"Кавкасиони" австро-венгро-грузинский крейсер

37 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Тема полностью написана Коллегой Wasa  (с другого альтисторического ресурса) Огромное ему Спасибо !!!

u5dasKj.jpg

 

На переходе от девятнадцатого века к двадцатому в Австро-Венгрии действовал своеобразный 8-летний «пост», в ходе которого закладка новых единиц практически не предусматривалась. Как ни странно, но это в определённой мере сыграло на руку австрийцам: им удалось проскочить «смутный период», связанный с очень быстрым развитием морской техники и сразу приступить к созданию нового флота. В 1906 году граф Рудольф Монтекукколи, отец современных (на начало Первой Мировой) военно-морских сил страны, сумел включить в программу помимо дредноутов и эскадренных миноносцев ещё и один корабль принципиально нового для этой страны типа. Речь шла о быстроходном лёгком крейсере, снабжённом турбинными механизмами, предназначенном для действия с одновременно запланированными современными эсминцами.

 

 

Сильно размахнуться его создателям не дали: водоизмещение ограничивалось всего 3500 тоннами. После рассмотрения в качестве возможных прототипов знаменитого в будущем германского «Эмдена» и куда менее удачного американского «Честера» конструкторы (их состав был столь же пёстрым, как и население самой империи) решили создать свой собственный проект. В итоге получилось что-то похожее на огромный эсминец как по соотношению длины и ширины, так и по архитектуре. Но «австрияк» кардинально отличался от «миноносной братии»: он имел броневую защиту, состоящую из пояса, прикрывавшего механизмы, и 20-мм палубы, закрывавшей его сверху. Погреба защищались только палубой, но они располагались достаточно глубоко под ватерлинией, и, для того, чтобы попасть в них сбоку, снаряду пришлось бы пробить изрядную толщу воды. Удачно подобрали и артиллерию, состоявшую из семи 100-мм орудий завода «Шкода». Небольшие пушки имели, помимо вполне приличной баллистики, клиновой затвор и унитарные патроны, позволявшие развивать отменную для того времени скорострельность — свыше 15 выстрелов в минуту в теории. На практике, при продолжительной стрельбе, конечно, такого достичь не удавалось, но и 10 выстрелов в минуту из каждого ствола обеспечивали колючий стальной град для вражеских лёгких кораблей.

 

 

Подкачала у «Адмирала Шпауна» (как назвали новый корабль в честь много сделавшего для имперского флота и недавно ушедшего в отставку бывшего морского министра), разве что турбинная установка. Неопытные в этом деле австрийские инженеры, несмотря на помощь со стороны немцев, явно перемудрили, установив на крейсере шесть турбин, приводивших в движение четыре вала. Впрочем, именно это помогло «Шпауну» развить на испытаниях 27 узлов. Такими достижениями в 1911 году мог похвастаться мало кто из соперников из числа намного более именитых морских держав.

 

 

При всех своих достоинствах, австрийский «скаут» оставался типичным средиземноморским, даже, точнее — «адриатическим» кораблем. Теснота внутренних помещений приводила к тому, что команда предпочитала, по возможности, есть, отдыхать и даже спать на верхней палубе. Представим себе, как бы такое «квартирное решение» выглядело где-нибудь в Северном море, скажем, зимой или осенью.

 

 

После первой мировой войны австрийские крейсера достались победителям после нелёгкой и местами даже скандальной делёжки.

 

 

Итальянцы и французы, ввели свои три «трофея» в состав своих флотов («Сайда» стала «Венецией», «Гельголанд» — «Бриндизи», а «Новара» — французским «Тионвилем»), став в них наиболее современными единицами до начала постройки принципиально новых межвоенных типов. Итальянские «австрияки» находились на активной службе до 1930 года, а в 1937-м их окончательно вычеркнули из списков и отправили на слом. «Тионвиль», как единственный «ребёнок», получил большую дозу внимания. Его даже перевооружили и держали в качестве учебно-артиллерийского корабля до 1932 года. Потом некогда стремительный корпус использовали в качестве плавучей казармы вплоть до поражения Франции в 1940 году, когда на следующий год его разобрали из-за острого дефицита металла в полуоккупированной стране.

 

 

На разделку должен был пойти только «Адмирал Шпаун», отошедший к англичанам, которые лишь вяло осмотрели полностью устаревший, на их взгляд, «скаут». В 1920 году его уже намечалось отправить под нож, но тут вмешалась дипломатия.

 

 

Грузия окончила войну в числе победителей и не без помощи английских колониальных войск после того как русские войска вынуждены были в результате революционных событий уйти из региона. Таким образом с английскими властями установились доверительные отношения, а Турция как раз попала в полосу революций и даже побежденная совсем отбилась от британских лап. Да и гражданская война в СССР показывала, что война для союзного Антанте белогвардейского движения проиграна, а что устроит в регионе непонятное для Запада большевистское правительство не ясно.

 

 

В итоге после в принципе недолгих переговоров англичане согласились бесплатно передать крейсер флоту Грузии, но с условием что он пройдет ремонт и перевооружение на верфях Британии, при том за более чем реальные деньги. Правда проект модернизации был проработан грузинскими и русскими инженерами, которые были вынуждены эмигрировать из России.

 

 

Планировавшийся ремонт в итоге вылился в модернизацию, капризная ПТУ осталась той же, но за счет уменьшения количества модернизированных турбин до 4 и установки более производительных котлов удалось несколько повысить надежность, а за счет уменьшения водоизмещения смогли показать вполне приемлемую скорость в 26,5 уз при 23000 л.с. (при первоначальных 25000)

 

 

Вооружение из 7х100 мм орудий сменили на 6х152 мм, причины были не только в унификации с уже существующим «Петре I», но и благодаря опыту первой мировой, в том числе и по боям в котором участвовали австрийские крейсера.

 

 

Наиболее известной из них являлось нападение на Отранский барраж, малоэффективную, но весьма затратную «дырявую занавеску» для подводных лодок, состоящую из сетей, которые вывешивали британские дрифтеры, пригнанные с Северного моря. В мае 1917 года лихая тройка австрийский крейсеров под командованием капитана 1 ранга Миклоша Хорти в сопровождении эсминцев на подходе к барражу перехватила союзный конвой, но затем сама попала в «интересное положение»: путь домой им преграждали британские крейсера «Дартмут» и «Бристоль», не считая итальянских эсминцев. Разгорелся ожесточённый бой, дистанции иногда уменьшались всего до 25 кабельтовых.

 

 

Долго выстоять под огнём шестидюймовок маленькие кораблики не могли, хотя и показали изрядную живучесть. Единственное тяжёлое повреждение получил «Новара»: снаряд перебил паропровод — и крейсер начал быстро терять ход. И здесь австрийцы проявили себя просто отлично: хотя противник усилился за счёт подхода «итальянца» «Куарто», «Сайде» удалось подцепить своего собрата на буксир. Самое интересное что из 2000 снарядов австрийцы из-за большой для них дальности попали в корабли противников только 20, не нанеся своими 100 мм никаких видимых повреждений.

 

 

Так что перевооружение было, мягко говоря желательным.

 

 

Кроме того действия минзагов на Черном и Балтийском морях подвигло к установке минных рельс. Теперь в перегрузку крейсер мог брать до 100 мин. Установили и зенитную артиллерию правда ограничились 40 мм Виккерсами.

 

 

Осенью 1924 года новый крейсер под именем «Кавкасиони» торжественно вошел на главную базу ВМС Поти и после обучения команды занял своё место в составе разведывательного дивизиона (который по такому случаю стали называть крейсерским дивизионом) сменив два малых крейсера «Царица Тамара» и «Царица Русудан», которые были переквалифицированы во фрегаты.

kVISjXuh.jpg

3500/4000 т, 130,6x12,8x5,3 м. ПТ-4, 6 ПК, 23 000 л.с.=26.5 уз.,

Броня: пояс 60 мм, палуба 20 мм, рубка 50 мм. Эк. 327 чел. 6-152 мм, 4-40 мм, 2 ТА 450 мм., 60-100 МЗ

oW12mKKh.jpg

 

 

 

 

 

К концу 20-х годов «новый» крейсер был вполне современен для Черного моря. Со стороны Турции противостоять «Кавкасиони» в принципе не мог не один крейсер (старые бронепалубники в лучшем случае соответствовали  модернизированному  «Петре I»). Советские крейсерские силы были несколько лучше - Червона Украина и Красный Крым превосходили бывшего австрийца и по числу орудий ГК и скорости хода (правда дальность огня у грузина была несколько больше, а казематные орудия русских крейсеров вообще были малоэффективны на больших дистанциях), ну а Коминтерн даже с 16х130 мм орудиями на 19 уз не мог догнать никого.

 

 

В 1929 году прошла реформирование практическая эскадра которая была преобразована в бригаду лёгких сил из крейсерского дивизиона («Петре IБагратионе» и «Кавкасиони») и дивизиона наиболее современных эсминцев (до 1932 года это были 4 американских ЭМ типа «Хашури», позднее к ним присоединился дивизион ЭМ типа «Сиони»).

 

 

Устаревшие линкоры II ранга типа "Вахтанг Горгасали"совместно с бывшими 650 тонными ЭМ, а также двумя фрегатами (ех-«Царица Тамара») составили бригаду береговой обороны.

 

 

Остальные устаревшие корабли и новые тральщики вошли в уже существующие отряды охраны водного района.

 

 

«Кавкасиони» прожил в качестве крейсера (правда различного назначения) до 1946 года, в 1936 его предлагали переоборудовать в учебный корабль, но с этой обязанностью пока справлялся «Иверия» который был переквалифицирован в это качество еще в 1932 году. "Кавкасиони" сменил "Иверию" в этом качестве только 1939 году. 

Никаких глобальных переделок не было, оборудовали дополнительные помещения для курсантов, но даже в этом виде отремонтированный крейсер, смог показать на мерной миле 25,5 узлов. 
И даже после того как, летом 1939 года в состав флота был введен новый легкий крейсер «Адмирал Кулумбег»,  старый «австро-венгр» не был списан, а наравне с двумя более новыми крейсерами был официально введен в специально созданную бригаду крейсеров, правда все же учитывалось что корабль будет применяться только в качестве корабля поддержки.

С началом уже второй в своей карьере войны «Кавкасиони» к в составе других подразделений сопровождал конвои, вел обстрел наступавших немцев в районе Севастополя куда пришел в составе соединения грузинских кораблей в мае 1942. Во время одного из обстрелов в корабль попало несколько снарядов из 150 мм полевых орудий которые вызвали пожары, было решено вернуть крейсер в Поти, но по пути 2 июля 1942  и он и сопровождавший его советский ЭМ «Бдлительный» подверглись на траверзе Новороссийска налету пикировщиков эсминец получил серьезные повреждения и затонул, выжившая команда была принята на борт крейсера, последний же из-за близкого разрыва бомбы получил повреждение кормовой части и только с помощью вышедших на встречу кораблей смог вернуться на базу. Ремонт начался в августе 1942, но в условиях военного времени продвигался очень медленно, в итоге удалось ввести в строи 2 турбины и часть котлов, но с такой энергетикой скорость корабля снизилась до 20 уз и активно действовать совместно с новыми крейсерами он просто немог.

Начиная с лета 1943 года он обеспечивал ПВО главной ВМБ. В море выходил очень редко и был окончательно списан сразу после окончания войны, он еще простоял на приколе в качестве плавказармы до 1960 года в Поти, а потом, наконец то был разделан на металл. 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

++++++++++++++++++++++!

Но:

Вооружение из 7х100 мм орудий сменили на 6х152 мм,

Не слишком ли возрастает верхний вес? Орудия существенно тяжелее, и боеприпас к ним - тоже.

К концу 20-х годов «новый» крейсер был вполне современен для Черного моря. Со стороны Турции противостоять «Кавкасиони» в принципе не мог не один крейсер (старые бронепалубники в лучшем случае соответствовали  модернизированному  «Петре I»)

Почти гарантирую, что турки удвоят усилия по приобретению британских крейсеров.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не слишком ли возрастает верхний вес? Орудия существенно тяжелее, и боеприпас к ним - тоже.

Чудес то не бывает.  это навскидку тяжелее раза в два.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не слишком ли возрастает верхний вес? Орудия существенно тяжелее, и боеприпас к ним - тоже.

Чудес то не бывает.  это навскидку тяжелее раза в два.

 

100 мм Шкодовское орудие весит 2.5 т.

152 Канэ 5,7 т

итого имеем 34,2 против 17,5 (снаряды не берем ибо они ниже метацентра)

согласен вес вооружения вдвое выше, но при 3 500/4000 т, это не существенно

одноклассники Шпауна т. Новара несли 9-100 мм плюс к этому 3-3х тр. ТА (вместо 2-1 тр)

я конечно не просчитывал но вполне можно компенсировать 45-50 т балласта

 

Почти гарантирую, что турки удвоят усилия по приобретению британских крейсеров.

Согласен

"Какие Ваши доказатэлства" (с) :crazy:

 

Ваши предположения вероятности??

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вы крайне оптимистично вес учли... Кстати снаряды пусть не влияют на остойчивость но влияют на рост в/и

Вес качающейся части 8300 кг. Вес щита 991 кг. Общий вес станка без орудия 6290 кг, с орудием — 14 690 кг.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вы крайне оптимистично вес учли... Кстати снаряды пусть не влияют на остойчивость но влияют на рост в/и Вес качающейся части 8300 кг. Вес щита 991 кг. Общий вес станка без орудия 6290 кг, с орудием — 14 690 кг.

Ок вероятно вот тут 

http://www.navweaps.com/Weapons/WNRussian_6-45_m1892.htm

неверная информация

но таким образом выше и вес 100 мм Шкодовской

http://www.navweaps.com/Weapons/WNIT_39-47_m1924.htm

Хорошо вероятно  разница будет в 55-60 т компенсировать придется 100 т.

Насчет же В/и замена 6 ПТ на 4 ПТ дает весовую выгоду, в крайнем случае можно уменьшить вес топлива , благо для ЧМ это не сильно существенно  (да и кол-во 152 снарядов может быть меньше кол-ва 100 мм)

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

итого имеем 34,2 против 17,5 (снаряды не берем ибо они ниже метацентра)

согласен вес вооружения вдвое выше, но при 3 500/4000 т, это не существенно

Коллега, при всем уважении, но как уже было отмечено выше - это вес стволов. Не орудий.

неверная информация

Здесь верно - но вы смотрите вес ствола в верхней таблице. А надо в самой нижней - вес установки (mount).

Открытая установка Канэ за щитом - 14,5 тонн.

Австрийская четырехдюймовка - 7,1 тонна.

Изменено пользователем Граф Цеппелин

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Коллега, при всем уважении, но как уже было отмечено выше - это вес стволов. Не орудий.

Да да, я так и понял, я пересмотрел

вероятно  разница будет в 55-60 т компенсировать придется 100 т.

15т х 6 = 90 т

4,2т х 7 = 30т

разница в 60 т, компенсировать балластом тонн в 100

замена паровых турбин, 6 на 4 , эти 100 т скорее всего компенсирует

Изменено пользователем ГОРЕЦ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Т.е. семь австрийских орудийных установок весят 49,7 тонн.

Шесть 152-мм Канэ весят 87 тонн.

Разница - 37,3 тонны. Вполне достаточно, чтобы небольшой, узкий корабль испытывал проблемы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Плюс вы еще хотите брать до 210 мин...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Разница - 37,3 тонны. Вполне достаточно, чтобы небольшой, узкий корабль испытывал проблемы.

37,3 это даже оптимистичнее чем у меня

15т х 6 = 90 т 4,2т х 7 = 30т разница в 60 т

Плюс вы еще хотите брать до 210 мин...

в перегруз 200 т, обычно 70 мин, и то они в трюме 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

37,3 это даже оптимистичнее чем у меня

Достаточно, чтобы при непогоде экипаж испытывал большие опасения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Достаточно, чтобы при непогоде экипаж испытывал большие опасения.

согласен , если не компенсировать увеличение веса выше метацентра, балластом гораздо ниже метацентра

что в принципе элементарно, я понимаю что проектирование зданий и сооружений не очень похоже на проектирование судов

но принципы нагрузок и компенсаций по моему аналогичны

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Может, поставить пять вместо шести? Вместо двух кормовых пушек побортно - одну за четвертой трубой, а вентиляцию переделать.

Либо переделать кормовую надстройку и поставить пушку возвышенно к кормовой.

Изменено пользователем Muller

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Может, поставить пять вместо шести? Вместо двух кормовых пушек побортно - одну за четвертой трубой, а вентиляцию переделать. Либо переделать кормовую надстройку и поставить пушку возвышенно к кормовой.

Я думаю Коллега разница в 60 т, чуть выше метацентра, для корабля В/и в 4000 т. (при условии компенсации балластом) не сильно существенна

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

согласен , если не компенсировать увеличение веса выше метацентра, балластом гораздо ниже метацентра

что в принципе элементарно,

Элементарно - но это влечет за собой увеличение водоизмещения. Т.е. корабль будет глубже сидеть в воде. Прибавьте еще и тонны на тяжелый боеприпас...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

но это влечет за собой увеличение водоизмещения. Т.е. корабль будет глубже сидеть в воде. Прибавьте еще и тонны на тяжелый боеприпас...

Там есть хороший запас из-за замен ПТ с 6-ти на 4

 

капризная ПТУ осталась той же, но за счет уменьшения количества модернизированных турбин до 4 и установки более производительных котлов удалось несколько повысить надежность,

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Хм... а не слишком ли дорого выходит - еще и турбины менять?

Не проще просто купить один из списываемых британских крейсеров?

Изменено пользователем Граф Цеппелин

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Открытая установка Канэ за щитом - 14,5 тонн. Австрийская четырехдюймовка - 7,1 тонна.

Спасибо за разъяснения, понятно теперь откуда моя ошибка, кстати кол-во мин решил уменьшить многовато 210 шт. даже в перегруз

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Например, "Аретузы" списываются уже в 1920-ых. Их вооружение - пара 152-мм и шесть 102-мм (плюс еще можно демонтировать торпедные аппараты и уменьшить дальность хода). Куда ближе к требуемому.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Например, "Аретузы" списываются уже в 1920-ых. Их вооружение - пара 152-мм и шесть 102-мм (плюс еще можно демонтировать торпедные аппараты и уменьшить дальность хода). Куда ближе к требуемому.

Возможно, но тут как бы дележка "награбленного" так сложилось в этой АИ, передали то что совсем не нужно, да и проблемы с перевооружением мне кажутся несколько преувеличенными, те же Новары по 9 10см несли плюс 6 ТА против 2 и ничего не переворачивались

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Так у "Новары" как раз двухвинтовая конструкция - почти полсотни тонн водоизмещения высвободили.

Реально, когда обсуждали модернизацию "Шпауна", предлагали заменять по две 100-мм на одну 150-мм. На "Новарах" предлагали снять пять 100-мм и установить две 150-мм.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Так у "Новары" как раз двухвинтовая конструкция - почти полсотни тонн водоизмещения высвободили. Реально, когда обсуждали модернизацию "Шпауна", предлагали заменять по две 100-мм на одну 150-мм. На "Новарах" предлагали снять пять 100-мм и установить две 150-мм.

Так то полумеры пред ПМВ, тут же чуть более глобально, и с уменьшением дальности и автономности (не считая замены ПТ) вполне все получается

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

По-моему это выйдет слишком дорого для грузинского бюджета. Фактически, вы перекомпоновываете старый скаут едва ли не целиком. Учитывая послевоенные экономические проблемы - я ни за что не поверю, что в 1920-ых бюджет Грузии идеален - едва ли такой проект удастся пропихнуть в правительстве. Тем более - главный вопрос, зачем? В 1920-ых грузинский флот и так безусловно доминирует в Черном Море - и русский и турецкий сильно ослаблены.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

По-моему это выйдет слишком дорого для грузинского бюджета. Фактически, вы перекомпоновываете старый скаут едва ли не целиком. Учитывая послевоенные экономические проблемы - я ни за что не поверю, что в 1920-ых бюджет Грузии идеален - едва ли такой проект удастся пропихнуть в правительстве. Тем более - главный вопрос, зачем? В 1920-ых грузинский флот и так безусловно доминирует в Черном Море - и русский и турецкий сильно ослаблены.

ну во первых, крейсер дали бесплатно,

во вторых замена ПТ не ахти какая переделка тем более в Англии тем более что недостраивается много кораблей и цены невысоки, с вооружением аналогично.

в третьих, с крейсерами беда, единственный настоящий 1897 г. постройки, а два недокрейсера, ну не крейсера вобщем

и потом даренному коню в зубы не смотрят, а с учетом политического сотрудничества в Великобритании ожно выклянчить хорошую скидку или военную помощь

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас