Японская империя


68 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Нужен ли японцам английский АДСИК? Или свои аналоги есть?

Эм. А можно на английском языке название этого устройства? Чтобы можно было поискать более детально.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В принципе корабельных радаров нужно достаточно ограниченное количество - по числу основных вымпелов. После битвы в Индийском океане и оценки полезности французской РЛС должен быть серьезный толчок в этом направлении. Скорее всего поплывет еще одна лодка с радарами и документацией.

Слишком мало. Японцам надо и радиолокационный дозор организовавать для действий основных сил, и противолодочные группы. Но эскортные корабли с радиолокаторами (класс "Хибури") начали появляться только в середине 1944-го, когда было уже поздно.

Нужен ли японцам английский АДСИК? Или свои аналоги есть?

АСДИК японцы захватили в Сингапуре. Проблема была опять же в слабой производственной базе и недооценке угрозы от американских субмарин.

А вообще активный сонар "Тип 3" появился у японцев на эсминцах в 1943-м. Но корабли, оснащенные этим устройством стали вступать в строй только в 1944-м (эсминцы класса "Мацу" и эскорные корабли).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Слишком мало. Японцам надо и радиолокационный дозор организовавать для действий основных сил, и противолодочные группы.

Проблема была опять же в слабой производственной базе и недооценке угрозы от американских субмарин.

В таком случае, в чем же смысл создания альтернативного мира, если все предначертано и ничего изменить нельзя?

Данные проблемы известны мне и я сейчас работаю над материалом, который, по моему мнению, даст толчок к более крупным изменениям.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Эм. А можно на английском языке название этого устройства? Чтобы можно было поискать более детально.

ASDIC - Allied Submarine Detection Investigation Committee (я перепутал местами две буквы)

Тут на английском основное есть.

http://jproc.ca/sari/asd_et1.html

АСДИК японцы захватили в Сингапуре. Проблема была опять же в слабой производственной базе и недооценке угрозы от американских субмарин. А вообще активный сонар "Тип 3" появился у японцев на эсминцах в 1943-м. Но корабли, оснащенные этим устройством стали вступать в строй только в 1944-м (эсминцы класса "Мацу" и эскорные корабли).

В этой АИ АСДИК у японцев может появится уже в 1940 году - полностью готовым, работоспособным и с соответствующей документацией. Вопрос с заинтересованностью японцев остается, но не вижу причин почему от гидролокатора нужно отказываться в таком варианте. И проблема с ПЛО может оказаться не такой острой как в РИ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В этой АИ кто победит то?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В этой АИ кто победит то?

Ну это же как читающему детектив сказать: "а убийца дворецкий" - никакого интереса читать далее, правда?!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Инспектор Джонс прибыл через час. Поздоровавшись с констеблем Фуксом, он вошел в здание.

Ну и что? поинтересовался Инспектор Джонс у Гарри.

Убийство сэр. Мистер Смит убит.

Есть какие-то зацепки?

Да, свидетелю мистеру Адамсу он сказал - "это был дворецкий". А мистер Уильям видел дворецкого в бегающего в зал. Дворецкий сейчас там.

И ради чего его вызвали сюда подумал инспектор Джонс. Дело яснее ясного. Свидетели, фраза покойного, - об этом размышлял инспектор. Он толкнул дверь и успел войти в зал.

Дело приобретало не простой оборот.

"Добро пожаловать на ежегодный конкурс дворецких" гласила вывеска.

Не менее 100 дворецких было в зале....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

По просьбе коллеги Grom поискал информацию о японских гидролокаторах.

Нашел совсем немного, всего лишь о 4-х моделях.

Серия Type 93.

Представлена моделями 1, 2 и 3.

Модель 1. Информации не нашел, известно мне только, что этот тип гидрофона использовался на эсминцах с 1933 года.

Модель 2 являлась опытной на основе импортных американских гидрофонах MV, которые были закуплены в начале 1930-х. Диапазон около 900 метров.

Больше информации не было, по всей видимости в серию не пошел.

Модель 3. Являлась дальнейшим развитием модели 1 и новый тип имел диапазон в 1500-3000-6000 метров. В производстве находился с 1942 года.

Сонар Type 3

Разработан в 1943 году на основе немецких технологий сонара S-Ger?t и с участием немецких специалистов. Имели такой же диапазон, что и Type 93 model 3. Но его производство было небольшим, около 40 единиц в месяц начиная с октября 1944 года.

Помимо этих моделей я обнаружил несколько отрывочных данных о других моделях гидролокаторах.

Активный гидролокатор Type S.

Данный тип был предназначен для подводных лодок. В ходе создания данного типа локатора использовался опыт немецких гидрофонов GHG. Эти немецкие гидрофоны были стандартными для подлодок с 1935 года, но, конечно, не без проблем.

Японцы же решили использовать детекторы похожие на детекторы GHG с целью их размещения в разных частях подводной лодки и переоборудовать их из пассивного локатора в активный.

Автор материала, который приводит данный факт, писал, что немцы практически не использовали активные гидролокаторы на подлодках.

К концу войны для данных локаторов не было достаточного количества подводных лодок, которые, к тому же, уже использовались не по назначению.

Его точность была на уровне плюс-минус 2 градуса на расстоянии до 4000 метров.

Между тем, не приводятся данные, когда был разработан данный тип гидролокатора и когда его стали производить, а так же в каких количествах.

Немного еще о Type 3.

Японский флот в 1941 году отправил военную делегацию в Германию. Там они изучили материалы по гидролокатору из Франции - SCAM. Используя наработки французов и помощь немецких инженеров был создан сонар "Тип 3".

Это все, что я смог найти.

В этой АИ АСДИК у японцев может появится уже в 1940 году - полностью готовым, работоспособным и с соответствующей документацией. Вопрос с заинтересованностью японцев остается, но не вижу причин почему от гидролокатора нужно отказываться в таком варианте. И проблема с ПЛО может оказаться не такой острой как в РИ.

Не скажу, что японцы будут против подобного гидролокатора. Если они получат его полностью рабочим и с документацией, то велика вероятность, что его могут приспособить для массового производства в самой Японии. А это даст толчок для развития собственных типов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Японский пропагандистский фильм о победах флота в 1942 году.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Совместно с коллегой Некромант 1488.

Битва в Бенгальском заливе

 

Предыстория

 

Ночь с 6 на 7 июля 1942 года выдалась тяжелой для штаба британского Восточного флота, размещенного на борту Корабля Его Величества - линейного крейсера «Renown», который находятся в море по пути с Бомбея на соединение с американскими силами. Узнав, что соединятся более не с кем, так как Флетчер с уцелевшими кораблями отступил на юго-запад, вице-адмирал Джеймс Сомервилль должен был принять решение о своих дальнейших действиях. Адмирал Лейтон, командующий войсками на Цейлоне, прислал шифрованную радиограмму о массированных налетах японской дальней авиации с баз Бирмы и Индонезии. Они продолжались весь день 6 июля, несмотря на частые муссонные  ливни, мешавшие прицельному бомбометанию. «Спитфайры», «бофайтеры» и зенитчики сбили уже не менее двух десятков японских самолетов.

 

Опираясь на разведданные и прогноз погоды, Лейтон ожидал высадку японцев на восточном побережье не позднее 8-9 июля. Голландские субмарины уже обнаружили  корабли противника, а муссон делал почти невозможной высадку на западе острова. Сомервилль считал целесообразным отвести британский Восточный флот и предоставить японцам свободу действий в ходе высадки, целиком возложив оборону на базовую авиацию и береговую артиллерию. Высадившиеся японские войска следовало задушить блокадой  при  помощи подводных лодок и набегов крейсеров на конвои снабжения. Он обосновывал свою позицию тем, что японцы на данный момент превосходят силы Восточного флота численно, а значит вступать с ними в открытое сражение, до подхода подкреплений, означают позволить им бить себя по частям.

 

Однако поступать по собственному усмотрению адмиралу не позволили. Как только отгремело сражение у атолла Адду и в Лондоне узнали об его итогах, на «Renown» полетели телеграммы от высшего военного командования. Черчилль требовал воевать за Цейлон и Индию до последнего солдата и корабля. Премьер-министру вторили лондонские адмиралы. Естественно, что это в корне расходилось с мнением самого адмирала Сомервилля о стратегии войны против японцев в Индийском океане. В результате, собрание офицеров на борту «Renown» проходило в тягостной атмосфере и завершилось ближе к рассвету 7 июля. Сомервилль принял вынужденное решение выступить против японцев.

 

 

Расчет адмирала был на внезапность и решительность действий в условиях скудной разведки и малого времени на подготовку. Он выдвинул рискованное предложение, которое должно было позволить, избегая явного самоубийства, выполнять требование политиков – пресечь возможную высадку на Цейлон.

 

 Для этого вице-адмирал Сомервилль разделил весь свой флот на две большие группы. В состав группы «А», под личным командованием Сомервилля, входили: эскадра линейных крейсеров, 4-я и 7-я крейсерские эскадры, а также 12-я флотилия эсминцев, с голландским легким крейсером «Tromp» в качестве лидера. В состав группы «В», которой командовал вице-адмирал Дэнис Уильям Бойд, вошли: оба имеющихся авианосца «Illustrious» и «Formidable», а также 12-я флотилия эсминцев с голландским легким крейсером «Jacob van Heemskerk» в качестве флагмана.

Согласно плану, основная отвлекающая роль отводилась группе «В», которая должна была выдвинуться на юг и специально привлечь внимание японского флота, дабы оттянуть большую часть их тяжелых кораблей на себя и позволить группе «А» нанести удар. В свою очередь, группа «А», обогнув остров Цейлон с севера, нанесла бы внезапный ночной удар по японским транспортам, после чего столь же стремительно отступила бы на запад к Бомбею дабы дождаться подкреплений от Royal Navy и флота США.

 

На противоположенной стороне «шахматной доски» вице-адмирал Нобутакэ Кондо, командующий 2-м японским флотом, не рассчитывал на то, что британцы ринутся в атаку. 1-й японский флот, уходя в метрополию для ремонта и пополнения, оставил в его распоряжение 5-ю дивизию авианосцев (под командованием контр-адмирал Хара) в составе авианосца «Дзуйкаку», передав на него запасные самолеты с других авианосцев и летчиков потопленного «Кага», а также 3-ю дивизию линкоров, вооруженную линейными крейсерами класса «Конго». Потому он закономерно считал, что обладая преимуществом над противником, флот надежно защищен от любых действий англичан. Адмирал озаботился лишь ближней разведкой, и не знал о замыслах Сомервилля.

 

На руку британцам сыграли и грамотные действия адмирала Лейтона. Чувствуя недостаток информации, адмирал направил на разведку часть имеющихся на Цейлоне бомбардировщиков В-24. Японцы, имея воздушное прикрытие с авианосцев «Дзуйхо», «Рюдзё» и «Дзуньё», успешно отгоняли англичан, но думали, что бомбардировщики всего лишь пытаются сбросить бомбы на их транспорты и не подразумевали о том, что параллельно ведется авиаразведка всех их действий.

 

* * *

Раннее утро 7 июля 1942 года было чрезвычайно богатым на события. Японская авиация сбросила парашютный десант, в то время как флот подошел близко к Тринкомали и перестраивался для обеспечения прикрытия десантной операции. Британские силы, в свою очередь, ответили налетами наземной авиации по флоту противника. Налеты были малорезультативными, если считать исключительно по нанесенному ущербу кораблям, но в тоже время позволили англичанам получить ценные разведывательные данные о дислокации своего противника и его целях. Всю полученную таким образом информацию Лейтон отправлял на «Renown», радиостанция которого работала только в режиме приема.

 

1hCqxE1iVkA.jpg
Адмирал Сомервилль за работой на борту линейного крейсера "Renown".

 

 

Активные маневры Восточного флота начались ближе к полудню 8 июля. Отвлекающая группа адмирала Бойда педантично выполняла отведенную ей роль, подняв во второй половине дня самолеты в воздух. На борту «Formidable» кроме собственной неполной авиагруппы находились две американские эскадрильи, переданные накануне сражения. Эскадрилья VS-3 была с «Саратоги» и насчитывала 23 пикировщика  SBD-3 (Dauntless). Эскадрилья VF-2 насчитывавшая 18 истребителей F4F Wildcat была «родом» с покойного «Лексингтона». Американские самолеты вылетели в один конец с расчетом достичь цель вечером и атаковать со стороны заходящего солнца. После удара по японским кораблям они должны были заправиться на Цейлоне и возвратиться на корабли через Индию. А Бойд сразу же стал уходить на встречу Флетчеру. В соответствие с планом, эскадра Бойда вела активные радиопереговоры, которые естественно были перехвачены японцами. Когда адмиралу Кондо донесли, что к югу от японских сил позиции собираются британские авианосцы, то все его внимание мгновенно переключилось именно на это направление. Большинство самолетов-разведчиков были отправлены на юг, что дало возможность группировке Сомервилля оставаться все еще незамеченной.

Однако адмирал Кондо не спешил принимать решение по перехвату вражеских авианосцев, которые явно находились слишком далеко. Отход главных сил Объединенного флота поставил Кондо во главе всей десантной операции, что естественно наложило на него дополнительные обязанности. Так с утра 8 июля его самолеты бомбили цели в районе Тринкомали, обеспечивая подавлении авиации и береговой артиллерии противника. Свою роль сыграл и конфликт между адмиралами Кондо и Окавачи. Вице-адмирал Окавачи, командующий Южным Экспедиционным флотом требовал не прекращать воздушную поддержку и в любом случае оставить для прикрытия его флота соединение вице-адмирала Такасу, в состав которого входили два из четырех имевшихся авианосцев. Кондо, выступивший его оппонентом, в свою очередь не принимал саму идею разделения сил флота. Лишь к вечеру удалось прийти к общему решению, когда прилетевшие с юго-запада американские палубники обрушились на корабли ближней огневой поддержки и транспорты. Хотя потери были не слишком значительны вице-адмирал Кондо наконец решился разделить флот и выступил на юг против авианосцев Бойда, не зная, что те уже отходят с максимальной скоростью. С собой он взял главные силы, которыми обладал подчиненный ему 2-й флот – 4 линейные крейсера, 4 тяжелых крейсера и все 4 авианосца.

Между тем, группа Сомервилля уже обогнула северную часть Цейлона и подходила к японскому флоту. Британский адмирал не знал, что первая часть его плана увенчалась успехом и японский флот разделился. Вся надежда англичан была на внезапность и удачу, что позволило бы быстро нанести максимальный урон японскому флоту. Между британскими кораблями и японскими транспортами находилась лишь Соединение Охранения вице-адмирала Такасу.

 

Изменено пользователем Sett

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Сражение в Бенгальском заливе

В 22:10 британская летающая лодка «Каталина» обнаружила японский флот, который прикрывал десантную армаду с севера. Пилот самолета смог доложить об этом на «Renown»: японские корабли шли четырьмя группами строем фронта. Вице-адмирал Такасу развернул свои силы таким образом из-за опасения возможного прорыва британской эскадры мимо его кораблей под прикрытием ночи. В центре построения держались линкоры 2-й дивизии «Хюга» и «Исе». Вице-адмирал держал флаг на «Хюга». Оба линейных корабля имели радары японского производства, с помощью которых велся поиск противника. На левом фланге шли эсминцы 20-й дивизии - «Асагири», «Югири», «Ширакумо», «Амагири»,  возглавлял колонну легкий крейсер «Китаками» - флагман 9-й дивизии крейсеров. Между линкорами и кораблями левого фланга, расстояние составляло примерно милю, строй держали тяжелые крейсера 5-й дивизии вице-адмирала Такаги -  «Миоко» и «Хагуро». Их сопровождали эсминцы 24-й дивизии -  «Юмикадзэ», «Ямакадзэ», «Кавакадзэ» и «Судзукадзэ». На правом фланге колонну эсминцев возглавлял легкий крейсер «Ои», за ним следовали эсминцы 27-й дивизии - «Ариакэ», «Югурэ», «Шигурэ», Ширацую».

Интервал между линкорами, крейсерами и эсминцами был разный, что обусловило и разницу во времени их обнаружения. Первыми кораблями, которые попали в зону видимости с гидросамолета, были линкоры и тяжелые крейсера, затем были обнаружены эсминцы левого фланга, поскольку шли довольно близко. Причем количество японских кораблей и их классы, несмотря на применение осветительных бомб, из-за темноты удалось установить лишь приблизительно. В мае 1942 года перед операцией в Индийском океане с линкора «Хюга» была демонтирована поврежденная взрывом башня №5 и британские летчики опознали линкоры как линейные крейсеры типа «Конго». Затем они доложил об обнаружении четырех тяжелых крейсеров, и шести или восьми эсминцев. Эсминцы правого фланга ими обнаружены так и небыли.

Центр британского построения образовала эскадра линейных крейсеров - «Renown» и «Repulse» в сопровождении тяжелых крейсеров «Hawkins» и «Frobisher». Последние держались правее. Далее на правом фланге шли легкие крейсера  7-й эскадры – «Gambia», «Ajax», «Orion» и  «Hobart». На левом фланге держалась 4-я эскадра крейсеров - легкие «Emerald» и «Enterprise», а также тяжелые «Australia» и «Canberra».Охранение составляли эсминцы 7-й флотилии – «Quentin», «Piorun», «Van Galen», «Tjerk Hiddes», «Express», «Inconstant», «Duncan», «Garland», флагманом флотилии был голландский легкий крейсер «Tromp». На основе полученной информации от самолета-разведчика Сомервилль принял решение принять бой. Если бы британский адмирал знал тот факт, что имеет дело с линкорами, он наверно не стал бы это делать.

Для атаки Сомервилль распорядился ослабить свой левый  фланг, приказав крейсерам «Australia» и «Canberra» присоединится к крейсерам «Hawkins» и «Frobisher». Он рассчитывал в начале сражения сосредоточить огонь линейных и тяжелых крейсеров на выдвинутых вперед крейсерах противника и быстро их разгромить, после чего перенести прицел на линейные крейсера японцев, при их приближении на оптимальное расстояние стрельбы, тогда как японскими эсминцами должны были заняться легкие крейсера. После нанесения достаточных повреждений основным силам японцев, их следовало добить торпедными атаками, для чего флотилия охранения перестроилась за кормой линейных крейсеров.

В 22:15 уже британский флот был обнаружен гидросамолетом крейсера «Хагуро», который сразу же сбросил осветительные бомбы. Вскоре противники обнаружили друг друга и при помощи радаров. Первый залп дали линейные крейсера «Renown» и «Repulse» в 23:00., по тяжелому крейсеру «Миоко». За ним последовали и остальные тяжелые корабли британского флота. Ответный огонь японцев был открыт спустя 2 минуты. В 23:06 японские эсминцы получили приказ выйти в торпедную атаку. Британские легкие крейсера встретили их шквалом снарядов, но самураев это не могло остановить. Первым выпустил торпеды крейсер «Китаками», эсминцы «Асагири» и «Югири». В 23:08 торпеды выпустили эсминцы «Ширакумо» и «Амагири».

Место сражения было освещено с помощью бомб, которые активно сбрасывались британскими и японскими гидросамолетами, а так же осветительными снарядами. Идущий во главе колонны «Китаками» развернулся и начал постановку дымовой завесы, идущие за ним эсминцы, в свою очередь, открыли огонь. В 23:12 торпедами были поражены британские легкие крейсера «Gambia» и «Ajax». «Gambia» получил не менее трех попаданий, опрокинулся и стремительно затонул в 23:14. Спасенных с него не было. Еще одна торпеда попала в район котельных отделений «Ajax», в результате чего корабль потерял ход, крейсер был охвачен огнем пожаров. Через минуту в корабль попали еще две торпеды и в 23:22 он был затоплен. Британские корабли были вынуждены разрушить построение и маневрировать, дабы избежать новых потерь из-за торпедных атак японцев.

Ответный огонь британцев был направлен на легкий крейсер «Китаками» и следовавшие за ним «Асагири» и «Югири», которые пытались отойти под прикрытие основных сил флота и активно ставили дымовую завесу, прикрывающую отступление. Первые попадания флагман контр-адмирала Киши получил еще от «Gambia» в начале атаки. Снаряды с «Hobart» и «Orion» привели к обширным повреждениям и взрывам. Японский легкий крейсер получил крен в 14° на правый борт и затонул в 23:20 вместе с адмиралом и большей частью экипажа. В след за флагманом в период с 23:23 – 23:30 от британского огня на дно отправились эсминцы «Асагири», «Югири» и «Ширакумо», лишь «Амагири» удалось выйти из боя и уйти от преследования. «Hobart» и «Orion» также были повреждены ответным огнем японской артиллерии.

Тем временем в центре разгоралась битва и между тяжелыми кораблями японского и британского флотов. Вице-адмирал Такасу приказав второй группе эсминцев обойти британские силы и атаковать с фланга, сам выбрал главной целью линейный крейсер «Renown», который шел в голове ближайшей колонны противника. Артиллерийская дуэль началась с расстояния в 16 километров и дистанция постоянно сокращалась. Первыми достигли своей цели японцы, но повреждения их врагов были минимальны – снаряды с тяжелого крейсера «Миоко» попали в дымовые трубы флагмана Сомервилла. Ответный огонь британцев был сосредоточен на тяжелых крейсерах Японии, и сопровождавших их эсминцах 24-й дивизии, которые, стремились сблизиться для торпедной атаки и не дать британцам перенести огонь на линкоры.

В 23:14 попадание в торпедные аппараты получил крейсер «Хагуро», что привело к пожару на корабле. Крейсер «Миоко» получил первые повреждения в 23:19 – были выведены из строя кормовые орудия и пост управления огнем. За короткое время в «Миоко» попало около 30 снарядов с крейсеров «Hawkins», «Frobisher» и «Australia». В результате крейсер получил тяжелые повреждения и с креном на левый борт вышел из боя. За ним последовал горящий «Хагуро». В 23:23 в горячке боя случайным прямым попаданием 380-мм снаряда был уничтожен эсминец «Кавакадзэ», тяжелые повреждения получили эсминцы «Юмикадзэ» и «Ямакадзэ». От потери этих кораблей вице-адмирала Такаги спасла лишь дымовая завеса поставленная эсминцем «Судзукадзэ».

Уже после начала сражения Сомервилль осознал, что имеет дело не с линейными крейсерами типа «Конго», а с мощными линкорами типа «Исэ» и в 23:24 отдал приказ сконцентрировать огонь на них. Флагман вице-адмирала Такасу – линкор «Хюга» – в следующие полчаса получил шесть попаданий 380 мм снарядов и не менее 35 попаданий 203 мм и 190 мм снарядов тяжелых крейсеров. Ответный огонь японских линкоров был не менее результативным. Пять снарядов с «Хюга» попали в «Renown», нанеся ему повреждения средней тяжести. Снаряды с линкора «Исе» в 23:25 пробили броню линейного крейсера «Repulse» в районе носовых орудийных башен и котельных отделений, заодно повредив топливные танки. Это привело к большим пожарам и детонации боекомплекта в 23:46. Британский корабль затонул в 23:56, унеся за собой в пучину большую часть экипажа. Повреждения средней тяжести от огня вспомогательной артиллерии японских линкоров получили так же тяжелые крейсера  «Frobisher» и «Australia». В 23:27 группа эсминцев под предводительством легкого крейсера «Ои»  атаковала ослабленный левый фланг британцев. Эта неожиданная атака заставила Сомервилла бросить на подмогу 4-й эскадру крейсеров и 7-ю флотилию эсминцев, которую он первоначально хотел сохранить для завершающей фазы сражения. В 23:28 крейсер «Ои», а так же эсминец «Ширацую» произвели торпедные пуски. В 23:30 торпеды выпустили эсминцы «Ариакэ», «Югурэ» и «Шигурэ».

Английские крейсера вели сильный огонь и активно маневрировали, но торпедами был уничтожен легкий крейсер «Emerald» в 23:35  и эсминец «Inconstant», а также тяжело поврежден легкий крейсер «Enterprise». В 23:37 торпеды поразили легкий крейсер «Tromp» в кормовую часть. Взрывом был уничтожен один из валов, повреждена система управления и крейсер потерял ход. В дальнейшем из-за неконтролируемых пожаров, которые вызвали подрыв боекомплекта кормовой башни и многочисленные попадания снарядов с японских кораблей, он был покинут экипажем в 23:49, затонул к 23:53. Так же от артиллерийского огня японских эсминцев повреждения получили эсминцы «Duncan» и «Garland».

Из японских кораблей первым пострадал крейсер «Ои», принявший более десятка снарядов от «Enterprise» и «Tromp», после чего был торпедирован польским эсминцем «Piorun» и затонул в 23:49. Ответным огнем и торпедами британских эсминцев также были уничтожены эсминцы «Ширацую» в 23:54 и «Ариакэ» в 23:59. В 23:47, после взрыва  «Repulse», «Хюга» и «Исе» сконцентрировали огонь на «Renown» добившись еще трех попаданий. Учитывая ход сражения и общую обстановку адмирал Сомервилль приказал своим кораблям отступать. Уцелевшие эсминцы остались для прикрытия отхода поврежденных кораблей, и сражение продолжалось до 00:10 минут.

Похожий приказ поступил и со стороны вице-адмирала Такасу. В 23:55 японский флот прекратил сражение и стал возвращаться к месту дислокации. Во время фазы отхода линкор «Исэ» получил несколько попаданий от линейного крейсера «Renown» и уцелевших крейсеров британского флота. В свою очередь японские эсминцы активно ставили дымовые завесы и выпустили еще 12 торпед, но все они прошли мимо целей. По сути оба флота разбежались в разные стороны. Впрочем, отступление англичан нельзя было назвать комфортным. На тяжело поврежденном старом крейсере «Enterprise» не смогли справиться с поступлением воды, и корабль пришлось затопить уже в 00:21. Экипаж с крейсера сняли несколько британских эсминцев.

После битвы

Японский флот ушел с места сражения, понеся существенные потери. Были потеряны 6 эсминцев и 2 легких крейсера. Линкоры  «Хюга» и «Исе», 2 эсминца и 2 тяжелых крейсера нуждались в серьезном ремонте. Без каких-либо повреждений осталось лишь 3 эсминца.В тоже время действия вице-адмирала Такасу не позволили британцам добиться поставленной цели – прорваться к флоту с десантом. Британские силы превосходили противника численно, но, тем не менее, итог сражения оказался не в их пользу. Нельзя не отметить тот факт, что первоначально ход сражения склонялся как раз в пользу англичан, сумевших, несмотря на тяжелые потери, фактически разгромить фланговые группы эсминцев японцев и лишь убийственный огонь и надежная броня линейных кораблей «Хюга» и «Исе» помогли Такасу переломить ситуацию в свою пользу.

Потери Союзников составили: 1 линейный крейсер, 5 легких крейсера и 1 эсминец. В ремонте нуждался почти весь флот: 1 линейный крейсер, 3 тяжелых крейсера, 2 легких крейсера, 2 эсминца. Но проблему для британцев составляли не столько безвозвратные потери, сколько вывод из строя такого большого количества боевых единиц. Из участвовавших в сражении кораблей без серьезных повреждений остались лишь крейсер «Canberra» и 6 эсминцев.

Победа японского флота в ходе битвы в Бенгальском заливе была стратегической. У Японии в составе 2-го флота находились еще 4 авианосца, 2 линкора, 4 линейных крейсера, 4 тяжелых крейсера, 1 легкий крейсер и 9 эсминцев. В это количество не входили корабли других японских флотов действовавших на этом ТВД. Это позволяло вице-адмиралу Кондо эффективно прикрывать войска, которые высаживались на Цейлоне. 

В свою очередь британцам необходимо было перебрасывать дополнительные силы в Индийский океан и ожидать помощи от флота США, который не обладал линейными силами в этом регионе. По сути, после боя в Бенгальском заливе Союзники на время утратили способность вести равный артиллерийский бой с японцами в Индийском океане. Впрочем, у них остались еще пять авианосцев, что беспокоило японское командование и не давало им уверенности в полном господстве в Индийском океане. Несмотря на неудачный бой, вице-адмирал Сомервилль сохранил большинство тяжелых кораблей Восточного флота. Поврежденные суда поступили на срочный ремонт, и часть из них вернулась в строй уже к сентябрю 1942 года. Однако австралийские крейсера «Australia» и «Hobart» простояли на ремонте до лета 1943 года.

Анализируя битву, английское флотское командование пришло к выводу о том, что японский флот располагает крупными подводными силами у Цейлона. Британские офицеры не признавали факта наличия у японцев мощных торпед и посчитали, что потери от торпедных атак вызваны эффективным действием подводных лодок. Это мнение поддерживали и американцы, которые так же не верили в существование подобных торпед. Признание заслуг японских инженеров придет лишь позднее, в 1943 году. Ирония была в том, что страны Оси действительно располагали крупными подводными силами в Индийском океане и лишь профессионализм британских моряков и высокая скорость кораблей не позволила лодкам группы «Муссон» успешно атаковать корабли Сомервилла в этом сражении.

Изменено пользователем Sett

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Эх, а возможно ли в МФГ спасти Японскую Империю?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Эх, а возможно ли в МФГ спасти Японскую Империю?

Незнаю,честно, поживем - увидем. Тут даже судьба главной героини повествования - Франции очень по разному могут сложится.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Небольшой рисованный справочник по японской БТ (на японском, естественно)  

 

http://gunsight.jp/c/tank-Fukei-01.htm

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Железнодорожная сеть Маньчжоу-Го (увеличивается)  
 
24126637_m.jpg
 
 
Изменено пользователем Parafin

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

господа, планируется ли продолжение рассказа о Японской Империи? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

господа, планируется ли продолжение рассказа о Японской Империи? 

Естественно. Но наверно уже после завершения истории Сирии и Кавказской кампании 1942 года. Впрочем многое зависят от колеги Сета ибо мы как правило глав о событиях (в отличие от технических материалов) обычно делаем вдвоем (основной автор + проверяюший дополньяюший соавтор, это чтобы небыло противоречий) Либо Парафин и я либо в случие Японии Сет и я. Колега Сет сейчас занят по своим делам а я занят Сирией и Турцией. Так что думаю продоложение про Японию будут но наверно не ранше лета а может и позже.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кстате английская плавбаза которую японские летчики у нас утопили в гаване острова Аду это черезвичайно интересный корабль. http://www.retroflot.com/dobrovoljnyj_flot/parohodyekspress_oryol_vtoroj.html

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас