Бронепалубный крейсер "Петре I Багратиони" флагман Грузинского Королевского флота на рубеже веков (часть I)

26 сообщений в этой теме

Опубликовано:

gdk9iVph.jpg

Начиналось всё в высшей степени заурядно. Грузинское королевство к 1890 году стремительно развивалось (по крайней мере по сравнению с другими странами региона). Союз с Российской империей (как тогда говорили Союз двух православных царей) и правильный подход, к экономическому развитию, а именно грамотно и успешно проведенная в середине XIX в земельная реформа, позволили королевству надежно закрепиться в роли 3 державы побережья Черного моря. 

 

Но оставалась серьёзная угроза со стороны Османской империи. Тем более наблюдались серьёзные попытки усиления турецкого флота.

Само собой основным противником турецкому флоту был Черноморский флот Российской империи, и на первое время грузинский флот строился исходя из концепции «береговой обороны»

На тот момент в составе Королевского флота Грузии числились 8 канонерок различных типов, в принципе к числу канонерок можно было также отнести 4 устаревших шлюпа. Единственным кораблем который мог реально действовать на коммуникациях, был безбронный клипер «Кавкасиони» громко классифицирующийся как крейсер, чего, безусловно, было недостаточно.

В январе 1892 года на первом в новом году заседании госсовета была представлена Большая программа строительства флота которая была разработана Техническим отделом штаба Командующего грузинским флотом  адмирала Колумбега .

Планировалось построить три броненосца,четыре малых крейсера (по сути быстроходных канонеских лодок) и восемь новых миноносцев.

Не смотря на противодействие военного министра генерала Дадиани который откровенно саботировал вопросы развития флота, поскольку считал что будущее королевства в победе на суше программа была практически безоговорочно принята парламентом и утверждена его величеством королем Ираклием IV, единственное требование которого, было снизить стоимость программы. Что в итоге заставило отказаться от строительства третьего броненосца.

Первыми кораблями которые должен были строиться по данной программе были канонерки, разработанные североамериканской фирмой William Cramp and Sons. Быстроходные (17,5 узл.) и неплохо вооруженные (2-203 мм ГК) канлодки водоизмещеньем 1760 т вошедшие в строй в 1892-95 г.г.

kG4vUUeh.jpg

Но эти корабли считались как бы полумерой, командованию грузинского флота требовался полноценный крейсер, для действий на коммуникациях. Надо сказать что каботажное плаванье вдоль черноморского побережья Турции с учетом горного рельефа и неразвитостью сети дорог, было основным путем снабжения приграничных с Грузией турецких вилаетов

Поначалу планировалось построить еще два малых крейсера но в связи с требованием снижения стоимости адмирал Колумбег нашел достаточно простой выход. Разведывательное соединение должно было включать в себя один достаточно сильный крейсер и пару более легких малых крейсеров которые могли поддерживать флагманский корабль,

Выбор пал на проект английской фирмы Elswick Ship Building Yard. Данная компания строила подобные крейсера серийно поэтому стоимость должна была быть небольшой при вполне приемлемых характеристиках. Но при строительстве кораблей за пределами Босфора, как и с канонерками Крампа, могли возникнуть определенные трудности  связанные с проходом через проливы (Турция не очень благоволила проходу боевых кораблей). Заявленная стоимость в 85000 фунтов вполне устроила ВМФ, оказалось что за соблюдение секретности фирма Виккерса не формально намекнула на дополнительный платеж  в размере 3000 фунтов. В итоге для всего мира  Elswick Ship Building Yard строил для грузинских ВМС быстроходный транспорт.

 

YyTkWHBh.jpg

 

Строительство шло достаточно быстро, и у грузинских дипломатов было мало времени решить вопрос о проводе нового корабля. Во первых после долгих переговоров с блистательной Портой удалось договориться о проходе корабля через проливы но без вооружения. Во вторых были сооружены дополнительные надстройки которые отдаленно напоминали торговый пароход. И самое последнее это подкуп таможенников (что в принципе не сильно было сложно). В итоге 1 ноября 1897 крейсер «Петре I Багратиони» под видом транспорта вошел в Черное море, где его вне турецких территориальных вод,  встретил крейсер  РИФ "Память Меркурия" и сопроводил до главной базы грузинских ВМС порта Поти. Куда еще в июле 1897 прибыли орудия для вооружения новоиспеченного флагмана Грузинского Королевского флота.

 

Конструктивно «Петре I Багратиони» стал несколько увеличенной версией аргентинского крейсера «Нуэве де Хулио

 

fBczJfZh.jpg

 

 

ТТХ  на 1897 г.

Водоизмещение 3760 т, Габариты 112,0x14,5x4,8 м.

 ПМ-2, 4ПК, при мощности 9200 л.с. = 22 уз., 14200 л.с.=24 уз.,

Бр.: пал. 47/102 мм, Эк. 310 чел.

2 – 152  мм/45,  8 – 120/45 мм, 8-47 мм, 4 пул., 2ТА

Вплоть до 1922 г. «Петре I Багратиони» был единственным полноценным крейсером грузинского флота

Перед самой Мировой войной решено было модернизировать крейсер, 120 мм орудия считались малоэффективными в результате недостаточной мощности. Кроме того было желательно выдерживать достаточную дистанцию при бое с турецкими крейсерами в дальнейшем.

Таким образом после консультации с инженерами Николаевского завода Наваль был представлен проект перевооружения крейсера, но поскольку заводы в России были перегружены заказами, модернизацию решено было проводить непосредственно в Грузии на ВМБ Поти.

Первые работы были начаты в конце декабря 1913 г. На первом этапе демонтировали шесть из восьми  47 мм пушек, четыре 120 мм орудия Канэ установленные в спонсонах заменили на 152 мм. пушки Канэ. Была существенно усилена палуба и силовой набор корпуса. Еще четыре 120 мм пушки были заменены 75 мм. орудиями. Окончательно работы по перевооружению были завершены только в конце июня 1914 года.

 

DJOrysYh.jpg

 

Кроме перевооружения была проведена частичная переборка машин, установлены новые приборы управления стрельбой.

Это стал первый опыт серьёзных работ собственными силами на крупном корабле, что в дальнейшем оказало позитивную роль.

 

Таким образом к началу Первой Мировой Войны крейсер имел следующие характеристики:

Водоизмещение 3900 т, Габариты 112,0x14,5x4,8 м.

 ПМ-2, 4ПК, при мощности 9500 л.с. = 21,5 уз., 14500 л.с.=23 уз.,

Бр.: пал. 47/102 мм, Эк. 310 чел.

6 – 152  мм/45,  4 –75 мм, 2-47 мм, 4 пул., 2ТА

 

m7EyQ0Dh.jpg

 

Демонтированные  120 мм орудия были установлены на береговых батареях Батумской крепости.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Красавец! Низкий, гладкий - люблю такие силуэты!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Красавец! Низкий, гладкий - люблю такие силуэты!

Спасибо Коллега, долго его "вылизывал"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

строил для грузинских ВМС вооруженный быстроходный транспорт.

Может как нефтеналивное судно-транспорт?

Правдоподобно выглядит.

А с вооруженным быстроходным транспортом  и его проходом через Проливы турки 99% будут упрямиться.Тем паче назревает у них греко-турецкий конфликт и проблема Крита...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Может как нефтеналивное судно-транспорт? Правдоподобно выглядит.

наверно Вы правы просто транспорт

 

Тем паче назревает у них греко-турецкий конфликт и проблема Крита...

как раз! заручиться невмешательством Грузии наверно было бы неплохо для Турции

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

как раз! заручиться невмешательством Грузии наверно было бы неплохо для Турции

Там-то важнее позиция,занимаемая Россией.(но умолкаю,ибо тема про КОРАБЛЬ и корабли).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Там-то важнее позиция,занимаемая Россией.(но умолкаю,ибо тема про КОРАБЛЬ и корабли).

Важнее, несомненно, вроде бы Россия придерживалась и так нейтралитета, ну и я просто к тому что в критический период, Порта могла быть сговорчивее, 

например пропустить в Черное море проще чем если грузины продадут корабль грекам?

 

кстати там выпал при переносе из Word-а цельный абзац, добавил и выделил "синим"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Все упирается в наличие лондонских договоров.Многостороннее международное соглашение о Черноморских проливах— Лондонская конвенция 1841 года подтвердила "древнее правило" Османской Империи и превратила его в международное обязательство. Таким образом, Турция и Россия утратили принадлежавшее им право самостоятельно, двусторонними соглашениями регулировать порядок допуска военных судов в Черное море и выхода из него. В 1871г.режим черноморских проливов был определен в этой конвенции почти на той же основе, что и в 1841 году. 

Для черноморских стран проход судов без вооружения и вооруженной охраны-разрешался султанским фирманом.

Изменено пользователем master1976

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Для черноморских стран проход судов без вооружения и вооруженной охраны-разрешался султанским фирманом.

Да именно, так проходили румынская "Элизабета" и болгарская "Надежда"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

я не курсе, может, уже было написано, но как с позицией Грузии в отношении РЯВ? нейтральна или как Черногория?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

о, так проходили румынская "Элизабета" и болгарская "Надежда"

А как Черноморские канонерки туда и обратно шарились? Вроде ктото из крейсеров после РЯВ в средиземку ходил.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А как Черноморские канонерки туда и обратно шарились? Вроде ктото из крейсеров после РЯВ в средиземку ходил.

Даже не знаю, может заранее договорившись, выторговав "фирман"?

я не курсе, может, уже было написано, но как с позицией Грузии в отношении РЯВ? нейтральна или как Черногория?

Скорее всего нейтральна. "Я так думаю!"  (с) :yes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Симпатичный корабль. И вооружение в духе времени.

Вопрос, правда, - зачем ему 75мм пушки после модернизации?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вопрос, правда, - зачем ему 75мм пушки после модернизации?

Ну что бы на фелуки каботажные, "шестидюймовые чемоданчики" зря не тратить

Симпатичный корабль.

Спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да и как ПМК вполне сойдут... учитывая дефицит у турок больших эсминцев.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да и как ПМК вполне сойдут... учитывая дефицит у турок больших эсминцев.

Так точно, но особенно жалко 6`` на какую нибудь фелюгу

типа такой

e4JrnqGh.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Понятно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Понятно.

:hi:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Симпатичный корабль. И вооружение в духе времени.

Вооружение - да. Модернизация - не очень. Немцы и англичане (а лимонники - едва ли не главные пользователи подобной компоновки вооружения на крейсерах), начали заменять 102-105-мм орудия на 150-152-мм только в 1915 году, уже по опыту первых стычек между крейсерами.

До того у "просвященных мореплавателей" (тм) даже не было уверенности, что для крейсерских задач 6" превосходит 4".

Ну что бы на фелуки каботажные, "шестидюймовые чемоданчики" зря не тратить

Такие фелуки отлично топятся 47-мм пушчонкой (в ВОВ наши "малютки" и "щуки" этих турецких корыт своими 45-мм нащелкали на Черном море ненамного меньше. чем корыт супостатских).

Кроме того, перед ПМВ предполагалось, что борьба с судоходством, в т.ч. и каботажным, будет идти в соответствии с призовым правом. Т.е. команду фелуки принимают на борт крейсера, а потом уже корыто топят. Подрывным зарядом или, в случае фелуки, чудовищным оружием "страшный матрос с топором".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

До того у "просвященных мореплавателей" (тм) даже не было уверенности, что для крейсерских задач 6" превосходит 4".

Согласен, но тут программа усиления как такового, не по результатам боев ПМВ, а возможности

а) поддержки сух. войск,

б) превосходства над аналогичными

крейсерами Турции (в реале 2, а планировалось 3-4 шт.)

и возможности более эффективного боя с более сильными

кораблями противника

 

Такие фелуки отлично топятся 47-мм пушчонкой (в ВОВ наши "малютки" и "щуки" этих турецких корыт своими 45-мм нащелкали на Черном море ненамного меньше. чем корыт супостатских). Кроме того, перед ПМВ предполагалось, что борьба с судоходством, в т.ч. и каботажным, будет идти в соответствии с призовым правом. Т.е. команду фелуки принимают на борт крейсера, а потом уже корыто топят. Подрывным зарядом или, в случае фелуки, чудовищным оружием "страшный матрос с топором".

При проведении чисто-крейсерской операции, таки да, но тут же планировались набеговые операции, на малые порты типа Ризе Хопа Архаве и тп

в таком случае требовалось как бы безконтактное быстрое потопление фелуки (75 мм) и разрушение портового хозяйства (152 мм) одновременно

и находясь под парами что бы быстро "сдриснуть" при появлении более авторитетного противника

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Модернизация - не очень.

Ну, вот в этом плане как раз малые флоты зачастую были смелее крупных.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, вот в этом плане как раз малые флоты зачастую были смелее крупных.

особенно когда построить что то новое не получается а противник усиливается

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Именно. Так что для Грузии идея перевооружить крейсер вполне логична.

P.S. Полагаю, ихнему Морведу пришлось еще и отбиваться от предложений установить на него восьмидюймовки... :) "Но зачем?! А чтоб круто было!!!"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Полагаю, ихнему Морведу пришлось еще и отбиваться от предложений установить на него восьмидюймовки... "Но зачем?! А чтоб круто было!!!"

тем более что есть конкретные аналоги, чуть ли не в идентичном корпусе

 

Бронепалубный крейсер “БУЭНОС-АЙРЕС”, Аргентина, 1895 г.

Строился в Англии. 
Водоизмещение 4500 т, мощность 18000 л. с; скорость хода 24 узл., дальность плавания 10 тыс. миль. 
Бронирование: палуба 37-51 мм, боевая рубка — 152 мм. 
Вооружение: 2 — 203-мм, 4 — 152-мм, 6 — 119-мм, 4 — 57-мм, 16 — 47-мм орудий, 6 пулеметов, 5 торпедных аппаратов.

ARABuenosAires.jpg?uselang=ru

 

 

 

Вейнтисинко де Майо (бронепалубный крейсер)

Водоизмещение    3180 тонн
Длина    100,58 м
Ширина    13,11 м
Осадка    4,88 м
Бронирование    Палуба — 25…89 мм (89…114 мм на скосах)
гласис — 127 мм
щиты орудий — 25 мм,
боевая рубка — 102 мм
Двигатели    2 паровые машины тройного расширения, 4 паровых котла
Мощность    14 050 л. с.
Движитель    2 винта
Скорость хода    22,4 узла
Дальность плавания    8000 морских миль на 10 узлах
Экипаж    320 человек
Вооружение
Артиллерия    2 × 1 — 210-мм/35
8 × 1 — 120-мм/40
12 — 47-мм
Минно-торпедное вооружение    3 × 1 — 450-мм торпедных аппарата[1]

 

48baf4f59937.jpg

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Агась, последние "Эльсвики". :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас