Отдельный Железнодорожный Корпус Российской Империи


13 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Железнодорожные войска

Железнодорожные части впервые были учреждены 6 августа 1851 г. по приказу императора Николая I. В соответствии с документом «Положения о составе управления С.-Петербурго – Московской железной дороги» было сформировано 14 отдельных военно-рабочих, две кондукторские и одна телеграфическая роты. Общая численность достигла 4340 чел. Задачей первых военно-железнодорожных подразделений стала поддержка рабочего состояния железнодорожных путей, переездов, мостов, а также их охрана.

Железнодорожные части вошли в состав инженерных войск начиная с момента их создания в 1870 году. Сначала в виде железнодорожных команд, а с 1876 года — железнодорожных батальонов. Железнодорожные части входили в состав инженерных войск до 1908 года включительно. Затем они были выделены в самостоятельную категорию и подчинены службе военных сообщений (ВОСО) Генерального штаба.

Во время русско-турецкой войны (1877—1878 годов), личный состав обеспечивал непрерывное снабжение соединений русской армии по построенному ими же железнодорожному участку Бендеры — Галац.

8.09.1886 г. полковником князем Тумановым Г.Е. начато формирование железнодорожной бригады в составе 2-го, 3-го и 4-го железнодорожных батальонов. С 15.01.1887 года по 17.09.1889 года бригадой командовал генерал-майор князь Туманов Георгий Евсеевич.

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но правительство России, опасаясь усиления иностранного влияния в Сибири и на Дальнем Востоке, отклонило предложения иностанных капиталистов и решило строить дорогу на средства казны.

Были ли конкретные предложения по привлечению частного капитала?ЕМНИП,владельцы Анжеро-Сундженских копей рассматривали предложения по участию в постройке дороги(разумеется в своих интересах).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Железнодорожные батальоны на 1889 год

1-й железнодорожный батальон

Старшинство – 16.05.1878 г. Полковой праздник – 6 декабря

1. Организация

16.05.1878 г. – сформирован в Москве 1-й железнодорожный батальон в составе 2-х строительных и 2-х эксплуатационных рот. Включен в состав 1-й саперной бригады.

12.05.1881 г. – батальон назначен на службу охраны во время высочайших путешествий по железным дорогам и поручена постоянная охрана участков железнодорожных линий, соединяющих СПб. и загородные резиденции.

не участвовал.

3. Командиры и шефы

Командиры:

16.05.1878-13.02.1879 гг. – полковник Махотин Николай Антонович?

16.05.1878-29.07.1879 гг. – полковник Басов Павел Николаевич?

29.07.1879-3.03.1891 гг. – полковник Албертов Леонид Маркович

4. Знаки отличия

Вензель Императоров Александра III и Владимира I, напоминающие о службе батальона (с 1881 г.) по охране во время Высочайших путешествий по железной дороге. Под вензелями лента, на которой рельефная надпись: «1 железнодорожный полк».

5. Полковая церковь

Церковь 1-го Железнодорожного полка помещается в отдельном здании, принадлежащем инженерному ведомству (подле Семеновского плаца). Здание церковное – просторное, светлое, – бывший зал гимнастических упражнений. По штату, при церкви положен: один священник. Церковь в настоящее время только начала устраиваться.

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

2-й железнодорожный батальон

Старшинство – 25.04.1877 г. Полковник праздник – 16 августа.

Дислокация – м. Барановичи (Полесская ж.д.).

1. Организация

25.04.1877 г. – сформирован 2-й железнодорожный батальон в составе 2-х строительных и 2-х эксплуатационных рот. Включен в состав 2-й саперной бригады

9.08.1886 г. – сформирована 5-я кадровая рота

2. Боевые походы

1877-78 гг. – участвовал в русско-турецкой войне: приводил в порядок южно-турецкую железную дорогу, захваченную авангардом генерала Скобелева.

3. Командиры и шефы

Командиры:

7.04-14.06.1877 гг. – полковник Махотин Николай Антонович

...

4. Знаки отличия

Нагрудный знак

5. Церковь батальона

Именовалась церковью железнодорожной бригады (сформирована из 2-го, 3-го и 4-го железнодорожных батальонов).

Церковь устроена в 1890 году в деревянном здании – столовой батальона, с пристройкою к восточной стороне алтаря. Св. Престол – во имя Святого блаженного Николая Качанова (27 июля). Вмещает до 700 человек.

По штату при церкви положен: один священник.

3-й железнодорожный батальон

Старшинство – 3.12.1876 г. Батальонный праздник – 8 ноября

Дислокация – Барановичи Минской губ.

1. Организация

12.11.1876 г. – сформирован в Москве военно-дорожный батальон из 2-х строительных и 2-х эксплуатационных рот.

3.12.1876 г. – 3-й железнодорожный батальон. Включен в 3-ю саперную бригаду.

9.08.1886 г. – при батальоне сформирована 5-я кадровая рота.

2. Боевые походы

1880-90-е гг. – участвовал в сооружении Луцкой железной дороги.

3. Командиры и шефы

Командиры

5.11-18.12.1876 гг. – полковник Махотин Николай Антонович

3.04.1878-17.09.1889 гг. – полковник Сытенко Михаил Абрамович

4. Знаки отличия

Нагрудный знак

Жетон «В память сооружения Луцкой железной дороги»

Утвержден – 16.06.1891 г.

Серебряный.

Аверс. Серебряный рельс, увенчанный золотой короной. В центре – два перекрещенных погона красной эмали с золотой пуговицей, кантом и золотыми надписями на них: «ЗЖ» и «4Ж».

Реверс. Вырезается звание, имя, отчество и фамилия владельца жетона.

На право ношения жетона выдавалось свидетельство:

«Свидетельство. Дано сие ... в том, что он принимал участие в постройке Луцкой железной дороги, вследствие чего ему предоставлено право на ношение жетона этой дороги по утвержденному образцу, с тем, чтобы таковый при ношении не был выставляем.

... дня 1891 г. С.Петербург.

Заведывающий Постройкой Начальник по передвижению войск и военных грузов, Генерального Штаба Генерал-Майор – подпись. Делопроизводитель, Генерального Штаба Полковник – подпись».

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Дополню сам себя..

Анжерские угольные копи, в отличие от Судженских, были государственными.Предприимчивый владелец Судженских копей Михельсон сумел захватить заявки на поставку каменного угля для Сибирской железной дороги. Его угольные склады находились в Омске, Бийске, Барнауле. Качественный уголь Судженского месторождения использовался и на Самаро-Златоустовской железной дороге.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

4-й железнодорожный батальон

Старшинство – 6.08.1877 г. Батальонный праздник – 24 апреля

Дислокация – ...

1. Организация

6.08.1877 г. – сформирован 4-й железнодорожный батальон в составе 2-х строительных и 2-х эксплуатационных рот. Включен в состав 4-й саперной бригады.

9.08.1886 г. – при батальоне сформирована 5-я кадровая рота.

2. Боевые походы

1880-90-е гг. – участвовал в сооружении Луцкой железной дороги.

3. Командиры и шефы

Командиры

...

Шефы

10.08-29.11.1877 гг. – полковник Махотин Николай Антонович

4. Знаки отличия

Жетон «В память сооружения Луцкой железной дороги»

Утвержден – 16.06.1891 г.

Серебряный.

Аверс. Серебряный рельс, увенчанный золотой короной. В центре – два перекрещенных погона красной эмали с золотой пуговицей, кантом и золотыми надписями на них: «ЗЖ» и «4Ж».

Реверс. Вырезается звание, имя, отчество и фамилия владельца жетона.

На право ношения жетона выдавалось особое свидетельство:

«Свидетельство. Дано сие ... в том, что он принимал участие в постройке Луцкой железной дороги, вследствие чего ему предоставлено право на ношение жетона этой дороги по утвержденному образцу, с тем, чтобы таковый при ношении не был выставляем.

... дня 1891 г. С.Петербург.

Заведывающий Постройкой Начальник по передвижению войск и военных грузов, Генерального Штаба Генерал-Майор – подпись. Делопроизводитель, Генерального Штаба Полковник – подпись».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

1-й Закаспийский железнодорожный батальон

Старшинство – 25.12.1880 г. Батальонный праздник – 8 ноября.

Дислокация ...

1. Организация

12.04.1880 г. – сформирован 1-й резервный железнодорожный батальон в составе одной роты.

20.06.1880 г. – батальон приведен в 2-х ротный состав.

25.12.1880 г. – переформирован в 4-хротный состав.

23.04.1885 г. – 1-й Закаспийский железнодорожный батальон.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Князь Туманов Георгий Евсеевич

post-9382-0-70831200-1378119734_thumb.jp

16.03.1839 г. – 30.05.1901 г.

Православный. Женат, 2 детей (на 1890-1901 гг.)

Участвовал в кампании 1861 г., в боевых действиях против кокандцев в 1864 г. (в составе Зачуйского отряда участвовал в штурме крепостей Аулиеэ-ата, Чемкент), в русско-турецкой войне 1877-78 гг.

Образование: 1-й кадетский корпус (1857, прапорщиком во 2-й саперный батальон).

Чины: вступил в службу прапорщиком (Выс. пр. 6.06.1857), подпоручик (ст. 18.09.1860), поручик (ст. 27.10.1861), подпоручик гвардии (ст. 8.10.1863), поручик гвардии (ст. 19.04.1864), штабс-капитан гвардии (ст. 31.03.1868), капитан гвардии (ст. 7.04.1871), полковник гвардии (ст. 30.08.1873), генерал-майор за отличие по службе со ст.15.01.1887 (Выс. пр. 1886), генерал-лейтенант «за отличие по службе» (Выс. пр. ст. 14.05.1896).

Прохождение службы: во 2-м саперный батальоне (1857-1863), в лейб-гвардии Саперном батальоне (1863), командирован в распоряжение генерал-губернатора Западной Сибири (1864), командир роты – 4 г. 6 м., командир 1-го саперного батальона (4.04.1875-2.10.1877), командир 1-го Кавказского саперного батальона (2.10.1877-15.01.1887), поручено формирование железнодорожной бригады (1886), начальник железнодорожной бригады (15.01.1887-17.09.1889), начальник 5-й саперной бригады (17.09.1889-21.02.1896), командующий 32-й пехотной дивизией (21.02.-21.02.1896), начальник 32-й пехотной дивизии (21.02.1896-19.12.1897), начальник 5-й пехотной дивизии (19.12.1897-2.06.1901), уже после смерти вышел Выс. пр. об увольнении от службы с мундиром, пенсией и производством в генералы от инфантерии (2.06.1901).

Награды:

Орден Св. Анны III степени с мечами и бантом (Выс. пр. 1864).

Орден Св. Владимира IV степени с мечами и бантом (Выс. пр. 1864).

Орден Св. Станислава II степени (Выс. пр. 1865).

Императорская корона к Ордену Св. Станислава II степени (Выс. пр. 1865).

Орден Св. Анны II степени (Выс. пр. 1874).

Орден Св. Владимира III степени с мечами (Выс. пр. 1879).

Орден Св. Станислава I степени (Выс. пр. 1891).

Орден Св. Анны I степени (Выс. пр. 1899).

Знак отличия беспорочной службы «XL лет» (1899).

Иностранные награды: прусский орден Короны 3-й ст. (1873).

Прочие сведения: Представлялся Имп. Александру II с трофеями, взятыми при штурме Чимкента.

Числился в списках 1-го Кавказского саперного батальона (на 1.05.1890-30.05.1901).

Сочинения:

1. Действия Зачуйского отряда // Инженерный журнал, 1865.

2. Саперные работы в поле // Инженерный журнал, 1870.

3. Мысли по поводу требований относительно занятий саперных батальонов в мирное время // Инженерный журнал, 1880.

4. Траншейные работы и постройка осадных батарей // Инженерный журнал, 1882 – удостоена премии.

5. По поводу статьи «О полевой фортификации и полевых укреплениях» // Военный сборник, 1871.

6. По поводу «Временного наставления по самоокапыванию малой лопатою» // Военный сборник, 1880.

7. По поводу «Обучение саперных пехотных команд» // Военный сборник, 1884.

8. Траншеи и сомкнутые укрепления // Военный сборник, 1886.

9. О практическом курсе стрельбы полевой артиллерии // Русский инвалид, 1885.

10. Справочная книга по полевой фортификации и по военным сообщениям для саперных офицеров, СПб., 1875.

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

17 сентября 1889 года

Высочайший Указ Государя Императора Владимира I «Об учреждении Отдельного Железнодорожного Корпуса»:

«I. Состоящие ныне в Инженерном корпусе военного ведомства железнодорожные батальоны выделить из оного в Отдельный Железнодорожный Корпус.

II. Подчинить Железнодорожный Корпус Министру путей сообщения с присвоением ему звания Шефа Отдельного Железнодорожного Корпуса, с наделением ему прав по управлению сим корпусом. В строевом отношении корпус подчиняется Военному министру.

III. Учредить должность Командира Отдельного Железнодорожного Корпуса и штаб сего корпуса, согласно прилагаемому штату Управления Отдельного Железнодорожного Корпуса...»

В мирное время на части корпуса возлагается выполнение наиболее сложных задач по строительству и реконструкции железных дорог военного назначения под руководством главных инженеров Министерства путей сообщения, в военное время – охрана, эксплуатация и восстановление железных дорог военного назначения.

В соответствии с Указом:

1. На основе железнодорожной бригады формируется Отдельный Железнодорожный Корпус в составе:

Штаб корпуса – г. Санкт-Петербург.

Собственный Его Императорского Величества железнодорожный батальон (формируется из 1-го отдельного железнодорожного батальона).

1-я железнодорожная бригада – г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский военный округ (формируется из кадров 1-го отдельного железнодорожного батальона).

2-я железнодорожная бригада – г. Барановичи, Виленский военный округ (формируется из кадров 2-го железнодорожного батальона).

3-я железнодорожная бригада – г. Луцк, Киевский военный округ (формируется из кадров 3-го железнодорожного батальона).

4-я железнодорожная бригада – г. Бендеры, Одесский военный округ (формируется из кадров 4-го железнодорожного батальона).

5-я железнодорожная бригада – г. Смоленск, Московский военный округ (формируется из 5-й (кадровой) роты 2-го отдельного железнодорожного батальона).

6-я железнодорожная бригада – г. Варшава, Варшавский военный округ (формируется из 5-й (кадровой) роты 3-го отдельного железнодорожного батальона).

Туркестанская железнодорожная бригада – г. Ташкент, Туркестанский военный округ (формируется из кадров 1-го и 2-го Закаспийских железнодорожных батальонов).

1-я Сибирская железнодорожная бригада – г. Омск, Омский военный округ (формируется из кадров 1-го отдельного железнодорожного батальона).

2-я Сибирская железнодорожная бригада – г. Иркутск, Иркутский военный округ (формируется из кадров 2-го железнодорожного батальона).

3-я Сибирская железнодорожная бригада – г. Владивосток, Приамурский военный округ (формируется из кадров 3-го железнодорожного батальона).

2. Командующим Отдельного Железнодорожного Корпуса назначен генерал-майор Князь Туманов Георгий Евсеевич.

Шефом Отдельного Железнодорожного Корпуса назначен Министр путей сообщения действительный статский советник Витте Сергей Юльевич.

3. Для укомплектования командным составом формируемых частей по согласованию с Министром путей сообщения разрешается принять на военную службу в Отдельный Железнодорожный Корпус инженеров путей сообщения с присвоением воинских чинов, равных чинам Корпуса инженеров путей сообщения.

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Справочно...

Дополнительная информация: 2-й Закаспийский Железнодорожный батальон, старшинство с 1885 г., батальонный праздник 15 мая. Формирование батальонов было вызвано необходимостью как строительства железных дорог на дальних окраинах России, так и обеспечения их охраны и эксплуатации. Вначале для строительства Закаспийской железной дороги в 1880 году был сформирован 1-й резервный железнодорожный батальон (впоследствии 1-й Закаспийский железнодорожный батальон). 30-го августа 1884 состоялось высочайшее повеление строить железную дорогу дальше Кизил-Арвата к Асхабаду, а потом решено было продолжить её и до Самарканда. По высочайшему повелению, состоявшемуся 22 апреля 1885 года, постройка дороги возложена на генерала Анненкова. Для участия в постройке был сформирован в Москве 23 апреля 1885 года 2-й Закаспийский железнодорожный батальон. Первым командиром 2-го Закаспийского железнодорожного батальона был назначен генерального штаба полковник Андреев. Вследствие политических осложнений на нашей Средне-Азиатской границе, постройка указанных участков должна была производиться с возможной скоростью.Так же как и при постройке первого участка, чинами 2-го Закаспийского железнодорожного батальона производились главным образом работы по укладке пути. Во время работ чины батальона также помещались в двухэтажных вагонах “укладочного поезда”. В этом же поезде во все время работ помещался и главный строитель дороги генерал Анненков. Особенно труден был в работе песчаный участок между Мервом и Чарджуем. Комплектование батальонов местного значения (1 и 2-й Закаспийские железнодорожные батальоны) проводилось: офицерами — на общих основаниях, нижними чинами — по распоряжению Главного штаба, которым определялось, сколько в числе новобранцев должно быть людей, уже знакомых с железнодорожным делом или другими, но могущими быть полезными на железной дороге, специальностями. Штат включал 25 офицеров, из них 3 штаб — и 23 обер-офицера, 1045 строевых и 67 нестроевых нижних чинов. В строевом отношении батальоны подчинялись начальнику Закаспийской железной дороги, который пользовался в отношении них правами начальника бригады. 17-го августа 1887 года последовало распоряжение 2-му Закаспийскому железнодорожному батальону вновь приступить к дальнейшей укладке железнодорожного пути от ст. Мерв к Самарканду. 15-го мая 1888 года, ввиду окончания укладки рельсового пути на Самаркандском участке Закаспийской военной дороги, приказом по округу разрешено открыть сквозное движение между ст. Узун-Ада в Самарканд. Действительно, ни на одну железнодорожную часть в мире не выпадало еще такой славной, широкой, большой и трудной деятельности.И эта деятельность покрыла бессмертной славой Закаспийские железнодорожные батальоны. Постройка Закаспийской военной железной дороги явилась первым опытом постройки такой огромной магистрали военным ведомством. Средняя скорость укладки пути была около 1,5 верст в сутки. Средняя стоимость одной версты дороги, на протяжении 1343 верст от Узун-Ада до Самарканда была 33.500 рублей. Успехам железнодорожного строительства в России был посвящен роман Ж. Верна «Клодиус Бомбарнак», опубликованный в конце 1892 г. Рассказ там ведется от имени французского репортера, совершающего путешествие от порта Узун-Ада на Каспийском море до Пекина по Трансазиатской магистрали, будто бы незадолго до этого построенной русскими. На самом деле такой магистрали еще не существовало. Воображение романиста объединило итоги строительства Закаспийской железной дороги в 1880—1888 гг. и проекты Великой Сибирской магистрали (сооружение которой было начато в 1891 —1892 гг.). Характерно, что Ж. Верн провел часть своей Трансазиатской магистрали по китайской территории. Тогда этот вопрос не поднимался ни в отношении Закаспийской, ни в отношении Сибирской дороги. Переговоры с Китаем о проведении последнего участка Транссибирской магистрали через Маньчжурию начались только в 1895 г. Дорога, получившая название Китайско-Восточной, была построена к 1903 г., став новым достижением русского инженерного искусства.

В строевом отношении корпус подчиняется Военному министру.

По аналогии с отд.корпусом пограничной стражи целесообразно желдоркорпус подчинить МПС(тем более и шефом является министр путей сообщения).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Уточнено

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вопрос-как быть с отдельными железнодорожными ротами,крепостными железнодорожными ротами(в частности, с Кронштадтской)?

Возможно-с подчинением оных бригадам.входящим в свою очередь в состав вновь образованного корпуса.А возможно-с подчинением на местах(инженерным управлениям в округах,например)и с переименованием(чтобы не вышло путаницы)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вопрос-как быть с отдельными железнодорожными ротами,крепостными железнодорожными ротами(в частности, с Кронштадтской)?

Возможно-с подчинением оных бригадам.входящим в свою очередь в состав вновь образованного корпуса.А возможно-с подчинением на местах(инженерным управлениям в округах,например)и с переименованием(чтобы не вышло путаницы)

Думаю, стоит подчинить их командирам бригад, с сохранением, где это необходимо, мест дислокации, где нет постоянной потребности в них - задачи решать силами рядом дислоцирующихся батальонов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас