Sign in to follow this  
Followers 0

Бриллиантовые дороги Петра I

71 posts in this topic

Posted

Началась эта история с того что странствуя по Европе в ходе "Великого посольства" государь Петр Алексеевич обратил внимание на одну английскую придумку

А именно -конные рельсовые дороги. Штука вообще то известная еще с первой половине XVI века -упоминается в трудах Агриколы.

http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/BOOKS/STEPHENSON/CHAPTER_04/CHAPTER_04.HTM

Деревянные рельсовые дороги постепенно получают распространение в промышленных округах северной Англии и Шотландии

также для перевозки грузов на поверхности земли. В 1630 году некий Бомон построил первую рельсовую дорогу в графстве Нортумберлэнд. Она состояла из продольных деревянных брусьев, скрепленных подложенными снизу досками, и служила для перевозки угля от шахты к пристани. Ко всеобщему удивлению одна лошадь могла везти по этой дороге тяжело нагруженную фуру, которую по обыкновенной дороге и несколько лошадей не могли бы сдвинуть с места. К середине XVIII века расцвет каменноугольной промышленности в графствах Нортумберлэнд и Дергем (Durham) много способствовал дальнейшему распространению здесь рельсовых путей... Дороги, по которым возятся вагоны с углем от шахт к воде, представляют большое сооружение и проведены через все неровности почвы на расстоянии 9-10 миль. Колеи, по которым идут колеса, отмечены кусками дерева, вложенными в дорогу (деревянными рельсами), по ним и бегут колеса вагонов, так что одна лошадь может легко тащить 50-60 бушелей угля. Многие отрасли производства крайне нуждаются в этом улучшении, которое весьма значительно понижает издержки по перевозке". Tramway - назывались на севере Англии эти деревянные предки современных железнодорожных путей, и это название дошло до нас в близком каждому жителю большого города слове - трамвай. Деревянные рельсовые дороги имели большие преимущества перед обыкновенными дорогами. Представляя для колеса сравнительно гладкую и твердую поверхность, они значительно уменьшали трение и облегчали перевозку грузов. Однако деревянные брусья изнашивались чрезвычайно быстро, и их часто приходилось менять. Для предохранения от износа поверхность такого деревянного рельса стали покрывать полосами из тонкого железа... ...Замена деревянных рельсов рельсами из чугуна и затем из железа и стали явились важным усовершенствованием в истории технического развития верхнего строения железных дорог. Однако деревянные рельсовые дороги и до настоящего времени не вышли из употребления. Они сооружаются в качестве временных подъездных путей там, где имеется в изобилии лес и где желательно сэкономить металл. Особенно широко применяются деревянные рельсовые дороги на лесоразработках в Америке, применяются они также и у нас (Напомним - книга вышла в 1937 г.).

Петр эти дороги увидел и запомнил - и даже подумал - мол недурно бы и у нас при случае такое...

А вскоре будучи в Голландии прочел про парусники на колесах которые были достаточно хорошо известны в этой стране.

http://www.history-illustrated.ru/article_8586.html

Продолжение этой истории произошло несколько лет спустя - когда царь смотрел как по замерзшей Неве катаются на буерах -новомодной голландской забаве -жители новопостроенного "Санкт Питербурха".

И тут то и вспомнил - лед то он если подумать такой гладкий как и те рельсы... А если буер или даже корабль поставить на эти рельсы -наподобие тех голландских колесных парусников?

Одним словом скоро обыватели столицы увидели невиданное дело - деревянную рельсовую дорогу по которой катались небольшие деревянные же платформы под парусом.

Вскоре деревянные "железные дороги" появились во множестве в Санкт-Петербурге -и парусные и конные.

Несколько позже появилась и первая большая парусная дорога - уже при Анне Иоанновне - от Петербурга до Петергофа. Одновременно Демидовы проложили первые чугунные рельсы на своих заводах и построили деревянную дорогу с парусным движителем по маршруту знаменитой "Государевой дороги"

http://uu-esco.ru/ju/live/surovyie-i-brutalnyie/gosudareva_doroga.html

Тогда же родился и мегапроект - парусная дорога из Петербурга в Москву. По ней из столицы в столицу можно было бы попасть меньше чем за двое суток. Даже начали вести изыскательские работы -но абсурдные расходы, и нехватка средств в казне так и оставили проект втуне.

По примеру Петра аналогичные парусно-деревянные дороги начали создавать и в других странах -в Голландии, Швеции, Франции -в единственном числе от Версаля до Парижа, и само собой в Англии.

Наличие этих дорог резко ускорило развитие обычного паровозного железнодорожного дела что заметно изменило экономическое развитие многих стран -но и до того подстегнуло производительные силы за счет нового дешевого вида транспорта.

...А эдак в конце XIX века английские ученые :) написали в "Британике" и прочих трудах, что если вспоминать заслуги Петра Великого перед историей то это не абсурдная столица "на кончике пальца", и отсечение бород боярам -а именно эти дороги - -воистину даже не золотой а бриллиантовый вклад этих загадочных русских варваров в прогресс человечества.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Никакого воздуха не хватит такое гнать

из Питера в Москву. Из Питера в Таллинн, Из Питера в Выборг - еще может быть, но не до Москвы

Edited by ясмин джакмич

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Никакого воздуха не хватит такое гнать из Питера в Москву. Из Питера в Таллинн, Из Питера в Выборг - еще может быть, но не до Москвы

Эээ коллега - а как же суда под парусом пересекали океаны - там расстояние вроде побольше? ;)))

Кстати - вот реальные примеры парусного движителя на ж-д транспорте

http://scbist.com/gazeta-oktyabrskaya-magistral/7248-po-tverdi-aki-po-moryu-poezda-pod-parusami-vozili-lyudei.html

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

...И на первом же повороте, вся конструкция свалилась с рельсов. Ибо из-за высоченных мачт центр тяжести оказался не менее высоко.

Царь, прикинув расходы на строительство поворотов, в которые колымага могла бы вписаться, приказал сдать весь проект в кунсткамеру и подписать "Magnus populus - magna errata"

sail%20loco%20a.jpg

Только вот это хорошо для:

1) Небольших повозок

2) Рельс и колес 19-20 века

На деревянных рельсах сопротивление движению будет чудовищным. Придется громоздить невообразимых размеров паруса.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

.

На деревянных рельсах сопротивление движению будет чудовищным. Придется громоздить невообразимых размеров паруса.

Хм - а пруфлинк дадите что "чудовищным"? Почему-то кораблики Стевина не опрокидывались имея куда большую высоту мачт и заметно большее сопротивление за счет "голого" грунта

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Хм - а пруфлинк дадите что "чудовищным"? Почему-то кораблики Стевина не опрокидывались имея куда большую высоту мачт и заметно большее сопротивление за счет "голого" грунта

Потому что Стевин не пытался поставить его на рельсы.

Рельсы, фактически, губят проект, не давая возможности двигаться галсами. Железнодорожный парусник будет жестко привязан к направлению ветра. Ставьте тогда уж ветряную мельницу, и пытайтесь запитать колеса от вала.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

На деревянных рельсах сопротивление движению будет чудовищным.

Да, маслом (втч растительным) или салом смазывать колеса дороговато будет, хотя вроде прецеденты были. А если зимой в России, водичкой облить - и скользить колеса будут со свистом. Для россиян из покон веков ледовые пути на реках - самые ходовые в зимнее время.

В принципе Петр идею мог почерпнуть и в своей любимой Голландии:

Равнинные морские берега Голландии и постоянные сильные ветры, дующие с моря, натолкнули голландского математика Симона Стевина (1548—1620 г. г.) на мысль использовать парус на суше. Заручившись финансовой поддержкой и покровительством принца Оранского, Стевин в 1600 году построил сухопутный парусник, прозванный «гаагским чудом». Несмотря на сопротивление церкви, посчитавшей изобретение «работой дьявола», Стевину удалось организовать регулярное сообщение на голландском побережье между городами Шевенингом и Петтеном, лежащими друг от друга на расстоянии 60 км. Повозки вмещали до 20 пассажиров и развивали скорость около 30 км/ч.
http://www.pandia.ru/4496/

Только для условий России для парусника конечно удобнее санные полозья чем колеса - на полгода. А так конные рельсовые повозки (с ямскими станциями, где меняют тягловую силу) я ещё Римской Империи предлагал, идея назрела и перезрела.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Эээ коллега - а как же суда под парусом пересекали океаны - там расстояние вроде побольше

Потому что над океаном дуют ветра, которых не бывает над северо-западом Средне-Русской Равнины

Парусные экипажи потому и появились в Голландии, что у них дует с моря на все их 41 526 квадратных километров.

Edited by ясмин джакмич

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Потому что над океаном дуют ветра, которых не бывает над северо-западом Средне-Русской Равнины

Что - ветров совсем нет? И на Волге или Ладоге под парусом не плавали по сей причине? :)

Рельсы, фактически, губят проект, не давая возможности двигаться галсами.

Вообще то движение галсами по суше ограничивает рельеф или даже ширина дороги -тоже знаете ли не покрейсируешь :) -особенно в Нидерландах...

Само собой тележка не сможет ехать слишком круто к направлению ветра - но в принципе вопрос решается соответствующим рангоутом и поворотной мачтой. С учетом того что яхты Стевина тащили порядка трех тонн груза то на рельсах масса может быть и десяток тонн. Вполне окупится даже если половину времени поезд будет ждать попутного ветра.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Между Москвой и Питером нет постоянной трассы, где постоянно дуют ветра и можно использовать такую конструкцию

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

И на Волге или Ладоге под парусом не плавали по сей причине

Ну и объясните, на кой черт нужны эти колымаги, если можно по Ладоге и Волге плавать?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Вообще то движение галсами по суше ограничивает рельеф или даже ширина дороги -тоже знаете ли не покрейсируешь :) -особенно в Нидерландах..

Именно поэтому такой транспорт и прижился только на американских Великих Равнинах. Где много гладкой поверхности, и ветер дует ровно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Хм - а пруфлинк дадите что "чудовищным"? Почему-то кораблики Стевина не опрокидывались имея куда большую высоту мачт и заметно большее сопротивление за счет "голого" грунта

Потому что Стевин не пытался поставить его на рельсы.

Рельсы, фактически, губят проект, не давая возможности двигаться галсами. Железнодорожный парусник будет жестко привязан к направлению ветра. Ставьте тогда уж ветряную мельницу, и пытайтесь запитать колеса от вала.

Лучше наоборот - ветряк стационарный и тянет канат вдоль рельсовых путей. Вагон цепляется за канат и катится (т. е. ветряк-фуникулёр). Вполне годится для поездок в Петергоф и Ораниенбаум.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Лучше наоборот - ветряк стационарный и тянет канат вдоль рельсовых путей. Вагон цепляется за канат и катится (т. е. ветряк-фуникулёр). Вполне годится для поездок в Петергоф и Ораниенбаум

Такое было в Сербии, но там на высоте дуют ветра постоянно

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Ну и объясните, на кой черт нужны эти колымаги, если можно по Ладоге и Волге плавать?

Реки стоят по полгода -плюс скорость

Именно поэтому такой транспорт и прижился только на американских Великих Равнинах. Где много гладкой поверхности, и ветер дует ровно.

Причерноморье и Приазовье и прочая лесостепь вроде Саратовской губернии - плюс достаточно ветреный Урал? (За границей -Англия само собой и Италия)

Ибо из-за высоченных мачт центр тяжести оказался не менее высоко.

Кстати - на фото изображена узкоколейка

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Реки стоят по полгода -плюс скорость

Скорость только на ровной поверхности, а где Вы в России видели такую дорогу?

Пока стоит лёд - сани и русская тройка

Edited by ясмин джакмич

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Вот именно достаточно большое открытое пространство и постоянно, или хотя бы в одном направлении ветер.

А в Росии дорога -- то через лес, (при Петре -- ЛЕС), то меж холмов, то по полю, но петлями...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Вот именно достаточно большое открытое пространство и постоянно, или хотя бы в одном направлении ветер.

Ну так поэтому скорее всего дороги из Петербурга в Москву и не построят - ибо мало того что придется рубить ее по линеечке как при Николае I - так еще и профиль выглаживать -что покажут изыскательские работы (на которых Бирон пожалуй сопрет тысяч сто :) )

Но вот на относительно небольших расстояниях - скажем между Волгой и Доном, на Урале, на побережье Финского залива -ну и в Англии на "чугуниевых" :happy: рельсах -пожалуй затею ждет успех

Пока стоит лёд - сани и русская тройка

Лошатко(с)аль Атоми) кормить надо - а ветер он дармовой. Но вообще это мысль -а не родится ли из такой затеи Петра идея особого российского транспорта - гигантских грузовых и пассажирских буеров для зимних перевозок? Правда и тут недостаток - пути будут привязаны к водным магистралям и к Москве придется двигаться большим зигзагом :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

На Финском побережье не спорю, с залива такой ветерок по осени дует, что сдувает не только бедного Акакия Акакиевича и Безголового Томаса с лица земли - куски кровли с крыш. Но в остальном штиль заставит запрягать лошадей

Edited by ясмин джакмич

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Но в остальном штиль заставит запрягать лошадей

Как аварийный движитель - ну и ждать ветра (желательно попутного)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Как аварийный это уже тупость. Либо это конная дорога, либо парусная. Это Вам, коллега не первые автомобили

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Как аварийный это уже тупость. Либо это конная дорога, либо парусная. Это Вам, коллега не первые автомобили

Вы несколько недопоняли. Штатный движитель - парус, но при долгом мертвом штиле пробки могут растащить оперативно нанятым у крестьян гужевым транспортом.

Меня вот грузовые буера все больше занимают

Edited by Владимир Станкович

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Вы хоть представляете какой должна быть площадь парусности чтобы они были грузовыми?

А Вес? А трение? А сопротивление?

Edited by ясмин джакмич

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

скажем между Волгой и Доном,

В степи - возможно.

на Урале,

Это где в горах нашли постоянно и в одном направлении ветер?

Ото разве что по большим рекам зимой, да ветер шоб таки был.

Вы хоть представляете какой должна быть площадь парусности чтобы они были грузовыми?

Ясмин, вы меня чуть опередили. Я как раз пытался представить и парус, и мачту,

и вообще всю конструкцию...

Для шоб потянуть такой груз, нужно больше парус и мачту, которые тоже весят

И шоб потянуть добавочный их вес, нужно больше парус...

Edited by Неисторик

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Ясмин, вы меня чуть опередили. Я как раз пытался представить и парус, и мачту,

и вообще всю конструкцию...

Заметьте, коллега, я говорю не как физик, а как в далеком прошлом яхтсмен любитель

Парусные буера могут быть максиму двух-трехместными на побережье или в степи, но не на рельсах с грузами между нашими глючными столицами (коллеги Петербуржцы извините)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0