"Царицы" от первой мировой до корабля музея. Часть II

36 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Тема полностью написана Коллегой Wasa  (с другого альтисторического ресурса) Огромное ему Спасибо !!!

Часть вторая.

первая часть тут

Показ флага оставался основным назначением "цариц" вплоть до начала первой мировой, не о какой модернизации речь не заходила. 
Но в июле 1914 года оба корабля поставили на ремонт с чисткой котлов и переборкой машин, модернизация "Петре I" на ВМБ Поти показала, что грузинам  эта работа вполне по силам. В итоге первый свой выход в море оба "крейсера" совершили только в конце ноября 1914 года и очень кстати вовремя. 

10 декабря весь разведывательный дивизион оказался первым кто вышел на отражение атаки "Гебена" постоянно маневрируя за пределами эффективного действия 280 мм пушек линейного крейсера они передавали данные о передвижении турок и корректировали огонь береговой артиллерии (правда безрезультатно). После выхода линейного дивизиона "Гебен" ушел.

Зимой 1915 крейсера привлекались только для патрулирования побережья, никаких боестолкновений не было. Второй раз обе "царицы" встретились с реальным противником в начале апреля 1915, ими оказались визави «Берк-и Шевкет» и «Пейк-и Шевкет» которые двигались на соединение с крейсером "Хамидие". Кстати "царицы" оказались так далеко в море по инициативе командующего разведывательным дивизионом контр-адмирала Иванэ Лечхум-Моурави, что расходилось с прямым приказом командующего флотом вице-адмирала Сослана Колумбега не выходить за пределы 25 мильной зоны от грузинского побережья. Вот тут то и оказалось что установка 152 мм орудий оказалась очень даже верным решение. Грузины начали бить с расстояния 25 кабельтовых, правда с точностью у грузинских моряков было не очень хорошо, но близкие разрывы вынудили турок уйти, в результате в фатальном для "Хамидие" обстреле Одессе  обе турецкие торпедные канонерки не участвовали.

Вплоть до середины 1916 года деятельность турецкого флота была минимальной это связано и с появлением в составе Черноморского флота линкоров и с действиями союзников у Дарданел. Единственный раз крейсера сталкивались с противником в октябре 1915 когда турецкий каботажник постарался удрать от всего дивизиона и был потоплен огнем в упор из 75 мм пушек. Спасенная команда турка показала что шли с баластом, так что такая "победа" в официальных сводках не фигурировала.

В июле того же года дивизион в полном составе снова столкнулся с "Гебеном" и "Бреслау" которые шли к Босфору после обстрела Туапсе, вступать в бой без поддержки линкоров грузины не решились, да и германо-турецкие корабли тоже не горели желанием связываться с грузинскими кораблями поскольку была вероятность того что на перехват вышли русские дредноуты.

К поздней осени 1916 г. фронт стабилизировался. Армии встали на зимние квартиры, и военные действия снова приняли позиционный характер. Но резко увеличились морские перевозки, правда конвоев как таковых практически не было и корабли шли по одному, редко с небольшим охранением. Именно с осени 1916 по весну 1917 разведывательный дивизион вместе с вышедшим из ремонта "Петре I Багратионе" достиг максимальных успехов, несмотря на откровенно отвратительные погодные условия корабли записали на свой счет 2 транспорта и тральщик врага который шел в охранении. Притом  «Царица Тамара» даже применила торпедное вооружение против транспорта "Салида".

На весну объединенное командование русско-грузинских войск спланировало новые активные действия. Русские войска наступали по направлению к оз. Урмия постепенно вытесняя турок из Персии, а грузины выставив заслоны в р-не Карс-Эчмиадзин, сконцентрировались на направлениях Сарикамыш-Хорасан, и Ризе – Трабзон. Практически все корабли флота применялись для поддержки сухопутных войск. Встреч с крупными кораблями за исключения случая обнаружения соединения из 2 канонерок не было.

Кампания 1917 года была последней компанией в которой активно учавствовали русские войска, наступление кавказского корпуса в направлении Вана, было успешным. Грузины взяли Трабзон, а русские Эрзерум. Совместными усилиями русских и грузин был взят Каракёз. С юга к Мосулу подошли англичане.

Компания 1918 года охарактеризовалась уходом зимой 1917-18 гг с ТВД основной части русских войск в связи с приходом к власти в России большевиков, некоторая часть офицеров Кавказского корпуса осталась в качестве добровольцев. Их место заняли колониальные британские войска. Но с выходом России из войны грузины лишились поддержки русского флота. Теперь вся надежда была только на собственные силы. Правда грузинскому флоту откровенно везло, в январе 1918 года подорвался "Бреслау" и "Гебен" первый ушел на дно, а линейный крейсер до середине марта находился в ремонте. 

Начавшееся весной 1918 г. наступление снова показало насколько важна поддержка с моря, именно артиллерия флота позволило выйти грузинским войскам к Эресуну. Кроме того крейсера поддерживали действия гидросамолетов с авиатранспорта "Аджария".  "Гебен" к этому времени проходил ремонт в доке Севастополя и принять участие в боях не мог, а эсминцы соваться к крейсерам и линкорам не спешили. На этом боевые действия фактически закончились перемирьем.

В 1918 году малые крейсера наконец то прошли ремонт и модернизацию, установили новые системы управления огнем и заменили артиллерию. Теперь она была одного калибра (152 мм и 75 мм заменили на 102 мм аналогичные орудиям 650 тонных ЭМ), а  57 мм пушки заменили на 40 мм зенитки "Виккерса".

 

scFOIDOh.jpg

 

С вводом в строй крейсера "Кавкасиони" в 1924 году обе "Царицы" вывели из состава разведывательного дивизиона и переквалифицировали во фрегаты, они стали флагманами отрядов обороны водных районов. К началу второй мировой войны их скорость не превышала 16 узлов, но поскольку боевых действий на море практически не велось оба корабля использовались как брандвахты в портах Сухуми и Батуми, изредка отражая налеты немецкой авиации, для этого бортовые 102 мм заменили на 76 мм зенитные орудия. Правда успехов добились только артиллеристы "царицы Тамары"  сбив один Ju-87. В 1946-47 окончательно устаревшие корабли наконец то были выведены из состава флота и переведены в Поти для разборки, если "царицу Русудан" разделали на метал в 1951, "царице Тамаре" повезло больше она стояла на приколе до 1955 ожидая свою очередь на иголки, но в честь того что корабль был любимым кораблем царя Ивана I, к тому же корабль произвел первую успешную атаку торпедную атаку в истории грузинского флота  бы решено сделать из него корабль-музей. Примечательно что деньги на ремонт собирали через специально созданный фонд, при этом корабль вернули в состояние которое было во времена первой мировой. 

2ReIlw9h.jpg

 

Торжественное открытие состоялось 22 июня 1960 года, бывший крейсер установили в Поти у специально оборудованного причала, где он уже больше полувека олицетворяет историю маленького флота маленькой Грузии.  

 

Изменено пользователем ГОРЕЦ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

к тому же корабль произвел первую успешную атаку торпедную атаку в истории грузинского флота  бы решено сделать из него корабль-музей.

Я так полагаю,прямая аналогия с болгарами и их маленьким миноносцем?;)

Грузины взяли Трабзон и Эрзерум.

Русские!Русские взяли Эрзерум!

Их место заняли колониальные британские войска.

Еще не прописано в ТЛ.

В 1918 году малые крейсера наконец то прошли ремонт и модернизацию, установили новые системы управления огнем и заменили артиллерию.

А до этого ли будет в 1918г.?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я так полагаю,прямая аналогия с болгарами и их маленьким миноносцем?

что то вроде :)

Русские!Русские взяли Эрзерум!

Исправил

Еще не прописано в ТЛ.

предположительно

А до этого ли будет в 1918г.?

Сразу после Мудроса, если без послезнания, "Ничто не предвещало беды" да и КЛ требовали ремонта

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вплоть до середины 1916 года деятельность турецкого флота была минимальной это связано и с появлением в составе Черноморского флота линкоров и с действиями союзников у Дарданел. Единственный раз крейсера сталкивались с противником в октябре 1915 когда турецкий каботажник постарался удрать от всего дивизиона и был потоплен огнем в упор из 75 мм пушек.

А привлечь грузинский флот к операциям в Угольном районе(весной 1915 года-более активным,ввиду проводившихся русским черноморским флотом операций против Босфора)?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А привлечь грузинский флот к операциям в Угольном районе(весной 1915 года-более активным,ввиду проводившихся русским черноморским флотом операций против Босфора)?

Добавлю, есть книжка Новиков Н.. Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах

оттуда возьму, спасибо! Коллега!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кстати, такой вопрос, коллега - кого и сколько в грузинском флоте может быть потоплено за время ПМВ, чтобы не нарушить таймлайн?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кстати, такой вопрос, коллега - кого и сколько в грузинском флоте может быть потоплено за время ПМВ, чтобы не нарушить таймлайн?

У меня прописано:

1 КЛ Иверия (т. Донец) в 1914

1 ПЛ Карихлапия в 1917

транспорты и вспомогачи не прописаны

а надо кого нибудь еще? если можно кого нить не очень капитального

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Просто уточняю - так, на всякий случай.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Просто уточняю - так, на всякий случай.

Если надо кого потопить говорите все равно общую тему буду перерабатывать, там Шпаун переделывается 120 на 152 меняю

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да пока никого определенного, просто, продумываю в общих чертах небольшой эпизод-сражение. Возможно даже, вообще никто не потонет с обеих сторон.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да пока никого определенного, просто, продумываю в общих чертах небольшой эпизод-сражение. Возможно даже, вообще никто не потонет с обеих сторон.

Ок, а то если для красоты описания надо, давайте потопим кого нибудь, ЭМ, КЛ (только не Цариц если можно)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Нет-нет, я не собирался топить никого крупного (впрочем, не отвечаю за повреждения, выходы из строя, посадки на мель, и все прочее, что не приводит к потере корабля). Да и так, пока размышляю...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Нет-нет, я не собирался топить никого крупного (впрочем, не отвечаю за повреждения, выходы из строя, посадки на мель, и все прочее, что не приводит к потере корабля). Да и так, пока размышляю...

Нет проблем, все что ремонтопригодно все приемлемо :hi:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кстати, такой вопрос, коллега - кого и сколько в грузинском флоте может быть потоплено за время ПМВ, чтобы не нарушить таймлайн?

Правдоподобности ради можно что-нибудь потерять у турецких берегов в результате навигационной ошибки(например).Какой-нибудь миноносец обязательно(:spiteful:) надо посадить на камни у берегов Лазистана.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Правдоподобности ради можно что-нибудь потерять у турецких берегов в результате навигационной ошибки(например)

Подводная лодка подойдет?

 

Какой-нибудь миноносец обязательно() надо посадить на камни у берегов Лазистана.

миноноску постройки 1880-х пойдет?

 

 

:russian:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

миноноску постройки 1880-х пойдет?

Э-э  нет!Давайте "Хашури"!давайте что поновее!:spiteful:

(зачем у берегов Лазистана старые миноноски постройки 80-х?Да они не дойдут до Лазистана!)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Э-э  нет!Давайте "Хашури"!давайте что поновее!

Ну пускай кто то из т. Хашури, но потом спасем и отремонтируем

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну пускай кто то из т. Хашури, но потом спасем и отремонтируем

Нет,на камни,на камни его!А потом.ввиду невозможности снять и отбуксировать в порт на ремонт-добить артиллерийским огнем!:spiteful:

А вот парочку других кораблей-повредить в Трапезунде(столкновение при маневрировании вблизи порта,на рейде)-затем отбуксировать в Батум и подвергнуть ремонту(причем ремонту затянувшемуся,до 1918 года!).

Вот это-правдоподобные потери.:victory:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Нет,на камни,на камни его!А потом.ввиду невозможности снять и отбуксировать в порт на ремонт-добить артиллерийским огнем!

Ок, но на камни тогда КЛ Кутаиси, там и погибнет, а ЭМ после столкновения на ремонт пойдет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В 1918 году малые крейсера наконец то прошли ремонт и модернизацию,

А кстати,где?В своих портах?(но достаточно ли будет ремонтных мощностей.в условиях необходимости проведения и текущего ремонта других судов?)

В русских портах?(но тогда-экипажи ,верное дело,будут подвергнуты большевистской пропаганде.Начнутся брожения...;)).

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А кстати,где?В своих портах?(но достаточно ли будет ремонтных мощностей.в условиях необходимости проведения и текущего ремонта других судов?) В русских портах?(но тогда-экипажи ,верное дело,будут подвергнуты большевистской пропаганде.Начнутся брожения...).

 

 

 

Но в июле 1914 года оба корабля поставили на ремонт с чисткой котлов и переборкой машин, модернизация "Петре I" на ВМБ Поти показала, что грузинам  эта работа вполне по силам. В итоге первый свой выход в море оба "крейсера" совершили только в конце ноября 1914 года и очень кстати вовремя. 

то есть в 1918 аналогично на Потийском судоремонтном

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Как и обещал - кое-какая идея:

 

...11 мая 1916 года, крейсерское соединение грузинского флота вышло в море, намереваясь перехватить турецкий транспортный конвой, о котором доложила разведка. Возглавил соединение крейсер "Петре I Багратиони"; вместе с ним шел малый крейсер "Тамар Мэпе". Так как на крейсере "Русудан Мепе" были отмечены поломки механизмов, в последний момент его заменили канонерской лодкой "Кутаиси", заимствованной из сухумского отряда береговой обороны.

12 мая, грузинский отряд вышел в видимость Орду, не обнаружив там конвоя. Командир соединения, контр-адмирал  Лечхум-Моурави приказал быстроходному крейсеру "Тамар Мэпе" пройти далее к западу, и тот вскоре доложил о скоплении турецких кораблей к северо-востоку от Фатсы. Адмирал Лечхум-Моурави скомандовал преследование.

Конвой состоял из трех небольших пароходов и нескольких фелук, сопровождаемых вооруженным пароходом "Зафир" и канонерской лодкой "Сакиз". Завидев грузин, транспорты полным ходом направились в Самсун, в то время как вооруженные корабли заняли позицию в хвосте, явно изъявляя намерение вступить в бой.

"Тамар Мепе" открыла огонь первой, целясь по более крупному кораблю, которым являлся "Зафир". Турки поначалу отвечали довольно активно, но вскоре "Зафир" был поражен снарядами, загорелся, и потерял ход. Грузинские моряки видели, как от парохода спешно отчаливают шлюпки. В то же время, "Сакиз" вела бой храбро и с некоторым искусством, маневрируя, прикрываясь дымом от горящего "Зафира" и стреляя достаточно метко. Она также оказалась под огнем грузинских кораблей, но, несмотря на полученные повреждения, продолжала бой.

Поначалу несколько отставший "Петре I Багратиони", обогнал "Тамар Мэпе" и продолжил преследование конвоя. Под его обстрелом одна из фелук загорелась и один небольшой пароход потерял ход и спустил флаг. Однако, в этот момент с замыкающей канонерки "Кутаиси" (которая, из-за устаревшей конструкции и сильного обрастания днища, отстала от остальных кораблей) передали "дымы на горизонте".

На горизонте показались крупные турецкие корабли, шедшие из Синопа. Крупнейшим из них был "Гамидие", броненосный крейсер в 7000 тонн, перестроенный из одноименного казематного броненосца. Вооруженный шестью 170-мм орудиями Круппа, он развивал скорость до 17 узлов, и пользовался репутацией опытного корабля, хорошо отметившегося в боях с итальянцами и греками. Вторым был "Худавендигар", бронепалубный крейсер в 5000 тонн, построенный на верфи в Стамбуле; заложенный еще в 1892 году, он был достроен по усовершенствованному проекту только в 1908. Он был вооружен двумя 150-мм и четырьмя 120-мм пушками, скорость его составляла около 17,5 узлов, и его броневая палуба прикрывала только котлы и механизмы. Третьим кораблем был миноносец "Тайяр". Командующий эскадрой контр-адмирал Андавири-бей был известен как компетентный морской офицер, прошедший обучение во Франции.

Завидев турок, грузинские крейсера прекратили атаки на конвой (что спасло "Сакиз", которая к этому моменту еле двигалась и сильно оседала на нос от полученных повреждений) и перестроились для отражения новой угрозы. "Петре I Баргатиони" двинулся на сближение с "Кутаиси", которая, сильно отставшая, явно была целью турок.

Эскадры обменялись залпами с большой дистанции; турецкие источники утверждают, что добились двух попаданий в "меньший грузинский крейсер, на котором вспыхнул пожар", однако, грузинские источники не указывают на какие-либо повреждения, полученные "Тамар Мэпе". Контр-адмирал Тер-Осипян протелеграфировал на "Кутаиси" приказ отступать на юго-восток, и, тем самым, затянуть преследование, но на борту канонерки сигнал не разобрали и "Кутаиси" продолжала идти на сближение с основными силами. Это в итоге подставило ее под огонь "Гамидие", возглавляющего турецкую эскадру. Залпы турецкого крейсера накрыли старую канонерку, и, спустя некоторое время, турецкий снаряд поразил ее, выведя из строя кормовое шестидюймовое орудие и вызвав сильный пожар.

Спасая "Кутаиси", грузинские крейсера развили полный ход и устремились на турок. "Тамар Мэпе" вырвалась вперед, вступив в ожесточенную перестрелку с "Худавендигаром". Турецкий крейсер несколько раз накрывал "Тамар Мэпе" залпами, но попаданий не добился, и, если не считать нескольких осколочных пробоин от близких разрывов, грузинский корабль не получил никаких повреждений. Ответный его огонь был более меток, и вскоре "Худавендигар" получил попадание шестидюймовым снарядом, ударившим в центр корпуса; осколки прошли сквозь броневую палубу в машинное отделение. Крейсер потерял ход, беспомощно крутясь на одном месте.

Видя беспомощное положение своего мателота, капитан "Гамидие" резко переложил рули, и, развернувшись, прошел между поврежденным "Худавендигаром" и "Багратиони". Между флагманскими кораблями произошла интенсивная перестрелка на небольшой дистанции, в ходе которой оба корабля получили существенные повреждения. "Гамидие" был сильно поврежден снарядами грузинского крейсера, на нем вспыхнул сильный пожар; кормовая мачта турецкого корабля рухнула за борт. Однако, и "Багратиони" вышел из перестрелки не лучшим образом; он был поражен двумя крупнокалиберными снарядами, один из которых проделал большую дыру в его носовой части, а другой вызвал сильный пожар на корме, временно выведя из строя заднюю пару боковых шестидюймовок. Затем миноносец "Тайар", до этого державшийся в отдалении, попытался атаковать "Тамар Мэпе", но был отогнан.

Обе эскадры разошлись, прервав огневой контакт. "Гамидие", прикрывая еле двигающийся "Худавендигар" медленно отступал к Самсуну. С другой стороны, грузинская эскадра тоже не изъявила желания продолжать бой; из трех ее кораблей, "Петре I Багратиони" был поврежден, а "Кутаиси" выведена из строя. Контр-адмирал Тер-Осипян принял решение вернуться в Батуми, взяв "Кутаиси" на буксир. Турецкий миноносец "Тайар" некоторое время сопровождал на почтительном расстоянии грузинский флот, но, убедившись, что тот уходит, вернулся в Синоп.

Сражение при Самсуне завершилось вничью. С турецкой стороны, пароход "Зафир" был потерян вместе с одной фелукой, и один крейсер и одна канонерская лодка были тяжело повреждены. С грузинской стороны, крейсер "Петре I Багратиони" получил тяжелые повреждения, а канонерская лодка "Кутаиси" так повреждена, что в море больше не выходила. Историография обеих сторон обычно склонна рассматривать это сражение как победу той стороны, к которой она относится.

Состав сил:

Королевство Грузия - разведывательный дивизион контр-адмирала Лечхум-Моурави

"Петре I Багратиони" - бронепалубный крейсер II-го ранга

"Тамар Мэпе" - быстроходная канонерская лодка

"Кутаиси" - канонерская лодка

Османская Империя - Синопская Эскадра контр-адмирала Андавири-бея

"Гамидие" - броненосный крейсер II-го ранга 1907 год 7150 т, 17 узлов, 6 x 170-мм/45, 2 x 100-мм, 8 x 76-мм

"Худавендигар" - бронепалубный крейсер II-го ранга 5000 т, 16,5 узлов, 2 x 150-мм/45, 4 x 100-мм

"Тайар" - миноносец

Эскортные силы конвоя, командир неизвестен

"Сакиз" - канонерская лодка, 1914 г, 503 т, 14 узлов, 2 x 100-мм, 2 x 47-мм

"Зафир" - вооруженный пароход, около 1000 т, 12 узлов, 1-2 орудия

Изменено пользователем Граф Цеппелин

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Как и обещал - кое-какая идея:

Просто умопомрачительно хорошо!!!!

если позволите я кое какие персоналии заменю? (только с грузинской стороны)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не вопрос, абсолютно. Я просто оперся на те, которые у вас в списках флота (чтобы не рисковать). Рад, что понравилось!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Рад, что понравилось!

Спасибо Большое, просто огромное!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас