Sign in to follow this  
Followers 0

Для Российского Императорского флота


34 posts in this topic

Posted (edited)

Достанем из старого загашника редкий сорт индийского табаку.

Прослышав о двухярусных башнях строящихся американских линкоров, в 1898 г. русские заводы судостроительной промышленности в лице хозяев помялись-помялись, да заявили, что у них собственная гордость и быстренько насуетили вагон испачканной бумаги необычную концепцию броненосца береговой обороны.

Предыстория 
 
Как известно, великий князь Семь пудов августейшего мяса Алексей Александрович Романов любил баб и пьянки экономные корабли -- на всякий пожарный, вдруг отломится на драгоценности для балерин эти как раз были годны для защиты рейда Порт-Артура, недавно по беспределу отжатого у японцев доставшегося по результатам очередной японо-китайской войны. Первым лозунгом создания этих кораблей была огневая мощь, вторым - экономия. 

Мал-да-удал  

Водоизмещение пустого броненосца должно было составить всего около 5000 т, а максимальная скорость при форсировании машин аж 17 узлов (официально скорость не превышала и 16). 

Для успешного сочетания помятых лозунгов, а именно огневой мощи и экономии, небольшой, но основательно бронированный (для мелкосидящего БРБО) корабль имел две трёхорудийные башни, каждая с одной 12"/40 в передней части пирамидальной башни, и двумя 6"/50 сзади-сверху, в "бронекармане". 

Во все бочки затычка

Серия довольно быстро разрослась до 8 экземпляров -- для стационерной службы в местах, существенно важных для престижу Империи Российской проект посчитали категорически годным, как и для применения на Балтфлоте -- для защиты Петербурга и Финского залива, в частности, от всякой попытки европейской консолидации повторить Крымскую войну.

Вездессущая англичанка (нувыпонели), получив чертежи -- тут же прозвала проект "the ugly Neptune"; немцы, которые поставили недорогие угольные котлы и солидное количество бортовой брони, естественно, в пику просвещённым мореплавателям -- "der Kleine Poseidon". Французские детали на le petite Cherouvime (потому что шестикрылый: проплаченная поэтическая журнашлюханация сравнила дульные газы из стволов с крыльями) попали в потроха - электрогенераторы, мелочёвка для машин и т.п. Ну и, конечно, заказали удлинённые орудия Кане.

 

Эксплуатация 

Российские моряки корабли прозвали "Золотниками" потому что мал-да-дорог, ну и извечные проблемы с отечественными паровыми машинами опять же (а неофициально, с лёгкой руки инженер-механика, за форму башен -- "квадратными трёхчленами"); после постройки, когда первый броненосец ушёл к месту службы, внезапно выяснилось, что угля-то, конечно, в порт-артурской гавани хоть завались, но мелкосидящий кораблик норовили поставить к той неглубокой стенке в гавани, где стояли керосиновые баки, и матросикам таскать уголь приходилось за тридевять земель. В общем, котлы захотелось кормить мазутом довольно быстро -- после первого же раза умаявшейся вусмерть команды после авральной загрузки. А что там -- кинул шланг или трубу какую -- и оно само течёт вниз под притяженьем матушки-Земли. Вот с нефтяными форсунками дело поначалу не заладилось, экспериментировали с конструкциями туманного гения сэра Армстронга, опытовыми немецкими -- черноморского броненосца "Ростислав", американскими... в итоге победил посконный проект инженера Шухова.

Опять же, чуть ли не после каждой стрельбы заказывали новые детали для пушек -- уж больно быстро ломались. Под такое дело и комиссию запилить пришлось -- по замене дефектных деталей, каковая комиссия, насмотревшись на ломучие французские шестидюймовки, частым гребнем прошлась по всему флоту и даже по береговым крепостям.

Вернёмся же к постройке. Первая серия, заложенная в 1900 году, включила в свой состав БРБО "Синеус", "Трувор", "Дир",  "Кий".

Для ускорения постройки корабли второй серии заказали иностранным судостроителям (один -- долго выбирали между Францией и Данией, где же всё-таки строить, но решили, что хватит с родины вдовствующей императрицы одного крейсера, один -- заказали в Америке, на давно сотрудничавшей с русскими медведями верфи Крампа, два досталось немецким верфям). Вторая серия состояла из кораблей "Аскольд", "Щик", "Хорив" и "Лыбедь" (первое имя отдали бронепалубному крейсеру, а сходящий с французского стапеля "Ателье шантье д Атлантик" корпус нарекли, чтоб звучало, "Сорок мучеников" (а что -- есть броненосцы,"Двенадцать апостолов", "Три святителя" да ещё и "Сорок мучеников": сам собой напрашивается газетный заголовок "Русские построили пятьдесят пять броненосцев!!!" много-много английской попоболи)

Как из парохода получился теплоход 

В начале 1902 г, когда на воду верфи "Шихау" спустили голые корпуса двух кораблей второй серии, кораблестроительному отделу МТК внезапно пришло в голову, что нефтяные моторы Луцкого замечательно заменят не только котломашиную установку эскадренного миноносца "Видный", но и сделают ненужным котельное отделение целого броненосца, чем наэкономят достаточные объёмы и водоизмещение, чтобы установить третью башню в район бывших КО корабля. Заодно же поджималась площадь бронирования, последнее можно было немного утолстить ещё.

В отличие от так и не созданных ажурных миноносных машин, строительство более объёмных и тихоходных восьмицилиндровых моторов "броненосной серии" продвигалось куда успешней (ходили возможно небезосновательные слухи, что гадит не только англичанка, немцам не был выгоден скоростной русский миноносец).

В связи с обострением международной остановки 1 января 1904 г., после кратких испытаний, "Хорив" вышел в полукругосветное плавание (через Суэц) на замену "Трувора" в Порт-Артуре. Броненосец "Лыбедь", который должен был сменять в Чемульпо "Дир", спешно вооружался и готовился к испытаниям машин. 

Картинки

2_jarus-01-680x276.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Броненосцы всей первой и половины второй серии

 2_jarus-02-680x276.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Броненосец с керосиновыми моторами (Хорив и Лыбедь).

--расчётные данные на броненосцы первой серии-- мой закат солнца перевод спрингшарпа вручную

Синеус Броненосец береговой обороны, заложен в 1898 году. Спущен на воду в 1901, принят в казну в 1903.

Водоизмещение
5 105 тонн пустого; 5 393 стандартного; 5 614 нормального; 5 791 полного.

Размерения (длина-длина по ватерлинии-ширина-осадка) 
(110,00 м/ 107,00 м) x 17,00 м (по булям 21,20 м) x (5,60 / 5,75 м) 

Вооружения
2 -  305 мм 40,0 калибров орудия, 100 снарядов на ствол.
Картузного заряжания в башнях на барбетах.
2 разнесённые башни (нос-корма)
4 - 152 мм 50 калибров, 200 снарядов на ствол
Раздельного заряжания, 1900 г. образца. 
2 x спаренные разнесённые
9 - 75,0 мм 45 калибров, 500 снарядов на ствол
Скорострельные патронные пушки в казематах
9 x одиночных казематных установки побортно (нечётная -- в корме) 

Броня
- Пояса толщина-длина-высота
Главный: 179 мм / 85,50 м  / 3,73 м 
Оконечности:  45 мм  / 21,49 м  / 3,73 м 
Верхний пояс:  38 мм / 85,50 м / 2,44 м 
Пояс закрывает 123 % обычной для того времени длины.

- Противоторпедная переборка (условная): 
8 мм / 85,50 м / 4,48 м 

- Корпусные були: 
8 мм / 85,50 м / 4,56 м 

- Бронирование башен: Лоб борта барбет 
152 мм - 
Бронирование патронных пушек -- утолщения верхнего пояса 51 мм.

Бронепалуба одна: 38 мм 
Форкасл: 38 мм Квотердек: 1,50" / 38 мм 

Боевая рубка 229 мм 

Энергетика: 
Угольные либо нефтяные котлы, паровые машины тройного расширения, 
Прямодействующие, 2 винта, 4 999 лошадей / 3 729 Kw = 16,00 уз 
Дальность хода 2 500 морских миль нa 11,00 уз
Ёмкость бункеров  400 тонн

А поскольку кораблестроители люди бедные, едят сыр с плесенью, вина да коньяки пьют старые, и машина у них без крыши, то добавим, что наэкономленные денежки не все пропить удалось. В общем, проект конкурсный крейсерский эксклюзивный.

Вдогонку к недорогим броненосцам береговой обороны строящийся в Дании бронепалубный крейсер II ранга "Боярин", ближний эскадренный разведчик проекта "улучшенный "Новик" (такие же крейсера российской постройки известны как "камушки", а именно "Изумруд" и "Жемчуг") датчане предложили дополнить ещё одним крейсером, по задумке конструкторов, приближавшемся по характеристикам к бронепалубным крейсерам I ранга (небезызвестные "Богини", "Варяг", "Богатырь" и примкнувший к ним "Аскольд"), но значительно меньшим и более дешёвым. Проект нарекли "Гостомыслом".

Корабль базировался на корпусе "Боярина", но имел так называемую цилиндрическую вставку в миделе, увеличившую суммарную длину корпуса до 120 метров.

Опять же, покуда считали да закладывали, появились в доступности (см. выше) немаленькие да удаленькие керосиновые моторы Луцкого, для броненосцев, аж по 2 500 лошадиных сил, восьмицилиндровые, производства МАН Аугсбург. Недружные с германцами датчане попросили у русских техническую информацию, а последние, ничтоже сумняшеся, передали копии чертежей всё той же судостроительной фирме "Бурмейстер ог Вайн". Вайн-то вайном, а датчанам удалось построить шесть даже несколько более мощных моторов, которые в трёх- (возвращаясь к "Новику"), а не двухвальной схеме смогли заменить всю паромашинную энергетику крейсера, да ещё и быть в плюсах -- моторы в разы экономичней, а горючее для них заливалось в простые отсеки двойного дна. Но опять же мотор -- не паровик, восьмицилиндровая бандура -- она, конечно, узкая, да длинная, так что ГЭУ места стала занимать столько же, сколько и в прототипе, и даже прибавилась ещё одна труба. Место в фактически декоративных трубах, понятное дело, поначалу "гуляло". Новым у "Гостомысла" стало то, чего не осилили ни русские "Богини", ни американский "Варяг", ни немецкий "Богатырь" вкупе с "Аскольдом". Удавалось это только французскому крейсеру "Баян", а именно -- носить большие пушки. Изменили потомки викингов состав вооружения всерьёз, прибавив аж 3 восьмидюймовки в скопированных с французских баяновских, но облегчённых (и упрощённых) башнях -- в одной в носу и паре в корму от миделя. Правда, количество среднего калибра и так скромных 120 мм пушек пришлось ужать до 5 штук, из них 2 стали на ростры вместо противоминных трёхдюймовок.

Крейсер на полной мощности двигателей смог показать на мерной миле рекордные 25,5 узлов, обгоняя даже хвалёный немецкий "Новик", да без предательски демаскирующего на весь видимый горизонт огромной тучи чернейшего угольного дыма, валящего из труб.

Испытания 

Правда, недолго музыка играла. Машинная команда едва не оглохла от свиста и громыхания керосинок; несмотря на работу двигателей, забиравших воздух прямо из машинного отделения (куда он поступал от вентиляционных раструбов и из раскрытых световых люков), керосином мгновенно прованивалось буквально всё -- отчего поначалу молодые машинные, непривычные к такому сочетанию, вытравливали обед до жвака-галса безо всякой качки. Вибрация от хорошо сбалансированных двигателей поначалу не вызывала особых неприятностей, но на испытаниях внезапно сломался длинный промежуточный вал группы моторов центрального вала, отчего датчанам пришлось срочно пришлось перекраивать центральный снарядный погреб, выделяя место под могучую антивибрационную муфту -- а вал сломался снова. Тогда от отчаяния курнув вместо колониального табачку натурный вид уже пятнадцать лет как известной схемы одноступенчатой турбины Лаваля, муфту оставили, да погреб перекроили снова, а вал сменили на более тонкий и гибкий, кованый из дорогущей шведской оружейной стали. В красивые пустые трубы пришлось вкрячивать функциональные глушители да расширители для выхлопных газов.

Конечно, с деньгами, как всегда, грубанули, на последние оплаты едва ли не пришлось великому князю у любимой балерины брульянтики из ожерелья выковыривать. Но и здесь наэкономить удалось -- потому что опоздал крейсер к контрактной осени 1903 года аж на два с половиной месяца, испытания-поломка-испытания-поломка затянули работы, оштрафовали датчан. Впрочем, они были не в претензии, ибо опыт -- он бесценен.

А вот и картиночка поспела с кратенькими ТТХ.

2_jarus-03-680x233.jpg

Тактико-технические характеристики (тоже шарп, конечно)

Гостомысл, русский бронепалубный крейсер II ранга, заложен в 1901 году

Водоизмещение 
    3 429 т пустого; 3 790 нормальное; 3 937 полное.

Размерения длина (общая-по ватерлинии) ширина (осадка-максимальная)
    (124,00 m / 120,00 m) x 12,63 m  x (4,90 / 5,04 m)

Вооружение
      3 - 203 mm 45,0 калиберных пушек, 150 снарядов на ствол
      Картузные пушки в башнях французского типа
      5 - 120 mm 45,0 калиберных пушек, 250 снарядов на ствол
      Картузные пушки в щитах

Броня:
Пояс (вместо угля) толщина-длина-высота
Главный:     25 mm    / 78,00 m    / 2,35 m
Оконечности:   13 mm     / 41,99 m   / 2,35 m

Торпедная переборка
        8 mm    78,00 m    4,34 m высоты

Броня башен и щитов

    ГК 100 мм по кругу

 щиты СК 38 мм

Бронепалуба 
 51 mm
Форкасл:  38 mm  квотердек: 38 mm

Боевая рубка  178 mm

Машинная установка
Керосиновые двигатели, 
    3 винта, 17 349 л.с. = 24,00 уз
    Дальность 3 000 морских миль на 12,00 уз
   Нормальная ёмкость топливных танков = 330 тонн. При заливке всех ёмкостей двойного дна, куда помещалось 950 тонн керосина, дальность вырастала аж до 7000 миль. Правда, крейсер садился аж на два фута глубже допустимого, и в бой ему с забитыми баками лучше было не соваться 

Экипаж до 315 человек

Цена   280 тысяч золотых английских фунтов -- около 5 млн. рублей, лишь немногим дешевле "Варяга".

Только что принятый в казну крейсер в декабре 1903 года, под вышепомянутое обострение международной обстановки тихой-тихой сапой пошёл через Северное море да вкруг Британии хлебать лаптем щей и пугать торгашей в Северо-Американские Соединённые Штаты, в Техас -- за следующей порцией керосину. А оттуда -- к побережью Бразилии, где и дозаправился с дружественного немецкого парусного керосиновоза (да-да-да, тогда ещё такие были). Отсель дорог было много...

В общем, мир обещал быть...

Edited by dragon.nur

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Уже сейчас видно, что всё это будет глючить и тормозить.

Впрочем, хуже РИ русско-японской вряд ли будет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Крейсер на полной мощности двигателей смог показать на мерной миле рекордные 25,5 узлов, обгоняя даже хвалёный немецкий "Новик", да без предательски демаскирующего на весь видимый горизонт огромной тучи чернейшего угольного дыма, валящего из труб.

Зато, потом предательски окрасил горизонт красным всполохом от детонации паров керосина, что было не редкость для керосиновых ПЛ;)

 

Вообще, идея хорошая про флот из ББО и крейсеров 2 ранга. Вспоминается "Эмден" - сколько бед наделал. Так нужны ли были Громобои и Осляби?

Edited by Пал Барисч

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Для успешного сочетания помятых лозунгов, а именно огневой мощи и экономии, небольшой, но основательно бронированный (для мелкосидящего БРБО) корабль имел две трёхорудийные башни, каждая с одной 12"/40 в передней части пирамидальной башни, и двумя 6"/50 сзади-сверху, в "бронекармане". 

Выйдет плохо. Пальба 6-дюймовок будет зверски мешать перезарядке 12-дюймового орудия.

Броненосцы всей первой и половины второй серии

А смысл в третьей башне?

3 - 203 mm 45,0 калиберных пушек, 150 снарядов на ствол
      Картузные пушки в башнях французского типа

По-моему проще четыре ромбом.

Вообще, идея хорошая про флот из ББО 

Плохая. БРБО к 1890-ым уже явно уходили в прошлое. Дистанции боя и возможности торпед явно делали их малоэффективными.

Так нужны ли были Громобои и Осляби?

В отличие от немцев, у России была неплохая система базирования на Тихом Океане. Так что мы могли не ограничиваться одиночными рейдерами. Ущерб, нанесенный "Эмденом" в экономическом плане был невелик. Целью же сильной эскадры было сковать возможно большие силы противника вдали от метрополии.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Вот, и не надо никаких двухэтажных башен:

7495231.jpg

(Кстати, это вполне реальный проект Скворцова, только появившийся чуть позже, году в 1902 или 1903)

Edited by швамбран

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

(Кстати, это вполне реальный проект Скворцова, только появившийся чуть позже, году в 1902 или 1903)

Для этого нужно, чтобы французы справились с проблемами возвышенной башни на "Анри IV".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Вот, и не надо никаких двухэтажных башен:

До "Горгоны" и "Глаттона" ещё 13 лет ))

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Плохая. БРБО к 1890-ым уже явно уходили в прошлое.

Ущерб, нанесенный "Эмденом" в экономическом плане был невелик. Целью же сильной эскадры было сковать возможно большие силы противника вдали от метрополии.

А, если их на минно-артиллерийской позиции использовать? Допустим, как Апраксин, Сенявин, Ушаков, только с 254 мм орудиями, как на Победе. А для открытого океана - Изумруд, но с большим кол-вом угля. Он от любого уйдёт, как при Цусиме. Если таких побольше сделать, вместо 6000 т, то смысл может быть. Правда, этот состав флота чисто оборонительный. Но, если сделать упор на сухопутные войска, раз уж мы континентальная держава, то наступательный флот и не по карману будет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Эх, а я так надеялся, что кто-то будет лаяться на крейсера :(

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

чет сразу проект башни Металлического завода вспомнился. Даешь "бородинцы" с 8 305мм орудиями!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Эти попроще, "американка".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

До "Горгоны" и "Глаттона" ещё 13 лет ))

А кто это?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Эх, а я так надеялся, что кто-то будет лаяться на крейсера :(

Гостомысл я воспринял как набросок. Если по-сути, то, конечно - кормовые башни, при таком размещении, будут без подбашенных отделений.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

чет сразу проект башни Металлического завода вспомнился. Даешь "бородинцы" с 8 305мм орудиями!

В предложенном в топике водоизмещении можно получить только сильно кастрированный Дюнкерк. Передняя башня - 4 по 12", задняя - 4 по 6". И то скорее 1х4х10" + 1х4х4,7".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Нёу, нёу, нёу - слишком пргрессивно 1х4 для того времени, что РИ и показала в виде отсутствия реализации в металле. Хотя, технически было возможно, полагаю.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Вместо серии "Бородино" - улучшенные броненосцы береговой обороны? (зато 8 вместо 5). Как на счет живучести в бою?

Легкий крейсер с тяжелыми орудиями, попадать в цель он хоть будет?

Похоже как раз тот случай, когда Великий князь Алексей Александрович Романов, в попытке сэкономить, заплатил дважды

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Барисч, насколько я помню, "французская башня" как раз и есть башня на штыре, без подбашенного отделения фактически. Ой. Позор мне. Наврал. Баяновская башня -- вполне нормальная.

Граф, ромб я бы рад влепить, но нэ лызэ. Ромб -- это только американские 178 мм пушки либо 2 винта и 22 узла.

Edited by dragon.nur

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

А кто это?

Несостоявшиеся норвежские ББО, ставшие британскими мониторами.

60.thumb.jpg.6a58eb1db624346f3b581139b4f

 

0_77d63_4bab25d8_XL.thumb.jpg.8129bc5a48

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Несостоявшиеся норвежские ББО, ставшие британскими мониторами.

В детстве они мне очень нравились:) Придумывал свои проекты малых броненосцев в т.ч. на их основе.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Несостоявшиеся норвежские ББО, ставшие британскими мониторами.

Совершенно нерациональный корабль. 1х2х9,2" и 2х2х6" выглядел бы куда рациональнее с точки зрения сэкономленного веса.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Совершенно нерациональный корабль. 1х2х9,2" и 2х2х6" выглядел бы куда рациональнее с точки зрения сэкономленного веса.

Все претензии к норвежцам. Подозрю, они хотели, в условиях шхерного ТВД, иметь возможность рассредоточить огонь по окружности.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Выше уже высказались.

1. По броненосцам. После первых же практических стрельб, автора идеи будут бить баником от двенадцатидюймовки. Ибо орудия в триединой башне будут сбивать друг другу наводку и мешать перезарядке. Корабли получатся чисто декоративными.

2. Легкий крейсер с тремя 8-дюймов это жуткий изврат. И вооружение желательно сократить до двух башен. И водоизмщение нарастить до нормального "шеститысячника". Тогда получится приличный крейсер. В противном случае выходит нечто угребищное до невозможности.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

И водоизмщение нарастить до нормального "шеститысячника".

их же всегда критиковали за дороговизну и слабую защиту без пояса. Уж лучше Баян или Новик.

Edited by Пал Барисч

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Выйдет плохо. Пальба 6-дюймовок будет зверски мешать перезарядке 12-дюймового орудия.

Ибо орудия в триединой башне будут сбивать друг другу наводку и мешать перезарядке.

Так наводке или перезарядке? Залп двух симметрично расположенных в верхнем ярусе 152 для 305 не сделает ничего, 

 

Вообще-то американские башни-двухэтажки вполне себе просуществовали аж до "после ПМВ". При наличие двух норий подачи (больше не надо, ГК всего 1 ствол на башню) -- должно быть нормально, по крайней мере, с этим был согласен небезызвестный Кром Круах.

 

А смысл в третьей башне?

Больше стволов б-гу стволов! Огневая производительность растёт в полтора раза "честно".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Вообще-то американские башни-двухэтажки вполне себе просуществовали аж до "после ПМВ". 

И классифицировались как "феноменально неудачные". "Преступление против белого человека" - это про них. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0