70 лет минного флота Грузии в МПВГ

10 сообщений в этой теме

Опубликовано:

STgaNnNl.jpg

Развитие флота в Грузии до большевистского переворота 1917 года всегда шло с оглядкой на большого брата, всегда, это же было и в случае с минным оружием.

Когда задание на первый мореходный миноносец (а им оказался «Взрыв») было выдано русским флотом в конце 1876 года, грузинскому адмиралтейству предложили вариант покупки (с российской помощью) одной из миноносок английской фирмы, по собственному усмотрению, при условии что испытания будут проведены в присутствии и при участии русской стороны. Тем более после Крымской войны на Грузию так же были наложены ограничения в области морских вооружений и после их отмены надо было срочно усилить небольшой флот.

 

В марте 1879 года это предложение было принято и морской атташе в Великобритании капитан-лейтенант Имеди Закариадзе начал поиск подходящего корабля, поскольку с фирмой «Яроу» уже были налажен контакты и их миноносцы строились для России внимание привлек корабль другой компании.

Им стала миноноска «Ниббио» («Nibbio»), спущенная на воду в 1878 году компанией «Торникрофт», и которая стала первым итальянским миноносцем, интересно, что изначально она предназначалась в качестве бортовой миноноски на броненосце «Caio Duilio», но из-за технических трудностей большую часть службы провела отдельно от носителя.

Договор был заключен достаточно быстро и уже в середине 1880 года на борту парохода «Керчь» миноноска была доставлена в Поти. Став первым минным кораблем грузинского флота, получив название «Путкари» (Оса).

Подготовкой экипажа занялись ранее, один офицер и три матроса в течении полугода проходили службу на миноноске Балтийского флота «Бекас».

Испытания начались осенью 1880 года со смешанным русско-грузинским экипажем. В целом они были успешными, но маленький кораблик оказался маломореходным и его просто побоялись применять далеко от берега, по этому корабли данного типа в русском флоте не получили продолжения. Да и сами грузинские моряки посчитали что пусть и для обороны побережья, но требуются более крупные корабли. Сам же первенец миноносного флота, дав личному составу грузинских ВМС возможность получить ценный опыт службы на кораблях такого типа, в 1902 году превратили в посыльное судно главной ВМБ. И уже в 1910 году его окончательно списали.

w2pkrUwh.jpgKeC3ZH0h.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В 1890 году к вопросу о минных кораблях вернулись вновь, но на этот раз планировали заказать не просто опытный корабль, а серию миноносцев как относительно недорогое решение для обороны побережья. А Турция против старой миноноски «Путкари» могла выставить 2 миноносца типа "Бурханеддин", 4 типа «Mecidiye, 2  типа «Mahabbet», 5 типа «Gilyum», 7 типа «Насир» и несколько миноносцев одиночных проектов.

Сильно с поиском поставщика мучиться не пришлось, им оказалось известная в России немецкая фирма Шихау. При том в связи с закрытостью акватории Черного моря для боевых кораблей и не желанием лишний раз ввязываться в дипломатические игры было решено, что все 6 заказанных миноносца будут доставлены в виде отдельных секций на корабле в Поти, где под присмотром немецких и русских инженеров будет произведена окончательная сборка. В качестве прототипа был выбран несколько улучшенный вариант китайского миноносца «Фу Лун» той же фирмы, который превосходил миноносцы потенциального противника.

Корабли названные в честь головного корабля типом «Марджани» (Бекас). Остальные так же получили названия различных хищных птиц (Мимино-Ястреб, Шевардени-Сокол, Бэра-Коршун, Артиви-Орел и Орби-Гриф). Заказ был выполнен в 1891 году, а окончательная сборка окончилась в 1892 как раз в год принятия большой судостроительной программы.

Эти миноносцы, сведенные в минный отряд («Оса» использовалась в нем же как учебная) вместе с плавбазой «Цминда Гиорги» составляли основу малых сил небольшого Грузинского флота более 10 лет. В 1907 году их переквалифицировали в сторожевые суда, при том 3 из них были потоплены во время Первой мировой войны (Мимино -вблизи Батуми огнем турецких крейсеров, Бэра-напоролся на собственную мину в начале войны, Артиви-погиб в навигационной аварии). Оставшиеся три списали в 1927-1928 г.г. после того как с 1917 года использовались как тральщики.

 

pSXfegdh.jpgBB85pJph.jpgN6gaLMTh.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Очередное обновление корабельного состава произошло в начале следующего века при том снова обратились к услугам фирмы Шихау, те не мудрствуя лукаво предложило проект, который по многим параметрам соответствовал эсминцу «Кит» для русского флота. Поскольку эти корабли стали последними заказанные по большой кораблестроительной программе 1892 года что бы вписаться в существующий бюджет никаких серьезных доработок грузины не требовали.

При их постройке использовали туже схему, что и при заказе 6 предыдущих кораблей, только сборка производилась в Николаеве из-за большей сложности кораблей. Всего было построено 4 эскадренных миноносца в 1902-1903 годах (Хашури, Поти, Гурджаани, Борджоми). Интересно, что Турция продолжала строить небольшие миноносцы до 150 т (правда в достаточно больших количествах) вплоть до 1907 года.

jnun5F5h.jpgtcPRH0Vh.jpg7D6QZxoh.jpg

 

 

 

 

 

 

 


Из-за скудного ассигнования первоначально считалось, что эти эсминцы останутся единственными в своем роде вплоть до начала 10 годов двадцатого века, но усиление турецкого флота и полученная информация о возможности закупки новых кораблей в Европе (в том числе эсминцев) заставило пересмотреть планы. В 1907 году была принята малая программа (часть денег в виде беспроцентных кредитов выделила опять-таки Россия, еще часть была собрана по подписки в самой Грузии) по которой предусматривалась постройка еще четырех эсминцев и первых подводных лодок.

В качестве прототипа выбрали корабль типа «Украина», который в свою очередь основывался на проекте дивизионного миноносца фирмы «Вулкан». Строительство 4 кораблей (Сиони, Уплисцихе, Кашвети, Светицховели) было начато в Николаеве в 1908 году, но поскольку там же велась постройка 4 эсминцев для ЧФ типа «лейтенант Шестаков», грузинские корабли были закончены позднее, вступив в строй только в конце 1910 года.

Корабли отличались от прототипа несколько большим водоизмещением, а благодаря задержке на ЭМ сразу поставили  2 - 102 мм/60 орудия Обуховского завода (практически одновременно с русскими однотипными ЭМ), кроме того было предусмотрено размещение 30 мин заграждения.

Ypu1ieXh.jpgUWTuHimh.jpgW1LZKYhh.jpg

 


 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Из новых эсминцев взамен старого минного отряда  наряду с другими кораблями программы 1892 года сформировали флотилию ЭМ двух дивизионного состава, которая в свою очередь входила в состав оперативной эскадры.

В таком составе минные силы Грузинских ВМС встретили первую мировую войну.

Флотилия наряду с крейсерами стали одними из самых используемых кораблей. Они патрулировали побережье, конвоировали транспорты и осуществляли огневую поддержку наземных войск.

Первым боевой поход совершил ЭМ «Хашури» 29 октября он вышел к порту Хопе на разведку однако никаких судов на рейде обнаружено не было. Через два дня совместно с КЛ «Иверия» подобный поход совершил однотипный «Поти»

На сей раз корабли обнаружили на рейде несколько турецких фелюг и обстреляли скопление турецкой пехоты на берегу. Далее корабли совершали несколько выходов в этот район как самостоятельно, так и с другими кораблями.

Интересно, что в боевые столкновения с боевыми кораблями противника 350 т. ЭМ не вступали вплоть до 1917 года. Но в результате их действий были потоплены 3 небольших судна противника. В 1917 году, наконец то они смогли поучаствовать в настоящем бою. В 12 марта1917 года турецкие канонерки «Айдин Рейс», «Превезе», «Кемаль Рейс» и ЭМ «Ташоз» осуществляли обстрел расположения грузинских войск в районе Трабзона когда им встретился смешанный отряд из двух полудивизионов эскадренных миноносцев «Гурджаани», «Борджоми» и 750 т «Светицховели» и «Уплисцихе». Но, по сути вступить в огневой контакт смогли только последние которые были вооружены 102 мм пушками, турки огнем своих 100 мм держали малые ЭМ на почтительном расстоянии. Все же грузины добились несколько попаданий, но и снарядом с КЛ  было уничтожено кормовое орудие на «Уплисцихе», кроме того начало темнеть тогда была предпринята торпедная атака, при том торпеды выпустили как раз малые эсминцы, но промахнулись. В итоге боя турки вынуждены были прекратить обстрел и уйти в сторону турецкой территории.

У эсминцев типа «Сиони» была более насыщенная боевая жизнь, из-за лучшей мореходности они чаще использовались на «свободной» охоте и имели больше побед над противником (по крайней мере, по тоннажу). Головной корабль серии вторым после -малого крейсера «Царица Тамара» успешно применил торпедное оружие потопив двумя попаданиями крупный вооруженный транспорт «Мадина» в июле 1917 года.

Несмотря на достаточно активное применение из восьми ЭМ был потерян только один, им стал 350 т. корабль «Борджоми».

В марте 1918 года он осуществлял патрулирование в районе уже знакомого нам Трабзона который незадолго до этого был взят грузинскими войсками когда было получено сообщение о том что 3-й батальон Лагодехского пехотного полка окружен превосходящими силами противника и требуется поддержка артиллерии по деблокированию. Из-за недостаточной дальности 75 мм орудии и желания помочь основному калибру огнем 47-мм орудий ЭМ подошел слишком близко к берегу и был накрыт огнем турецких гаубиц. Залп оказался настолько точным, что из-за детонации боеприпаса эсминец ушел на дно практически мгновенно, из всего экипажа спаслись только 9 человек.

После окончания войны, оставшиеся ЭМ эпизодически использовались в Закавказких событиях в основном как патрульные корабли. В 1923 году эту практику «узаконили» переквалифицировав 350 т  ЭМ в сторожевые корабли. В таком качестве они отслужили до 1931-32 годов когда их списали.

ЭМ типа «Сиони» оставались в своем качестве до того же 1931-32 года находясь в составе флотилии эсминцев вместе с купленными в США четырьмя крупносерийными гладкопалубными ЭМ получившее в Грузии название тип «Арагви». После 1931-32 годов они заменили в роли сторожевых кораблей списываемые корабли типа «Хашури». Они дожили до второй мировой войны во время которой головной корабль погиб под бомбами пикировщиков во время крупного налета на Батуми 23 июня 1942 года, а «Кашвети» оказался единственным кораблем который был потерян от действий подводных лодок (U-19)  когда он прикрывал переход советской подводной лодки Л-6 в надводном положении.  В 1947 году два сохранившихся сторожевика сдали на слом.


Вместе с кораблями «Сиони» служили уже упоминавшийся американские ЭМ типа «Арагви» (остальные носили названия Риони, Иори, Мтквари).  Названные  в честь рек протекающих в Грузии

История появления этих кораблей в составе грузинского флота достаточно интересная. В 1916-1917 годах в США многие судостроительные компании начали строительство эскадренных миноносцев, конструктивной особенностью которых стало отсутствие полубака, откуда и пошло их название "гладкопалубные четырехтрубные" ("flush-seek and four striks") или "гладкопалубные" ("flush-deckers"). В общей сложности к 1920 году вошло в строй 263 мало чем отличавшихся друг от друга корабля этого типа. После окончания Первой мировой войны около 200 из них было выведено в резерв.

Тогда грузинское правительство обратилось с просьбой продать несколько этих кораблей для собственного флота для восполнения потерь понесенных в годы первой мировой, поскольку кроме готовящегося после модернизации к передаче турбинного крейсера «Кавкасиони» грузинские ВМС состояли из устаревших кораблей.  Данная просьба была удовлетворена, при том стоимость этих кораблей была несильно обременительной даже для расстроенного войной бюджета страны. В итоге в 1922-23 годах в состав флота вошли четыре относительно новых ЭМ постройки 1918-1919 годов.

c9H4gwNh.jpg4piRMv5h.jpg

 

 


В 1925 году произошла очередная реорганизация грузинского флота. Оперативная эскадра официально сменила название на оперативная дивизия из состава которой были выведены линкоры которые составили отдельный линейный дивизион береговой обороны с базированием на Поти, официально же соединение расформировали только в 1929 с переквалификацией в суда береговой обороны. Хотя все корабли остались на своих местах (флотилия ЭМ и дивизион крейсеров), фактическое взаимодействие между двумя компонентами не было, грузинские адмиралы планировали использовать тактику ЧФ времен первой мировой создавая по мере надобности маневровые группы. Первую составили бронепалубный крейсер «Петре I» с дивизионом ЭМ типа «Сиони», вторую турбинные эсминцы типа «Арагви» и легкий крейсер «Кавкасиони».

До 1936 года никаких событий в судьбе грузинских «четырех трубников» не происходило, они честно несли свою службу только в 1931-32 г.г. место ЭМ «Сиони» заняли турбинные корабли типа «Шамхори», первые крупные корабли практически полностью построенные в Грузии. А в 1934 году место «крейсера-напарника» занял тяжелый крейсер «Петр I Багратион», а сам крейсерский дивизион стал бригадой. Далее остро встал вопрос быстрого устаревания т.н. «гладкопалубников», решение этого вопроса имело два варианта, либо постройка новых кораблей, что было довольно накладно и Грузии не по карману (постройка 5 крупных кораблей на своей территории оказалась дороже чем рассчитывали), либо реконструкция и модернизация существующих. В итоге было решено модернизировать все 4 корабля «Арагви» под параметры, заложенные в грузинско-голландских эсминцах.

Руководство Палиастомских верфей (все еще опираясь на поддержку голландцев) предложило свой проект модернизации, который после рассмотрения в военном ведомстве был рекомендован к выполнению

Перво-наперво, корабли прошли перевооружение, усилили зенитную артиллерию и главный калибр, установив новые 120 мм пушки. Шведской фирмы Бофорс, правда вместо 4-х 102 мм, было установлено 3 новых, но так как все они стояли в диаметральной проекции, то на каждый борт могли стрелять все три ствола. Четыре торпедных аппарата заменили двумя, аналогичными с теми что установлены на ЭМ т "Шамхори" расположив их по центру. Существенно усилили зенитное вооружение, несколько изменили надстройки, усилили корпус. Кроме того изменился характерный четырехтрубный силуэт, трубы попарно были объединены, и силуэт стал двухтрубным. На протяжении 1936 г, все четыре ЭМ были реконструированы и последовательно введены снова в строй

JYdeTKDh.jpg4pzXD9Zh.jpg

 


На постройке англо-голландских эсминцев остановимся чуть поподробнее.

Причиной стремления грузинского руководства развивать собственное кораблестроение, были два момента:

Ограничения в начале ХХ в., на проход черноморскими проливами для военных кораблей (хотя после первой мировой и отмененные) из-за чего приходилось полагаться на судостроительные мощности союзной Российской империи

Революция в России, приведшая к упадку кораблестроительной промышленности, и также идеологические разногласия между Грузией и Россией (неглубокие разногласия, но способные испортить отношения между странами)

Первым опытом военного судостроения в Грузии была постройка достаточно простых 8-ми однотипных 200 тонных тральщиков по проекту немецких инженеров в 1925-27 г.г.

За время работ, по проектированию, сборке и достройки, у грузинских кораблестроителей сложились партнерские отношения с голландской фирмой Burgerhout’s Scheepswerf en Machinefabriek. И когда встал вопрос о строительстве более серьезных военных кораблей, а именно 4-х эсминцев, судостроители с палиастомских верфей рассчитывали на помощь голландских корабелов.

За основу при проектировании был взят проект фирмы Ярроу, разработанный на основе пр. ЭМ «Эмбускейд» для голландского флота, четыре единицы были заложены в Нидерландах в 1925 г.

Однако для Грузии проект был несколько переработан. Во первых отказались от самолета, во вторых ради увеличения арт. вооружения отказались от одного 3-х трубного торпедного аппарата

В остальном проект почти полностью повторял голландский вариант. В качестве ГК было выбрано 120-мм/50 орудие Bofors No.4, дальность стрельбы 24-кг снарядом достигала 19 500 м, угол возвышения варьировался от 30' до 35°.

Корабли названные в честь исторических побед Грузии (Шамхори,  Басиани, Дидгори, Марабда) были заложены в 1927-28 г.г.

Имевшие мало опыта в военном судостроении, грузинские корабелы, достаточно часто срывали сроки, к тому же по сути случайная покупка тяжелого крейсера несколько снизила финансовые возможности военного ведомства и если подобные ЭМ в самой Голландии были построены за неполных три года, в Грузии они строились больше четырех, однако худо-бедно в 1931-32 г.г. эсминцы типа «Шамхори» вошли в строй.

Основная часть сложного технологического оборудования и приборов, закупалось за рубежом, например, турбины поставлялись из Англии фирмой Парсонс. Вооружение закупалось в Швеции и тд.

Таким образом, в составе Грузинских ВМС к началу очередной войны снова сформировалось подразделение ЭМ из более или менее однотипных кораблей.

tLX4ze3h.jpgSFs1OKEh.jpg

fd7vvRhh.jpg

 

 


Вторая мировая прошла для грузинских эсминцев в отличие от первой мировой без потерь, корабли так же сопровождали конвои и несли дозорную службу.

За все время, за одним исключением, приходилось открывать огонь только по вражеской авиации, но благодаря хорошей маневренности и неплохому зенитному вооружению серьезных повреждений эсминцы не получили.

Несколько отличился «Шамхори» когда отбомбился по подводной лодке не далеко от Поти, ею оказалась субмарина советских ВМС, но не имевшие опыта грузинские моряки неправильно рассчитали глубину подрыв бомб поэтому жертв удалось избежать, но нагоняй капитан эсминца от командования получил.

Для поддержки наземных войск корабли использовали только один раз, когда по запросу советского командования второй дивизион из бывших американских ЭМ совместно с тяжелым крейсером нанес удар в районе Новороссийска.

После войны ЭМ не модернизировались за исключением установки на корабли типа «Шамхори» американской РЛС управления огнем. А «Арагви» по проторенной дорожке в 1947 году заменили списываемые фрегаты типа «Сиони» на поприще сторожевых кораблей. В таком качестве они проходили еще 11 лет и были списаны в 1958.

Шамхори и компания оказались более живучими, до 1957-58 годов они оставались единственными эсминцами грузинского флота, совершая походы в составе бригады крейсеров. После прихода двух «Флетчеров» они были окончательно выведены из состава флота в 1958-59 годах все кроме «Басиани» были списаны. Последний честно отходил под флагом кадетского корпуса еще больше 10 лет и был окончательно списан в 1971 году.


45NwiPr.jpg

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Из-за недостаточной дальности 75 мм орудии и желания помочь основному калибру огнем 47-мм орудий ЭМ подошел слишком близко к берегу и был накрыт огнем турецких гаубиц. Залп оказался настолько точным, что из-за детонации боеприпаса эсминец ушел на дно практически мгновенно, из всего экипажа спаслись только 9 человек.

А были ли прецеденты подобного в РИ?

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А были ли прецеденты подобного в РИ?

нет, это Ноу Хау ;)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

и был накрыт огнем турецких гаубиц. Залп оказался настолько точным, что из-за детонации боеприпаса эсминец ушел на дно практически мгновенно, из всего экипажа спаслись только 9 человек.

Ай да турки!:spiteful:

В 1907 году была принята малая программа (часть денег в виде беспроцентных кредитов выделила опять-таки Россия,

Сомнительно(особливо применительно к тем условиям.в коих пребывала на тот период времени Россия,где уже шла борьба за каждый рупь ,выделяемый для отечественной кораблестроительной программы)...

А рассмотреть вариант с заграничным займом?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Сомнительно(особливо применительно к тем условиям.в коих пребывала на тот период времени Россия,где уже шла борьба за каждый рупь ,выделяемый для отечественной кораблестроительной программы)... А рассмотреть вариант с заграничным займом?

Французский или Британский?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Французский или Британский?

Возможно,французский(учитывая французские экономические интересы в Грузии и в Закавказье в целом).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Возможно,французский(учитывая французские экономические интересы в Грузии и в Закавказье в целом).

Разве? у французов были интересы в Закавказье? ИМХО их больше Балканы интересовали

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Разве? у французов были интересы в Закавказье? ИМХО их больше Балканы интересовали

В соответствующей теме вопрос поднимался.

К вопросу о французском капитале в Грузии до 1917 года.

1.В марганцевой промышленности французский капитал был представлен 4-мя фирмами:"Луи Панасье",акционерным обществом марганцевых копей в Дарквети,"Горнопромышленным и торговым обществом","Руды и металлы".Из этих фирм последние две добывали незначительное количество марганца и больше занимались его скупкой и экспортом.

2.качественное преимущество марганцевой руды из Чиатур(с содержанием металла до 50 %)привело к тому,что добыча и экспорт руды резко увеличились и в 1913 году чиатурские рудники давали 49,(% всего мирового экспорта марганца!За период с 1905 по 1914 г.г. было вывезено марганца:

в Германию-166млн.пудов(43%),

в Англию-89 млн.пудов(23%)

в Бельгию-54 млн.пудов(14%)

в САСШ-22 млн.пудов(6%)

во Францию-19млн.пудов(5%)

3.Необходимо учесть,что в марганцевой промышленности Чиатур(исключая область экспорта) господствующее положение занимали грузинские промышленники(и это реал),тогда как иностранные промышленники занимались,как правило,лишь экспортом добытой руды.

4.Фактически вся металлургия Закавказья-в руках французского капитала("Кавказское промышленное и металлургическое общество").

5.Французскими концессионерами были построены три электростанции:две гидроэлектростанции-Алавердская и Джрахорская,и одна тепловая-при Сюникском заводе.

6.Общий тоннаж французских судов,обслуживающих батум в период с 1893 по 1914г.г.составил 3324480т.Французские торговые суда на Черном море в основном принадлежали транспортным компаниям "Пакэ" и "Ла Франзез".

7.В Грузии действовало около 20 французских крупных фирм.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В соответствующей теме вопрос поднимался.

Пусть будет французский кредит, но и российский мог быть, ибо обороноспособность Грузии в этом мире, это +2 бала и +2000 ХП обороноспособности России

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас