Sign in to follow this  
Followers 0

Крейсер-лидер "Явари"

15 posts in this topic

Posted

По случаю моего Дня Рождения, выкладываю новый материал!

 

В середине 1920-ых, крейсерские силы флота Тихоокеанской Конфедерации по-прежнему в основном состояли из старых бронепалубных крейсеров. Медлительные и слабо защищенные, они имели ограниченную боевую ценность, и из-за своего малого хода – не могли эффективно взаимодействовать с линейными кораблями типа “Либертад” или эскадренными миноносцами.

В поисках технического содействия, конфедераты обратились к опыту дружественной Японии. Внимание южноамериканцев привлек новейший легкий крейсер “Юбари”, только что вступивший в состав флота. Конфедеративную делегацию просто очаровал этот маленький изящный корабль; при водоизмещении – номинальном – менее трех тысяч тонн, “Юбари” нес шесть орудий и два счетверенных торпедных аппарата, развивал ход около тридцати пяти узлов и имел хотя и тонкий, но все же вполне убедительный броневой пояс. Такие впечатляющие характеристики были достигнуты с помощью новаторских инженерных решений – интеграции бронирования в силовые конструкции корпуса, что позволило значимо сократить его вес.

Конфедеративные адмиралы сочли данный крейсер идеальным для предполагаемой ими роли “крейсера-лидера”, способного выводить в атаку соединения эсминцев и эффективно прорывать оборону миноносцев противника. Такой корабль должен был иметь высокую скорость, эффективное артиллерийское и торпедное вооружение, приспособленное как к поражению неприятельских эсминцев, так и тяжелых кораблей неприятеля.

В 1925 году был оформлен заказ на постройку крейсера типа “улучшенный “Юбари”” для военного флота Конфедерации. Первоначально, новый крейсер задумывался как увеличенная в размерах версия “Юбари”, с тремя парами орудий в башенных установках. Однако, по мере работы над проектом, конфедеративные инженеры ознакомились с ходом работ над легкими крейсерами в других странах. Их внимание привлекли строившиеся во Франции легкие крейсера типа “Дюге-Труэ”, вооруженные четырьмя спаренными 155-мм пушками. Конфедератам удалось ознакомиться с чертежами французских крейсеров; изучив их, моряки Конфедерации сделали вывод, что вооружение строящегося легкого крейсера недостаточно, и нуждается в усилении. Было решено установить четвертую спаренную установку, доведя общее число орудий главного калибра до восьми. Это, в свою очередь, потребовало роста водоизмещения корабля.

Корабль под именем “Явари” – в честь реки на территории Конфедерации - был заложен на частной верфи в Йокогаме в апреле 1926 года. Постройка его продвигалась весьма быстро, и уже летом 1927 корпус был спущен на воду. Ходовые испытания состоялись в августе 1928; из-за выявившихся недоработок, приемка корабля конфедеративным экипажем была отложена и состоялась только в 1929 году.

Конструкция:

CL_Javari_1928.thumb.png.40a28f4018e0788

Легкий крейсер “Явари” имел традиционный для японского кораблестроения силуэт с плавными изгибами линий и характерным “изломом” корпуса в центральной и носовой части. Его стандартное водоизмещение составляло по проекту 4000 тонн; на практике, корабль оказался заметно тяжелее расчетного и остойчивость его была ниже нормы.

Основное его вооружение составляли четыре спаренные башенные установки, основанные на дизайне японских “Тип А”, использовавшихся на “Юбари”. Однако, в отличие от японского прототипа, конфедеративный крейсер был вооружен 145-миллиметровыми 50-калиберными орудиями, разработанными  японскими инженерами и производившимися в военно-морских арсеналах Конфедерации. Две башни стояли линейно-возвышенно в носовой части – при этом возвышенная башня была установлена на крыше носовой надстройки – и две, аналогично, в кормовой.

Зенитное вооружение крейсера состояло из двух спаренных 40-миллиметровых установок конструкции Виккерса, смонтированных на возвышенном пьедестале между трубой и кормовой надстройкой.

Торпедное вооружение состояло из двух счетверенных 533-мм торпедных аппаратов, смонтированных по обе стороны от кормовой надстройки. Оба аппарата могли перезаряжаться через люки в надстройке; для каждого имелось по четыре запасные торпеды. Мощное торпедное вооружение соответствовало роли корабля, как тяжеловооруженного лидера эскадренных миноносцев.

Бронирование крейсера являлось частью несущих конструкций корпуса, что обусловило значительную экономию веса. Броневой пояс толщиной в 40 миллиметров прикрывал машинное отделение и погреба боезапаса. Броневая палуба достигала толщины в 28миллиметров; над машинным отделением, ее толщина увеличивалась до 34 миллиметров.

Силовая установка корабля состояла из четырех турбозубчатых агрегатов Парсонса, общей мощностью в 70000 л.с. Пар обеспечивали десять котлов Канпон; максимальная скорость крейсера на мерной миле составила 35,1 узел. Дальность экономичного 14-узлового хода достигала 9500 км.

Служба:

CL_Javari_1938.thumb.png.30c9674076134dc

Вступивший в строй конфедеративного флота в 1929 году, крейсер “Явари” был назначен флагманским кораблем Комбинированной Торпедной Флотилии – экспериментального соединения, включавшего 1-ую и 2-ую эскадры миноносцев. Первые годы его эксплуатации прошли в учебных походах и активных демонстрациях флага. Являясь на тот момент новейшим легким крейсером в Южной Америке, “Явари” вызывал значительный интерес экспертов.

Первоначальный план предполагал постройку второго такого же корабля по улучшенному проекту. Военно-морской бюджет на 1928-1929 год предусматривал закладку “крейсера-лидера” под предварительным названием “Амазон”. Но в 1928 году стало известно о заказе Аргентиной двух новых тяжелых крейсеров для своих военно-морских сил – на тот момент единственных тяжелых крейсеров во всей Южной Америке – и командование флота Конфедерации срочно пересмотрело планы, заказав взамен два тяжелых крейсера типа “Протекторе”. В результате, “Явари” так и остался единственным крейсером-лидером в составе конфедеративного флота.

В 1934 году, “Явари” попытались модернизировать, уменьшив его избыточный верхний вес. Кормовая возвышенная башня была снята; на ее месте установили пневматическую катапульту для запуска гидросамолета. Зенитное вооружение было также пересмотрено – на месте двух спаренных установок Виккерса был смонтирован четырёхствольный “Пом-Пом” Mark VII. Однако, проблему удалось решить лишь отчасти.

Начало военных действий в Южной Америке в январе 1942 застало “Явари” в Сан-Франциско. Спешно вернувшись в Кальяо, корабль был включен в состав экспедиционного соединения, участвовавшего в высадке на аргентинской Огненной Земле;  быстроходный крейсер высадил батальон морской пеходы в Ушуайе, подавив огнем своих орудий сопротивление аргентинцев. Во время последующих действий против Рио-Гранде, корабль был атакован аргентинской авиацией, но не получил повреждений.

В мае 1942, "Явари" принимал участие в масштабном морском сражении у Фолклендских Островов. Во время этой кампании, он маневрировал вместе с соединением конфедеративных и британских эсминцев, сопровождавших авианосец "Халькон", и в дальнейшем, отделенных для самостоятельных действий. Он поддерживал вечернюю атаку эсминцев на поврежденный аргентинский линкор "Ривадавия", во время которой огнем своих орудий потопил аргентинский эсминец "Энтре Риос". При этом крейсер получил повреждения от заградительного огня линкора, но отплатил за это успешной торпедной атакой.

В конце 1942, на носовой мачте крейсера был смонтирован экспериментальный радиолокатор RG/0.1. При этом обсуждался вопрос усиления противовоздушной обороны крейсера при помощи замены орудий главного калибра и катапульты на четыре спаренные 127-мм установки; однако, это намерение так и осталось на бумаге, из-за дефицита 127-мм спарок, необходимых для вооружения новых эсминцев. В начале 1943, крейсер базировался на Фолклендских Островах, поддерживая противолодочные операции.

В 1943 году, во время высадки конфедеративной морской пехоты в заливе Сан-Матиас, "Явари" был тяжело поврежден атакой аргентинских торпедоносцев, выбравших этот крейсер своей целью и в итоге поразивших его двумя торпедами. Покалеченный крейсер был вынужден выброситься на мель во избежание гибели; аргентинская авиация предпринимала попытки добить его, но выставленные вокруг корабля противоторпедные сети защитили крейсер. В сентябре 1943, наспех залатанный на Фолклендах крейсер был отправлен в Кальяо для капитального ремонта.

В ходе ремонта, катапульта и авиационное оснащение корабля были демонтированы, и на их месте установлено дополнительное зенитное вооружение. Крейсер получил три 40-миллиметровые зенитные установки "Бофорс", поставленные из США; его вооружение было дополнительно усилено парой 23-мм автопушек по бокам от мостика. В ходе модернизации, корабль также получил радарное оснащение американского производства.

CL_Javari_1944.thumb.png.b50b5408bb16ab8Крейсер вернулся в строй в июне 1944 года - слишком поздно, чтобы принять участие в завершающих кампаниях против Аргентины. Он, однако, ограниченно участвовал в завершающих кампаниях против Парагвая, действуя в устье Ла-Платы.

В 1946 году, крейсер "Явари" был помещен в резерв, и в 1949 переквалифицирован в учебный торпедно-артиллерийский корабль. В 1958 году он был продан на слом.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Материал к ДР.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

О ходе кампании на Огненной Земле хотелось бы поподробнее.насколько понимаю.кампания могла иметь свою специфику.главным образом по метеорологическим условиям.Как они могли сказаться на "Явари"?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Ну, учитывая его слабую ПВО - скорее всего, только в лучшую сторону. Сама по себе кампания происходила в стиле высадки с конфедеративной Огненной Земли на аргентинскую. Фактически, это была серия быстрых десантных операций - высадки морской пехоты с боевых кораблей в ключевых пунктах - и последующего комбинированного наземного и морского нападения на Рио-Гранде.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Температура в мае в районах высадки- 6 градусов тепла,ночью-опускается до нуля.

Каков механизм высадки десанта с боевых кораблей на берег?

предполагается,что "Явари"должен подходить близко к берегу,тащить(по всей видимости)баркасы и лодки.Что у него с маневренностью?

А ежели береговая артиллерия(ежели десант высаживается в Ушуайе-значит,это нужно.Если крейсер вел артдуэль с аргентинской артиллерией,значит артиллерия неприятеля там присутствует)-способен ли крейсер выдержать несколько попаданий(броня-то вроде не слишком достаточная),некоторые из которых могут оказаться довольно критическими?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Каков механизм высадки десанта с боевых кораблей на берег?

Полагаю, по немецкому сценарию высадки в Нарвике. Впрочем, я не продумывал пока данный сценарий, так что все данные предварительные.

Если крейсер вел артдуэль с аргентинской артиллерией,значит артиллерия неприятеля там присутствует)

Ну, если с полевыми пушками или с береговыми орудиями старого образца - то вполне себе способен выдержать.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

 

Там настолько изрезанный рельеф и извилистый фарватер,что произвести высадку с крейсера-лидера эсминцев довольно тяжело.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Я не думаю, что Нарвик сильно выгоднее в этом плане... Впрочем, могу и перенести точку высадки.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Я не думаю, что Нарвик сильно выгоднее в этом плане... Впрочем, могу и перенести точку высадки.

?Полноте.Думаю,не принципиально.

Принципиально.конечно,само участие крейсера в высадке десанта.

Если по примеру немцев в Нарвике-не лучше ли задействовать эсминцы.а "Явари",как их лидер-в прикрытии.Маневренный эскорт и корабль артиллерийской поддержки.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Если по примеру немцев в Нарвике-не лучше ли задействовать эсминцы.а "Явари",как их лидер-в прикрытии.Маневренный эскорт и корабль артиллерийской поддержки.

Тоже логично. Правда, если не ошибаюсь, японцы довольно часто юзали крейсера и в качестве десантных единиц?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Если по примеру немцев в Нарвике-не лучше ли задействовать эсминцы.а "Явари",как их лидер-в прикрытии.Маневренный эскорт и корабль артиллерийской поддержки.

Тоже логично. Правда, если не ошибаюсь, японцы довольно часто юзали крейсера и в качестве десантных единиц?

?Да,но то были операции в Тихом океане.Там иная гидрологическая ситуация,и не было столь изрезанной береговой кромки.К тому же доставка подкреплений крейсерами диктовалась условиями чисто военными-нужно было перебросить войска в ночное время.быстро(а эсминцы и крейсера-это скорость) и так же быстро отойти в исходный пункт(не попав под удар авиации).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Там иная гидрологическая ситуация,и не было столь изрезанной береговой кромки

Ну да! В Индонезии-то? Я согласен, что гидрологическая ситуация иная, но все же...

К тому же доставка подкреплений крейсерами диктовалась условиями чисто военными-нужно было перебросить войска в ночное время.быстро(а эсминцы и крейсера-это скорость) и так же быстро отойти в исходный пункт(не попав под удар авиации).

Это о "токийском экспрессе"; я имел в виду ударные высадки с быстроходных кораблей.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Там иная гидрологическая ситуация,и не было столь изрезанной береговой кромки

Ну да! В Индонезии-то? Я согласен, что гидрологическая ситуация иная, но все же...

Но не фьорды все ж.И не узости Ушуайи.

Ну да не принципиально же.Вопрос-в практичности использования крейсера в высадке десанта в "огнеземельских" условиях.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Честно признать не вижу тут никакой принципиальной проблемы. Конечно, территория не лучшая.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Не лучше ли сразу перекинуть"повествование" о "Явари" к фолклендскому эпизоду?

на мой взгляд-использование крейсера в ударной десантной операции не вполне практично и риск большой.

В конце концов,он мог просто учавствовать в обеспечении перехода кораблей,назначенных для высадки на Огненной земле.

В целом-мне понравилось.Хорошая работа,коллега!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0