УТС ТАМ-79 "Зарнашо" (Филин) и легкий истребитель ТАМ-79/83 "Марджани" (Чеглок) в МПВГ

4 сообщения в этой теме

Опубликовано:

В 1972 году компания "Тбил Авиа Мшени" приступила к проектированию перспективного учебно-тренировочного самолета,

имевшего дозвуковую скорость полета и получившего рабочее обозначение TAMS-72. Окончательно тактико-технические

требования к перспективному самолету были утверждены в январе 1974 года, причем уже предусматривалось, что он будет

использоваться не только для подготовки летчиков, но и в качестве легкого штурмовика.

2 марта 1977 года был выдан первый контракт на поставку 37 самолетов. Прототипы или предсерийные машины не строились,

а первый серийный самолет, TAM-79 Zarnasho (Филин), поднялся в воздух 21 августа 1978 года.

Новый учебно-боевой самолет (УБС) представлял собой двухместный моноплан с низкорасположенным трапециевидным крылом, с

однокилевым хвостовым оперением с управляемым стабилизатором и трехстоечным шасси с передней стойкой.

В качестве силовой установки был выбран один турбореактивный двигатель Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk 151-01 тягой

23,13 кН. Кабина была расположена в передней части фюзеляжа и оснащалась катапультными креслами модели Martin-Baker

Mk 10В класса "0-0". Расположение членов экипажа - по схеме тандем: впереди - курсант, за ним, несколько выше, - инструктор.

В интегральном крыльевом топливном баке размещалось 720 л топлива. В центральной части фюзеляжа располагается второй

топливный бак емкостью 780 л, а по бокам находятся два воздухозаборника двигателя.

ТАМ-79 начал поступать на вооружение грузинских ВВС в марте 1980 года, Поставки по первому контракту были завершены в

конце 1982 года, было поставлено 38 самолетов.

h74Pay6.jpg

tmXm4pBl.jpg

ТАМ-79 ВВС Грузии, пилотажная группа АРТИВЕБИ (Орлы)

VC4ogQbl.jpg

ТАМ-79 ВВС Гватемалы

PDA7tZHl.jpg

ТАМ-79 ВВС Гондураса

1bwKOwEl.jpg

ТАМ-79 ВВС Уругвая

wdFHkwAl.jpg

ТАМ-79 ВВС Эфиопии

Модификация TAM-79 Zarnasho

Размах крыла, м 7,3

Длина самолета,м 10.1

Масса, кг

пустого самолета 3400

нормальная взлетная 4800

максимальная взлетная 5700

Тип двигателя 1 ТРДФ Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk.151-01/02

Тяга, кН

нефорсированная 1 х 23.13

Максимальная скорость, км/ч 1060

Крейсерская скорость, км/ч 970

Практическая дальность, км 2400

Боевой радиус действия, км 1000

Практический потолок, м 15000

Экипаж, чел 2

Вооружение: Боевая нагрузка - 1360 кг на 3 узлах подвески:

контейнеры с пулеметами, ПУ НУР, легкие бомбы,

В январе 1981 года Министерство обороны заключило контракт на разработку одноместного легкого истребителя-

бомбардировщика, на базе учебно-тренировочного самолета

Первый предсерийный ТАМ-79/83 Mardjani (Чеглок) с БРЛС, установленной в носовой части, поднялся в воздух

13 февраля 1983 года.

Самолет предназначен для непосредственной поддержки наземных войск, ведения воздушного боя на малых и

средних дистанциях и воздушной разведки.

ТАМ-79/83 Mardjani разработан на основе двухместного УТС TAM-79 Zarnasho конструктивно повторяет аналог.

Основные его отличия состоят в использовании новой носовой части фюзеляжа с одноместной кабиной и отсеком

радиоэлектронного оборудования.

В комплект радиоэлектронного оборудования входят: ИНС, ИЛС, ЭВМ управления вооружением, система опознавания,

станция предупреждения о радиолокационном облучении. Для обеспечения действий в сложных метеорологических

условиях и ночью самолет оборудован многофункциональной РЛС и лазерным дальномером.

На четырех подкрыльных узлах подвески может размещаться внешняя нагрузка общей массой 2,8 т. Кроме того на

законцовках крыльев появилась возможность установки УР класса "воздух-воздух" малой дальности AIM-9 "Сайдуиндер".

За счет ликвидации кабины инструктора и изменения носовой части появилась возможность установки наружного блока

с одной пушкой "Аден" калибра 30 мм.

Так же вооружение самолета может включать бомбы, УР класса "воздух-поверхность" с лазерной ГСН. Кроме того, могут

использоваться подвесные топливные баки емкостью по 860 л и контейнеры с разведывательной аппаратурой и средствами РЭБ.

Всего в 1984-86 г. на вооружение было поставлено 63 самолетов ТАМ-79/83 Mardjani

ZoORhKG.jpg

M0TQh0Al.jpg

Модификация TAM-79/83 Mardjani

Размах крыла, м 7,3

Длина самолета,м 10.1

Масса, кг

пустого самолета 3560

нормальная взлетная 7100

максимальная взлетная 8600

Тип двигателя 1 ТРДФ Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk.151-01/02

Тяга, кН

нефорсированная 1 х 23.13

Максимальная скорость, км/ч 1060

Крейсерская скорость, км/ч 970

Практическая дальность, км 2400

Боевой радиус действия, км 1000

Практический потолок, м 15500

Экипаж, чел 2

Вооружение: Боевая нагрузка - 2800 кг на 7 узлах подвески:

1 контейнер с 30-мм пушкой Aden

ПУ НУР, бомбы, УР

В 2004-2008 г.г. для замены имевшихся TAM-79 Zarnasho и ТАМ-79/83 Mardjani было возобновлено производство модернизированных самолетов

Они получили обозначение TAM-79М Zarnasho и ТАМ-79/83М Mardjani соответственно

Модификация TAM-79М Zarnasho

Размах крыла, м 7.3

Длина самолета,м 10.1

Масса, кг

пустого самолета 3400

нормальная взлетная 4800

максимальная взлетная 5700

Тип двигателя 1 ТРД Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk.951

Тяга, кН

нефорсированная 1 х 28.9

Максимальная скорость, км/ч 1090

Крейсерская скорость, км/ч 985

Практическая дальность, км 2400

Боевой радиус действия, км 1000

Практический потолок, м 15000

Экипаж, чел 2

Вооружение: Боевая нагрузка - 1360 кг на 3 узлах подвески:

контейнеры с пулеметами, ПУ НУР, легкие бомбы,

Модификация TAM-79/83М Mardjani

Размах крыла, м 7.3

Длина самолета,м 10.1

Масса, кг

пустого самолета 3560

нормальная взлетная 7100

максимальная взлетная 8600

Тип двигателя 1 ТРД Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk.951

Тяга, кН

нефорсированная 1 х 28.9

Максимальная скорость, км/ч 1090

Крейсерская скорость, км/ч 985

Практическая дальность, км 2400

Боевой радиус действия, км 1000

Практический потолок, м 15500

Экипаж, чел 2

Вооружение: Боевая нагрузка - 2800 кг на 7 узлах подвески:

1 контейнер с 30-мм пушкой Aden

ПУ НУР, бомбы, УР

Самолет поставлялся на экспорт и кроме 239 ед для ВВС Грузии в 1982-2012 г.г. было произведено еще 186 ед для других

пользователей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Перерисовал самолет

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Перерисовал самолет

О!!! А так лучше...

Я всё не мог понять -- что не вытанцовует...

Всё смотрел, вроде киль по форме не вписывается, ну, думал, что это просто дело вкуса, потому молчал. (киль мне показался от Су-25, и с крылом от Л-39 он не играл).

А вот теперь -- да. ОНО. И, если я верно понял -- то ли унификация производства. то ли использование консолей от Ф-5?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И, если я верно понял -- то ли унификация производства. то ли использование консолей от Ф-5?

не совсем, геометрия аналогичная, но размеры свои , меньше

(киль мне показался от Су-25, и с крылом от Л-39 он не играл).

да мне тоже как бы в мозгу "свербило", что не то помесь ужа с ежом получалась

О!!! А так лучше...

А вот теперь -- да. ОНО.

Спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас