Так говорил Заратустра


11 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Так уж и вышло, что зороастризм не распространился дальше родных окраин в Персии. Однако религия, как по мне, вполне даже неплохая и способствует к прозелетизму. Мне проблема зороастризма отчасти напоминает проблему православия, а именно привязке к какому-то конкретному государству, несмотря на интернациональную догматику. Так в каком мире "Ахурамазда против Ахримана" может заменить "Господь против Сатаны"?

как вариант. Во время великого переселения многие кочевники принимают зороастризм. Подобное не редкость среди скифских народов. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

"способствует к прозелетизму"???

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

С теми же похоронами по зороастрийской традиции могут возникнуть проблемы.

Надо, кстати, посмотреть, нет ли огнепоклонников в Индии, а то окажется, что их не меньше, чем мусульман.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

С теми же похоронами по зороастрийской традиции могут возникнуть проблемы.

Надо, кстати, посмотреть, нет ли огнепоклонников в Индии, а то окажется, что их не меньше, чем мусульман.

?В Индии их около от 70 до 100 тысяч (Парсы). Маловато. Ну для Индии то. И те это бежавшие от завоевателей персы, так что не судьба с "интернационализмом",

Проблем с похоронами быть не должно, падальщики есть везде. 

Изменено пользователем Radek

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Так уж и вышло, что зороастризм не распространился дальше родных окраин в Персии. Однако религия, как по мне, вполне даже неплохая и способствует к прозелетизму. Мне проблема зороастризма отчасти напоминает проблему православия, а именно привязке к какому-то конкретному государству, несмотря на интернациональную догматику. Так в каком мире "Ахурамазда против Ахримана" может заменить "Господь против Сатаны"?

как вариант. Во время великого переселения многие кочевники принимают зороастризм. Подобное не редкость среди скифских народов. 

1. Ни о каком прозелитизме в зороастризме говорить вообще невозможно. Ибо мобедом может быть только потомственный мобед. Я бы даже сказал очень потомственный:

Мобедом может стать только здоровый мужчина из рода мобедов (мобед задэ), не совершавший неискупимых грехов (танапохл гунах). Если мобед задэ до инициации осквернился грехом танапохл, он теряет возможность пройти инициацию. Только его правнук может снова стать мобедом. До инициации будущий мобед должен завершить обучение, сдать экзамены, пройти службу в качестве хирбада, пройти обряды очищения и инициации, что занимает от 10 до 15 лет. До инициации кандидат должен жениться на зороастрийке, родители которой также являются зороастрийцами. Допускается, чтобы родители невесты были обращёнными. Обряд инициации нозуд осуществляется тремя дастурами в присутствии 9 бехдинов. 

?Жречество представляет собой очень замкнутую наследственную корпорацию, практически недоступную для чужаков. Соответственно любая попытка массового обращения упрётся в полную невозможность формировать духовенство из местных кадров.

 

2. В зороастризме доминирует обряд, а не доктрина - ортопраксия, а не ортодоксия. Не важно во что ты в глубине души веришь, важно то, что ты делаешь. Причём обрядовая практика весьма сложна и изощрённа. Особенно в части обеспечения чистоты:

Важным условием жизни любого зороастрийца является соблюдение ритуальной чистоты, которая может быть нарушена соприкосновением с оскверняющими предметами или людьми, болезнью, злыми мыслями, словами или делами. Наибольшей оскверняющей силой обладают трупы людей и благих творений. К ним запрещено прикасаться и не рекомендуется на них смотреть. Люди, подвергшиеся осквернению, должны пройти сложные обряды очищения.

Конкурировать с религиями акцентирующимися на философии и догматике при достаточной вольности в обряде зороастризму сложно. Он будет восприниматься не как учение, а скорее как набор ритуальных практик, достаточно сложных и обременительных и требующих для исполнения обязательного присутствия жрецов (а тут см. первый пункт).

 

3. Зороастрийское отношение к мёртвым телам как к сосуду нечистоты и источнику омерзения обычно плохо воспринимается прозелитами. Любые традиции, предполагающие уважение к предкам и их почитание будут "зороастризироваться" крайне сложно.

 

 4. Весьма специфично также отношение к женщине и родам (по той же причине пунктика на ритуальной чистоте)

Роды, болезни и даже рождение ребенка рассматривались зороастрийской догматикой как “осквернение” чистоты организма, нарушение “идеального” физического состояния человека. Согласно зороастрийоким предписаниям, связанным с обычаем очищения, женщина во время ее месячных недомоганий, родов и болезней подвергалась определенному “табу”, сидела на каменной скамейке или же спала на полу в темной половине дома, не смела приближаться к священному огню, выйти на воздух, видеть небо и солнце, работать в саду. Она надевала самую плохую одежду, ела в отдельной посуде. Никто из семьи, в том числе дети, не подходили к ней. Приготовлением пищи занимались другие члены семьи, но если у женщины был грудной ребенок, ей приносили его кормить, а после кормления тут же уносили. Даже в первые два десятилетия XX в. зороастрийские женщины страдали от этого обычая, хотя, по мнению М. Бойс, подобные трудности “как будто вырабатывали стойкость характера” у зороастриек.

В период беременности женщина получала некоторые льготы, особенно перед родами. В доме, где она находилась, круглосуточно горел огонь, символизирующий добро. Когда рождался ребенок, пламя должно было гореть плавно и ровно, и за этим следили со всей строгостью. Этот обряд был связан с древним зороастрийским преданием о том, что когда рождается ребенок, к нему является дьявол и уберечь ребенка от него может только плавно горящее пламя огня.

После рождения ребенка ритуал очищения и матери, и новорожденного был долгим, тяжелым и продолжался 40 дней. В первые дни после родов мать не могла пить чистую воду, погреться у очага, даже если роды происходили зимой, были тяжелыми и существовала угроза жизни ее и ребенка. Неудивительно, что смертность при родах и в послеродовой период среди женщин-зороастриек была велика.

Хуже того - понятие осквернения распространялось и на больных с такими проблемами как кровотечения, или, пардон, расстройство желудка. 

Той же боязнью “оскверниться” можно, пожалуй, объяснить жестокость, проявляемую зороастрийцами в течение столетий к своим единоверцам, страдающий физическими недомоганиями и кровотечениями, тяжелыми функциональными расстройствами органов пищеварения, так как считалось, что болезни насылает всякая нечисть. Даже с тяжело больными стариками и детьми зороастрийцы обращались с известной суровостью, предпочитая в некоторых случаях видеть их скорее мертвыми, нежели больными. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Зороастризм и Спарта! Ежели их обработать напильником , подогнать друг к другу , то прелюбопытное государство получится!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Зороастризм и Спарта! Ежели их обработать напильником , подогнать друг к другу , то прелюбопытное государство получится!

Не взлетит. Спартанцев уже евреи застолбили, найдя в них родственников, и не с напильниками, а с более острыми предметами...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вопрос, где то когда то читал что термин огнепоклонники-зороастрийцы-авестийцы, такой же собирательный как и христиане, и что у огнепоклонников, в перифериях и дальних глухих окраинах хватало своих еретиков, которые формально сохраняя общие элементы были куда ближе к иноверцам  чем к правоверным, вот у меня возник вопрос, а нет ли у кого то информации о зороастрийских, катарах, богомилах, мормонах, итд.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вопрос, где то когда то читал что термин огнепоклонники-зороастрийцы-авестийцы, такой же собирательный как и христиане, и что у огнепоклонников, в перифериях и дальних глухих окраинах хватало своих еретиков, которые формально сохраняя общие элементы были куда ближе к иноверцам  чем к правоверным, вот у меня возник вопрос, а нет ли у кого то информации о зороастрийских, катарах, богомилах, мормонах, итд.

Маздакизм - как вариант. Я постоянно пишу с сотового, и на большие ответы я пока не способен. Но пока что это самая радикальная ересь в зороастризме, в чем-то напоминающая гелиополитов Аристоника. 

Кстати, такие племена как саки и сарматы вполне успешно обратились в зороастризм. Да и в Средней Азии зороастрийская культура очень была сильна до наступления ислама. Вот цитата изи Википедии.

Основными течениями зороастризма всегда были региональные варианты. Сохранившаяся ветвь зороастризма связана с официальной религией державы Сасанидов, прежде всего в том варианте, что сложился при последних из этих царей, когда при Хосрове I была произведена последняя канонизация и запись Авесты. Эта ветвь по-видимому восходит к тому варианту зороастризма, что был принят мидийскими магами. Несомненно в других областях иранского мира существовали другие варианты зороастризма (маздеизма), судить о которых мы можем только по фрагментарным свидетельствам, прежде всего арабским источникам. В частности, от маздеизма, бытовавшего до арабского завоевания в Согде, который был ещё менее «письменной» традицией, чем сасанидский зороастризм, сохранились только отрывок на согдийском языке, повествующий о получении Заратуштрой откровения и данные у Бируни.

Тем не менее в рамках зороастризма возникали религиозно-философские течения, определяемые с точки зрения сегодняшней ортодоксии как «ереси». Прежде всего это зурванизм, основанный на большом внимании к концепту Зурвана, изначального вселенского времени, «детьми-близнецами» которого признавались Ахура Мазда и Ахриман. Судя по косвенным свидетельствам, доктрина зурванизма была широко распространена в Сасанидском Иране, но хотя её следы обнаружимы в пережившей исламское завоевание традиции, в целом зороастрийская «ортодоксия» прямо порицает эту доктрину[12]. Очевидно, прямых конфликтов между «зурванитами» и «ортодоксами» не происходило, зурванизм скорее был философским течением, вряд ли как-либо затрагивавшим обрядовую часть религии.

Распространившееся в Римской Империи при Аврелиане почитание Митры (митраизм) также часто относят к зороастрийским ересям, хотя митраизм скорее представлял синкретическое учение не только с иранским, но и сирийским субстратом.

Безусловной ересью зороастрийские ортодоксы считали манихейство, в основе которого, однако, был христианский гностицизм[источник не указан 933 дня].

Ещё одной ересью считается революционное учение Маздака (маздакизм).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Когда-то была такая Тема, с манихейской Русью....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Когда-то была такая Тема, с манихейской Русью....

Манихейство и зороастризм все-таки разные вещи. Манихейство даже сложно чисто зороастрийской ересью. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас