Sign in to follow this  
Followers 0

Японское вторжение на Аляску 1942-1944: часть первая

18 posts in this topic

Posted

Японская кампания на Аляске в 1942 году была первым с 1914, и единственным за все время Второй Мировой Войны вторжением на континентальную территорию США. По вполне понятным причинам, американо-канадская историография уделяет особое внимание всем событиям на "домашнем фронте", порой не вполне соответствующее их реальному влиянию на ход войны. Тем не менее, внимательное рассмотрение хода войны за освобождение Аляски от японских интервентов в 1942-1944 году представляет несомненный интерес для всех любителей военной истории.

post-130-0-56993900-1409468811.jpg

Планирование

Идея вторжения на континентальную территорию США через Аляску была впервые предложена японской армией еще в 1937 году. Вторжение рассматривалось в общем контексте действий против США, как способ устрашить американцев, и заставить их пойти на выгодные для Японии условия мирного пакта.

Флот первоначально относился к идее критически, хотя свои энтузиасты северной операции были и у него. Адмирал Ямамото считал любые масштабные действия на Аляске пустой тратой сил и средств, которые могли бы быть более рационально применены где-нибудь еще. Однако, после ошеломляющего поражения японского флота у атолла Мидуэй, репутация флота оказалась сильно подмочена: быстрая и эффектная "импровизационная" операция (особенно совместная с армией, что позволяло разделить ответственность в случае крупного поражения) казалась оптимальным выходом из Относительный успех рейда легких авианосцев адмирала Какута на Датч-Харбор 5 июня 1942 года и успешные высадки на островах Атту и Кыске, внушали некоторый оптимизм.

11 июля 1942 года, ставка утвердила общую схему экстренно подготовленного плана вторжения на континентальную территорию США силами двух-четырех армейских дивизий, развертываемых на восточном побережье Аляски. Детали плана все еще прорабатывались, но подготовка флота и армии уже шла полным ходом, и некоторые приготовления уже были завершены.

Основная мотивировка к вторжению на Аляску, по мнению составителей плана, была следующей:

- Высадка на континентальной территории США произведет значительный моральный эффект, и подорвет боевой дух американцев; при помощи этой операции можно будет создать впечатление, что поражение у Мидуэя было лишь незначительным отступлением на маловажном участке, и что успешное японское наступление вскоре возобновится.

- Американское общественное мнение не сможет смириться с идеей оккупации противником части домашней территории США, и вынудит американское правительство направить значительные силы в этот сравнительно малозначимый сектор; таким образом появляется возможность отвлечь американские силы с иных направлений и выиграть время, необходимое для организации обороны.

- Боевые действия в районе Аляски, с ее преимущественно плохими погодными условиями, в значительной мере нейтрализуют преимущество американцев в авиации и подводных лодках; это позволит при необходимости втянуть американский флот в сражение до того, как он будет полностью готов, и на выгодных для японцев условиях.

- Захват Аляски позволит развернуть систему воздушных и морских баз в непосредственной близости от западного побережья США, создавая непрерывную угрозу коммуникационным линиям между Сан-Диего и Гонолулу; действия авиации, подводных лодок и (эпизодически) надводного флота позволят нанести значительный урон военно-промышленному потенциалу региона и затруднить американское контрнаступление.

- Операция на Аляске будет ценным достижением в плане организации совместных действий армии и флота, и позволит создать замечательное основание для грядущих блистательных побед (!)

Высадка морской пехоты в Игл-Рок

8 августа 1942 года, японские самолеты с авианосцев "Рюдзе", "Дзуйхо", "Хию" и "Дзунье" нанесли мощный авиаудар по авиабазе Форт Гленн на острове Уманак. Поддержку им в этом оказали дальние морские бомбардировщики, использующие аэродром подскока на Атту. Японцы тщательно согласовали свой удар с метеорологическими условиями: авианосцы маневрировали на восточном краю большого штормового фронта, накрывшего континентальную Аляску, тем самым фактически исключив возможность поддержки атакуемой авиабазы с других аэродромов.

В двух последовательных атаках, японцы потеряли четыре истребителя и четыре бомбардировщика, но в ответ уничтожили восемь американских истребителей P-40 "Warhawk" в воздухе и еще двенадцать на земле, что составляло более половины всех исправных самолетов на базе Гленн. Ночью, авиабаза была обстреляна с моря японскими кораблями, что привело к еще более значимым потерям и де-факто исключило Форт Гленн из дальнейшей кампании.

Покончив с Форт-Гленн, японцы 10 августа нанесли авиаудар по авиабазе Форт-Рэнделл в Колд-Бэй, на западной оконечности полуострова Аляска. Здесь американцы оказали более яростное сопротивление, и японцы не досчитались почти двух десятков самолетов, но общее численное превосходство IJN в итоге сыграло свою роль: хребет американской истребительной авиации на Аляске был сломлен. Из пятидесяти исправных P-40, имевшихся в распоряжении 11-ых Воздушных Сил США на начало операции, к утру 11 августа имелось только пять самолетов в Форт-Гленн и двенадцать в Форт-Рэнделл. В ответ, бомбардировщики B-17 из Анкориджа предприняли два налета против японских авианосцев, но хотя они сумели выйти на их расположение, тем не менее никакого ущерба не нанесли.

Ночью с 10 на 11 августа, японские корабли опять обстреляли Уманак и Колд-Бэй. В ответ, американские крейсера из Датч-Харбора предприняли выход в море, но не сумели установить контакт с противником.

Утром 11 августа 1942 года, японская авиация нанесла третий удар по авиабазам на Аляске. Вслед за этим, 3800 японских морских пехотинцев высадились с транспортов в Лагуне Нельсона[1]. Еще 2000 японцев высадились в Поинт-Хейден, отрезая полуостров от материка.

Американцы ничего не могли противопоставить высадке. Все их армейские силы на западе Аляски не превышали 2300 человек, и эти силы были распределены между Датч-Харбором, Форт-Гленн и Форт-Рэнделл. Армейская бомбардировочная авиация в Анкоридже была скована плохой погодой и попросту не располагала достаточными силами, чтобы повлиять на ход событий. Двенадцатого августа, бомбардировщики B-24 "Либерейтор" провели один удачный вылет против японского плацдарма, убив и ранив около 50 японцев и потопив транспорт "Киришима Мару": один B-24 был при этом сбит прямым попаданием зенитного орудия. Но последующие налеты B-24 и B-17 из Анкориджа были по большей части безуспешны из-за низкой облачности и противодействия японской авиации. Как заметил потом генерал Батлер, "наивно было надеяться, что три десятка средних бомбардировщиков и десять "Летающих Крепостей" сумеют защитить огромные пространства Аляски".

12 августа, реагируя на японскую высадку, американский флот, связанный боями при Гвадалканале, все же сумел выделить авианосец "Уосп" и кое-какое прикрытие из "авангардного линкора" VB-02 "Секвойя"[2] и двух тяжелых крейсеров для попытки нанести контрудар по японскому флоту. Однако, 14 августа японские войска взяли Форт-Рэнделл и немедленно перегнали туда двенадцать бомбардировщиков с авианосца "Хошо". Форт-Гленн находился под почти непрерывными бомбардировками и обстрелами. Понимая, что ситуация вышла из-под контроля, адмирал Нимиц приказал вернуть "Уосп" назад.

Эвакуация Датч-Харбора

С захватом японцами аэродрома Форт-Рэнделл, положение Датч-Харбора стало очевидно безнадежным. Отрезанный от материка японским десантом, не имеющий более авиационного прикрытия, небольшой гарнизон из солдат 37-го пехотного полка не мог надеяться выдержать осаду.

14 августа, когда японцы взяли Форт-Рэнделл, японские линкоры "Фусо" и "Ямаширо" обстреляли Датч-Харбор. Береговые батареи на острове Амакнак и в форте Мирс, оснащенные всего лишь 155-мм орудиями в открытых установках, не могли выдержать бомбардировки и были вынуждены замолчать. Корабли, укрытые от обстрела в гавани не пострадали, но военной базе был нанесен значительный урон: хуже того, старая субмарина S-27, пытавшаяся выйти в атаку на японские линкоры, выскочила на камни и была выведена из строя.

Несколько более удачливой оказалась S-18: этой лодке удалось 12 числа незамеченной выбраться из гавани, и торпедировать японский транспорт "Бразилия-Мару" , который, однако, остался на плаву и был отбуксирован кораблями эскорта. Лодки S-28 и S-34 не могли выйти в море из-за плохого технического состояния и неважной погоды.

Американский флот не был в состоянии оказать помощь Датч-Харбору. Все его основные силы были связаны боями у Гвадалканала, и не могли быть оттянуты к северу без опасений, что японцы в той или иной степени воспользуются временной слабостью американцев. В наличии на Тихом Океане у Нимица оставалось только четыре авианосца: японцы же, даже ослабленные потерями, все еще имели в строю "Шокаку" и "Дзюйкаку", и в невыясненном состоянии находился едва переживший Мидуэй "Акаги". Японская пропаганда уверяла, что этот корабль в исправности и участвует в боях[3]. На самом деле, этот тяжелый авианосец не был возвращен в строй до 1943 года, но Нимиц не мог знать об этом.

В резерве, правда, оставались старые линейные корабли адмирала Уильяма С. Пая в Сан-Франциско, но этим тихоходным линкорам требовалось слишком много времени, чтобы добраться до Датч-Харбора, и Нимиц разумно предполагал, что к тому времени Датч-Харбор рискует пасть. Кроме того, с уничтожением истребителей в Форт-Рэнделл и Форт-Гленн, армия больше не могла обеспечить линкоры воздушным прикрытием, исключая разве что некоторое количество P-39 из Анкориджа; приписанный же к соединению Пая эскортный авианосец "Лонг-Айленд" в тот момент отсутствовал.

Чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию, адмирал Моффет поднял большой жесткий дирижабль ZRS-5 "Мэкон" с авиабазы в Саннивэйл[4] и направил его к Аляске. Оснащенный экспериментальным радаром CXAM-3, способным обнаруживать самолеты противника на дистанции до 240 километров, этот дирижабль наблюдал за действиями японской авиации у Датч-Харбора, оставаясь под прикрытием облачного покрова. 17 августа, "Мэкон" был обнаружен и атакован японским гидросамолетом-разведчиком с крейсера "Аоба", но носимый истребитель Curtiss-Wright F11C "Skybolter" отогнал неприятеля.

"Японцы не знали о том, что наши дирижабли оснащены радарами, и никогда не обращали на них особого внимания. Что нас полностью устраивало."

У. Моффет, "Ships over the ocean"

В целом, вывод был ясен и контр-адмирал Теоболд впервые озвучил его вечером 14 августа: Датч-Харбор надо эвакуировать.

Ночью c 15 на 16 августа, остатки гарнизона Форт-Гленн были эвакуированы в Анкоридж летающими лодками PBY "Каталина". Предварительно, инженеры взорвали запасы авиатоплива, и, заложив авиабомбы под летную полосу, разрушили авиабазу, превратив ее в "сплошные ряды дымящихся кратеров". Той же ночью, эскадренные миноносцы Мусбраггера совершили разведывательный выход в море, и дошли до о. Амак, где имели короткую перестрелку с японскими противолодочными силами.

В ночь с 17 на 18 августа 1942 года, отряд контр-адмирала Теоболда тихо покинул Датч-Харбор. Крейсера взяли на борт более 2000 человек гарнизона и гражданского населения, эвакуируемых с острова. Эсминцы коммодора Мусбраггера развернулись завесой возле Акутана, и большие дирижабли ZRS-5 "Мэкон" и ZRS-7 "Ньюарк" летали к югу, прощупывая океан своими радарами. Пройдя по фарваттеру между Уналагой и Акутаном, отряд вышел в море, и направился на соединение с шестью эсминцами 6-го дивизиона, вышедшими им навстречу с Кадьяка.

Японцы предполагали возможность эвакуации американцев:на 18 августа был запланирован мощный авиаудар по Датч-Харбору, и отряд из восьми миноносцев и легкого крейсера находился в море всего в 50 милях к северу, готовясь перехватить выходящие корабли. Но было уже поздно: Теоболд ускользнул. Остатки гарнизона Датч-Харбора были эвакуированы самолетами, и 20-го августа 1942 года почти опустевший форт был окончательно занят японцами.

Высадка японской армии в Бристоль-Бэй

Предполагая, что японское командование планирует наступление на континентальную Аляску с южного побережья, армейское командование США уделило основное внимание усилению защиты этого региона. Побережье залива Кука лихорадочно укреплялось всеми силами, которые могла изыскать Аляска: сеть береговых постов и гарнизонов развернулась в Макнейл-Коув, Урсус-Коув, Чинтина-Бэй и ряде других позиций. Наиболее подходящие для возможного вторжения заливы минировались, и некоторое количество полевых орудий было развернуто для кинжальной стрельбы по подходящим к берегу десантным кораблям.

На Кадьяк и Анкоридж были в срочном порядке перегнаны бомбардировщики B-26 и B-18 из метрополии, которые должны были сыграть основную роль в отражении японского вторжения. Чтобы замедлить продвижение японцев вглубь полуострова, 11-ые воздушные силы армии организовали немедленную переброску по воздуху 3200 солдат полковника Роусса с оружием и снаряжением в район Пайлот-Поинт у озера Накнек, и еще 2100 - в Ном, видевшийся вероятной целью. Из-за плохой погоды и противодействия японских истребителей, переброска затянулась до 22-го числа, однако, была проведена вполне успешно.

Флот также принимал участие в организации обороны Аляски. Соединение из трех старых линкоров адмирала Пая - "Теннеси", "Калифорния" и "Миссисипи", сопровождаемых эскортным авианосцем "Лонг-Айленд" ,перешло двадцать второго августа в залив Ситка на южной оконечности Аляски. Оттуда они могли бы быстро выдвинуться для защиты Анкориджа от японского нападения с моря. Успешно отступивший из Датч-Харбора отряд крейсеров контр-адмирала Теобольда кружил в заливе Кука; восемь эсминцев 6-го дивизиона Крэйга базировалось на Кадьяк, и еще восемь 1-го эскадрона Филпса - на Сьювард. Наконец, четыре исправных старых субмарины коммодора Лэйка и шесть современных лодок 22-ой дивизии были развернуты на передовых позициях, с целью атаковать японский флот.

Однако, все эти меры обороны имели один существенный недостаток: они были целиком и полностью ориентированы на возможное вторжение со стороны Тихого Океана, совершенно упуская из виду Бристольский Залив. Возможности высадке на севере Аляски не уделили должного внимания, даже оборона Нома рассматривалась в контексте в первую очередь морской операции. Как говорил позднее адмирал Пай, "мы полагали, что вторжение на Аляску есть морская операция японского флота, в то время как главная роль принадлежала на самом деле армии. " В результате, севернее Алеут американских сил не имелось вообще, не считая старой подводной лодки S-23, испытывавшей проблемы с механизмами и имевшей ограниченную боеспособность. По воспоминаниям очевидцев, Пай собирался направить к Датч-Харбору современные подводные лодки "Снаппер" и "Стингрэй", но первая еще не успела прибыть на позицию, а вторая была отозвана с полдороги для срочной замены в завесе вышедшей из строя субмарины S-34.

Японский конвой, вышедший 20-го августа из Хакодате и не подозревал о мерах, которые американское командование предприняло для его встречи там, куда он НЕ направлялся. Восемнадцать транспортов и десантных кораблей шли в охранении развернутых сил адмирала Широ Такесу, включавших четыре линкора, шесть тяжелых и четыре легких крейсера и двенадцать эскадренных миноносцев. По пути они прошли мимо района базирования S-23, но та, полностью занятая собственными проблемами, их даже не заметила.

28 августа, передовой эшелон 24-ой дивизии японской армии внезапно высадился с десантных катеров в заливе Эгиджик, на южном побережье Бристольского Залива. Развертывание десанта обеспечивали армейские десантные корабли "Акитцу Мару" и "Шинши Мару", прикрываемые эскадренными миноносцами контр-адмирала Омори. Начальная стадия высадки прошла практически незамеченной, и спустя несколько часов на берегу развернулись более пяти тысяч японских солдат с полевой и зенитной артиллерией и малыми танками "Те-Ке".

Для поддержки операции, японская армия перебросила в Форт-Рэнделл 9-ый Хико Сентай с Хоккайдо, оснащенный истребителями Ki-43, и начала усиленные работы в Форт-Гленн, где предполагалось развернуть дальние армейские бомбардировщики.

Бои за плацдарм

post-130-0-03821900-1409468825.jpg

Высадка в Бристоль-Бэй оказалась очередной неприятной неожиданностью для американского командования на Аляске. Однако, продолжая ошибочно полагать, что кампания на Аляске предпринимается в первую очередь в интересах японского флота, штаб в Анкоридже решил, что имеет дело лишь с ограниченным десантным контингентом, направленным для укрепления тыловых позиций или даже для отвлечения внимания. Посему, вместо того, чтобы отступить перед лицом сил, отряд полковника Росса попытался задержать японцев у озера Накнек, не имея ни достаточных резервов ни адекватно подготовленных позиций.

Ночью 29 августа, после короткого боя, передовой японский отряд занял небольшую передовую авиабазу Накнек к северу от одноименного озера. В ответ, полковник Росс выдвинул два из трех своих стрелковых батальонов к реке Накнек, надеясь закрепиться на этом естественном рубеже, отразить японскую атаку и перейти в контрнаступление.

Около 11 часов, стрелковая рота 2-го батальона Росса вступила в бой с передовыми японскими частями на западном берегу реки, и после короткой перестрелки заставил их отступить. Однако затем, около 3 часов дня, японцы показались большими силами до двух батальонов при поддержке двух легких танков и полевой артиллерии, и отбросили американцев от реки. Одновременно с этим, Пайлот-Поин в тылу Росса подвергся артиллерийскому обстрелу с моря, и вскоре был атакован японскими силами числом до полутора рот.

В этот момент, Росс наконец-то осознал, что имеет дело не с отвлекающей высадкой, но с полноценными японскими армейскими дивизиями. Не имея возможности противостоять подавляющей военной мощи японцев, полковник начал отступление к югу, прикрывая правый фланг побережьем озера Бочарова. Его 3-ий батальон, остававшийся на старых позициях, предпринял попытку подкрепить Пайлот-Поинт, но был отброшен огнем японских эскадренных миноносцев и принужден отойти к югу.

В это время, "летающие крепости" из Анкориджа попытались повлиять на ситуацию, совершив налет на плацдарм японской высадки в Бристоль-Бэй. Низкая облачность и сильный грозовой фронт к востоку привели к полному срыву операции: все бомбы упали в залив, не нанеся никакого вреда. Слабым утешением являлось лишь сбитие бортстрелками "крепостей" истребителя Ki-43, попытавшегося перехватить бомбардировщики.

Утром 30 августа, колонна японской морской пехоты, двигавшаяся маршем от Агшик-Бэй, атаковала позиции 3-го батальона на реке Олд-Салмон, и, после яростной стычки, форсировала реку, вынуждая американцев отступить еще южнее. Оставшиеся два батальона Росса, ослабленные предшествующими боями, откатывались под ударами японцев. Полковник Росс все еще надеялся удержать положение, закрепившись на узком фронте между Нижним озером Агшик и озером Бочарова. Однако, захватившие Пайлот-Поинт японские войска повернули после этого на юг, пройдя вдоль течения Кинг-Салмон к Верхнему озеру Агшик и отрезав третий батальон Росса от основных сил.

К полудню небо прояснилось, и авиация обеих сторон смогла действовать более эффективно. Первыми воспользовались этим американцы: два десятка бомбардировщиков B-24 и B-26, под прикрытием истребителей P-39 подвергли бомбардировке побережье залива. Патрулирующие в Бристоль-Бэй японские эсминцы открыли по бомбардировщикам зенитный огонь, к которому вскоре присоединились флотские истребители с легкого авианосца "Дзуйхо". В последовавшем воздушном сражении, два американских бомбардировщика и один истребитель были сбиты, ценой потери четырех японских самолетов. Вскоре после этого, японская армейская авиация из Колд-Поинт (Форт-Рэнделл) нанесла мощный удар по острову Кодьяк, подвергнув тяжелой бомбардировке аэродромы.

2 сентября, вторая волна японского десанта высадилась в Бристоль-Бэй, доведя наличные японские силы до полнокровной дивизии, с многочисленной артиллерией и боевой техникой. Испытывая жестокую нехватку боеприпасов, не имея средств противостоять тяжелым японским орудиям, полковник Росс был вынужден оставить удерживавшиеся два дня позиции у вулкана Агашик-Пеулик и отходить южнее, к побережью. К этому моменту, в его отряде осталось не более 1000 здоровых и боеспособных бойцов, и запасы продовольствия и боеприпасов были практически истощены.

1-е сражение в проливе Шелихова

В ночь на 4 сентября, остатки отряда Росса были эвакуированы быстроходными катерами в Анкоридж. Для прикрытия операции, шесть эскадренных миноносцев отряда Крэйга покинули Кадьяк и развернулись между островами Сутвик и Тугидак: еще два миноносца непосредственно прикрывали транспорты.

Ночью, около 2 часов, восемь японских эскадренных миноносцев из состава 2-го и 9-го дивизиона контр-адмирала Нисимуры, вышедшие из Датч-Харбора, приблизились ко входу в пролив. Хотя американцы и ожидали нападения, тем не менее, примитивные радары SC-2, стоящие на эсминцах, не смогли выдать своевременное предупреждение: кроме того, американские экипажи не имели подготовки к ночным боям. В последовавшем сражении, японцы, умело применяя осветительные снаряды и дальнобойные кислородные торпеды, потопили эскадренные миноносцы "Брукс", "Рэйд" и "Дент", но и сами потеряли эскадренный миноносец "Юдати" потопленным, и "Самидаре" - тяжело поврежденным. Коммодор Крэйг погиб в сражении, когда флагманский эсминец "Брукс" был разорван пополам ударом японской торпеды.

Тем не менее, хотя и дорогой ценой, флоту удалось прикрыть эвакуацию Росса и других армейских гарнизонов, защищавших южное побережье Аляски. Общим счетом, благодаря жертве Крэйга, было спасено более 5000 бойцов американской армии.

Наступление к озеру Илиамна

Заняв плацдарм у озера Накнек, японцы незамедлительно начали готовить оборонительную линию для защиты от возможного американского контрудара с востока. С эвакуацией отряда Росса, полуостров оказался в полном распоряжении захватчиков, и теперь японцам приходилось опасаться только лишь американского наступления с Тихого Океана - от которого они, однако, были надежно прикрыты горами Алеутского Хребта - или же наступления с континентальной части Аляски. Последняя угроза рассматривалась ими как вполне актуальная.

Американское командование хорошо это понимало, и прилагало все усилия, чтобы сделать актуальную угрозу - реальной. 2-го сентября, когда было принято окончательное решение о эвакуации Росса, две тысячи солдат Территриальной Гвардии были доставлены по воздуху к озеру Илиамна - крупнейшему пресному водоему на Аляске, и единственному естественному препятствию, которое могло бы позволить остановить японцев имевшимися небольшими силами. Переброска производилась в сложных метеорологических условиях, при противодействии японской авиации, совершавшей регулярные налеты на аэродром Иламна: в результате, потери людей и техники были очень велики.

В качестве поддержки, американская армейская авиация из Анкориджа и Фэйрбэнкса совершала регулярные налеты на Датч-Харбор и плацдарм в Бристоль-Бэй; однако, эта воздушная кампания никогда не была особенно эффективна. Низкая облачность и плохая погода приводили к тому, что осуществляемые с больших высот бомбардировки как правило вовсе не наносили никакого ущерба, потери же бомбардировщиков от технических причин были очень велики.

"Я никогда не видел, чтобы в Европе так быстро теряли "летающие крепости""

Полковник Р.В. Игнико

Японцы, со своей стороны, очень старательно следили за климатическими условиями и прерывали погрузочно-разгрузочные операции на плацдарме, если небо прояснялось на длительное время. У них были две батареи 75-миллиметровых орудий в Датч-Харборе, и одна - в Пайлот-Поинт, и в Датч-Харборе была установлена радарная станция Тип 2 Марк 1, способная обнаруживать приближающиеся бомбардировщики за 250 километров. С начала сентября 1942, в Пайлот-Поинт и Форт-Рэнделл появились армейские истребители. Наши P-39 "Аэрокобра", хотя и продемонстрировали удивительно хорошую приспособляемость к северным условиям Аляски (и тем самым существенно восстановили свою репутацию), не обладали достаточной дальностью действия, чтобы сопровождать бомбардировщики.

4 сентября, японское наступление вглубь материка возобновилось. К 7-му японцы вышли к озеру Иламна, где произошли первые столкновения с американскими авангардными частями. Американцы отряда майора Уэлсона заняли оборонительные позиции у Казканак-Крик, и довольно успешно отбили первые японские атаки. 6-го сентября, японские разведчики, преодолев сложную, изобилующую мелкими озерами местность, сумели форсировать Канзас-Крик к северу, и зайти американцам во фланг, вынудив их оставить позиции, и отступить вдоль берега озера.

8 сентября, фронт сместился к Аппер-Таларик-Крик, где отряд Уэлсона смог закрепиться на новых позициях. 10-го, используя подкрепления, прибывшие через аэропорт Иламна, Уэлсон организовал "неожиданно мощное наступление", отбросив японцев к Лоуэр-Таларик-Крик. Однако, вскоре японцы сосредоточили подкрепления и отбросили американцев за Коппер-Ривер. Здесь, отряд Уэлсона держался три дня, отбивая атаки японцев, но после того, как японцы подтянули на позиции тяжелые 150-мм гаубицы и форсировали устье Коппер-Ривер на амфибийных автомобилях, американцы были вынуждены отступить и были отброшены почти на 50 километров к югу вдоль побережья Иламна.

Тут японцы допустили критическую ошибку: торопясь до наступления холодов занять перевалы в Алеутских Горах, они не стали добивать отошедшие к побережью американские части и не попытались занять вспомогательный аэродром у озера. Отряд Уэлсона получил возможность закрепиться на позициях в восточной части озера Иламна, и получать снабжение через залив.

7 сентября, у озера Кларк был высажен японский воздушный десант в составе двух прошедших высокогорную подготовку батальонов. Пройдя быстрым маршем вверх по реке, к 8-му сентября десантники заняли позиции в Проходе Кларка. Защищающие горные проходы территориальные гвардейцы сумели 10-го выбить японцев с передовых позиций, но понесли тяжелейшие потери и были в итоге снова оттеснены 12-го.

18 сентября, основные силы японского армейского авангарда прибыли к Озеру Кларка. К этому моменту, генерал-майор Бакнер стянул практически все оставшиеся у него силы к Анкориджу, готовясь отразить неминуемое японское вторжение.

В начале сентября, генерал-майор Бакнер непрерывно обстреливал командование телеграммами и депешами с требованием прислать ему солдат. В какой-то момент выяснилось, что единственные отряды, которые можно высвободить в разумные промежутки времени, это негритянские строительные части, работавшие на постройке Транс-Аляскинской дороги. С учетом того, что Бакнер ранее не желал видеть цветных на Аляске, ему было отправлено сообщение: войска есть, но в связи с ранее высказанными им же опасениями насчет протестов белых граждан Аляски, их отправка может быть затруднена.

В ответ Бакнер написал "я лично пристрелю того, кто будет возражать, себя в том числе, только Господа Ради, пришлите подкрепления." Первые солдаты 95-го инженерного прибыли на Аляску спустя пять дней.

Битва за Анкоридж

Проход Кларка, семидесятикилометровая узкая лента в Алеутских Горах, представлял собой единственный доступный для японцев проход от Бристольского Залива к долине Шип-Крик и Анкориджу. Завоевание Анкориджа - крупнейшего города и стратегически наиболее важного порта Аляски - должно было триумфально увенчать кампанию генерала Иваками, и полностью разрушить американскую систему обороны на Аляске. Японцы торопились: они отлично понимали, что лето заканчивается, и что с наступлением холодов, проход станет практически непроходимым. Наступление на Анкоридж должно было увенчаться успехом до конца октября, или не увенчаться никогда.

Генерал Бакнер отлично понимал японские намерения. Он знал, что пока удерживается Анкоридж, Аляска может быть отвоевана со сравнительно небольшим расходом сил и средств; если же город падет, то американцам потребуются огромные усилия, чтобы вернуть себе регион. Он понимал также, что падение Анкориджа удручающе подействует на настроения населения США, и сделает чрезвычайно трудным, если не невозможным, снабжение по ленд-лизу СССР.

Имея лишь сравнительно небольшие силы, Бакнер не мог надеяться остановить японцев в полевом сражении. Однако, узость Прохода Кларка давала ему шансы сдержать японское наступление в горном проходе, шириной не более пяти километров, где японское численное превосходство могло быть уверенно нивелировано позицией. Все наличные силы армии и Территориальной Гвардии[5], генерал направил на защиту прохода, оставив лишь минимальный резерв в Анкоридже.

20 сентября, подтянув основные резервы, японцы начали атаку на Проход Кларка. Им удалось продвинуться вверх по реке Чоконток примерно на тридцать километров, к месту ее соединения с рекой Тликакила, но там перекрестный огонь американских горных орудий заставил японцев остановиться. 23 сентября, японцы предприняли ряд атак на американские позиции, но были отброшены назад. 25 сентября, после мощного авианалета, генерал Иваками предпринял новую попытку штурма, также завершившуюся безуспешно.

Американские войска, прикрывавшие Проход Кларка, создали мощные оборонительные позиции у Норт-Форк. Каменистая почва не позволяла эффективно закапываться в грунт, и американцы строили бункера из поваленных деревьев, прикрывая их маскировочными сетями, и создавая завалы и засеки перед ними. Открытые пространства по берегам реки минировались: в тылу, позиция была поддержана артиллерийскими батареями и позициями минометов. В нескольких местах были установлены спешно собранные в мастерских Анкориджа самодельные тяжелые огнеметы, предназначенные для кинжальной стрельбы по наступающим японцам.

Пробные атаки показали генералу Иваками, что взять проход с ходу ему вряд ли удастся. Однако, он все еще располагал временем, и - что было куда важнее - избытком солдат. Тридцатого сентября, две японские роты капитана Сибуямы, с трудом преодолев перевал в верховьях Чоконток, вышли в лавовую долину Дрифт-Ривер у склона вулкана Маунт-Редут. В ожесточенной банзай-атаке у склонов горы, японцам удалось (ценой значительных потерь) прорвать американские заслоны, и продвинуться вниз, к побережью. Здесь их встретили и остановили резервы Бакнера, усиленные отрядами ополчения, спешно формируемыми в Анкоридже. Фланг фронта застыл в зыбком, предельно неустойчивом равновесии: ни одна из сторон не могла взять верх, и ни одна сторона не могла отказаться от попыток.

2-е сражение в проливе Шелихова

Фланговый обход Сибуямы был, с точки зрения японцев, лучшим шансом на победу под Анкориджем. Японская ставка в Токио была с ним солидарна, и готова использовать для поддержки этого наступления любые ресурсы.

Пятого октября, отряд кораблей японского Северного Флота в составе тяжелых крейсеров "Начи", "Такао", "Майя", старого легкого крейсера "Абукума" и семи эсминцев 21-го и 6-го дивизиона вышел в море из Датч-Харбора и направился на восток. Корабли взяли на борт 2000 солдат армейского резерва, прибывшего в Датч-Харбор; план операции предусматривал "токийский экспресс" в контролируемый японцами залив Нордайк, откуда войска могли бы быть баржами "Дайхацу" переправлены по ночам севернее.

Ночью седьмого октября, патруль эсминцев Крюгера в проливе между Кодьяком и материком обнаружил неопознанные контакты. Один из эсминцев был оснащен новым поисковым радаром SR, что позволило американцам незаметно сопровождать японские корабли и сообщать об их перемещениях. Получив эти сведения, коммодор Теоболд вошел в пролив со своими крейсерами, готовясь встретить японцев.

Ночь была туманной, и японцы так и не сумели своевременно обнаружить американцев, что позволило Теобольду расставить ловушку и первым нанести удар. В ожесточенной перестрелке, старый легкий крейсер "Абукума" оказался случайно подсвечен осветительными снарядами с "Начи", и буквально разорван на куски "Индианаполисом" и торпедами с эсминцев. Тяжелый крейсер "Майя" был искалечен до такой степени, что едва дополз до Датч-Харбора, и эсминец "Наганами" потоплен. Со стороны американцев, флагманский легкий крейсер "Нэшвилл" был тяжело поврежден, и вынужден уйти в Сан-Диего для ремонта; слабым утешением для японцев было то, что по пути туда он был потоплен субмариной Ro-5 (без потерь в экипаже).

Поражение флота ознаменовало конец флангового обхода Сибуямы. Попытки японской авиации вмешаться в ход событий пресекались действиями P-39 "Аэрокобр", чувствовавших себя как дома на малых высотах. Одиннадцатого октября, японцы, терпя жестокую нехватку боеприпасов, попытались совершить последний рывок, и оттеснили резервы Бакнера к Биг-Ривер, но в критический момент сражения, "пушки Анкориджа" - два огромных 406-миллиметровых орудия в Форте Найкиски на другом берегу залива - открыли по ним огонь. Разрывов чудовищных снарядов японцы уже не выдержали, и отступили в беспорядке обратно к Дрифт-Ривер. Не вынеся позора, капитан Сибуяма совершил самоубийство, замерзнув насмерть в ледяной воде реки.

В это же время генерал Иваками организовал новое наступление. Шестого октября, японцы атаковали при поддержке значительного числа артиллерии и нескольких малых танков (танкеток) в проходе Кларка. Все танки были почти немедленно уничтожены американцами, но последующие атаки позволили японцам, ценой значительных потерь, закрепиться на горных склонах непосредственно перед восточным флангом американской первой линии обороны, и десятого октября преодолеть ее внезапным ударом. Американцы отошли на линию укреплений, подготовленную шестью километрами выше.

С восемнадцатого октября по второе ноября, генерал Иваками ожесточенно и непрерывно штурмовал в лоб Проход Кларка. Японская артиллерия была выведена на передовые позиции и вела огонь по американским укреплениям прямой наводкой. Японские войска использовали любое препятствие, чтобы сконцентрироваться за ними, и, под прикрытием очередного артиллерийского налета, подняться в банзай-атаку. В ответ, американские войска начали атаковать сами, внезапно забрасывая минами и гранатами места сосредоточения японцев. Рукопашные схватки завязывались каждый час, где штык встречался с катаной среди заснеженных древесных гигантов.

Титаническими усилиями, и не менее титаническими жертвами, японцы сумели прорваться через вторую линию американской обороны, и пройти почти до Глясер-Форк. Здесь, у основания ледника, американцы встали намертво, и остановили японцев. Самолеты из Анкориджа бомбили позиции японцев каждый день, превращая окрестности озера Кларк в сплошное море кратеров, и, по отзывам солдат, "летающие крепости[6] проносились над ущельями, едва не задевая крыльями склоны, и сбрасывая свою нагрузку в упор" . Этого было невозможно выдержать, и японская армия этого не выдержала.

Четвертого ноября 1942 года, генерал Иваками отдал приказ прекратить наступление в Проходе Кларка. Вслед за этим, японские войска начали отступать на исходные позиции, и к восьмому ноября уже совершенно очистили окрестности озера Кларк. Снег опустился на поле кровавой драмы, прикрыв тела почти восьми тысяч солдат, оставшихся навсегда в холодных снегах. Анкоридж устоял.

[1] 150 км к востоку от Колд-Поинт

[2] Класс "Айдахо", заложен в 1912, введен в состав флота в 1914 году. Представлял собой 25-узловую удлиненную версию линкора "Вайоминг", с вооружением из десяти 305-мм/50 орудий. Назван в честь штата Секвойя.

[3] Чтобы поддержать эту иллюзию, японский авианосец "Дзюйкаку" время от времени использовал позывные и коды "Акаги" во время сеансов радиосвязи.

[4] Штат Калифорния

[5] Около 7000 человек

[6] Имеются в виду B-24 "Либрейтор"

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Захват Аляски позволит развернуть систему воздушных и морских баз в непосредственной близости от западного побережья США, создавая непрерывную угрозу коммуникационным линиям между Сан-Диего и Гонолулу; действия авиации, подводных лодок и (эпизодически) надводного флота позволят нанести значительный урон военно-промышленному потенциалу региона и затруднить американское контрнаступление.

Для этого японцам потребовалось бы доставить за тысячи километров дополнительный личный состав, наземную технику, огромное количество боеприпасов, горючего и других грузов, что в сложившейся обстановке было почти нереально.Ну или,скажем-весьма и весьма затратно.(впрочем,японцы могли себе и не представлять подобного,ибо до высадки на Аляске обходились минимум всего необходимого).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Коллега! Вашим зарисовкам крайне необходимы карты. С расстановкой аэродромов, местами высадки десантов и пр. Я бы помог, но сейчас у самого со временем туго.

Что значит авангардный ЛК?

в Лагуне Нельсона

Строго говоря, десант можно высадить только в стороне от лагуны. Судя по снимкам, она крайне мелководна - вплоть до того, что осушается в отлив.

Однако, все эти меры обороны имели один существенный недостаток: они были целиком и полностью ориентированы на возможное вторжение со стороны Тихого Океана, совершенно упуская из виду Бристольский Залив

Бристольский залив - это тоже вполне часть Тихого океана.

28 августа, передовой эшелон 24-ой дивизии японской армии внезапно высадился с десантных катеров в заливе Эгиджик

А судя по дальнейшем описанию, они высадились в эстуарии р. Kvichak и продвигались на юг, к реке и озеру Naknek и далее, к оз. Becharof.

Кстати, откуда у японцев истребительное прикрытие? Из Форт-Ренделл? Не далековато выходит?

благодаря жертве Крэйга, было спасено более 5000 бойцов американской армии.

То есть на юго-западе Аляски прохлаждались ещё 4 тыс. воинов?

негритянские строительные части, работавшие на постройке Транс-Аляскинской дороги.

Транс-Аляскинской ж/д не знаю, знаю просто Аляскинскую ; )

И разве она усиленно строилась в ВМВ?

два огромных 406-миллиметровых орудия в Форте Найкиски на другом берегу залива

В реале что-то подобное на Аляске вообще было?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Для этого японцам потребовалось бы доставить за тысячи километров дополнительный личный состав, наземную технику, огромное количество боеприпасов, горючего и других грузов, что в сложившейся обстановке было почти нереально.Ну или,скажем-весьма и весьма затратно.(впрочем,японцы могли себе и не представлять подобного,ибо до высадки на Аляске обходились минимум всего необходимого).

Коллега, в 1942 японцы еще могли это позволить - тоннажа у них еще хватало. А на Аляске по крайней мере не приходилось особо бояться американской авиации.

Что значит авангардный ЛК?

В терминологии ВМФ США (в МТК), авангардным считается линейный корабль, имеющий большую скорость чем стандартные для того времени. Так, для 1914 года, 25-узловые "Секвойя" и "Айдахо" считались авангардными по отношению к основной 21-узловой линии. Для Второй Мировой таковыми считались 33-узловые "Айовы" по сравнению с 28-узловыми линкорами.

Строго говоря, десант можно высадить только в стороне от лагуны. Судя по снимкам, она крайне мелководна - вплоть до того, что осушается в отлив.

Хм, спасибо за информацию, проверю.

Бристольский залив - это тоже вполне часть Тихого океана.

А разве не С-л?

А судя по дальнейшем описанию, они высадились в эстуарии р. Kvichak и продвигались на юг, к реке и озеру Naknek и далее, к оз. Becharof.

Кстати, откуда у японцев истребительное прикрытие? Из Форт-Ренделл? Не далековато выходит?

Для японцев - не особенно. Уж что-что, а дальности их истребителям хватало.

То есть на юго-западе Аляски прохлаждались ещё 4 тыс. воинов?

В смысле?

Транс-Аляскинской ж/д не знаю, знаю просто Аляскинскую ; )

И разве она усиленно строилась в ВМВ?

Эм, имеется в виду Аляскинский Хайвэй. Который в 1942-1943 бешеными темпами строили через Канаду.

В реале что-то подобное на Аляске вообще было?

Нет. :) Планы были, янки одно время вообще хотели все побережье M1919 утыкать.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

В терминологии ВМФ США (в МТК), авангардным считается линейный корабль, имеющий большую скорость чем стандартные для того времени. Так, для 1914 года, 25-узловые "Секвойя" и "Айдахо" считались авангардными по отношению к основной 21-узловой линии. Для Второй Мировой таковыми считались 33-узловые "Айовы" по сравнению с 28-узловыми линкорами.

Т.е. это фича МТК? В реале, насколько я понимаю, концепция "fast battleship" получила воплощение только в Норт Каролине.

А разве не С-л?

Никоим образом. Граница между океанами - Берингов пролив.

В смысле?

В отряде Росса оставалась 1 тыс. чел. Эвакуировали 5 тыс. Вопрос - что делали остальные 4 тыс.?

Эм, имеется в виду Аляскинский Хайвэй. Который в 1942-1943 бешеными темпами строили через Канаду.

Прошу прощения, показалось, что речь идёт о ж/д.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Т.е. это фича МТК? В реале, насколько я понимаю, концепция "fast battleship" получила воплощение только в Норт Каролине.

Да.

Никоим образом. Граница между океанами - Берингов пролив.

Виноват...

В отряде Росса оставалась 1 тыс. чел. Эвакуировали 5 тыс. Вопрос - что делали остальные 4 тыс.?

1000 здоровых и боеспособных. Еще - раненные, еще - гарнизоны армии и тергвардии на побережье.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

В любом случае, даже если японский десант обречен вымереть от бескормицы и натиска превосходящего противника следующей зимой, это имеет смысл. "Отбить свою территорию" станет для американцев на многие месяцы задачей №1, а это время можно использовать Японии чтобы подготовить удар в другом месте ТО. Вы предложили отличный Вариант Граф! :good: Японию он понятно не спасет, но японцы этого ещё не знают, и провозиться с ними придется долго.

Выгодность плацдарма на Аляске для японцев в том что он не имеет прямой связи с основной территорией США, даже когда американцы получат коридор в Канаде, то пропускная способность его недотягивает до их потребностей в переброске сил на Север. То есть борьба будет не столько с 10 000 высадившихся (и занявших оборону в аляскинских городках и лесных землянках) японцев, сколько с Природой и Географией, при невозможности доставить всё необходимое (силы, снаряжение, топливо, бронетехнику) морским путем.

Edited by Престес

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Абсолютно верно, коллега Престес. Проблемы для США именно в логистике - что отлично понимают и японцы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

А что поменяется в этом АИ-мире для того, чтобы японцы на Аляску залезли?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Вероятно, кто-то из руководства флота придет к названным мною выше выводам:

- Высадка на континентальной территории США произведет значительный моральный эффект, и подорвет боевой дух американцев; при помощи этой операции можно будет создать впечатление, что поражение у Мидуэя было лишь незначительным отступлением на маловажном участке, и что успешное японское наступление вскоре возобновится.

- Американское общественное мнение не сможет смириться с идеей оккупации противником части домашней территории США, и вынудит американское правительство направить значительные силы в этот сравнительно малозначимый сектор; таким образом появляется возможность отвлечь американские силы с иных направлений и выиграть время, необходимое для организации обороны.

- Боевые действия в районе Аляски, с ее преимущественно плохими погодными условиями, в значительной мере нейтрализуют преимущество американцев в авиации и подводных лодках; это позволит при необходимости втянуть американский флот в сражение до того, как он будет полностью готов, и на выгодных для японцев условиях.

- Захват Аляски позволит развернуть систему воздушных и морских баз в непосредственной близости от западного побережья США, создавая непрерывную угрозу коммуникационным линиям между Сан-Диего и Гонолулу; действия авиации, подводных лодок и (эпизодически) надводного флота позволят нанести значительный урон военно-промышленному потенциалу региона и затруднить американское контрнаступление.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Вероятно, кто-то из руководства флота придет к названным мною выше выводам:

Вопрос этот решает не столько флот, сколько армия.

Ищите среди армейских генералов сторонников оккупации Аляски.

Информации о генерале Иваками, который у вас командует войсками в Аляске, я не нашел. Но предположу, что Аляску отдадут под управление Северной армии. На ее базе IRL в 1944 году был образован 5-й фронт в ведении которого были войска расположенные на Алеутских островах. Командующим этой армией в то время была Кисабуро Хамамото. С 1944 года командующим 5-м фронтом был Киитиро Хигути.

Быть может эти лица подойдут для вашей альтернативы?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Вопрос этот решает не столько флот, сколько армия.

Ищите среди армейских генералов сторонников оккупации Аляски.

Армия в 1942 мало что решала...

Информации о генерале Иваками,

Честно признать, я его выдумал. Развилка глубокая - персоналии точно смещаются.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Армия в 1942 мало что решала...

Как бы то ни было, но вопрос о наземной операции на такой большой территории как Аляска все таки в ведении армии. Морпехи флота могут лишь захватить алеуты, но далее для операции нужны дивизии армейцев.

К тому же вы писали, что в операции флот и армия должны действовать совместно.

Честно признать, я его выдумал. Развилка глубокая - персоналии точно смещаются.

А. Ну это тогда объяснимо.

Edited by Sett

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

К тому же вы писали, что в операции флот и армия должны действовать совместно.

Собственно, основная идея за всем этим - флот и армия проводят совместную операцию с целью иметь возможность валить вину за провалы друг на друга, а все достижения каждая из сторон тайно надеется присвоить себе. Т.е. кампания на Аляске - это в общем-то демонстративная кампания "минимального риска", основная цель которой - в общем-то отвлечь и сковать большие американские ресурсы меньшими японскими, на малозначимом, но болезненном для американского общественного мнения фронте.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Собственно, основная идея за всем этим - флот и армия проводят совместную операцию с целью иметь возможность валить вину за провалы друг на друга, а все достижения каждая из сторон тайно надеется присвоить себе. Т.е. кампания на Аляске - это в общем-то демонстративная кампания "минимального риска", основная цель которой - в общем-то отвлечь и сковать большие американские ресурсы меньшими японскими, на малозначимом, но болезненном для американского общественного мнения фронте.

Это то ладно. Я не про это.

Я про то, что решать о проведении такой операции будет не только флот, но и армия. При проработке плана неизбежно возникнет потребность выпросить у армии дивизии для операции. Вы же утверждаете, как я понял, что решает флот.

Хотя ваш мир - ваши правила.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Я про то, что решать о проведении такой операции будет не только флот, но и армия. При проработке плана неизбежно возникнет потребность выпросить у армии дивизии для операции. Вы же утверждаете, как я понял, что решает флот.

Коллега, я, видимо, неправильно объяснял. Я имел в виду, что в определении японской стратегии в 1942-1944 основная роль все же принадлежала флоту. Конечно, без выпрашивания у армии дивизий не обойтись, т.е. точку зрения армии тоже будут учитывать - но в целом, основная инициатива исходит от флота.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Коллега, я, видимо, неправильно объяснял.

А я видимо не совсем верно понял)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Бывает. :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0