Австралийский Израиль


14 сообщений в этой теме

Опубликовано:

26 июля 1935 года в Лондоне была создана Лига «Свободная Земля», главная и единственная задача которой заключалась в создании, пока ещё было время, убежища для европейских евреев на любой доступной и пригодной территории. В отличие от «Еврейской Территориальной Организации», выступавшей за создание национального дома в Уганде, Лига «Свободная Земля» не выдвигала автономию в качестве условия еврейской колонизации. В 1938 году после рассмотрения многих районов мира было решено, что наиболее подходящее для этой цели место – плато Кимберли в северной части штата Западная Австралия.

Плато Кимберли занимает площадь около 27 000 кв. км, что, по иронии судьбы, равно территории Израиля в сегодняшних границах. От остальной части Западной Австралии оно отделено огромным необитаемым массивом Большой песчаной пустыни. В тридцатых годах плато принадлежало трём семьям (Коннор, Доэрти и Дьюрэк), которые предложили его для размещения 75 000 еврейских поселенцев. Разумеется, это не была земля, текущая молоком и мёдом. Вильям Дампьер, первый англичанин, побывавший здесь в1688 году, писал, что район совершенно непригоден для заселения европейцами. Однако руководители Лиги думали иначе. Решающими для них были два обстоятельства. Во-первых, территория была достаточной для размещения десятков тысяч беженцев. Во-вторых, низкая плотность коренного населения уменьшала риск конфликта между ним и еврейскими колонистами.

В 1939 году для изучения района Кимберли в Австралию был послан доктор Исаак Штейнберг, секретарь Лиги. Помимо детального ознакомления с районом, он должен был заинтересовать проектом австралийское правительство и общественность. Учитывая консерватизм австралийцев и их традиционно враждебное отношение к иностранцам, это была чрезвычайно трудная задача. Но Исаак Штейнберг идеально подходил для такой миссии. Он обладал редкой целеустремлённостью, непоколебимым оптимизмом, напористостью. Кроме того, он отличался умением располагать к себе людей. Биография этого человека необычна. В 1906 году студентом юридического факультета Московского университета он вступил в подпольную партию эсеров. В 1917 году, в возрасте 29 лет, Штейнберг становится первым советским народным комиссаром юстиции, но уже через три года, когда союз большевиков и эсеров распался, вынужден эмигрировать. Фёдор Шаляпин в книге воспоминаний «Маска и душа» приводит такой эпизод. После зверского убийства революционными матросами двух министров Временного правительства потрясённый Горький предложил ему пойти в наркомат юстиции и хлопотать об освобождении других арестованных членов правительства. «Нас принял нарком юстиции Штейнберг, рассказывает Шаляпин. Взволнованный, бледный Горький заявил, что такое отношение к людям омерзительно. Это позор для революции. Он потребовал, чтобы члены Временного правительства были выпущены на свободу немедленно. А то с ними случится то, что случилось с Шингарёвым и Кокошкиным. Штейнберг отнёсся к словам Горького очень сочувственно и обещал сделать всё, что может, возможно скорее. Через некоторое время министры были освобождены». И вот спустя 20 лет этот человек прибыл в Австралию в качестве эмиссара еврейской Лиги «Свободная Земля».

Австралийское правительство не скрывало своего беспокойства в связи с приездом Штейнберга. Въездная виза была выдана ему в апреле 1939 года после долгих проволочек. При этом власти заявили, что они «не допустят прибытия в страну массы иностранцев, целью которых является заселение какого-либо одного района для создания в нём этнической колонии». Однако это не остановило Штейнберга. Прибыв в Перт, главный город штата Западная Австралия, он сразу же развил бурную деятельность в поддержку проекта Кимберли. Имея рекомендательные письма от видных членов лейбористской и консервативной партий Англии, он встретился с премьер-министром штата Джоном Уиллкоком и изложил ему свои предложения. Уиллкок посоветовал начать с непосредственного изучения плато Кимберли. Уже в начале июня Штейнберг отправился в трёхнедельный тур по району. Его сопровождали специалист по сельскому хозяйству Джордж Мелвилл и члены семьи Дьюрэк, совладельцы земельных угодий. По окончании поездки он был полон энтузиазма относительно экономического потенциала этого обширного пустынного региона. Впоследствии это нашло отражение в книге «Австралия – Необещанная Земля», опубликованной в 1948 году, за девять лет до смерти автора. Штейнберг писал в ней, что «Кимберли увидит духовное возрождение еврейского народа как результат возвращения назад, к земле. Здесь нам не нужно будет прибегать к чуду получения воды из камня на глазах у поражённой толпы, которое явил Моисей… Зта дремлющая земля будет разбужена с помощью науки и опыта, движимых волей и воображением еврейского труда». (Хотя книга вышла в год создания государства Израиль, написана она была задолго до этого).

В отчёте о поездке Штейнберг и Мелвилл предсказывали сельскохозяйственное чудо, которое позволит создать новые рынки, даст толчок экспорту и стимулирует общее экономическое развитие. Они писали о еврейских поселенцах, которые создадут в этих диких местах научные центры и процветающие фермы, построят на реках дамбы и гидроэлектростанции. В отчёте утверждалось, что земля пригодна для мясо-молочного скотоводства, разведения овец, коз и лошадей. По мнению авторов, обширные чернозёмные зоны идеальны для зерновых культур и пастбищ, а краснозём – для интенсивного земледелия. Предусматривалось создание таких отраслей промышленности, как кожевенная, дубильная, консервирование фруктов и овощей, строительство сахарных и маслобойных заводов и даже производство мохеровых ковров из шерсти ангорских коз.

В дополнительном меморандуме, представленном правительству Западной Австралии накануне Второй мировой войны, Штейнберг заверял власти штата в абсолютной лояльности еврейских беженцев, многие из которых должны были прибыть из Германии. Религиозная и культурная автономия поселенцев не будет направлена на их изоляцию от остальной Австралии. Они органически войдут в в общую экономическую и политическую структуру страны. Все законы штата и Австралийского содружества будут распространяться на жителей Кимберли, включая налогообложение, воинскую повинность и образование. Штейнберг также гарантировал, что беженцы не будут покидать поселения и перебираться в города, где они могли бы стать конкурентами австралийцев на рынке труда. Лига «Свободная Земля» обеспечит соблюдение этого условия, посылая в Кимберли только тех, кто отвечает определённым критериям. Всё это было подкреплено обязательством Лиги полностью оплатить расходы по проекту – от доставки беженцев до создания инфраструктуры.

Смелое и заманчивое предложение Штейнберга вызвало положительный отклик общественности штата. Профессор Уолтер Мэрдок в статье, опубликованной газетой «Вест Острэлиен», отмечал: «Еврейская напористость является в данном случае благоприятной возможностью для Австралии». Член парламента Эдвард Анджело заявил: «Еврейские поселения в Кимберли обеспечат защиту Австралии от вторжения азиатских орд с севера. По моему мнению, предложение доктора Штейнберга можно свести к одному вопросу: кого мы хотим видеть в Австралии – евреев или японцев?» (австралийцы уже понимали, что экспансия Японии на юг – это лишь вопрос времени).

Правительство штата поддержало проект на следующих условиях: 1) Предварительно оно должно само изучить экономический потенциал плато Кимберли; 2) Власти штата должны иметь решающий голос в отборе потенциальных поселенцев; 3) Административную ответственность за благосостояние беженцев должна взять на себя организация, состоящая из уважаемых и состоятельных членов еврейской общины города Перт; 4) Школьные программы будут согласовываться в обязательном порядке с департаментом образования штата.

Штейнберг знал, что в отличие от властей штата, федеральное правительство возражает против любых планов заселения иностранцами компактных районов на этнической основе, о чём ему было заявлено при выдаче въездной визы. Ему было также известно об опасениях, будто бы беженцы из вражеских или оккупированных стран продолжат сохранять двойную лояльность и могут создать шпионскую сеть, действующую в пользу Германии. Учитывая это, он начал не с прямых контактов на федеральном уровне, а с проведения общенациональной компании и рекрутирования сторонников, полагая, что давление общественного мнения поможет изменить позицию правительства.

Неутомимый доктор Штейнберг устраивал многочисленные встречи с видными австралийцами и заручался их подписями под петициями и заявлениями в пользу проекта Кимберли. Список этих людей напоминал справочник «Кто есть кто в Австралии». Среди его сторонников были бывший премьер-министр, член Верховного Суда, архиепископ, председатель национальной радиовещательной комиссии и другие известные лица. В августе 1940 года епископ Сиднея, увлечённый идеей Кимберли, направил специальное письмо министру внутренних дел, предупреждая его о моральных последствиях в случае отклонения предложения Штейнберга и напоминая притчу о добром самаритянине, который вошёл в историю благодаря своему милосердию.

Проект Кимберли получил широкий общественный резонанс. Газета «Сидней Морнинг Геральд» писала: «В мире, где нет свободных земель, мы можем оправдать владение зтим огромным континентом только в том случае, если будем развивать и заселять пустующие территории». Предложение Штейнберга с энтузиазмом поддержали лидеры профсоюзов, которые не рассматривали беженцев как угрозу австралийским рабочим. Австралийский Совет профсоюзов и профсоюзные советы штатов приняли совместную резолюцию в поддержку проекта. Газета «Острэлиан Уоркер» приветствовала её как «щедрый вклад рабочего класса в решение ужасной проблемы беженцев».

Однако многие считали, что проект потерпит неудачу по объективным причинам. Например, исследователь Чарльз Конигрейв, который возглавлял экспедицию в Кимберли за 30 лет до этого, был убеждён, что «европейцы не смогут справиться с тяжёлыми природными условиями района» и что идея Штейнберга служит «хорошим примером неоправданного оптимизма». Были и те, кто опасался, что изолированная община иностранцев спровоцирует расовые конфликты. Другим просто не нравилась идея привлечения в страну больших масс чужеродных иммигрантов. Газета «Сидней Сан» писала, что проект Кимберли идёт в разрез с принципами патриотизма, и требовала, чтобы беженцы, если они прибудут, воспитывали своих детей в патриотическом духе, даже не напоминая им о чуждом происхождении.

Естественно, деятельность Штейнберга подвергалась и открытым нападкам антисемитов. Газета «Бюллетин» предупреждала, что «толпы евреев заполонят австралийские города, даже если им потребуется для этого рыть ходы под проволочными заграждениями». Журнал «Паблицист» запугивал обывателя: «Беспринципные еврейские финансисты будут способствовать проникновению в города большей части поселенцев, где со временем они превратятся в ростовщиков, арендаторов-грабителей, владельцев тотализаторов и предприятий, беспощадно эксплуатирующих рабочих и т.д.».

Но наиболее яростными критиками были сами австралийские евреи, которых проект Кимберли расколол на три группы. Меньшинство рассматривало его как единственный способ спасения европейских евреев и поддержало идею Штейнберга. Подавляющее большинство, так называемые «англо-австралийские евреи», составлявшие наиболее состоятельную часть еврейской общины, заняли враждебную позицию из опасения, что прибытие европейских собратьев нарушит существующий расовый баланс и отразится на их благополучии. Третьей влиятельной группой были члены Сионистской федерации Австралии. Их отрицательное отношение к проекту Кимберли мотивировалось идеологическими соображениями. Они считали, что если беженцам разрешат поселиться на окраине Австралии, то в Палестине никогда не будет создано еврейское государство. Президент федерации Алек Мозель подтвердил в дальнейшем: «Сионисты опасались, что Британия не позволит евреям создать государство в Палестине, если они получат Кимберли. Мы знали, что британское правительство вело в то время двойную игру». Позиция австралийских сионистов была предельно чёткой: для евреев существует только один путь спасения из европейского кошмара – Палестина. Они не считались с тем, что Англия всячески препятствовала их въезду на свою подмандатную территорию, о чём было хорошо известно. В июне 1943 года, когда германская машина уничтожения уже работала на полную мощность, а Англия продолжала свою политику ограничения еврейской иммиграции в Палестину, делегаты 11-й Национальной сионистской конференции в Сиднее единогласно заявили: «Национальным домом и убежищем для миллионов изгнанных европейских евреев может стать только Эрец-Исраэль». Тем самым они сделали всё от них зависящее, чтобы закрыть своим несчастным собратьям путь в Австралию.

Но вернёмся к Штейнбергу. В августе 1940 года, после нескольких месяцев кропотливой и энергичной подготовительной работы, он прибыл в столицу страны Канберру. К тому времени его деятельность получила широкую известность. Но, несмотря на растущее общественное давление в пользу колонизации Кимберли, министр внутренних дел Фолл не был готов отказаться от традиционной политики, запрещающей создание компактных этнических районов для иностранцев. Кроме того, он опасался, что в случае провала колонизации возникнет сложная для правительства проблема беженцев. В меморандуме, переданном кабинету министров 11 ноября 1940 года, он предупреждал: «Если планы освоения Кимберли потерпят неудачу, будет практически невозможно депортировать беженцев в страны исхода, и Австралия будет вынуждена адаптировать их». В конце концов правительство решило отложить принятие решения из-за сложной военной обстановки в Европе и Юго-Восточной Азии (Япония к тому времени вторглась в Индокитай). В письме от 1 февраля 1941 года Фолл сообщил Штейнбергу, что «настоящий момент не является подходящим для рассмотрения Вашего предложения».

Восемь месяцев спустя к власти в Австралии пришло лейбористское правительство, и Штейнберг возобновил свои усилия. На этот раз он не настаивал на немедленных действиях, а лишь просил разрешения на создание колонии в конце войны. В письме премьер-министру Куртину Штейнберг предлагал, чтобы тем временем Лига «Свободная Земля» прислала компетентных экспертов, которые совместно с представителям правительства разработают детальный план колонизации Кимберли. Это позволит избежать трудностей в послевоенный период, когда огромное количество беженцев может хаотически хлынуть в страну. Но власти в Канберре оставались непоколебимы. Ответственный чиновник министерства внутренних дел А .Петерс рекомендовал во внутриминистерском циркуляре проявлять сдержанное отношение к проекту Кимберли: «Я полагаю, было бы опасным на этом этапе поощрять доктора Штейнберга в проведении дальнейшей подготовительной работы, т.к. позднее правительство может придти к выводу, что еврейская колонизация нежелательна в принципе».

В декабре 1941 года, когда Япония атаковала Перл Харбор и война приблизилась к границам Австралии, министр внутренних дел Джозеф Коллинз сообщил Штейнбергу, что «правительство отложило окончательное решение ввиду серьёзного ухудшения обстановки на Тихом океане». Убедившись, что рассмотрение его предложений снова отодвинуто на неопределённое время, Штейнберг решил уехать из Австралии. Перед отъездом он создал два комитета, которые должны были оказывать давление на правительство в его отсутствие. Но, даже находясь за пределами Австралии, Штейнберг продолжал писать премьер-министру, прося его личного вмешательства. В ответ на это Куртин учредил межминистерский комитет для всестороннего изучения вопроса о послевоенной иммиграции. Комитет высказался против проекта Кимберли, о чём Куртин сухо сообщил в письме от 15 июля 1944 года: «Правительство отклонило Ваше предложение ввиду традиционной политики в отношении иностранных поселений в Австралии». Решение правительства вызвало многочисленные протесты в стране – со стороны профсоюзов, СМИ, общественных и религиозных деятелей. Однако они не привели (да и не могли привести) к изменению государственной политики. Штейнберг отказался признать своё поражение, особенно после того, как опрос Гэллапа в 1944 году показал, что 37 % австралийцев поддерживают еврейскую колонизацию Кимберли.

Надежды Лиги «Свободная Земля» окончательно развеялись в 1948 году, когда было создано государство Израиль. Проект Кимберли потерял всякий смысл. Однако чисто академические споры по поводу его осуществления продолжались ещё некоторое время. Противники Штейнберга утверждали, что даже в случае первоначального успеха колония не продержалась бы дольше жизни одного поколения, после чего потомки первых поселенцев перебрались бы в крупные города и смешались с местным еврейским населением. Сторонники проекта считали, что шансы на успех были достаточно велики. Один из них, журналист Руперт Локвуд, даже взял на себя смелость утверждать, что еврейские поселенцы в Кимберли преуспели бы больше, чем в Израиле. Джордж Мелвилл, сопровождавший Штейнберга во время его первой поездки в Кимберли, оставался до конца жизни стойким приверженцем этой идеи и считал, что, отклонив её, Австралия упустила величайшую возможность в своей истории. Эти слова странным образом перекликаются с мнением писателя Исраэля Зангвилла, сторонника угандийского варианта: «Еврейская история – это история упущенных возможностей». Если допустить, что Мелвилл был прав, то этот вывод можно отнести и к Австралии, по крайней мере в том, что касается проекта Кимберли. Добавим, в качестве справки, что в восьмидесятых годах на южной границе плато Кимберли были обнаружены промышленные залежи нефти.

И в заключение, чтобы оценить самоотверженную деятельность Исаака Штейнберга в реальной ретроспективе, следует привести мнение доктора Алана Кроуна, директора архива австралийской иудаики в Сиднее: «Независимо от результатов переговоров Штейнберга с правительством, Сионистская федерация Австралии никогда не допустила бы осуществления его планов».

http://www.elektron2000.com/sokolin_0117.html

 

Кроме того, были и иные варианты для "австралийского Израиля":

Тасманский проект

И в дополнение следует вспомнить о другом проекте тех лет.

 

Кричли Паркер Мл. 1911-1942

Во время пребывания в кце 1939 в Мельбурне Штейнберг познакомился с редактором женской страницы газеты «The Age», активной сионисткой Каролиной Айзексон. Интересно отметить, что через несколько лет её сын Питер стал знаменитым летчиком-бомбардировщиком, кавалером креста Виктории, а впоследствии крупным издателем. Штейнберг в лице Каролины приобрёл верного союзника. В её доме, в свою очередь, он познакомился с Кричли Паркером (Critchley Parker). Кричли, бывший на 11 лет моложе Каролины, тем не менее, страстно в неё влюбился.

Отец Паркера, издатель журнала горнорудной промышленности, был также автором книги “Tasmania: the Jewel of the Commonwealth” (Тасмания: Драгоценность государства), призывавшей к освоению богатств островного штата). Кричли убедил Штейнберга ознакомиться с возможностями Тасмании как убежища для беженцев, а отец Кричли, Паркер-старший, познакомил эмиссара Лиги с премьером Тасмании Козгровом. Тот, заинтересованный в развитии штата, сделал официальное приглашение Штейнбергу, Каролине Айзексон и Паркеру с экспертами посетить Тасманию. Предварительно остановились на безлюдном лесном и гористом районе Port Daley (Дали), в юго-западной Тасмании.

Тасмания и её возможности, как альтернатива Кимберли, заинтересовала Штейнберга, предварительные намётки были одобрены Козгровом, однако эмиссар понимал, что нельзя удержать в одной руке два арбуза, и, стараясь оставить в поле зрения Тасманию, все силы собрал «на главном направлении». В это время Паркер-младший, движимый состраданием к бедствиям европейских евреев, в конце марта 1942 решил самостоятельно отправиться на поиски подходящего места для еврейского поселения в Порт Дали. Не будучи новичком в путешествиях, он плохо подготовился к такому странствию, и, оставшись без спичек и простудившись, погиб в совершенно безлюдной местности, в лесу вблизи горы Маккензи через три недели после начала путешествия. В память о нём осталась его могила недалеко от места гибели да дневник. В последние часы своей жизни этот австралийский Дон Кихот составлял проект устройства в Тасмании «Города Солнца» для еврейских беженцев и прощался со своей возлюбленной.

Еще об "Кимберлийском проекте":

 

 

CХЕМА КИМБЕРЛИ

Предвоенные годы в истории Австралии связаны с попыткой осуществить один из планов территориалистов, как называли тех еврейских деятелей, которые в отличие от сионистов видели решение, полное или частичное, проблемы антисемитизма в переселении европейского еврейства на пустующие земли в другие страны. Это был один из вопросов, который пытались решить на международной Эвианской конференции в 1938. Только Доминиканская республика согласилась тогда создать у себя анклав со значительным еврейским населением, 100 тыс. Однако, экономика этой страны была лишком слабой, а её правитель, генерал Трухильо был ненамного менее кровавым, чем Гитлер. Только полным отчаянием, а также гарантией президента Рузвельта, можно объяснить тот факт, что всё же 750 евреев в последовавшие годы эмигрировали туда и создали на берегу залива Сосуа отличные плантации.

«Лига Свободных Земель», взявшая на себя задачу найти страны, где были бы территории, пригодные для размещения большого количества еврейских эмигрантов, была основана В 1935 в Лондоне. Взоры основателей Лиги Свободных Земель были направлены на Австралию, отвечавшую всем условиям для создания большой еврейской аграрной колонии: малая заселённость, развитая экономика, позволявшая быстро расселить большое количество людей, и демократическое правление. В качестве первоочередного анклава Лига остановилась на районе Восточного Кимберли, на севере Западной Австралии (ЗА), где следовало купить около трёх миллионов гектаров земли, чтобы расселить 75 тыс. беженцев.

Идея австралийского писателя Чарльза Чомли (Charles Henry Chomley, 1868-1942)жившего тогда в Англии, оказала большое влияние на такое решение Лиги. Чомли выпустил в 1936 памфлет под названием: «Богатый Северо-запад Австралии. Призыв к молодёжи, жаждущей приключений». В этом памфлете он призывал освоить эти земли, создав там дороги, фермы, шахты и промышленность. Когда на этот призыв обратила внимание Лига, энтузиазм Чомли увеличился ещё больше. Он начал кампанию по популяризации своей идеи среди евреев, для чего в мае 1938 опубликовал письмо в лондонской газете «Еврейская хроника». В письме он призвал австралийское правительство выделить ответственной еврейской организации восемьдесят тысяч квадратных километров для заселения этой территории еврейскими беженцами.

Между тем, эта идея уже широко обсуждалась в самой Австралии, где вызвала разноречивые мнения. Её защитники утверждали, что нельзя упустить возможность освоить, без участия налогоплательщиков, пустующие земли, пока до этого края не добралась «желтая раса». Однако многие считали рискованным отдать большой район «на откуп» чужеземцам, к тому же существовал большой риск, что если освоение земель закончится провалом, то поселенцы ринутся в города, увеличив армию безработных. В правительстве полагали, что проблема требует тщательного исследования.

После аншлюса Австрии, в марте 1939 было решено послать в Австралию в качестве эмиссара одного из основателей и секретаря Лиги Свободных Земель Айзека Штейнберга.

 

Личность Штейнберга (1888-1957) настолько яркая, что стоит остановиться на нём подробнее. Он родился в Латвии в семье купца. Начальное образование получил в хедере. Поступив в Московский университет и примкнув к эсерам, он вскоре был исключён оттуда и выслан на 2 года в Тобольскую губернию. После ссылки уехал в Германию и защитил магистерскую диссертацию. После возвращения в Россию занимался адвокатской деятельностью и журналистикой. Во время первой мировой войны вёл антивоенную и революционную работу, многократно арестовывался. В 1917 г. работал адвокатом в Уфе, где руководил клубом левых эсеров Уфимской губернии. Он осудил октябрьский переворот, но был избран в состав губернского ревкома комиссаром по земледелию. В декабре 1917 стал наркомом юстиции (министром) Совнаркома РСФСР, возможно единственным, кто соблюдал все законы иудаизма в этом почти полностью еврейском правительстве. Он вышел из состава правительства в знак протеста против заключения Брестского мира. В 1919 он был арестован ВЧК. В 1922 эмигрировал. Жил в Германии, где занимался литературно-издательской деятельностью на русском и идише. Став редактором журнала на идиш, пропагандировал теорию территориализма. После прихода к власти Гитлера эмигрировал с семьёй в Лондон, где стал одним из двух основателей Лиги свободных земель.

Первые шаги в борьбе за проект

Штейнберг очень основательно подготовился к поездке, запасшись рекомендательными письмами лидеров лейбористов Эрнста Бевина и Клемента Эттли к премьер-министру Австралии. Первый из них впоследствии стал министром иностранных дел, а второй – премьер-министром Британии. Ещё из Лондона Штейнберг завёл переписку с владельцем земель в Кимберли Дюраком. У того в это время дела шли неважно, и он мечтал продать свои владения. С другим владельцем тех мест, у которого дела шли успешно, Исадором Эмануэлем, Штейнберг познакомился ещё в Лондоне, куда Эмануэль переехал после того, как 50 лет прожил в Кимберли. Видимо, от него и узнал впервые Штейнберг о возможности создать еврейский анклав в том районе Австралии.

Добравшись до Австралии, в мае 1939, он появился в столице ЗА Перте, где сразу же познакомился с Дюраком, и начал вести агитацию среди элиты штата за создание в районе Кимберли полуавтономной аграрной колонии. Он же стал встречаться с еврейской общественностью, включая благотворительное общество, близко сошёлся с рабби Давидом Фридманом, который успел перед смертью (умер в июне 1939) помочь склонить евреев Перта в пользу проекта Кимберли.

 В Перте у Штейнберга нашлись союзники в лице религиозных деятелей и других конфессий, а также среди преподавателей университета и бизнесменов. Однако его очень настороженно встретил премьер штата Джон Коллинз Уилкок (Willcock). Начавший карьеру кочегаром локомотива, а затем ставший машинистом, лейборист Уилкок отличался умением вести беседу, практической смёткой и … недоверием к образованным людям. К тому же в ЗА в начале 1920-х был неудачный опыт освоения лесистой юго-западной части штата, когда правительство Британии по согласованию с правительством ЗА прислало туда 15 тыс. безработных. Не привыкшие к деревенскому труду, без надлежащего руководства, новые колонисты в своём большинстве вскоре покинули «место приписки». Естественно, что Уилкок не жаждал повторить ошибку прежнего премьера ЗА. Даже когда Штейнберг заверил, что еврейская колония не собирается залезать в карман налогоплательщиков штата, Уилкок ответил только, что «в этом что-то, возможно есть» и обещал содействие в организации группы для исследования возможности создать еврейский аграрный анклав между реками Орд и Виктория.

В эту группу вошли владелец земель в Кимберли Майкл Дюрак с сыном, Штейнберг и молодой учёный из Университета ЗА, агроном Мелвилл, знавший эти места. Группа, преодолев на самолёте за 19 часов свыше 3 тыс. км, прибыла на место, где проехала на вездеходе ещё 1200 км. Они посетили там скотоводческие станции, исследовали обе реки и возможности орошения, взяли почвы дл анализа и сделали много фотоснимков. Позднее Штейнберг писал о своём впечатлении от поездки:

«Я ожидал увидеть безжизненную страну, со скудной природой, безводной голой землей, о чём учёные и эксперты сообщали нам в Лондоне. Здесь была зима, но мы нашли совсем противоположное: цветущую страну, и природу, людей земли, со всеми видами животных».

Подобно Моисею Штейнберг представил себя дарующим от имени единого Бога своему народу Землю Обетованную. Он уже, чуть ли не воочию, представлял себе, как здесь расцветёт цивилизация. Как беженцы-евреи создадут здесь на многоводной реке Орд ирригационную систему, и круглый год будут выращивать фрукты и овощи, пшеницу и рис, как приумножатся здесь многократно тучные стада, как будут построены дороги, фабрики, школы и синагоги. «Средиземноморский климат» с апреля по октябрь в значительной мере искупал очень жаркий климат в остальное время. Путешественники понимали, как благодатно может отразиться развитие этого региона не только на развитии Западной Австралии, но и на экономическом развитии гор. Дарвина, игравшего тогда лишь роль форпоста для северного побережья континента.

Через две недели группа вернулась в Перт, и Штейнберг подготовил для Уилкока меморандум, а Мелвил – доклад, в которых были изложены перспективы района с целью убедить Уилкока в целесообразности принять на эти земли 75 тыс. еврейских беженцев. Для этого следовало сдать эти земли в аренду Лиге Свободных Земель на 99 лет с возможностью продления аренды. Штейнберг также предложил пустить в свободную продажу полмиллиона гектаров земли.

В меморандуме предлагалось заселить эти земли двумя этапами. На первом этапе сюда должны были прибыть опытные квалифицированные рабочие и специалисты, которые построили бы здесь дороги и прочую инфраструктуру. На втором этапе было бы проведено массовое переселение сюда беженцев. В меморандуме Штейнберг опять заверил премьера, что поселенцы ни в коем случае не покинут колонию, и что будет проведен тщательный отбор будущих жителей колонии.

Как раз в это время произошла эпопея с океанским лайнером Сан Луиз с 937-ю немецких беженцев на борту, которых не приняли ни США, ни Куба. Лайнер вынужден был вернуться в Европу. Это вызвало волну сочувствия со стороны многих австралийцев.

Штейнберг продолжал устраивать лекции и встречи с общественностью, агитируя за Кимберли. Ему удалось перетянуть на свою сторону и профсоюзных деятелей в Перте. Тред-юнионы, боясь усиления конкуренции на рынке труда, были традиционными противниками большой иммиграции. В 19-м веке, наряду с китайской и малазийской, еврейская иммиграция была постоянным объектом нападок профсоюзов. На этот раз их орган “Westralian Worker” писал: «Присутствие д-ра Штейнберга в Австралии делает для нас ближе преследования, от которых теперь страдают евреи в тоталитарных странах, и мы не можем оставаться к этому безразличными».

В условиях начавшейся войны

25 августа 1939 Коллинз Уилкок, с рядом оговорок, одобрил присланные ему отчёты, что, в целом, было горячо поддержано общественностью штата. Это был прорыв в сознании этой части австралийцев. Ведь исторически австралийцы поддерживали сохранение однородности нации и всегда выступали против создания каких-либо национальных анклавов. Теперь Штейнбергу предстояло «завоевать» остальную Австралию. Однако 1 сентября немецкие войска вторглись в Польшу. Началась Вторая мировая война.

По сути Штейнберг оказался в трагически парадоксальной ситуации. Начало войны означало неминуемое усиление проблемы еврейских беженцев, ибо появились в массовом количестве беглецы из Польши, а польских евреев, не успевших спастись, безусловно, ждала страшная участь. С другой стороны, Штейнберг ясно осознавал, что в создавшейся обстановке австралийское правительство не сможет заняться в течение какого-то времени проблемой Кимберли. Имевшееся в запасе время нужно было использовать, чтобы убедить Мельбурн, Сидней и Канберру в пользе плана Кимберли для Австралии. И, в первую очередь, еврейскую общественность.

Как это ни удивительно, но, в отличие от Перта, евреи Мельбурна и Сиднея были настроены против плана Кимберли. И для этого было две главных причины. Первая причина заключалась в том, что основную массу евреев на ту пору составляли всё ещё выходцы из Британии. По своей психологии к ним примыкали и выходцы из стран Западной и Центральной Европы. В своей основе они были мало религиозными, но если и оставались ещё в поле воздействия иудаизма и связанных с ним традиций, то полагали, что они, прежде всего британские подданные и австралийцы. Многие из них именно поэтому резко отрицательно относились к политическому сионизму. Их вождём был Айзек Айзекс, генерал-губернатор Австралии в 1931-1936. Они были глубоко ассимилированы, и по языку, одежде, привычкам, образу жизни и даже образу мыслей почти ничем не отличались от коренных австралийцев. Особенно это касалось верхнего слоя еврейского общества. В значительной степени, именно этим можно объяснить то высокое положение, которого удавалось добиться некоторым из них, например, Джону Монашу и Айзеку Айзексу. Приезжавшие в страну беженцы отличались по манерам и одежде, а их английский язык имел сильный немецкий акцент, что ввиду антигерманских настроений, царивших в Австралии, конфузил местных евреев. Те же австралийские евреи, которые были привержены сионизму, полагали, что осуществление плана Кимберли нанесёт большой вред идее сионизма, ибо отвлёчёт часть евреев от Сиона.

Неприятие других евреев евреями коренными было явлением, возникшим не впервые в истории еврейской иммиграции в Австралию. Так было во время первой волны еврейской эмиграции из Российской империи после убийства Александра II и еврейских погромов, последовавших за этим убийством. Хотя тогда на пятый континент прибыло совсем мало восточных евреев. Так было и во время второй волны, после Кишинёвского погрома, когда русские евреи прибыли в значительно большем количестве.

Всё же те евреи в значительной части были местечковыми, людьми зачастую более низкого уровня цивилизации. Евреи-беженцы из нацистской Германии и Австрии, если в чём-то и уступали местным, то только в знании английского и местных условий. Зато очень часто они превосходили местных евреев в культуре и общем образовании. И, тем не менее, неприязнь имела место. Ибо местные евреи, как и всё население Австралии в то время было заражено ксенофобией, неприятием всего чужого. Местные евреи панически боялись, что пришлые евреи явятся причиной усиления антисемитского настроения в обществе, и пытались всеми силами не допустить этого, критикуя приезжих за их “псевдонационализм” и «расизм» и призывали беженцев к скорейшей ассимиляции.

Вот выдержка из инструкции, которую получали они в «Джуиш Вэлфер».

Прежде всего, не следует говорить по-немецки на улицах и в трамвае. Управляйте своим голосом. Старайтесь не выделяться на улице в толпе как группа лиц, громко разговаривающих на иностранном языке… Помните, что благосостояние живущей в Австралии еврейской общины зависит от вашего личного поведения. Отдельные люди воспринимаются как вся община. Ваша персональная ответственность чрезвычайна.

А теперь представьте себе, что вы только что с невероятными трудностями и опасностями добрались до «берега обетованного», вы претерпели страшные мучения и унижения. Чтобы теперь от своих братьев-евреев получить такое предупреждение. И это происходило ещё до нападения Германии на Польшу.

В меморандуме министерства внутренних дел для Джуиш Вэлфер беженцам настоятельно рекомендовалось как можно быстрее освоить английский, а также по возможности англизировать свои имена. Положение крайне осложнилось после 1 сентября 1939, когда Англия, а затем и Австралия объявили войну Германии. Теперь чуть ли не всё население Австралии стало видеть в немецких евреях шпионов. Это ли не горькая насмешка судьбы?! Людей, которые всеми фибрами души ненавидели национал-социализм, отождествляли с его носителями.

Тем не менее, эмиссар Лиги Свободных Земель чаще находил сочувствующих его идее спасения части евреев в Кимберли среди не евреев, чем среди евреев. Это вовсе не значит, что среди евреев Мельбурна и Сиднея не нашлось ярых адептов Схемы Кимберли. Отнюдь! Так среди сорока шести представителей элиты Мельбурна подписавших заявление в газеты с её поддержкой были депутат Федерального парламента полковник Гарольд Коэн и один из наиболее влиятельных в Австралии раввинов Джекоб Данглоу. В Сиднее убеждённым сторонником Схемы оказался влиятельный раввин сионист Лейб Фальк. Некоторые из этих евреев вначале были против Схемы, но Штейнбергу удалось их переубедить. Это были, например, депутат парламента штата Виктория Арчи Майклис (Archie Michaelis), позднее ставший сэром, лидер сионистского движения в Мельбурне д-р Леон Йона (Jona) и крупный бизнесмен и сионист Самуэл Уинн (Wynn). Но всё же гораздо больше в среде евреев было противников Схемы, особенно среди руководства еврейских организаций. В итоге основные еврейские организации Австралии высказались против. В том числе высказалось против Схемы и Джуиш Вэлфер Сэсаети. Противником Схемы оказался влиятельный глава Департамента Внутренних дел федерального правительства Джозеф Карродус (Carrodus), ведавший вопросами иммиграции. Ещё до приезда в Австралию Штейнберга он заявил, что его департамент не будет иметь дел «с любым еврейским обществом, пока оно не свяжется с Джуиш Вэлфер Сэсаети и не получит от него одобрение».

Отказ

А теперь позвольте забежать несколько вперёд. Позиция главы Департамента Внутренних дел явилась одной из причин того, что, после многочисленных проволочек, вызванных не только войной, но и противодействием осуществлению Схемы на всех этапах её рассмотрения, премьер-министр Джон Куртин (Curtin, 1885-1945) сообщил Штейнбергу в октябре 1943: Схема Кимберли должна рассматриваться в контексте послевоенного развития, и что для этого создана межведомственная комиссия.

В марте 1944, почти через пять лет после появления Штейнберга в Австралии (к этому времени бывший нарком уже год как вернулся к семье в Канаду), наконец была создана межведомственная комиссия для рассмотрения Схемы. Решение комиссии осталось не известным. Но известны высказывания некоторых её членов. Так представитель Службы безопасности отметил отрицательный опыт создания немецкой колонии в Южной Австралии и итальянской – в Северном Квинсленде. Известно, что немецкие колонисты в ЮА доставили много забот и тревог своими прогерманскими настроениями во время 1-й Мировой Войны, и, особенно - во время 2-й Мировой войны. Большую опасность представила собой значительная концентрация итальянцев в Северном Квинсленде во время Второй мировой войны, когда австралийцы со дня на день ожидали высадки японцев на побережье Квинсленда. Глава Департамента Внутренних Дел Карродус, хорошо знавший район Кимберли, заявил, что сомневается, как изолированное поселение сможет выжить из-за непомерных цен и трудностей сбыта своей продукции. Он утверждал, что из-за этого поселение будет обречено на экономический упадок и его жители постепенно переместятся в крупные города.

Комитет отверг идею Кимберли и предупредил правительство, что создание поселения, состоящего из представителей одной этнической группы, неминуемо в перспективе приведёт к тому, что его жители не станут австралийцами.

15 июля 1944 премьер-министр Австралии Джон Куртин ответил Штейнбергу, что внедрение Схемы означало бы «отход от долговременной политики и создание в Австралии чужеродного поселения особого типа в угоду Лиге Свободных Земель».

Опрос общественного мнения, проведенный незадолго до этого, показал, что 37 процентов австралийцев поддержали Схему Кимберли. Этого, однако, оказалось недостаточно.

http://litbook.ru/article/1485/

Развилка, как я понимаю, либо в некотором изменении позиции крупнейших австралийских еврейских организаций- надо с персоналиями поиграть- либо в создании дополнительных трудностей в создании Израиля в Палестине- проиграть "Войну  за независимость" чтоли. Тем более, что определенные переговоры велись и после 1948:

However even after Israel was created Steinberg tried once more - unsuccessfully - approaching the newly re-elected Robert Menzies in 1950.

But Menzies replied that the idea ran contrary to his government's policy of assimilation aimed at achieving " the ideal of one Australian family of peoples, devoid of foreign communities."

http://workers.labor.net.au/136/c_historicalfeature_kimberleys.html

Предположим, в общем, что вместо Палестинского  был создан Австралийский Израиль. Палестина осталась арабской, арабский восток потерял свое главное пугало и окончательно погряз в своих местечковых разборках. И это все о нем.

В то же время Австралийский Израиль, как автономная часть  Австралийского Союза креп и развивался. Полагаю, что Кимберлийский вариант все же интереснее Тасманийского. Думаю, что  нация, успешно возделавшая пустыню на Ближнем Востоке, не пропадет и в северо-западной Австралии- хотя местечко то еще. С местным населением, думаю, рано или поздно общий язык будет найден. Возможно даже будет образован отдельный штат, типа Юты- с преобладающей этноконфессиональной спецификой, но и с крупными вкраплениями иных национальностей.

Конечно, есть проблема в том, что тут Израиль не будет выглядеть "осажденной крепостью", а значит есть опасность растратить его "боевой дух", традиции ЦАХАЛ и Моссад так и не будут созданы. С другой стороны определенный боевой опыт уже есть, а применение ему найти можно, например, в соседней Индонезии- точнее в Западном Папуа, где еврейские "добровольцы" могут на свой страх и риск помочь голландцам отстоять эту территорию от индонезийцев.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это где-то здесь:

a3006ab1fbba.jpg

62b435ea3719.jpg

7e63b04cfe1a.jpg

2c4828d05528.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

 

либо в создании дополнительных трудностей в создании Израиля в Палестине- проиграть "Войну  за независимость" чтоли.

В этом мире наличие или отсутствие еврейской автономии в Австралии будет совсем не главным отличием от нашего. Это уж точно.))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

будет совсем не главным отличием от нашего

Да. Но меня в данной теме это не интересует.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

основная реальная проблема отнюдь не в еврейских персоналиях. Требовалось желание австралийского правительства (ну например под давлением англии с целью перенаправить поток эмигрантов подальше от Палестины). И чтоб где то с 33г открыли ворота для массовой эмиграции евреев, а Эвианская конференция вместо реальной болтологии скинулась на денежку для обустройства на пустом месте. Им это даже удобнее, чем пускать к себе. Иначе как в реальности все равно после войны поедут в Израиль. 

 

есть проблема в том, что тут Израиль не будет выглядеть "осажденной крепостью", а значит есть опасность растратить его "боевой дух", традиции ЦАХАЛ и Моссад так и не будут созданы.

А зачем? Как говорят на многочисленные примеры если защищаться не надо, если врагов со всех сторон нет, то достаточно быстро примутся вживаться в местный менталитет. Да и сидеть в одном конкретном штате не станут, если не оградить колючкой. 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да и сидеть в одном конкретном штате не станут, если не оградить колючкой.

Конечно, многие будут разбегаться, но думаю многие и  останутся в Кимберли. Особенно если как-то законодательно закрепить, что они обязаны не только поселиться на этой земле, но и развивать ее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вильям Дампьер, первый англичанин, побывавший здесь в1688 году

 

Английский пират с французской фамилией.....

 

А по Теме - для Израиля не в Палестине нужно Развилку делать пораньше.....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

в Западном Папуа, где еврейские "добровольцы" могут на свой страх и риск помочь голландцам отстоять эту территорию от индонезийцев

А ну как помогут?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Чтоб два раза не вставать новую микротему не начинать...
Мыслится в рамках A2WW.
Не получится ли договориться с Муссолини о трансфере евреев в Эфиопию. Сами итальянцы, насколько понимаю, туда не ринулись, а вот евреи уже достаточно напуганны, что бы уехать.
Дуче, опять же, может расчитывать на возможность, с эфиопского плацдарма устроить англичанам весёлую жизнь в Палестине. Ну - в смысле - ещё более весёлую...

Изменено пользователем kinhito

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не получится ли договориться с Муссолини о трансфере евреев в Эфиопию.

Данная тема мне интересна в контексте прежде всего истории Австралии, а не евреев.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

 Я подозреваю,что никак не повлияет.Биробождан, только теплый.Его природные условия и расположение намного хуже,чем в Палестине, если оно до сих пор не освоено.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

если оно до сих пор не освоено

Оттого и не освоено, что некому было осваивать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

.Его природные условия ....намного хуже,чем в Палестине

???

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Его природные условия и расположение намного хуже,чем в Палестине

http://royallib.com/book/chabon_maykl/soyuz_evreyskih_polismenov.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас