[Попаданец в Павла I] Структура власти в России


113 сообщения в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Итак, есть попаданец в малолетнего Павла Петровича.

За время царствования Екатерины он немного двигает науку (конечно, ноутбука у него нет, ограничен собственными знаниями и умением думать). Также немного двигает систему образования (скорее, упорядочивает, Екатерина и сама сильно увеличивает траты на систему). Точнее, формирует из разрозненных учреждений систему. Более-менее обсуждено здесь: http://fai.org.ru/forum/topic/37247-tseli-i-zadachi-gosudarstva-pri-pavle/?page=2

В заговоры не суётся. Так что к 1796 году, кроме коллегии образования, особых нововведений нет. Зато планов реформ - выше крыши.

Это была предыстория. Теперь сам вопрос.

 

При обсуждении темы разведки я подумал о канцелярии императора я подумал, что реформа власти откровенно напрашивается: Сенат уже не тот, коллегии требуют замены и так далее.

Соответственно, вопрос: как коллеги видят наиболее подходящий вариант организации центральной власти?

 

Мой предварительный вариант таков:

Высшая власть - император.

Учреждение нулевого уровня - комитет министров (из глав учреждений первого уровня).

Учреждения первого уровня - уровень министерств.

Учреждения второго уровня - уровень департаментов министерств и губернаторов. Некоторые могут быть в двойном подчинении (с проставленными уровнями приоритета приказов разных министров).

Теперь более подробно об организациях первого и второго уровня (под каким министерством указан департамент - тот имеет наивысший приоритет отдачи приказов этому департаменту):

  1. Императорская канцелярия (глава - канцлер):
    1. Департамент указов (то есть подготовки и контроля за исполнением).
    2. Департамент двора и имущества императорской семьи.
    3. Департамент чинопроизводства.
    4. Департамент внешней разведки. Второе министерство - военное.
    5. Департамент политической полиции. Второе министерство - МВД.
    6. Герольдия (то есть департамент по делам дворянства).
  2. Сенат - главное судебное учреждение (глава - генерал-прокурор):
    1. Департамент кассации.
    2. Департамент гражданских дел.
    3. Департамент уголовных дел.
    4. Следственный комитет.
    5. Межевой департамент.
  3. Государственный совет - законосовещательный орган (то есть предоставляет императору свои проекты законов):
    1. Депутаты от губерний.
  4. Священный Синод.
  5. Министерство иностранных дел:
    1. Посольский департамент.
    2. Департамент внешней разведки. Второе министерство - военное.
  6. Военное министерство:
    1. Сухопутный департамент.
    2. Морской департамент.
  7. Министерство внутренних дел:
    1. Департамент полиции.
    2. Департамент политической полиции.
  8. Министерство финансов:
    1. Департамент казенных сборов.
    2. Департамент казенных трат.
    3. Статистический департамент.
  9. Министерство промышленности и торговли:
    1. Промышленный департамент. Второе министерство - финансовое.
    2. Торговый департамент. Второе министерство - финансовое.
    3. Таможенный департамент. Второе министерство - финансовое.
  10. Министерство транспорта и связи:
    1. Почтовый департамент.
  11. Министерство образования.
  12. Губернское министерство:
    1. Губернаторы (примерно 50 человек). Подчинение министерствам по уменьшению приоритета:
      1. Внутренних дел.
      2. Финансов.
      3. Военное.
      4. Промышленности и торговли.
      5. Транспорта и связи.

 

UPD от 21.06:

Вариант теперь таков: 

  1. Императорская канцелярия (глава - канцлер):
    1. Департамент указов (то есть подготовки и контроля за исполнением).
    2. Аудиторский департамент.
    3. Департамент двора и имущества императорской семьи.
    4. Департамент чинопроизводства.
    5. Департамент внешней разведки. Второе министерство - военное.
    6. Департамент политической полиции. Второе министерство - МВД.
    7. Герольдия (то есть департамент по делам дворянства).
  2. Сенат - главное судебное учреждение (глава - генерал-прокурор):
    1. Департамент кассации.
    2. Департамент гражданских дел.
    3. Департамент уголовных дел.
    4. Следственный комитет.
    5. Межевой департамент.
  3. Государственный совет - законосовещательный орган (то есть предоставляет императору свои проекты законов):
    1. Депутаты от губерний.
  4. Министерство иностранных дел:
    1. Посольский департамент.
    2. Департамент внешней разведки. Второе министерство - военное.
  5. Военное министерство:
    1. Сухопутный департамент.
    2. Морской департамент.
  6. Министерство внутренних дел:
    1. Департамент полиции.
    2. Департамент политической полиции.
  7. Статс-секретарь по народному хозяйству:
    1. Министерство финансов:
      1. Департамент казенных сборов.
      2. Таможенный департамент.
      3. Департамент казенных трат.
      4. Статистический департамент. Второе министерство - минпромторг.
    2. Министерство промышленности и торговли:
      1. Промышленный департамент. Второе министерство - финансовое.
      2. Торговый департамент. Второе министерство - финансовое.
    3. Министерство транспорта и связи:
      1. Почтовый департамент.
      2. Департамент водных путей сообщения.
      3. Департамент сухопутных путей сообщения.
    4. Министерство образования.
    5. Священный Синод.
    6. Губернское министерство:
      1. Губернаторы (примерно 50 человек). Подчинение министерствам по уменьшению приоритета:
        1. Внутренних дел.
        2. Финансов.
        3. Военное.
        4. Промышленности и торговли.
        5. Транспорта и связи.
Изменено пользователем Pvl_1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Условия в Китае VII-X века немного отличаются от российских XVIII-XIX веков. Но интересно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

:clapping:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Есть простое правило: один человек в состоянии непосредственно эффективно управлять не более чем 9 подчиненными (точнее, 7+-2, в зависимости от уровня тренированности). У Вас получается больше - 12. Это значит, что без промежуточной инстанции, ведающей несколькими министерствами, не обойтись. Ваш попаданец про эту особенность человеческого мозга знать может.

Напрашивается помощник, в ведении которого будут позиции с 7-й по 12-ю (статс-секретарь по народному хозяйству со своей небольшой канцелярией?). Правда, департамент политической полиции лучше оставить в непосредственном подчинении императора.

А министерство транспорта называлось министерством путей сообщения. В его ведении было поддержание в судоходном состоянии водных путей, а также строительство и содержание шоссейных дорог.

 

Изменено пользователем Вандал

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Есть простое правило: один человек в состоянии непосредственно эффективно управлять не более чем 9 подчиненными (точнее, 7+-2, в зависимости от уровня тренированности). У Вас получается больше - 12. Это значит, что без промежуточной инстанции, ведающей несколькими министерствами, не обойтись. Ваш попаданец про эту особенность человеческого мозга знать может.

Напрашивается помощник, в ведении которого будут позиции с 7-й по 12-ю (статс-секретарь по народному хозяйству со своей небольшой канцелярией?). Правда, департамент политической полиции лучше оставить в непосредственном подчинении императора.

Может, лучше большинство двойками сгруппировать? Например, так:

  1. Статс-секретарь канцелярии:
    1. Императорская канцелярия.
    2. Госсовет.
  2. Сенатский статс-секретарь:
    1. Сенат.
    2. МВД.
  3. Военный статс-секретарь:
    1. Военное министерство.
    2. Министерство транспорта и связи.
  4. Статс-секретарь по экономике:
    1. Минфин.
    2. Минпромторг.
  5. Статс-секретарь по образованию:
    1. Минобраз.
    2. Синод.
  6. МИД.
  7. Губернское министерство.

Такое разделение позволяет идейно похожие учреждения сгруппировать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Может, лучше большинство двойками сгруппировать?

В двойке всегда кто-то один будет перетягивать. В этом свете объединение образования и синода под одной крышей даст фееричные результаты.

Транспорт в то время имеет более важное значение для экономики, чем для армии.

Объединение МВД и Сената под одной крышей тоже нехорошо. Уж лучше Госсовет с Сенатом свести.

Ну и лищняя ступень управления - это всегда нехорошо. Поэтому делать такой принцип всеобщим, идя при этом на искусственные объединения, неправильно.

По первому посту добавка. Таможни были всегда в ведении минфина, и это правильно, поскольку поступления от них являются доходной статьей бюджета.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Изменил первый пост.

 

Таможни были всегда в ведении минфина, и это правильно, поскольку поступления от них являются доходной статьей бюджета.

Исправил.

 

В двойке всегда кто-то один будет перетягивать. В этом свете объединение образования и синода под одной крышей даст фееричные результаты.

Транспорт в то время имеет более важное значение для экономики, чем для армии.

Объединение МВД и Сената под одной крышей тоже нехорошо. Уж лучше Госсовет с Сенатом свести.

Ну и лишняя ступень управления - это всегда нехорошо. Поэтому делать такой принцип всеобщим, идя при этом на искусственные объединения, неправильно.

Убедительно. Но отдача транспорта на откуп экономистам может обернуться большими проблемами в будущем, так что, оставь я систему двоек, оставил бы транспорт при военном министерстве. Аналогичный вопрос по МВД и Сенату. Почему при Сенате именно Госсовет? Я посчитал, что более важна связка Сената=суда и МВД, чтобы можно было лучше организовать взаимодействие МВД и следственного комитета.

 

А министерство транспорта называлось министерством путей сообщения. В его ведении было поддержание в судоходном состоянии водных путей, а также строительство и содержание шоссейных дорог.

Мне больше нравится современное название, оно больше суть отображает. Соответствующие департаменты путей сообщения добавил.

 

Правда, департамент политической полиции лучше оставить в непосредственном подчинении императора.

Из двух служб одного уровня (при канцелярии и при МВД) зачем особо выделять какую-то одну?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

забыли департамент(министерство) госимущества. в реале создано в 1802 г. при минфине.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

забыли департамент(министерство) госимущества. в реале создано в 1802 г. при минфине.

Я полагаю, что это относится к компетенции департамента двора и имущества императорской фамилии при Канцелярии. Или хотя бы департамента казённых сборов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я полагаю, что это относится к компетенции департамента двора и имущества императорской фамилии при Канцелярии. Или хотя бы департамента казённых сборов.

Нет. Департамент двора и госимуществ будет заниматься удельными крестьянами (собственность императора). С другой стороны, у Вас есть министерство промышленности. Вот чем оно будет заниматься? Скорее всего, государственные земли и государственные крестьяне в его компетенции.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Раз в Государственном совете депутаты от губерний, то может переименовать его в Государственную думу?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Раз в Государственном совете депутаты от губерний, то может переименовать его в Государственную думу?

Скорее, даже, не переименовать, а сделать второй палатой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Скорее, даже, не переименовать, а сделать второй палатой.

А что первой?

 

Нет. Департамент двора и госимуществ будет заниматься удельными крестьянами (собственность императора). С другой стороны, у Вас есть министерство промышленности. Вот чем оно будет заниматься? Скорее всего, государственные земли и государственные крестьяне в его компетенции.

Ммм, нет. Название минпромторга говорит само за себя. Тогда уж действительно лучше пойти по примеру реала:

забыли департамент(министерство) госимущества. в реале создано в 1802 г. при минфине.

Имхо, придать минфину лучше, так как использование приписных крестьян на заводах стоит прекращать (а с 1762 года ещё и нельзя приписывать новых крестьян казенным заводам ЕМНИП), а основное взаимодействие госкрестьян с государством тогда получается - налоги.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А что первой?

Госсовет.

Ммм, нет. Название минпромторга говорит само за себя. Тогда уж действительно лучше пойти по примеру реала:

Да? Ну объясните тогда, чем, по-Вашему, будет управлять министерство промышленности и торговли в России начала XIX века.

Имхо, придать минфину лучше, так как использование приписных крестьян на заводах стоит прекращать (а с 1762 года ещё и нельзя приписывать новых крестьян казенным заводам ЕМНИП), 

А при чем здесь использование приписных крестьян на заводах? Министерство госимуществ управляло госимуществом, то есть землями в государственной собственности, и живущими на этих землях государственными крестьянами. И так хорошо управляло (особенно, под управлением Киселева), что многие помещики выступали за то, чтобы это Министерство разогнать - уж очень им эта конкуренция не нравилась.

а основное взаимодействие госкрестьян с государством тогда получается - налоги.

Как Вы себе представляете взаимодействие неграмотных крестьян с налоговой? Сколько времени, по-Вашему, займет создание сети налоговых органов, успешно выполняющих фискальные функции, и где взять для них кадры? Насколько хорошо Вы вообще знакомы с историей налогов? Какую предполагаете ввести налоговую систему?

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да? Ну объясните тогда, чем, по-Вашему, будет управлять министерство промышленности и торговли в России начала XIX века.

Чем-чем... Промышленностью и торговлей. Проблема в том, что им нужна регуляция. Например, уменьшающиеся объёмы поставки англичанам железа немного намекают на желательность изменения структуры экспорта. Импорта тоже, как следствие. Вот и благодатное поле для деятельности.

 

А при чем здесь использование приписных крестьян на заводах? Министерство госимуществ управляло госимуществом, то есть землями в государственной собственности, и живущими на этих землях государственными крестьянами. И так хорошо управляло (особенно, под управлением Киселева), что многие помещики выступали за то, чтобы это Министерство разогнать - уж очень им эта конкуренция не нравилась.

А откуда иначе Вы на государственных заводах собираетесь брать приписных? Как причина - согласен, промахнулся.

Далее, я почему-то пребывал во мнении, что государственные крестьяне не были обязаны ничем, кроме податей и армейского обеспечения (в том числе и людьми). Соответственно, я считаю, что выделять отдельное министерство под епархию минфина нелогично.

 

Как Вы себе представляете взаимодействие неграмотных крестьян с налоговой? Сколько времени, по-Вашему, займет создание сети налоговых органов, успешно выполняющих фискальные функции, и где взять для них кадры? Насколько хорошо Вы вообще знакомы с историей налогов? Какую предполагаете ввести налоговую систему?

Относительно крестьян оставить имеющуюся, ибо она наиболее отвечает условиям нашей страны на тот момент.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Чем-чем... Промышленностью и торговлей. Проблема в том, что им нужна регуляция. Например, уменьшающиеся объёмы поставки англичанам железа немного намекают на желательность изменения структуры экспорта. Импорта тоже, как следствие. Вот и благодатное поле для деятельности.

Во-первых, создается впечатление, что Вы создаете министерство под частную задачу. Во-вторых, даже на примере этой задачи, как менять структуру экспорта? Если казенным заводам еще можно приказать выпускать что-то другое (а что можно выпускать на железоделательных заводах, кстати?) то купцы государству не подчиняются, работают по своей инициативе. Поэтому я и спросил, как Вы собираетесь управлять промышленностью и торговлей в той стране?

 

Далее, я почему-то пребывал во мнении, что государственные крестьяне не были обязаны ничем, кроме податей и армейского обеспечения (в том числе и людьми). Соответственно, я считаю, что выделять отдельное министерство под епархию минфина нелогично.

Не только. Просвещайтесь. https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственные_крестьяне Вообще, если есть имущество, им надо управлять. А вот если имущества нет (как в случае министерства промышленности и торговли) то органа управления не нужно.

Относительно крестьян оставить имеющуюся, ибо она наиболее отвечает условиям нашей страны на тот момент.

Ну и о каком взаимодействии с государством в таком случае может идти речь? Взаимодействие - оно в обе стороны. А сбор податей - дело одностороннее. А вот чтобы лучше собирались подати, министерство госимуществ будет очень кстати. Потому как позволит постепенно реформировать быт крестьян, повышать уровень их благосостояния, что в итоге приведет к росту налоговых поступлений (разумеется, очень нескоро). К сожалению, с крепостными так не получится, все от помещиков зависит. Они хозяева.

Вообще говоря, ничего удивительного, что Вы в экономическом обосновании плаваете. Это Вам не в солдатики играть. Всё очень просто на самом деле, но до этой простоты люди десятилетями доходят. Не у всех терпения хватает. И, как правило, эту экономическая рутина губит большинство альтернатив типа Вашей на корню. Потому что деньги всему голова. А вот толковых экономистов, способных нарисовать работающую модель с учетом реалий того времени, на форуме очень мало.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Во-первых, создается впечатление, что Вы создаете министерство под частную задачу. Во-вторых, даже на примере этой задачи, как менять структуру экспорта? Если казенным заводам еще можно приказать выпускать что-то другое (а что можно выпускать на железоделательных заводах, кстати?) то купцы государству не подчиняются, работают по своей инициативе. Поэтому я и спросил, как Вы собираетесь управлять промышленностью и торговлей в той стране?

Во-первых, почему именно имеющимся заводам? Хотя и это тоже. Рельсы никто не отменял (тут уже специфика попадания). Вдобавок, кто мешает создать ещё пару заточенных под другую продукцию?

Во-вторых, а зачем существовали Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия? Минпромторг - их преемник.

 

Ну и о каком взаимодействии с государством в таком случае может идти речь? Взаимодействие - оно в обе стороны. А сбор податей - дело одностороннее. А вот чтобы лучше собирались подати, министерство госимуществ будет очень кстати. Потому как позволит постепенно реформировать быт крестьян, повышать уровень их благосостояния, что в итоге приведет к росту налоговых поступлений (разумеется, очень нескоро). К сожалению, с крепостными так не получится, все от помещиков зависит. Они хозяева.

Ладно, убедительно. В следующей ревизии сделаю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Во-первых, почему именно имеющимся заводам? Хотя и это тоже. Рельсы никто не отменял (тут уже специфика попадания). Вдобавок, кто мешает создать ещё пару заточенных под другую продукцию? Во-вторых, а зачем существовали Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия? Минпромторг - их преемник.

Заводами - сколько угодно. Коль есть казенные заводы - ими надо управлять. Торговля-то тут при чем? 

А вообще, капитализм надо двигать. Потому что социализм - это, как говорил Ленин, учет и контроль, а с этим у попаданца будет очень все плохо, за отсутствием опыта. А капитализм во многом саморегулируем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Заводами - сколько угодно. Коль есть казенные заводы - ими надо управлять. Торговля-то тут при чем? 

А вообще, капитализм надо двигать. Потому что социализм - это, как говорил Ленин, учет и контроль, а с этим у попаданца будет очень все плохо, за отсутствием опыта. А капитализм во многом саморегулируем.

Так, а как тогда торговлей управляли? Не верю, что не управляли. Например, цену на соль зафиксировали. А кто исполнение контролирует? Как мне кажется, минпромторг и должен. К тому же, как регулировать спрос на товар?

 

А социализм и не получится в этот момент. Хотя бы из-за противодействия самой образованной прослойки общества - дворян.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

А вообще, капитализм надо двигать.

Как?

 

Кстати, надо будет предусмотреть механизм забирать пометсья, с управлением которых помещики не справились (например, по сроку давности от заложения имения).

Изменено пользователем Pvl_1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

1) Как?  

2) Кстати, надо будет предусмотреть механизм забирать пометсья, с управлением которых помещики не справились (например, по сроку давности от заложения имения).

1) Поощрять товарность, не зажимать частные банки. Самое главное - двигать освобождение крестьян. Для начала дать право мужикам выкупаться, и что-то придумать, чтобы сумма выкупа не превышала каких-то разумных денег.

2) Тут многое преувеличено. Были, конечно, неудачники, но многие просто закладывали имения, чтобы получить деньги, которые пускались в оборот. Ввиду неразвитости банковской сферы такой метод "кредитования" был весьма распространен.

Изменено пользователем Вандал

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

1) Поощрять товарность, не зажимать частные банки. Самое главное - двигать освобождение крестьян. Для начала дать право мужикам выкупаться, и что-то придумать, чтобы сумма выкупа не превышала каких-то разумных денег.

Вы имеете в виду долю поступившей на рынок продукции? http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/254235/Товарность

 

2) Тут многое преувеличено. Были, конечно, неудачники, но многие просто закладывали имения, чтобы получить деньги, которые пускались в оборот. Ввиду неразвитости банковской сферы такой метод "кредитования" был весьма распространен.

А механика какова? Человек получает ссуду под залог поместья и крестьян при нём. А как он отдаёт долг? Какими документами этот вопрос регулировался?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

На самом деле, без массового тура для господ-дворян по Европе любые реформы чреваты табакеркой для императора. Нужно, чтобы нашлись такие, кому стало стыдно за то, как в России живут. Потом разыскать их и использовать как ресурс.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ы имеете в виду долю поступившей на рынок продукции?

Да.

А механика какова? Человек получает ссуду под залог поместья и крестьян при нём. А как он отдаёт долг?

Процент по закладу был маленьким. Полученные деньги клались в банк под процент, что покрывало большую часть процентов по долгу. На положенные деньги выдавались билеты, которые вполне могли использоваться как деньги. Вот их-то дворяне и отдавали в долг купцам.

Ссылка на более подробное описание есть, если не ошибаюсь, в этой теме, поищите: http://fai.org.ru/forum/topic/31587-velikiy-knyaz-nikolay-pavlovich-s-detstva-uvlekaetsya-shahmatami/

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас