«План Мацуката» (Нефть в обмен на…?).

13 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

В начале 20-х годов ХХ века экспорт нефти и нефтепродуктов являлся одной из важнейших статей, позволявших Советскому Союзу получать существенные валютные доходы. Однако начавшийся в 1929 году экономический кризис привел к резкому падению спроса на нефть, чем вызвал сокращение ее мировой добычи в период с 1929 по 1932 годы на 17% (без СССР). В Советском Союзе за эти же годы добыча нефти, наоборот, выросла на 56,5%, причем объемы ее добычи на 3 млн. т превышали возможности переработки. Чтобы избавиться от излишков сырья, Советский Союз был готов продавать их по демпинговым ценам, что вызвало большую озабоченность США и стран-участниц Международного нефтяного картеля, объединявшего семь крупнейших нефтяных трестов (в литературе их иногда называют «Семь Сестер»), проводивших согласованную ценовую политику.

 Для разрешения сложившейся ситуации 16 мая 1932 г. в Нью-Йорке открылась 1-я Международная нефтяная конференция, основным вопросом которой стал экспорт советской нефти. В ходе работы конференции представители английских и американских нефтяных компаний предложили Советскому Союзу отказаться от самостоятельных действий на мировом рынке и выразили готовность закупать у СССР годовой объем экспорта нефти в течение 10 лет по фиксированной цене. Советская сторона от предложенных условий отказалась — ее не устраивала квота закупки нефти — 5 млн. т. На тот момент СССР имел возможность увеличения объема экспорта нефти, что было связано с подписанием советско-японского соглашения, получившего название «План Мацуката».
Япония давно обратила внимание на советскую нефть. Еще в 1925 г. между нею и Советской Россией был заключен концессионный договор на добычу и поставку сахалинской нефти. Договор облегчал, однако полностью не покрывал потребности Японии в «черном золоте». Это обстоятельство стимулировало японских продавцов нефтепродуктов к дальнейшему проникновению на советский нефтяной рынок. Для этого еще в 1930 г. представителями некоторых промышленных кругов Японии, при поддержке военно-морского ведомства, крупнейшего потребителя нефти в стране, было задумано создание японо-советского нефтяного объединения.Его организацию в размере 3 млн. иен, был готов финансировать директор-распорядитель компании «Асахи-Силн» Манзоо Ода. В случае недостатка капитала финансовую поддержку обществу обещали оказать предприниматели Кинита Фудзита и Наокити Канэко. За организацию переговоров с советской стороной взялся Кодзиро Мацуката, сын известного и весьма влиятельного в Японии политического деятеля Масаёси Мацуката. Кодзиро уже имел опыт организации сотрудничества с Советской Россией: еще в 1925 г. им был подписан первый договор с Уссурийской железной дорогой.

СССР, безусловно, был весьма заинтересован в контакте. Кроме необходимости решения проблемы реализации нефтяных излишков этого требовала крайне неблагоприятная внешнеполитическая обстановка, сложившаяся на Дальнем Востоке к началу 30-х годов: японские войска оккупировали Северную Маньчжурию, по всей длине вышли к линии КВЖД и к советской границе. Кроме того, в декабре 1931 г. из агентурных данных советскому правительству стало известно, что японские войска сориентированы на начало военных действий против СССР примерно на вторую половину 1932 или 1933 год. Возможность продажи нефти и нефтепродуктов в Японию создавала для Советского государства определенную гарантию хотя бы временного отказа северных соседей от экспансионистских претензий на Дальний Восток. Поэтому, кроме энергичного строительства оборонительных укреплений на дальневосточных границах и предложения японскому правительству заключить между двумя странами пакт о ненападении, советское руководство усиленно искало силы внутри самой Японии, которые были бы заинтересованы в сохранении мирных отношений с Советским Союзом. Контакты вскоре были найдены: «Промышленные и финансовые круги частью против Араки (военный министр Японии, активный и последовательный сторонник войны с СССР), частью колеблются... Это видно из желания с нами работать Мацуката, «Окура», «Мицубиси» и других», — писал Л. М. Карахану Полномочный Представитель СССР в Японии А. Трояновский .

Осенью 1931 г. руководство советского треста «Союзнефтеэкспорт» вступило в переговоры с К. Мацуката по вопросу заключения договора на реализацию советского бензина на японском рынке. Переговоры продолжались 6 месяцев и закончились подписанием 26 апреля 1932 года временного соглашения. Основные его пункты сводились к следующему:

1. Мацуката получал исключительное право продажи бензина на рынках собственно Японии и Формозе на комиссионных началах. Контрагент был обязан реализовать следующее количество бензина: в 1-й год — 60 000 тонн, во 2-й — 75 000, в 3-й год — 100 000, в 4-й и последующие годы — не менее 100 000 тонн ежегодно.

2. Мацуката должен был в 3-летний срок выстроить за свой счет и своими средствами океанские резервуарные базы в четырех крупных портах Японии, создать в этот же срок товарно-проводящую сеть от океанских баз до районов потребления, оборудовав 32 местные базы в различных городах Японии. К концу 2-го года Мацуката обязан был иметь 55 стендов в Токио и Осаке, не менее 100 подвижных колонок и 1000 бочечных помп для реализации нефти.

3. За исключением розничной сети и транспорта, Мацуката должен был передать «Союзнефтеэкспорту» на началах аренды все базисные океанские склады, получая компенсацию, арендную плату в размере 5% от вырученных за продаваемый бензин сумм. При этом «Союзнефтеэкспорт» имел право взамен аренды выкупить океанские базы вместе с землей в течение 5 или 10 лет. В первом случае «Союзнефтеэкспорт» выплачивал Мацукате 14%, при 10-летнем сроке — 9% от вырученных сумм за продаваемый бензин.

4. Мацуката должен был принять на себя расходы по содержанию и ремонту баз, по содержанию их штата и штата таможенных чиновников, по оплате налогов и сборов. «Союзнефтеэкспорт» получал право назначить заведующими базами своих работников.

5. В политике цен Мацуката должен был подчиняться указаниям «Союзнефтеэкспорта», причем цены на бензин должен был устанавливать «Союзнефтеэкспорт» по согласованию с контрагентом.

6. Мацуката должен был получить от «Союзнефтеэкспорта» в оплату всех своих расходов и трудов комиссионное вознаграждение в размере 17% от валовой выручки цен за бензин.

 Предположим,что «план Мацуката» принят обеими сторонами к практической реализации.

Предположим,что:

- реализация договора, который был заключен при поддержке К. Мацукаты военно-морским ведомством (в поставках нефтепродуктов в Японию заинтересованы японские военно-морские круги), имела важное значение  для  укрепления «партии флота» над «партией армии» при принятии политических решений.

- начавшаяся в Японии между Мацукатой и остальными японскими нефтяными компаниями ценовая война увенчалась успехом Мацукаты(и было принято компромиссное решение по ценовой политике,которое устроило-таки все стороны).

- восстановление в декабре 1932 года дипломатических отношений между СССР и Китаем не привело к официальному отказу японской стороной обсуждать возможность практической реализации нефтяного  договора.

- вопрос о способе транспортировки нефти к  удовлетворению обеих сторон удалось в значительной мере решить положительно(во всяком случае это частично удалось решить с технической точки зрения).

 Мир обещал быть…

 

 

Изменено пользователем master1976

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллеги,помнится на ФАИ обсуждали вопросы нефти и Японии.

http://fai.org.ru/forum/topic/332-neft-v-yaponii/?hl=%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D1%8C

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Большое значение имеет вопрос о способе транспортировки нефти.

-Очевидно,что это стоило больших денег.

-Сухопутная доставка груза не представлялась возможной, так как требовала громадного количества вагонов-цистерн, которые растянулись бы на всем пути Транссибирской магистрали.

-морская транспортировка представляла серьезную проблему. Необходимо иметь несколько танкерных пароходов, которые выполняли бы рейсы между Сахалином и Японией и Японией и Черным морем (Батум). СССР не обладал достаточным количеством судов. Было подсчитано, что имеющиеся у него 6 судов по 10 000 тонн каждый не решали проблему. Использование японских судов («Тейо», «Энйо», «Дзуйо» и «Сэйо») привело бы к недостатку средств перевозки в Японию американской нефти.Как один из вариантов- норвежские пароходы, которые на обратном пути из Японии должны были брать груз (рис, пряжу, сельхозмашины и пр.) для Румынии и СССР.

-выгрузка и хранение доставленной в Японию нефти. В договоре было зафиксировано строительство складов по приему и хранению нефтепродуктов в Ниигате, Нагое, Осаке, затем в Цурюге (Токио) и Модзи.

 

 

Изменено пользователем master1976

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Как бы подобный план не привел к появлению редкого союза СССР+Япония.

Во всяком случае, он действительно будет, когда США и Великобритания (а так же Франция и Голландия) будут обеспокоены тем, коммунистическая Россия и стремительно набравшая силу Япония объединяются (пока только на нефти, а там пойдут и иные ресурсы). Поэтому - ультиматум о прекращении торговли, а если не поможет - миротворческие эскадры

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Поэтому - ультиматум о прекращении торговли,

В гораздо большей степени в РИ повлияла на исход переговоров  нефтяному вопросу позиция международных нефтемонополистов.Советские успехи(наметившиеся) определенным образом угрожали монополии(и переговоры с Москвой по вопросу о некоем статус-кво в нефтеторговле и нефтедобыче все-таки велись).

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Переговоры продолжались 6 месяцев и закончились подписанием 26 апреля 1932 года временного соглашения.

В какой-то мере переговоры повлияют на февральские выборы 1932 г. в Японии(на позиции правых?)?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В какой-то мере переговоры повлияют на февральские выборы 1932 г. в Японии(на позиции правых?)?

А может,у власти продолжают оставаться(и определять внешнеполитический курс)сторонники интенсивного пути развития, как в 20-х?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Очень интересная тема...

(грешным делом подумал-а не могли бы японцы при благоприятных обстоятельствах,вытекающих из достижения договоренностей с СССР по нефтяному вопросу,вложиться в экономику советского ДВ?).

Изменено пользователем master1976

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

а не могли бы японцы при благоприятных обстоятельствах,вытекающих из достижения договоренностей с СССР по нефтяному вопросу,вложиться с экономику советского ДВ?

А зачем, когда у них есть целая Манчжурия, в которую они и вкладывались в РИ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Проблема в том, что СССР не сможет выполнить свою часть сделки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Проблема в том, что СССР не сможет выполнить свою часть сделки.

Почему?

В соответствии с договоренностями СССР обязался в первый год поставить 60 тыс.т нефти и нефтепродуктов.во второй-75 тыс.т.

Это вполне по силам имеющемуся советскому танкерному тоннажу(60 тыс.т) и совместному советско-японскому(да еще с привлечением норвежских судов.да с возможным высвобождением  части японских танкеров от перевозок американской нефти на перевозку советской с Сахалина).Даже с лихвой(а вот на третий год и последующие,да,может не хватить.100тыс.т и больше,но тут вероятен вариант с заказом и постройкой серии японских флотских танкеров)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

У СССР были серьезные проблемы в нефтянной промышленности. Резкий рост внутреннего спроса из-за теплоэнергетики и транспорта, при этом нехватка вложений в нефтянку, особенно валютных (там был ряд узких мест, так как многое из нужного оборудования советская промышленность не производила). В принципе если бы отрасли оставляли большую часть валютных доходов, то она бы росла быстрее и приносила бы больше валюты, но сталинская экономика так не работала. В физическом объеме экспорт нефти в 32-39 упал примерно раз в 10, бензина-керосина - раз в 20. Не потому, что не было спроса, а потому, что не было нефти. Фактически ту квоту в 5 млн. тонн на экспорт, упомянутую в вашем материале, СССР после 1932 выбрать бы не смог.

Учитывая, что месторождения у СССР  - это фактически только Кавказ на тот момент (Сахалин у Японии и так в концесии), и желающие платить потребители есть гораздо ближе (а нефть товар дешевый и долгий путь на тот момент делает ее золотой)  - то такой план это субсидирование Японии при серьезных политических разногласиях с ней же. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

0_32633_f110860d_orig

http://www.oil-industry.ru/images/upload/Arhiv_Jurnala/2006_09_139-141_Igolkin.pdf

некоторое количество справочного материала.

то такой план это субсидирование Японии при серьезных политических разногласиях с ней же.

Ну а какова вероятность достичь советско-японского политического соглашения,учитывая нефтяной фактор как один из способов "порешать"вопросы,по которым существуют разногласия?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас