Fokker D.XXI ВВС Грузии в МПВГ

16 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Разработка истребителя Fokker D XXI была начата в конструкторском бюро фирмы "Фоккер"

летом 1935 г. по техническому заданию, выданному штабом авиации армии Голландской

Ост-Индии (ныне Индонезии).

Новая машина являлась весьма своеобразным типом истребителя,

предназначенным для прикрытия с воздуха стратегических объектов на этой обширной

территории. Усиленное внимание уделялось возможности эксплуатации на плохо оборудованных

аэродромах и выполнения ремонтных работ с минимумом инструмента и оснастки, простоте

пилотирования, высокой надежности, низкой стоимости, простоте обслуживания - словом,

всему тому, что могло быть полезным при боевых действиях в стране, где мало аэродромов,

нет авиазаводов и высококвалифицированного летно-технического состава.

Для решения поставленной задачи конструкторскому коллективу во главе с Э. Шацки очень

подошла традиционная для фирмы "Фоккер" смешанная конструкция - сочетание стальных труб,

легких сплавов, дерева, фанеры и полотна. Такой подход позволял создать простую в

производстве, дешевую и надежную в эксплуатации машину, поскольку большинство

технологических и конструкторских решений уже многократно опробовались.

Однако, выпуск партии самолетов для небольших по численности голландских ВВС мог и не

окупить затрат на проектирование и запуск в производство нового истребителя. "Фоккер"

традиционно ориентировалась на экспорт значительной части своей продукции. Руководство

фирмы сочло что машина, подобная D XXI способна найти сбыт в небольших странах, которые

не могут позволить себе купить дорогую и сложную современную технику, а нуждаются в простых и

дешевых самолетах. Поэтому Шацки предложили сразу заложить в проект многовариантность

мотоустановок и вооружения чтобы в наибольшей мере удовлетворить возможным требованиям

потенциальных заказчиков. В итоге спроектировали очень "консервативный" моноплан с низкорасположенным

крылом.

Основой фюзеляжа стала ферма, сваренная из труб хромомолибденовой стали закрытая в

передней части съемными панелями из легкого сплава "электон", а в задней - обшитая

полотном. В передней части фюзеляж имел круглое сечение, в задней - эллиптическое.

Кабина летчика располагалась посередине машины отапливалась горячим воздухом и полностью

закрывалась прозрачным фонарем из триплекса и плексигласа. Для посадки летчика средняя

секция фонаря раскрывалась по продольной оси. и левая часть откидывалась на петлях вниз.

В аварийной ситуации ее можно было сбросить совсем. За сиденьем пилота несущая ферма

фюзеляжа была развита вверх, образуя противокапотажную раму.

Крыло трапециевидной формы с округлыми законцовками имело два коробчатых лонжерона из

спрюса (орегонской со сны) и фанерные нервюры (часть из них - кессонного типа). Обшивка

носка выполнялась из "электона" а дальше - из фанеры. пропитанной бакелитовой смолой.

Крыло несло посадочные щитки и элероны (стальной каркас, обтянутый полотном), крепившиеся

к заднему лонжерону На элеронах стояли флеттнеры.

Оперение имело металлический набор и целиком обтягивалось полотном Стабилизатор снизу

поддерживали подкосы а сверху он соединялся с килем расчалками. На рулях высоты

устанавливались триммеры, а на руле поворота - флеттнер.

Шасси основного варианта D XXI по техническому заданию было неубирающимся. Колеса

прикрывались каплевидными обтекателями с небольшой подножкой для механика. Свободнонесущие

стойки, тоже капотированные имели масляно пневматические амортизаторы.

Разработали и вариант с убирающимся шасси, стойки складывались к оси самолета с укладкой

колес в ниши крыла. Хвостовое колесо во всех случаях не убиралось. Оно имело механическую

связь с рулем поворота и амортизировалось пакетом резиновых пластин

Первый опытный экземпляр D.XXI с бортовым обозначением FD-322, соответствовавший

требованиям задания Ост-Индии, собрали в феврале 1936 г. На нем стоял "Меркьюри" VI-S,

заключенный в удлиненный капот типа NACA с небольшими выштамповками под головки цилиндров,

и двухлопастной металлический винт с шагом, изменяемым на земле. Радиостанция и задний

бензобак на FD-322 не устанавливались. 27 марта на аэродроме Вельшап под Эйндховеном

шеф-пилот "Фоккер" Эмиль Майнеке совершил на нем первый полет. Истребитель оказался

достаточно маневренным, устойчивым, приятным в пилотировании и, несмотря на довольно

посредственные летные данные, превзошел основные требования задания.

Однако основной заказчик неожиданно изменил свои планы. Министерство колоний от закупки

истребителей временно отказалось. D.XXI "повис в воздухе".

В это самое время истребителем заинтересовалось командование грузинских ВВС, летом 1936 г,

начата разработка грузинского варианта, в пекреработке проекта принимал участие Михаил

Григорашвили, начальник КБ фирмы "Шида Картлис Сахаэро Индустрия"

Во первых грузинская сторона настояла на убирающемся щасси (но надо учесть что первая

партия из 12 ед все таки была выпущена с неубирающимся шасси), кроме того был иначе

спроектирован фонарь кабины.

8vcVw8g.jpg

Производство самолета началось в сентябре 1937, истребитель оснащался двигателем Бристоль

Меркюри VIII мощн. 840 л.с. и на испытаниях показал скорость 460 км.ч., Вариант с

убирающимся шасси выпускался с весны 1938 г. и показал на испытаниях скорость 480 км.ч.

С 1939 самолет оснащается двигателем Бристоль Меркюри VIII M, мощн. 940 л.с., ск 500 км.ч.

3qFHD63.jpg

Последнюю модификацию Фоккера оснастили двигателем Gnome-Rhone 14N 25 мощностью 1100 л.с.

DULfyr1.jpg

Произведено:

Fokker DXXI-A (Бристоль Меркюри VIII, 840лс 460 км/ч неуб. шасси) 1937-38 12 ед.

Fokker DXXI-G (Бристоль Меркюри VIII, 840лс 480 км/ч уб. шасси) 1938-40 40 ед.

Fokker DXXI-G-II (Бристоль Меркюри VIIIМ, 940лс 500 км/ч уб. шасси) 1939-41 45 ед.

Fokker DXXI-F (Gnome-Rhone 14N 25, 1100лс 540 км/ч уб. шасси) 1940-42 44 ед.

sBwBF6s.jpg

Всего в 4 мк. За период с 1937 по 1942 выпущено 141ед.

К 1941 самолеты (особенно ранних мк.) считались несколько устаревшими, однако продолжали

использоваться в ударном варианте , с 20-миллиметровыми пушками "Мадсен" в гондолах под

крыльями, самолеты могли нести либо 2 – 100 кг. Либо 1-227 кг. Бомбы, и также реактивные

снаряды

Фоккеры, неприхотливые в производстве и обслуживании, легкие в освоении и управлении,

пользовались большой популярностью у пилотов Грузинских ВВС

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега , а вот взлетный вес Вы не упоминаете.... Он сам по себе две тонны весил , а Вы ему убирающееся шасси организовали , плюс пушки. Сколько весить будет? Да и летные характеристики какие будут? Можно как то просчитать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А почему бы этот вот аппарат не попробовать? Вами упомянутые шведы впечатлились. ;)

post-8388-0-85930600-1423290597.jpg

Положа руку на сердце , мне схема сия , как бальзам прямо... Нравится и все тут. ;) :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А почему бы этот вот аппарат не попробовать? Вами упомянутые шведы впечатлились.

Положа руку на сердце , мне схема сия , как бальзам прямо... Нравится и все тут.

Самолет очень интересный но увы

В ноябре 1939 года истребитель был поставлен на испытания, которые, в основном, подтвердили правильность выбранного пути,

однако многочисленные "детские болезни", на устранение которых ушло много времени, не позволили запустить истребитель в

серийное производство до начала немецкого вторжения. В мае 1940 года единственный прототип D.XXIII был уничтожен во

время налета немецкой авиации и с того момента программа более не возобновлялась.

физически не успели бы, а насчет схемы как таковой обещаю подумать

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ежели б не оккупация , вполне бы сделали. Голландцы , естественно. Разработка началась в 1937 , грузины могли и увидеть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

грузины могли и увидеть.

Увидеть возможно, но взять наверно не успели бы, хотя применить схему могли не спорю

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вот непойму зачем вам кровь из носу убирающееся шасси ТОГДА? НА тот момент это сильное НОУХАО... Сильно Удорожает самолет и усложняет выпуск.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

На тогда, на когда?

На 1936 ну отчасти да ноу хау.

В 1937 первую партию и выпустили с неуб. шасси.

А в 1938 это уже модный трэнд, без этого уже не "как у пацанов" )))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А в 1938 это уже модный трэнд, без этого уже не "как у пацанов" )))

Ну не совсем так. Для Грузии это довольно проблемно было бы. Да и время надо. Предлагаю с н/у шасси в серии до марта 1940 года. Затем пошли серийные.

Экспериментальный взлетел в конце 1938 и затем еще полтора года трахались с доводкой...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну не совсем так. Для Грузии это довольно проблемно было бы. Да и время надо. Предлагаю с н/у шасси в серии до марта 1940 года. Затем пошли серийные. Экспериментальный взлетел в конце 1938 и затем еще полтора года трахались с доводкой...

Коллега , Вы несколько преувеличиваете.

В реале полукустарные финские авиамастерские спокойно переделывали туда и обратно шасси

а сама конструкция была разработана и даже испытана и доведена самими голландцами

да и в чем проблема? я правда не понимаю, тем более что уровень развития альт-Грузии несколько выше уровня Финляндии реала?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Зря вы так. Слишком гладко не бывает. Нашлись бы желающие съэкономить

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Само собой именно поэтому первая партия в 1937-38 г.г. и такая, с неубер. шасси. Экономили, но в 1938 решили не экономить, благо механизм убора шел в комплекте, в смысле технология

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Упрямствуете..... :grin:

Не убедили..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Упрямствуете.....

Нет на самом деле нет.

Есть у меня скан монографии на финском, оттуда и взял оригинальны чертежик убираемого шасси,

сами голландцы планировали применение Фоккеров на колониальных просторах Суматры, где на сто

самолетов один инженер-механик, и именно поэтому самолет запроектировали с неуб. шасси, для простоты

процесса т.с. Однако когда встал вопрос с возможным заказом Фоккеров для метрополии, вариант с убир. шасси

оказывается уже был разработан. И когда финны закупили партию и лицензию им была передана документация

на механизм уборки шасси, и "упертые" финны таки выпустили два образца, но посчитали нецелесообразным

Но не из-за экономии, а из-за то что больше половины года истребители эксплуатируются на лыжном шасси, и

у них даже Хоки-75 и Брюстер Буффало, делали неубирающимся

Таки вот что я вам хочу сказать, тут грузины для улучшения аэродинамики новый фонарь разработали, ну и

шасси в 1938 пусть будет, тем более что это совсем не детерменизм, да и технически не ати какая сложна конструкция

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега Горец, можно ваш "Фоккер" позаимствовать при необходимости для Скандинавии?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Конечно. Пользуйтесь

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас