Тяжелые двухкорпусные летающие лодки Григоровича


1 сообщение в этой теме

Опубликовано:

Тяжелые двух корпусные летающие лодки Григоровича. Первая Мировая Война.

0b830229980b.jpg

Успех в создании удачной летающей лодки М-5  заставило 1915-м году морское ведомство заказать Григоровичу летающую лодку более крупных размеров с двигателем в 150 л.с. для воздушной разведки на море. 

 В качестве эксперимента Григоровичем была создана тяжелая летающая лодка М-6 использовавшая два корпуса по типу катамаран и другие элементы конструкции М-5.

0859aeb49d23.jpg

 Установили параллельно две лодки (по типу катамарана) от М-5 соединив их перемычкой  из бипланной коробки крыльев, плоскости остались от М-5,  стабилизатор соединял корпуса в хвостовой части, дополнительно жёсткость конструкции придавали расчалки.

 Первые опытные полеты подтвердили удачность импровизированной конструкции, возросла горизонтальная скорость и грузоподъёмность.  Из недостатков было выявлена более худущая чем  у прототипа М-5, путевая и продольная устойчивость, для этого пришлось переделать хвостовое оперение, увеличив его площадь и сдвинув его на трубчатых тягах назад на пол метра.

 Чтобы компенсировать сдвинутую назад центровку, сначала хотели переустановить двигатели на переднюю кромку крыла, но нашли лучшее решение, разместив между лодками, впереди между третий  двигатель «Гном-Моносупап» мощностью 100 л.с. доведя суммарно мощность всех моторов до 300 л.с..

  На испытаниях летающей лодки получившей название  М-6 «Двойка» была достигнута скорость 115 км.ч.  полезная нагрузка 500 кг. В качестве разведчика-бомбардировщика летающая лодка  М-6  выпушена в количестве 20 штук, оставалась долго на вооружении   отечественной морской авиации. Если из-за малой скорости и боевой нагрузки М-5 быстро перешел в разряд учебных, то более грузоподъёмный катамаран М-6 продолжал долго эксплуатироваться в морской авиации, несколько самолетов приняло участие в гражданской войне . Появление немецких  гидропланов истребителей выявило существенный недостаток невозможность установки кормовой стрелкового вооружения.

  К осени 1915 гидроавианосцы  «Император Николай I», «Император Александр I» получили по две большой летающей лодки М-6, несмотря на большие размеры создающие неудобства при выгрузке и погрузке с корабля лодки М-6 зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. М-6 активно использовались в качестве дальних разведчиков. На них впервые в Российской морской авиации были установлены радиостанции и отработана корректировка артиллерийского огня линкоров с летающей лодки.

  Налет морской авиации  на порт Зонгулдак 24 января 1916 г 14 гидросамолетов с «Императора Николая I» и «Императора Александра I», 10 М-5 и 4-х М-6, показал эффективность крупных лодок.

 

   С предвоенных времен тяжелый разведывательный самолет с большим радиусом действия оставался мечтой Российских морских авиаторов. В конце июля 1915 г. Д. П. Григорович представил на рассмотрение Авиационного комитета Балтийского флота проект двухдвигательной летающей лодки. В этом проекте был учтен опыт создания двух корпусной лодки М-6.

  Новая двухкорпусная лодка «катамаран» под два мотора  Сальмсон мощностью 150 л.с. М-8,  была спроектирована  параллельно с лодкой под один  мотор Сальмсон,  ставшей в будущем знаменитой  М-9.  Многие элементы конструкции у них были общие, что ускорило проектирование и изготовление.

ed97cf610a4e.jpg

 Первые опытные экземпляры М-9 и большой лодки катамарана М-8 построили в ноябре 1915 г.,  по причине зимней погоды для испытаний  их отправили в Баку, где в конце декабря 1915-го М-9, а в начале января 1916-го М-8, впервые подняли в воздух. По результатам испытаний, проведенных в январе 1916 г.,  показал хорошую мореходность и послушность управления, обе лодки имели высокую устойчивость и мягкость управления на виражах.

 Корпуса лодок у одномоторного и катамарана были одинаковы. Учтя  опыт разработки М-6, моторы два Сальмсона Р9 мощностью 150 л.с каждый расположили тандемом между корпусами лодок, радиаторы  охлаждения моторов поместили между моторами.   Тандемная  компоновка моторов позволила добавить дополнительно к передним турельнным пулеметным установкам в носовых оконечностях, еще две задних турели за крылом. В итоге М-9/2 мог иметь до 4-х пулемётов на турелях, обеспечив круговой обстрел.  4-х пулеметное вооружение применяли редко, обычно оставляли по одному пулемёту в передней и задних турелях на разных лодках.

 Максимальное время полета доходило до 7-ми часов.

  На нижнее крыло между корпусами можно было подвешивать различные бомбы массой до 500 кг.  Авиабомбы изготавливали, устанавливая стабилизатор на устаревшие фугасные снаряды оснащенные специальным взрывателем.

 Большая грузоподъёмность  М-8 позволило применить крупнокалиберные бомбы изготовленные из 152 и 203 мм снарядов, оказавшийся очень эффективными против крупных кораблей. Весной  16-го испытаны бомбы большой мощности массой 220 кг изготовленные из фугасного 11-дюймового (279-мм) морского снаряда.

На Балтике М-8 первыми поступили в мае 1916 г. на 2-ю авиастанцию в Кильконде. На Черное море  с мая М-8 начали поступать  состав Воздушной дивизии сначала в Севастополь потом в Одессу.

  В июне 1916 корабельные авиаотряды на гидрокрейсерах «Александр I» и «Николай I» заменили М-5 на М-9, М-6 на М-8.

  Удачный опыт Британцев применения торпед с самолетов не могли заметить в России Появившееся на вооружении Российского флота новая  грузоподъёмная летающая лодка Григоровича, не смотря на то что изначально не была приспособлена под подвеску торпеды, из-за двухкорпусной конструкции и большой грузоподъемности позволяла переоборудование в торпедоносец.

 В июне 1916-го в Севастополе в инициативном порядке на гидросамолет М-8 была   повещена 450 мм торпеда 1898 года массой 430 кг.  Для этого пришлось облегчить самолет, сократив экипаж до двух человек и оставив топливо на 2-а часа полета.

 Опытные сбросы торпеды показали, что М-8 может успешно использоваться  в качестве торпедоносца.

ЛТХ:              

 Модификация          М-9  М-8 АИ

 Размах крыла, м       16.00 – 20.00

 Длина, м         9.00 -  10.00

  Площадь крыла, м2             54.80 – 70.00

 Масса, кг       

   пустого самолета    1160 - 2100

   нормальная взлетная         1540 - 2900

 Тип двигателя           1 ПД Salmson

 Мощность, л.с.          1 х 150 – 2 х 150

 Максимальная скорость , км/ч       110 - 120

 Крейсерская скорость , км/ч           98 - 105

 Продолжительность полета, ч.мин            3.45 - 7

  Экипаж, чел              2  - 3/6

 Полезная нагрузка, кг          320  -  700

 Вооружение:   один 7.62-мм пулемет -  4 пулемета

  боевая нагрузка - легкие бомбы до 160 кг на бомбодержателях под нижним крылом

 - до 500 кг.

Торпедоносец ГСОН

05c0add09528.jpg

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас