Сумрачному гению ЦКБ-17 рамки сузили ещё сильнее

8 сообщений в этой теме

Опубликовано:

По итогам всех анализов и изысканий в том же 1959 году заказчик пересмотрел свои требования по количеству вертолетов. Теперь требовалось разместить на крейсере не менее десяти таких машин, три из которых могли бы одновременно искать вражеские подлодки. Максимальное количество вертолетов, соответствовавшее требованиям, равнялось 14. Однако изменение требований, касавшихся вертолетной группы, заставило скорректировать прочие параметры перспективных крейсеров. Согласно обновленному заданию, корабли проекта 1123 должны были иметь водоизмещение более 7000 тонн и более крупные габариты. Кроме того, заказчик потребовал оснастить новые крейсера зенитными ракетными системами и другим оружием самообороны.

Именно обновленные требования от января 1960 года определили облик будущих крейсеров «Кондор». Головным предприятием проекта стало ЦКБ-17 (главный конструктор А.С. Савичев), ОКБ Н.И. Камова поручили завершить разработку противолодочного вертолета, а НИИ-15 ВВС привлекли к работам по созданию вертолетного противолодочного комплекса. Весь 60-й год ушел на проработку эскизных проектов и выбор оптимальной архитектуры корабля. На этом этапе рассматривалось несколько вариантов размещения полетной палубы и сопутствующих объемов, а также зависящие от них компоновки прочих элементов конструкции, оборудования, вооружения и т.п. Пожалуй, самым смелым предложением было касавшееся создания крейсера-вертолетоносца системы катамаран. Двухкорпусная конструкция позволила бы сделать сравнительно крупную полетную палубу, однако она значительно усложняла проектирование и строительство нового корабля. Поэтому в итоге выбрали менее смелую схему.

Дальнейшие изменения требований заказчика привели к соответствующим последствиям. Так, к моменту утверждения технического проекта в самом начале 1962 года водоизмещение увеличилось до 10700-10750 тонн, а максимальная скорость, в свою очередь, значительно снизилась. Тем не менее, общую совокупность технических характеристик и боевых возможностей сочли приемлемой и продолжили работы над проектом. В середине того же года техническую документацию по проекту 1123 «Кондор» отправили на николаевский судостроительный завод №444, где 15 декабря состоялась церемония закладки головного крейсера «Москва».

http://topwar.ru/27884-morskie-kondory-protivolodochnye-kreysera-vertoletonoscy-proekta-1123.html

В АИ возобладал здоровый консерватизм и, когда собачка подрасла до 12-14 ЛА и 7+ кт, Савичеву сказали не выёживаться и взять за основу Индепенденсы и новую Иводзиму. На выходе практически автоматом получается Рашен Джузепе Гарибальди с 14*Ка-25 и прочим вооружением РИ 1123, но с полётной палубой, с которой могут работать старые истребители и прочие Ан-2 (всё лучше, чем Ка-25ц), и с лучшей мореходностью.

Как повлияет на дальнейшее флотостроительство и флотоприменение?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Джузепе Гарибальди

В то время это имя носил лёгкий крейсер класса "Кондотьери Е". До итальянского авианесцущего крейсера ещё было 20 с гаком лет.

с 14*Ка-25 и прочим вооружением РИ 1123, но с полётной палубой, с которой могут работать старые истребители и прочие

Вот ежли бы "для опытов" отталкивались от корпуса 68 проекта, что было вполне реально (на их корпусах разрабатывалось как минимум три десятка различных проектов), могло стать намного интересней. В частности, напрашивалась замена ГЭУ с ПТУ на COGAS с участием пары котлов от РКР пр. 58, крейсерских паровых турбин и газотурбоагрегатов М3 с ШПМ, шедших в серию на больших противолодочниках 61 проекта либо на развитие М3 до "М4.5" с тремя вместо двух ГТД на редуктор.

Заодно успели бы полюбоваться не только на рисованные у "Мидуэя" и "Альбиона" угловые ВПП, но и на полноценную угловую палубу "удлинённого "Эссекса" типа "Орискани", что является уже значительно более обоснованным аргументом, своего рода психологическим базисом для установки и эксплуатации такого нововведения на отечественных кораблях.

А ещё советский быстроходный противолодочный крейсер-газотурбинный вертолётоносец мог стать первым в мире авианесущим кораблём с двумя островами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

то время это имя носил лёгкий крейсер класса "Кондотьери Е". До итальянского авианесцущего крейсера ещё было 20 с гаком лет.

На момент написания и прочтения Джузеппе - в первую очередь авианесущий крейсер. 

Вот ежли бы "для опытов" отталкивались от корпуса 68 проекта, что было вполне реально (на их корпусах разрабатывалось как минимум три десятка различных проектов), могло стать намного интересней. В частности, напрашивалась замена ГЭУ с ПТУ на COGAS с участием пары котлов от РКР пр. 58, крейсерских паровых турбин и газотурбоагрегатов М3 с ШПМ, шедших в серию на больших противолодочниках 61 проекта либо на развитие М3 до "М4.5" с тремя вместо двух ГТД на редуктор.

1. Спасибо Горшкову, отталкивались от проекта в 3 раза меньше, хотя исходно КБ и предлагало перестройку корпусов 68 бис.

2. Как раз РИ ГЭУ делалась на базе ГЭУ 68 бис, при использовании недостроя 100% впихнули бы "как есть" даже без РИ доработок.

Заодно успели бы полюбоваться не только на рисованные у "Мидуэя" и "Альбиона" угловые ВПП, но и на полноценную угловую палубу "удлинённого "Эссекса" типа "Орискани", что является уже значительно более обоснованным аргументом, своего рода психологическим базисом для установки и эксплуатации такого нововведения на отечественных кораблях.

Для нашего флота просто полётная палуба на тот момент - зверь неведомый сомнительной полезности, а чтобы угловая палуба не была мертвым грузом - надо уметь в палубную авиацию в принципе и организацию полётов в частности.

А ещё советский быстроходный противолодочный крейсер-газотурбинный вертолётоносец мог стать первым в мире авианесущим кораблём с двумя островами.

1. С чего бы?

2. Зачем?

В общем-то сабжу эксперименты противопоказаны, чем проще, тем больше шансов, что опыт эксплуатации будет положительным и 1143 закажут уже как АВ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

1. С чего бы? 2. Зачем?

Блочную ГТУ через газоходы впихивать-вынимать, а оформлять их окружение проще в виде островов. Фактически вокруг мачто-трубы накрутка. Не уверен, что строили бы грандиозную надстройку а-ля 11435

РИ ГЭУ делалась на базе ГЭУ 68 бис

По памяти -- вы ошибаетесь. РИ ГЭУ 1123 основана на силовой пр. 58 эсминцекрейсера (Грозный).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

По памяти -- вы ошибаетесь. РИ ГЭУ 1123 основана на силовой пр. 58 эсминцекрейсера (Грозный).

 

Непосредственно под ангарной палубой инженеры ЦКБ-17 поместили два машинных отделения. В каждом из них находились два котла КВН-95/64 и один турбозубчатый агрегат ТВ-12. Энергоустановка проекта 1123 разрабатывалась на базе соответствующих систем проекта 68-бис, но при этом получила ряд нововведений. К примеру, некоторые доработки котлов позволили поднять их производительность на три тонны пара в час и довести этот показатель до 98 т/ч. Кроме того, все агрегаты главной энергоустановки корабля устанавливались на амортизаторах, гасивших вибрации. Мощность энергоустановки крейсеров проекта 1123 равнялась 90 тыс. лошадиных сил. При необходимости было возможно повышение мощности: при снижении температуры охлаждающей воды конденсаторов до 15° мощность ГЭУ вырастала до 100 тыс. л.с. В цистернах корабля помещалось 3000 тонн флотского мазута, 80 тонн топлива для дизельных генераторов и до 28 тонн масел. Этого запаса горюче-смазочных материалов хватало на поход длиной более 14 тыс. миль при скорости в 13,5 узлов. Интересна конструкция дымовой трубы, в которой находились устройства охлаждения выхлопных газов. При температуре воздуха около 15 градусов газы охлаждались до 90-95°. Согласно расчетам, заметность корабля в инфракрасном диапазоне снизилась примерно в десять раз по сравнению с крейсерами проекта 68-бис.

 

Блочную ГТУ через газоходы впихивать-вынимать, а оформлять их окружение проще в виде островов. Фактически вокруг мачто-трубы накрутка. Не уверен, что строили бы грандиозную надстройку а-ля 11435

Собственно до 11435 были 1143 с не менее развитой надстройкой и паровыми турбинами, и на ГЭУ развилка никак не влияет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

По пунктам.

просто полётная палуба на тот момент - зверь неведомый сомнительной полезности, а чтобы угловая палуба не была мертвым грузом - надо уметь в палубную авиацию в принципе и организацию полётов в частности

Пусть просто собезьянничают, со временем -- разберутся что-как и зачем. А мёртвым грузом раздельная ВПП не будет по определению.

На момент написания ...

Железный хлам в ожидании то ли продажи на слом, то ли капремонта с полной заменой ГЭУ.

На момент ... прочтения Джузеппе - в первую очередь авианесущий крейсер. 

А упор хорошо бы сделать на то, какому кораблю присвоили имя старины Джузи на момент предполагаемой развилки.

Собственно

теперь пора про ГЭУ: вначале про крейсер 68-бис проекта.

"...главных вертикальных, водотрубных паровых котлов треугольного типа КВ-68, с естественной циркуляцией (по одному в котельном отделении), оборудованы системой принудительного вентиляторного наддува воздуха в котельные отделения, ...; Два главных турбозубчатых агрегата (ТЗА) — типа ТВ-7"

Теперь про 58:

"Энергетическая установка была котлотурбинной и размещалась по эшелонному принципу в двух машинно-котельных отделениях. На крейсерах проекта 58 впервые в отечественном флоте применили высоконапорные котлы с турбокомпрессорным наддувом воздуха типа КВН-95/64. ...

В качестве главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) на крейсерах применили паровые турбины типа ТВ-12".

 

Извините, но ваши источники про " разрабатывалась на базе соответствующих систем проекта 68-бис" можете послать по известному от Иосифа Ужасного адресу.

0_7aff3_5f5c9b2a_XXL.jpg

были 1143 с не менее развитой надстройкой и паровыми турбинами

Их (котлы с ТЗА) можно и желательно перебирать внутри корабля, не вскрывая все палубы подряд. Хотя и на то предусматривали "дороги" и технологические "каналы".

Изменено пользователем dragon.nur

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Пусть просто собезьянничают, со временем -- разберутся что-как и зачем. А мёртвым грузом раздельная ВПП не будет по определению.

Или не разберутся, что вероятнее. Достижения Кузи с угловой палубой и аж 2,5 вылетами в сутки как-то повода для оптимизма по поводу "разберутся в пользе угловой палубы в организации больших страйков" не дают. Про эксперименты с угловой палубой 1143 на предмет взлёта с неё с разбегом чего бы то ни было включая вертолёты - упоминаний не встречал. А при авиагруппе в полтора десятка машин плюсы угловой палубы и вообще...

Извините, но ваши источники про " разрабатывалась на базе соответствующих систем проекта 68-бис" можете послать по известному от Иосифа Ужасного адресу.

??? Как "на 1123 ГЭУ на базе 68 бис" и "на 1123 ГЭУ на тех же котлах и ТЗА, что и параллельно на разрабатывающемся 58" противоречит друг другу? На момент утверждения проекта 1123 Грозный ещё до госов не дошел даже, какое может быть "на базе 58"?

Их (котлы с ТЗА) можно и желательно перебирать внутри корабля, не вскрывая все палубы подряд. Хотя и на то предусматривали "дороги" и технологические "каналы".

Я в принципе про другое: как развилка с полётной палубой может повлиять на другой выбор ГЭУ? На импортных авиа- и вертолетоносцах, в которые по развилке им ткнули пальцем, ГТУ нет, головной 61 только начинает испытания, (с послезнанием) даже уже обкатанные ГТУ максимум на более мелкие 1164 ставили - кто ж их поставит на корабль, по которому уже сказали практически прямым текстом "не надо лучше, сделайте такой же"(с)?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

на базе 68 бис

Вот именно так и противоречит, что котлы с подачей воздуха газотурбонагнетателями во фронт -- полная противоположность котлам с дутьём в отделения.

На момент утверждения проекта 1123 Грозный ещё до госов не дошел даже, какое может быть "на базе 58"?

Чертежи не только КМО, но и уже поагрегатно -- есть в наличии. Фактически -- на базе 58, остальное -- от чрезмерной упоротости поллитруков.

А при авиагруппе в полтора десятка машин плюсы угловой палубы и вообще...

За время пути хотелки советских флотофилов имели обыкновение подрасти.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас