Океанский монитор USS "New Hampshire", 1864

15 сообщений в этой теме

Опубликовано:

post-130-0-05419900-1414143166.png

В 1862 году, когда война с Британией казалась более чем возможной, Конгресс США экстренно распорядился заложить несколько крупных мореходных броненосцев, способных защищать побережье северных штатов от возможного нападения.

Летом 1862, военно-морской секретарь Гидеон Уэллс предложил использовать для постройки крупных мореходных броненосцев корпуса деревянных линейных кораблей USS "Нью Хэмпшир" (бывший USS "Атланта") и USS "Вирджиния", стоящие на стапелях в Портсмуте и Бостоне.

clip_image001.gif

Эти большие 74-пушечные парусные линкоры были заложены еще в 1816 году, но хотя их корпуса были полностью завершены, для экономии они были оставлены на стапелях, с рассчетом быстро спустить на воду и достроить, когда в этом появится необходимость. Изготовленные из прочного дерева, корпуса кораблей были в хорошем состоянии, и могли прослужить долго.

Уэллс предложил срезать корпуса кораблей до нижней орудийной палубы, оснастить их паровыми машинами, и забронировать с установкой вращающихся орудийных башен. Базовый проект опирался на уже начатую перестройку винтового фрегата USS "Роанок" в мореходный башенный броненосец. Бюро Паровых Кораблей, составившее основной проект, особо указывало, что широкие корпуса линкоров будут более устойчивы и более способны выдерживать вес брони и орудий, чем узкий и длинный корпуса фрегата.

Предложение получило поддержку Конгресса, опасавшегося нападения британского флота на американское побережье буквально с минуты на минуту. В августе 1862, USS "New Hampshire" был наконец-то спущен на воду после почти двадцати трех лет на стапелях, и отбуксирован на военно-морскую верфь в Бостоне для перестройки.

Конструкция

post-130-0-53132500-1414143186.png

Окончательный проект перестройки парусного линкора в винтовой башенный броненосец был подготовлен знаменитым инженером и патриотом Союза, Джеймсом Бушененом Идсом. Отлично представляя особенности службы в море, он настоял на подкреплении киля корабля железными конструкциями и сохранении возвышенного полубака и полуюта.

Надводный борт "New Hampshire" срезали до нижней орудийной палубы. Оставшиеся над водой 1,8 метра были забронированы коваными железными плитами, толщиной 114 миллиметров на толстой тиковой подкладке. Так как "New Hampshire" был почти на двадцать метров короче "Роанока", весь его борт удалось защитить железными плитами равной толщины.

Так как корабль предназначался для службы в открытом море, на нем был надстроен легкий полубак и полуют из дерева, защищенного от горящих обломков тонкими железными листами. Эти конструкции уменьшали захлестывание башен, облегчали всход на волну. Поверх них, проходила легкая навесная палуба, соединявшаяся с крышами башен.

На палубе "New Hampshire" были установлены три вращающиеся броневые башни, защищенные 15 слоями 1-дюймовой брони. В отличие от других мониторов, башни эти были конструкции не Эриксона, но Идса; башня опиралась не на центральный штырь, но на циллиндр подбашенного отделения, вращавшийся на проложенном под ним роликовом круге. Орудия внутри башни были установлены на платформе, поднимающейся для выстрела и опускающейся в подбашенное отделение для перезарядки. Все функции внутри башни - горизонтальное и вертикальное наведение орудий, перезарядка, возвращение отката, открытие пушечных портов - выполнялись посредством пара, что чрезвычайно облегчало работу с орудиями.

Сравнение башен Эрикссона и Идса

post-130-0-39219500-1414143174.png

Первоначальный проект предусматривал вооружение корабля 279-мм гладкоствольными орудиями Дальгрена. Однако, такое вооружение было в итоге рассмотрено как недостаточное для борьбы с крупными броненосцами в открытом море. Было предложено вооружить "New Hampshire" шестью 380-мм орудиями Дальгрена, но производство таких пушек было в сильном дефиците.

В итоге, корабль получил смешанное вооружение. В носовой башне, были установлены два больших 150-фунтовых нарезных орудия Пэррота. Центральная башня несла две чудовищные 380-мм гладкоствольные пушки Дальгрена. Наконец, кормовая башня была вооружена двумя 279-мм орудиями Дальгрена. Кроме того, на полубаке и полуюте было установлено по одному 150-фунтовому нарзеному орудию Дальгрена для ведения погонного и ретирадного огня; эти пушки стояли открыто. Для возможного ближнего боя и стрельбы по команде противника, "New Hampshire" также имел два пулеметных орудия, конструкции Гатлинга и Агара. Нос корабля был оснащен тараном.

Корабль приводился в действие двумя вертикальными штоковыми паровыми машинами, работающими на единственный винт. В движение его приводили восемь котлов Мартина, расположенных двумя группами по бокам от центральной башни (такое расположение было связано с наличием у башни подбашенного отделения). На мерной миле, скорость корабля составила 11 узлов при нормальной загрузке.

В составе флота

Из-за проволочек с поставками толстых броневых плит и задержки с изготовлением башен, USS "New Hampshire" был готов только в марте 1864 года. Корабль прошел испытания 8-го мая, и был принят флотом. Адмирал Дальгрен охарактеризовал его как "сильнейший монитор, который я когда-либо видел" и особо отметил "хороший, плавный ход корабля, прекрасно выдерживающего качку".

11 июня, корабль совершил переход из Бостона на Хэмптон-Роуд, где присоединился к блокадным силам. Так как к этому времени тревога относительно британского вмешательства начала ослабевать, основной задачей "New Hampshire" было охранять блокадные силы от возможного нападения приобретенных южанами в Европе броненосцев или от попытки конфедеративных кораблей тайно выйти в море и напасть на блокаду. Из-за большой осадки (около 6,8 метров) броненосец не мог оперировать в мелких прибрежных водах, поэтому его применение в боевых операциях было ограниченным.

18 августа 1864, "New Hampshire" захватил блокадопрорыватель No.11, пытавшийся проскочить мимо линии блокады у острова Роанок. Капитан монитора, Майлсон Д. Блэйк, по его собственному признанию, никогда не верил в предупредительные выстрелы, и заметив неопознанный корабль, явно стремящийся пробраться к берегу незамеченным, приказал открыть огонь из своих больших нарезных орудий Пэррота.

Потерявший колесо блокадопрорыватель беспомощно закрутился на месте; громыхая машинами, "New Hampshire" приблизился к нему вплотную и капитан Блэйк крикнул в рупор: "Спустите флаг, или я брошу четыресотфунтовую гранату в ваш котел!"

"Strike, or i'll throw a 400-pound shell in your boiler!"

Сражение за Порт-Роял, 1865

Пика славы USS "New Hampshire" достиг в марте 1865 года, во время сражения за Порт-Роял. Битва эта - последнее масштабное морское сражение Гражданской Войны - состоялась, когда конфедеративные броненосцы CSS "Стоунуолл" (построенные во Франции) и CSS "Burguin", и крейсера южан CSS "Талахасси" и CSS "Шенандоа" попытались атаковать Порт-Роял, критическую базу снабжения для наступления генерала Шермана. Это была последняя попытка флота конфедератов преломить ход войны.

Броненосцы начали перестрелку с дистанции около 1500 метров. При этом, заряды нарезных орудий Армстронга и Блэйка на вооружении конфедератов пролетали слишком высоко над низким бортом федерального броненосца (хотя и нанесли некоторый урон деревянным конструкциям в носу). В свою очередь, свободно наводимые нарезные пушки носовой башни USS "New Hampshire" всадили два снаряда в "Бургуин", заставив его отвернуть.

Когда корабли сблизились, CSS "Стоунуолл", являвшийся флагманом соединения, попытался таранить своего противника. Капитан Блэйк на USS "New Hampshire" предугадал маневр - что было нетрудно, зная об особенностях конструкции южанина - и резко отвернул, пройдя у него за кормой. В этот момент, его большие нарезные пушки вновь дали залп, при этом один из стальных снарядов Пэррота пробил броню южного броненосца.

Вновь сойдясь, корабли обменялись залпами. USS "New Hampshire" был поражен тяжелым ядром армстронговской пушки, но оно не пробило покатой брони башни, оставив большую вмятину. Его оппонент же, получив несколько залпов, начал терять ход (видимо из-за проблем с машиной). Он вновь пытался таранить, но с тем же негативным результатом.

Затем, сблизившись на 250 метров, USS "New Hampshire" начал методично расстреливать своего противника из XV-дюймовых гладкоствольных орудий. Огромные орудия Дальгрена в механизированных башнях Идса стреляли (по мнению южан) "как пятнадцатидюймовые револьверы", всаживая снаряд за снарядом в конфедеративный броненосец. Не выдержавшие ударов, плиты "Стоунуолла" начали разваливаться и отслаиваться; пулеметы Гатлинга и Агара били по палубе конфедеративного броненосца, сметая с нее моряков.

Видя бедственное положение флагмана, конфедеративный крейсер CSS "Талахасси" попытался таранить на полном ходу броненосец, но USS "New Hampshire", уклониившись, обстрелял ее с очень небольшой дистанции 279-мм орудиями Дальгрена из кормовой башни, и чрезвычайно быстро вывел из строя. Остальные орудия продолжали стрелять по "Стоунуоллу". Очень скоро, оказавшись в совершенно безвыходном положении, капитан Пэйдж приказал прекратить сопротивление и спустить флаг.

Дальнейшая карьера

Триумфально вернувшись на Хэмптон-Роудс, USS "New Hampshire" был отремонтирован и перевооружен в Нью-Йорке; в его носовой башне установили два 300-фунтовых орудия Пэррота армейского образца. Его вооружение усилили шестовой миной на выдвижном шесте, смонтированной над тараном. В таком вооружении, броненосец принимал участие в военно-морской демонстрации в мексиканских водах летом 1865 - красноречиво намекая французам, что американцы более не потерпят европейского вмешательства в мексиканские дела.

В 1868 году, броненосец был выведен в резерв, капитально отремонтирован и помещен на хранение в сухом доке. В 1869 году, решением нового военно-морского министра, он был переименован в USS "Titan".

Корабль был возвращен на службу в 1872 году. Он был перевооружен новыми 12-дюймовыми нарезными орудиями Дальгрена в носовой башне (изготовленными путем переделки заготовок для 11-дюймовых гладкоствольных) и двумя 300-фунтовыми орудиями Пэррота в кормовой. Было значительно усилено противоминное вооружение. В таком оснащении, USS "Titan" в 1873 прибыл в Майами, готовясь к возможной интервенции на Кубу.

В 1879 году, корабль вновь был выведен в резерв. Осмотр деревянного корпуса показал, что таковой находится все еще в очень хорошем состоянии, и в 1880 было принято решение о капитальной модернизации корабля; при этом, его старые железные плиты заменили новыми стальным, толщиной 150 миллиметров в центре корпуса и 100 миллиметров в оконечностях. Старые орудийные башни были заменены новыми башнями Идса, разработанными в 1880-ом для модернизации старых мониторов. Новое его вооружение состояло из шести 330-мм нарезных дульнозарядных орудий (изготовленных переделкой XV-дюймовых Дальгрена), четырех 60-фунтовых казенозарядных орудий.

После ремонта и модернизации, USS "Titan" вступил в строй в 1883 году. Он служил в обороне Атлантического Побережья, в основном около Хэмптон-Роадс, базируясь на Норфолк. В 1889, во время американо-германского конфликта за Самоа, броненосец принял в нем ограниченное участие, блокировав в Нассау германский корвет.

В 1895, корабль был разукомплектован и выведен в резерв. В 1898, он был кратковременно возвращен в строй для обороны побережья, но уже в 1899 вновь разукомплектован и превращен в плавучий склад. Списан на лом в 1922 году.

В настоящее время, центральная башня USS "Titan" сохранена как часть военно-морского мемориала в Порт-Роял.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кстати, вот интересно - башни Идса как-то остались вообще за пределами рассмотрения. А они ведь лучше и Эрикссона и Кольза!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Весьма интерсно. За башни Идса отдельное спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Пожалуйста!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

У башен Идса есть один маленький и скромный незаметный недостаток -- паровые сочленения изо всех щелей пар травят и мнут, а ещё -- выпускают от попаданий в башню во внутреннюю атмосферу, можно и свариться. Но в целом -- хорошо :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Спасибо!

У башен Идса есть один маленький и скромный незаметный недостаток -- паровые сочленения изо всех щелей пар травят и мнут, а ещё -- выпускают от попаданий в башню во внутреннюю атмосферу

Ну да. :) Но они действительно работают. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

"Ройаль Соверин" вид в профиль ;)

Ну и "Кэптен" без мачт напоминает еще.

Изменено пользователем Mihael

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не без того. :) В первую очередь, мне хотелось утилизовать корпуса ЛК, стоящие на стапелях.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А кто таран спер? :grin:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну и "Кэптен" без мачт напоминает еще.

Океанские мониторы это реальная линия кораблестроения. "Девастейшн", "Петр Великий", первый "Инвинсибл".

Жаль. что в реальности у североамериканцев мониторостроение быстро заглохло. Особоеено после того как сам "Монитор" утоп.

А так, само собой напрашивается немного нарастить надводный борт и метацентрическую высоту наследников "Роанока" (трехбашенный) и "Онондаги" (двухбашенный).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А кто таран спер?

Дык вон торчит! См. вторую схему!

Жаль. что в реальности у североамериканцев мониторостроение быстро заглохло. Особоеено после того как сам "Монитор" утоп.

Эм... "Монитор" затонул в 1862. С 1862 по 1865-ый янки наклепали мониторов четыре десятка.

А так, само собой напрашивается немного нарастить надводный борт и метацентрическую высоту наследников "Роанока" (трехбашенный) и "Онондаги" (двухбашенный).

Бруствер?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Дык вон торчит! См. вторую схему!

Ну, или у меня со зрением плохо стало, или схема не догружается.

Однако форштевень на второй схеме вертикальный, а в подводной части скошенный назад.

Или таран - это вот этот выступ сантиметров на 30? Там пикселя 4 выступ, по сравнению с вертикальной частью.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Или таран - это вот этот выступ сантиметров на 30? Там пикселя 4 выступ, по сравнению с вертикальной частью.

Ну да, он. Что вы хотели? Корпус-то готовый.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну да, он. Что вы хотели? Корпус-то готовый.

У "Вирджинии" он таки выступал на метр. У вас его нехило прикрывает кертикальная часть форштевня - таран у вас почему-то смещен назад.

Т.е. просто нужно продлить вертикальную часть чуть ниже, и таран прицепить на нее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

У "Вирджинии" он таки выступал на метр. У вас его нехило прикрывает кертикальная часть форштевня - таран у вас почему-то смещен назад.

Т.е. просто нужно продлить вертикальную часть чуть ниже, и таран прицепить на нее.

На практике, это не столько форштевень сколько выступ пояса, предохраняющий форштевень. Деревянные линкоры не делались для тарана. Лучше смягчить удар, чем рисковать расшатать корпус.

Но вот насчет удлинения тарана вы правы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас