Абдул-Хамид II младотурок?

185 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Ныне доподлинно неизвестно,какое именно событие послужило причиной резкого изменения внешней и внутренней политики Османской Империи ,ведомой ее правителем,султаном Абдул-Хамидом II на рубеже веков.По утверждению виднейшего младо-турецкого лидера Сабахеддин-бея,формальным поводом для этого послужила докладная записка ,представленная Абдул-Хамиду генералом Иззет-пашой.В декабре 1895 г. генерал Иззет-паша, внук знаменитого великого везиря Фуад-паши, представил султану докладную записку о состоянии Турции, недостатках в системе управления и о необходимости реформ…Эта записка, составленная в почтительном тоне, но с необычайной откровенностью, разоблачала не только весь строй государственной жизни Османской империи, но и личный режим султана. Обращаясь к султану с перечислением главных причин упадка империи, Иззет-паша выдвигал ряд. мероприятий для ее спасения, которые можно сгруппировать вокруг следующих пунктов:

1) необходимость разработать определенную программу реформ;

2) уничтожить в стране систему шпионажа и доносов;

3) восстановить конституцию 1876 г

(За свою откровенность и смелость Иззет-паша понес суровое наказание: он был арестован и предан военному трибуналу, приговорившему его к лишению чинов и пожизненному тюремному заключению. Правда, после четырехмесячного пребывания под арестом, он был «помилован» султаном и под видом назначения начальником 5-й кавалерийской дивизии сослан в Алеппо.С началом же Греко-турецкой войны опальный генерал был спешно вызван во дворец султана и назначен личным советником Абдул-Хамида по военным вопросам).

Записка Иззет-паши,якобы,произвела на султана неизгладимое впечатление и после долгих раздумий,Абдул-Хамид вынужденно признал необходимость проведения самых широких государственных реформ.

Возможно,что причины резкого изменения характера Абдул-Хамида кроятся в его чрезвычайном неудовольствии от речи бывшего британского премьера Гладстона,который летом 1895 года сделал в Ливерпуле программное заявление, смысл которого сводился к тому, что давно пора «стереть с карты мира» империю «непредсказуемого Турка», как «позор цивилизации» и «проклятие человечества». Гладстон заклеймил султана как «Абдулу Великого Убийцу».Английские газетчики поспешили растиражировать речь Гладстона.

Султан Абдул Хамид проявлял чрезвычайную чуткость к отзывам газет о его личности. Значительную часть времени он уделял чтению иностранной прессы. Восхвалявшим его газетчикам преподносились богатые подарки, оказывались благосклонные приемы. Зная эту слабость султана, газетные издатели,в первую очередь британские, сделали из нее источник самого бессовестного вымогательства. Составляя намеренно оскорбительные для султана статьи, они затем сообщали ему об этом и «вымогали отступные деньги». Абдул Хамид был взбешен заявлениями Гладстона.Но Абдул Хамид не был бы султаном,если бы не проявлял необычайную гибкость ума, выдержку и умение придавать любому вопросу тот характер и направление, которые были ему выгодны в тот или иной момент.И если бы не умел ждать подходящего момента. Внешне мягкий, приветливый, уравновешенный, новый султан по натуре был жестоким, скрытным, коварным и чрезвычайно эгоистичным. Историк А. Вамбер, лично знавший султана Абдул Хамида II, писал, что не встречал другого человека с таким противоречивым характером, что в нем переплетались черты благородства и предательства, разума и ничтожества, трусости и смелости, фанатизма и хитрости.

Некоторые турецкие историки,хорошо знакомые с вопросом,напротив,утверждают,что причиной последовавших по окончании греко-турецкой войны 1897г.масштабных государственных реформ в Турции,послужили вовсе не заявления Гладстона,а слова австрийского посланника в Стамбуле, который,восхваляя победы турок над Грецией в беседе с министром иностранных дел Турции в конце декабря 1897 г. сказал: «Реформы, которые необходимы в Турции, были выработаны Европой, и их выполнение поручено было послам семи европейских держав в Константинополе до объявления греко-турецкой войны... Если бы Турция не вышла из войны победительницей, были бы представлены ей еще более серьезные требования и, может быть, было бы приступлено к расчленению Турции... Победа турок совершенно изменила политическое положение, и эта победа обеспечила существование Османской империи».Слова австрийского посланника незамедлительно были переданы Абдул-Хамиду министром иностранных дел Турции во время очередной аудиенции,после чего султан в весьма расстроенных чувствах,уехал во дворец Чераган,где в то время жил его брат Мурад-33-й султан Османской Империи, низложенный в августе 1876 года,через 93 дня после восшествия на престол,ибо с первого же дня своего правления обнаруживал явные признаки ненормальности…Это событие буквально потрясло все окружение Абдул-Хамида:хорошо зная по личному опыту, как легко совершаются в Турции дворцовые перевороты,Абдул-Хамид всегда проявлял сильное опасение за свой престол и за свою жизнь. Ему всюду мерещились заговоры и измена. Не доверяя никому, окружив себя бесчисленной стражей и наводнив всю страну шпионами и тайной полицией, Абдул-Хамид ,с некоторых пор предпочитал безвыездно жить в своем дворце, показываясь народу только раз в год на традиционном селямлике.

Султан ,к удивлению всех,взял во дворец Чераган только одного сопровождающего-начальника охраны султанского дворца Бешикташ Еди-секиз Хасан-пашу,считавшегося наиболее преданным и близким Абдул-Хамиду человеком.Позже,во дворец Чераган были вызваны Иззет-паша и Аиша Османоглу, дочь Абдул Хамида II.

Во дворце Чераган султан провел два дня. (русский наблюдатель в Стамбуле П. Цветков писал по этому поводу:Абдул-Хамид прибег к своеобразным средствам заглушить свои страхи, попросту-во дворце Чераган он предавался чрезмерному употреблению спиртных напитков.Это свидетельство косвенно подтверждает русский военный агент в Стамбуле,полковник Пешков,позднее опубликовавший свои»Константинопольские дневники» в русской печати.Он утверждал.что в беседе с одним из своих приближенных,с Иззет-пашой ,Абдул Хамид,будучи в изрядной степени подпития, говорил: «Я знаю, что окружающие меня люди грабят... Но я пока предпочитаю оставлять у власти этих старых грабителей: ведь они уже богаты, нажили себе состояние и если и продолжают грабить, то в размерах, мне известных, на мелкую взятку они уже не пойдут. Новые лица явятся голодными, с неудовлетворенными аппетитами и, конечно, будут грабить больше, пока не насытятся. Поэтому смена старых только ухудшит известное положение вещей и для меня будет невыгодной, так как старых я держу в своих руках именно тем, что прошлое их мне известно и что в случае чего-либо им придется потерять слишком многое. Они поневоле мне преданы, тогда как на преданность новых лиц, если им нечего терять, я положиться не могу.Но клянусь аллахом-дальше подобное положение вещей становится просто нетерпимым.если я не хочу ужасного и бесславного конца своего правления-я должен принять самые решительные меры.»).

По возвращении во дворец Бешикташ Абдул-Хамид повелел пригласить в Стамбул Мурад-бея, более известного, как Мизанджы Мурад, который в Египте издавал газету «Мизанджы» («Весы»). Эта газета являлась органом «Османского общества Единение и прогресс» с девизом «Единение и прогресс, безопасность и равновесие, совещательный принцип, суверенитет нации, равенство в обязанностях и ответственности». Мурад-бей не имел цельной и определенной программы преобразований в Османской империи. Через все политические статьи его газеты «Мизано» проходили две основные темы: 1) обязанности и ответственность правительства, 2) альтернатива - реформы и спасение государства или отказ от реформ и его гибель. Мурад-бей рассчитывал мирным путем склонах султана к преобразованиям в государстве, которое будет способствовать тому, что «покачнувшееся здание выпрямится. Народ, вопиющий от произвола, увидит свет ». Он утверждал, что в результате преобразований финансовое положение страны улучшится, а «капитуляции исчезнут сами по себе». (Мурад-бей был против революционных преобразования в обществе. Он,в частности писал: «Наша цель состоит не в том, чтоб распространять революционную идею: в делах государства наш принцип - быть умеренным настолько, чтоб в цивилизованном мире нас считали бы консерваторами».).

Иззет-паша отправил Мурад-бею личное послание ,пообещав,от имени султана ,по возвращении в Турцию, провести в стране требуемые им реформы.По прибытии в Стамбул Мурад-бей был удостоен неслыханной чести-личной аудиенции у султана ,после чего вместе с Иззет-пашой засел за составление проекта государственных реформ.

В первых числах февраля 1898 года Абдул-Хамид неожиданно собрал во дворце Бешикташ парламент, в свое время избранный на основе конституции 1876 года, подавляющее большинство в котором составляли депутаты-чиновники, крупные землевладельцы и представители духовенства.Султан обратился к ним с речью.

В своей речи Абдул-Хамид заявил, что он намерен избавить государство от того ужасного положения, в котором оно оказалось и которое выявили последние события,в частности война с греками, и изложил программу действий правительства и парламента на текущий год. Сразу же после этого султан удалился, больше не сказав депутатам ни одного приветственного слова.

Суть программы,озвученной султаном,вкратце сводилась к следующему…

Правительство и парламент в тесном сотрудничестве должно направлять все свои усилия к достижению следующих целей:

1. целостность и единство Османской империи;

2. восстановление порядка и внутреннего мира, столь необходимого для прогресса,путем значительных по смыслу и содержанию государственных реформ,а именно:

- уважение к основным законам империи, а именно к конституции 1876 г., которая бесспорно является важнейшей частью основных законов империи и которая дает необходимую гарантию общих реформ, прав и политической свободы народам империи (равенство всех подданных перед законом, либерализация печати и проч.).

-Признание необходимости узаконить подсудность чиновников, в пределах закона создать благоприятные условия для развития торговли и национальной промышленности;

- Провозглашение твердого решения уважать международные трактаты и в частности Берлинский трактат.При этом Абдул-Хамид подчеркнул особо:Убежден, и уверен,что в том же убеждены и все вы,что ныне державы руководятся интересами, которые не всегда совпадают с интересами нашей страны.Тому свидетельством является Мухарремский декрет от 20 декабря 1881г. , по которому для оплаты турецких долгов по займам было создано особое Управление Оттоманского долга (Дет пюблик оттоман),и без фактического согласования с которым ни одно финансовое мероприятие моего правительства не могло быть осуществлено...Я решительно отвергаю всякое действие, которое может вызвать чье бы то ни было посягательство на независимость Турецкой империи. Тем не менее мы не враждебны Европе, как это утверждают наши противники. Наоборот, наше главное желание состоит в том, чтобы европейская цивилизация, европейская наука и полезные общественные учреждения Европы распространились в нашей стране.

-Провозглашение твердой и насущной необходимости скорейшего реформирования государственного аппарата, слабость и разложение коего во многом явились причинами неслыханного положения,при котором-правительство и весь государственный аппарат империи низведены на столь низкую ступень государственного значения, что не только послы великих держав, но и представители второстепенных государств в важных случаях к нему не обращаются, а если и обращаются, то только для ускорения канцелярского производства дела, предрешенного между ними и султаном, через его секретарей.В связи с чем султан признает важным и неотложным делом вотировать великому визирю,считавшемуся наместником султана,как главе правительства ,самые широкие полномочия по управлению государством, выбору и назначению министров, утверждению и кассированию решений совета министров и даже Государственного совета.

- установление контроля со стороны правительства за светскими школами, обещание ввести обязательного и бесплатного начального обучения. В начальных школах занятия должны были вестись на родном языке обучающихся, а в средних и высших - на турецком, который оставался государственным.

-Провозглашение принципа ответственности правительства перед парламентом;

-Провозглашение необходимым улучшить положение крестьян, на основе ст. 21 конституции 1876 г., которая защищала право частной собственности на землю;

После речи султана к депутатам обратился Иззет-паша.Он указал на необходимость,во исполнение султанской воли, учреждения специального комитета, который претворил бы эти принципы в жизнь и принял необходимые меры, чтобы добиться «нравственной поддержки европейских держав, подписавших Парижский трактат 1856 г. и Берлинский трактат 1878 г.».

В тот же день депутаты единогласно(по утверждению ряда наблюдателей,в том числе некоторых иностранных журналистов,извещенных о происходящих в парламенте событиях-находясь в состоянии,близком к полной прострации) утвердили создание специального комитета во главе с Иззет-пашой.

…Так было положено начало осуществлению серьезных государственных реформ в Османской Империи…

…Мир обещал быть…

Изменено пользователем master1976

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

финансы были в полном расстройстве; грозило иностранное вмешательство с целью побудить Турцию ввести реформы и заключить мир. Сознавая при таких условиях полную невозможность противиться настойчивым требованиям великих держав, но вместе с тем не желая подчиняться поставленным ему условиям, султан решил бороться с державами «политикой обещаний», охотно даваемых, постоянно изменяемых и никогда не исполняемых. Эта политика, сделавшаяся характерной чертой его царствования, вела к бесконечной дипломатической переписке и затягивала решение вопросов на неопределенное время.

Из Кровавого Абдулы младотурок как из Гитлера художник - посредственный

Он физчески не способен мыслить и действовать в интересах всей Империи и всех ее подданных, да даже турок

Изменено пользователем ясмин джакмич

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Он физчески не способен мыслить и действовать в интересах всей Империи и всех ее подданных, да даже турок

Однако же согласился в 1876 году на «либерализацию» государства за счет ограничения собственных прерогатив?

А ведь это было обусловлено в первую очередь критическим внутренним и внешнеполитическим положением-Османской империи накануне прихода нового султана к власти.И в декабре 1876 года большинство министерских портфелей в сформированном Мидхат-пашой кабинете было все же передано «новым османам», т. е. сторонникам конституционной монархии.

Если серьезнейшим образом припекло и султан кожей чувствует всю гибельность складывающейся ситуации-почему бы и не пойти на реформы?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Однако же согласился в 1876 году на «либерализацию» государства за счет ограничения собственных прерогатив?

И сам же разогнал парламент 13 февраля 1878 года,

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И сам же разогнал парламент 13 февраля 1878 года,

тем самым продемонстрировав приверженность традиционной мусульманской государственной модели.Свое предназначение султан видел в сохранении монаршьего единовластия.Но если кризис нарастает,если нет иного пути,как проведение(или вид проведения) умеренных реформ-Абдул-Хамид может пойти на уступки в деле реформирования.так же,как пошел в период принятия конституции и заигрывания с "ногвыми османами".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Эх, коллега.... Хотел бы я чтобы было так - хороший у вас план реформ, да только его ключевая фигурка самая неподходящая. Надо чтобы Мурад V был трезвее и крепче, он бы еще мог, но не его братец

(или вид проведения)

Так ведь это Галимый реал - обещают что проводят до 1908 года

Изменено пользователем ясмин джакмич

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Абдул Хамид в плане своей мыслящей ограниченности в чем-то даже превосходит Гитлера, хотя если верит энциклопедиям, был хорошо образован. Такой может привести страну к катастрофе, не слушая ничего. Он и либералов то не любил, потому что боялся что они свергнут его так же, как дядю и брата

Изменено пользователем ясмин джакмич

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Абдул Хамид в плане своей ограниченности в чем-то даже превосходит Гитлера.

Он получил прекрасное образование, превосходно знал несколько языков, любил читать, но больше всего в жизни обожал музыку и поэзию, квинтэссенцией которых он считал оперу

В Турции оперы как таковой не было, и будучи еще в ранге принца,он заразился этим, путешествуя с дядей по западноевропейским странам. Вернувшись на родину, он стал спонсировать развитие оперного искусства. И более того, переводить оперные либретто, чтобы текст опер был понятен народу. Он даже лично сочинил и поставил оперу, написав для нее и текст, и музыку. Таково было его самое сильное и страстное увлечение.Умен,дипломатичен,выдержан(прекрасно владеет собой)

Изменено пользователем master1976

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Это все так, но не мешало ему 33 года ничего не делать и потворствовать армянской резне. Вероятность что он в подпитии что то там скажет равна тому что протрезвев он казнит всех, кто это слышал и записывал

В Турции оперы как таковой не было, и будучи еще в ранге принца,он заразился этим, путешествуя с дядей по западноевропейским странам. Вернувшись на родину, он стал спонсировать развитие оперного искусства. И более того, переводить оперные либретто, чтобы текст опер был понятен народу. Он даже лично сочинил и поставил оперу, написав для нее и текст, и музыку

Надо не оперу, а кинематограф спонсировать

Изменено пользователем ясмин джакмич

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вероятность что он в подпитии что то там скажет равна тому что протрезвев он казнит всех, кто это слышал и записывал

«Если реформы предприняты слишком рано, то они принесут только зло… Я дал моей империи конституцию. Это не было моей инициативой, я вынужден был поступить так, но она не смогла действовать. Я не нашел ни способных людей, чтобы правильно ее применить, ни расположения населения… Она должна была повиснуть в воздухе, тогда как если бы я ввел ее позднее, она, возможно, стала бы подспорьем в управлении моей империей».

Это сказал султан.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

:facepalm: :facepalm: :facepalm:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Надо чтобы Мурад V был трезвее и крепче

И не сошел с ума от излишеств...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

«Если реформы предприняты слишком рано, то они принесут только зло… Я дал моей империи конституцию. Это не было моей инициативой, я вынужден был поступить так, но она не смогла действовать. Я не нашел ни способных людей, чтобы правильно ее применить, ни расположения населения… Она должна была повиснуть в воздухе, тогда как если бы я ввел ее позднее, она, возможно, стала бы подспорьем в управлении моей империей». Это сказал султан.

И теперь,в начале 1898 года,султан возвращается к конституции и приступает к реформам.А конституция станет подспорьем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не вернется он,

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не вернется он,

Как Вы успели заметить в стартовом посте в качестве исходного условия оговаривается уважение к основным законам империи, а именно к конституции 1876 г.

От этого и необходимо исходить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

В общих чертах.

На первой очереди стоит национальный вопрос.

За национальным вопросом идет социальный.

Турецкая индустрия(реформы в области хозяйственных основ страны).

Изменено пользователем master1976

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Конечно,с введением османской конституции будет поставлено под сомнение традиционное превосходство турок, и они вынуждены будут начать(султан Абдул-Хамид вынужден будет начать ) искать новую идентификацию. на мой взгляд,есть три пути:.

Первый — османизм, поиск общего османского патриотизма, независимо от расы или происхождения(к нему-то и склонялся более всего султан).

Второй — ислам, который обещал трудности не только с христианскими народами, но и христианскими державами, и, кроме того, многие влиятельные турки придерживались атеистических и позитивистских взглядов. Третий- тюркизм, доктрина, незаметно перешедшая в пантюркизм.

Изменено пользователем master1976

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

наметки ТЛ...

3-е февраля 1898 года-

Абдул-Хамид неожиданно собрал во дворце Бешикташ парламент, в свое время избранный на основе конституции 1876 года, подавляющее большинство в котором составляли депутаты-чиновники, крупные землевладельцы и представители духовенства и обратился обратился с речью.

В своей речи Абдул-Хамид заявил, что он намерен избавить государство от того ужасного положения, в котором оно оказалось и которое выявили последние события,в частности война с греками, и изложил программу действий правительства и парламента на текущий год. Сразу же после этого султан удалился, больше не сказав депутатам ни одного приветственного слова.

Суть программы,озвученной султаном,вкратце сводилась к следующему…

Правительство и парламент в тесном сотрудничестве должно направлять все свои усилия к достижению следующих целей:

1. целостность и единство Османской империи;

2. восстановление порядка и внутреннего мира, столь необходимого для прогресса,путем значительных по смыслу и содержанию государственных реформ,а именно:

- уважение к основным законам империи, а именно к конституции 1876 г., которая бесспорно является важнейшей частью основных законов империи и которая дает необходимую гарантию общих реформ, прав и политической свободы народам империи (равенство всех подданных перед законом, либерализация печати и проч.).

-Признание необходимости узаконить подсудность чиновников, в пределах закона создать благоприятные условия для развития торговли и национальной промышленности;

- Провозглашение твердого решения уважать международные трактаты и в частности Берлинский трактат.При этом Абдул-Хамид подчеркнул особо:Убежден, и уверен,что в том же убеждены и все вы,что ныне державы руководятся интересами, которые не всегда совпадают с интересами нашей страны.Тому свидетельством является Мухарремский декрет от 20 декабря 1881г. , по которому для оплаты турецких долгов по займам было создано особое Управление Оттоманского долга (Дет пюблик оттоман),и без фактического согласования с которым ни одно финансовое мероприятие моего правительства не могло быть осуществлено...Я решительно отвергаю всякое действие, которое может вызвать чье бы то ни было посягательство на независимость Турецкой империи. Тем не менее мы не враждебны Европе, как это утверждают наши противники. Наоборот, наше главное желание состоит в том, чтобы европейская цивилизация, европейская наука и полезные общественные учреждения Европы распространились в нашей стране.

-Провозглашение твердой и насущной необходимости скорейшего реформирования государственного аппарата, слабость и разложение коего во многом явились причинами неслыханного положения,при котором-правительство и весь государственный аппарат империи низведены на столь низкую ступень государственного значения, что не только послы великих держав, но и представители второстепенных государств в важных случаях к нему не обращаются, а если и обращаются, то только для ускорения канцелярского производства дела, предрешенного между ними и султаном, через его секретарей.В связи с чем султан признает важным и неотложным делом вотировать великому визирю,считавшемуся наместником султана,как главе правительства ,самые широкие полномочия по управлению государством, выбору и назначению министров, утверждению и кассированию решений совета министров и даже Государственного совета.

- установление контроля со стороны правительства за светскими школами, обещание ввести обязательного и бесплатного начального обучения. В начальных школах занятия должны были вестись на родном языке обучающихся, а в средних и высших - на турецком, который оставался государственным.

-Провозглашение принципа ответственности правительства перед парламентом;

-Провозглашение необходимым улучшить положение крестьян, на основе ст. 21 конституции 1876 г., которая защищала право частной собственности на землю;

4-е февраля 1898 года.

Учрежденный специальный комитет во главе с Иззет-пашой приступил к подготовке проекта программы государственных реформ.

6-е февраля 1898 года-

эмиссар султана Ахмед Джелаледдин в Лондоне встретился с представителями нескольких армянских политических партий,ранее отвергавших всякую идею переговоров по урегулированию армянского вопроса.Одновременно, специальный представитель султана фон Нивлински ,находившийся с частным визитом в Лондоне,вошел в переговоры с англо-армянской ассоциацией (центр лондонского филиала партии Арменакан ) ,ранее прерванные по инициативе армянской стороны,и получил текст прошения к султану для разрешения армянского вопроса.

11-е февраля 1898 года

специальный представитель султана фон Нивлински передал руководству англо-армянской ассоциации личное послание султана ,в котором Абдул-Хамид предлагал начать переговоры о возможности решения армянского вопроса.

14-е февраля 1898 года

Абдул Хамид(через Ахмед Джелаледдина) обратился к руководству партии Дашнакцутюн, предлагая начать переговоры, касающиеся улучшения положения армян в Западной Армении и прекращения вооруженной борьбы.

23 февраля 1898 года

редакция газеты «Дрошак» ознакомила своих читателей с имевшим место фактом переговоров между представителем султана Абдул Хамида, его первым секретарем Тахсин-пашой и партией Дашнакцутюн в Женеве, обещая обнародовать материалы и документы переговоров. В редакционной статье об этом говорилось: «Заявления турецкого правительства, неоднократно адресованные Дашнакцутюн опосредованным путем, вновь повторились в прошлом году. В заявлениях, обращенных к нашей организации, предлагается обсудить требования, удовлетворение которых положило бы конец наступательным, начинаниям».

Дашнакцутюн охарактеризовала значение заявления Абдул Хамида как публичное признание того, что армянское движение стало неизбежным фактом в турецкой политической жизни и что в борьбе против него нельзя руководствоваться теми страшными методами, которыми столь нещадно пользуется Абдул Хамид.

1-го марта 1898 года.

В Женеву для проведения переговоров с представителями армянских политических организаций и партий выехала султанская делегация ,в состав которой вошли:
секретарь султана Абдул Гамида Мустафа Нетим,
Мурад-бей ,
Турецкий высокопоставленный чиновник Наим-бей и
дворцовый чиновник Ариф-бей.

4-е марта 1898 года

Опубликованы программные документы государственной реформы,разработанные специальным комитетом Иззет-бея.

Программа реформ.

1.Политическая часть реформ(а всего вернее-декларация общих принципов,которые можно было бы использовать в качестве основы для выработки общеимперской программы) подразумевала прежде всего:

-поэтапное введение конституционной формы правления с расширением прерогативы парламента.

-частичное ограничение прав султана(но оставляя все же прерогативу вотирования им «чрезвычайных мер» в случае необходимости,то есть по сути,мало чем ограничивая верховную власть в деле принятия важнейших государственных внешнеполитических и внутриполитических решений)

-частичная отмена национальных привилегий(исключая те местности империи,где национальные привилегии имеют особый религиозный или социальный характер)

-равенство всех османов перед законом без различия их расы и религии

-введение всеобщего избирательного права для лиц достигших 21 года без различия их социального положения

-свобода политических партий и общественно-политических организаций,но при условии соблюдения ими конституционных установлений 1876 года

-право свободного выбора профессий и занятие должностей согласно способностям и склонностям

2.Социально-экономическая часть программы.

-обязательство правительства и султана вести политику покровительства к рабочим всех профессий

-введение обязательного и бесплатного начального обучения

-упорядочение налоговой системы введением нового принципа уплаты ашара с последующим поэтапным прекращением выплаты значительной части натуральных налогов(в местах и местностях где это возможно и не противоречит иным уложениям) и заменой натуральных налогов прогрессивным

-открытие торговых,ремесленных и сельскохозяйственных школ

-обязательство правительства разработать условия для введения социального законодательства(или особого свода актов) для наемных работников в государственных и частных учреждениях,предприятиях,заведениях.

- разработка и утверждение обширной программы общественных работ, сущность которой вкратце сводилась к следующему:
а)
построить в течение десяти лет не менее 3 тыс. км железных и 15 тыс. км шоссейных дорог;
б)
отремонтировать старые и построить новые порты в Трапезунде, Самсуне, и Дедеагаче,в)заменить часть натуральных налогов отбытием кулука.

11-го марта 1898 года

Абдул-Хамид удостоил личной аудиенции
Фикрета Тевфика- виднейшего турецкого поэта,сторонника западного течения в турецкой литературе,собравшего вокруг себя сторонников западной идеи и вследствие этого,подвергавшегося со стороны султанской власти преследованиям по политическим мотивам.

В тот же день Абдул-Хамид повелел разрешить курдам основать общество,которое бы преследовало
сугубо просветительские цели и проповедовало бы распространение грамотности среди курдов, повышение их культурного развития.Он так же подписал фирман,по которому значительным образом облегчались введенные цензурные нормы(в частности, разрешалось пользоваться путеводителями по Турции, изданными в Европе).

17-го марта 1898 года

Султанским рескриптом главой османского правительства назначен
Халиль Рифат-Паша
Изменено пользователем master1976

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ситуация с реформами и конституцией 1876г. Из за внутрених прблем (верхи не могли править по старому) и внешнем давлениме реформаторы свергли Абдул-Азиза и провозгласили конституцию 1876г. При это сразу выявилась опозиция, и выборы в меджлис показали что 80% голосов у консерваторов условных. Новые османы встали, чтоб расширить опору стали привлекать насвою сторону запад (ага, в лице французких банкиров ;))) ) и христианские меньшинства и обещая автаномию культурную и равные гражданские права с мусульманами постепенно по ходу реформ+ вассалы типа Румынии и Сербии. По идее назревала гражданская война между реформаторами и консерваторами (которые позиционировали себя как ценители исламской справедливости и традиций), а султан Абдул-Хамид пытался играть роль арбитра и маневрировал между обеими групировками. Но тут вначале сербы с черногорцами влезли (де юре вассалы порты) в востание в Босние, а затем Россия и славяне переметнулись на сторону внешнего агресора. Как результат после поражения в РТВ1877-78г авторитет действующего правительства "новых османов" упал, а идеии османизма были торпедированны христианскими меньшинсивами. И султан быстро просчитав новоее соотношение сил и настроений вместо роли арбитра возвлавил традицианолистов, которые выступали под флагом исламизма в основном, и попутно сумел частично подкупив верхушку консерваторов чинами, должностями и жалованием высоким вместе с неподсудностью и навесив лапшу низам консервативным о всященой власти халифа, сумел востановить абсалютизм (пусть и с оговорками). Угрозы войны с Россией и Британией + победа над греками во второй половине 90-х по идее, дали мотивацию для реформ (но Абдул-Хамид пошел по пути развития панисламизма и пропаганды своей роли халифа как главы всех мусульман дабы сформировать в Британской империи и России 5-ю колонну + военная реформа) и некий авторитет власти султана, да и апарат полицейский и армия лольная в руках правительства появились. Но не решился на ускорение реформ и хотя бы декларацию к востановлению конституционного правления, хотя имел возможность формировать большинство в парламенте провластное еще на стадии выборов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Но не решился на ускорение реформ

Пусть решится хотя бы на умеренные.На основе некоего компромисса с нацменьшинствами,дарования некоторых политических свобод.

Это на мой взгляд(даже при условии половинчатости предпринимаемых реформ) будет способствовать консолидации общества.

Абдул-Хамид пытался играть роль арбитра и маневрировал между обеими групировками

Вот и предлагается осуществить вторую попытку взять на себя роль арбитра и умиротворителя...

Изменено пользователем master1976

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

22-го марта 1898 года

На очередной встрече турецких и армянских представителей в Женеве, Мурад-бей заявил следующее:

-ни о какой автономии Армянских провинций не может быть и речи.И это надо понять. Но султан заинтересован в прекращении внутренней распри османов и армян.И условием сотрудничества армян с султанским правительством должно быть признание концепции османизма, готовность отказаться от своих национальных целей и устремлений, бороться совместно с турками за процветание и прогресс Османской империи.Султан стремится добиться с помощью режима конституционной монархии «равенства всех соотечественников – турок, курдов, болгар, арабов и армян». Османская империя является «достоянием всех Османов – подданных султана».
.
Мурад-бей,передавая слова послания Абдул-Хамида, утверждал, что можно добиться «искреннего единства» всех Османов, объединить их едиными «патриотическими переживаниями». Ради достижения цели добиться стабильности и процветания империи,Абдул Хамид и обратился ко всем армянским политическим партиям с предложением о переговорах, в ходе которых он надеялся достичь соглашения о прекращении вооруженной борьбы в Западной Армении, обязуясь при этом улучшить положение западных армян.Мурад-бей просил руководителей дашнакской партии положить конец антиправительственным действиям, уверяя, что султан дал твердое обещание провести в стране важные реформы.И подтверждением тому являются последние шаги ,предпринятые Абдул-Хамидом.Мурад-бей сообщил армянским представителям,что султан готов пойти на предоставление амнистии значительной части армян-политзаключенных,на ведение расследования в отношении некоторых должностных лиц,виновных в «ряде эксцессов по отношению к армянскому населению», а так же :возместить убытки пострадавшим , содействовать от имени правительства беспрепятственному возвращению беженцев, покинувших родину после погромов, предоставление субсидий беженцам, не имеющим материальной возможности для возвращения на родину.По уверениям Мурад-бей-это лишь малая толика того,на что готов пойти султан для достижения согласия и компромисса с армянскими политическими партиями.

23-го марта 1898 года.

Мурад-бей представил на переговорах в Женеве личного посланца султана, Мюнир-бея.Он доставил в Женеву письмо Абдул-Хамида.В нем говорилось: «Да продлит вечно Создатель Вселенной жизнь Его Святейшества на августейшем Османском троне. От имени Его Императорского Величества Султана объявляем, что обманутым и сошедшим в результате подстрекательства со стези преданности армянам, участвовавшим в мятеже, даруется прощение, которое продиктовано желанием добиться мира, согласия и дружественных отношений между нашими подданными, а также общая амнистия находящемуся в Европе армянскому комитету, который был зачинщиком революционных движений.

К величайшему удовлетворению Его Императорского Величества, доверие коего будет возрастать в отношении армянского народа, ежели он выкажет со временем неопровержимые доказательства своей преданности, способствуя тем самым восстановлению братских связей с мусульманами, прошло предастся забвению и покроется милосердием Императора, скрепленным общим прощением. Армянам будет предоставлена возможность пользоваться большой долей прав, вкушаемых властвующим народом.Армяне получат право делегировать своих национальных представителей в парламент,коий будет избран в ближайшее время на основе конституционных установлений 1876 года. Армяне из числа амнистированных смогут получить соответствующие их способностям административные должности, нуждающимся будет оказана посильная материальная помощь».
Изменено пользователем master1976

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Абдул-Хамид демонстрирует явные шаги к примирению.В конце концов, «умеренная» политика Абдул Хамида в отношении армян была более приемлемой, чем политика уничтожения.

Если в столь сложной обстановке,в обстановке принятого осознанного решения на проведение назревших,необходимых реформ, Абдул Хамид нуждался в политической передышке, то обескровленной и выдыхающейся армянской освободительной борьбе эта передышка была более необходима.

Изменено пользователем master1976

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Проблема в том что для диалога нужны две стороны, а вот у реформаторовмладотурков или скажем тех же дашнаков или македонцев слишком много максималистов, хотящих все и сразу. А планомерные растянутые реформы к сожалению застревают в бюракракратическом апарате. По идее Абдул-Хамид совершенно справедливо вначале открыл школы для обучения офицеров и администраторовгосчиновник, затем отправлял самых лучших выпусников за границу для расширения кругозора и продолжения учебы. В принципе к моменту младотурецкой революции вполне себе наладил массовый выпуск школьных учителей, мелких чиновников и офицеров по копирующим худо бедно западным стандартам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Империя валилась,а все решения были плохими,в том числе РИ.Не факт,что какие-либо реформы улучшили бы положение империи,скорее они провоцировали конфликты и развал.Мы хотим спасти Османскую Империю или что?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Туркам надо было еще в начале 19 века при начале вестеренизации копировать не только армию и внешний лоск просвещения, но и экономическую модель протектенизма и меркатилизма (что в общем у турок было внедрено во время реформ Кеприлю к середине 17 века). А в конце 19 века поздно пить боржом, промышленостьремесла сдохли, рынки открыты, финансы во внешнем управление. Хотя худо-бедно к началу 20 века стабилизировали финансы и улучшили инвестиционный климат, правда тут и держатели оттоманского долга помогли, им было не выгодно дать сдохнуть окочательно оттоманской экономике и они стали часть выжатых денег оставлять внутри страны для развития.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас