоз «Старый Большевик», обкатав свою авиагруппу на море и погрузив несколько тысяч тонн русского леса, убыл в Англию в составе обратного конвоя QP-10 10 апреля. На его летной палубе были четыре самолёта отдельной особой морской авиаэскадрильи - два У-2 и два «биса».

Конвой был обнаружен и атакован бомбардировщиками Ю-88 с авиабазы в Банаке 11 апреля. Потери конвоя - два поврежденных близкими разрывами корабля. Несколько Ю-88 сбито зенитным огнем.

Конвой был атакован субмариной У-436 ночью 13 апреля. Потоплен советский пароход «Киев». У-2 летчика Васильева, несмотря на ночь, взлетел, обнаружил, атаковал и вынудил всплыть субмарину, которая была уничтожена судами эскорта.

Конвой был атакован Ю-88 утром 13 апреля. Поврежден британский трамп Гарпалион. Сбито несколько Ю-88, поврежден огнем стрелков и разбит при посадке на палубу И-15бис летчика Газманова.

Конвой успешно прибыл в Рейкъявик 21 апреля.

Авианесущий ледокол «И. Сталин» был задействован, кроме обычной грузовой и ледокольной деятельности, в сопровождении конвоев в советской зоне ответственности с 11 апреля. Обкатку авиагруппы в составе 1 У-2 и 2 И-15бис проводили уже на ходу.

Сопровождались конвои c QP-11, встречались конвои с PQ-13. Сбито и повреждено(недостоверно) несколько самолётов, обнаружено, отогнано и повреждено несколько субмарин.

Модернизируемые до типа «торговый авианосец» корабли «Эмпайр Купер» и «Ривер Афтон» были готовы только в июне. Причиной задержки стало как изменение проекта под корабли, так и поставка ряда оборудования(считай, нормальные аэрофинишёры) из Англии. Но получившиеся корабли не уступали MAC'ам британской перестройки, первый из которых только начинал модернизацию на верфях Великобритании. Авиагруппа на них комплектовалась советскими летчиками и самолётами У-2 и И-153К (И-15бис для палубы обозвали «Бис-К»).

Корабли присоединились к обратному конвою QP-13, выходящему из Мурманска 27 июня 1942-го.

Авианесущий лесовоз «Старый Большевик», после разгрузки, погрузки, мелкого ремонта и восстановления летной палубы, вышел в СССР в составе конвоя PQ-17 27 июня 1942 года. На борту корабля находились один Бис-К и два У-2.

Он получил широкую известность и высокую оценку британских моряков.

- Сэр, но это очень плохой авианосец!

- Заметьте, сэр, полгода назад у русских не было даже такого.(из диалога неизвестных офицеров Королевского Флота).

Наличию в составе конвоя «даже такого» авианосца были очень рады пилоты Си Харрикейнов Mk.Ia с CAM-шипа «Эмпайр Тайд», которым теперь предоставлялась возможность не утонуть в Северном Ледовитом Океане.

До 1 июля, когда конвой PQ-17 был обнаружен противником, из 35 грузовозов конвоя обратно повернули два. В полдень 1 июля над конвоем появился и довольно быстро ушёл Fw-200. Запуска истребителей не производилось.

С вечера 1 июля конвой был под наблюдением подводных лодок. Им противодействовали 17 кораблей эскорта - тральщики, траулеры, корветы и эсминцы - и практически постоянно патрулирующие У-2, периодически сменяющиеся.

Вечером 2 июля конвой атаковали гидросамолёты Хе-115. И-15бис с «Большевика» поднялся на перехват. Конвой потерь не понёс, потери атакующих - два уничтоженных перехватчиком и зенитчиками гидросамолёта.

С 3 июля конвой постоянно находился под наблюдением гидросамолётов-разведчиков Bv-138. Пилотом И-15 несколько раз предпринимались попытки отогнать наблюдателей, но безуспешно - высотные и хорошо вооруженные гидропланы не подпускали «чижа» на дистанцию атаки.

4 июля в 5 утра по местному времени одиночным торпедоносцем Хе-115 был подбит транспорт «Кристофер Ньюпорт». Корабль потерял ход и был оставлен экипажем. Истребители на перехват не поднимались.

- Прошляпили, гадину такую! - помахал вслед улетающему торпу боцман с «Большевика».

С полудня 4 июля к гидросамолётам-наблюдателем присоединились бомбардировщики Ю-88. И-15бис на «Большевике» и Харрикэт были приведены в боевую готовность. Через некоторое время большая группа Ю-88 атаковала конвой с пикирования. Оба истребителя устремились на перехват. Атака была пресечена и рассеяна. Тем не менее, одиночные самолёты периодически пытались атаковать, но И-15 успешно их пресекал.

В 13.40 запас топлива у Харрикэта подошёл к концу, и он попытался совершить посадку на «Старый большевик».

- Ok, guys, i'm going to landing, - прохрипело радио голосом британского пилота.

- Заходит, нормально заходит, - крикнул наблюдатель.

- С палубы, …, бегом! - заорал боцман. Немногочисленные зеваки шустро спрятались внутрь.

Вжжж... И треск, и удары дерева о дерево. Наблюдатель, тоже сваливший с палубы, а то всякое бывает, вылез обратно и заорал, мешая русские и матерные слова:

- Этот … разбился! Палубу … нам подломал, и, …, в «биса» влепился! … …!

- О-кей, Джонни, я сел. Будь осторожен, здесь слишком тесно, - сдержанно произнес летчик Ройял Нэви в ларингофон, глядя на застывшее в десятке сантиметров от своего лица острое крыло русского истребителя.

После неудачной посадки два истребителя из трёх были выведены из строя, а У-2 потеряли возможность взлёта. Остался один катапультный Харрикэт на CAM-шипе.

В 17.00 конвой атаковали торпедоносцы Хе-115, но их атаки пресекались зенитчиками. В 20.22 атаковали торпедоносцы Хе-111. Зенитным огнем были сбиты несколько самолётов. Харрикэт не запускался. Потери конвоя - потоплены транспорты «Нэйварино» и «Уильям Хупер», поврежден танкер «Азербайджан».

- А если бы наш «бис» был цел... - по-новой завел волынку матрос.

- Молчи, и без тебя тошно.

В 22.40 эскадре прикрытия поступил приказ уходить. К ним присоединились эсминцы. Подводным лодкам прикрытия был отдан приказ действовать самостоятельно.

С транспортами остались только корветы, тральщики, траулеры ПЛО и корабли ПВО, всего 13 кораблей. Экипажи транспортов были деморализованы.

Ещё более деморализующим были действия эскорта. Корабли охранения на максимально возможной скорости покинули конвой, направившись на восток.

Вполне логичным на этом фоне является приказ старшего оставшегося командира эскорта капитана корабля ПВО «Позарика» каперанга Дж. Джонси, обращенный к кораблям эскорта - «Рассредоточиться и следовать самостоятельно», после чего «Позарика», прихватив два тральщика для ПЛО, устремилась на восток. И так же логичным является запрет Джонси, высказанный капитану корабля ПВО «Паломарес», в формированнии малого конвоя из семи ближайших транспортов и пяти кораблей охранения.

В результате ночью с 4 на 5 июля корабли конвоя разбегались в разные стороны и разными группами. Так, одну из групп собрал траулер ПЛО Айршир, прихватив корабли Айронклэд и Трубадур, а так же Сильвер Сод.

- Эй, кэптен! - зашуршала рация на советском лесовозе: - Не сопроводите ли нашу даму до порта?

- Это с Болтон Кастл, капитан, - добавил радист к телеграмме.

- Передай ему добро, пусть присоединяется.

Вокруг пары русских кораблей, «Азербайджана» и «Старого Большевика», тоже группировались корабли. К ним присоединился CAM Эмпайр Тайд, транспорты Болтон Шип и ещё несколько других. А чуть позже - и катапультный гидроплан Вальрус с крейсера «Норфолк», который был отправлен на разведку маршрута восточнее, противника не нашёл, и базового корабля по возвращению тоже. Гидроплан прихватили с собой. Экипажи Вальруса и поломанного Харрикейна влились в авиаотряд «Старого Большевика».

- Капитан, а не слишком будет? - уточнил старпом.

- Не слишком, - буркнул капитан: - Если дойдём, нам все спишут, а не дойдем, и вовсе один хрен.

5 июля с 7 утра на идущие поодиночке транспорты набросились субмарины. Были уничтожены транспорты «Карлтон» и «Эмпайр Байрон». Это вынудило ещё нескольких капитанов присоединиться к небольшому каравану, вокруг которого, взлетев с воды, уже наматывал круги одинокий «Вальрус». Палубу на корабле ещё только чинили после аварийной посадки Харрикэта.

Во второй половине дня к атакам присоединились пикировщики Ю-88. К 17 часам повреждения истребителя И-15бис были по большей части устранены силами технической команды корабля, проломы в палубе заделали, и он смог подняться и вступить в бой с тройкой Ю-88, атаковавших идущий на соединение с группой грузовоз «Сэмюэль Чейз», вынуждая их прекратить атаку.

К 18 часам к группе транспортов, собираемых авианесущими кораблями, присоеднились находящиеся неподалеку корабль ПВО «Паломарес» и три тральщика. К этому моменту потери конвоя после рассеяния уже составили семь судов, а потери группы «Старого Большевика» - 0!

Экипажи У-2 к этому моменту уже полностью израсходовали невеликий запас глубинных авиабомб и перешли к использованию импровизированных бомб из переделанных 45-мм и 76-мм снарядов к орудиям советского корабля. Вся переделка заключалась в прикручивании деревянного стабилизатора из четырех досок. Это оружие в принципе помогало сбивать лодки с боевого курса, но не причиняло субмаринам в подводном положении особого вреда. Впрочем, на основную задачу обнаружения лодок до или хотя бы в момент атаки это никак не влияло.

- Нна! - летнаб У-2 недрогнувшей рукой запустил трехкилограммовый снаряд в бурун перископа немецкой лодки. Снаряд лишь бесполезно булькнул в ответ. Лодка и вовсе не почесалась. Но британский корвет уже спешил на помощь.

6 июля к 23 часам в пролив Маточкин Шар меж островами Новая Земля вошла большая часть уцелевших кораблей конвоя PQ-17. Часть одиночных транспортов была уничтожена уже на подходе.

7 июля утром оставшиеся корабли, перестояв ночь, двинулись на юг. Всего 12 судов охранения и 18 транспортов, включая «Старый Большевик».

Вечером 8 июля конвой попал у южной оконечности Новой Земли в тяжелые льды и туман. Кораблям пришлось разворачиваться и двигаться обратно практически поодиночке. В координации конвоя изрядно помогли все те же самолёты, собирая корабли в тумане. В процессе метаний был бесследно потерян «Вальрус» с английским экипажем.

Вечером 9 июля конвой вышел из тумана и двигался к Архангельску. После обнаружения конвоя разведчиком Bv-138 с 22 часов начались новые атаки бомбардировщиков Ю-88. Был использован последний Харрикэт и снова взлетел подремонтированный за эти дни И-15. Были повреждены два транспорта и корвет, один из транспортов пришлось бросить. Оба истребителя были потеряны в бою, пилотов подобрала спасательная команда с Эмпайр Тайд.

На кораблях к этому моменту был израсходован практически весь боезапас.

10 июля в 11.00 конвой был снова атакован Ю-88. Под занавес появились истребители прикрытия Пе-3 из 95 ИАП, наведенные по радио с «Большевика», но ещё один транспорт был поврежден.

Тем не менее, 10 июля около 15 часов эта часть конвоя PQ-17 прибыла в Архангельск. 24 июля в Архангельск прибыла группа траулера Айршир в составе траулера и четырех транспортов. 28 июля прибыло последнее судно конвоя. Итого - 22 транспорта из 33. Из них семнадцать были спасены благодаря «советскому авианосцу».

Успех «Старого Большевика» был налицо.

Ну и торговые авианосцы из конвоя QP-13 добавили жару, отловив подлодку У-88 и отправив её на дно - с помощью эскорта, естественно. К сожалению, из-за ошибки наблюдателя на крейсере Найгер, уже на подходе к Исландии крейсер и шесть кораблей, включая ТАв «Ривер Афтон», влезли на минное поле и дружно затонули. Впрочем, это не помешало уцелевшему ТАв произвести небольшой фурор в Британии. Реклама ведь.

Отдельной строкой вписался авианесущий ледокол «И. Сталин». Его участие в поиске судов и экипажей распущенного конвоя PQ-17 свелось в итоге к тому, что ледокол стал импровизированной плавбазой поисковых гидросамолётов. МБР-2 из 49-й отдельной разведывательной эскадрильи и 118-го ОМРАП, требующие просушки корпуса после каждого приводнения, получали её на летной палубе ледокола и значительно увеличили свои возможности по поиску потерянных судов и их экипажей, радиус поиска и время пребывания в море. Так же ими были неоднократно обнаружены подводные лодки.

Последовал разбор полётов. По всем выполненным и невыполненным задачам.

Против разведчиков И-15бис со «Старого Большевика» имел строго отрицательные шансы, И-153К с Т-Авов конвоя QP-13 шансы имели повыше, но тоже не сильно отличные от нулевых.

Против атакующих бомбардировщиков и торпедоносцев шансы на срыв атаки у обоих бипланов были примерно одинаковыми и очень неплохими. До окончания боеприпасов, естественно.

К У-2 так же имелись претензии. Малая нагрузка, открытая кабина, не очень удобная в условиях Северного Ледовитого Океана, плохая приборная оснащенность... И в общем-то всё. «Кукурузники» с противолодочным поиском справлялись отлично, а мелкие бомбы из артснарядов спасли один У-2, когда атакованная субмарина всплыла, собравшись использовать зенитные орудия против наглого самолётика.

Проблема новой авиации для советских авиаматок поднялась до самого высокого уровня, а так как авиаматками стать готовились ещё два советских корабля - ремонтируемый на заводе №402 танкер «Азербайджан» и однотипный со «Старым большевиком» лесовоз «Севзаплес», то встал вопрос о технике специальной разработки.

В процессе постановки вопроса кто-то из иерархов вспомнил конструкторскую пару Шевченко-Никитин и их «складные» истребители ИС. Как бы не сам Сталин, в чью честь и назвали эти истребители.

Летчика-испытателя Владимира Шевченко выдернули с фронта, конструктора Никитина - из заводского КБ, и поставили перед ними задачу срочно восстановить самый последний из готовых вариантов их истребителя, то есть ИС-2 с М-88, да ещё вдобавок переделать его под требования корабелов - складные консоли верхних крыльев, тормозные грабли нормального вида, ну и всякие мелочи вроде радиооборудования. Теперь все претензии к «складенышам» вроде высокой цены и сложности пасовали перед нужностью, пусть и в малых количествах.

С противолодочником помог конструктор Шавров. Проект шестиместного гидроплана из 1940-го, Ш-7, не нашёл себе места в серии в связи с началом войны - испытания закончились в июне 41-го, и точно так же Ш-7 не нашёл себе места в войне. Но теперь место было. Ш-7 был поднят из архива, доработан для лучшего выполнения задачи противолодочного поиска - в любое время и в любую погоду - оснащен подвесками для бомб и запущен в работу. Истребителями, пока не были готовы ИСы, остались Чайки И-153. Для переделки в палубные постарались подобрать наиболее сильно вооруженные модификации - с пулеметами БС и пушками ШВАК. Попытки использовать ленд-лизовские Харрикейны по примеру британцев не увенчались успехом - взлететь с макета палубы самостоятельно изношенный подопытный Харрикейн не смог и на этом тему закрыли.

Со следующим конвоем в Британию и из неё было сложно. Британцы упирали на разгром конвоя, советские товарищи резонно возражали, что разгром по большей части дело рук самих британцев...

«Вы согласны обеспечить проводку конвоя своим _авианосцем_?» - задавали провокационный вопрос британцы: «У нас свободных нет.»

«Вы совершенно точно знаете, что «Большевик» - не полноценный авианосец, даже конвойный» - отвечали им из СССР. И тщетно ждали новых конвоев PQ.

А пока на свой страх и риск советские грузовозы в одиночку прорывались через океан.

27 июля в Исландию ушёл и «Старый большевик» с грузом леса.

29 июля лесовоз был атакован небольшой группой торпедоносцев Хе-115, но сумел увернуться от всех торпед, а палубные И-153К уничтожили два самолёта противника.

2 августа корабль успешно прибыл к Исландии.

Кроме него, успешные рейсы совершили ещё три советских теплохода - «Дзержинск», «Кузнец лесов» и «Комилес», и ряд иностранных.

Также в капельных перевозках был задействован крейсерский отряд США, т. н. операция «Неторопливый бег». Крейсер CA-37 «Тускалуза» и два эсминца успешно прибыли в Мурманск 22 августа.

Не закрывалась и навигация по Севморпути.

8 августа из Архангельска вышел небольшой конвой в 9 грузовозов и танкеров. Также в составе конвоя для его проводки во льдах и прикрытия присутствовал вооруженный авианесущий ледокол «И. Сталин».

15 августа истребитель И-153К со «Сталина» успешно отогнал разведчик Bv-138.

Операция Вундерланд, рейд тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» в Баренцево и Карское моря, проводилась с 16 по 30 августа.

18 августа, пройдя под туманом и облачностью, что препятствовало работе разведавиации, рейдер вошёл в Карское море.

21 августа гидроплан с рейдера обнаружил советский конвой, следующий по Севморпути на восток. Немецкий гидросамолёт Ар-196 судами каравана и патрульным Ш-2 замечен не был. Из-за ошибки летнаба с Ар-196 и проблем навигации во льдах караван успешно проследовал на восток, не встретившись с рейдером.

23 августа Ар-196 обнаружил конвой на якорной стоянке во льдах возле острова Хелланд-Хансен и был сбит в воздушном бою истребителем И-153К. Капитан рейдера принял решение уходить от конвоя, прикрытого береговой или палубной авиацией. Капитан авианосного ледокола сообщил о происшествии («сбит немецкий гидросамолёт») в Диксон.

Ночью с 26 на 27 августа рейдер обстрелял порт Диксон и повредил сторожевик СКР-19 «Дежнев», после чего удалился на северо-запад.

Утром 27 августа рейдер был обнаружен гидросамолётом МБР-2 из 118-го ОМРАП с Новой Земли.

- ***ть! - выругался летчик, обнаружив в разрыве облаков германский корабль: - Вот он!

- *****! Он нам связь глушит! - ответил в тон радист.

- Атакуем?

Рядом вспухли облака снарядных разрывов.

- Нахрен! Мы ему как слону дробина! Уходим! - непоротливый, медлительный самолёт как смог быстро свалился на крыло и нырнул в облако.

Капитан рейдера, обнаружив, что его корабли уже засекли советские разведчики, принял решение уходить из района Баренцева моря. В условиях ухудшения погоды авиаразведка была невозможной.

30 августа рейдер вернулся в Нарвик.

«Старый большевик» отправился обратно в Союз в составе конвоя PQ-18 2 сентября. В составе конвоя с 9 сентября шёл эскортный авианосец Авенджер, несущий 12 Си Харрикейнов и 3 Свордфиша.

12 сентября звено перехватчиков с Эвенджера попыталось перехватить разведчик Bv-138, но потеряло его в облаках. Патрульный Свордфиш засек вдалеке подводную лодку в надводном положении, но лодка погрузилась раньше, чем самолёт приблизился. Впрочем, наведенный с самолёта эсминец эскорта лодку уничтожил.

Атаки на конвой начались 13 сентября. С 03.45 до 9.00 патрульные У-2 и Свордфиш обнаружили и отогнали три подводные лодки, атакуя их и наводя на них корабли эскорта. Но в 9 часов неизвестная лодка торпедировала и уничтожила транспорт в конвое.

В 15 часов первые шесть Ю-88 атаковали конвой, отвлекая на себя дежурное звено перехватчиков. Через 15 минут конвой атаковала вторая волна торпедоносцев, около 50 Ю-88 и Хе-111. На их пути встали оставшиеся Харрикейны и два И-153К.

В результате атаки были потеряны пять транспортов, повреждены два, и уничтожены более 10 торпедоносцев. Истребители вернулись все.

Через час конвой атаковали малой группой торпедоносцы Хе-115. Зенитным огнем и перехватчиками Си Харрикейн было сбито два самолёта.

В 20 часов атаковали Хе-111. Группа в 12 самолётов растянулась и стала легкой добычей - было сбито 7 самолётов. Ценой победы стал сбитый И-153К, пилот погиб.

После этого авианосец Эвенджер и корабль ПВО Сцилла двинулись на соединение с обратным конвоем. У PQ-18 остались только их орудия и последний истребитель с «Большевика».

14 сентября в 3.30 подводная лодка была обнаружена патрульным самолётом У-2 в момент торпедной атаки. Атака была сорвана. В 4 часа лодка была снова обнаружена с воздуха и уничтожена кораблем эскорта.

В 12.30 конвой атаковала большая группа торпедоносцев - более 20 Ю-88 и Хе-111 - с истребителями сопровождения Ме-110. Им противостояли зенитчики и 1 И-153К. Торпедоносцы, неприцельно побросав торпеды, вышли из атаки. Было сбито несколько самолётов.

В 15 часов более 20 Хе-111 с бомбами атаковали конвой с горизонтального полета и большой высоты. Ряд судов получили повреждения от близких разрывов.

Вечером ещё одна группа торпедоносцев Ю-88 попыталась атаковать, зайдя с кормовых углов. Зенитным огнем и перехватчиком было уничтожено два бомбардировщика.

15 сентября конвой скрылся в тумане. Попытки бомбардировщиков найти конвой были безуспешны.

16 сентября все атаки были отбиты без потерь.

17 сентября конвой встретили эсминцы Северного Флота. Все атаки отбиты без потерь.

18 сентября, уже в Баренцевом море, во время атаки бомбардировщиков, И-153К протаранил Ю-88. Экипажи самолётов погибли.

- Gott mit uns!...

- Хрен тебе!!...

Курносый бипланчик воткнулся в прорвавшегося через стену разрывов бомбардировщика между кабиной и мотором, в крыло. Оба самолёта, сцепившись в мгновенно вспыхнувший клубок, крутясь, упали в воду едва ли в сотне метров от борта «Кентукки»

- Hey, guys, - крикнул матрос, запихивая в зенитку очередную обойму: - Этот crazy russian, он что, всех нас спас?!

19 сентября конвой прикрывала уже береговая авиация, сбившая несколько бомбардировщиков.

20 сентября конвой прибыл в порт Архангельска, потеряв за время пути 5 транспортных судов и ни одного корабля эскорта.

Торговый авианосец «Старый Большевик», получивший повреждения от близких разрывов, встал на ремонт и модернизацию на заводе №402. Модернизировать собирались летную палубу по опыту работ на иностранных MAC и уже готовом танкере-авианосце «Азербайджан». Главной идеей модернизации был подпалубный ангар для хранения чуть большего числа самолётов, чем теперь, и подьемник, чтобы успешно и быстро доставлять их на палубу. Фактически, импровизированный ангар был и раньше - самолёт можно было подцепить краном и затащить на палубу корабля в промежуток между ней и летной палубой. Но теперь всё делалось гораздо проще. Единственно, что подъемник было решено сделать наклонным... Решение было спорным, но оказалось значительно проще в изготовлении.

Размеры авиакрыльев «Азербайджана» и «Старого большевика»-бис составили 8 самолётов. Шесть истребителей и два противолодочника. Авианесущий ледокол «Сталин» сохранил свою авиагруппу - два И-153 и один У-2.

После конвоя PQ-18, пусть и очень большого, дело у британцев опять застопорилось. Все силы и корабли отбирал «фонарик», операция «Торч», в Северной Африке.

Чтобы не терять канал совсем, торговые суда снова перешли к капельным перевозкам.

В Исландию с октября 1942 г. по январь 1943 г. самостоятельно вышли 28 транспортов, а оттуда в северные порты СССР — 13. Для обеспечения их перехода вдоль маршрута были выставлены патрули эскортных кораблей и подводных лодок.

В их числе были и танкер «Азербайджан», прошедший от Исландии, и лесовоз «Старый Большевик», вышедший из Архангельска. Корабли прошли без помех и вернулись в Советский Союз в декабре в составе конвоя JW-51A, так же без помех.

Не всем так повезло, так, 7 ноября танкер Донбасс на переходе в Исландию и патрульный сторожевик СКР-23 были уничтожены корабельной группой в составе крейсера «Хиппер» и четырех эсминцев. Это и поведение немецких моряков в Новогоднем бою привело к обсуждению вопроса оснащения авианесущих кораблей торгфлота ударными противокорабельными самолётами, способными хотя бы отпугнуть эсминцы или крейсера противника. После рассмотрения технической возможности размещения на авианесущих «торговцах» ударных самолётов достаточной грузоподъемности, а точнее, её отсутствия, было решено ограничиться установкой на истребителях нескольких направляющих для РС-132.

В декабре на заводе №402 на ремонт и модернизацию встал однотипный со «Сталиным» ледокол «Микоян», подорвавшийся на мине 26 ноября после перехода с Дальнего Востока по СевМорПути.

В новом 1943-м году на Северный Флот поступили первые самолёты ИС-2К и Ш-7К. Первый самолёт прибыл в январе. Обучение пилотов из резерва корабельных авиаотрядов проводилось до марта включительно, из активного состава - до мая, т. е. до полного укомплектования авиаотрядов техникой.

Что стоит заметить, Ш-7К допускал установку и эксплуатацию противолодочной РЛС ACV Mk.X с самолёта Свордфиш. В 1944-м году несколько Ш-7 были оснащены поставленными по ленд-лизу РЛС. А при близком знакомстве английских специалистов Ш-7ПК вызвали у пилотов Свордфишей зависть - «шапочка» имела закрытую и обогреваемую кабину.

Истребители ИС-2К в 1943-м после появления танков ИС «Иосиф Сталин» были переименованы в ИКС-2 - Истребитель Корабельный Складной.

Два советских торговых авианосца, «Старый Большевик» и «Азербайджан», совершили переход в Атлантику в составе конвоя RA-52. В связи с тем, что союзные арктические конвои после JW-53 в феврале временно прекратились, обратный переход два торговых авианосца совершили в марте 1943-го в сопровождении субмарин С-54, С-55 и С-56, совершавших переход Владивосток-Полярное и временно остановившихся в Британии на ремонт. Переход был завершён успешно, совместной атакой авиации и подводных лодок уничтожена немецкая субмарина.

На протяжении апреля-ноября 1943-го года авианосные грузовые суда «Старый большевик» и «Азербайджан», а также авианосные ледоколы «И. Сталин» и «А. Микоян» обеспечивали проводку конвоев вдоль северного побережья СССР, осуществляя противолодочную и противовоздушную оборону, перевозки грузов и проводку во льдах. Палубная авиация и гидроавиация, использующая ледоколы как базы подскока, осуществила ряд успешных перехватов атакующих самолётов и субмарин, не допустив потерь среди охраняемых кораблей.

В полярные ночи 1944-го и 1945-го авианосные грузовые суда ходили в составе союзных конвоев, полярными днями совершали самостоятельные переходы или переходы в советских северных конвоях. Авианосные ледоколы обеспечивали перевозку грузов и вождение судов во льдах. Так как начиная с 1943-го конвои сопровождались эскортными авианосцами британского и американского флотов, то проводить перестройку большего числа грузовых судов в авианосные было сочтено излишним. Единственной добавкой стали размещенные на ряде грузовых судов амфибии Ш-2 и Ш-7, "работающие" с воды.

В 1945-1946 годах авианосные грузовые суда в процессе ремонта лишились летных палуб и специального оборудования, переквалифировавшись обратно в лесовоз и танкер. Ледоколы обратной переделке не подвергались до самого списания в 60-70-х гг.

В программе военного судостроения на 1946-1955 год появился авианосец проекта 69АВ - то есть линейный крейсер «Кронштадт» было решено достроить как авианосец.

В 1953м году постройку готового на 80% корабля прекратили за полным устареванием проекта и металла и «Кронштадт» был разобран на стапеле.

Разработанные для авианосца 69АВ, построенные и испытанные истребители ИКС серия 17, 17 и 19 стали первыми в Советском Союзе (и в мире) реактивными самолётами с крылом изменяемой стреловидности, значительно повлияв на дальнейшие проекты советских самолётов.

В 1953-м году на заводе №402 крейсер проекта 68-бис «Мурманск» был заложен как авианосец проекта 68-бис-АВ. В 1955-м году корабль был зачислен в состав СФ и на долгие годы остался единственным авианосцем. Позже его дополнили авианесущие противолодочные крейсера проектов 1123 «Москва» и 1143 «Киев».

В годы перестройки было принято упоминать огромные потери советской авианосной авиации во время ВОВ как признак чего угодно. Фактически да, за весну-лето-осень 1942-го было потеряно 100% и более палубной истребительной авиации, имевшейся на апрель 1942го. А реально, были потеряны 5 истребителей в боях вокруг конвоев QP 10, PQ 17 и PQ 18, оценить же их реальный вклад в сохранение целостности судов конвоев представляется практически невозможным.

s06.jpg

первый на переделку

27.jpg

Верхний - второй.

Swordfish_mv_ancylus.jpg

Идеал

===========================

Ну-с, для затравки темы - Расскажите, в чем я неправ ;)

Изменено пользователем chameleon

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А И-153 отогнать разведчик не сможет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А если к "Семерке" или "Новику" ВПП приделать?

dd262.jpg

ukraina-big.GIF

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А если к "Семерке" или "Новику" ВПП приделать?

Вы об устойчивости подумали?

Нет, если только взлетать - то, пожалуй, можно попробовать воткнуть катапульту. Но все же дешевле будет поставить ее на сам охраняемый торговый корабль.

P.S. Я в какой-то мере реализовал идею в МТК: СССР на Черном Море использовал CAM-шипы для организации воздушного прикрытия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А И-153 отогнать разведчик не сможет?

сможет, почему нет то

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вы об устойчивости подумали?
Подумал. Придется не дрожащей рукой срезать все 4 Б-13.

Нет, если только взлетать - то, пожалуй, можно попробовать воткнуть катапульту.
Не надо катапульту - 100 метров и 30 узлов достаточно для взлета и посадки У-2 с И-15. Даже с ишаком можно попробовать.

Но все же дешевле будет поставить ее на сам охраняемый торговый корабль.
Он не сможет сопровождать ЭМ и быстроходные транспорты.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Подумал. Придется не дрожащей рукой срезать все 4 Б-13.

Я не об этом. Корабль узкий. А на полном ходу его будет сильно качать.

Не надо катапульту - 100 метров и 30 узлов достаточно для взлета и посадки У-2 с И-15. Даже с ишаком можно попробовать.

От У-2 толку на море как от козла молока.

Он не сможет сопровождать ЭМ и быстроходные транспорты.

А быстроходные транспорты НЕ водили в конвоях. Считалось, что вероятность успешного обнаружения одиночного быстроходного транспорта допустимо мала. В конвои собирали медленные корабли - которые рисковали быть обнаруженными.

сможет, почему нет то

Какой?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Какой?

гидропланы любые, пожалуй что нибудь из старья вроде Ю-86. Ну да пожалуй что Ю-88 не отгонит (скорость и потолок не те)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А доработать И-153 до моноплана?

Нижнее крыло убирается во время (перед ) боем, потом снова биплан.

Скорость будет позволять Ю-88 лучше атаковать, а бомбить с высока - не прицельно.

или переделка да еще и в ходе войны, приведет к возросшим авариям на И-153 (не доведенная конструкция, брак)

В любом случае, атаки подводных лодок у немцев теперь менее результативны (до поры-до времени)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но это не авианосец, это MAC-шип, раз без ангара.

Ну, МАС и переводится как "торговый авианосец".

упущена другая задача эскортника - отгонять немецкие самолеты-разведчики.

Не названа. Уточню.

А И-153 отогнать разведчик не сможет?

Чайка - сможет всех, Бис - возможно всех.

СССР на Черном Море использовал CAM-шипы для организации воздушного прикрытия.

http://waralbum.ru/70227/ ;)

Вот тут подробнее.

Че Бурашка

Эсминец летной палубой снабдить... Не. Трубу/рубку вытаскивать некуда(на грузовиках можно чуть вбок сместить или ещё как, а тут вбок - это корабль перевернуть), и самолёт влезет только один, и то на эту площадку(внутри места нет), и ширины у этой площадки на размах крыльев даже Чайки не хватит. И вооружения у переделки не будет вообще никакого.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А доработать И-153 до моноплана?

Пф-ф-ф-хр-р-р-ха-ха-ха!!!!!

до моноплана

Будет И-16.

Нижнее крыло убирается во время (перед ) боем, потом снова биплан

Истребитель складной.

А вообще-то И-153 -- конструкция, что называется, предельная.

На ней Поликарпов исчерпал саму концепцию "манёвренного биплана" полностью.

Выработал до донышка, после чего и полез в монопланы.

А И-153 улучшать/дорабатывать -- только портить...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

А доработать И-153 до моноплана? Нижнее крыло убирается во время (перед ) боем, потом снова биплан.

Девайсы типа ИС-1/2? Может быть. Испытания были прерваны и всё такое в связи с началом войны. Правда, его делали в Москве, могло случиться всякое...

Но согласен, для палубы он куда лучше Чайки. Но И-15/153 уже есть, а ИСов нет... Надо подумать.

А ещё кто-то когда-то делал автожиры. Но их тоже нифига нет.

Изменено пользователем chameleon

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А если самолёты снабдить поплавками?!....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Вообще - это не так уж и плохо. Патрульный противолодочник на поплавках - хорошая штука, истребитель же на поплавках - знатное извращение, но и этим страдали американцы и японцы...

Впрочем, Союз...

В Союзе уже готовы КОР-1, взлетает понемногу КОР-2, Ш-2... Но КОРов мало, пусть они и типа истребители(с одним 7,62 пулеметом в носу, угу), а новое производство Ш-2 в 42-м только разворачивается.

Поплавки на У-2 ставили, и оно с ними летало.

Был ещё поплавковый вариант И-15, И-15М...

Интересный текстиг

http://www.plam.ru/t...ad_morem/p2.php

Но в этом есть засада - это АИ уже по авиации получается, а не по корабликам. Да и сроки, если даже и делать такую АИ, уходят за PQ-17.

Изменено пользователем chameleon

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Летающая лодка сядет при метровой волне, поплавковый -- при полуметровой (и то не факт, что не скапотирует, а гидропоплавок в виде вейвпирсера -- не индийская, а южноафриканская трава). Взлетит, но не сядет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

dragon.nur

Принял к сведению

Обновил первый пост.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И-15бис и И-153 как перехватчик против Ju-88?

Ш-2 - противолодочный самолет? С двумя 250 фунтовыми бомбами?

Очень смешно, но совершенно бессмысленно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И-15бис и И-153 как перехватчик против Ju-88?

Ю-88 как разведчик для чайки неуязвим.

Против кораблей у немцев в основном другие самолеты работали. Тот же гидроплан арадо или торпер Хе-111 чайка вполне завалит. Кстати гладиаторы у англов на авианосцах до 41 года плавали. А чайка она всяко получше будет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Можно попытаться доворужить РС.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Можно попытаться доворужить РС

Не понял, кого?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не понял, кого?

Чайку и Биса, вестимо.

=====

Опять обновил пост.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Так они и в реале вооружались рс-ами только против самолетов это так себе оружие

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Против кораблей у немцев в основном другие самолеты работали.

Да шо вы говорите? Ju-88A-4 основной, наряду с Не-111, торпедоносец люфтваффе.

Тот же гидроплан арадо или торпер Хе-111 чайка вполне завалит.

Это какой гидроплан арадо? Ar-196 что ли? Так на севере его только "Шеер" использовал.

А завалить Не-111 из четырех ШКАСов нетривиальная задача.

Кстати гладиаторы у англов на авианосцах до 41 года плавали. А чайка она всяко получше будет.

И много эти гладиаторы вражеских самолетов набили, кстати?

Не надо выдавать полный швах с истребителями в английской палубной авиации за добродетель.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ju-88A-4 основной,

согласен, ошибся

А завалить Не-111 из четырех ШКАСов нетривиальная задача.

в варианте с БС-ами будет легче

Не надо выдавать полный швах с истребителями в английской палубной авиации за добродетель

А у нас швах еще хуже

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

в варианте с БС-ами будет легче

Это который один БС и два ШКАС? Да как то не очень.

Лепить из И-153 перехватчик бомберов занятие практически бессмысленное.

Те же Харрикейны на САМ-шипах выжимали на 100 км/ч больше Чайки, т.е. могли догнать любой немецкий бомбер своего времени. А результат их боевой деятельности - 8 сбитых немцев на 8 своих потерь с 1941 по 1943 годы.

А у нас швах еще хуже

Рожденный ползать летать не может (с)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас