ТАМ-32 Первый Грузинский сер. самолет (собств. разр.) в МПВГ

39 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Еще в первую мировую, получив на вооружение самолеты, в Тбилиси, при помощи и содействии союзников были организованы тн Тифлисские Авиационные Мастерские, основной технический персонал был приглашен из Российской империи. После Первой Мировой, часть российского персонала покинула рабочие места, но какая то часть и осталась. С середины 20-х годов мастерские возглавил, талантливый авиатор, энтузиаст бригадир Виссарион Кебурия, В то время на вооружение ВВС, а также в авиакомпанию Royal Georgian Airways начали поступать самолеты Junkers W-34.

Эти самолеты на определенный период станут основными в авиаперевозках в Грузии, Однако не везде в Грузии можно было оборудовать аэродром, да и взлетно-посадочные характеристики Юнкерса не совсем соответствовали рельефу местности. Для снабжения отдаленных населенных пунктов, для медицинских нужд, требовался самолет с коротким взлетом и посадкой,

в 1929 под руководством Кебурия начали прорабатывать проект такого самолета, в тот момент Тифлисские Авиационные Мастерские были преобразованы в производственное предприятие и переименованы в ТбилАвиаМшени.

в 1931 г. выкатили самолет названный позже ТАМ-32

a4T0zJHl.jpg

Самолет представлял собой подкосный высокоплан смешанной конструкции.

Крыло - деревянное, прямоугольное в плане. В корневой части крыла размещены баки с горючим.

Лонжероном элерона служит стальная труба диаметром 50 мм. Обшивка элерона - полотняная.

Фюзеляж сварен из стальных труб. Обшивка фюзеляжа - полотняная.

Спереди размещено сиденья летчика, и пассажира. За передним рядом сидений - диван на два места для пассажиров. В бортах фюзеляжа и спереди кабины застекленные окна и двери с обеих сторон. первая Мк. запущенная в производство в 1932 г. была оснащена двигателем Armstrong Siddeley Lynx V в 230 л.с., Мк. 1938 оснащалась более мощным двигателем Armstrong Siddeley Cheetah V 280 л.с.

rnMOn9y.jpg

Модификация TAM-32/TAM-32/37

Размах крыла, м 12.70

Длина самолета,м 7.78

Высота самолета,м 2.46

Площадь крыла,м2 23.00

Масса, кг

пустого самолета 900

максимальная взлетная 1370

Тип двигателя: 1 ПД:

Armstrong Siddeley Lynx V

Armstrong Siddeley Cheetah V

Мощность, л.с. 1 х 230/280

Максимальная скорость, км/ч 214/249

Крейсерская скорость, км/ч 170/194

Практическая дальность, км 1000/940

Практический потолок, м 4275/4980

Экипаж, чел 1

Полезная нагрузка:до 3 пассажиров

Самолет отличался легкостью управления, надежностью неприхотливостью, и благодаря отличным взлетно-посадочным характеристикам пользовался большим спросом.

Кроме частных пользователей приобретался и для армии и для ВВС использовался как дозорный, связной, учебный, и легкий транспортный,

9ULfyMVl.jpg

широко применялся в санитарной авиации

ТАМ-32/37 производился до 1957 г. всего было выпущено 432 ед.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ИМХО, слишком большие переплёты окон - такие большие в начале 30-х годов цельными делать не умели. Особенно большие сомниния вызывает лобовое стекло - у Junkers W-34 оно было разбито на четыре части.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Остекление, ровно такое, как у оригинала, (то есть у самолета чей чертеж переделывал.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

(то есть у самолета чей чертеж переделывал.)

Цессна или Пайпер-кэб? :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

АИР-6 Яковлева 1932 г.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

АИР-6 Яковлева 1932 г.

Таки да. Но я и не особо "сморозил" -- они все похожи.

Вот две ранних "цессны", того же времени:

cessnac-6.jpg

cessnaa-4.jpg

Меня именно средняя часть фюзеляжа ввела в заблуждение.

(в сторону) "Не, всё-таки умел Яковлев красивые силуэты находить."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да, Яковлев умел, но и из концепции того времени тн "воздушный лимузин" сильно не вылезал, я лишь сменил двиг. и капот, чуть изм. форму из окон. Да и переделал шасси

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ГОРЕЦ, Так это ж бесспорно, здорово у вас получилось.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Неисторик,

Спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Форточки нужны у пилота, да и двери бы я назад сдвинул.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Там в дверях стекла по автомобильному опускаются, а если сдвинуть назад, дверь будет цеплять за расчалки

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Там в дверях стекла по автомобильному опускаются

Не получится из за формы стекла. Задней части некуда опускаться. А насчет расчалок - изменить форму двери. А иначе неудобно на второй ряд садиться.

И еще бы по результатам испытаний изменения ввести...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Насчет окон, Ваша правда, в принципе стекло в двери можно сделать разрезным, на карательных салазках, передняя половина сдвигается назад, так же было на Як-12. А дверь я точно вымерял как раз самое оно

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Насчет посадки пассажиров, присмотритесь на вид спереди, там стойки шасси "Г"-образные, и очень удобны, что бы ставить ногу, при открытой двери конечно же

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Насчет посадки пассажиров, присмотритесь на вид спереди, там стойки шасси "Г"-образные, и очень удобны, что бы ставить ногу, при открытой двери конечно же

Удобно - только пассажиры попадают на передний ряд сидений и им надо через него перелезать, чтобы на свое место попасть....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Удобно - только пассажиры попадают на передний ряд сидений и им надо через него перелезать, чтобы на свое место попасть....

Ну да, как в "запоре" а точнее в "восьмерке" дверь то одна, но широкая, пассажиры заднего диванчика откинув спинку переднего пасс. или пилота залезают к себе, а к двери добираются наступив как на ступеньку на несущий "Г" образный элемент шасси

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

только пассажиры попадают на передний ряд сидений и им надо через него перелезать, чтобы на свое место попасть

Ну да, как в "запоре" а точнее в "восьмерке"

вот у Як-12

jak12_s1_b.jpg

и у Як-18Т

yak_18t_mk7602_3.gif

Ровно так же, и ничего летают

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Форточки нужны у пилота

Внес изменения, форточки в виде сдвижного стекла

немного переделал шасси

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

а к двери добираются наступив как на ступеньку на несущий "Г" образный элемент шасси

Ну, я бы таки какую-то ступеньку добавил. Хотя бы в ви-ай-пи варианте. Потому как шасси амортизированное, шатается, и да, а какая там высота на стоянке? А то ведь и не каждое ви-ай-пи ножку высоко задерёт... Коль уж "воздушный лимузин", так уж чтобы совсем удобно было. Да и лётчику, если срочный вылет, то надо, чтобы удобно-быстро запрыгивать можно было. :)

Собственно, гляньте, где на вами же приведённом Як-12 подножка. У вас дверь вперёд открывается или назад, или сдвижная? Удобно будет от стойки шасси мимо двери в салон залазить?

Или вот это у вас подножка и торчит?

post-10246-0-28675500-1423471276.jpg

Судя по ручке на двери -- открывается вперёд. То есть от "Г" образной стойки "сквозь" дверь таки неудобно будет...

Изменено пользователем Неисторик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Или вот это у вас подножка и торчит?

да подножка, а

Судя по ручке на двери -- открывается вперёд. То есть от "Г" образной стойки "сквозь" дверь таки неудобно будет...

а почему неудобно?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

а почему неудобно?

Давайте представим механику посадки.

Вопрос: на какой угол открывается дверь? Меньше 90 или больше? Или на все 180?

Вот я подхожу, открываю дверь, и мне надо поставить ногу на подножку, потом на стойку, потом залезть в салон?

Или сначала на стойку? (Но тогда дверь точно надо на больше 90, и если так, то её уже закрывать сложно будет)

А если я дама в длинной узкой юбке? :) Или на стойку не надо?

И опять таки: какой там стояночный клиренс? Высота от земли до подножки и до пола?

Изменено пользователем Неисторик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Давайте представим механику посадки. Вопрос: на какой угол открывается дверь? Меньше 90 или больше? Или на все 180?

больше 90

А если я дама в длинной узкой юбке?

она на бал летит? или в оперу? :crazy:

размеры приблизительно для оценки вот

ryzShhbl.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

она на бал летит? или в оперу? :crazy:

Женская мода 30-х годов.

33-osobennosti-stilya-vintazh-30-ye.jpg

IMG_a586c8d9dbaa.png

Вот.

Грузинский национальный костюм вспоминать?

размеры приблизительно для оценки вот

И вот тут мы видим, что с подножки до стойки -- ноги раздвигать значительно шире плеч.

И при этом пассажир, в весьма неустойчивом положении, оказывается перед довольно широким проёмом двери и судорожно ищет, за что бы ухватиться рукой...

А если на подножку и сразу на пол салона -- высоковато.

То есть, как минимум, надо бы ручку возле двери, или внутри проёма, чтобы было за что ухватиться и подтянуться.

П.С. -- впрочем, это я уже дотошничаю, машинка в общем таки красивая. :)

Изменено пользователем Неисторик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

казывается перед довольно широким проёмом двери и судорожно ищет, за что бы ухватиться рукой...

Открываем дверь, на 90 градусов, ставим ногу на ступень (высоковато но терпимо) хватаемся за

надо бы ручку возле двери, или внутри проёма, чтобы было за что ухватиться и подтянуться.

ручку на внутренней стороне двери, запрыгиваем в самолет

не совсем "комильфо" для коктейльного платья, но всяко удобнее чем в такой

u2_bok.gif

да в тот же Як18Т сначала на крыло влезть надо

7107_model_yak_18t_1.gif

П.С. -- впрочем, это я уже дотошничаю, машинка в общем таки красивая.

Спасибо

Грузинский национальный костюм вспоминать?

7399015.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Грузинский национальный костюм вспоминать?

Ну, я думал про такой:

70634226_fotgeo004.jpg

Впрочем, да, не так узко. как я думал.

Так, ладно, "критикуешь--предлагай".

Мне подумалось так: слева. для лётчика, подножка, ручка, может. ременная петля сверху,

а справа, для пассажиров -- выдвижная из-под пола лесенка. Ну, может в последующих, более поздних модификациях. (если планируется). Мне так видится, что под конец сороковых на нём вполне может появится более мощный движок в капоте НАСА (если я не ошибаюсь с названием капота). ну, такой. как на Як-12.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас